Законопроект — изъятие земли за нарушение противопожарных правил

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Законопроект — изъятие земли за нарушение противопожарных правил" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

За нарушение требований пожарной безопасности предлагается осуществлять принудительное изъятие земельных участков

Проектом, разработанным Минэкономразвития России, в частности, устанавливается, что земельный участок, за исключением участка, являющегося предметом ипотеки, а также участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят в судебном порядке в случае, если такой участок используется с нарушением требований пожарной безопасности, перечень которых устанавливается актом Правительства РФ, в течение шести месяцев с даты выдачи предписания об устранении таких нарушений в рамках государственного пожарного надзора.

Принудительное изъятие участка у его собственника по вышеуказанному основанию может осуществляться при условии неустранения нарушения требований пожарной безопасности в срок, установленный вынесенным предписанием, после назначения административного наказания.

Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется путем его продажи с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом определенных особенностей.

Средства, вырученные от продажи участка с торгов, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости участка.

Кроме того, проектом предусматривается, что право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований пожарной безопасности.

Изъятие земельных участков за нарушение требований пожарной безопасности: достигнет ли законопроект поставленной цели?

За нарушение требований пожарной безопасности Минэкономразвития России предлагает изымать у собственников земельные участки. Соответствующий проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Речь идет о ситуациях, когда нарушитель не выполняет предписание органов пожарного надзора по устранению нарушения. В этом случае орган местного самоуправления сможет подать требование об изъятии участка в суд, а после принятия решения судом землю продадут с торгов. Собственник участка получит деньги за вычетом всех расходов на кадастровые работы, оценку и проведение торгов.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликовано два законопроекта, касающихся изъятия земельных участков у граждан и компаний. Первый — «О внесении изменения в статью 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (от 16.06.2019, опубликован под ID 02/04/06-19/00092245). Второй — «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О пожарной безопасности“» (от 15.06.2019, опубликован под ID 02/04/06-19/00092241).

Проекты разработало Минэкономразвития России во исполнение поручения Правительства РФ от 07.05.2019 № ЮТ-П16-3669 и Указа Президента РФ от 26.04.2019 № 198. Глава государства подписал такой указ после того, как в Забайкалье случились сильные природные пожары. Публичное обсуждение законопроектов продлится до 04.07.2019.

Новое основание для изъятия участка

В законопроекте «О внесении изменения в статью 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагается расширить перечень оснований для изъятия земельных участков, предусмотренных ст. 285 ГК РФ. Так, планируется изымать землю, если ее используют с нарушением требований пожарной безопасности в случаях, предусмотренных ст. 39.1 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Сейчас у собственника можно изъять земельный участок, если он используется не по целевому назначению, если использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде или на участке возведена или создана самовольная постройка.

В законопроекте «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О пожарной безопасности“» предлагается установить порядок изъятия земельных участков в связи с нарушением требований пожарной безопасности. Предусмотрено, что неустранение в срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, может привести к изъятию земельного участка.

Сейчас в случае нарушения требований пожарной безопасности гражданам грозит штраф до 5000 руб., для юридических лиц — штраф от 100 000 до 1 млн руб. или приостановление деятельности на 90 суток (в зависимости от вида нарушения). Например, оштрафовать компанию на сумму от 600 000 до 1 млн руб. могут, если она нарушила требования пожарной безопасности, что повлекло возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. Вместо такого штрафа суд может приостановить деятельность компании на 90 суток (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Новые положения будут распространяться на все категории владельцев — собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.

Когда участок могут изъять из-за нарушения пожарной безопасности

В законопроекте «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О пожарной безопасности“» указано, что принудительно изъять земельный участок из-за нарушения требований пожарной безопасности можно будет только в судебном порядке. То есть орган местного самоуправления не сможет принять такое решение самостоятельно в обход суда.

Для изъятия земельного участка должны быть следующие обстоятельства:

собственник нарушает требования пожарной безопасности, перечень которых установлен актом Правительства РФ. Пока этот перечень не установлен, но, скорее всего, в него включат сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов (это указано в пояснительной записке);

собственник пользуется участком, нарушая требования пожарной безопасности, в течение шести месяцев с даты выдачи предписания об устранении таких нарушений в рамках государственного пожарного надзора.

Таким образом, изъятие земельного участка будет возможно, если собственник не устранил нарушения требований пожарной безопасности в срок, установленный вынесенным предписанием, после назначения административного наказания.

