Субъекты авторских прав — характеристика и особенности

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Субъекты авторских прав — характеристика и особенности" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Субъекты авторского права

Правовой статус авторов

Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Такое определение дано в статье 1257 Гражданского кодекса РФ. Выделим ряд признаков:

  1. Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
  2. Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об объектах. Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
  3. В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.

Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:

  1. От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
  2. С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.

Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное. К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.

Соавторство. Помощники автора

Довольно часто случается, что у произведения не один автор. Примеров множество: Братья Гримм, Ильф и Петров, Трамп и Кийосаки и т.д. В таком случае речь идет о соавторстве. Все, кто приложил свой творческий труд к созданию произведений, именуются соавторами, и у каждого возникают права на произведение. В Гражданском кодексе РФ сказано, что такие лица используют произведение совместно. Между ними может быть заключено соглашение по вопросам использования произведения.

При этом соавторы могут так распределить свои творческие усилия:

  1. Один, к примеру, пишет свою часть, другой – свою. Например, два ученых пишут монографию, где первый излагает мысли по поводу английского права, а другой – по поводу американского. Здесь есть особенность: если такую часть можно использовать независимо от всего произведения, то она может быть использована создавшим ее лицом без согласия остальных соавторов. В нашем примере произведение разделить можно, поэтому каждый ученый вправе использовать свою часть без согласия другого.
  2. Соавторы работают не каждый над своей частью, а пишут все вместе, и при этом объект становится неразрывным целым. Подобное произведение использовать можно лишь совместно. Пример: два автора написали детектив, который будет считаться неразрывным произведением, и значит, использовать его они могут лишь совместно (если нет соглашения).

Следует разграничивать правовой статус соавторов – лиц, приобретающих интеллектуальные права, и помощников – лиц, которые лишь оказывали автору содействие. Содействие может быть, техническим, материальным и даже интеллектуальным. Представим ситуацию, что автору кто-то подсказывает идеи (интеллектуальное содействие), однако именно автор определяет, как применить эту идею, именно он развивает сюжет, вводит персонажей (то есть, только им осуществляется творческая деятельность). Дело примет совсем другой вид, если лицо будет участвовать в создании персонажей, сюжета – тогда речь пойдет уже о соавторстве.

Однако следует отметить, что грань между этими правовыми категориями тонкая. Так, Александр Сергеевич Пушкин официально является автором произведений, сюжет и персонажей в которых он позаимствовал из рассказов своей няни, Арины Родионовны. Но последняя не значится в качестве соавторов для таких произведений.

Объекты авторского права

Сегодня в статье мы рассмотрим, какие результаты интеллектуальной деятельности являются объектами авторского права, в чем их особенности. Также мы выясним, какие объекты охране по Гражданскому кодексу РФ не подлежат.

Признаки

Обратим внимание, что для объектов авторского права справедливы признаки, названные нами применимо ко всей интеллектуальной собственности (об этом см. статью). Вместе с тем есть особенности: в частности, объекты авторского права:

Виды объектов

Объектам авторских прав являются:

  1. Произведения науки. В них содержатся исследования о фактах объективной действительности, вырабатываются научные знания. Другая характерная черта – научный стиль изложения, отличающий эти произведения от иных. Примеры: монография по физике, курсовая работа, диссертация и т.д. Выражаются, как правило, на бумаге или в электронном виде.
  2. Произведения литературы. В них отсутствует цель получения и систематизации научных знаний, направленность здесь также иная – художественная. Сегодня этих объектов большинство: рассказы, романы, повести, комиксы и иные произведения, которые могут быть в стихотворной или прозаической форме.
  3. Произведения искусства. Сюда относится все остальное, причем форма может быть самой разнообразной, о чем мы уже сказали выше.
  4. Программы для электронно-вычислительных машин (ЭМВ). В самом общем виде это определенная комбинация данных и команд, которые созданы для функционирования компьютеров с целью получения конкретного результата. Отличает эти объекты их сложность, а также черты объектов патентного права (например, некоторые программы могут быть средствами оптимизации производства). Именно поэтому допускается их регистрация, а ФИПС ведет отдельный реестр, посвященный программам для ЭВМ. См. сайт ФИПС: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/.

Примечательно, что, хотя закон и выделяет более конкретные виды произведений (от способа выражения) в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, перечень остается открытым, т.е. могут быть и другие произведения. В этом перечне упомянуты музыкальные, архитектурные, хореографические, изобразительные и иные произведения.

Читайте так же:  Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Фотографические произведения также охраняются авторским правом. Так, фотограф, чьи работы использованы без разрешения (нарушение исключительного права) может потребовать выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей за каждый снимок. Закон также выделяет произведения, полученные способами аналогичными фотографии. Вероятно, сюда можно отнести снимки с экрана (скриншоты).

