Закон о предоставлении платного образования в школе

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Закон о предоставлении платного образования в школе" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Закон о предоставлении платного образования в школе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 “О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня”

В связи с участившимися в последнее время обращениями представителей родительской общественности и экспертного сообщества по вопросу об установлении платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня, в том числе случаями установления в отдельных регионах необоснованно высокой платы за данную услугу, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Минобрнауки России просит довести данную информацию до учредителей и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Приложение: на 4 л.

[1]

Директор Департамента А.В. Зырянова

Методические рекомендации
по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

В соответствии с частью 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — общеобразовательные организации), могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (далее — ГПД).

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее — СанПиН).

[3]

Организация питания. В ГПД (помимо завтрака во время учебных занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед — в 13 — 14 часов, полдник — в 16 — 17 часов.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.

В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:

перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;

методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).

В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:

организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;

организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;

Читайте так же:  Образец листа ознакомления с графиком отпусков

обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.

На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД; создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан: net-р[email protected]

Обзор документа

Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.

С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.

Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).

Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.

Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).

Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).

Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.

Закон о предоставлении платного образования в школе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ”

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с поступающими запросами по применению Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. № 107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859) направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам.

Просьба довести данную информацию до сведения руководителей общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

И.М. Реморенко

Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03

1. Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в этом вопросе роль нормативных актов учредителя — органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для общеобразовательных учреждений — Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859, далее — Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При определении образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

2. Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием приема в школу?

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации (либо по форме 3 «регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту жительства», определенных административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г., регистрационный № 10545) является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).

3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой?

Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка).

4. Правомерно ли получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной основе

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

Читайте так же:  Пособия по уходу за ребенком

Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.

5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить тестирование или другие конкурсные испытания?

Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

Только государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей (пункт 7 Порядка).

6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?

Требование в качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи с чем, в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.

7. Кто при приеме на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?

При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 18 Порядка).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

[2]

1) дети сотрудника полиции;

2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1 — 5.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);

2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).

Обзор документа

15 февраля 2012 г. Минобрнауки России утвердило Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения. Даны разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам его применения.

Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законами, названным порядком, а в государственные и муниципальные учреждения — также типовыми положениями об учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждой такой организацией самостоятельно.

Граждане вправе выбирать любое учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо от места жительства. При этом должна обеспечиваться территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, проживающих на близлежащей территории.

Свидетельство о регистрации лишь подтверждает факт проживания ребенка вблизи учреждения. Отсутствие такого документа право ребенка на образование ограничивать не должно. При этом следует учитывать, что в школы других муниципалитетов или регионов, а также детей без регистрации принимают в любые школы после 1 августа.

Отказать в приеме ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой, можно только при отсутствии свободных мест.

Дети-иностранцы, находящиеся в России, имеют право получить общее образование бесплатно наравне с гражданами нашей страны.

Дети принимаются в общеобразовательные учреждения всех видов без вступительных испытаний (процедур отбора). Исключение — учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта. Они предусматривают в правилах приема механизмы выявления данных способностей.

Заключение о состоянии здоровья ребенка требовать нельзя. Родители (законные представители) подают его по своему усмотрению.

Категории детей, имеющих право на первоочередной прием, установлены Законами о полиции и о статусе военнослужащих.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706.

Оказание платных образовательных услуг является правом образовательной организации, реализация которого влечет установление правовых оснований оказания платных образовательных услуг – принятия локального нормативного правового акта образовательной организации, например, положения о платных образовательных услугах, оказываемых образовательной организацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если образовательная организация не оказывает платных образовательных услуг, подобный документ, конечно же, принимать нет необходимости, и, следовательно, копия такого документа, равно как документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе не размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

ФЗ «О дополнительном образовании»

Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности. Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию. Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан ФЗ «О дополнительном образовании», но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 федерального закона 273 «Об образовании».

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Читайте так же:  Как подать заявление на увольнение во время отпуска

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями. Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты.

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Платные услуги в школе, законно ли?

Оказание платных услуг в учебных заведениях среднего общего образования теперь не редкость, однако, каждый родитель задаётся вопросом – а законно ли это?

Согласно ст. 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе её осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями:

1. Устав общеобразовательного учреждения должен содержать наличие платных услуг, а также установлен порядок их предоставления на договорной основе;

2. Оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Дополнительные образовательные услуги – это право, а не обязанность ученика!

ВАЖНО! Отказ от предлагаемых платных услуг не может быть причиной уменьшения объёма предоставляемых основных образовательных услуг.

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе, следовательно, школа обязана предоставить родителям (законным представителям) ученика полную и достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услуг, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В противном случае, мы можем наблюдать явное нарушение статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению сторон между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета, однако, если смету требует потребитель, то составление её обязательно. Органам местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые образовательными учреждениями, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 06.10.2003г. №131-ФЗ.

