В ук рф внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "В ук рф внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

В УК РФ могут появиться новые составы коррупционных преступлений

Преступлением может быть признана передача денег или имущества не самому должностному лицу, как сегодня, а другому гражданину или организации по его указанию. То же касается оказания услуг имущественного характера. Соответствующие изменения могут претерпеть некоторые статьи УК РФ: ст. 184 («Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса»), ст. 204 («Коммерческий подкуп») и ст. 290 («Получение взятки»). Такой законопроект 1 внес в Госдуму Президент РФ Владимир Путин.

Кроме того, предлагается ввести в УК РФ новую ст. 204.1, в соответствии с которой посредничество в коммерческом подкупе, а также обещание или предложение такого посредничества будут считаться уголовно наказуемыми деяниями.

Под посредничеством предлагается понимать непосредственную передачу предмета коммерческого подкупа или иное способствование достижению соглашения о его передаче. Посредничество будет наказываться штрафом в размере до 400 тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до 20-кратной суммы коммерческого подкупа), либо ограничением свободы или исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без него. Для посредничества также предусмотрены квалифицированные составы, в том числе совершение этого деяния в крупном (более 150 тыс. руб.) и особо крупном (свыше 1 млн руб.) размерах. В случаях обещания или предложения посредничества ответственность будет более суровой, к примеру, предельная сумма штрафа в рублях может составить 1 млн руб., причем любой из видов наказания предлагается дополнять лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При этом гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и добровольно сообщил о нем в уполномоченный орган.

Необходимо отметить, что действующим уголовным законодательством предусмотрено наказание за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Предлагаемая норма о посредничестве в коммерческом подкупе по своей сути аналогична указанной. Напомним, взяточничество отличается от коммерческого подкупа тем, что под дачей взятки понимается передача денег или иного имущества должностному лицу, в том числе иностранному либо должностному лицу публичной международной организации, а коммерческий подкуп предполагает, что деньги или иное имущество передаются лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В соответствии с законопроектом, уголовная ответственность также может быть введена за мелкий коммерческий подкуп и за мелкое взяточничество. В обоих случаях сумма передаваемых ценностей не должна превышать 10 тыс. руб. Владимир Путин подчеркнул, что в 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тыс. руб.

По сравнению с санкциями за коммерческий подкуп или взяточничество, предлагаемые наказания за мелкие подкуп и взяточничество являются более мягкими. Так, максимальный размер штрафа в денежном выражении за эти преступления может составить 150 тыс. руб. (мелкий подкуп) или 200 тыс. руб. (мелкое взяточничество). Более строгие наказания установлены для лиц, уже имеющих судимость за аналогичные преступления. При этом в обоих случаях предусмотрено освобождение от уголовной ответственности если лицо, совершившее преступление, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо добровольно сообщило о нем в уполномоченный орган, либо имело место вымогательство предмета подкупа или взятки.

По таким уголовным делам предлагается проводить предварительное расследование в форме дознания. При этом они будут подсудны мировому судье. Соответствующие изменения могут быть внесены в УПК РФ.

Президент предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления в сфере госзакупок

Lukas Gojda/ Shutterstock.com

C инициативой усилить уголовное наказание за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд выступил Президент РФ Владимир Путин. Внесенным им в Госдуму законопроектом предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 46, cт. 304 Уголовного кодекса, а также дополнить новыми ст. 200.4-200.5 1.

Так, вводится уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена закупочной комиссии, лица, принимающего услуги или товар по госконтракту либо иным представителем госзаказчика. Речь идет о сотрудниках, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. За совершение преступления указанными лицами планируется наказывать их штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

А за совершение этого же деяния группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба самая суровая санкция может быть установлена в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа или без такового и с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Кроме того, планируется ввести наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. или лишения свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за провокацию подкупа в сфере госзакупок.

Читайте так же:  Размер мрот и страховые взносы у ип

Отметим, что Правительство РФ и Верховный Суд Российской Федерации поддержали законопроект, при этом, как пояснил кабмин, расследовать указанные преступления будут следователи Следственного комитета РФ.

Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

Президент внес в ГосДуму законопроект №410960-7, предполагающий введение в Уголовный кодекс РФ новых составов, предусматривающих ответственность:

  • ст.200.4 УК РФ – за злоупотребления в сфере госзакупок;
  • ст.200.5 УК РФ – за подкуп работников контрактных служб;

В ст.304 УК РФ состав преступления будет расширен за счет добавления провокации взятки в сфере госзакупок.

Авторы законопроекта поясняют, что с принятием законопроекта будут криминализированы деяния, совершаемые представителями заказчика, не подпадающими под понятие «должностное лицо» и в связи с этим не подлежащими привлечению к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.

Уголовный кодекс РФ пополнился составами преступлений в сфере закупок

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внес дополнения в Уголовный кодекс РФ, которые устанавливают уголовную ответственность за злоупотребления и провокации подкупа в сфере закупок, а также подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии.

В статье 200.4 УК РФ под злоупотреблением в сфере закупок понимается нарушение работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. Максимальным наказанием за это преступление может стать лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются: сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Под провокацией подкупа в сфере закупок в статье 304 УК РФ понимается попытка передачи работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

Наказанием за такое преступление может стать лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
27 апр. 2018 г.

В УК РФ могут появиться новые составы преступлений экстремистской направленности

Понятие экстремистской деятельности и ее признаки, содержащиеся в действующем российском законодательстве, предлагается скорректировать, а УК РФ – дополнить новыми составами преступлений экстремистской направленности. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы ее депутатами Алексеем Журавлевым и Сергеем Жигаревым.

Документом рекомендуется изменить подход к определению в ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» понятия экстремистской деятельности. Под ней предлагается понимать финансирование мероприятий по подготовке, организацию подготовки к совершению, а также совершение ряда предусмотренных УК РФ деяний, в том числе на почве неприязни к человеку (группе граждан) по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии, а также по политическим и идеологическим взглядам.

Напомним, действующей редакцией упомянутой статьи закона в перечень экстремистской деятельности отнесены не только определенные преступления, но и некоторые административные правонарушения (например, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций).

Законопроектом предлагается исключить их из этого перечня, дополнив его при этом некоторыми преступлениями против конституционного строя и общественной безопасности. Среди них: воспрепятствование проведению собрания, митинга демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; массовые беспорядки и некоторые другие противоправные деяния преступного характера.

Документом также предусматривается ряд изменений в УК РФ. Так, среди прочего, кодекс планируется дополнить новыми статьями 282.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики» и 282.4 «Распространение экстремистских материалов«. Предполагается, что данные статьи будут включены в упомянутый перечень, определенный в новой редакции ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

При этом круг подразумеваемых в новой ст. 282.3 нацистских атрибутов и символов предлагается ограничить теми, которые использовались Национал-социалистической партией Германии и Фашистской партией Италии. В пояснительной записке к документу отмечают: символы и атрибуты, использовавшиеся другими нацистскими организациями, имеют в повседневной жизни вполне мирное толкование.

Упомянутой выше ст. 282.4 планируется ввести уголовную ответственность за распространение экстремистских материалов. Одновременно предлагается исключить данный состав правонарушения из ст. 20.29 КоАП РФ, поскольку, по мнению авторов проекта, именно распространение экстремистских материалов представляет угрозу общественной безопасности и интересам государства, порождая негативные настроения в обществе. Хранение и производство экстремистских материалов, по замыслу разработчиков, должны остаться отдельным составом административного правонарушения.

[2]

Одновременно в законопроекте отмечается необходимость исключить из КоАП РФ ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций».

Максимальное наказание за вводимые составы преступлений предполагается установить в виде лишения свободы сроком один год.

Предлагаемые изменения, согласно пояснительной записке к законопроекту, направлены на устранение трудностей при квалификации совершенного противоправного деяния, существующих сегодня в связи с отсутствием четкого законодательного закрепления понятия «экстремистская деятельность».