Специальные виды произведений

Обратим внимание, что наряду с простыми произведениями, закон охраняет и составные – т.е., такие, в состав которых входят другие объекты авторского права. Составное произведение в авторском праве – это, например, сборник стихотворений. Он будет подлежать охране, поскольку, вероятно, для расположения стихов в определенной последовательности тоже нужно приложить определенный творческий труд (хотя и в меньшей степени, чем написать сами стихотворения).

Есть также разделение произведений на первоначальные и производные. Последние создаются уже на основе какого-нибудь другого объекта. Так, перевод рассказа с английского языка на русский будет подпадать под эту категорию. Переводчик имеет права на производное произведение (перевод).

Пределы охраны авторским правом

Важный момент: охрана распространяется не только на все произведение в целом, но и на его части, на персонажей и на название. При этом закон указывает на то, что они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. При этом они сами должны содержать творческий характер.

Так, очевидно, запрещено называть рассказ «Смешарики», поскольку слово придумано авторами мультфильма, и у всех оно ассоциируется именно с этим мультфильмом. Ровно также нельзя выдернуть из контекста, например, персонажа Люка Скайуокера и написать про него отдельную книгу. Части произведения также охраняются по закону: значит, нельзя, к примеру, позаимствовать яркие цитаты из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и включить их в собственную повесть.

Что не подлежит охране?

Гражданский кодекс РФ содержит некоторые изъятия: объекты, которые не охраняются авторским правом. Сюда относятся идеи, концепции, методы, официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о фактах.

Вместе с тем читателям следует понимать: вопросы авторского права часто очень спорны. Например, простая новостная заметка, где лишь изложены произошедшие события, по сути представляет собой информационное сообщение, где нет творческого характера, а значит, авторским правом не охраняется. А вот, к примеру, статья журналиста, где содержится еще и анализ новости, изложен собственный взгляд на вещи, может охраняться. Таких примеров может быть множество, по большому счету вопрос о наличии у объекта творческого характера решает только суд.

Понятие, общая характеристика авторского права

Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле – это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле это имущественные и личные неимущественные права авторов и иных лиц на объекты авторских прав. Авторское право регулируется главой 70 Гражданского кодекса РФ.

В авторские права включаются:

— исключительное право, носящее имущественный характер;

— личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения;

— иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам.

В то же время отнесение прав к имущественным или личным неимущественным имеет важное практическое значение, например, при применении норм о защите. В частности, такой способ защиты, как компенсация морального вреда, применяется лишь при нарушении личных неимущественных прав, а компенсация, предусмотренная п. 3 ст. 1252 ГК РФ и взыскиваемая взамен причиненных убытков, арест на материальные носители, оборудование и материалы в качестве обеспечительной меры могут быть применены при нарушении исключительных прав.

Исключительное право на произведение представляет собой легальную монополию правообладателя использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом и разрешать или запрещать другим лицам его использование.

Право авторства — право признаваться автором произведения

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно.

Право на неприкосновенность произведения — право на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

К иным авторским правам, предусмотренным ст. 1226 ГК РФ, необходимо отнести:

— право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом;

— право на отзыв произведения — право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;

— право на вознаграждение за использование служебного произведения;

— право следования — право автора или наследника на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация;

— право доступа к произведениям изобразительного искусства — право требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9150 —

| 7236 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав

Глава 3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав

Читайте так же:  Новое в уголовном законодательстве с

К субъектам авторских прав прежде всего относятся авторы. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Поскольку творческий характер труда физического лица является определяющим для получения им статуса автора, в законодательстве содержится специальная оговорка, что авторами не могут быть граждане, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата.

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, субъектом авторского права в первую очередь является то лицо, «духовному творчеству которого сочинение обязано своим происхождением». В.А. Дозорцев писал, что «творческий результат интеллектуальной деятельности носит следы личности автора«. По мнению Л. Бентли и Б. Шермана, «личный статус автора принимается во внимание при решении вопроса о допуске произведения к охране. В некоторых случаях труд, затраченный автором на создание произведения, является мерилом оригинальности». Таким образом, авторами могут быть только физические лица.

Согласно пояснительной записке к проекту ч. 4 ГК РФ «кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть четвертую (раздел VII) ГК РФ полностью отвечает потребностям общественной жизни». Особо отмечается, что «в условиях, когда результаты творческой деятельности становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, требуется особое внимание к правам их создателей, поскольку их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой — с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон. Принцип повышенной защиты интересов авторов заложен в законодательных системах большинства стран континентальной Европы».

Подобная позиция содержится в Заключении Комитета Государственной Думы по информационной политике от 7 сентября 2006 г. См.: Белая книга. История и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. С. 11.

Помимо авторов, согласно подходу отечественного законодателя, субъектами авторского права признаются иные физические лица, а также юридические лица и публично-правовые образования.

