Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Подготовлен новый вариант законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения

AAresTT / Shutterstock.com

Разработанный группой депутатов во главе с Сергеем Мироновым документ 1 вчера был внесен в нижнюю палату парламента.

[1]

Законопроектом предусмотрено введение прогрессивной шкалы НДФЛ. В частности, планируется повысить на 5% (с 13% до 18%) размер подоходного налога для граждан с годовым доходом от 24 млн руб.

Предполагается, что совокупный доход физлиц, которые подпадают под действие предлагаемого законопроекта, составляет около 4 трлн руб. По подсчетам парламентариев, повышение ставки НДФЛ с 13% до 18% для этой категории граждан увеличит налоговые поступления на 200 млрд руб.

В обоснование своей инициативы депутаты ссылаются на положительный зарубежный опыт – например, в Германии доходы свыше 250 тыс. евро облагаются налогом по ставке 45%. В Великобритании тот же размер ставки действует на доходы от 150 тыс. фунтов.

«В целом, в большинстве развитых стран средняя ставка налога при сверхдоходах начинается от 50%. А у нас при возрастающем уровне бедности и вопиющем социальном расслоении богатые граждане платят все те же комфортные 13%. Повышение НДФЛ всего на 5% они переживут. Нам необходимо сокращать ту социальную пропасть, которая угрожает поглотить само государство. Убежден, что прогрессивное налогообложение – первый шаг от этого провала. Шаг к справедливой экономике», – отметил Сергей Миронов.

От чего зависит размер налоговой ставки по НДФЛ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, инициативы о введении прогрессивной шкалы налогообложения неоднократно вносились в Госдуму. При этом предлагались различные размеры годового дохода для применения повышенной ставки НДФЛ – 400 тыс. руб., 24 млн руб., 5 млн руб. в год и т. д.). Но ни один законопроект не был принят.

Авторы идеи в ходе обсуждения вопроса введения прогрессивной шкалы подоходного налога заявляли, что для уменьшения социального разрыва в обществе необходимо реализовать две меры: освободить от уплаты налогов людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, а также уменьшить налоги для малоимущих и увеличить для «олигархов».

Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект № 427315-7, предусматривающий введение с 01.01.2019 прогрессивной (т. е. возрастающей) шкалы налога на доходы физлиц (НДФЛ):

Размер дохода (в год)

Сумма и ставка налога

Свыше 100 тыс. руб. до 3 млн руб.

5 тыс. руб. + 13% от суммы сверх 100 тыс. руб.

Свыше 3 млн руб. до 10 млн руб.

382 тыс. руб. + 18% от суммы сверх 3 млн руб.

Свыше 10 млн руб.

1,642 млн руб. + 25% от суммы сверх 10 млн руб.

Плоская шкала (13%) была введена в 2001 году в целях легализации теневых доходов для дальнейшего их инвестирования в экономику страны. Эта цель не была достигнута, подчеркивают авторы законопроекта. Капиталы продолжают выводиться за рубеж.

[3]

Отметим, что в августе 2016 года четверо депутатов внесли законопроект № 1148107-6 с предложением шкалы с «разбегом» от 0 до 70%. Проект, который многие считали заведомо нереалистичным, был отклонен в октябре 2017 года в первом чтении.

[2]

Среди сложностей реализации прогрессивной шкалы называют затруднения с отслеживанием размера доходов граждан, получающих доход из нескольких источников. Но с развитием электронных форм отчетности это может оказаться проще, нежели ранее.

Налоговое бремя частично облегчается применением вычетов — см. статью на нашем сайте «Возврат 13 процентов за медицинские услуги» , информацию о нюансах вычета по затратам на жилищное строительство и другие материалы рубрики «НДФЛ» .

Госдума отклонила три законопроекта о введении прогрессивной шкалы подоходного налога

Первый законопроект предусматривает снижение ставки НДФЛ с 13 проц до 5 проц для граждан с доходом менее 60 тыс рублей в год. Для доходов граждан от 60 тыс до 600 тыс рублей в год ставка налога составит 15 проц, от 600 тыс до 3 млн рублей – 25 проц, от 3 млн до 12 млн рублей – 35 проц, свыше 12 млн рублей – 45 проц.

