Требования к налоговым банковским гарантиям корректируются

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Требования к налоговым банковским гарантиям корректируются" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Скорректированы требования к банкам для принятия банковских гарантий в целях обеспечения уплаты налогов

tankist276 / Depositphotos.com

Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2018 г. № 539 изложен в новой редакции п. 1 постановления Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 874, определяющий максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в утвержденный кабмином перечень, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов.

Отметим, недавно Правительство РФ уже корректировало требования, предъявляемые к банкам, для принятия их гарантий в целях обеспечения уплаты налогов. В частности, был введен дополнительный критерий – наличие конкретного кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитным рейтинговым агентством. Изменения вступили в силу с 3 мая текущего года.

Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2018 г. № 539 отменен такой критерий, как величина собственных средств (капитала) банка. Теперь при решении вопроса о принятии банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будут учитываться участие банка в системе страхования вкладов физлиц, нахождение под контролем Банка России или Российской Федерации, а также наличие кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.

Может ли банк (гарант) быть признан лицом, заинтересованным в отмене решения налогового органа о начислении налогоплательщику налога? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Так, для банка, не являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физлиц, не находящегося под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и не имеющего кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, максимальная сумма одной банковской гарантии для принятия ее налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов установлена в размере 0,01% величины собственных средств (капитала) банка, а максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, – в размере 0,1% величины собственных средств (капитала) банка.

В свою очередь, для банка – участника системы обязательного страхования вкладов физлиц, не находящегося под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и не имеющего кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, указанные суммы не должны превышать 0,1% и 1% величины собственных средств (капитала) банка соответственно. А при наличии у такого банка кредитного рейтинга на уровне не ниже «BBB-(RU)» и (или) «ruBBB-«, присвоенных по национальной рейтинговой шкале для РФ, – 2% и 10% величины собственных средств (капитала) банка соответственно.

Если же банк является участником системы обязательного страхования вкладов физлиц и находится под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и (или) имеет кредитный рейтинг на уровне не ниже «А-(RU)» и (или) «ruА-«, то максимальная сумма одной банковской гарантии установлена на уровне 5%, а предельная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, – 20% величины собственных средств (капитала) банка.

Аналогичные суммы банковских гарантий будут применяться в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Напомним, согласно ст. 74.1 Налогового кодекса в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией. В силу последней банк обязывается перед налоговыми органами в полном объеме исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит его в установленный срок, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной или электронной форме требованию об уплате этой суммы.

Налоговые гарантии (возмещения НДС, экспортная, оплаты акцизов
в Москве

НК РФ (ст. 74.1) предусматривает, что в тех случаях, когда налогоплательщику приходится изменять сроки налоговых платежей, обязанность его по оплате может обеспечивать банковская гарантия.

    Минимальный пакет документов Низкие процентные ставки 24 часа на рассмотрение и одобрение заявки

НК РФ (ст. 74.1) предусматривает, что в тех случаях, когда налогоплательщику приходится изменять сроки налоговых платежей, обязанность его по оплате может обеспечивать банковская гарантия. Финансовая организация-гарант обязуется выплатить всю сумму налога и начисленных пеней по нему на основании предъявленного налоговым органом требования. Банк-гарант должен входить в перечень финансовых организаций, представленный на сайте Минфина и согласованный с Центробанком.

Требования

К банковской гарантии предъявляются нижеследующие требования:

    непередаваемая и безотзывная; не может содержать требования к налоговому органу о предоставлении дополнительных документов; выдается на период, превышающий на полгода срок расчета компании с налоговым органом по налогам и сборам; сумма поручительства должна включать в себя все положенные платежи и пени за просрочку; содержит меры взыскания в бесспорном порядке налоговым органом сумм налогов и пеней в случае неуплаты их поручителем или просрочки оплаты; налоговая служба вправе в течение 5 дней после установленной даты внесения налогоплательщиком платежей в бюджет направлять банку- поручителю письменное требование об уплате гарантируемой суммы; поручитель не вправе отказываться от платежей, если требование поступило в период действия гарантии.

В пользу налоговой службы РФ возможны также следующие виды поручительств банков:

Гарантия возместить НДС

Она необходима тем компаниям, которые в своей деятельности применяют заявительный порядок возврата уплаченной НДС согласно НК РФ ст. 176.1. Гарантия предоставляет компании возможность получить причитающиеся ей по закону суммы НДС, не ожидая проверки ее органами УФНС РФ.

В этом случае финансовая организация предоставляет в налоговый орган гарантию того, что излишне зачтенные и выявленные в результате проверки налогоплательщика суммы НДС будут возвращены государству, если будет подтверждено, что он не имел права на полное или частичное возмещение.

Гарантия оплаты акцизов

Требуется компаниям, которые заняты импортом продукции, относящейся к алкогольной. Это обязательство банка наносить в установленном порядке акцизные марки на акогольсодержащую продукцию и возвратить таможенной службе поврежденные и неиспользованные марки.

