Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ ст 89 (ред. от 27.12.2018)

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 — В4, Г и Д в помещения категорий В1 — В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 — 5 настоящей статьи.

Читайте так же:  Образец отзыва жалобы из фас

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

С 1 января 2020 г. вступит в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). С даты вступления технического регламента в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается

См. справку о технических регламентах

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 июля 2008 года

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты.

[3]

Положения Регламента необходимо применять при работе с объектами защиты, в частности, в промышленности, на опасных производствах, при строительстве, а также в помещениях массового скопления народа. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности. Приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы.

Так, установлено, что в зданиях, сооружениях и строениях должны применяться основные строительные конструкции с соответствующими пределами огнестойкости и классами пожарной опасности. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. Если ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, и если персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях не круглосуточно, то помещения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения. Пожаровзрывоопасные объекты должны размещаться за границами поселений и городских округов. Если это невозможно, то должны быть разработаны меры по защите людей, зданий, сооружений и строений, находящихся за пределами территории пожаровзрывоопасного объекта.

Определено, что пассажирские лифты с автоматическими дверями и со скоростью движения 1 м/сек. и более должны иметь особый режим работы, обозначающий пожарную опасность. Он должен включаться автоматически и обеспечивать возвращение кабины на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.

Установлено, что электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должна исключать распространение горения за ее пределы.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2008 г. N 47-49, в «Российской газете» от 1 августа 2008 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I) ст. 3579

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением подпункта «б» пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 2 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Опубликовано 04.12.2017 в 14:37

22 июля 2008 года N 123-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4 июля 2008 года

11 июля 2008 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 117-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ,

от 13.07.2015 N 234-ФЗ, от 03.07.2016 N 301-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента

  1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Читайте так же:  Составляем ходатайство о замене стороны правопреемником

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

  1. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3) разработке технической документации на объекты защиты.

  1. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

  1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 2 установлены иные сроки вступления их в силу

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗДЕЛ II ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ


РАЗДЕЛ III ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И СТРОЕНИЙ

РАЗДЕЛ IV ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕКТАМ

РАЗДЕЛ V ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКЕ

РАЗДЕЛ VI ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОДУКЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ VII ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ) ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗДЕЛ VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ к Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Важность технического регламента ФЗ-123

Пожары всегда доставляют человеку массу проблем, а зачастую это просто трагедия. Во времена, когда постройки были в основном деревянными, пожары стирали с лица земли целые деревни и города.

С применением в строительстве негорючих материалов вероятность их значительно уменьшилась, но исключить предпосылки для возгорания и минимизировать последствия можно только соблюдая специальные нормы и правила, которые устанавливает технический регламент по пожарной безопасности.

Техрегламент, известный как ФЗ-123, утвержден в июне 2008 года, датой одобрения Советом Федерации является 11 июля того же года.

Для чего он издан

Регламент принят для того, чтобы защитить каждого человека, живущего в стране, от возможных последствий пожаров, а также для того, чтобы свети их количество к минимуму.

В этом важном документе приводятся основные принципы пожарной безопасности для построек всех видов. Он также определяет нормы для производства технических средств пожаротушения и оповещения.

Цель, которая ставится регламентом, – обеспечить каждое здание и сооружение необходимыми устройствами для безопасности людей и оборудования и допускающими проведение необходимых мер для быстрой эвакуации из помещений.

Область действия технического регламента распространяется на правила, связанные с возведением и последующим использованием зданий. Требования регламента необходимо учитывать уже на стадии проектирования дома или другой постройки.

Его учитывают при ремонте, реставрационных работах, техническом обслуживании помещений.

Нормы, определенные в регламенте, обязательно должны учитываться при разработке технической документации на объекты, а также при составлении и принятии нормативных документов, в которых содержатся требования пожарной безопасности.

Структура документа

Технический регламент состоит из восьми разделов, в каждый из которых включены несколько глав. Деление на разделы произведено таким образом, чтобы в каждом из них содержалась исчерпывающая информация по какому-либо вопросу.