Так, выделяется категория правообладателей, не являющихся авторами. Такими правообладателями могут быть как граждане, так и юридические лица, публично-правовые образования. В отличие от авторов данные правообладатели приобретают права на результаты интеллектуальной деятельности по производному основанию (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Следующим субъектом авторских прав является работодатель (согласно нормам о служебном произведении (ст. 1295 ГК РФ)). Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовыми обязанностями (служебное произведение), принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Однако исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

К числу иных субъектов авторских прав относятся также наследники и иные правопреемники, в частности, если исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ для назначения исполнителя завещания (душеприказчика). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Субъектами авторских прав могут выступать публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, которое создано по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, может принадлежать этим субъектам (п. п. 1, 2 ст. 1298 ГК РФ).

Законодатель также предусматривает возможность осуществления коллективного управления авторскими правами специальными организациями (ст. 1242 ГК РФ). Такие организации могут создаваться только в определенных случаях и должны соответствовать некоторым специально установленным законом требованиям:

  • коллективное управление правами должно использоваться только в том случае, когда осуществление имущественных прав самим правообладателем в индивидуальном порядке затруднено (масштабы использования произведения) или когда в соответствии с ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263, ст. 1326 ГК РФ);
  • управление коллективными правами осуществляют некоммерческие организации, основанные на членстве;
  • их создание не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами (п. 1 ст. 1242 ГК РФ).

В отличие от ранее действующей нормы п. 2 ст. 44 Закона об авторском праве в ч. 4 ГК РФ указывается шесть сфер, в которых устанавливается государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ). Причем в каждой из них может быть аккредитована одна организация (п. 2 указанной статьи). Так, например, Российское авторское общество получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ:

  • управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 — 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);
  • осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ).

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана исполнителями и изготовителями фонограмм в целях коллективного управления смежными правами в установленных законодательством сферах как на территории России, так и за ее пределами. Данная организация получила государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению смежными правами (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ):

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
Читайте так же:  Государственное техническое регулирование в строительстве

Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» является организацией, аккредитованной государством в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ) (подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Российский союз правообладателей является единственной организацией, аккредитованной в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ) (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Однако, несмотря на наличие аккредитованной организации, могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе в данных сферах (абз. 2 п. 3 ст. 1244, п. 1 ст. 1244 ГК РФ). Тем не менее, в отличие от аккредитованной, они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия на основании договора о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Аккредитованная же организация может осуществлять управление правами и сбор вознаграждения в том числе и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Помимо этого, субъектами авторских прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов. В ст. 1240 ГК РФ указывается, что лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Так, изготовителю (продюсеру) принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения (и иного сложного объекта) вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом (подп. 3 п. 4 ст. 1263 ГК РФ, п. 4 ст. 1240 ГК РФ).

По общему правилу организатор создания сложного объекта приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект; соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон (подп. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат (п. 3 ст. 1240 ГК РФ).

Субъектами авторских прав могут быть также иностранные граждане. Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы — страны ЕврАзЭС); «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) и др.

Субъекты авторского права — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Субъекты авторского права» 2017, 2018.

Читайте также

Среди субъектов авторского права выделяют прежде всего автора произведения (в том числе производного или составного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Субъекты. [читать подробнее].

Соавторами признаются физические лица, которые создали охраняемое авторским правом произведение совместным творческим трудом (п.1 ст.1258 ГК). Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство). [читать подробнее].

Соавторами признаются физические лица, которые создали охраняемое авторским правом произведение совместным творческим трудом (п.1 ст.1258 ГК). Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство). [читать подробнее].

Субъектами авторского права являются не только создатели произведений науки, литературы, искусства, но и их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие в силу закона или договора исключительные авторские права. Автором результата интеллектуальной. [читать подробнее].

Субъекты авторского права. Общая характеристика

Ответ: Субъектамиавторского права являются: создатели произведений; работодатели; правопреемники; заказчики; другие лица, приобретшие авторские права по закону или договору.

Автор — по законодательству РФ об авторском праве физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

У создателей авторское право на произведение возникает в результате самого факта его создания. При этом не требуется регистрации или иного специального оформления этого произведения. О своем праве на произведение создатель оповещает с помощью: латинской буквы «С» в окружности ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Данные элементы размещаются на каждом экземпляре произведения.

Презумпция авторства — при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Соавторство — создание произведения творческим трудом двух или более лиц. При этом произведение может представлять собой одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Право на использование произведения принадлежит соавторам совместно — по соглашению (при целом нераздельном соавторстве) или по своему усмотрению на созданную им самостоятельную часть произведения (при раздельном соавторстве).