При этом предусмотрены исключения, когда изъять земельный участок за нарушения пожарной безопасности не получится. В частности, если участок является предметом ипотеки или если в отношении его собственника суд возбудил дело о банкротстве. Некоторые эксперты уже заявили, что эти исключения могут стать основаниями для обхода новых норм. В частности, чтобы нарушителю не лишиться земельного участка, он сможет передать участок в ипотеку или заявить в суд о собственном банкротстве.

Читайте так же:  Односторонний отказ от исполнения обязательства

Порядок изъятия

Если лицо нарушит требования пожарной безопасности на земельном участке, орган пожарного надзора выдаст предписание. Если нарушитель не исполнит его, то в срок не позднее чем 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания он должен будет проинформировать следующие госорганы:

— исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— орган местного самоуправления, который вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их использованием с нарушением требований пожарной безопасности и об их продаже с публичных торгов.

После того как уполномоченный орган получит информацию о нарушении требований пожарной безопасности, он должен будет подать в суд требование об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов, при условии отсутствия заявленных в суд требований об изъятии такого земельного участка по иным основаниям. После вступления в силу решения суда об изъятии земельного участка у органа местного самоуправления будет шесть месяцев на то, чтобы обеспечить проведение кадастровых работ (если это необходимо), а также провести публичные торги по его продаже.

В извещении о проведении торгов нужно будет указать условия договора, заключаемого по результатам торгов. Эти условия должны включать обязательства лица, выигравшего торги, по приведению земельного участка в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а также срок их исполнения. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах будет его рыночная стоимость.

Если публичные торги по продаже земельного участка будут признаны несостоявшимися, то не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проведут повторные публичные торги. Причем начальная цена земельного участка снизится на 20%. Деньги, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплатят бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»

Закрепление идеи изъятия земельных участков за нарушение требований пожарной безопасности коснется не всех собственников, но однозначно повысит риски лишения собственности у тех лиц, которые владеют участками, представляющими интерес для третьих лиц.

Поскольку сейчас проверяющие находят нарушения в 99 случаях из 100, ни один собственник не может быть уверен в принятии достаточных мер по соблюдению законодательства.

Другая проблема — это те способы устранения нарушений, иной раз содержащиеся в требованиях об устранении нарушений, которые зачастую граничат не только с законом, но и со здравым смыслом. В своей практике я столкнулся со случаем, когда в качестве доказательства устранения нарушений требований пожарной безопасности от собственника здания, построенного в 70-е годы, требовали получить акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, что являлось абсурдом. Ни один собственник не застрахован от получения явно необоснованного или незаконного предписания об устранении нарушений, которые могут либо вовсе носить неустранимый характер по независящим от собственника причинам, либо содержать явно неисполнимый способ устранения такого нарушения.

Формально вопрос об имеющем значение характере нарушений пожарной безопасности оставлен на откуп Правительству РФ. Но в этом как раз и таится невозможность оценки существенности рисков и необходимость пока исходить из «худшего».

[3]

Недостатком законопроекта можно назвать и то, что, возможно, разработчики стремились достичь совершенно иной цели, а именно побудить собственников следить за своей собственностью, однако, похоже, ошиблись со средством ее достижения. Изъятие и продажа участка третьему лицу такую проблему вряд ли сможет решить. Новый собственник также может не обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности. На это можно возразить, что в условия договора с лицом, выигравшим торги, обязательно включаются условия об обязательстве нового собственника привести участок в надлежащее состояние. Но где гарантии, что новый собственник исполнит эту обязанность? И каковы последствия, если такая обязанность все же не будет исполнена? Возврат участка прежнему собственнику, новое изъятие?

Так что проблема надлежащего содержания земельных участков закреплением угрозы его изъятия у «неэффективного» собственника вряд ли кардинально решится, а будет лишь служить псевдозаконным способом передела собственности, особенно учитывая возможности избирательного подхода проверяющих к выбору субъекта проверки.

Несомненно, комментируемая новелла создает риски и может стать способом оказания давления на собственников в определенных ситуациях — либо с целью личного обогащения должностных лиц, либо с целью склонения несговорчивого собственника к совершению определенных действий, либо в качестве иного способа конкурентной борьбы за актив. Однако законопроект сам же и предлагает способ обезопасить собственников от попыток изъятия у них земельных участков — зарегистрировать на участок залог.