Банк гарантирует, что компания будет ввозить в зону таможенного контроля только маркированную алкогольную продукцию, предоставлять отчеты об использовании полученных акцизных марок, оплачивать суммы акцизов и пеней, если ею не будут в требуемом порядке предоставлены документы.

Экспортная акцизная гарантия

Она позволяет компании-экспортеру получить отсрочку уплаты косвенных налогов на экспорт продукции до предоставления налоговому органу документов. Это позволяет минимизировать потери бюджета и компании. Банк принимает на себя обязательства оплаты сумм косвенных налогов и пени за просрочку, если компания в установленные сроки не предъявит в орган УФНС документы в подтверждение организованного ею экспорта подакцизных товаров.

Все указанные гарантии предоставляют компаниям возможность экономить время и собственные средства, выполнять договорные обязательства в срок, поддерживать высокую репутацию и доверие партнеров.

Читайте так же:  Границы ответственности филиала юридического лица

По вопросам оформления различных налоговых гарантий обращайтесь в нашу компанию. Мы в короткий срок подберем для вас банк с наиболее выгодными условиями предоставления поручительств.

Гарантии возврата кредита

Кредитные гарантии используют как при государственных контрактах, так и при сделках между компаниями. Кредитование — один из наиболее распространенных и наиболее рискованных видов деятельности для банков. Обеспечение возврата кредита — основная составляющая кредитования.

Коммерческими организациями предоставляются следующие виды гарантий обеспечения возврата кредита: залог имущества, депозит, страхование заемщика, банковская гарантия. Гарантия возврата кредита стала одним из распространенных видов поручительства. Кредитные гарантии обычно предоставляет государство, крупные авторитетные компании и банки.

Банковскими кредитными гарантиями обычно пользуются небольшие организации, которые не являются дочерними более крупных компаний. Банки за определенное вознаграждение выступают поручителями по кредитным обязательствам.

Основными причинами кредитования под банковские гарантии являются:

    участие организации в большом количестве тендеров, необходимость в уменьшении рисков для сторон договора.

Суть кредитной гарантии

Гарантию получает банк или иное учреждение, предоставляющее кредит, от другого банка по просьбе кредитополучателя. В результате банк, выдавший гарантию, становится поручителем заемщика по кредиту. Поручителями могут выступать страховые компании и другие финансовые организации, имеющие лицензию Центробанка на банковские операции.

Банковская гарантия поручительства по кредиту — односторонняя сделка, которая оформляется в виде гарантийного письма, содержащего подтверждение того, что в случае, если заемщик не выплатит кредит или проценты по нему, гарант сделает это вместо него. Банк выдает гарантию за вознаграждение, которое определено в процентах от гарантийной суммы.

Преимущества

    Банковская гарантия обеспечения кредита снижает риск организации, предоставляющей его. Для кредитора это уверенность в том, что долг в любом случае будет погашен. Для заемщика это сохранение своей репутации даже в том случае, если он не сможет рассчитаться по кредиту. Заемщику наличие гарантии обеспечения кредита дает возможность получить деньги в долг на более выгодных условиях, например, в требуемой сумме, под меньшие проценты.

Срок оформления кредита при наличии банковской гарантии его обеспечения существенно сокращается. Кредиты под банковские гарантии их обеспечения стоят дешевле, чем под другие виды гарантий возврата.

Что нужно, чтобы получить гарантию обеспечения кредита

    обратиться к нам, собрать небольшой пакет документов, сообщить сроки, на которые необходима гарантия, ее сумму

Наши специалисты оперативно подберут для вас финансовую организацию с наиболее выгодными условиями предоставления кредитных гарантий.

ФНС разъяснила порядок уведомления банков об освобождении от обязательств по банковской гарантии, выданной в целях заявительного порядка возмещения НДС

Сообщается, что действующим законодательством установлена обязанность налогового органа уведомить банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии только в случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС не выявлено нарушений.

Если же нарушения были выявлены, и налогоплательщиком на основании требования налогового органа была уплачена в бюджет излишне полученная в заявительном порядке сумма НДС, то в этом случае у налогового органа отсутствует обязанность уведомить банк об освобождении его от обязанности по банковской гарантии.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 25 октября 2012 г. N ЕД-4-3/[email protected]

О НАПРАВЛЕНИИ
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ПИСЬМА
МИНФИНА РОССИИ ОТ 26.09.2012 N 03-07-15/126 ОБ УВЕДОМЛЕНИИ
НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ БАНКА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ЕГО ОТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ПО БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ВЫДАННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2012 N 03-07-15/126 об уведомлении налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
Доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 сентября 2012 г. N 03-07-15/126

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость имеют налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение, действующую банковскую гарантию.

Согласно пункту 12 статьи 176.1 Кодекса в случае, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение семи дней после окончания камеральной проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший указанную банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Уведомление налоговыми органами банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, об освобождении их от обязательств по таким банковским гарантиям в иных случаях нормами Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, в случае уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, излишне полученных в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость, а также сумм пени и штрафов на основании требования налогового органа, составленного по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, у налогового органа отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Налоговая предъявит новые требования к банковским гарантиям

В Постановлении Правительства РФ от 03.05.2018 г№ 539 определена максимально допустимая сумма одной банковской гарантии и всех одновременно действующих гарантий, которые может выдать один банк (из утвержденного кабинетом министров перечня) и которые могут быть приняты налоговой в целях налогообложения.