Путин внес Госдуму законопроект о введении уголовной ответственности до 12 лет за «откаты» при госзакупках

12 марта 2018 15:30

Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС — Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках и подкуп работников контрактных служб, сообщил официальный сайт нижней палаты парламента в понедельник.

Читайте так же:  Хозяйственное или коммерческое партнерство в рф

Речь идет о так называемых «откатах» при госзакупках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Уголовный кодекс предлагается ввести две новые статьи. Одна из них вводит ответственность за «злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Устанавливается, что нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере госзакупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если это деяние было совершено группой лиц по предварительному сговору либо причинило особо крупный ущерб, срок лишения свободы устанавливается до 7 лет.

Еще одна новая статья УК предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такой подкуп будет наказываться штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа. Если это было сделано группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа. Если такое преступление было совершено в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа.

Под крупным размером подкупа признаются «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав», превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн рублей.

Поправки предусматривают наказание, если подкуп вымогался при заключении госконтракта.

Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее соответствующее преступление активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления при госзакупках со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

«В судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищении чужого имущества (в первую очередь — как мошенничество), злоупотреблении полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако не все деяния в этой сфере подпадают под нормы действующего уголовного закона, отмечается в документе.

Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), объясняют авторы записки.

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ, а также бюджетным учреждениям. При этом в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность, говорится в пояснительной записке.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, говорится в записке.

МОСКВА, 12 апр — РАПСИ. Государственная Дума РФ одобрила в третьем (окончательном) чтении президентский законопроект об усилении уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Глава 22 Уголовного кодекса (УК РФ) дополняется новыми статьями 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок).

Помимо этого, в статью 304 (провокация взятки либо коммерческого подкупа) УК РФ вносятся изменения, а именно: устанавливается ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

[1]

В сложившейся судебно-следственной практике, как отмечается в пояснительной записке, преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям кодекса о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. В связи с этим и были разработаны соответствующие поправки в УК РФ.

Так, в соответствии со статьей 204.4 УК РФ предусматривается установление ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

За такое преступление, в частности, предлагается установить штраф в размере до 200 тысяч рублей или привлекать лицо к принудительным работам на срок до трех лет. Также лицо может быть ограничено в свободе на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок. В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Максимальное наказание по данной норме будет грозить в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Читайте так же:  Жители лнр и днр смогут получить паспорта рф в упрощенном порядке

Новой статьей 200.5 кодекса предусматривается установление ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание по данной статье устанавливается в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет.

При этом в статье предусматривается примечание, в котором определяются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.Так, лицо может быть освобождено от ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении.

В статью 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее установление ответственности за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. По этой норме будет грозить максимальное наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Ужесточение ответственности за нарушения в сфере госзакупок

Сегодня Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в рамках региональной недели работы Государственной Думы провел лекцию о законотворческом процессе для студентов Уральского государственного юридического университета, почетным профессором которого он является.

В ходе выступления Павел Крашенинников также прокомментировал внесенный в Государственную Думу Президентом России В.В.Путиным проект федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Он сообщил, что проектом предлагается ужесточить ответственность за нарушения в сфере госзакупок.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время в правоприменительной практике многие нарушения в сфере закупок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям. В том числе это касается лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков и не являющихся должностными лицами, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

С целью устранения имеющихся пробелов законодательного регулирования предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, дополнив его новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». А также предлагается предусмотреть в статье 304 УК РФ ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и внести соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах.

Согласно новой статье 200.4 предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если деяние причинило крупный ущерб, то предусматривается максимальное наказание – лишение свободы до 3 лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору последует лишение свободы до 7 лет, — сказал Павел Крашенинников.

В соответствии с новой статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп указанных лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом до 10-кратной суммы подкупа или без такового. В случае совершения подкупа группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере последует лишение свободы до 7 лет со штрафом до 30-кратной суммы подкупа или без такового. При особо крупном размере предлагается установить наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы подкупа или без такового, — сообщил Павел Крашенинников.