Второй законопроект освобождает граждан, получающих доход ниже регионального прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. При этом вводится прогрессивная шкала ставок НДФЛ в размере от 10 проц для доходов до 120 тыс рублей до 45 проц для доходов свыше 2,9 млн рублей. Законопроект также предусматривает увеличение размеров стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Одновременно устанавливаются ограничения в отношении ряда доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

Третьим законопроектом /справороссов/ предлагается, с одной стороны, увеличить не облагаемый минимум доходов граждан за счет повышения размеров стандартных налоговых вычетов, с другой — ввести прогрессивную шкалу налогообложения НДФЛ по доходам, превышающим 3 млн рублей в год на одного человека. Для доходов граждан до 3 млн рублей включительно ставка налога составит 13 проц, свыше 3 млн, но не более 15 млн рублей — 390 тыс рублей плюс 25 проц с суммы, превышающей 3 млн рублей, свыше 15 млн рублей, но не более 30 млн рублей – 3,39 млн рублей плюс 35 проц с суммы, превышающей 15 млн рублей, свыше 30 млн рублей – 8,64 млн рублей плюс 50 проц с суммы, превышающей 30 млн рублей.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выступил против принятия законопроектов, предусматривающих отказ от пропорционального налогообложения в пользу прогрессивной шкалы ставок НДФЛ. Бюджетный комитет считает, что введение прогрессивной шкалы может привести к снижению общей инвестиционной привлекательности России и ухудшению налоговых условий для формирующегося среднего класса. Кроме того, это существенно увеличит затраты на администрирование НДФЛ и создаст дополнительные стимулы для оттока из страны высококвалифицированных специалистов.

Член бюджетного комитета Николай Гончар, озвучивая позицию комитета, отметил, что введение единой ставки НДФЛ в размере 13 проц для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков с 2001 года способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и, в связи с этим, увеличению налоговой базы. «Существующая на сегодняшний день система налогообложения НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем как интересы налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ, — заявил депутат. — Ее введение с 1 января 2001 года и неизменность в течение последних лет стали одним из признаков упрощения и стабильности законодательства РФ о налогах и сборах, она является фактом инвестиционной привлекательности РФ.

Читайте так же:  Договор купли-продажи мотоцикла - бланк

Правительство РФ также не поддержало принятие законопроектов.

Госдума отклонила ряд законопроектов о введении прогрессивной шкалы НДФЛ

МОСКВА, 12 октября /ТАСС/. Госдума отклонила в первом чтении четыре законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога.

Законопроекты были подготовлены оппозиционными фракциями — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». Документы были рассмотрены как приоритетные законопроекты фракций в соответствии с поправками в регламент Госдумы, ранее одобренные нижней палатой парламента.

В КПРФ нашли 4 трлн

Согласно законопроекту КПРФ, при ежемесячном доходе менее 400 тыс. руб. предлагалось сохранить ставку налога на уровне 13%, при ежемесячном доходе от 400 тыс. до 1 млн рублей — 30%, при ежемесячном доходе свыше 1 млн рублей — предлагалось повысить ставку налога до 50%.

«Это не много, это нормально. Во Франции 60% налог. В Швеции — 26%, в США — 28%. Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей, это как раз заткнет все дыры бюджета», — сказал один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по экономполитике Николай Арефьев (КПРФ).

Разрыв между богатыми и бедными

Согласно законопроекту ЛДПР, при годовом доходе до 180 тыс. рублей ставка налога устанавливается в размере 0%, от 180 тыс. до 2,4 млн руб. годового дохода — ставка налога 13%, при годовом доходе от 2,4 млн рублей до 100 млн рублей — налог должен составить 288,6 тыс. руб. + 30%, при доходе от 100 млн руб. годового дохода налог должен составить 29 млн 568,6 тыс. рублей + 70% .

«Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, незаконное предпринимательство, коррупционное вымогательство, разрыв может достигать 40 раз», — указывается в пояснительной записке к законопроекту.

«Тех, кто подлежит налогообложению в 70%, их всего 23 тыс. по России, мы их все знаем», — отметил выступивший от ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По подсчетам ЛДПР, принятие законопроекта принесло бы в консолидированный бюджет РФ 2,05 трлн рублей.

За социальную справедливость

Фракция «Справедливая Россия» подготовила два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ. Согласно первому, автором которого является депутат Олег Нилов, по доходам до 5 млн рублей в год и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, ставка налога сохраняется на уровне 13%, по доходам от 5 млн до 50 млн рублей в год ставка налога вырастет до 18%, по доходам от 50 млн до 500 млн рублей в год ставка налога составит 23%, по доходам свыше 500 млн рублей в год — 28%.

«Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, мировая практика социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физлиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект другого «справоросса» Валерия Гартунга предусматривает сохранение ставки в 13% для доходов до 24 млн рублей в год, для доходов от 24 млн до 100 млн рублей в год предлагается ставка в 25%, от 100 млн до 200 млн рублей в год — 35%, для доходов свыше 200 млн рублей в год — 50%.

Фракция «Единая Россия» выступила против всех законопроектов. Как подчеркнул первый замруководителя фракции Андрей Исаев, дифференциация шкалы НДФЛ создаст очереди в налоговую инспекцию. «Подоходный налог — это один из элементов налоговой политики. Бессмысленно реформировать один элемент, не понимая того, как в целом пытаемся выстроить эту налоговую политику. Поэтому я считаю, в 2018 году мы должны обсудить все возможности, обсудить все плюсы и минусы, в том числе шкалы прогрессивного налога, но сейчас в том виде, в котором предложили наши коллеги из оппозиционных фракций, мы поддерживать данный проект не будем, потому что понимаем, что пользу людям он особой не принесет», — заключил депутат.

Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

Группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс, предлагающий заменить существующую сейчас плоскую шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на прогрессивную. Такой метод расчета налога предусматривает кратное повышение ставки по мере роста облагаемого дохода.

Законопроект предлагает полностью освободить от уплаты НДФЛ людей, зарабатывающих не больше 15 тыс. руб. Для людей с годовым доходом от 180 тыс. до 2,4 млн руб. законопроект предлагает сохранить ставку подоходного налога на уровне 13%, но облагать налогом не весь доход, а только ту его часть, которая превышает 180 тыс. руб. в год.

Для людей с доходом от 2,4 млн до 100 млн руб. в год депутаты предлагают установить налог в размере 289 тыс. руб. плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн руб. Если годовой доход человека превышает 100 млн руб., то ему придется заплатить в качестве НДФЛ 29,6 млн руб. плюс 70% с суммы, превышающей 100 млн руб., следует из законопроекта.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отмена налогообложения для наименее обеспеченных слоев населения и применение повышенной ставки при обложении «сверхдоходов» станет «одним из способов снижения имущественного неравенства населения».​

В настоящее время в России применяется «плоская» шкала налогообложения со ставкой 13%. По данным Росстата, номинальная зарплата среднего россиянина в июне составляла 38,59 тыс. руб. Работник с такой зарплатой сейчас отдает в казну чуть больше 5 тыс. руб. в месяц, или 60,2 тыс. руб. в год. В случае принятия законопроекта, сумма налогового бремени для него сократится примерно до 3 тыс. в месяц, или 36,8 тыс. руб. в год. Обладатель годового дохода в 5 млн руб. в случае принятия законопроекта заплатит налог в размере 1,07 млн руб. вместо 650 тыс. руб., как полагается сейчас, а о бладателю годового дохода в 200 млн руб. придется заплатить уже не 26 млн руб., а более 99,5 млн руб.

Разработчики поправок также отмечают, что плоская шкала НДФЛ была введена в России (в 2001 году) ради повышения уровня собираемости подоходного налога, однако эффект оказался не таким, как ожидалось. «В настоящее время увеличение собираемости налога происходит в основном за счет менее обеспеченных граждан, что влечет за собой неуклонное возрастание разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения», — подчеркивается в пояснительной записке.

В 2013 году возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ не исключил президент страны Владимир Путин. «Может быть, и мы когда-нибудь будем внедрять какие-то элементы этой дифференцированной шкалы. Мы никогда не говорили, что на века ввели плоскую шкалу. Это тоже возможно», — заявлял он. При этом Путин отмечал, что плоская шкала НДФЛ является «лучшим способом борьбы с уклонением от уплаты налогов» и вызывает зависть у лидеров тех стран, где применяется прогрессивная шкала.

Читайте так же:  Увольнение за прогул - образец записи в трудовой

Позднее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что внесение изменений в систему обложения доходов физических лиц могло бы стать «целесообразным» после президентских выборов 2018 года, когда «закончится нынешний политический цикл».