Обсуждаемый законопроект имеет, на мой взгляд, еще один недостаток: он не позволяет ответить на вопрос, может ли предложенный законодателем подход быть распространен на само государство, ведь зачастую государство является куда более неэффективным собственником, чем некоторые частные лица.

Алексей Андерсон, юрист ООО «Содружество Земельных Юристов»

Механизм изъятия земельных участков за нарушение правил пожарной безопасности не свойственен для российского гражданского права. Законопроект о внесении изменений в ЗК РФ и Федеральный закон «О пожарной безопасности» — крайне отчаянная мера для борьбы с нарушителями норм пожарной безопасности.

Во-первых, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. Помимо этого, в соответствии с главой 12 ГПК РФ лицо, которому нанесены убытки, имеет право подать иск имущественного характера. По сути, лицо, нарушившее нормы пожарной безопасности, справедливо и равноценно терпит все негативные последствия за свои противоправные действия. Возложение дополнительной ответственности нарушает баланс интересов и заставляет претерпевать несоразмерные негативные последствия.

Во-вторых, отсутствие перечня требований, за нарушение которых у лица могут изъять земельный участок, на данном этапе не предоставляет возможности полностью проанализировать судьбу закона. Отсутствие данного перечня и уточняющих норм в законопроекте может привести к злоупотреблению или вольному трактованию закона госорганами.

Читайте так же:  Каковы последствия признания договора незаключенным

Третий аспект — влияние законопроекта на стабильность рынка. Например, если у юридического лица изымают земельный участок, на котором оно ведет деятельность и с которого получает основной доход, то, вполне вероятно, юридическое лицо не сможет продолжать свою деятельность, а, что хуже, будет признано банкротом. Подобные нормы дестабилизируют рынок и снижают уровень защиты частной собственности.

Однако законопроект не лишен положительных аспектов. При покупке на торгах изъятого участка покупатель обязуется устранить все нарушения противопожарной безопасности в установленный договором срок. Тем самым может повыситься уровень обеспечения пожарной безопасности.

Проанализировав законопроект, можно задать вполне справедливый вопрос: зачем снижать уровень защищенности частной собственности нормами, предусматривающими настолько радикальные меры борьбы с нарушениями норм пожарной безопасности? Если для государства вопрос повышения пожарной безопасности является актуальным, то целесообразнее уделять внимание развитию уже имеющихся норм, нежели изобретать дополнительные правовые механизмы.

Законопроект об изьятии земли за нарушение пожарной безопасности

Минэкономразвития подготовило два законопроекта, прописывающие механизм изъятия частных земельных участков, если они используется с нарушением требований пожарной безопасности. Предложенные поправки в Земельный кодекс и закон «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 4 июля.

Документы разработаны в соответствии с указом Владимира Путина от 26 апреля 2019 года «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края». Этой весной пожары в Забайкалье уничтожили около ста жилых домов, травмы получили более 30 человек, потерпевшими были признаны 645 человек, ущерб оценивался почти в 600 млн руб.

Исполнение требований пожарной безопасности «не требует значительных временных и материальных затрат» от владельцев земельных участков, тогда как несоблюдение же правил может быть опасно для жизни, здоровья и имущества людей, следует из пояснительной записки к одному из законопроектов.

Сейчас за нарушение требований пожарной безопасности граждан могут оштрафовать максимум на 5 тыс. руб. — например, за сжигание сухой травы в лесу. Штрафы для юрлиц варьируются от 100 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от тяжести нарушения.

Счет на тысячи

В 2018 году от пожаров в России погибли 7 909 человек и пострадали 9 642 человека, констатирует в своих материалах МЧС России. Это больше прогнозируемых показателей министерства на 1 и 9% соответственно.

В пресс-службе МЧС не смогли оперативно прокомментировать инициативу Минэкономразвития.

У кого могут изъять земельный участок

Законопроект касается всех категорий частных владельцев участков: собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.

Новая мера не коснется только двух случаев: изъять участок не смогут, если он является предметом ипотеки и если его собственник проходит процедуру банкротства.

Исключение для ипотеки сделано по аналогии с положениями закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», уточнил представитель Минэкономразвития. Такой подход учитывает законные интересы залогодержателя земельного участка и защищает предмет залога от отчуждения на публичных торгах.

За что планируется изымать землю

[2]

Минэкономразвития не прописало в законопроектах, за какие именно нарушения можно будет изъять участок: планируется, что перечень нарушений будет определен в специальном акте правительства. При этом в сводном отчете к предложенным поправкам перечисляются следующие нарушения: «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов» и т.п.