Не так давно в данные условия уже были внесены корректировки — с 3 мая каждый из банков должен иметь определенный кредитный рейтинг по государственной рейтинговой шкале, присвоенный ему кредитным рейтинговым агентством. Методологию ранжирования агентство должно согласовывать с ЦБ.

Согласно новому нормативно-правовому акту, налоговые органы теперь не будут учитывать размер капитала банка, решая, принимать ли банковские гарантии. Теперь во внимание берутся следующие критерии:

  • участвует ли банк в системе страхования вкладов (далее — ССВ) физлиц;
  • контролируется ли он Банком России или государством;
  • имеет ли кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале.

С 12 мая банковское учреждение, которое подходит/не подходит под вышеперечисленные критерии, имеет право выдать одну гарантию на установленную сумму от размера собственного капитала. Сумма всех выданных гарантий также не должна быть больше установленного процента от этого капитала.

Добавить комментарий Отменить ответ

ВАМ ТАК ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Уволиться без отработки по собственному желанию можно только с согласия работодателя

Далеко не каждое расставание с работодателями проходит гладко и бесконфликтно – но даже в сложных ситуациях работник должен все делать грамотно и юридически верно. Именно об этом позабыл работник одного

Читайте так же:  Образец приказа о проведении аттестации работников

Гражданину, который “забудет” отчитаться о продаже собственной недвижимости, НДФЛ по ней начислит налоговая

Законопроект, который вносит поправки в обе части российского НК и находится сейчас на стадии общественного обсуждения, затронет не только организации, но и физлиц. Будет расширен спектр источников, которые предоставляют различные

Заключение с работниками договоров ГПХ на дополнительные услуги признано Верховным судом как схема уклонения от налогов

Сотрудники одной из тюменских компаний, в дополнение к работе на основании трудовых договоров, оказывали этому же работодателю геодезические услуги уже в качестве ИП и на базе договоров ГПХ. Выявившие это

Банковская гарантия в налоговом кодексе РФ

Существует ряд пунктов в налоговом кодексе РФ, в которых описываются особенности банковской гарантии. Согласно положению статьи 74.1 налогового кодекса РФ, если в процессе выплаты налогов сроки изменяются, налог выплачивается банковской гарантией. Если налогоплательщик не уплачивает налоги вовремя, банк обязан выплатить их за него в полном объеме.

Банковскую гарантию не может выдать любой банк. Существует список банков, которые могут это сделать. Этот список размещен в интернете на сайте Министерства финансов РФ.

Для того чтобы туда попасть банк должен соответствовать следующим нормам:

Иметь лицензию, которая позволяет осуществлять банковские операции в течение 5 лет. Лицензия выдается Центральным банком РФ;

Иметь собственный капитал в размере не меньше чем 1 миллиард рублей;

Соблюдать обязательные нормы, которые предусмотрены Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».

Если по той или иной причине банк, который соответствует всем требованиям, не включен в список или, наоборот, в список включен банк, не соответствующий всем нормам, Центральный банк РФ отправляет эту информацию в Министерство финансов РФ. Через 5 дней в список будут внесены изменения.

Требования к банковской гарантии:

Невозможность отозвать гарантию;

Гарантия не может запрашивать документы, если таких указаний нет в статье на сегодняшний день;

Если налогоплательщик не выплатил налог вовремя, гарант должен выслать деньги налоговому органу;

Гаранту дается 5 дней на то чтобы уплатить налог;

Гарант не имеет права отказать налоговому органу в уплате налога.

Почему стоит выбрать нас

К каждому случаю свой подход, мы предоставляем персонального менеджера для каждого клиента под любой запрос.

Платеж за выдачу банковской гарантии только на расчетный счет банка, без скрытых платежей и переплат.

Бесплатная консультация по вопросам, связанных с банковской гарантией, тендерными кредитами, страхованием и сертификацией.

Вашу заявку рассмотрят сразу 5 банков; без открытия расчетного счета в банке; без залога и поручительства;

Одобрение банковской гарантии в течение 1 дня по заполненной анкете и бух.отчетности за 4 отчетных периода

Банковская гарантия будет внесена в реестр банковских гарантий, включенных в перечень Мин.Фина.

Требования к налоговым банковским гарантиям корректируются

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2018 № 539 изменены изложенные в постановлении Правительства РФ от 24.07.2017 № 874 максимальные суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих гарантий, выданных одним банком (от 0,01 до 10% от собственного капитала банка — в зависимости от ряда критериев, таких как рейтинг, участие в системе страхования вкладов). Критерий объема собственных средств теперь не применяется.

Для справки. Обязанность Правительства РФ устанавливать максимальные суммы выданных гарантий предусмотрена п. 8.1 ст. 74.1 НК РФ. Банковские гарантии исполнения налоговых обязательств выдаются в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ. В ст. 74.1 НК РФ содержатся требования к выдаваемым гарантиям.

