Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Подписан федеральный закон об усилении борьбы с нарушениями в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для достижения поставленных целей Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 200.4 и 200.5.

Статьей 200.4 устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 вводится ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.

Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Президент предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления в сфере госзакупок

Lukas Gojda/ Shutterstock.com

C инициативой усилить уголовное наказание за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд выступил Президент РФ Владимир Путин. Внесенным им в Госдуму законопроектом предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 46, cт. 304 Уголовного кодекса, а также дополнить новыми ст. 200.4-200.5 1.

Так, вводится уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена закупочной комиссии, лица, принимающего услуги или товар по госконтракту либо иным представителем госзаказчика. Речь идет о сотрудниках, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. За совершение преступления указанными лицами планируется наказывать их штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

А за совершение этого же деяния группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба самая суровая санкция может быть установлена в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа или без такового и с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Кроме того, планируется ввести наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. или лишения свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за провокацию подкупа в сфере госзакупок.

Отметим, что Правительство РФ и Верховный Суд Российской Федерации поддержали законопроект, при этом, как пояснил кабмин, расследовать указанные преступления будут следователи Следственного комитета РФ.

За преступления в сфере госзаказа введена уголовная ответственность

s4visuals / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, устанавливающий уголовную санкцию за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения госнужд. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок вводится максимальное наказание в виде лишения свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» 1 ).

Кроме того, вводится уголовное наказание за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена закупочной комиссии, лица, принимающего услуги или товар по госконтракту, либо иным представителем госзаказчика. Речь идет о сотрудниках, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. За совершение этого преступления установлена максимальная санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Документ вступит в силу 4 мая.

Напомним, что с 1 июля госзаказчики будут устанавливать требование к обеспечению заявок при проведении закупок стоимостью свыше 1 млн руб., а с 1 июня банки, выдающие банковские гарантии, обеспечивающие заявки и контракты по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должны будут соответствовать ряду требований, одно из которых – наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату.

1 С текстом Федерального закона от 23 апреля.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном официальном интернет-портале правовой информации (№ опубликования 0001201804230037).

К третьему чтению подготовлен президентский законопроект, расширяющий уголовную ответственность за нарушения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для достижения поставленных целей законопроектом в числе прочего предполагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьями 200.4 и 200.5.

Читайте так же:  Предлагается запретить лицам с судимостью управлять пассажирским транспортом (законопроект)

В первом случае устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой. Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

Президент внес в ГосДуму законопроект №410960-7, предполагающий введение в Уголовный кодекс РФ новых составов, предусматривающих ответственность:

  • ст.200.4 УК РФ – за злоупотребления в сфере госзакупок;
  • ст.200.5 УК РФ – за подкуп работников контрактных служб;

[3]

В ст.304 УК РФ состав преступления будет расширен за счет добавления провокации взятки в сфере госзакупок.

Авторы законопроекта поясняют, что с принятием законопроекта будут криминализированы деяния, совершаемые представителями заказчика, не подпадающими под понятие «должностное лицо» и в связи с этим не подлежащими привлечению к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.

Ужесточение ответственности за нарушения в сфере госзакупок

Сегодня Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в рамках региональной недели работы Государственной Думы провел лекцию о законотворческом процессе для студентов Уральского государственного юридического университета, почетным профессором которого он является.

В ходе выступления Павел Крашенинников также прокомментировал внесенный в Государственную Думу Президентом России В.В.Путиным проект федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Он сообщил, что проектом предлагается ужесточить ответственность за нарушения в сфере госзакупок.

В настоящее время в правоприменительной практике многие нарушения в сфере закупок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям. В том числе это касается лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков и не являющихся должностными лицами, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

С целью устранения имеющихся пробелов законодательного регулирования предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, дополнив его новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». А также предлагается предусмотреть в статье 304 УК РФ ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и внести соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах.

Согласно новой статье 200.4 предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если деяние причинило крупный ущерб, то предусматривается максимальное наказание – лишение свободы до 3 лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору последует лишение свободы до 7 лет, — сказал Павел Крашенинников.

В соответствии с новой статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп указанных лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом до 10-кратной суммы подкупа или без такового. В случае совершения подкупа группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере последует лишение свободы до 7 лет со штрафом до 30-кратной суммы подкупа или без такового. При особо крупном размере предлагается установить наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы подкупа или без такового, — сообщил Павел Крашенинников.

При этом под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тыс. рублей. Под особо крупным – превышающая 1 млн. рублей.

Вместе с тем устанавливается ответственность и за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, а также за незаконное пользование ими. За такое деяние предлагается наказывать лишением свободы до 3 лет со штрафом до 20-кратной суммы подкупа или без такового. При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, либо если оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа или в особо крупном размере устанавливается ответственность — лишение свободы до 10 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового. За особо крупный размер последует лишение свободы до 12 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового, — сказал Павел Крашенинников.