К нарушениям могут отнести сжигание любых горючих материалов в непосредственной близости от леса, лесных насаждений или чужих земельных участков с жилыми домами, предполагает партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков. К типичным нарушениям можно отнести выполнение работ с открытым огнем на торфяниках, заправку двигателей горючим на лесной территории, добавляет руководитель практики международного арбитража и разрешения споров юридической группы «Парадигма» Марат Хасанов.

Как будут отбирать землю

Изымать участки будут не сразу, как только увидят на них заросли или мусор, следует из документов. Сначала органы государственного пожарного надзора должны будут найти нарушения и выдать владельцу участка предписание, чтобы их исправить. На исправление дается шесть месяцев. Если за полгода ситуация не изменилась, то изымать участок будут через суд.

Иски об изъятии будут подавать органы местного самоуправления. Планируется, что в течение полугода после изъятия участок будет продан на публичных торгах. При этом новый собственник должен будет привести землю в порядок, чтобы она соответствовала требованиям пожарной безопасности.

Если торги не состоялись в первый раз, их устроят еще раз, снизив цену на 20%. Средства, вырученные от продажи участка, за вычетом расходов на кадастровые работы, оценку участка и торги получит бывший собственник земли.

Какие риски несет законопроект

Заросшие, захламленные и замусоренные участки действительно зачастую становятся опасны для соседей и угрожают пожарной безопасности, признает зампредседателя Московского союза садоводов Полина Тришина. Она констатирует, что уже существующие законы, связанные с изъятием неиспользуемых участков, сейчас практически не работают.

Сейчас можно изъять у собственника землю, если она используется не по целевому назначению, если на участке зафиксирован самострой, а в случае сельхозземель — если ее использование снижает плодородие.

Если новая инициатива в отношении заброшенных участков будет работать, это в целом неплохо, считает Тришина. Однако она опасается, что в каких-то случаях составление акта органа государственного пожарного надзора может стать узаконенной формой рейдерства со стороны государства и заинтересованных лиц. Законопроект может породить множество новых злоупотреблений должностных лиц органов государственной или муниципальной власти, сопряженных с коррупцией и новым видом давления на предпринимателей, согласен Павел Ивченков.

Важно прописать механизм защиты прав собственников, которые по объективных причинам не смогут в течение полугода привести участок в порядок и не смогут ходить в суд либо направить туда своего представителя, отмечают в Московском союзе садоводов.

Для классического гражданского права идея борьбы с пожарами путем использования института изъятия земельного участка и продажи его с торгов является чужеродной, рассуждает Хасанов. По его словам, в законодательствах как России, так и зарубежных стран для этих целей используются «деликтные иски» — иски о возмещении вреда, которые предъявляют граждане и организации к компании, нарушившей законодательство.

Впрочем, юрист обращает внимание на то, что в текстах поправок уже заложены возможности обойти закон. Ни инициирование процедуры банкротства, ни передача участка в ипотеку не требует особых усилий для компаний и граждан, отмечает Хасанов. В документах не конкретизировано, в какой момент может быть зарегистрирована ипотека или какая должна быть процедура, для того чтобы участок был освобожден от изъятия.

Читайте так же:  Тарифы за вывоз мусора для населения по регионам

Планируют изымать земельный участок за нарушение на нем противопожарных правил (законопроект)

В какие законы предлагается внести изменения?

По действующему законодательству могут изъять участок для сельхозиспользования или жилищного строительства, только если владелец не использует его по целевому назначению.

Нарушение противопожарных норм предлагается добавить в перечень оснований изъятия земельных участков посредством принятия 2 законопроектов:

  1. О внесении изменений в ст. 285 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
  2. О внесении изменений в Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) и изменений в закон № 69-ФЗ (закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

За какие нарушения предлагается изымать участки?

Авторы законопроектов полагают, что изъятие участков может последовать как ответственность:

  • за мусор на участке;
  • нескошенную траву;
  • непринятие мер по защите земли от сорняков.

Предполагается, что Правительством РФ будет издан перечень нарушений противопожарных правил, за которые может последовать изъятие участка.

В каком порядке предлагается изымать участки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Процедура изъятия участка будет включать в себя следующие этапы:

  • вынесение предписания в связи с нарушением противопожарных правил;
  • в случае неисполнения предписания сообщение об этом органу местного самоуправления;
  • обращение органа местного самоуправления в суд с иском об изъятии земли;
  • проведение кадастровых работ и осуществление публичных торгов в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного акта;
  • передача собственнику вырученных денежных средств за вычетом понесенных расходов.