Такая гарантия подпадает как под действие НК РФ, так и под нормы ГК РФ. Подробнее о юридической природе гарантии можно узнать из статьи «Независимая гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств».

Новый реестр банков по выдаче банковских гарантий: к чему готовиться

Какова ситуация в настоящий момент

По состоянию на январь 2019 года Закон о контрактной системе (44-ФЗ) действует в редакции закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ. Поправки пока не коснулись требований к финансовым учреждениям, которые могут выдавать банковские гарантии.

Действует норма ч. 1 ст. 45 44-ФЗ, согласно которой заказчики принимают банковские гарантии только при условии наличия гаранта в перечне по ст. 74.1 Налогового кодекса (НК). Перечень ведет Минфин на основании информации от Центробанка (ЦБ). Этот реестр банков Минфина по выдаче банковских гарантий представлен на официальном сайте министерства.

Требования, которые сейчас предъявляются банкам, — соответствие параметрам для принятия гарантий в целях налогообложения. На основании ч. 3 ст. 74.1. НК, банк обязан иметь:

  1. Лицензию ЦБ.
  2. Минимальный срок осуществления деятельности — 5 лет.
  3. Собственные средства (капитал) в размере не менее 1 млрд рублей.
  4. Возможность исполнить нормативы закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ.
  5. Доводы по отсутствию требования ЦБ в отношении банкротства.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же выявлен факт отсутствия или избытка сведений, то реестр банков Минфина, банковские гарантии по которому могут выдаваться только при достоверном наличии в нем учреждения, корректируется. Министерство в течение 5 дней со дня выявления факта получает указания от ЦБ.

Новые требования к банкам устанавливают те поправки в 44-ФЗ, которые вступят в действие с 01.06.2018. Первоначальная дата вступления в силу — 01.01.2018 — перенесена.

Что изменится с февраля 2019 г.

Редакция ст. 74.1. НК с изменениями начнет действовать с 29.01.2018 (на основании ФЗ от 29.12.2017 № 466). Согласно изменениям, полномочия по предоставлению банковской гарантии получит Внешэкономбанк (госкорпорация). К нему будут предъявляться особенные требования. Сумма выдачи гарантий для данного банка будет определена правительством с учетом предоставления в налоговые органы.

Каким образом информация о Внешэкономбанке будет отражаться в реестре, не определено. Полагаем, сведения о нем будут предоставлены в равной с остальными банками степени.

Каких изменений ожидать в марте 2019 г.

С 18.03.2018 вступят в силу поправки в ПП от 08.11.2013 № 1005 (вводится ПП от 15.01.2018 № 11). Будут откорректированы требования к банковским гарантиям (БГ), на прямое изменение условий в отношении субъектов финансов поправки не повлияют. Поэтому к тому времени реестр банков Минфина по 44-ФЗ будет существовать в прежнем формате.

Впрочем. о некоторых деталях мартовских поправок стоит упомянуть. Банку (в соответствии с ПП от 15.01.2018 № 11) в выдаваемом документе в обязательном порядке потребуется подтвердить готовность требовать уплату денежной суммы в отношении:

Что произойдет в июне 2019 г.

Весьма заметные изменения произойдут с 01.06.2018 (№ 475-ФЗ). Прежде всего, изменятся требования к банковским организациям по выдаче БГ: появятся иные, правительственные. После того, как будет сформирован новый реестр банков, которые отвечают новым условия, он будет опубликован на сайте Минфина.

На основании норм действующего закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ, которые заработают 01.06.2018, при установлении требований к банкам правительством вводятся:

  1. Размер собственных средств (капитала).
  2. Уровень кредитного рейтинга по результатам сведений ЦБ.
  3. Выявление обстоятельств отсутствия или ошибочного наличия субъекта в реестре, при котором проводится коррекция данных посредством направления информации от ЦБ в Минфин в течение пяти дней со дня обнаружения факта.

В существующем проекте постановления о требованиях к банкам, которые вправе выдавать БГ для обеспечения заявок и исполнения контрактов (документ доступен для ознакомления на портале проектов нормативно правовых актов), устанавливается, что банки для обладания правом выдавать БГ, должны гарантировать наличие у себя:

  • средств (капитала) в размере не менее 1 млрд рублей (высчитывается по методике ЦБ);
  • кредитного рейтинга не ниже «BBВ-(RU)» по национальной шкале.
Читайте так же:  В каких случаях устанавливается неполное рабочее время

Ожидается сокращение банковского перечня Минфина до, приблизительно, 93-х организаций.

Требования к банкам, выдающим банковские гарантии

В законах четко указаны все требования, которые выносятся банковским учреждениям, которые имеют право предоставлять банковскую гарантию для выполнения госзаказов. Большинство кредитных структур, которые работают в РФ, полностью соответствуют требованиям, поэтому у каждого заказчика есть широкий выбор.

Банковская гарантия от банков выдается теми финучреждениями, которые соответствуют следующим требованиям:

1) Банк обязан иметь лицензию, которая позволяет ему осуществлять банковскую деятельность. Такой документ выдается всем финучреждениям, но срок ведения подобной деятельности должен быть не менее 5-ти лет. За этот срок банк полностью подтверждает свою репутацию и возможности платежеспособности.