При этом первый раздел содержит общие принципы, термины и определения, которые встречаются в тексте, классификацию пожаров и их поражающих действий. Последний раздел уточняет сроки вступления в силу ФЗ-123 о пожарной безопасности, иерархию иных существующих документов.

Остальные разделы описывают требования к жилым домам любой этажности, к помещениям, в которых могут находиться люди, производственным строениям и сооружениям.

Особое внимание уделяют требованиям к пожарной технике, предназначенной для борьбы с огнем. Отдельно идут таблицы, помогающие определить противопожарные расстояния между зданиями, рассчитать класс пожарной опасности, предел огнестойкости и многое другое. Эта информация всегда должна применяться на практике.

Основная классификация пожаров

Технический регламент подразделяет все пожары на шесть классов, которые обозначаются латинскими буквами от A до F:

  • A – горят твердые предметы;
  • B – горят жидкости, в том числе расплавленные вещества;
  • C – возгораются газы;
  • D – происходит горение металлов (их выделяют особо, как можно заметить);
  • E – пожары происходят на работающих электроустановках;
  • F – особо опасные пожары, связанные с выделением и распространением радиоактивных веществ.

Опасные факторы – это явления, сопутствующие горению и оказывающие воздействие на людей и предметы, расположенные в зоне пожара. К таким факторам относятся пламя и искры, поток разогретого воздуха, высокая температура вокруг горящих материалов.

В техническом регламенте по пожарной безопасности также называют опасными факторами высокую концентрацию в окружающей среде токсичных продуктов горения, задымленность и низкое содержание кислорода в окружающей среде.

Читайте так же:  Может ли адвокат или госслужащий быть учредителем ооо

Особое внимание уделяется последствиям возгорания и сопутствующим поражающим факторам.

В зависимости от того, что именно горит, может происходить взрыв, возникать радиоактивное загрязнение, распространение ядовитых газовых паров, и многое другое. Обращая внимание на важность последствий, не случайно в регламенте ФЗ-123 для их описания выделена целая глава.

Показатели опасности

Показатели пожарной опасности используются для оценки ситуации при пожаре. Они необходимы для принятия решения о способах локализации и устранения пожара.

Показатели учитывают материал горящих веществ и его агрегатное состояние. Все показатели сведены в специальную таблицу в конце текста ТР (технического регламента).

Вещества, в соответствии с законом №123, в зависимости от горючести подразделяются на три группы:

  • негорючие. Совершенно неспособны гореть в воздухе, однако они могут быть очень взрывоопасными;
  • трудногорючие. Горят в воздухе при наличии поддерживающего источника пламени и не поддерживают горение при отсутствии такого источника;
  • горючие. Могут самовозгораться при наступлении определенных условий и загораться от постороннего источника, а также способны гореть после воздействия источника горения.

Жидкие вещества согласно требованиям пожарной безопасности делят на просто легковоспламеняющиеся и более опасные. Пары последних могут воспламениться даже при очень низких температурах.

Расположение домов и других сооружений

Противопожарные требования к постройкам, согласно техническому регламенту, заключаются в соблюдении безопасных расстояний между двумя соседними зданиями, наличии в зданиях и между ними необходимых проходов и проездов, определении порядка размещения пожаро- и взрывоопасных веществ на территории зданий и сооружений, наличии средств пожаротушения и противопожарных инженерных сетей.

Противопожарные расстояния определяются по таблицам, приведенным в конце ФЗ №123. При этом учитывают степень огнестойкости материалов построек и сочетаемость этих материалов.

При проектировании учитывается расстояние между стенами соседних зданий и сооружений, если отсутствуют выступающие более чем на 1 метр конструкции. Если такие конструкции существуют, расстояние должно измеряться от них.

Определены расстояния от построек до лесных массивов. Если речь идет об окраине города, то до леса или лесопосадки должно быть 50 м и больше. Для поселков, сел, деревень с застройкой не выше двухэтажной это расстояние должно быть хотя бы 15 метров.

Хоть практика показывает, что сильные стихийные пожары остановить такое расстояние не может, оно дает время, чтобы можно было покинуть дом и спасти самое необходимое.