«Ни в налоговой политике, ни в обсуждении мы не ставим какие-то цели, конкретные сроки введения прогрессивной шкалы налогообложения. Но никто не исключает, что это когда-то произойдет. Вопрос когда: в 2018 году, может быть, в 2020-м, в 2025-м?» — комментировал возможность реформы глава Минфина Антон Силуанов.

Законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ внесен в Госдуму

В нижнюю палату российского парламента внесен законопроект, устанавливающий прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ), сообщает «Интерфакс».

Авторы законопроекта – депутаты фракции «Справедливой России» – предлагают для доходов ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, а для тех, что выше 24 млн рублей – поднять ее до 18%.

В пояснительной записке приведен опыт налогообложения в ряде европейских стран. «Во Франции доходы, превышающие один миллион евро в год, облагаются налогом по ставке 75%. В Германии доходы, превышающие 250 тысяч евро в год, облагаются по ставке 45%. В Великобритании доходы, превышающие 150 тысяч фунтов стерлингов в год, облагаются по ставке 45%».

По мнению парламентариев, под действие ставки в размере 18% попадет чуть более 20 тысяч налогоплательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

Между тем, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Она считает это важнейшим шагом для преодоления бедности. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что возможность введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога можно рассмотреть после 2018 года.

Секретарь ФНПР Олег Соколов в комментарии «Солидарности» подчеркнул, что одно лишь введение прогрессивной шкалы победить бедность не сможет.

– Но даже в тех странах, где уровень расслоения населения высокий, и бедность масштабная, действует прогрессивная шкала. Она помогает как-то сгладить неравенство. В ФНПР мы несколько лет назад делали расчеты. Если увеличить с 13 до 20% ставку налогообложения для 10% высокооплачиваемых категорий населения, это позволит получить дополнительные доходы для бюджета, – отметил Соколов.

Подробно о зарубежном опыте налогообложения и перспективах введения в России прогрессивной шкалы НДФЛ рассказала в интервью «Солидарности» доктор экономических наук Ольга Александрова.

Прогрессивная шкала налогообложения со ставкой НДФЛ от 5% рассматривается в Госдуме

КПРФ внесла в Думу законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

Коммунисты предлагают ставку в 5% для людей с доходом менее 100 тыс. рублей в год

Фракция КПРФ в Госдуме внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с минимальной ставкой в 5%.

Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.

Какой должна быть прогрессивная шкала налогообложения по мнению КПРФ?

  • Если доход гражданина до 100 тысяч рублей в год — установить пониженную ставку НДФЛ в размере 5%.
  • Если доход гражданина от 100 тысяч рублей до 3 млн рублей в год — ставка составит 5 тыс. рублей в год плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. рублей.
  • Если доход гражданина от 3 млн рублей до 10 млн рублей рублей в год — налоговая ставка составит 382 000 рублей в год плюс 18% от суммы свыше 3 млн рублей.
  • Если доход гражданина свыше 10 млн рублей в год — налоговая ставка выражается в разовой выплате в размере 1,642 млн рублей плюс 25% от суммы свыше 10 млн рублей.

В пояснительной записке к документу о прогрессивной шкале налогообложения приводятся выдержки из заключения правительства РФ на законопроект, где напоминается, что выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, в случае принятия законопроекта, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В итоге, в связи с предлагаемым снижением ставки НДФЛ с 13% до 5% (для доходов ниже 100 тыс. рублей в год) сумма убытка для доходов в бюджетах субъектов РФ и муниципальных бюджетах может составить около 71,168 млрд рублей.

Комментарий эксперта по законопроекту — Прогрессивный налог не внедрят!

Артем Юдкин, член правления СЭЦ «Модернизация»

Законопроект КПРФ о прогрессивном НДФЛ во многом продиктован необходимостью реализации партийной программы (пункт 4 программы КПРФ, полная программа партии здесь https://kprf.ru/party/program), что позволяет отметить определенную стабильность в подготовке парламентскими коммунистами законодательных инициатив.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно уже сегодня утверждать, что представленный законопроект не будет поддержан, так как официальная позиция руководства государства и профильных органов состоит в неготовности налоговой системы к переходу на прогрессивную шкалу налогов. Официальный отзыв Правительства РФ на законопроект ожидаемо негативный, однако ключевой позицией в отрицании необходимости принятия прогрессивной шкалы является стабильность собираемости НДФЛ в его текущем виде, а также уход в тень выплаты заработной платы в период существования прогрессивной шкалы (1992-2000 гг.).

