Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о блокировке в интернете сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица, передает РИА «Новости».

Речь идет о законопроекте, который был внесен в Думу в начале апреля группой депутатов во главе с руководителем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Как говорилось в пояснительной записке к документу, который представляет собой набор поправок к законам «Об исполнительном производстве» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законопроект направлен на «повышение уровня исполнения исполнительных документов, содержащих требования об удалении сведений, распространенных в Сети интернет, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица».

Согласно законопроекту, в случае, если лицо, распространившее в интернете не соответствующие действительности сведения, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения решения суда об удалении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, не приняло меры для пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений, судебный пристав-исполнитель принимает решение об ограничении доступа к этой информации. Для этого пристав должен в течение одного рабочего дня направить соответствующее постановление в Роскомнадзор.

Как пишет TJ, депутаты от ЛДПР отказались голосовать за законопроект, отметив, что его авторы не разъяснили подробностей действия предлагаемых норм. Так, член фракции ЛДПР Сергей Иванов заявил, что под удаление может попасть даже правдивая, но не понравившаяся властям информация.

«А теперь все будет полностью заблокировано: распространяемое – это и та информация, которую уже распространили, и та, которая распространяется в данный момент и может появиться на любом сайте», — сказал Иванов.

Ранее Пискарев заявлял, что заблокированные сайты можно будет разблокировать по решению суда. «Если в последующем будет решение суда отменить блокировку, то информация будет разблокирована. Речь идет об исполнении судебного решения, а не о каких-либо запретах», – отмечал Пискарев.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ СЕГОДНЯ • АНАЛИТИКА • ОБЗОРЫ • СТАТЬИ

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ:

  • Что мешает сколотить капитал: 5 главных барьеров Май 27, 2019
  • Дивиденды растут, экономика страны в стагнации Май 26, 2019
  • Как трудоустроиться тем, кто в трех группах риска Май 25, 2019
  • Увеличится ли продолжительность жизни человека? Май 23, 2019
  • Разрыв между зарплатами и инфляцией становится драматическим Май 22, 2019

Закон о блокировке ресурса за порочащую честь информацию

Совет Федерации одобрил законопроект, который позволяет блокировать доступ к интернет-ресурсам, не удаляющим информацию, порочащую честь и достоинство, а также деловую репутацию человека. Соавторами закона выступали: Анатолий Выборный, Василий Пискарев, Эрнест Валеев и Александр Грибов.

Государственная дума рассматривала проект в первом и втором чтениях. Он претерпел определенные изменения. Сейчас с большей конкретикой описываются ситуации, когда возможна блокировка сайта. В первой редакции шла речь о том, чтобы ограничивать доступ к порочащим сведениям. В одобренном варианте указывается, что негативная информация должна быть ликвидирована.

Порочащие человека или компанию сведения, оказавшись в Сети, могут быть удалены на основе требования пострадавшего. Авторы указывают на то, что часто лица, которые распространяют ложную информацию, не удаляют ее, даже, несмотря на меры административной ответственности, применяемые к ним.

Как будет работать закон о порочащей информации

В законе указывается, что если гражданин, публикующий ложные сведения, по истечении срока для добровольного удаления не принял меры, то судебный пристав выносит постановление о ликвидации данной информации. Если в течение 1 дня требование не будет исполнено, то гражданин должен оплатить исполнительный сбор. Постановление является основанием для внесения данного сайта в Единый реестр ресурсов, где содержится информация, запрещенная к распространению на территории России.

Таким образом, закон «Об исполнительном производстве» сейчас увеличился на одну новую статью, в которой устанавливаются особенности исполнения требований об удалении негативной и ложной информации.

[1]

Сейчас человек может добиваться через суд опровержения информации, которая порочит его достоинство и честь. Если будет доказана их недостоверность, то истец может требовать ликвидировать информацию из Сети. Но ответчики крайне редко выполняют это требование.

К порочащей информации относятся публикации о неэтичных поступках и действиях, которые портят репутацию. Эксперты считают, что со временем количество судебных процессов о ложной информации и порочащим сведениям, будет расти.

Специалисты напоминают, что постоянно возникают различные спекуляции, связанные с коррупционными действиями и политической борьбой. Кандидаты на руководящие государственные посты ведут активную информационную, часто нечестную деятельность. Бизнесмены также пытаются манипулировать общественным сознанием. Такое положение дел заставит и дальше идти по пути судебного регулирования. Будут находиться новые способы реализации возможности на «забвение в интернете».

Участие Роскомнадзора

Ведомство не участвовало в разработке проекта о блокировке порочащей информации в интернете. Об этом рассказали сотрудники пресс-службы.

