Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Внесены изменения в закон о судебной системе и отдельные законы в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Президент подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Федеральный закон одобрен Государственной Думой 17 июля 2018 года и Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным конституционным законом в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации» вносятся изменения, согласно которым в Российской Федерации в целях обеспечения независимости при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб создаются самостоятельные кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом предусмотрено создание девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции, а также военного кассационного суда и военного апелляционного суда. Устанавливаются места нахождения и компетенция создаваемых судов, их состав, полномочия президиумов судов, председателей судов и их заместителей.

Федеральным конституционным законом также устанавливается, что предельный возраст пребывания в должности заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов – 76 лет.

Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Определены, в частности:

порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);

порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Определены, в частности:

  • порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);
  • порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Читайте так же:  Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Президент подписал закон о создании апелляционных и кассационных судов

МОСКВА, 30 июл — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании в России отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, говорится в документе, размещенном на официальном интернет-портале правовой информации.

Государственная Дума РФ 17 июля приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, Совет Федерации 24 июля одобрил его.

Автором документа выступает Верховный суд (ВС) России. Так, предусматривается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов общей юрисдикции.

На заседании 17 июля Госдума вернулась на стадию второго чтения рассмотрения документа и приняла еще ряд поправок к законопроекту, в частности, о предельном возрасте пребывания в должности зампредседателя Конституционного суда и о месте расположения Первого апелляционного суда. Ранее предлагалось установить, что суд будет располагаться в Калуге. После этого документ был принят в окончательном, третьем чтении.

Кассационные суды, согласно законопроекту, будут располагаться в следующих городах:

Первый кассационный суд — Саратов;

Второй кассационный суд — Москва;

Четвертый кассационный суд — Краснодар;

Пятый кассационный суд — Пятигорск;

Шестой кассационный суд — Самара;

Седьмой кассационный суд — Челябинск;

Восьмой кассационный суд — Кемерово;

Девятый кассационный суд — Владивосток;

Кассационный военный суд — Новосибирск.

Апелляционные суды будут находиться в следующих городах:

Первый апелляционный суд — Москва;

Второй апелляционный суд — Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — Сочи;

Четвертый апелляционный суд — Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — Новосибирск;

Апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа. Также там будут рассматриваться дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя председателя Верховного суда РФ и заместителя председателя Конституционного суда РФ, согласно поправкам, составляет теперь 76 лет.

Кроме того, как заявил в ходе заседания 17 июля в Госдуме глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, будет ограничен двумя сроками подряд срок пребывания на посту председателей и зампредседателей областных, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Устанавливаются и сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции — с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года. Период образования новых апелляционных и кассационных судов и начала их деятельности предлагается установить с момента официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ.

Изменения вносятся в законы «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных судах РФ» и «О Верховном суде РФ».

О создании обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

Сегодня Государственная Дума одобрила во втором чтении проект федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», внесенный Верховным Судом.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что законопроект направлен на реформирование судоустройства. Предусматривается создание обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», которыми определяются полномочия, порядок образования и деятельности создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые судьи, районные суды, суды субъектов РФ (областные суды, верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд Российской Федерации — по определенным категориям дел.

Вынесенное ими решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды (суды субъекта РФ). Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то могут обратиться в следующую инстанцию с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда, — сказал Павел Крашенинников.

Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды. Предлагается создать 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан, — отметил Павел Крашенинников.

Читайте так же:  Классификация рецидива преступлений - его виды

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Предлагаемые изменения потребуют масштабной перестройки судебной системы. Разделение судебных инстанций в судах общей юрисдикции – апелляционной и кассационной, и выделение в отдельные экстерриториальные суды – это очень важные, глобальные изменения. Подобную реформу мы проводили в арбитражной системе, и она дала положительный эффект, — напомнил Павел Крашенинников.

Вступление в силу предлагаемых изменений, переходные положения с учетом механизма передачи дел из нынешних судов в создаваемые суды, а также корректировка процессуального законодательства в связи с изменениями судоустройства – эти и другие вопросы прорабатываются специально созданной рабочей группой. Возглавляет рабочую группу Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенинников, Ответственным секретарем является судья Верховного Суда РФ, секретарь Пленума ВС РФ В.В.Момотов.

Первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства Российской Федерации о судоустройстве и процессуального законодательства состоялось 6 июля 2018 года. На нем обсуждались вышеуказанные вопросы, а также размещение новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, границы создаваемых судебных округов, создание кассационных и апелляционных военных судов.