2) Собственный капитал. В законе прописано, что собственные средства банка должны быть не менее одного миллиарда рублей.

Каждый банк, что предоставляет гарантии заказчику, имеет некоторые обязательства согласно законам РФ. В случае нарушений, банк обязан компенсировать заказчику некую сумму, прописанную в контракте, а также неустойку в размере одной десятой процента в день.

Банковское учреждение обязуется выполнить все условия договора, в случае нарушений он должен по первому требованию заказчика, выплатить сумму гарантии на счет, указанный в контракте. Если обязательство не будет исполнено в течении пяти дней, то заказчик имеет полное право провести бесспорное взыскание, которое даже нельзя оспорить в суде.

Каждый банк, после выдачи гарантии, должен направить все необходимые данные о сделке в реестр.

Новые требования к банковским гарантиям: что нужно срочно проверить

Сегодня, 01.06.2018, вступают в силу новые требования к банкам, которые выдают банковские гарантии. Они утверждены Постановлением Правительства № 440 от 12.04.2018. Согласно нормам этого Постановления, банки, которые выдают гарантии для обеспечения заявок и исполнения госконтрактов, должны соответствовать одновременно двум требованиям:

  1. Наличие собственного капитала в размере больше 300 млн руб. Этот показатель определяется на последнюю дату отчета по методике Центрального банка.
  2. Кредитный рейтинг — не ниже «BB-(RU)» по национальной шкале рейтинга агентства АКРА и не ниже уровня «ruВB-» по национальной рейтинговой шкале агентства «Эксперт РА».

С 01.01.2020 требования к кредитным рейтингам станут строже: не ниже уровня «BB-(RU)» агентства АКРА и «ruBB-» агентства «Эксперт РА».

Список банковских организаций, которые соответствуют этим критериями, должен быть доступен на сайте Минфина.

Таким образом, заказчик после первого июня обязан проверить банк, с которым работает, и если финансовая организация не входит в перечень Минфина, он обязан отказаться принимать такое обеспечение. Вместе с тем Постановлением предусмотрен ряд исключений.

Исключения

Новый порядок не относится к банковским гарантиям, которые выданы до 01.06.2018. Соответственно, ими можно пользоваться и после 01.06.2018 для обеспечения:

  • заявок на участие в госзакупках, извещение о которых опубликовано до 01.06.2018;
  • выполнения обязательств по госконтрактам, которые пока не заключены, но результаты закупки к указанной дате уже известны.

Правовые риски работы с гарантиями

Операции финансирования, будь то проектное, вексельное или торговое, сегодня встречаются в банковской практике не намного реже, чем традиционное кредитование.

Эти разновидности размещения средств во многом аналогичны, а их использование сопряжено с проблемами, анализ которых даст возможность снизить риски кредитных операций.

В числе наиболее востребованных сегодня банковских гарантий можно выделить, например, платежные, конкурсные (тендерные и аукционные), контргарантии, а также обеспечивающие деятельность туроператоров или исполнение различных обязательств принципала [к примеру, перед контрагентами (гарантии исполнения контракта), таможенными органами (гарантии уплаты таможенных платежей), налоговыми органами (гарантии возврата НДС, приобретения акцизных марок, уплату самого акциза) и другие].

Столь активное использование этого инструмента требует особой эффективности юридической экспертизы и согласования заключаемых договоров о выдаче гарантий с основной целью — минимизировать риски кредитования. На что стоит обращать особое внимание в таких случаях?

Обеспечительный характер и независимость банковской гарантии

Во-первых, стоит отметить то, что установленная в ГК независимость банковской гарантии вступает в противоречие с самим ее назначением как способа обеспечения исполнения обязательств. Каким образом?

Закрепленный в статье 370 Кодекса принцип независимости гарантии означает, что предусмотренное в ней обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана (даже если в самой гарантии содержится ссылка на это обязательство).

Особую актуальность этот принцип приобретает для конкурсных (тендерных, аукционных) гарантий и гарантий исполнения контракта.

Соответственно, изменение условий контракта или конкурсной документации автоматически не изменяет содержания самой гарантии. Но в рассматриваемой ситуации гарантия не будет отражать актуальное на текущий момент «состояние» обязательства принципала перед бенефициаром, исполнение которого, собственно, она и обеспечивает. Насколько это правомерно и как в данной ситуации придать гарантии обеспечительный характер?

Самым простым выходом из положения было бы внесение изменений в текст гарантии по просьбе одной из сторон. Такая возможность установлена Конвенцией ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 1995 года. Но в российском законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено и в Конвенции Россия не участвует.

Зачастую единственным вариантом остается «перевыставление» гарантии (хотя с формальной точки зрения такое действие также не регламентируется законодательством).

К сожалению, описанный случай не единственный, когда обеспечительный характер гарантии вступает в противоречие с ее независимостью.