Все требования технического регламента, которые предусмотрены в проектных документах, не подлежат самостоятельному изменению застройщиками и собственниками зданий и сооружений.

Требования к технике

Наличие противопожарной техники – автоматизированных систем оповещения и пожаротушения регламентируется для производственных и складских помещений.

Техника, применяемая при пожаротушении должна строго отвечать всем нормам, также определяемым техническим регламентом. Все противопожарные устройства должны быть определены еще на стадии проектирования.

Технический регламент определяет, что все здания должны быть оборудованы необходимым количеством огнетушащего вещества, используемого в автоматических системах пожаротушения. Все системы пожаротушения должны иметь возможность дистанционного контроля работоспособности.

Системой оповещения о возникновении пожара должно быть оборудовано каждое производственное помещение.

Важность пожарной оценки

Чтобы подтвердить, что объект (жилой дом, дача, гостиница – что угодно) соответствует требованиям технического регламента по пожарной безопасности, необходима оценка этого объекта. Она может быть добровольной и обязательной.

В законе сказано, какие строения или техника должны оцениваться обязательно. В первую очередь, это общественные здания и установки для пожаротушения. К ним предъявляют конкретные требования, отходить от которых запрещено.

Формы оценки могут быть разными. Технический регламент выделяет аккредитацию, независимую оценку, испытания, сертификацию и другие способы оценивания.

Существует государственный пожарный надзор, который регулярно проверяет определенные предприятия. Введен также такой интересный документ, как пожарная декларация.

При желании можно добровольно подтвердить степень горючести материалов или огнестойкость сооружения в целом, обратившись к экспертам. В этом случае выдается сертификат, который предъявляется при проверке, в случае страхования или просто успокаивает душу.

Кроме технического регламента, утвержденного федеральным законом 123-ФЗ, существует еще много других нормативных документов и правил, которые имеют меньшее значение по сравнению с настоящим.

Это означает, что все требования, которые по значимости ниже, чем в настоящем документе, не должны приниматься во внимание.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное

Когда и кому нужен

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет основные положения регулирования в этой области, общие требования безопасности к зданиям, сооружениям, объектам, продукции независимо от назначения. В нем можно найти и классификацию зданий, и допустимое расстояние между ними, и разрешенные первичные средства пожаротушения. Документ обязателен:

  • когда осуществляются работы по проектированию, строительству, капремонту, реконструкции, техническому перевооружению, изменению функционального назначения;
  • в периоды техобслуживания, эксплуатации и утилизации продукции и объектов;
  • во время разработки, принятия, применения и исполнения других нормативных актов, содержащих требования пожбезопасности;
  • при разработке документации на продукцию и объекты.

Изменения и поправки на 2019 год

В новом году в технический регламент о требованиях пожарной безопасности (2019) внесены изменения, которые вступят в силу с 01.07.2019. Эти изменения технические и касаются удаления из текста регламента понятия «лесопарк», остаются только «лесничества». Других изменений с 2017 года внесено не было.

Декларация пожарной безопасности

В действующей редакции закона сказано, что в определенных ситуациях владелец объекта площадью до 1500 м² может добровольно составить такую декларацию, включив в нее сведения об имеющихся защитных средствах. В случае смены собственника и при изменении на самом объекте (реконструкция, перевооружение, капремонт) новые сведения подаются в течение года со дня изменений.

Изучаем технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие правила безопасности при пожаре, классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.
Читайте так же:  Скорректирован порядок заполнения путевых листов

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2019 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2019 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2019 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

[2]

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.
Читайте так же:  Альтернативные и факультативные обязательства в гражданском праве

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

[1]

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

Административное наказание за нарушение ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено в виде предупреждения либо штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если проверка выявляет отсутствие ДПБ в период особого противопожарного режима, предел штрафа гораздо серьезнее и составляет:

  • для должностного лица — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • для юрлица — от 400 000 до 500 000 рублей.

Источники


  1. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  3. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  5. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here