Из этой информации можно сделать вывод, о том что, в случае, если оказываемые образовательные услуги, по мнению родителей, стоят слишком высоко, можно обратиться в органы местного самоуправления для вмешательства и дачи объективной оценки стоимости услуг.

Исполнитель (школа) обязан лично оказать услуги в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий.

Актуальным является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором. Применительно к образовательным услугам это значит, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить учащихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом.

Помните. Брать плату за пользование учебниками в рамках бесплатного образовательного процесса – нельзя.

Читайте так же:  Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)

Взимание денежных средств учебным заведением не может быть принудительным, как за учебники, так и на другие нужды, будь то охрана, ремонт и прочее.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»

Закон о платном образовании

Последние новости о «крахе» безвозмездной системы обучения

СМИ и интернет-каналы, распространяя недостоверную информацию, пытаются как-то обосновать свою позицию. В Сети распространяют ролик, который был снят в 2010 году. Еще встречается ссылка на закон, который почему-то приводят без даты принятия. Все просто — речь о № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010!

Документ был подписан еще Д. Медведевым, когда тот был президентом, а последние изменения к закону вступили в силу 27.11.2017. Тогда уже В. Путин подписал № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 ФЗ «Об автономных учреждениях» и статью 30 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

ФЗ № 83 внес изменения:

  • в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, КоАП РФ;
  • в законы «О банках и банковской деятельности», «О культуре», «О некоммерческих организациях», «О Музейном фонде РФ», «Об обороне», «О науке и государственной научно-технической политике», «О финансовой аренде (лизинге)», «Об архивном деле» и даже «О морских портах» и в ряд других.

Напрямую закон «Об образовании в РФ» он вообще не затрагивал по той причине, что действующий сейчас документ № 273-ФЗ был принят 29.12.2012, то есть на полтора года позже.

Самое главное — не вносились изменения в основной закон страны – Конституцию РФ, которая в ст. 43 устанавливает право всех россиян на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также высшее — на конкурсной основе.

На этом основании можем однозначно ответить гражданам, обращающимся к юристам с соответствующими вопросами. Вот один из поступивших на почту takovzakon.ru вопросов.

«Регулярно сталкиваюсь с новостями про платное образование в школе с 2019 года. Соседка рассказала, что подписан какой-то новый закон о платном образовании и медицине. Когда вступит в силу, к чему готовиться?» – спрашивает Ирина Викторовна из Москвы.

Нет, такого акта принято не было, недобросовестные СМИ неверно истолковывают и неправильно преподносят смысл некоторых нормативно-правовых документов.

Поборы в школах – как бороться и куда жаловаться?

Появится ли платная школа с 2019 года

Последние новости говорят о том, что в России активно ведется борьба с так называемыми школьными поборами. Смысл в том, что граждане, в особенности родители школьников, должны понимать — некоторые услуги они обязаны оплачивать, если согласились на их получение:

  • преподавание дополнительных предметов, которые отсутствуют в обязательной программе;
  • дополнительное, более глубокое преподавание какого-либо предмета, когда часы такого углубленного изучения не заложены в основную программу;
  • учебные, художественные дисциплины для особого развития школьников (кружки, секции);
  • индивидуальные занятия с репетитором.

Также отдельно оплачиваются: питание в школе, пребывание в группах продленного дня, школьная форма, если таковая действует в учреждении, выездные мероприятия (походы в музеи, театры, на экскурсии).

Важно знать! Получение таких услуг от школы возможно при соблюдении двух факторов:

  1. Наличия в Уставе образовательной организации перечня платных услуг.
  2. Добровольного согласия законных представителей ребенка при использовании таких возможностей.

Средства, предназначенные на оплату образовательных услуг, должны перечисляться на лицевой счет заведения.

Предоставление законных платных услуг позволяет школам самостоятельно пополнять свои бюджеты, а средства расходовать на собственные нужды: ремонт, закупку мебели, инвентаря для занятий и т. д. На это указывал бывший глава Министерства образования А. Фурсенко, заявляя, что целью самообеспечения школ выступает прекращение нелегальных сборов, перевод их в законный оборот. При этом действующий министр О. Васильева подтвердила недопустимость навязывания платных услуг.

Обзор закона «Об образовании в РФ» с изменениями 2018 года

Смысл 83-ФЗ

Этот акт был направлен на усовершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений, к которым относится множество организаций помимо школ и прочих нечастных образовательных организаций.

Закон ввел новшество — детально расписал особенности деятельности казенных учреждений. К школам это не относится, к этому типу причисляют воинские части, СИЗО, исправительные учреждения, психбольницы и т. д. В их отношении указано, что все средства, поступившие в качестве дохода от деятельности, обязаны зачисляться в соответствующий бюджет.