Обратите внимание! Победитель торгов должен будет устранить нарушения правил пожарной безопасности.

Об обеспечении пожарной безопасности читайте в наших статьях:

МЭР предложило изымать земельные участки за нарушения пожарной безопасности

Министерство экономического развития РФ предложило принудительно изымать земельные участки у собственников за нарушения пожарной безопасности. На законопроект с соответствующей инициативой, размещённый на официальном портале проектов нормативных правовых актов, обратил внимание «Финмаркет».

«Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и федеральный закон «О пожарной безопасности», определяющий механизм изъятия земельных участков в связи с использованием таких земельных участков с нарушением требований пожарной безопасности», – сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Документом предлагается установить основание для принудительного изъятия у собственника земельного участка, используемого с нарушениями. Их отсутствие настоящее время создаёт почву для неисполнения правообладателями земельных участков указанных требований, подчёркивает ведомство.

Подобные нарушения, продолжает МЭР, влекут угрозу жизни и здоровью россиян, уничтожения в результате пожаров лесов и животных. Данный законопроект будет способствовать устранению подобных нарушений.

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности Федерации»

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2006, № 52, ст. 5498; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4590; 2013, № 23, ст. 2881; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4235; 2015, № 1, ст. 52; 2016, № 22, ст. 3097; № 27, ст. 4287, 4294; 2018, № 32, ст. 5133) следующие изменения:

1) подпункт 1 пункта 2 статьи 45 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«использовании земельного участка с нарушением требований пожарной безопасности, указанных в части второй статьи 39.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение шести месяцев с даты выдачи предписания об устранении таких нарушений в рамках государственного пожарного надзора;»;

2) в пункте 6 статьи 54 после слов «в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса,» дополнить словами «а также информации и документов
о неустранении нарушений требований пожарной безопасности, представленных органом государственного пожарного надзора,»;

3) статью 54.1 дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14. Особенности отчуждения земельных участков в связи с их использованием с нарушением требований пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом «О пожарной безопасности».».

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2002, № 1, ст. 2; № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3635; 2011, № 30, ст. 4590, 4591; 2014,
№ 11, ст. 1092; 2015, № 29, ст. 4359, 4360; 2016, № 1, ст. 68; 2017, № 22, ст. 3069) следующие изменения:

1) статью 6 дополнить частью двенадцатой следующего содержания:

«В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, орган государственного пожарного надзора, выдавший такое предписание,
в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган местного самоуправления, который в соответствии
с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся
в частной собственности земельных участков в связи с их использованием с нарушением требований пожарной безопасности и об их продаже с публичных торгов.»;

2) дополнить статьей 39.1 следующего содержания:

«Статья 39.1. Принудительное изъятие земельных участков и прекращение прав на земельные участки при использовании земельных участков с нарушением требований пожарной безопасности

Принудительное изъятие земельного участка у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка,
в отношении собственника которого судом возбуждено дело
о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника
в судебном порядке в случае, если такой земельный участок используется с нарушением требований пожарной безопасности, перечень которых устанавливается актом Правительства Российской Федерации, в течение шести месяцев с даты выдачи предписания об устранении таких нарушений в рамках государственного пожарного надзора.

Читайте так же:  Заполнение штатного расписания - образец

Принудительное изъятие земельного участка у его собственника по основанию, предусмотренному настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения нарушения требований пожарной безопасности в срок, установленный вынесенным предписанием, после назначения административного наказания.

Орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории – орган местного самоуправления муниципального района (далее – уполномоченный орган местного самоуправления) после получения информации и документов, указанных в части двенадцатой статьи 6 настоящего Федерального закона, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по основанию, предусмотренному настоящей статьей, при условии отсутствия заявленных в суд требований об изъятии такого земельного участка по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с использованием такого земельного участка с нарушением требований пожарной безопасности осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с использованием его с нарушением требований пожарной безопасности и о его продаже
с публичных торгов уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.

Указанные в извещении о проведении торгов условия договора, заключаемого по результатам торгов, должны в том числе включать обязательства лица, выигравшего торги, по приведению земельного участка в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности, а также срок их исполнения.

Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.».