При этом под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тыс. рублей. Под особо крупным – превышающая 1 млн. рублей.

Вместе с тем устанавливается ответственность и за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, а также за незаконное пользование ими. За такое деяние предлагается наказывать лишением свободы до 3 лет со штрафом до 20-кратной суммы подкупа или без такового. При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, либо если оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа или в особо крупном размере устанавливается ответственность — лишение свободы до 10 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового. За особо крупный размер последует лишение свободы до 12 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового, — сказал Павел Крашенинников.

Кроме того законопроектом предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления, либо если в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 304 УК РФ, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа в сфере госзакупок, с наказанием в виде лишения свободы до 5 лет, — сообщил Павел Крашенинников.

Расследование вышеназванных преступлений будет относиться к компетенции Следственного комитета, — добавил Павел Крашенинников.

Принятие законопроекта позволит установить более эффективный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему, — отметил Павел Крашенинников.

Уголовная ответственность в сфере госсзакупок — последние изменения УК РФ

23 апреля 2018 года в УК РФ были внесены новые статьи 200.4 и 200.5, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере государственных закупок. Статья 200.4 УК РФ устанавливает уголовную ответственность непосредственно за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Согласно статье, деяние считается преступлением, если оно совершается из меркантильных установок или другого персонального интереса. Субъектами преступления могут быть:

сотрудник контрактной службы;

член комиссии по проведению закупок;

Читайте так же:  Кассационная жалоба по административному делу – образец

сотрудник Заказчика, который обязан осуществить приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг;

иное лицо, представляющее интересы заказчика в области закупок.

К ответственности по ч.1 ст.200.4 УК РФ будут привлекать при условии причинения крупного ущерба. Под крупным ущербом Законодатель предусматривает ущерб оцененный в сумму более 2,25 миллионов рублей.

Самой гуманной санкцией за вышеуказанное преступление является штраф на сумму до 200 тысяч рублей, самой жесткой — до 3 лет лишения свободы. При этом в качестве дополнительного наказания может применяться лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Разновидностью такого преступления, за которое предусмотрена повышенная ответственность, является осуществление его несколькими людьми (лицами), которые заранее договорились между собой совершить указанное деяние, при этом должен быть нанесен предусмотренный законом «крупный ущерб» или «особо крупный ущерб». При совокупном соблюдении указанных условий, размер наказания увеличивается: в частности, лицо, совершившее преступление, может быть лишено свободы на срок до семи лет.

Подкуп представителей заказчика запрещен

Статья 200.5 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за предоставление взятки лицам, представляющим интересы заказчика, согласно закону 44-ФЗ, в целях незаконного воздействия на их решения. Наказание по указанной статье устанавливается в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет. Тем не менее, правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, добровольно сообщил о совершенном преступлении, а также если в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Ч.4 рассматриваемой статьи закрепляет уголовную ответственность за незаконное получение работниками контрактной службы, контрактными управляющими и прочими субъектами, представляющим интересы заказчика в сфере госзакупок, денег, ценных бумаг и других благ в обмени на совершение каких-либо действий в пользу дающего. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет. В качестве дополнительных наказаний может назначаться штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Также законом дополняется статья 304 УК РФ, согласно которой устанавливается ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа. Теперь устанавливается уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальным наказанием по этой статье является лишение свободы на срок до пяти лет.

Вызывает вопросы сильный разброс в наказании за указанные преступления. Минимальным наказанием за любое преступления является штраф в размере 5-ти тысяч рублей, а максимальным — лишение свободы на срок до 7-ми лет.

Такой разброс для назначения наказания за совершение преступления, а также неопределенность состава преступления, оставляет широкий простор для коррупции должностных лиц, которые будут расследовать такие дела.

При этом, как считают эксперты, нововведения не смогут решить проблему «откатов», так как по указанным статья ответственность будут нести исполнители, которые не принимают решений.

Если Ваша организация столкнулась c завуалированным вымогательством Заказчика, либо Вы полагаете, что существует риск наступления уголовной ответственности по указанным статьям, ЮК «КМК» готова защитить Ваши интересы и урегулировать все вопросы законным способом.