Вопрос размещения новых судов прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры, наличия юридических вузов для подготовки кадров. В результате проработки предложено разместить кассационные суды общей юрисдикции в следующих городах:

— Первый кассационный суд — в городе Саратове;

— Второй кассационный суд – город Москва;

— Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

— Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

— Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

— Шестой кассационный суд – город Самара;

— Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

— Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

— Девятый кассационный суд – город Владивосток;

— кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Апелляционные суды общей юрисдикции предлагается расположить в следующих городах:

— Первый апелляционный суд – в городе Калуге;

— Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

— Третий апелляционный суд – город Сочи;

— Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

— Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

— апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

[3]

Первый кассационный суд, находящийся в Саратове, будет осуществлять пересмотр судебных актов, принятых судами Белгородской области, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской области и Республики Мордовия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первый апелляционный суд, расположенный в Калуге, будет рассматривать в качестве апелляционной инстанции дела по жалобам на судебные акты Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных округов включает в себя по несколько регионов. Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видеоконференц-связи, — отметил Павел Крашенинников.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Председатели создаваемых кассационных судов должны иметь судейский стаж и опыт руководства судами, поэтому предлагается увеличить предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Нормы законопроекта, касающиеся создания военных кассационных и апелляционных судов, предложено вводить в действие вместе с внесением изменений в отраслевое законодательство о военных судах.

Законопроект позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей, — заявил Павел Крашенинников.

Правосудие

Подписан Закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ

«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Подписан Закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.

Читайте так же:  Новая норма гк о возмещении вреда

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Определены, в частности:

порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);

порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены, в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

[1]

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа

Как свершилась «процессуальная революция»

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.

Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения. Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме. Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.

При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация». Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».

Новые суды: кто, где, когда?

«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений. В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Суд Председатель Адрес суда Сайт
Первый кассационный суд общей юрисдикции Николай Подкопаев 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 https://1kas.sudrf.ru/
Второй кассационный суд общей юрисдикции Анатолий Бондар 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1 https://2kas.sudrf.ru/
Третий кассационный суд общей юрисдикции Василий Волошин 129090, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера А https://3kas.sudrf.ru/
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Алексей Шишкин 350020, г. Краснодар, ул. Морская, д. 3 https://4kas.sudrf.ru/
Пятый кассационный суд общей юрисдикции Михаил Тарасенко 357502, г. Пятигорск, ул. Лермонтова, д. 9 https://5kas.sudrf.ru/
Шестой кассационный суд общей юрисдикции Александр Ефанов 443030, г. Самара, ул. Урицкого, д. 19 https://6kas.sudrf.ru/
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Сергей Минин 454140, г. Челябинск, ул. Труда, д. 34 https://7kas.sudrf.ru/
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Алексей Кирюшин 650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 12 https://8kas.sudrf.ru/
Девятый кассационный суд общей юрисдикции Александр Хижинский 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54 https://9kas.sudrf.ru/
Первый апелляционный суд общей юрисдикции Юрий Рябцов 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1 https://1ap.sudrf.ru/
Второй апелляционный суд общей юрисдикции Ирина Подносова 191028, Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера А https://2ap.sudrf.ru/
Третий апелляционный суд общей юрисдикции Евгений Кузин 354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а https://3ap.sudrf.ru/
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции Магомед Магомедов 603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17, литера А, пом. П1 https://4ap.sudrf.ru/
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции Марина Алексина 630120, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 184 https://5ap.sudrf.ru/
Читайте так же:  Протокол разногласий к договору поставки - образец

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города. Так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. Калугу лишили апелляции и отдали ее Москве, потому что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база и транспортная доступность.

После того, как в конце июля закон был принят, начался процесс их кадрового наполнения. Начался он с поиска руководителей – к 15 октября, в установленный законом срок, все председатели были назначены. В основном ими стали председатели судов областного уровня, а подробнее обо всех руководителях можно прочитать в нашем материале «Путин назначил председателей новых судов».

После этого процесс формирования кадрового состава судов продолжился. В конце ноября ВККС одобрила кандидатуры 14 зампредов в новые суды, а в декабре – еще 16. Получили рекомендации судьи как в апелляции, так и в кассации.

Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Подробнее о том, как комплектуются новые СОЮ, мы писали в материале «Как в России решили кадровый вопрос новых судов».

Завершение реформы

В конце февраля 2018 года председатель Совета судей Виктор Момотов принял участие в заседании СПЧ, посвященного совершенствованию процессуального законодательства. Тогда он рассказал о трёх основных стадиях судебной реформы.

  • Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
  • Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
  • Реформа процессуального законодательства.

Конечной целью реформы глава Совета судей назвал создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».

Таким образом, все три «больших» стадии судебной реформы уже приняты на законодательном уровне, но пока не вступили в силу. Это произойдет не позднее 1 октября 2019 года. Изменения в процессуальное законодательство вступят в силу в тот же день, в который начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Решение о конкретной дате примет Пленум Верховного суда.

МОСКВА, 24 июл — РАПСИ. Совет Федерации одобрил законопроект о создании в России отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, говорится в сообщении верхней палаты парламента.

Государственная Дума РФ 17 июля приняла в третьем (окончательном) чтении этот законопроект.

Автором документа выступает Верховный суд (ВС) России. Так, предусматривается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов общей юрисдикции.

На заседании 17 июля Госдума вернулась на стадию второго чтения рассмотрения документа и приняла еще ряд поправок к законопроекту, в частности, о предельном возрасте пребывания в должности зампредседателя Конституционного суда и о месте расположения Первого апелляционного суда. Ранее предлагалось установить, что суд будет располагаться в Калуге. После этого документ был принят в окончательном, третьем чтении.

