Валютный контроль экспортных операций – механизм

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Валютный контроль экспортных операций – механизм" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Валютный контроль при экспорте товаров

Валютный контроль при экспорте товаров осуществляется с целью предотвращения сокрытия выручки — денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Согласно действующему законодательству российские экспортеры обязаны зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютные счета в уполномоченных банках, подписавших паспорт сделки по соответствующему контракту — зачисление выручки на иной счет допускается только по разрешению ЦБ РФ. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне по контракту отсрочки платежа в иностранной валюте на срок, превышающий 90 календарных дней, или осуществление иной валютной операции, связанной с движением капитала, экспортер должен представить в банк соответствующее разрешение ЦБ РФ.

По внешнеэкономическим сделкам купли-продажи, предусматривающим расчеты в валюте РФ, сроки проведения этих расчетов действующим законодательством РФ не установлены.

В случае предоплаты за товары (независимо от срока между датой таможенного оформления и датой платежа) таможенное оформление производится без разрешения ЦБ РФ на осуществление операций, связанных с движением капитала.

При неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту таможенными органами принимается решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности.

При неисполнении условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров, экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) а также осуществлять переводы в других случаях, например, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы и т.д.

Основными документами валютного контроля при экспорте товаров являются:

  • паспорт сделки (ПС);
  • учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК);
  • ведомость банковского контроля (далее — ведомость);
  • досье.

Паспорт сделки (далее — ПС) — базовый документ валютного контроля при экспорте товаров, предусматривающем их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Он содержит сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, изложенные в стандартизированной форме.

Учетная карточка таможенно-банковского контроля -документ валютного контроля, формируемый таможенными органами по установленной форме для направления в банки и содержащий сведения из грузовых таможенных деклараций, необходимые банками для валютного контроля, а также сведения о поступлениях выручки.

Ведомость банковского контроля — документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по контракту.

Досье — формируемая уполномоченным банком или его филиалом по каждому ПС подборка документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары.

Одновременно с представлением ГТД экспортер обязан представить в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС. Соответствие ксерокопии ПС его оригиналу подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера.

В случае внесения сторонами в контракт изменений и/или дополнений, затрагивающих указанные в ПС сведения, в таможенный орган, производящий таможенное оформление экспортируемых товаров, должна быть представлена ксерокопия переоформленного ПС, заверенная указанным образом.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

В течение 5 календарных дней после подписания ПС, уполномоченный банк формирует электронную копию ПС и на ее основании ведомость с использованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ.

По каждому контракту, в соответствии с которым оформлен ПС, банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера или переводом экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

При поступлении денежных средств (иностранной валюты или валюты РФ) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

При переводе денежных средств иностранному контрагенту экспортер в поручении на перевод указывает реквизиты ПС, по которому переводятся денежные средства.

Информация о поступлении (возврате) выручки по контракту с использованием программного комплекса переносится из ведомости в УК, подлежащие отправке в ГТК РФ.

По каждому ПС банк формирует отдельное Досье, в которое помещаются:

  • оригинал ПС (оригиналы переоформленных ПС);
  • копии контракта (выписки из контракта) и изменений и/или дополнений к нему;
  • копии разрешений, представленных экспортером;
  • копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (ПС);
  • иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным ПС;
  • ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии Досье).

Досье подлежит хранению не менее 5 лет после его закрытия.

Обмен документами валютного контроля между банком и ГТК РФ осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети.

ГТК РФ на основании данных ГТД формирует УК и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров (графа «Д» ГТД), направляет их в банк.

При непоступлении УК от ГТК РФ по истечении 45 календарных дней с даты принятия решения о выпуске соответствующей партии товаров (графа «Д» ГТД) банк на основании ксерокопии ГТД, представленной экспортером, может самостоятельно формировать УК.

[3]

Полученные из ГТК РФ (или самостоятельно сформированные Банком) УК направляются банком в ГТК РФ в электронном виде после идентификации сумм выручки, полученных за указанную в УК партию товаров, но не позднее контрольного срока возврата УК в ГТК РФ, определяемого в установленном порядке.

При этом одновременно с УК, направляемыми в ГТК РФ в соответствии с расчетным контрольным сроком их возврата, программным комплексом в автоматическом режиме в ГТК РФ передаются содержащиеся в ведомостях сведения о платежах, произведенных по контрактам (ПС).