Позиция ведомства направлялась в Госдуму и другие профильные органы исполнительной власти федерального значения. Подчеркивается, что закон упростит работу судебных приставов. Если суд признал информацию на сайте порочащей гражданина, то приставы смогут напрямую обращаться к Роскомнадзору для блокировки сайта.

Сообщается, что все нужные инструменты для выполнения блокировки у Роскомнадзора имеются. Сейчас их используют для удаления экстремистской информации на основе обращения Генпрокуратуры.

Читайте так же:  Где и сколько хранится заявление на отпуск

Новая правовая норма должна увеличить эффективность работы судебных приставов и защитить граждан от клеветы и очернения репутации.

Закон об удалении из интернета порочащей честь информации

23 апреля 2018 года Владимир Путин подписал закон, который обязывает сайты и различные сервисы (соцсети, видеохостинги и т.п.) удалять информацию, порочащую честь и достоинство граждан, и деловую репутацию юридических лиц.

Теперь любой гражданин или компания, о которых необоснованно плохо написано в интернете, вправе обратиться в суд, чтобы информацию признали «недостоверной», а затем – к судебным приставам, которые примут меры по её удалению. Если информация в течение одного дня удалена не будет, то ресурс, на котором она размещена, будет заблокирован Роскомнадзором.

Вряд ли многие крупные интернет-проекты откажутся удаляться информацию, ведь они могут потерять много прибыли из-за блокировки. Да и в политике многих сервисов предусмотрена процедура удаление контента, который нарушает законодательство…

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Что, кстати, уже произошло: текст документа.

За исполнением закона можно будет понаблюдать уже в ближайшее время. 26 апреля 2018 года Алексей Навальный на своём личном канале на YouTube выложил видео «Олигарх покупает чиновника. Показываем, как» про покупку дома чиновника Александра Хлопонина олигархом Михаилом Прохоровым по «завышенной» цене.

Чиновнику лишний раз светиться не за чем, поэтому в суд подаёт олигарх. «Сделка была абсолютно прозрачной. Утверждение Навального о взятке — ложь. Будем подавать иск за клевету», — сообщил представитель ОНЭКСИМа (фонда Прохорова). Если олигарх выиграет суд, в чём сомневаться не приходится, то вполне вероятно, что Прохоров и компания воспользуются новым законом, позволяющим удалить видео Алексея Навального с YouTube.

Напомню, что один из вопросов, которые курирует Хлопонин, будучи вице-премьером, это недропользование. Одна из компаний Прохорова – «Интергео», деятельность которой направлена на разработку, геологическое изучение и приобретение участков недр с запасами руд цветных металлов. При этом, Прохоров купил у Хлопонина виллу по «завышенной» цене

УДАЛЕНИЕ И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПОРОЧАЩИХ СВЕДЕНИЙ, РАСПРОСТРАНЕННЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Положения п. 5 ст. 152 ГК РФ (в редакции ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ “О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”) являются новыми, в прежней редакции данной статьи такого рода нормы отсутствовали.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, то гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.

Итак, приведенные правила п. 5 ст. 152 ГК РФ применяются, если порочащие сведения оказались после их распространения доступными в сети Интернет. Данная формулировка подразумевает как случаи, когда первично распространенные в средствах массовой информации, печатных изданиях, документах, исходящих от организаций, и другими подобными способами порочащие сведения стали впоследствии доступны в сети Интернет, так и случаи, когда указанные сведения были первично размещены в сети Интернет.

Доступность в сети Интернет предполагает обнародование порочащей информации путем ее размещения как на сайтах в указанной Сети, в том числе на отдельных интернет-страницах , так и иными способами, доступными пользователям Сети.

Сайт в сети Интернет – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

Страница сайта в сети Интернет (интернет-страница) – часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет.

Специальные юридические способы защиты чести, достоинства и деловой репутации по правилам п. 5 ст. 152 ГК РФ заключаются в том, что гражданин (в соответствующих случаях – юридическое лицо) может реализовать свое право требовать: а) удаления из сети Интернет порочащей информации и б) опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.

Требование об удалении из сети Интернет сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, которые оказались после их распространения доступными в сети Интернет, может быть обращено, например, к владельцу сайта в сети Интернет .

Владельцем сайта в сети Интернет является лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Кроме того, следует учитывать, что распространение порочащих сведений в сети Интернет может быть осуществлено лицом, которое невозможно идентифицировать. В таком случае гражданин, в отношении которого такие сведения распространены (в случаях, указанных в п. 11 ст. 152 ГК РФ, юридическое лицо), вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности по правилам п. 8 данной статьи.

Судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации (см. п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”).