За нарушение правил пожарной безопасности будут изымать землю

Разбираемся в новом законе, принятом после весенних пожаров в Забайкалье.

Что случилось?

Минэкономразвития предложило изымать у собственников землю за нарушение правил пожарной безопасности. Соответствующий законопроект уже разработан.

Иллюстрация: Екатерина Васина

Куда будут внесены поправки?

Кто решает, нарушил я правила или нет?

Составление перечня нарушений будет задачей Кабинета министров РФ.

И что? Прям сразу изымают?

Нет, изъятие земли предполагает злостное и систематическое нарушение правил пожарной безопасности. “Если выяснится, что виновник совершил административное или уголовное правонарушение, то он понесёт ответственность соответственно по КоАП РФ (например, ст. 20.4 – нарушение требований пожарной безопасности) или УК РФ (к примеру, ст. 168 – уничтожение или повреждение имущества по неосторожности)”, — говорит директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров. После этого нарушителю выдаётся предписание устранить обнаруженные нарушения. Если же они не устранены, применяется самая серьезная мера — изъятие участка, если в течение шести месяцев с момента вручения предписания нарушения так и не были устранены.

А раньше изъять землю было нельзя?

По причине нарушения пожарной безопасности — нет. Константин Бобров отмечает, что сейчас изъять землю у собственника можно, если:

— это необходимо для государственных или муниципальных нужд (к примеру, нужно построить объект государственного назначения). В таком случае собственнику участка полагается компенсация;

[1]

— участок используется ненадлежащим образом (загрязнение, разрушение почвы и т.д.);

— в результате реквизиции (то есть изъятие участка в интересах общества по решению органов власти при чрезвычайных ситуациях – наводнениях, эпидемиях и т.д.);

— в результате конфискации (то есть в качестве санкции за совершенное правонарушение).

Ещё что-то в этом документе важное есть?

Да. В документе предлагается сразу вносить требования и сроки по приведению участка в порядок в соответствии с требованиями пожарной безопасности прямо в договор, заключаемый на земельных торгах. “Кроме того, следует отметить, — говорит Константин Бобров, — что новый законопроект закрепляет очень важное положение: земли, которые обременены ипотекой, а также те из них, что принадлежат собственнику-банкроту, изъяты не будут даже при нарушении правил пожарной безопасности”.

Почему вдруг этот законопроект появился?

“Новый законопроект появился в связи с тем, что многие из природных пожаров, возникающих ежегодно и массово, появляются по вине собственников участков, которые пренебрегают правилами пожарной безопасности. Например, допускают скопление сухой нескошенной травы, которая может легко воспламениться” — говорит Константин. Главной же присиной стали пожары в Забайкальском крае, после которых президент подписал соответствующий документ. По нему Правительство до 1 июля должно разработать механизм изъятия земли за постоянное нарушение правил пожарной безопасности. Напомним, что результате природных пожаров пострадали 17 населённых пунктов.

На какой стадии сейчас законопроект?

На этапе публичных обсуждений текста законопроекта и антикоррупционной экспертизы. Как продвигается документ, можно посмотреть здесь, а текст закона — здесь.

Путин поручил создать механизм изъятия земель за нарушение правил пожарной безопасности

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля создать механизм изъятия земель за систематическое нарушение требований пожарной безопасности. Об этом сказано в указе «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», который 26 апреля опубликован на официальном портале правовой информации.

«Правительству РФ до 1 июля 2019 года в целях повышения эффективности работы по недопущению создания условий, приводящих к возникновению природных пожаров, предоставить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, направленных на определение механизма изъятия земельного участка за систематическое нарушение требований пожарной безопасности», — сказано в документе.

Путин: надо наметить план восстановления после пожаров жилья и инфраструктуры в Забайкалье

Также президент назвал ликвидацию последствий природных пожаров в Забайкальском крае «важнейшей государственной задачей». До 1 июля кабинету министров поручено разработать проекты нормативных актов, закрепляющих понятия природных и лесных пожаров.

Читайте так же:  Как проверить мсп по инн в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, природные пожары 19 и 20 апреля охватили 13 южных и юго-восточных районов Забайкальского края и 17 населенных пунктов. Медицинская помощь потребовалась 85 жителям региона, 34 из них получают лечение. Ущерб оценивается в один млрд рублей.