Предложение необходимо доработать

Некоторые положения законопроекта вызывают вопрос о необходимости проработки ключевых его положений. Так, самая низкая планка доходов, учитываемая в предлагаемой шкале – 100 тысяч рублей в год нуждается в обосновании. Сама позиция партии, состоящая в учете интересов граждан с низкими доходами, исчисляемых десятками миллионов человек. Вполне вероятна необходимость увеличения нижней планки доходов для расчета налога.

Важно отметить, что в предлагаемом законопроекте применяется как твердая сумма платежа, так и повышенный процент. Такая позиция может быть подвергнута критики за недостаточное обоснование размеров твердых сумм.

В целом стоит отметить достаточно высокий уровень подготовки сопроводительных материалов к законопроекту о прогрессивной шкале налога – пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, в которых использована финансовая статистика, данные налоговой службы, результат социологических опросов, а также историко-политический экскурс.

Действительно, для развития нашей экономики необходима дискуссия о совершенствовании налоговой системы, однако для выработки принимаемой всем обществом и властью позиции целесообразно проведение предварительного широкомасштабного обсуждения таких предложений.

Всего общая сумма доходов по НДФЛ, дополнительно уплачиваемая всеми группами налогоплательщиков, при введении прогрессивного НДФЛ свыше 13%, с учетом выпадающих доходов субъектов РФ по НДФЛ, по расчетам, приведенным коммунистами, в 2019 году может составить более 1,159 трлн рублей.

Читайте так же:  Восстановление срока уплаты 50% штрафа по коап

Ранее СМИ сообщали, что на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в среду 21 марта, в частности, обсуждалось повышение ставки НДФЛ до 15%, с введением необлагаемого минимума. В Кремле подтвердили, что вопрос возможного повышения НДФЛ обсуждается, но пока окончательного решения нет, как сообщает Интерфакс.

Налогообложение с использованием прогрессивной шкалы НДФЛ не эффективно!

Ольга Юрьевна Кириллова, управляющий директор юридической компании Heritage Group

Система налогообложения с использованием прогрессивной шкалы НДФЛ совершенно не эффективна. И не только для России. В развитых странах, например в Австралии, уже сложилась ситуация, когда неквалифицированные рабочие, например, уборщики, получают на руки едва ли не больше, чем специалисты, которые вложились в собственное образование, потратили силы и средства на увеличение личного КПД.

Происходит это от того, что чем больше ты зарабатываешь, тем больше отдаёшь государству. Принцип прогрессивной шкалы подоходного налога физических лиц приведет к тому, что еще большая часть граждан постарается вывести свои доходы в тень. Только на этот раз это будут в первую очередь квалифицированные специалисты.

Во-вторых, такая система грозит снижением ценности квалифицированного труда в принципе, так как усилия по увеличению собственной эффективности сотрудников (а как следствие — удорожание их труда) будут нивелироваться растущей ставкой подоходного налога.

В условиях продолжающегося кризиса и поставленных президентом высоких планок достижений, правительству, конечно, хочется найти простые способы для увеличения бюджета, но подобные инициативы депутатов ни к чему, кроме еще большего снижения покупательской способности населения, а как следствие — настоящих социальных проблем, привести, скорее всего, не смогут.

В Госдуме одобрили законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам одобрил законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Авторами законопроекта стали депутаты Геннадий Зюганов, Иван Мельников и Виктор Коломейцев. Все они представляют КПРФ. Планируется, что данный законопроект будет принят с 1 января 2019 года.

Если данный законопроект будет принят, то для тех, у кого зарплата меньше 100 тысяч рублей в год, НДФЛ будет снижен до 5%. Для тех, кто получает от 100 тысяч до 3 миллионов рублей, налог будет составлять 5 тысяч рублей плюс 13% от суммы, превышающей 100 тысяч.

Тем, кто получает в год от 3 до 10 миллионов рублей придется заплатить в качестве НДФЛ 382 тысячи рублей и 18% от суммы, превышающей 3 миллиона, а людям с зарплатой больше 10 миллионов рублей — 1,642 миллиона рублей и 25% от суммы, превышающей 10 миллионов.