Не исключено, что интернет-сайты, распространяющие сведения, порочащие честь и достоинство, будут блокировать

ruigsantos / Depositphotos.com

Группа депутатов представила на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. В частности, планируется ввести правило, что если должник по истечении срока, установленного в исполнительном документе требования удалить с интернет-сайта сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юрлица, не удалит и не ограничит к ним доступ, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и об ограничении доступа к таким сведениям 1 . При этом копию этого постановления судебный пристав-исполнитель будет направлять в течение одного рабочего дня с момента вынесения в Роcкомнадзор.

Читайте так же:  Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом

Соглаcно законопроекту, в число оснований для включения сайтов в реестр запрещенных сайтов войдет постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к сведениям, распространенным в Интернете, порочащим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юрлица.

В этих целях планируется дополнить Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ст. 109.4, а ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – новым п. 3.

Как поясняют разработчики документа, в настоящий момент отсутствует механизм для реализации существующего права граждан и юрлиц требовать удаления сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (ст. 152 Гражданского кодекса).

Ожидается, что в случае принятия закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Удаление информации из сети Интернет судебным приставом

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Удаление информации из сети Интернет судебным приставом

Федеральным законом РФ от 23.04.2018 года № 102-ФЗ Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дополнен статьей 109 4 , регламентирующей особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Установлено, что в случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, не удалил указанную информацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, судебный пристав-исполнитель направляет такое постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Внесение в реестр информации на основании постановления судебного пристава

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено«.

Одним из оснований включения в реестр является постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Путин подписал закон об ограничении доступа к интернет-ресурсам за отказ удалять сведения, порочащие честь и достоинство гражданина

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об ограничении доступа к интернет-ресурсам за отказ удалять сведения, порочащие честь и достоинство гражданина или деловую репутацию юридического лица. Документ размещен на официальном сайте Кремля.

В частности, вводится правило, в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к распространенной в сети Интернет информации, не соответствующей действительности и порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, в случае неисполнения в установленный срок лицом, распространившим в сети Интернет такую информацию, требования о ее удалении, а также в случае непринятия данным лицом мер для пресечения или запрещения дальнейшего распространения такой информации.

Постановление судебного пристава-исполнителя будет являться основанием для включения соответствующих доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Определены правила удаления из интернета недостоверной информации

Видео (кликните для воспроизведения).

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «0б исполнительном производстве» и статью 15 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 апреля 2018 года и одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливаются особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространенной в сети Интернет, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

В частности, вводится правило, в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к распространённой в сети Интернет информации, не соответствующей действительности и порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, в случае неисполнения в установленный срок лицом, распространившим в сети Интернет такую информацию, требования о её удалении, а также в случае непринятия данным лицом мер для пресечения или запрещения дальнейшего распространения такой информации.

Постановление судебного пристава-исполнителя будет являться основанием для включения соответствующих доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Читайте так же:  Судебные расходы при рассмотрении дел судом общей юрисдикции

Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 430597-7, которым вводится новая ст. 109.4 в закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ и корреспондирующее изменение в ст. 15.1 закона «Об информации…» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Законопроектом предлагается предусмотреть особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении сведений, распространенных в интернете и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юрлица.

Для справки. Законом установлено, что, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, после их распространения оказались доступными в интернете, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации (ч. 5 ст. 152 ГК РФ). Это правило применимо и в отношении защиты деловой репутации юрлица (ч. 11 ст. 152 ГК РФ).

Проектом установлено, что в случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении порочащей информации, распространяемой в интернете, не удалил ее, судебный пристав-исполнитель выносит постановления о взыскании исполнительского сбора и об ограничении доступа к этой информации. Далее в течение 1 рабочего дня с момента вынесения постановления судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор для исполнения.

Госдума приняла законопроект о блокировке порочащих честь сведений

Депутаты приняли в третьем, окончательном чтении законопроект №430597-7 — «об особенностях исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении доступных в сети «Интернет» сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица». Документ представители фракции «Единая Россия» внесли в Госдуму совсем недавно, однако парламентарии уделили ему самое пристальное внимание. Законопроект в кратчайшие сроки прошёл «экспресс-согласование» во всех необходимых для этого комитетах, и уже через три дня после внесения был одобрен Госдумой в I чтении.

Ко второму чтению в него был внесён ряд поправок, в частности, дополнена отвечающая за реестр запрещённых сайтов статья 15.1 федерального закона 149-ФЗ «Об информации». Согласно новой поправке, одним из оснований для включения в реестр сведений, распространение которых на территории РФ запрещено, будет являться «постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица». В остальном документ с момента внесения в Госдуму изменился не сильно.

