Цб создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Цб создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.

Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям.

Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года.

ФАТФ поддерживает партнерские отношения с региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), объединяющими страны, готовые к выполнению 40 рекомендаций и взаимной оценке своих национальных систем ПОД/ФТ:

1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ — MONEYVAL);
2. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ — EAG);
3. Азиатско-Тихоокеанская группа борьбы с отмыванием денег (АТГ-APG);
4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ — MENAFATF);
5. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Латинской Америки (ГАФИЛАТ — GAFILAT);
6. Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА — GIABA);
7. Группа по борьбе с отмыванием денег государств Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛГ — ESAAMLG);
8. Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (СИФАТФ — CFATF);
9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК — GABАС).

Сходные с РГТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН).

Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов:

— разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
— осуществление мониторинга за исполнением данных стандартов; проведение исследований рисков, трендов и типологий отмывания денег и финансирования терроризма с разработкой методологий борьбы с этими видами преступлений;
— развитие надежных и эффективных региональных структур, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ;
— расширение сотрудничества с профильными международными организациями.

ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Европолом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями, а также с международным профессиональным объединением подразделений финансовой разведки (ПФР) — Группой «Эгмонт».

Секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. При этом ФАТФ независима и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.

В задачи ФАТФ входит:

1. Выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Так, в феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.

В июне 1996 года эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области отмывания денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг.

В ответ на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 года ФАТФ на своем внеочередном Пленарном заседании в Вашингтоне в октябре 2001 года приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области борьбы с финансированием терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты — 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий План действий.
В июне 2003 года с учетом обобщенного международного опыта ФАТФ приняла новую редакцию 40 Рекомендаций.
В октябре 2004 года была принята 9 Специальная рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.

В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты — 40 Рекомендаций, являющиеся компиляцией 40+9 старых Рекомендаций, а также включающие новые положения, касающиеся, в частности, противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне.

В феврале 2013 года утверждена новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ.

2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Рекомендациям ФАТФ.

3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Взаимоотношения с такими странами руководство ФАТФ строит на основе «регионального подхода», т.е. взаимодействие с отдельными странами и группами стран постепенно переводится в плоскость сотрудничества с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ).

4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовых систем и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
Важно отметить, что ФАТФ проводит оценки выполнения своих Рекомендаций.

Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам.

[2]

ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В частности, в октябре 2006 года было принято решение о создании Рабочей группы по оценке международного сотрудничества (ICRG).

Читайте так же:  В случаях переквалификации сделок доначисленные налоги смогут взыскивать во внесудебном порядке

В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах для целей повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам, который проводился совместно экспертами ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ.

Ранее Российская Федерация уже прошла две такие оценки — в сентябре 2002 года и в апреле 2003 года. По результатам этих оценок в октябре 2002 года Россия была исключена их «черного» списка ФАТФ, а в 2003 г. стала ее полноправным членом.
Начиная с 2010 г. Россия регулярно отчитывалась о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ на пленарных заседаниях ФАТФ. В октябре 2013 г. был представлен шестой отчёт, по результатам рассмотрения которого наша страна была снята с мониторинга до проведения нового раунда взаимных оценок. В марте 2019 года состоялась выездная миссия в Москву, результаты взаимной оценки будут обсуждаться на октябрьском пленарном заседании.

В отличие от предыдущих оценок, в рамках четвертого раунда оценивается не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность их реализации на всех уровнях: в ПФР, надзорных, правоохранительных и судебных органах, в финансовых и иных подотчетных организациях.
В 2013-2014 гг. российский представитель (В.Нечаев) впервые в истории ФАТФ стал ее Президентом. Итоги нашего председательства получили высокую оценку со стороны международного сообщества и способствовали дальнейшему укреплению авторитета России на профильной международной арене.