Второй пример — текст гарантии адекватен основному обязательству, содержащемуся в договоре поставки или конкурсной документации. При этом требование бенефициара о выплате заявляется в пределах гарантийного срока, но по истечении срока действия основного обязательства или его соответствующей части.

[2]

Полученная бенефициаром в таком случае сумма может быть квалифицирована судом как неосновательное обогащение, а сама гарантия быть признана недействительной, так как срок ее действия меньше срока исполнения принципалом обеспечиваемого обязательства.

В рассматриваемой ситуации суды, как правило, защищают интересы гаранта от злоупотребления правом со стороны бенефициара и стремятся отказать ему в иске на основании статьи 10 ГК, которая не допускает злоупотребление правом в каких-либо формах, исключая возможность обращения к гаранту с требованием о выплате просто в целях обогащения (Определение ВАС от 04.12.2009 № ВАС-15946/09 по делу № А56-12320/2008).

Суды признают гарантию недействительной, если срок гарантии меньше срока обеспечиваемого обязательства:
Определение ВАС РФ от 08.12.2009 № ВАС-11031/09 № А56-34234/2008, Постановление ФАС СЗО от 21.08.2009 № А56-12320/2008 (включая Определение ВАС РФ от 04.12.2009 № ВАС-15946/09 по делу № А56-12320/2008),

Суды признают гарантию недействительной, если срок гарантии определен, а срок основного обязательства — нет:
Постановление ФАС МО от 30.01.2006 № КГ-А40/13880-05.

Аналогичные последствия наступают и для гарантий, выданных в обеспечение исполнения обязательств, срок осуществления которых не указан (Определение ВАС от 04.06.2009 № ВАС-4922/09 по делу № А60-8886/2008-С2). В таких ситуациях суды, как правило, считают, что четко установленный срок действия гарантии при отсутствии определенности срока исполнения основного обязательства не позволяет гарантировать бенефициару осуществление им своих прав.

Законодательно не раскрывается понятие «день выдачи» — это может быть либо дата подписания, либо дата направления или вручения бенефициару. Судебная практика исходит как раз из второго варианта.
Читайте так же:  Аттестационный лист работника – образец заполнения

Срок действия банковской гарантии

При отсутствии в гарантии указания на срок ее действия гарантийное обязательство не возникает в силу статьи 432 ГК, поскольку срок является существенным условием гарантии (п. 2 ст. 374 и п. 1 ст. 376 ГК).

По общему правилу гарантия вступает в силу со дня выдачи, если в ее тексте не предусмотрено иное (ст. 373 ГК). Что следует считать «днем выдачи»: дату подписания гарантии либо дату направления (вручения) ее бенефициару? Судебная практика исходит как раз из второго варианта. Соответственно, если гарант не сможет доказать факт такой передачи, то согласно статье 168 ГК любой суд с большой вероятностью признает гарантию ничтожной (идеально, если уполномоченный представитель бенефициара распишется в ее получении на втором экземпляре). Аналогичное решение можно получить и в том случае, если срок действия гарантии истечет в связи с наступлением события, которое не является неизбежным (Постановление ФАС МО от 17.08.2000 № КГ-А40/3525-00).

Следует также учитывать, что требования к конкурсным либо тендерным и аукционным гарантиям зачастую вытекают из соответствующей документации, в которой срок их действия определен событиями, которые не являются неизбежными. Например, «гарантия действует с момента вскрытия конвертов с заявками…», «гарантия действует до момента исполнения обязательств принципала перед бенефициаром…» и др. Таких формулировок нужно избегать. В идеале можно «привязать» гарантию к моменту ее выдачи и просчитать время (количество дней), когда истекает срок действия обязательств принципала.

Срок действия гарантии необходимо отличать от срока платежа по ней. Первый предоставляет бенефициару право обратиться с требованием к гаранту по банковской гарантии, а второй устанавливает период времени, в течение которого гарант обязан уплатить бенефициару гарантийную сумму. Соответственно, отсутствие в тексте гарантийного срока ее действия может повлечь недействительность гарантии, а отсутствие срока платежа — нет.

Следуя смыслу статьи 376 ГК, получается, что если после получения письменного требования от бенефициара у гаранта появляется информация о том, что принципал свои обязательства перед бенефициаром исполнил в полном объеме и он может это доказать, — гарант вправе направить копии полученных документов бенефициару на рассмотрение, но если по результатам их экспертизы он повторно выставит требование об уплате, — гарант должен указанную сумму уплатить.

Соответственно, при истребовании выплаченной бенефициару суммы в порядке регресса гарант в ответ на заявления принципала о недопустимости произведенных выплат, всегда может сослаться на принцип независимости банковской гарантии в обоснование правомерности своего платежа. Ответственность за обоснованность выставленного требования лежит на бенефициаре.

Более того, пункт 1 статьи 376 ГК не предусматривает исполнения обязательств принципала перед бенефициаром в качестве безусловного основания для прекращения банковской гарантии

В любом случае право гаранта потребовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару по гарантии, должно содержаться в договоре о ее выдаче, заключенном между гарантом и принципалом. В случае его отсутствия гарант не сможет требовать от принципала возврата уплаченных бенефициару сумм в порядке регресса в силу положений статьи 379 ГК.