По данному вопросу мы предоставляем бесплатную устную консультацию. Вас проконсультирует лично наш партнер Морозов Максим Максимович.

Путин внес в Госдуму законопроект об уголовном наказании за злоупотребления при госзакупках

Москва. 12 марта. INTERFAX.RU — Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках и подкуп работников контрактных служб, сообщил в понедельник официальный сайт нижней палаты парламента.

Речь идет о так называемых «откатах» при госзакупках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Уголовный кодекс предлагается ввести две новые статьи. Одна из них вводит ответственность за «злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Устанавливается, что нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере госзакупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если это деяние было совершено группой лиц по предварительному сговору либо причинило особо крупный ущерб, то срок лишения свободы устанавливается до 7 лет.

Еще одна новая статья УК предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такой подкуп будет наказываться штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа. Если это было сделано группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа. Если такое преступление было совершено в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа.

Под крупным размером подкупа признаются «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав», превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн рублей.

Поправки предусматривают наказание, если подкуп вымогался при заключении госконтракта.

Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее соответствующее преступление активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Актуальность поправок

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления при госзакупках со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

«В судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищении чужого имущества (в первую очередь — как мошенничество), злоупотреблении полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако не все деяния в этой сфере подпадают под нормы действующего уголовного закона, отмечается в документе.

Читайте так же:  Предлагается увеличить сумму долга, при которой исполнительный лист может быть направлен работодател

Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), объясняют авторы записки.

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ, а также бюджетным учреждениям. При этом в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность, говорится в пояснительной записке.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, говорится в записке.

Новости госзакупок

В Уголовный кодекс РФ планируют ввести новый состав преступления — хищение в сфере закупок

В случае принятия данных поправок субъектом указанного преступления будут являться должностные лица заказчика, исполнителя, соисполнителя контракта. Ответственность за это деяние предлагается установить, в частности, в виде штрафа в размере до одного млн руб. (без квалифицирующих признаков).

Кроме того, в ряде действующих статей Уголовного кодекса РФ предусматриваются новые квалифицирующие признаки, связанные с государственными и муниципальными закупками. Например, в ст. 285 УК РФ предлагается ввести уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, совершенное должностным лицом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и (или) исполнении государственного (муниципального) контракта.

Рассматриваемые изменения Уголовного кодекса РФ предусмотрены проектом федерального закона N 740713-6, внесенным в Госдуму 11 марта 2015 г.

Подписан федеральный закон об усилении борьбы с нарушениями в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для достижения поставленных целей Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 200.4 и 200.5.

Статьей 200.4 устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 вводится ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.

Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

Президент РФ подписал закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ, которым в Уголовный кодекс (УК РФ) добавлены новые ст. 200.4 и 200.5.

Статьей 204.4 УК РФ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными или выполняющими управленческие функции в организации, если деяние причинило крупный ущерб.

К таким лицам отнесены:

  • работники контрактной службы;
  • контрактные управляющие;
  • члены комиссии по осуществлению закупок;
  • лица, принимающие поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги);
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере госзакупок.

При этом квалифицирующими признаками преступления являются:

  • совершение его группой лиц по предварительному сговору;
  • причинение особо крупного ущерба.

Статьей 200.5 УК РФ вводится ответственность за подкуп указанных выше лиц.

К квалифицирующим признакам этого преступления отнесены:

  • совершение его группой лиц по предварительному сговору;
  • вымогательство предмета подкупа;
  • причинение крупного и особо крупного ущерба.

При этом крупным размером подкупа признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающая 150 тыс. руб., особо крупным размером подкупа — сумма, превышающая 1 млн руб.

Поправкой, внесенной законом № 99-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ), определено, что предварительное следствие преступлений, установленных ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, производится следователями Следственного комитета РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Подробно о злоупотреблениях в области госзакупок рассказывается в нашей статье «Коррупция в сфере государственных закупок».

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
В ук рф внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here