«Необходимо отметить, что введение прогрессивной шкалы ставок выше 13 процентов с 2018 года в основном коснется около 484,1 тысяч человек, что составляет всего 0,72 процента от общей численности налогоплательщиков», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также отмечается, что сумма доходов по НДФЛ с прежней ставкой составит 3,4 триллиона рублей, а при введении прогрессивной шкалы – 4,46 триллиона рублей. Ранее вице-премьер Российской Федерации Аркадий Дворкович сказал, что в правительстве не рассматривают возможность введения прогрессивной шкалы подоходного налога.

В Госдуме одобрили законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

Как сообщают источники телеканала Царьград, комитет российской Государственной Думы по бюджету и налогам одобрил законопроект о прогрессивной ставке НДФЛ.

Если этот закон будет принят, то граждане, получающие меньше 100 тысяч рублей в год, будут платить налог на доходы физических лиц в 5%. Те, чей годовой доход находится в диапазоне от 100 тысяч до 3 млн рублей, заплатят 5 тысяч рублей и 13% от суммы, превышающей 100 тысяч рублей.

Что касается российских граждан, чьи доходы начинаются от 3 млн рублей в год, они должны будут заплатить налог в 382 тысячи рублей + 18% с суммы, которая превышает 3 млн рублей. Те, чей годовой доход превышает 10 млн рублей в год, должны заплатить порядка 1,6 млн рублей + 25% с суммы, превышающей 10 млн рублей.

Ранее телеканал Царьград сообщал, что инициатива по введению прогрессивной шкалы НДФЛ уже вносилась. Этот вопрос обсуждался в эфире программы «Пронько.Экономика» с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Почему в России не вводят прогрессивный налог?

В большинстве развитых стран мира действует прогрессивный налог на доходы физических лиц. Это самый простой и оптимальный способ, если не борьбы с бедностью, то снижения её масштабов. Но, сколько бы в России о нем ни говорили, а воз и ныне там. Почему так происходит?

Суть прогрессивного налога проста и понятна даже ребенку. Маленькие доходы за месяц облагаются по низкой ставке, а более высокие – по высокой. В результате суммарно налогов в бюджет поступает столько же, но при этом бедные чувствуют себя комфортнее, и у них остаются дополнительные средства для собственных накоплений.

Прогрессивная ставка налога действует в большинстве стран мира – во многих государствах Европы, США, Канаде и даже в Китае. Кстати, китайцы и вовсе решили для бедных сделать гигантскую поблажку. Если работник будет получать менее 9 тысяч долларов в год, он вообще не будет платить подоходный налог, что должно оказать поддержку наиболее бедным гражданам. Кроме того, китайцы сдвигают планку и для более обеспеченных граждан. Об этой реформе можно прочитать здесь.
А если в целом, то страны с плоской шкалой налогообложения, как в России, стоит ещё поискать. Это страны бывшего Советского лагеря, страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Украина, Монголия, а также другие, преимущественно развивающиеся страны.

В России разговоры о введении прогрессивной ставки ведутся часто, но безрезультатно. Законопроекты выдвигали ЛДПР, Справедливая Россия, но их не принимали даже к рассмотрению. Ближе всех к цели подошел проект КПРФ – он хотя бы попал на рассмотрение. Однако позже Госдума отклонила и его.

Суть была в следующем: для тех, чей доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка по замыслу авторов должна быть равна 5%. Если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч. И так – до годового дохода в 3 млн. Если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется поделиться с государством суммой 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год. Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога.

Почему же так происходит? Я вижу в этом пять причин.

1. Первая банальна и, как говорится, лежит на поверхности. Просто сами же депутаты, получая более высокую зарплату (около 400 тысяч рублей в месяц) в любом случае будут попадать под более высокую ставку налога. Этот факт исключать нельзя, ведь они как раз и принимают решение о принятии прогрессивной ставки.

Читайте так же:  Образец акта выполненных работ по договору подряда

2. Вторая причина не столь очевидна, но куда более серьезна – это те, кто формирует наш белый легальный сектор экономики, который и платит большую часть средств в бюджет. Дело вот в чем. На данный момент львиная доля занятых в экономике это госслужащие, бюджетники, силовики, военные и работники госпредприятий. Точной цифры, сколько всего их, сейчас нет. В 2013 году “Комсомольская правда” насчитала их 33,6 млн человек, из которых 22,5 млн человек – работники предприятий с госучастием вроде РЖД или Почты России. Подавляющее большинство, а это миллионы человек, сидят на низких зарплатах в 15-20 тысяч рублей. Государство – для них главный работодатель, которому не выгодно увеличивать им зарплаты, поскольку это его расходы. Но важно то, что эти зарплаты белые, и отчисления с них идут в полном объеме. А тем временем почти вся оставшаяся коммерция работает в серую или в черную, и пенсионные отчисления и НДФЛ там или платятся по минимуму или не платятся вообще.
Таким образом, если государство введет прогрессивный налог или тем более прогрессивную ставку страховых взносов, оно лишится большей части поступлений, которую как раз и формируют платежи от мало зарабатывающих бюджетников.