Относительно положения бюджетных учреждений закон заменил сметное финансирование предоставлением субсидий на исполнение государственного либо муниципального задания.

Значимая цитата из статьи 295 ГК РФ: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения». Это правило, в том числе, распространяется и на образовательные организации.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

К чему приводит платное образование?

Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:

  • На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
  • Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
  • Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.

Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.

Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.

Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.

Платное образование для средней школы

Но, несмотря на гарантированное бесплатное обучение, закон об оплате за образование функционирует уже не первый год и довольно-таки успешно. В нем говорится, что школы постепенно должны переходить на самоокупаемость.

Это не значит, что родителям придется платить полностью за образование ребёнка. Суть вопроса в том чтобы главные предметы так и оставались бесплатными. Оплата будет взиматься за дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.

Всем известно, что в нынешнее время стало очень трудно обучаться в школе. Об ужасных, можно сказать, мученических решениях домашних заданий начали складывать даже анекдоты. Чтобы получить достойное образование ученикам приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия. Вот эти уроки, которые сверх школьной программы и нужно будет оплачивать.

Читайте так же:  Исковое заявление в мировой суд - образец

Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

К сожалению, без дополнительных факультативов и репетиторов получить такие знания невозможно. Кроме этого школам разрешено внедрять разносторонние кружки и проф предметы, чтобы дети с самого раннего возраста могли определиться, чем они хотят заниматься, кем стать, какую профессию в будущем выбрать, получить навыки. Некоторые из таких кружков проводятся на бесплатной основе за остальные же нужно платить.

Насчёт проф предметов существует мнение, что в школе они не нужны, так как в столь раннем возрасте ребёнок ещё не может определиться какую профессию в будущем он хотел бы выбрать.

Но всё же дополнительные знания никому не помешают. Благодаря урокам и кружкам, которые не входят в школьную программу, ученикам предоставляется возможность расширить кругозор. Например, в школе изучается английский язык, но ребёнок имеет желание обучать французский, для этого родители могут оплатить ему дополнительные уроки по французскому языку.

Мифы и реальность

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения. Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что:

  • право на образование имеет каждый гражданин;
  • общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством;
    каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе;
  • обязательным является основное общее образование.

Оплата за дополнительное образование и репетиторов

Вряд ли в России полноценно возродится система факультативных бесплатных занятий. Такое практикуется лишь в малом количестве образовательных учреждений, причем большая часть из них находится в сельских населенных пунктах. В ряде городских школ даже практикуется неофициальный запрет таких мероприятий со стороны руководства. Небольшое количество бесплатных кружков еще пока сохраняется, но основная масса дополнительных занятий уже давно платная. При этом кружки по интересам и другие формы дополнительного образования не являются обязательными, к тому же экзаменов по ним не предполагается. Поэтому здесь родители и дети поступают согласно желаниям и возможностям.

Другая ситуация наблюдается с особенностями преподавания общеобразовательных предметов, репетиторства и последующей экзаменации. Очень часто в социальных сетях и даже в самих школах появляется такая информация, что ОГЭ и ЕГЭ сдать без дополнительных занятий с репетитором невозможно. Безусловно, если уровень преподавания критично низкий, то высокие баллы на экзамене будет сложно получить. При этом, если учащийся пытается освоить хотя бы этот объем преподаваемой информации, то он сможет пройти выпускные экзамены. Вопрос только в том, какая итоговая оценка будет выставлена по результатам.

К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях складывается такая нехорошая традиция, когда сами педагоги заинтересованы в том, чтобы стандартная программа предоставлялась детям некачественно с целью дальнейшего оказания репетиторских услуг на платной основе. Родителям нужно перестать верить в дезинформацию относительно платности общего образования и не «вестись» на уговоры учителей на их найм в качестве репетитора по причине сложности экзаменов. Дополнительные занятия нужны только тем детям, которые халатно относятся к учебе или учатся в очень слабом образовательном учреждении. Даже в этих случаях стоит предпочесть стороннего преподавателя в качестве репетитора или просто самостоятельно помочь ребенку немного подтянуть свои знания.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным – в России платного школьного образования не будет. Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Полезные статьи:

Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами…

О присвоении звания «Почетный пенсионер ОАО «ММК»1. С целью поощрения передовых работников ОАО «ММК» за…

Процедура(порядок)принятия закона в РФПринятие законов в Российской Федерации — процедура очень сложная. Нелегкий процесс принятия…

Как внести изменения в ЕГРПНа основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля…

В закон по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2019 года вступят в силу новые…

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Определение взяткиНепосредственно вопрос, касающийся взяток и возможной ответственности за это, раскрывается статьей 291 УК РФ.…

Источники


  1. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  2. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Закон о предоставлении платного образования в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here