С 1 июля 2019 года новым Президентом ФАТФ стал генеральный директор Юридического департамента Народного банка Китая Сянмин Лю из Китайской Народной Республики. Пост вице-президента занял заместитель генерального директора Федерального министерства финансов Германии Маркус Плейер из Германии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1946-р к Секретариату ФАТФ в Париже прикомандирован российский представитель, обеспечение пребывания которого осуществляется в форме перечисления добровольного взноса нашей страны в бюджет Группы.

В настоящее время ФАТФ состоит из 37 юрисдикций и двух региональных организаций, представляющих большинство крупных финансовых центров во всех частях земного шара.

Список членов ФАТФ:
• Австралия
• Австрия
• Аргентина
• Бельгия
• Бразилия
• Великобритания
• Германия
• Гонконг, Китай
• Греция
• Дания
• Европейская комиссия
• Израиль
• Индия
• Ирландия
• Исландия
• Испания
• Италия
• Канада
• Китай
• Люксембург
• Малайзия
• Мексика
• Нидерланды
• Новая Зеландия
• Норвегия
• Португалия
• Республика Корея
• Российская Федерация
• Саудовская Аравия
• Сингапур
• Совет сотрудничества в Персидском заливе
• Соединенные Штаты
• Турция
• Финляндия
• Франция
• Швейцария
• Швеция
• Южная Африка
• Япония

Государство-наблюдатель:
• Индонезия

О том, как банки борются с отмыванием средств, – интервью Znak.com

Известный ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – это непроходящая головная боль как для банков, так и для их клиентов. О новых инициативах Центрального банка России в этом направлении, новых «черных списках» нарушителей и о том, чем опасно получение доходов от бизнеса на личные карточные счета, Znak.com поговорил с директором по управлению рисками банка для предпринимателей «Точка» (входит в финансовую группу «Открытие») Ангелиной Крашенинниковой.

— Наше антиотмывочное законодательство считается одним из самых жестких, при этом часто говорят о его неэффективности – деньги все равно продолжают утекать из страны. Как видится эта проблема в банках, где ежедневно приходится сталкиваться с необходимостью выполнения этих законов?

— Наше антиотмывочное законодательство самое жесткое, жестче чем в любых странах Европы или в США. Оно изначально было направлено в другую сторону. Если в европейских странах или США главное не допустить проникновение наличных с теневого рынка, то у нас традиционно нельзя допустить вывод наличных с безналичных счетов. Центральный банк крайне озабочен этим вопросом, при этом нельзя назвать его работу огульной – при изменении нормативной базы используются передовые технологии, наработки ученых. Поскольку ЦБ обладает единственной в стране полной базой о счетах людей, движении средств по ним, то он этим всем прекрасно распоряжается. Не отстает и налоговая инспекция. В ее арсенале – перекрестные проверки, сверки счетов-фактур, поиск компаний, специализирующихся на обналичивании. Сейчас давление идет со стороны двух этих надзорных структур. Боюсь представить, что будет, если они свои базы данных объединят.

— Такое слияние анонсировалось?

— Скорее всего, в новом году это нас и ожидает. Раньше было заявлено, что Центральный банк начнет вести единую базу так называемых «отказников» – клиентов, с которыми банки расстались по подозрению в незаконных операциях. Пока что такого списка нет. Знаю, что наработки по его созданию есть, необходимый для этого законопроект принят, приняты изменения в 115-ФЗ.

— Эта единая база будет публичной?

— Она будет доступна для банков. Мне представляется, что это будет аналог списка федеральной службы по финансовому мониторингу о террористах и экстремистах. В перечне ЦБ будут те, кому запрещено открывать счета. Это может привести к тому, что у нас 30-40% населения и бизнеса будет внесено в этот черный список. Но я надеюсь, что проблема все же не такого масштаба. Сейчас и ЦБ, и налоговая инспекция по отдельности публикуют сведения о дисквалифицированных лицах, ликвидированных компаниях, компаниях с массовыми учредителями и массовыми руководителями. Это всё используется банками при анализе клиентов. К сожалению, банки вынуждены использовать все эти данные, мы не можем игнорировать требования регулятора. Чем крупнее банк, тем осторожнее он подходит к выбору клиентов.