Авторское право на служебные произведения, т.е. созданные в процессе выполнения трудовой обязанности или служебного задания, принадлежит как автору, так работодателю. Автор имеет лишь личные неимущественные права, а работодатель — исключительные права на использование служебного произведения, в том числе вправе при любом использовании произведения указывать свое наименование. Взаимоотношения между работодателем и автором (размер авторского вознаграждения, порядок их выплат и др.) определяются договором.

Читайте так же:  Перевод часов произойдет ли переход на летнее время

Правопреемники и другие лица. Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора также являются субъектами авторского права. Не переходят по наследству право авторства, права на имя и на защиту репутации автора, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

Кроме того, авторское право может переходить в порядке договорных отношений. При заключении авторского договора субъектами авторского права становятся физические и юридические лица, которые могут осуществлять имущественные права вместо автора. По закону допускается использование в определенных границах произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Правовой статус субъектов авторского права. Осуществление авторских прав.

Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на результат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обладателями авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники (независимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.

[2]

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Такие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности, они действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве).

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Субъекты авторского права

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане: авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Объекты и субъекты авторского права. Авторские договоры

Авторское право – это институт гражданского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, а также регулирующих отношения по охране данных произведений. Термин «авторское право» имеет и иное значение, которое обозначает субъективные интеллектуальные права, принадлежащие автору или иному правообладателю в отношении конкретного произведения.

Субъектом авторского права признается лицо, обладающий авторскими правами на произведение науки, литературы и искусства.

Читайте так же:  Увольнение за прогул - образец записи в трудовой

– автор – гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Более того, существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором.

– наследник автора (исключительное имущественное право, которое действует в течение 70 лет после смерти автора, входит в состав наследства);

– работодатель автора (авторские права на служебные произведения, созданное автором в рамках его трудовых обязанностей, принадлежат автору, однако по трудовому договору исключительное имущественное право может принадлежать работодателю);

– правообладатель (переводчикам, составителям, издателям, осуществившие соответственно перевод, составление сборников и издание. Также правообладателем может быть любое другое лицо, заключившее с автором лицензионный договор об использовании произведения и которому переходят исключительные имущественные права).

Под объектом авторского права понимается результат творческой деятельности, т.е. произведение науки, литературы и искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа выражения. Это:

– литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

– драматические и музыкально-драматические произведения (сценарные произведения);

– аудиовизуальные произведения (кино- и видеофильмы и другие телепроизведения);

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.

Если произведение считается объектом авторского права, это значит что на него распространяется авторско-правовая охрана. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторское право возникает в силу факта создания произведения.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, открытия, факты, на произведения народного творчества (фольклор) и т.д.

[3]

Таким образом, чтобы на произведение распространялось авторское право, и чтобы у автора возникли авторские права в отношении такого произведения необходимо, чтобы произведение:

— было результатом творческого, умственного, интеллектуального труда;

— должно выражаться в объективной (материальной) форме. Объективная форма выражения может быть любая, но она должна быть доступна для восприятия другими людьми, иметь какую-то пространственную форму. Это может быть звукозапись, видеоролик, статья, книга, устное исполнение, изображение, скульптура и т.д.

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора, кроме случаев, специально указанных ГК РФ (свободное воспроизведение произведения в личных целях, в научных, учебных, в иных подобных целях). Выделяют 3 вида договоров:

— договор о предоставлении права использования произведения (лицензионный) – соглашение, по которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах и на определенный срок.

Его разновидностью является издательский лицензионный договор между автором и издателем, по которому на последнего возлагается обязанность издать произведение в сроки и в порядке, оговоренных в договоре. Как правило, такой договор заключается в устной форме.

— договор об отчуждении исключительного права на произведение, по которому автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное имущественное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

— договор авторского заказа – соглашение, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель, на котором воплощено произведение, передается заказчику в собственность.

Под нарушением авторских прав в литературе понимается в большинстве случаев как посягательство на принадлежащие автору авторские права либо противодействие автору в осуществлении принадлежащих ему авторских прав.

Так, если нарушаются личные неимущественные права автора (плагиат, выдача чужого произведения за свое и т.д.) их защита осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, а также путем публикации решения суда о допущенном нарушении.

Защита исключительных имущественных прав (когда произведения копируются, тиражируются, распространяются, используются без согласия автора) осуществляется, в частности, путем предъявления требования о возмещении убытков или выплате компенсации. Отличие между ними в том, что в возмещении убытков нужно доказать факт наличия убытков и их размер, а основанием взыскании компенсации с правонарушителя является факт нарушения авторского права. Т.е. автор не должен доказывать наличие и размер своих убытков, т.к. сам факт нарушения авторского права и так подразумевает причинение ему убытков.

Поэтому автор вместо взыскания убытков может потребовать от правонарушителя выплаты компенсации:

— либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда;

— либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— либо в двукратном размере стоимости права использования произведения.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  5. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
Субъекты авторских прав — характеристика и особенности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here