Также ко второму чтению слово «сведения» было заменено на «информацию», а формулировка ситуации, при которой возможна блокировка, стала более конкретной: если в первоначальной редакции речь шла об удалении доступа к сведениям или ограничении доступа к ним, то в версии, одобренной на голосовании, четко прописано, что информация должна быть именно удалена.

Согласно законопроекту, поправки вносятся в главу 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Теперь он дополнен статьёй 109.4 «Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица», которая гласит:

«1. В случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, не удалил указанную информацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

2. В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, судебный пристав-исполнитель направляет такое постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи».

В данный момент уже есть механизм удаления порочащих честь и достоинство граждан сведений из интернета, однако депутаты считают, что он работает не достаточно эффективно, и судебное решение не всегда исполняется.

Как добиться удаления из интернета порочащей информации?

Краткое содержание:

9111.ru расскажет на собственном опыте, что нужно делать физическим лицам и предпринимателям, в отношении которых распространяются сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Что произошло?

Осенью 2016 года на ресурсе YouTube был размещен видеоролик под названием «Крупнейшая юридическая социальная сеть 9111.ru — лохотрон онлайн». Его автор и главное действующее лицо успел сказать все, что он думает по поводу соцсети, используя такие выражения как:

  • «То есть этот сайт. галимый, прям вот лохотрон»;
  • «все это разводняк обыкновенный, сидят там лохи, там даже не имея юридического образования»;
  • «Это все лохотрон самый обыкновенный, вот»;
  • «С каждым годом в интернете все больше и больше мошеннических сайтов. «Мы будем-таки нещадно бороться с жульем!»».

И хотя нецензурной лексики молодой человек избегал, сказано им было более чем достаточно, чтобы обратить на себя внимание руководителей проекта, которые никогда раньше на подобные выходки не реагировали, считая, что миллионы постоянных пользователей сайта защищают его репутацию лучше всего.

Но на этот раз руководитель юридической социальной сети (и владелец доменного имени) 9111.ru Кирилл Искренко решил воспользоваться законными средствами защиты своей деловой репутации и репутации сайта, чтобы другим болтунам не повадно было засорять просторы интернета информацией, не соответствующей действительности. Времени и усилий было потрачено немало, однако успешный исход дела и приобретенный опыт сполна окупили все затраты.

Примеру 9111.ru смогут последовать индивидуальные предприниматели, а также физические и юридические лица, о которых распространялись сведения, порочащие их честь, достоинство и (или) деловую репутацию. А все остальные пользователи интернета смогут лишний раз убедиться, что защита репутации в интернете — не пустые слова.

Читайте так же:  Что относится к промышленным образцам - пример

Что нужно сделать до обращения в суд?

Заявления физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которым нужна защита от анонимных пасквилей, распространяемых в интернете, рассматриваются в судах в порядке особого производства. Защитой чести и достоинства граждан занимаются суды общей юрисдикции, а защитой деловой репутации юрлиц и ИП — арбитражные суды (см. п.п. 7, 8 ст. 152 ГК РФ, гл. 27 ГПК РФ, гл. 27 АПК РФ). С этой целью подается заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение. В заявлении указывается требование о признании сведений не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство либо деловую репутацию заявителя.

Важно! Если обидчик известен, то необходимо подавать исковое заявление, но этот случай не рассматривается в настоящей статье.

Исходя из изложенного, заявителю будет необходимо подтвердить, что личность распространителя порочащих сведений не установлена. Для этого нужно указать в заявлении, что автор видеоролика (или иного материала) не называет себя и что видеозапись не содержит его личные данные. В случае 9111.ru подачи заявления предшествовали неоднократные попытки связаться с автором ролика как через личные сообщения на сайте YouTube, так и через администрацию видеосервиса. Однако аноним на связь так и не вышел, а администрация YouTube отказалась выдать его контакты. Все это было задокументировано для суда.

К заявлению также был приложен диск с видеороликом и нотариальный протокол осмотра интернет-страниц, на которых размещен видеоролик, что также является подтверждением факта распространения порочащих сведений. Помимо этого заявитель обращался в Роскомнадзор с целью признания сведений, сообщаемых в ролике, запрещенными к распространению на территории РФ, однако это оказалось излишним. Сведения о «лохотронах», «галимых разводняках», «лохах без юридического образования» и «жулье» Роскомнадзор не рассматривает как запрещенные к распространению, поскольку они не разжигают рознь и вражду по признакам, перечисленным в УК РФ.