Читайте так же:  Субъекты авторских прав - характеристика и особенности

Ответственность за нарушение валютного законодательства и нормативных правовых актов

За нарушения требований валютного законодательства и иных нормативных правовых актов экспортеры несут ответственность, установленную Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Братске

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

По дисциплине «Налогообложение участников ВЭД»

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Выполнил: студент группы Нз-05

Проверил: Ст. преподаватель

1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

1.1 Органы, осуществляющие валютный контроль

2. Сущность экспортно-импортных операций

2.1 Валютный контроль экспортных операций

2.2 Валютный контроль импортных операций

2.3 Порядок оформления паспорта сделки

2.4 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту

3. Воздействие государственного валютного контроля на экономику России

Внастоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.

Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.

Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.

Использование валютного контроля оказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляет правительством большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики, тогда как использование других видов поддержки курса национальной валюты регламентируется международными валютными соглашениями.

В центре внимания данной работы будет находиться действующая в настоящее время в Российской Федерации система валютного контроля.

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

В данной работе будут рассмотрены основные черты современной системы валютного контроля в РФ, даны основные понятия, определены объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении. Также будут рассмотрены основные принципы, цели валютного контроля. Особое внимание будет уделено механизму действия валютного контроля, в частности, будет рассмотрен порядок оформления паспортов сделок.

1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

Валютный контроль — это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

1. По степени жесткости:

— «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;

— «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

2. По направлению товаро- и валютопотоков:

— контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;

— контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

3. По национальной принадлежности валют:

— контролю подвергается обращение валют определенных стран;

— контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

4. Обращение валют внутри страны:

— обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;

— обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

5. По временному критерию:

— разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;

— независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.

6. По валютному объему сделок:

— дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;

— независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

[1]

7. По продуктовому критерию:

— установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);

— отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок[1] .

Выше выделены только основные критерии классификации видов государственного валютного контроля. Любое правительство может разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

1.1 Органы, осуществляющие валютный контроль

Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Квитанция на уплату госпошлины при регистрации ип

ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

Валютный контроль экспортных операций – механизм

Валютный контроль: правовые основы

Под валютным контролем в широком смысле понимается осуществление уполномоченными государством субъектами (органами и агентами) специальных функций по установлению соответствия валютных операций требованиям нормативных правовых актов (далее — НПА), в том числе проверке достаточности и объективности учета и отчетности, фиксирующих данные операции.

Различают следующие виды валютного контроля в зависимости от направления перемещения товаров и валютных ценностей:

  • контроль за экспортной деятельностью (вывозом товаров за пределы Российской Федерации), который и является предметом данной статьи;
  • контроль за импортной деятельностью.

Также существует валютный контроль в неторговом обороте, о нюансах осуществления которого можно узнать из статьи Валютный контроль — регулирование в неторговом обороте.

Правовые основы порядка проведения валютного контроля устанавливаются следующими НПА:

  • законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173);
  • инструкцией Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И), которая с 01.03.2018 уступает место Инструкции БР от 16.08.2017 № 181-И (далее – инструкция № 181-И);
  • законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в рамках таможенного оформления экспортных товаров);
  • Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

Для получения более подробной информации о правовых основах валютного контроля рекомендуем ознакомиться со следующей статьей на нашем сайте: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Валютный контроль за экспортными операциями: объект и субъект контроля

Объектами валютного контроля экспортных операций являются поступление валютной выручки от вывоза товаров за пределы РФ и осуществление расчетов между следующими лицами:

  • резидентами РФ, к которым относят юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (далее — резидент, экспортер) (п. 1.6 инструкции № 138-И);
  • нерезидентами РФ (в понятии, предусмотренном п. 1 ст. 1 закона № 173).

Осуществляется валютный контроль следующими субъектами:

  • Правительством РФ;
  • органами валютного контроля, которые включают Центральный банк РФ, налоговые (Федеральная налоговая служба РФ) и таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ, далее — ФТС РФ);
  • агентами валютного контроля, в число которых входят банки, обладающие лицензией на проведение валютных операций (уполномоченные банки, далее — УБ) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Подробнее о субъектах валютного контроля можно узнать из другой нашей статьи: Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями

При совершении операций по вывозу товаров за пределы РФ реализуются следующие этапы валютного контроля:

  1. Постановка на расчетное обслуживание в УБ. Оформление паспорта сделки (далее — ПС), если сумма обязательств по договору составляет более 50 000 долларов США (п. 5.2 инструкции № 138-И), постановка внешнеэкономического контракта на учет при сумме обязательств 3 и более млн. рублей по кредитным и импортным контрактам, 6 и более млн. по экспортным контрактам (п. 4.2 инструкции № 181-И).
  2. Таможенная регистрация экспортных товаров. Заполнение декларации (при необходимости) и представление экспортером ПС (при его наличии) в ФТС РФ. Проверка полноты и достоверности указанной в них информации. Составление учетной карточки таможенно-банковского контроля.
  3. Направление в УБ сведений об исполнении обязательств по договору (отгрузке товаров) путем представления в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в пределах 15 рабочих дней после месяца,
  4. Контроль УБ за поступлением платежей на счет экспортера и последующее уведомление ФТС РФ об их получении.
  5. Окончательная проверка УБ информации о поступлении валютной выручки от экспорта товаров. Закрытие ПС/снятие контракта с обслуживания на основании заявления экспортера или самостоятельно банком (в установленных НПА случаях).

До 01.03.2018 резидент также обязан представить в УБ справку о валютных операциях при зачислении:

  • на счет валюты РФ — в пределах 15 рабочих дней после даты ее зачисления;
  • иностранной валюты на счет резидента, открытый в банке за пределами РФ, — в пределах 30 рабочих дней (пп. 3.8 и 3.11 инструкции № 138-И).

Подробнее о том, как оформить справку о валютных операциях, рассказывается в статье Справка о валютных операциях в 2017-2018 годах — образец. С 01.03.2018 единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов станет справка о подтверждающих документах.

Читайте так же:  Переход на онлайн-кассы с 1 июля - инструкция

Паспорт сделки при экспорте товаров: краткое содержание

Паспорт сделки представляет собой документ, охватывающий сведения из договора об экспорте товаров за пределы РФ, необходимые для осуществления валютного контроля.

В ПС указываются следующие сведения:

  • его номер и дата составления;
  • информация об экспортере;
  • информация о нерезиденте (иностранном контрагенте);
  • общая информация о договоре (его дата и номер, сумма сделки, валюта цены сделки, сроки исполнения обязательств сторон);
  • информация об УБ, где составляется ПС;
  • информация о переоформлении ПС;
  • информация об основаниях для закрытия ПС.

Порядок заполнения (наряду с порядком изменения и закрытия) ПС подробно описан в инструкции № 138-И.

Из статьи Расшифровка структуры номера паспорта сделки можно узнать более подробную информацию об указанных реквизитах.

ВАЖНО! с 01.03.2018 паспорт сделки больше не оформляется, ему на смену идет постановка внешнеэкономических контрактов на учет в уполномоченном банке.

Паспорт сделки: порядок оформления

В целях оформления паспорта сделки экспортеру необходимо представить в банк, где у него имеется валютный счет и куда должен поступить платеж от экспорта, оригинал или заверенную копию договора (его проекта), заполненную форму ПС и иные документы, которые содержат сведения, указанные в ПС. Из статьи Паспорт сделки при валютном контроле — образец можно узнать все нюансы подготовки данного документа и скачать образец ПС.

ВАЖНО! Подписанный резидентом ПС должен быть оформлен в УБ не позднее даты подачи таможенной декларации на экспортируемые товары или справки о подтверждающих документах, если декларирование не требуется (п. 6.5 инструкции № 138-И).

После получения документов сотрудник УБ проверяет соответствие информации в ПС положениям договора и подписи на ПС подписи в карточке образцов подписей лиц, которые обладают правом подписи по счету экспортера, и по результатам проверки подписывает несколько экземпляров ПС. Сроки проверки составляют не более 3 рабочих дней или 10 рабочих дней (если расчеты будут происходить через счет экспортера в банке-нерезиденте).

ВАЖНО! При выявлении несоответствия данных, указанных в ПС, сведениям в договоре или иных документах, некорректном заполнении ПС, а также непредставлении необходимых сведений или документов УБ может не принять экспортера на расчетное обслуживание.

Один экземпляр ПС передается экспортеру (вместе с договором), другой вкладывается в досье валютного контроля, порядок формирования которого указан в гл. 19 инструкции № 138-И.

Подписание ПС свидетельствует о принятии:

  • УБ договора на расчетное обслуживание и осуществлении им функций по контролю за получением на счет валютной выручки от экспорта товаров;
  • экспортером на себя ответственности за корректность указанной в ПС информации условиям договора, а также за своевременное и полное получение платежа за экспорт товара.