Кассационные суды, согласно законопроекту, будут располагаться в следующих городах:

Первый кассационный суд — Саратов;

Второй кассационный суд – Москва;

Четвертый кассационный суд – Краснодар;

Пятый кассационный суд – Пятигорск;

Шестой кассационный суд – Самара;

Седьмой кассационный суд – Челябинск;

Восьмой кассационный суд – Кемерово;

Девятый кассационный суд – Владивосток;

Кассационный военный суд – Новосибирск.

Апелляционные суды будут находиться в следующих городах:

Первый апелляционный суд – Москва;

Второй апелляционный суд – Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд – Сочи;

Четвертый апелляционный суд – Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд – Новосибирск;

Апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа. Также там будут рассматриваться дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя председателя Верховного суда РФ и заместителя председателя Конституционного суда РФ, согласно поправкам, составляет теперь 76 лет.

[2]

Кроме того, как заявил в ходе заседания 17 июля в Госдуме глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, будет ограничен двумя сроками подряд срок пребывания на посту председателей и зампредседателей областных, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Устанавливаются и сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции – с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года. Период образования новых апелляционных и кассационных судов и начала их деятельности предлагается установить с момента официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ.

Читайте так же:  Составляем иск о признании договора незаключенным (нюансы)

Изменения вносятся в законы «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных судах РФ» и «О Верховном суде РФ».

Госдума приняла закон о введении «сплошной» кассации

25 сентября Госдума приняла в третьем чтении закон о внесении изменений в УПК РФ, который связан с вступившим в законную силу 30 июля Законом о создании структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Оба документа входят в пакет поправок Верховного Суда.

Как ранее писала «АГ», поправки определяют компетенцию создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а также уточняют компетенцию действующих судебных органов в области уголовного судопроизводства в соответствии с предусмотренными судебной реформой положениями.

Как указано в пояснительной записке, особое внимание в поправках уделяется урегулированию процедуры кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом они приняты, являются ли они промежуточными или итоговыми, а также в каком суде и в каком порядке подлежат пересмотру.

«Таким образом, реализация положений законопроекта позволит четко определить и обеспечить инстанционность уголовного судопроизводства, разграничить полномочия по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке между республиканскими, краевыми, областными и равными им судами и организационно обособленными от них апелляционными судами, а также разграничить полномочия по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке между структурно самостоятельными кассационными судами и Верховным Судом», – сообщается в пояснительной записке.

Кроме того, в соответствие с законом о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции приводятся положения УПК, регламентирующие порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Законом закрепляется, что производство по апелляционным и кассационным жалобам и представлениям, поданным на решения суда первой инстанции до дня вступления в силу данного закона, осуществляется по правилам, действовавшим до дня его вступления в силу.

Также указано, что лица, не воспользовавшиеся правом на обжалование в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу до дня введения в действие данного закона, либо осуществившие его не в полном объеме, вправе обжаловать их в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 401.3 УПК в редакции рассматриваемого закона.

Закон вступит в действие в день начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Так, положения, касающиеся полномочий апелляционного и кассационного военных судов по рассмотрению уголовных дел, вступают в силу с момента вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах.

Ранее член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин назвал предлагаемые Верховным Судом изменения в судебной системе страны революционными. «Передачу функций кассационной инстанции самостоятельному суду стоит только приветствовать. Когда впервые были озвучены эти предложения, у меня лично возник вопрос о том, насколько изменится эффективность кассационного обжалования? Однако еще на стадии обсуждения Вячеслав Лебедев заявил, что главными целями являются именно изменение системы рассмотрения кассационных жалоб и предложение ввести “сплошную” кассацию. И последние предложения Верховного Суда по изменению УПК позволяют надеяться на то, что реальная качественная проверка кассационных жалоб может быть обеспечена», – считает он.

Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов отмечал, что чем ближе система обжалования судебных актов к структуре арбитражных судов, тем лучше. По его мнению, предлагаемые изменения в УПК позволят превратить кассационную инстанцию из «спортлото» в состязательный процесс, где заявитель жалобы сможет быть услышан. «Обращаю внимание, что сейчас судьба вашей жалобы зависит от субъективного восприятия одного судьи и его помощника. Такой порядок рассмотрения останется лишь для промежуточных решений и по делам военнослужащих. А по уголовным делам по существу – будет состязательный процесс, как в апелляции, с ограничениями, обусловленными полномочиями суда кассационной инстанции», – рассказал эксперт.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ранее в комментарии «АГ» председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Дмитрий Солдаткин обратил внимание на переходные положения, касающиеся ситуаций, когда апелляционные жалобы и представления на решения областных и приравненных к ним судов были поданы до дня вступления нового закона в силу. «В этом случае жалобы и представления рассматриваются по старым правилам, – пояснил он. – При этом лицам, которые не воспользовались правом на обжалование в кассационном порядке, предоставлена возможность обжалования в редакции нового закона». Адвокат добавил, что проект предусматривает возможность обжалования в Президиум ВС РФ в порядке гл. 48.1 УПК судебных решений областных и приравненных к ним судов, если они до того были предметом апелляционного рассмотрения ВС.

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here