Сейчас мы вынуждены смотреть как уже существующую базу ЦБ, так и сервисы налоговой инспекции. Между банками обмен собственными базами невозможен из-за банковской тайны, поэтому все ждут единой базы ЦБ.

Читайте так же:  Образец протокола о внесении изменений в устав

— Какое число отказов в открытии счетов? Их становится больше или меньше?

— Если говорить о практике филиала «Точка» банка «Открытие», то с января этого года, когда началось ужесточение борьбы с отмыванием, каких-то изменений нет. Все примерно на одном уровне. По оценкам экспертов, средняя доля отказов по рынку составляет 30-40%. Дело в том, что бизнес приспосабливается и существующая жесткая практика побуждает бизнесменов открывать счета на своих родственников, знакомых, компании, никогда не попадавшие ни в какие запретные списки. Иногда даже на очень стареньких бабушек пытаются оформить. Чрезмерное регулирование – это палка о двух концах. Она не даст возможности бизнесу выйти в легальную жизнь. Хотя говорить о том, что государство занимается только давлением на бизнес, – неверно.

— Сейчас существуют льготные налоговые условия для индивидуальных предпринимателей. Наличие патентной системы налогообложения позволяет им комфортно себя чувствовать. Они получают налоговые каникулы до двух лет. За это время можно понять, что бизнес не идет и, например, свернуть деятельность, снова уйти работать по найму. Проблема в том, что в стране почему-то мало рассказывают о таких возможностях. Если бы государство кричало об этом на каждом углу, то уже все подпольные предприниматели, наверное, оформились бы как ИП. Законодательство запрещает использовать стандартный карточный счет физического лица для ведения предпринимательской деятельности. В 2017 году, похоже, буде сделано многое, чтобы вывести самозанятых граждан на чистую воду. Но повторюсь: во многих видах бизнеса из сферы услуг, например, если тот же маникюр делать, можно оформить нулевой патент на два года и ничего не платить по налогам.

— Сейчас в рамках борьбы с отмыванием банки могут отказать не только в открытии счета, но и не выдать средства со счета. Таких случаев много?

— Процедурно у банков есть такое право – отказывать в проведении сомнительных операций. Возможно, позднее это будет обозначено как обязанность банков. На практике это может вылиться в то, что деньги подозрительной компании просто зависнут в банке, через 60 дней их переведут на спецсчет, открытый в Центральном банке, и получение этих средств будет возможно только после тщательной проверки клиента. Бизнесмену надо будет доказывать, что его бизнес реальный и операция не связана с выводом средств. Пока такие процедуры не практикуются. Если что-то случается с клиентом, банк предпочитает, чтобы счет был закрыт, а деньги переведены в другой банк или были возвращены поставщикам.

«Точке» приходится отказывать и при открытии расчетных счетов и в проведении операций, если мы посчитаем их сомнительными. Это бывает, когда ситуация совсем критичная, когда мы не смогли понять бизнес клиента ни в момент открытия счета, ни потом «при жизни». Чаще всего в таких случаях клиенты просто закрывают счета.

— Другие причины отказов есть?

— Самый популярный пример – это проведение транзитных операций, когда клиенты используют в работе промежуточные счета. По таким счетам часто наблюдается «сборная солянка»: приход средств за металлопрокат, а вывод – оплата за продукты питания. Да, конечно, наши компании всегда имеют большое количество ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности – прим. ред.), чтобы иметь возможность при наличии трудностей переключиться на другой бизнес. Но когда сложные виды бизнесов объединены в рамках одной компании, это сразу приковывает к себе внимание.

— Много – это сколько?