Проверка паспорта сделки таможенными органами

При экспорте товаров резиденту необходимо обратиться в ФТС РФ в целях их таможенного оформления. При этом наряду с другими документами, требуемыми законодательством (ст. 159 и 163 Таможенного кодекса Таможенного союза), экспортеру необходимо представить на проверку копию выданного УБ экземпляра ПС (при его наличии) и копию грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) на товары.

При условии соответствия информации в ПС, ГТД и других представленных документах, а также сходства оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, сотрудник ФТС РФ ставит на ПС свою подпись.

На основании информации, указанной в ГТД, оформляется учетная карточка таможенно-банковского контроля со сведениями об экспортируемом товаре и поступлениях выручки. Данная карточка является основанием для последующего составления реестра ожидаемого поступления на счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров.

ВАЖНО! Если в договор вносятся какие-либо изменения и/или дополнения, касающиеся указанной в ПС информации, экспортер обязан представить в ФТС РФ копию переоформленного ПС.

Ответственность за нарушение валютного законодательства при экспорте товаров

В случаях нарушения резидентом предусмотренных законом правил валютного контроля при экспорте операций данное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях резидент будет обязан уплатить штраф в пределах установленных законом сумм при совершении следующих противоправных действий:

  • проведении противоправных валютных операций;
  • нарушении экспортером обязанности по своевременному получению на счет в УБ платежа за экспортируемые товары;
  • нарушении предусмотренного порядка составления форм учета и отчетности по проведенным операциям, оформления паспортов сделок, нарушении сроков хранения документов по проведенным операциям;
  • повторном совершении вышеперечисленных действий.

Кроме того, за недекларирование или несоответствующее действительным данным декларирование наличных сумм и (или) денежных инструментов, которые переводятся через границу Таможенного союза, при условии их обязательного письменного декларирования гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа от ½ до 2-кратной скрытой от закона суммы либо конфискации предмета нарушения (ст. 16.4 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, механизм валютного контроля экспортных операций состоит из нескольких последовательных этапов, при прохождении которых резидент взаимодействует с банками и Федеральной таможенной службой. С 01.03.2018 года на смену паспорту сделки приходит учет внешнеэкономических контрактов УБ, а справка о подтверждающих документах становится единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов.

4. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. с.105), который оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки № 1/2309223/000/0000000001 от 1.01.95 Реквизиты банка Наименование банка Филиал Почтовый адрес Реквизиты экспортера Реквизиты иностранного покупателя Наименование Наименование Код ОКПО Страна Адрес Адрес Номер транзитного счета Реквизиты и условия контракта Номер контракта Дата Последний платеж Сумма контракта Валюта платежа Валюта цены Код валюты платежа Код валюты цены Форма расчетов Валютная оговорка Поступление выручки Лицензия Банка России Дата № Отсрочка Подписи уполномоченных лиц От банка От экспортера Должность Подпись Должность Подпись ФИО Дата ФИО Дата Отметки банка Копия верна Должность ФИО Подпись Дата

Читайте так же:  Понятие завещания и принцип свободы завещания

Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки — лицом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи заверяются нотариусом, а сам список регистрируется Центробанком России. Цен-тральный банк информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, под-вергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта.

Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров — за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления таможенному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изменения или дополнения.

4.1. Механизм осуществления валютного контроля

за поступлением экспортной выручки

Рис. 4.2. Движение паспорта экспортной сделки: 1 — экспортер представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и заверенную предприятием копию контракта; 2 — банк возвращает экспортеру подписанный должностным лицом банка первый экземпляр паспорта сделки; 3 — второй экземпляр паспорта сделки направляется банком в досье банка; 4 — экспортер получает заверенную банком копию паспорта сделки; 5 — экспортер представляет полученную от банка копию паспорта сделки в таможенный орган при предъявлении товара к таможенному оформлению; 6 — после проверки данных, содержащихся в паспорте сделки и ГТД, подписанная работником таможни копия паспорта сделки остается в досье таможни; 7- после поступления полной суммы валютной выручки досье закрывается и передается в архив

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 2429 раз

Библиографическое описание:

Данилова О. Е. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/182/46895/ (дата обращения: 08.09.2019).

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная выручка, отток капитала, экспортно-импортные операции, национальный валютный рынок.

Противодействие незаконному оттоку денежных средств за рубеж — основная задача института валютного регулирования и валютного контроля.