Кроме того, в договоре о выдаче банковской гарантии желательно отразить и иные существенные условия взаимодействия гаранта и принципала: обеспечиваемое гарантией обязательство, размер и порядок уплаты принципалом гаранту вознаграждения за выдачу гарантии, порядок взаимодействия гаранта и принципала при поступлении письменного требования бенефициара и иные вопросы.

В какой банк можно обратиться для оформления банковской гарантии

Для того чтобы принять участие в тендере, компании необходимо обеспечить свои обязательства. Сделать это можно, например, при помощи банковской гарантии. Но как получить такой документ и в любое ли кредитное учреждение можно обратиться для его оформления? Разбираемся в данной статье.

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковскую гарантию

Первоначально необходимо определиться с тем, что представляет собой банковская гарантия. Законодательством предусмотрено два способа обеспечения финансовых обязательств участниками тендеров: залог и банковская гарантия. Второй вариант удобнее, поскольку позволяет поставщикам не выводить крупные суммы из оборота во время участия в торгах. Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство одного участника сделки (гаранта), взятое им по просьбе другого участника (принципала), уплатить денежную сумму третьей стороне (бенефициару) при наступлении особых условий по договору при предъявлении требования об уплате бенефициаром. Проще говоря, банковская гарантия — это обязательство финансовой организации погасить материальный ущерб (выплатить денежную сумму) указанной в договоре стороне при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником условий заключенного с данной стороной договора.

Все банковские гарантии можно разделить на пять видов в зависимости от сферы их применения:

  • гарантия на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на обеспечение заявки;
  • таможенная гарантия;
  • гарантия возврата авансового платежа;
  • гарантия в пользу налоговых органов.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Гарантия на исполнение обязательств по контракту. Предоставляется победителем торгов заказчику и является законодательно необходимым условием при заключении госконтракта. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий контракта исполнителем банк выплачивает кредитору гарантийную сумму.

Банковская гарантия на обеспечение заявки. Ее предоставляют участники конкурсов или аукционов при подаче заявки на участие. Документ является гарантией исполнения победителем своих обязательств по подписанию контракта с заказчиком.

Таможенная гарантия. Это обязательство кредитной организации, гарантирующее оплату исполнителем таможенных платежей. Такая гарантия дает отсрочку таможенных платежей, предоставить ее необходимо таможенным органам.

Гарантия возврата авансового платежа. Иногда условиями контракта предусматривается получение аванса исполнителем. Прежде чем получить денежную сумму, поставщик обязан предоставить заказчику гарантию возврата авансового платежа. Документ призван обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса.

Гарантия в пользу налоговых органов. Предоставляется налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, гарантия возврата возмещенного НДС дает право получить налоговый вычет по НДС без проведения камеральной налоговой проверки и в сжатые сроки.

Чтобы получить банковскую гарантию, нужно обратиться в банк, который выдает данные документы. Однако не все кредитные организации имеют такие полномочия.

Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, определяются целями получения документа. К примеру, гарантия по статье 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее — 44-ФЗ) или гарантия в пользу налоговых органов в обязательном порядке должна быть выдана банком, удовлетворяющим условиям статьи 74.1 НК РФ. Так, предоставить такую гарантию имеют право только те финансовые организации, которые включены в специальный перечень банков. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Для того чтобы кредитная организация попала в данный перечень, на текущий момент она должна соответствовать следующим требованиям, то есть иметь:

  • лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб.;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • отсутствие задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в тендере по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее — 223-ФЗ), не прописаны. На практике же заказчики выдвигают довольно жесткие условия. Так, кредитное учреждение хоть и не должно в обязательном порядке быть внесено в перечень банков Министерства финансов, но ему необходимо, например, находиться в ТОП-50 лучших банков или даже в ТОП-10 по реестру Минфина России.

Читайте так же:  Как поставить резолюцию на заявлении об увольнении - образец

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Как уже говорилось ранее, перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и которые соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Данный реестр ведется и обновляется на основе данных, которые предоставляет Центральный банк РФ.

44-ФЗ выдвигает жесткие требования к кредитным организациям, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Список банков сокращается: если еще совсем недавно он насчитывал более 300 кредитных организаций, то сегодня в перечень Минфина входит 203 банка [1] . Реестр обновляется довольно часто — на протяжении месяца выкладывается до пяти обновленных списков. За этой информацией потенциальным участникам тендеров необходимо регулярно следить, поскольку одни банки могут появляться в перечне, а другие — исчезать из него.

Большая часть фигурантов реестра Минфина — крупнейшие российские банки. Обязательно присутствуют и региональные кредитные организации.

Выбирать банк для получения банковской гарантии только на основании списка Минфина не стоит. Во-первых, у всех банков разные условия и требования к принципалу; во-вторых, не все банки занимаются выдачей гарантий для обеспечения в сфере госзакупок: то есть, право выдавать такие документы они имеют, но этим правом не пользуются. Таким образом, потенциальный участник тендера должен выбирать банк заранее, поскольку отбор и выяснение условий могут занять значительное количество времени.