Кроме того законопроектом предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления, либо если в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 304 УК РФ, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа в сфере госзакупок, с наказанием в виде лишения свободы до 5 лет, — сообщил Павел Крашенинников.

Расследование вышеназванных преступлений будет относиться к компетенции Следственного комитета, — добавил Павел Крашенинников.

Принятие законопроекта позволит установить более эффективный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему, — отметил Павел Крашенинников.

Форум
Института госзакупок
(Москва)

Перейти на сайт Института госзакупок

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда
  • Текущее время: 08 сен 2019, 15:54
  • Часовой пояс: UTC+03:00

Введена уголовная ответственность в сфере закупок

Введена уголовная ответственность в сфере закупок

Re: Введена уголовная ответственность в сфере закупок

Сообщение Pavel67 » 26 апр 2018, 20:12

Читайте так же:  Правила оказания услуг общественного питания

Re: Введена уголовная ответственность в сфере закупок

Сообщение 888Юлия888 » 23 май 2018, 15:14

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Путин внес в Госдуму законопроект об уголовном наказании за злоупотребления при госзакупках

Москва. 12 марта. INTERFAX.RU — Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках и подкуп работников контрактных служб, сообщил в понедельник официальный сайт нижней палаты парламента.

Речь идет о так называемых «откатах» при госзакупках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Уголовный кодекс предлагается ввести две новые статьи. Одна из них вводит ответственность за «злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Устанавливается, что нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере госзакупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если это деяние было совершено группой лиц по предварительному сговору либо причинило особо крупный ущерб, то срок лишения свободы устанавливается до 7 лет.

Еще одна новая статья УК предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такой подкуп будет наказываться штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа. Если это было сделано группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа. Если такое преступление было совершено в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа.

Под крупным размером подкупа признаются «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав», превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн рублей.

Поправки предусматривают наказание, если подкуп вымогался при заключении госконтракта.

Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее соответствующее преступление активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Актуальность поправок

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления при госзакупках со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

«В судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищении чужого имущества (в первую очередь — как мошенничество), злоупотреблении полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако не все деяния в этой сфере подпадают под нормы действующего уголовного закона, отмечается в документе.

Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), объясняют авторы записки.

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ, а также бюджетным учреждениям. При этом в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность, говорится в пояснительной записке.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, говорится в записке.

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность

Видео (кликните для воспроизведения).

    On 18.05.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Нарушения в закупках, Статьи

С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок. В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Читайте так же:  Реестр требований кредиторов при банкротстве

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Если представитель заказчика был подкуплен

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

Состав преступления Варианты наказания
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
Те же деяния, если они:
  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Состав преступления Варианты наказания
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

Введение уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок

Президент РФ внес в Госдуму РФ законопроект о внесении в Уголовный Кодекс РФ новых составов преступлений, вводящих уголовную ответственность за нарушения в сфере госзакупок.

Проект федерального закона направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время в законодательстве, устанавливающем ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок, существуют пробелы.

Так, в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество по ст.159 УК РФ), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными (ст.201, 286 УК РФ), а также о коммерческом подкупе (ст.204 УК РФ), даче и получении взятки( ст.291, 290 УК РФ).

Читайте так же:  Повышение квалификации работников по трудовому кодексу

Вместе с тем, не все совершаемые в сфере госзакупок нарушения, подпадают под нормы уголовного закона. Ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Поскольку такие деяния причиняя существенный ущерб бюджетной системе РФ , не образуют на настоящий момент состава преступлений, законопроектом предлагается дополнить главу 22 УК РФ новыми статьями 200.4 и 200.5.

Соответственно статья 200.4 УК РФ будет предусматривать ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются:

  • причинение крупного ущерба ( ч.1 ст.200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы);
  • совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба ( ч.2 ст.200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы).

При этом, размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к статье 170.2 УК РФ и составляют -2 250 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно.

Статья 200.5 УК РФ будет предусматривать ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав (ч.1 ст.200.5 УК РФ — наказание до 3 лет лишения свободы; в случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере ч.2 ст.200.5 УК РФ — наказание до 7 лет лишения свободы; в особо крупном размере ч.3 ст.200.5 УК РФ – наказание до 8 лет лишения свободы;

Наиболее строгое наказание будет предусмотрено ч.6 ст.200.5 УК РФ – от 7 до 12 лет лишения свободы — за получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому липу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совершенные в особо крупном размере.