— 50 ОКВЭД – это настораживает. Когда мы сталкиваемся с таким явлением, начинаем смотреть, как давно действует компания, как она сдает отчетность, насколько она дисциплинирована. И если так получается, что компания совсем новая, вчера открытая, и начинает работать по разным направлениям, да еще и суммы приличные у нее проходят – до 500 тыс. рублей в день… Кстати, «обналичники» прекрасно знают законодательство и не выходят за границы сумм, определенных нормативами. Чаще всего после дополнительных вопросов банка такие компании мгновенно сворачивают деятельность и уходят, закрывают счет.

Впрочем, Банк России в последних рекомендациях просит не обращать внимания на саму транзакцию. Да, она может выглядеть подозрительной по каким-то выборкам. Но надо смотреть, насколько она характерна для бизнеса клиента. Если это его текущая деятельность, то не надо его лишний раз мучить запросами, уточняет регулятор. Такие рекомендации дают основания полагать, что могут быть возможные послабления в этом направлении. Первоначально законодательство предполагало только жесткие правила поведения.

— Пристальное внимание банков не раздражает клиентов?

— Каких-то суперконфликтов я не припоминаю. Чем крупнее бизнес, тем спокойнее он относятся к этому. Сложнее работать с молодыми бизнесменами. Мы стараемся им не мешать. Максимум, который мы можем узнать дистанционно, мы узнаем. Если мы все выяснили о клиенте дистанционно – через различные бизнес-агрегаторы, интернет-ресурсы, соцсети, то мы можем даже ничего у него не запрашивать. Если же какой-то вопрос остается открытым, мы обязательно с ним созваниваемся, общаемся в чате. Чаще всего нам достаточно документов, отправленных дистанционно, в чат банка. Мы просим фотографии бизнеса, селфи на фоне офиса – всего, что реально есть у предпринимателя. Кроме того, для открытия счета сотрудник банка всегда выезжает к клиенту лично и может лично увидеть его рабочее место.

В крайне сложных ситуациях мы повторно выезжаем на проверки. Чаще всего такие выезды связаны с тем, что наши данные расходятся со сведениями налоговой инспекции. Например, когда налоговая не нашла клиента по адресу и внесла его в соответствующий список. Тогда мы выезжаем посмотреть на бизнес клиента, на его офис. Если все в порядке, мы его больше не тревожим.

— А если при открытии счета офис был, а потом клиент все свернул?

— Такое может быть. Бывают также спящие счета, которые ЦБ призывает отслеживать и контролировать. По 115-ФЗ не реже раза в год мы должны обновить данные о клиенте. Поэтому раз в год мы стандартно собираем сведения о бизнесе клиента, какие есть. Спящие счета мы расторгаем, это прописано в договоре. Если клиент нам не сообщил, что у него сезонный бизнес и какое-то время он не будет работать, то спящий счет будет закрыт.

Читайте так же:  Утверждена форма решения о неотнесении к товарам для личного пользования по тк еаэс

— Сейчас, наверное, и бизнесу приходится проводить собственные проверки контрагентов?

— Многие пользуются открытыми сервисами налоговой инспекции, бизнес-агрегаторами. Но последние не бесплатны, поэтому не все бизнесмены могут себе их позволить. В последнее время замечаю, что люди любят пользоваться социальными рекомендациями. То есть если круг друзей доверяет бизнесу, тогда да, можно иметь с ним дело.

Бывает, что операция с новым контрагентом расценивается банком как сомнительная, а дальше выясняется, что контрагент был выбран случайно, в интернете, и это мошенник. Мы такую транзакцию останавливаем.

Рекомендации ЦБ для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств

Рекомендации ЦБ для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств 07.02.2017 13:15

Банк России 6 февраля опубликовал методические рекомендации № 4 — МР для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.

Воспроизведем текст вышеуказанных рекомендаций:

«Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют об увеличении числа случаев использования недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведению таких операций, как правило, предшествует заключение сторонами договора, содержащего обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.

Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства, когда денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые в российских кредитных организациях, с целью последующего обналичивания взысканных денежных средств, либо на банковские счета взыскателей, открытые за рубежом.

Отмечаем, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 % от дебетового оборота по таким счетам.

В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.

Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма.

В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям в случае возникновения на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подозрений, что операции клиента, проводимые с использованием указанных выше схем, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма:

руководствоваться рекомендациями по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов, которые содержатся в письме Банка России от 02.10.2014 № 167-Т;

обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе, принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;

в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ реализовывать в отношении клиента право на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом, предусмотренное пунктом 52 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано. Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».

Заместитель Председателя Банка России Д.Г. Скобелкин»

Напомним, что ранее газета «Коммерсантъ» сообщала , что «в России появилась схема отмывания денежных средств, которая со всех сторон защищена законом. В рамках нее в 2016 году было выведено более 16 млрд руб. По сути, речь идет о модификации уже известной «молдавской» схемы отмывания с помощью судебных решений: в ней появилось новое звено — судебные приставы. В ЦБ знают о проблеме, но пока не в силах решить ее, так как все участники процесса — суды, ФССП, банки — не имеют достаточных полномочий, чтобы остановить мошенников на своем уровне.»

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Опыт борьбы с отмыванием преступных доходов в мировой практике (окончание)

Часть III. Обобщение зарубежного опыта в рамках российского законодательства и основные направления борьбы с отмыванием преступных доходов в РФ. // Светлана Козлова, практикующий юрист (компания «OXS»). Специально для Банкир.Ру.

Россия не является исключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтому основным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Банк России (ЦБ РФ), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении ЦБ РФ координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая является основным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмыванием денег.

Читайте так же:  Сколько ооо можно открыть на одного человека (нюансы)

В конце января этого года ЦБ РФ направил в кредитные организации два письма, касающиеся порядка осуществления внутреннего контроля над операциями клиентов и предоставления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Вообще, само понятие «внутреннего контроля» было введено ФЗ от 07.08.2001 г.. Но в начале хотелось бы остановиться на общих принципах организации работы в кредитных организациях с учетом требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

В целях исполнения вышеуказанного закона организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, вменяется в обязанность разработка правил внутреннего контроля и программы его осуществления. Внутренний контроль подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, прежде всего, экономической, кредитной организации. Как было отмечено ранее, наиболее проработанной в плане организации считается английская система органов по борьбе с отмыванием денег. Поэтому неудивительно, что при разработке законодательных актов, касающихся деятельности системы внутреннего контроля, были заимствованы основные принципы Положения Великобритании о противодействии отмыванию денег 1994 г..

В начале 2003 г. Правительство РФ приняло постановление, в соответствии с которым руководителям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предписывалось утвердить в месячный срок с момента вступления в силу указанного постановления правила внутреннего контроля. Что касается создаваемых организаций, такие правила должны быть утверждены в течение 1 месяца с момента их государственной регистрации. Думается, что правила внутреннего контроля целесообразно включать в пакет документов, необходимых для государственной регистрации, поскольку месячный срок – достаточно короткий период времени для разработки, прохождения процедуры согласования и утверждения и предоставления правил в Федеральную службу по финансовому мониторингу. С другой стороны, в работе по созданию правил внутреннего контроля непосредственное участие должна принимать служба внутреннего контроля, наличие которой в штатном расписании является обязательным условием для банковских учреждений. В любом случае, при подготовке документов для регистрации банка его учредителям необходимо разработать хотя бы примерные правила, в которые, в свою очередь, будут внесены изменения внутренними структурами уже зарегистрированного банка.

Правила внутреннего контроля – не единственный документ, регулирующий деятельность банка, отдельных его подразделений и служащих по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Работа службы внутреннего контроля определяется Положением о данной службе.