3. В тех странах, где работает прогрессивная ставка налога, основная налоговая нагрузка ложится на плечи богатых. Однако, в этих государствах, как правило, невысокая коррупция, и власти могут вполне эффективно справляться с теневым сектором и неплательщиками. В нашем случае введение прогрессивного налога чревато тем, что богатые будут с легкостью уклоняться от уплаты повышенных налогов в ущерб бюджету.

4. Некоторые территории обеднеют. Более обеспеченные граждане, так сказать, распределены по территории России неравномерно. В основном, все они живут в Москве. А тем временем подоходный налог платится в бюджеты регионов. Если ставка будет прогрессивной, платежи в некоторых особенно бедных областях страны упадут в разы.

5. Прогрессивный налог труднее администрировать. Прогрессивная ставка потребует от граждан самостоятельно учитывать и рассчитывать налоги с доходов из разных источников, регулярно заполнять и подавать налоговую декларацию.
Возьмем простой пример. Мы работаем и получаем зарплату. Бухгалтер автоматически заносит все данные в систему, и с нас платится налог. При прогрессивной шкале налогообложения бухгалтер не может быть уверенным в том, что выплачиваемая им сумма за любой дополнительный заработок, гонорар за лекцию или статью, не перейдет в следующую степень шкалы. Поэтому любые нестыковки придется сверять в конце налогового года с помощью декларации. Во многих странах этот процесс автоматизирован, и декларации граждане сдают сами, отправляя по интернету. Но у нас пока такой возможности пока нет, и это может парализовать работу налоговых инспекций.

Плоская и прогрессивная шкала налогообложения. Мировой опыт

Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, взимаемый по единой ставке при любом уровне дохода — единая ставка подоходного налога. Эта система налогообложения часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.
Прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Сторонники единой ставки налогообложения утверждают, что если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе; таким образом стимулируется экономический рост.

Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1887 году — в Японии, в 1891 году — Германии в, в 1913 году — в США, в 1914 году — во Франции, в России — в январе 1917 года. В СССР был он был введен декретом от 16 ноября 1922 года под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 году был преобразован в подоходный налог.

Среди государств, состоящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведущих переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтии. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2013 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.

Плоская шкала подоходного налога существует в Албании, Болгарии, Гернси и Джерси (Нормандские острова), Гонконге, Грузии, Исландии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Македонии, Монголии, России, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии.

Плоская шкала подоходного налога также введена в крупных странах, где субъектам федерации предоставлена бюджетная свобода на региональном уровне, — например, в канадской провинции Альберта, а также в отдельных штатах США: Иллинойсе, Индиане, Массачусетсе, Мичигане и Пенсильвании.

Во Франции введена экстремально прогрессивная шкала. Люди с низким доходом освобождаются от налога вовсе. Годовые доходы в пределах 5963 евро облагаются по ставке 0 %; годовые доходы от 5963 евро до 11896 евро — по ставке 5,5 %; годовые доходы в части от 11 897 евро до 26 420 евро — по ставке 14 %; доходы в части от 26 421 евро до 70 830 евро — по ставке 30 %; от 70 831 до 150 000 евро — по ставке 41 %; от 150 001 до 1 000 000 евро — по ставке 45 %.

В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2013 года до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2013 год.

Проект Олланда спровоцировал настоящий «исход» состоятельных людей из Франции. В числе «налоговых беглецов» оказался актер Жерар Депардье, заявивший о переезде в Бельгию и намерении сдать французский паспорт.

В Германии также действует прогрессивная система налогообложения. Не облагаемый налогом минимум дохода на одного человека составляет 8,13 тысячи евро в год. Начальная ставка подоходного налога — 14%. Для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 52,88 тысячи евро ставка составляет 42%. Доход свыше 250,7 тысячи евро облагается по максимальной ставке — 45%.