К статье 200.5 УК РФ предусматривается примечание, в котором определяются основания (условия) освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам, а также определяются крупный и особо крупный размеры подкупа для ст.200.5 УК РФ – составляющие 150 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в ст.304 УК РФ, предусматривающую ответственность за провокацию подкупа, с учетом предлагаемой статьей 200.5 УК РФ санкции в виде штрафа, кратного сумме подкупа.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ, с внесением изменений в ст.151 УПК РФ.

[1]

На данный законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Дума 29 марта рассмотрит законопроект об усилении уголовной ответственности при госзакупках

«Будет рассмотрен президентский законопроект об усилении уголовной ответственности при госзакупках. Вводится целый ряд новелл в уголовное законодательство, связанных с усилением ответственности за распространение закрытой информации при государственных закупках», — сказал А.Жуков.

Также на заседании Думы в четверг будет рассмотрен законопроект, касающийся вопроса законодательного регулирования производства органической продукции, и поправки, которые освобождают от подоходного налога пособия, которые будут получены семьями при рождении первого ребенка.

Как сообщалось, законопроект об уголовной ответственности в сфере госзакупок предлагает ввести две новые статьи в Уголовный кодекс (УК). Одна из них вводит ответственность за нарушение в сфере госзакупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, которых предлагается наказывать штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет. Другая статья предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такой подкуп будет наказываться штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа. Если это было сделано группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа.

Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

институт госзакупок Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) в Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) введены две новые статьи:

1) в статье 200.4 предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку продукции по контракту, а также уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок. За такое преступление накажут штрафом в размере до 1 млн. рублей либо лишением свободы на срок до 8 лет.

2) в статье 200.5 предусмотрена ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, лица, осуществляющего приемку продукции по контракту, а также уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок. За такое преступление накажут штрафом в размере до 2,5 млн. рублей либо сроком лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы подкупа.

Читайте так же:  Порядок сокращения пенсионеров при сокращении штата в компании

Также в указанной статье предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение указанными выше лицами «взятки» за совершение действий в интересах дающего, а также за деяния, которые сопряжены с вымогательством предмета закупки, в том числе в особо крупном размере, за которые накажут штрафом в размере до 5 млн. рублей либо лишением свободы на срок до 12 лет.

В примечаниях к данной статье указано, что крупным размером признается подкуп в сумме свыше 150 тыс. рублей, а особо крупным – свыше 1 млн. рублей.

Вместе с тем, предусмотрены и основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если это лицо активно способствовало раскрытию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в статье 304 УК РФ, переименованной и изложенной в новой редакции, предусмотрена уголовная ответственность за провокацию подкупа в виде штрафа до 200 тыс. рублей либо лишения свободы на срок до 5 лет.

Законом № 99-ФЗ перечень преступлений, предварительное следствие по уголовным делам о которых производится следователями Следственного комитета РФ, предусмотренный в пп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, дополнен ссылками на новые статьи 200.4 и 200.5 УК РФ. Положения об уголовной ответственности начинают действовать с 4 мая 2018 г.

[2]

Законопроект, ужесточающий ответственность за нарушения в сфере госзакупок, принят во втором чтении

На пленарном заседании 10 апреля Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ».

В настоящее время в правоприменительной практике многие нарушения в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям, отметил председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

«В том числе это касается лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков и не являющихся должностными лицами, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг», – сообщил он.

Для устранения имеющихся пробелов предлагается дополнить УК новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Также предлагается предусмотреть в статье 304 УК РФ ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и внести соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах.

Согласно новой статье 200.4 предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если деяние причинило крупный ущерб, то устанавливается максимальное наказание – лишение свободы до трех лет. При особо крупном ущербе (или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору) последует лишение свободы до семи лет.

В соответствии с новой статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп указанных лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание – лишение свободы до трех лет. В случае совершения такого деяния группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере можно получить до семи лет тюрьмы. При особо крупном размере – до восьми лет.

«Во всех этих случаях лишение свободы может быть дополнено штрафом, кратным сумме подкупа: в размере 10-кратной, 30-кратной и 40-кратной суммы подкупа соответственно», – пояснил Крашенинников. Под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тысяч рублей. Под особо крупным – превышающая 1 млн рублей.

Вместе с тем, законопроектом устанавливается ответственность и за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг или иного имущества, а также за незаконное пользование ими. За такое деяние предлагается наказывать лишением свободы до трех лет со штрафом до 20-кратной суммы подкупа или без такового. При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, либо если оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа или в особо крупном размере, устанавливается лишение свободы до 10 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового. За особо крупный размер последует лишение свободы до 12 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового.

Законопроектом предусматриваются освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в статью 304 УК РФ, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа указанных лиц, с наказанием в виде лишения свободы до пяти лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Расследование указанных преступлений будет относиться к компетенции Следственного комитета», – добавил Павел Крашенинников.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  5. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here