Служба внутреннего контроля является обязательным структурным подразделением банка, в функции которого наряду с проверкой достоверности, полноты и объективности бухгалтерского учета и отчетности входит исключение вовлечения банка и участия его служащих в отмывании денег. Функции службы внутреннего контроля не могут быть переданы сторонней организации и должны осуществляться сотрудниками, входящими в штат банка. Исключение составляют участники банковских групп, в которых допускается передача обязанностей службы службе внутреннего контроля другой кредитной организации – участника банковской группы. Здесь следует заметить, что законодательством допускается передача лишь части полномочий, поэтому оформление такой передачи не влечет за собой снятие с банка обязанности по созданию собственной службы внутреннего контроля. В случае осуществления такой передачи всем участникам данной операции надлежит передать в территориальное отделение ЦБ РФ информацию о перечне передаваемых функций, порядке взаимодействия служб и ответственности каждой из сторон.

Такова, в общих словах, организация системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в российских банковских учреждениях. В осуществлении этой работы большую роль играют указания и методические рекомендации ЦБ РФ.

В конце января 2005 г. ЦБ РФ направил в кредитные организации письма №№ 12-Т и 17-Т, раскрывающие некоторые механизмы отмывания денег.

В соответствии с ФЗ от 07.08.2001 г. обязательному контролю подлежат операции, сумма по которым равна или превышает 600 тысяч рублей либо соответствующий эквивалент в иностранной валюте. Поскольку покупка или продажа наличной иностранной валюты, а также приобретение ценных бумаг за наличный расчет физическим лицом относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, в целях отмывания денег все чаще используются схемы с открытием банковских счетов, с использованием которых и происходит покупка, например, ценных бумаг. Развитие ИТ – технологий в банковской сфере позволяет банкам внести в перечень услуг, предлагаемых своим клиентам, услуги онлайн обслуживания. Таким образом, клиент имеет возможность осуществить платежи с помощью интернет ресурса банка, не обращаясь непосредственно в офис. Поэтому повышается значение программного контроля со стороны службы банка. Как правило, злоумышленники разбивают «отмываемую» сумму на несколько разных платежей. В таком случае основаниями для подозрения в отмывании денег может служить относительно короткий промежуток времени осуществления операций.

Что касается операций с покупкой – продажей иностранной валюты, ЦБ РФ обращает внимание на следующую последовательность операций клиента:

— открытие двух банковских счетов – в валюте РФ и в иностранной валюте;

— внесение наличных денег на рублевый счет;

— безналичная покупка иностранной валюты путем списания в счет оплаты с рублевого счета;

— зачисление приобретенной иностранной валюты на валютный счет лица и снятие наличной иностранной валюты.

При помощи таких нехитрых операций лицо избегает обязательного контроля, так как все операции осуществляются безналичным способом. Поэтому служащим банка следует обращать внимание на временной промежуток осуществляемых одним лицом банковских операций, а также на периодичность осуществления однотипных операций. Подобные действия расцениваются как операции повышенной степени риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

Использование фиктивных юридических лиц для получения наличной иностранной валюты путем снятия с банковских счетов – наиболее распространенная операция. Для подтверждения поступления валютной выручки на банковский счет юридическое лицо представляет в банк внешнеторговый контракт. В этом случае сотрудникам банка, и, прежде всего, службе внутреннего контроля, необходимо проверить представленный документ на соответствие условий контракта «Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», утвержденным Министерством внешних экономических связей РФ от 29.02.1996 г..

Читайте так же:  Установлены правила обустройства площадок накопления тко

Во-первых, зачисление в течение одного операционного дня на счет клиента платежей с похожим назначением платежа от различных юридических лиц и незначительный (порядка 5%) либо нулевой остаток на счете в конце операционного дня.

Во-вторых, зачисление на счет физического лица значительной суммы единовременным платежом либо несколькими платежами в течение дня и снятие наличных денег в один день.

И, наконец, в-третьих, стабильный состав участников схемы, проведение нескольких подобных операций и последующее закрытие участниками счетов.