Как отмечается в учебной и научной литературе, все это составляющие валютной политики государства, которая направлена на укрепление финансового положения страны, создание режима устойчивости национальной валюты, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту [1]. В данной сфере мероприятия осуществляются путем непосредственного воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции [2].

Отметим следующие взаимообусловленные причины, способствующие вывозу капитала.

1. Проблемы репатриации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями.

На счетах в иностранных банках находится огромное количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию.

На сегодняшний день мы может констатировать явно недостаточное количество законодательных механизмов, позволяющих обеспечить возврат денежных средств.

Данная проблема наносит значительный ущерб экономической безопасности страны, поскольку вывоз капитала приводит к оттоку значительных ресурсов из экономического оборота государства и включению их в производственный процесс других стран.

В настоящее время положения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] позволяют в определенной мере обеспечить устойчивость валютного рынка, направлены на исключение указанных выше проблем.

Но в то же время, очевидно, что нормы, регламентирующие деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, нуждаются в дополнение с целью повышения эффективности мер, которые регулируют проведение экспортно-импортных операций.

2. Второй причиной создавшейся ситуации являются переводы валюты (без товара) и сделки по фиктивным импортным контрактам.

На практике российский покупатель переводит иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление).

Широко также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам.

Как отмечает А. Н. Козырин, основываясь на данных Банка России (по отчетности коммерческих банков) по «бестоварным» переводам, осуществляемым по фиктивным импортным контрактам, из России ежемесячно уходило около 400 млн. долларов [4].

Читайте так же:  Внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество

3. Третья причина — осуществление расчетов между российскими участниками и иностранными контрагентами за пределами России (оффшорные зоны).

Осуществление расчетов между российскими и иностранными участниками внешнеторговой деятельности позволяет выводить денежные средства за пределы российской налоговой системы.

Это так называемые «оффшоры» («налоговые убежища»), когда на российской территории осуществляется само производство, а финансовые расчеты производятся за рубежом.

[2]

Мы также наблюдаем открытие за рубежом денежных счетов компаниями крупного и среднего бизнеса, что способствует утечке капитала.

Безусловно, российский финансовый рынок нуждается в защите. Средства реализации валютной политики призваны исключить валютную зависимость Российской Федерации и обеспечить выполнение при осуществление внешнеторговой деятельности требований российского валютного законодательства, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В этой связи государство принимает меры для активизации валютного регулирования.

В частности, принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5].

Положения данного законодательного акта обязывают резидентов отчитываться о конкретных сроках получения на свои счета валютной выручки в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Отметим, что на сегодняшний день резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации и исполнения обязательств по таким контрактам.

Также закон расширил перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции (например, совершение запрещенных валютных операций между резидентами, нарушение любых актов валютного законодательства Российской Федерации).

Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу обновленная Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операции. Указанным нормативным актом для резидентов-экспортеров введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров, устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня [6].

Определенной особенностью России является то, что иностранная валюта имеет обращение параллельно с национальной. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Для этого контролирующие органы должны быть наделены соответствующими полномочиями, позволяющими своевременно устанавливать факты нарушения валютного законодательства.

Отметим, что изменениями, внесенными в Правила представления резидентами и нерезидентами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98, установлено, что названные органы в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (участников внешнеторговой деятельности), а последние обязаны представлять документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и должны соответствовать требованиям, определенным частью 5 указанной статьи [7].

Основные целями валютного регулирования в Российской Федерации должны быть:

  1. Стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления;
  2. Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
  3. Действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности.

Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации [8].

Во многих зарубежных странах операции по сделке, имеющей признаки легализации незаконно полученных доходов или другие признаки подозрительности, кредитной организацией могут быть приостановлены, о чем информируются соответствующие компетентные органы, а, в крайнем случае, клиенту отказывается в проведении такой операции. Наиболее показателен в этом отношении опыт Италии, законодательство которой является наиболее эффективным в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов и рекомендовано ЕС в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области.

Интересный факт приводит Т. В. Камалова: в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий [9].

Таким образом, в практике ведущих стран на смену валютному контролю пришли системы государственного контроля за финансовыми операциями.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Российской Федерации валютное регулирование и контроль на сегодняшний день являются единственным инструментом, способным противодействовать утечке капитала и отмыванию преступных доходов, однако соответствующая правовая база нуждается в совершенствовании.

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

  3. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  4. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  5. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Валютный контроль экспортных операций – механизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here