За оценкой высказываний, содержащихся в видеоролике, пришлось обратиться в экспертный центр, специалисты которого провели лингвистическое исследование распространяемых сведений и подтвердили, что они на самом деле являются негативными и оскорбительными. По результатам исследования было составлено заключение, которое было приложено к заявлению.

Так, в исследовании ролика о сайте 9111.ru эксперт указал, что, например, слово «лохотрон» можно определить через синоним «мошеннический поступок». Поскольку это уголовное преступление, а в отношении заявителя и сотрудников сайта отсутствуют возбужденные уголовные дела, то заявление «9111.ru – лохотрон» не соответствует действительности. Также специалист установил, что автор ролика использует «коммуникативную тактику», направленную на дискредитацию компании.

Какие сведения являются порочащими?

Признаки сведений, которые могут рассматриваться в качестве порочащих, даны в абзаце 5 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3. Под такими следует понимать не соответствующие действительности сведения, которые содержат утверждения:

  • о нарушении лицом действующего законодательства;
  • о совершении нечестного поступка;
  • о неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни;
  • недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и
  • предпринимательской деятельности;
  • о нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица;
  • иные сведения, свидетельствующие о совершении лицом действий предосудительного характера.

Несмотря на то, что такие утверждения часто являются субъективным мнением или оценочным суждением их автора, суды, опираясь на позиции ВС РФ и КС РФ, могут признать, что они вредят репутации заявителя (см. Определение КС РФ от 1 марта 2010 года № 323-О-О, Определение ВС РФ по делу №309-ЭС 16-10730 от 16.12.2016 г.). Именно этого и удалось добиться сайту 9111.ru. Видеоролик был удален сразу после публикации решения суда без дополнительных обращений к администрации сайта YouTube.

Как суд оценил деятельность сайта 9111.ru?

Суд признал видеоролик оскорбительным и содержащим необоснованное предостережение для потенциальных клиентов от использования предлагаемых юридических услуг.

Оценивая заявление автора видеоролика, что бесплатные ответы на вопросы пользователей даются только с целью выманить у них деньги за ответы на дополнительные вопросы, суд установил следующее: «Механика подачи вопроса и получения ответов на сайте бесплатная. При этом пользователь никоим образом не ограничен в возможности как задавать неограниченное количество вопросов, так и получать на них ответы. У пользователей сайта имеется возможность использования расширенных функций сайта за отдельную плату, однако оплата данного вида услуг производится пользователями добровольно и без принуждения» (см. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 февраля 2018 года по делу № А 56-79073/2017).

Вы можете использовать эту статью не только как полезную информацию по удалению негативного контента из интернета, но и в качестве примера, как можно делиться своими судебными решениями на 9111.ru. Напомним, что лучшие материалы отправляются в рассылку по пользователям.

Сайты будут блокировать за отказ удалить порочащие сведения

На пленарном заседании 5 апреля Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о блокировке сайтов за отказ удалять сведения, порочащие честь и достоинство. Об этом сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Совет по правам человека при Президенте РФ выступил против блокировки Telegram

По его словам, законопроект направлен на повышение эффективности судебных решений, связанных с удалением из Интернета сведений, порочащих честь физических и юридических лиц.

Глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев добавил, что такие сведения, оказавшиеся доступными в Интернете, могут быть удалены по требованию суда, но на практике они не удаляются, так как специфика распространения информации в Сети требует наличия в законодательстве специальных механизмов для исполнения судебных решений.

Законопроектом устанавливается, что если ресурс, распространивший такую информацию, после требования суда не удалил её, судебный пристав-исполнитель может вынести постановление об ограничении доступа к сайту.

Читайте так же:  Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Госдума уточнит порядок удаления из Сети данных, порочащих честь граждан

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок удаления из Интернета материалов, порочащих честь и достоинство граждан. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

[2]

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» направлен на повышение уровня исполнения исполнительных документов, содержащих требования об удалении сведений, распространенных в сети «Интернет», порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.

Сейчас, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет». Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.

Реклама наркотиков в соцсетях больше не «всплывёт»

В частности, в случае, когда лицо, распространившее не соответствующие действительности сведения, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении доступных в сети «Интернет» сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, не приняло меры для пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем их удаления, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к доступным в сети «Интернет» сведениям, порочащим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.

Принятие законопроекта будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации.

Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)

Федеральным законом от 23.04.2018 N 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон) указано, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

[3]

Согласно ст. 15.1 Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Одним из оснований включения в реестр в связи с внесенными изменениями является постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Закон об исполнительном производстве дополнен статьей об особенностях исполнения требования об удалении из Интернета информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Определено, что в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащегося в исполнительном документе требования об удалении указанной информации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к такой информации.

В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор. Постановление является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  5. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here