Описанные выше схемы являются лишь малой долей разработанного и почерпнутого из мировой практики механизма легализации доходов, полученных преступным путем. К сожалению, приходится отметить, что указания и методические рекомендации ЦБ РФ отстают от действительности и, как правило, содержат описание не возможных в будущем, а уже осуществленных неоднократно, схем. Тем не менее, РФ является, по оценке ФАТФ, государством, борьба с отмыванием денег в котором, ведется на высоком уровне. Деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу, опирающейся в своей работе на деятельность служб внутреннего контроля банков, направлена на усложнение использования злоумышленниками российских финансовых институтов в целях отмывания доходов и финансирования терроризма.

ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Дата публикации: 10.11.2011

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 10 ноября 2011 г. № 361

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ГОСУДАРСТВ (ТЕРРИТОРИЙ), КОТОРЫЕ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГРУППЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ

С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ (ФАТФ)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029, № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2005, № 47, ст. 4828; 2006, № 31, ст. 3446, 3452; 2007, № 16, ст. 1831, № 31, ст. 3993, 4011, № 49, ст. 6036; 2009, № 23, ст. 2776, № 29, ст. 3600; 2010, № 28, ст. 3553, № 30, ст. 4007, № 31, ст. 4166; 2011, № 27, ст. 3873), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 173 «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1243; 2005, № 44, ст. 4562; 2011, № 2, ст. 375), а также с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), приказываю:

1. Определить перечень стран и территорий, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Указанный перечень подлежит опубликованию на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 10.11.2011 № 361

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВ (ТЕРРИТОРИЙ), КОТОРЫЕ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГРУППЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ

ДЕНЕГ (ФАТФ)

1. Исламская Республика Иран

2. Корейская Народно-Демократическая Республика

ЦБ откатил рекомендации не раскрывать аудиторам данные о борьбе с отмыванием

Банк России пересмотрел свою позицию по доступу аудиторов к документам об антиотмывочной деятельности, пишет «Коммерсантъ». Рекомендации не показывать такие бумаги при проведении проверок вызвали резкую критику со стороны проверяющих. Теперь регулятор уверяет, что его разъяснения были истолкованы превратно.

В письме ЦБ от 17 ноября сказано, что положения 115-ФЗ запрещают информировать третьих лиц о принимаемых мерах в рамках противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Также подчеркивалось, что требования по проверке аудиторами компаний на предмет исполнения 115-ФЗ российским законодательством не предусмотрены (см. «ЦБ разрешил компаниям при аудите не раскрывать данные о борьбе с отмыванием»).

[3]

Поднадзорные ЦБ организации, работающие на финансовых рынках, восприняли письмо как сигнал к действию и перестали допускать аудиторов к соответствующим документам. Так игроки перестраховываются от потенциальных проблем с Росфинмониторингом: на рассмотрении Госдумы находится законопроект, обязывающий аудиторов сообщать финразведке обо всех выявленных ими нарушениях 115-ФЗ. В свою очередь, проверяющие пригрозили отказаться от некоторых клиентов, поскольку полноценная ревизия без анализа соблюдения антиотмывочного закона невозможна по стандартам отрасли.

Ноябрьское письмо содержало неоднозначные толкования законодательных норм, признал ЦБ. Новым письмом от 13 декабря предыдущие разъяснения отменяются. Напротив: сказано, что банки и компании по запросу аудиторов обязаны представлять документы, на основании которых может быть сделан вывод о выполнении аудируемым лицом антиотмывочных требований «в части организации системы внутреннего контроля».

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Эксперты называют инцидент неожиданным: до сих пор ЦБ решений не менял. Они предупреждают об опасности подобных метаний, особенно в контексте того, что вскоре Банк России сменит Минфин в качестве отраслевого регулятора (см. «СМИ: реформа аудиторского рынка споткнулась о конфликт интересов ЦБ»).

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  2. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  3. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  4. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  5. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
Цб создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here