Подоходный налог в Великобритании имеет прогрессивную шкалу. С 2012 года повысился потолок не облагаемого налогом годового дохода — с 8,1 тысячи до 9,2 тысяч фунтов. Предельная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 150 тысяч фунтов в год была снижена с 50 до 45%. В Великобритании одна из самых высоких предельных ставок подоходного налога среди развитых стран. Она уступает только Израилю (57%), Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).

Налоговая система в США весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, округах и так далее.

Читайте так же:  Что обязательно прописывается в договоре купли-продажи самоходной машины

Подоходный налог в США является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика, либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставка федерального налога составляет от 10% до 35% в зависимости от уровня дохода.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. С ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 3,5 тысячи юаней в месяц для резидентов юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.

В зависимости от величины дохода применительно к заработной плате физического лица установлена прогрессивная шкала ставок в размере от 3% (при доходе ниже 1,5 тысячи юаней) до 45% (свыше 80 тысяч юаней). Доходы от других видов деятельности облагаются налогом в размере 5% — 35%. Стандартная ставка налога на проценты и роялти составляет 20%.

В РФ с 2001 года установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%, при этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиками работ и оказанием услуг, повышенная налоговая ставка составляет 35%. Тем не менее, тема введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога периодически обсуждается на разных уровнях.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения внесен в Госдуму

Депутаты от КПРФ предлагают ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ, о таком законопроекте сообщают РИА «Новости».

Для лиц, чьи доходы составят менее 100 тысяч рублей в год, предлагается ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка налога составит 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тысяч рублей, до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн, свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы выше 10 миллионов рублей.

Авторы поясняют, что законопроект разработан «в целях повышения поступления доходов в бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты по налогу на доходы физических лиц, установления принципа справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения НДФЛ между налогоплательщиками с разным уровнем доходов». Ставка НДФЛ в 13% при этом сохранится для большинства налогоплательщиков.

Правительство не поддерживает данный законопроект. «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — отмечается в заключении Кабмина.

Напомним, ранее СМИ сообщали, что 21 марта на правительственном совещании обсуждалось повышение ставки налога на доход физических лиц (НДФЛ) до 15% с введением необлагаемого минимума.

Между тем, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддерживает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Она считает, что это будет важным шагом для преодоления бедности. Министр финансов РФ Антон Силуанов в ноябре 2017 года заявил, что возможность введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога можно рассмотреть после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике.

Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз привел позицию профсоюзов по этому вопросу:

— Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить подоходную шкалу налогообложения. Богатые и, в особенности, сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Депутаты внесли в Госдуму законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – до 25%

Коммунисты внесли в Госдуму законопроект № 427315-7 с поправками в НК в части введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

В этот раз предлагается такая градация. Для тех, чей доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка по замыслу авторов должна быть равна 5%. Если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч. И так – до годового дохода в 3 млн. Если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется поделиться с государством суммой 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год. Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога.

Инициаторы законопроекта поясняют, что, когда вводилась единая ставка НДФЛ 13%, такое решение объяснялось необходимостью вывода доходов из теневой сферы экономики, укрепления информационной и программно-технологической базы налоговых органов, усиления законодательного регулирования налоговых отношений и мер административной и уголовной ответственности налогоплательщиков.

Теперь ситуация в стране изменилась, а надежды, что сверхдоходы олигархи направят на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест в стране, за последние 15 лет не оправдались. Наоборот, капиталы стабильно выводятся из России.

Ставку НДФЛ 13% предлагается сохранить в отношении большинства физлиц – 58,02 млн человек, что составляет 86,08% от общей численности плательщиков НДФЛ. По данным категориям налогоплательщиков порядок представления налоговых деклараций в налоговые органы не изменится. Вместе с тем, авторы предлагают ввести требование о представлении ежегодных налоговых деклараций по НДФЛ плательщиками, имеющими доходы свыше 3 млн рублей в год. При этом фактически эта категория и сейчас отчитывается, поскольку исчисляет НДФЛ с продажи имущества или с других «нетрудовых» доходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, законопроект не усложнит жизнь ни гражданам, ни налоговым органам, считают авторы. Вместе с тем, положительный эффект для бюджета, как они подсчитали, превысит 1 трлн рублей. При этом не следует опасаться увода доходов в тень, отмечают депутаты, поскольку налоговые органы в настоящее время работают достаточно эффективно.

Источники


  1. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here