Совет при Президенте по кодификации не поддержал законопроекты, предлагающие изымать земельные участки из-за несоблюдения требований противопожарной безопасности

Сегодня Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассмотрел пакет законопроектом, подготовленный Министерством экономического развития РФ, которым предлагается изымать земельные участки у правообладателей из-за несоблюдения ими требований пожарной безопасности.

Законопроектами предусмотрены изменения в Гражданский кодекс, Земельный кодекс и Федеральный закон «О пожарной безопасности», которыми вводится механизм принудительного изъятия земельных участков у граждан и юридических лиц в случае несоблюдения ими требований пожарной безопасности. Критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, законопроект не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора. Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.

Председатель Совета Павел Крашенинников заявил, что концепция проектов не отвечает конституционным критериям справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, не обеспечивает гарантии охраны собственности законом, вытекающие из принципа неприкосновенности собственности, а потому противоречит Конституции РФ и установленным в ее развитие основным началам гражданского законодательства.

Также Крашенинников отметил, что законопроекты не правильны как по сути предлагаемой концепции, которая противоречит Конституции, так и по форме изложения. Поскольку вопросы прекращения права собственности в нарушение ГК РФ предложено урегулировать законом о противопожарной безопасности.

1. Лишение гражданских прав, особенно права собственности, является исключительной мерой, которая должна быть соразмерной последствиям совершения определённых действий. Это означает, что ограничения гражданских прав должны отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, должны дифференцироваться, и конечно же, их применение должно опосредоваться федеральным законом, а не актом Правительства РФ, которым предложено определять нарушения, — сказал Павел Крашенинников. На это неоднократно указывал Конституционный Суд РФ.

Предлагаемые нормы грубо нарушают вышеуказанное, и подлежат применению, по существу, к любым земельным участкам, независимо от их категории и вида разрешенного использования (в т.ч. земельным участкам, занятым многоквартирными домами, социальными объектами и пр.), к любым субъектам гражданских прав как к предпринимателям, так и владельцам небольших садовых участков, являющихся зачастую одним из источников доходов — пенсионерам, инвалидам, — отметил Павел Крашенинников.

При этом предполагаемые нарушения, определяемые, к тому же подзаконным актом, очевидно не являются соразмерными последствиям вводимых санкций. Поддержка концепции приведет к социально негативным последствиям, нарушению стабильности гражданского оборота, произвольным решениям местных властей.

2. Положения проектов не соответствуют существу и смыслу положений ГК РФ, которыми предусматривается возможность изъятия земельного участка за существенные нарушения с учетом целей использования участка (неиспользование участка не по назначению, существенное ухудшение плодородия сельскохозяйственных земель).

3. Предлагаемые меры, помимо того, что противоречат основным конституционным принципам и правилам гражданского законодательства, являются также неэффективными и возлагают на органы государственной власти дополнительное бремя, в том числе финансовое, — отметил Павел Крашенинников.

Так, например, если публичные торги не состоялись (а очевидно, что желающих приобрести участок с мусором будет немного), то, согласно проекту цена участка снижается на 20 процентов. Таким образом, земельный участок обесценивается, его рыночная стоимость снижается, что может повлиять в том числе на его кадастровую стоимость, а как следствие, и на размер поступающих в бюджеты налогов, — сказал Павел Крашенинников.

Законопроекты не решают ситуацию, при которой в течение длительного времени не найдется желающих приобрести «замусоренный участок». Очевидно, в этом случае он не может остаться бесхозяйным и должен поступить в государственную собственность. Тогда на государство ложится дополнительное бремя по его восстановлению за счет бюджетных средств. При этом участки, которые обременены ипотекой, исключаются из подлежащих изъятию, что позволяет их владельцам осуществлять дальнейшее нарушение противопожарных правил, — сообщил Павел Крашенинников.


Проектами не учтено, что действующее законодательство уже предусматривает механизм противодействия нарушениям пожарной безопасности. Так, санкции предусмотрены ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение пожарной безопасности в лесах), ст. 51 Лесного кодекса РФ (охрана лесов от пожара), законодательством о землях сельскохозяйственного назначения. При необходимости, санкции, определяемые с учетом особенностей назначения земельного участка и существенности нарушения, следует определять в указанных актах путем совершенствования механизма штрафных санкций (в том числе путем установления «гибкой» дифференциации размера штрафных санкций), а также путем проработки превентивных и восстановительных мер.

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом вышеизложенного, после обсуждения Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств не поддержал указанные законодательные инициативы.

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
  4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  5. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Законопроект — изъятие земли за нарушение противопожарных правил
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here