Как выбрать банк, предоставляющий банковские гарантии по ФЗ-44

Выбор банка только по реестру Минфина, как уже отмечалось ранее, — не совсем верный подход. Наличие финансового учреждения в данном перечне — далеко не единственный критерий отбора. Необходимо обратить внимание и на некоторые другие факторы, по которым можно выделить наиболее выгодные условия получения банковской гарантии. К таким факторам относятся:

  • условия предоставления банковской гарантии;
  • сумма и срок банковской гарантии;
  • процентная ставка;
  • срок возмещения платежа;
  • обеспечение при выдаче банковской гарантии.

Условия предоставления банковской гарантии. Как правило, сюда включается размер вознаграждения банка за выдачу документа. Гарантия предоставляется не бесплатно, комиссия составляет фиксированный процент, который зависит от гарантийной суммы, сроков предоставления документа и внутренних регламентов финансового учреждения. Средний размер вознаграждения варьируется и также зависит от наличия либо отсутствия залога.

Сумма банковской гарантии. Большинство банков при определении суммы документа ориентируются на финансовую устойчивость потенциального участника торгов. В каждом конкретном случае такая сумма определятся индивидуально. Нельзя забывать и о том, что у любой кредитной организации есть свой «потолок» по общему размеру всех выданных банковских гарантий. По закону он составляет 25% от суммы собственного капитала.

Процентная ставка. Очень важный момент, поскольку ни одна компания не застрахована от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Если исполнитель все же не смог выполнить условия договора, то банк, выступивший гарантом, возвращает бенефициару гарантийную сумму. Ставка в этом случае у каждой финансовой организации разная, она может варьироваться в пределах 10–30%.

Срок возмещения платежа. Когда сумма по гарантии уже выплачена, компания, владеющая гарантией, должна возместить банку деньги с процентами. Обычно срок возмещения составляет не более одного года.

Обеспечение при выдаче банковской гарантии. Это всем известный залог. Сегодня банки весьма придирчиво относятся к разновидностям залога при предоставлении своих гарантийных обязательств. Большинство кредитных учреждений предпочитают в качестве залога недвижимое имущество, но в некоторых случаях можно получить банковскую гарантию под комбинированный залог.

Итак, для оформления банковской гарантии вам важно правильно выбрать кредитное учреждение. Однако самостоятельно искать банк среди более чем 200 финансовых учреждений слишком долго, тем более непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех нюансах сделки, включая оформление гарантии. Ускорить процесс поможет обращение в брокерскую компанию.

Как можно максимально быстро получить банковскую гарантию?

На этот вопрос мы попросили ответить Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Одна из самых частых причин обращения к нам за помощью — это получение банковской гарантии, которая на сегодня законодательно необходима для участия в государственных/муниципальных тендерах и закупках и является предпосылкой для дальнейшего заключения госконтракта. В последнее время в крупных коммерческих тендерах заказчики также требуют предоставления банковской гарантии, поскольку данный инструмент финансового обеспечения весьма удобен.

При подаче заявки на предоставление банковской гарантии через серьезную консалтинговую или юридическую компанию, например через КСК групп, значительно ускоряется процесс ее рассмотрения. Это становится возможным благодаря следующим преимуществам:

  • во-первых, потому что наши специалисты берут на себя основную работу по скорингу компании-клиента, освобождая от этой нагрузки банковских сотрудников;
  • во-вторых, благодаря наличию у КСК групп налаженных доверительных отношений со значительным количеством банков-партнеров, входящих в перечень Минфина, осведомленности об их условиях кредитования и требованиях к заемщикам;
  • в-третьих, что немаловажно, принятие решений ускоряется благодаря имеющейся у нас возможности обсуждать вопросы напрямую с руководством финансовых учреждений, минуя младшее и среднее звено менеджеров.

[3]

Другими словами, когда подрядчик обращается в КСК групп за помощью в получении банковской гарантии для финансового обеспечения по госконтракту, он может быть уверен, что его вопрос будет решен в тех временных рамках, которые ему требуются. Наши специалисты берут на себя полную ответственность за соблюдение сроков. В случае необходимости мы можем помочь в получении на руки данного финансового документа в течение суток.

Также КСК групп проводит предварительное согласование условий, на которых будет заключена сделка. Подобная подготовка позволяет добиваться для наших клиентов более низких банковских процентов, удобных сроков и лояльности в вопросах обеспечения. Несомненно, при этом учитываются и интересы гаранта, поскольку ни одно финансовое учреждение не станет работать себе в убыток.

Именно по этим причинам подавляющее большинство заявок, поданных при содействии нашей компании, получает одобрение. Тем самым мы помогаем клиентам не только привлечь финансирование в максимально короткие сроки, но и сэкономить на процентах».

Видео (кликните для воспроизведения).

Р.S. В КСК групп можно получить бесплатную первичную консультацию, позвонив по телефону или оставив заявку на сайте. При этом менеджеры разъяснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости получения документа.

Источники


  1. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
  4. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
  5. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Требования к налоговым банковским гарантиям корректируются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here