Стандарт осуществления закупочной деятельности — фас

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Стандарт осуществления закупочной деятельности — фас" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Стандарт осуществления закупочной деятельности

Федеральная антимонопольная служба России опубликовала Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (далее — Стандарт).

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, на которые распространяется действий Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Стандарт носит рекомендательный (методический) характер и может быть использован при утверждении положения о закупке.

С полным текстом Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц можно ознакомиться на сайте ФАС России (по этой ссылке).

15 лет опыта в вопросах правовой поддержки бизнеса, коммерческого и корпоративного права; судебная и консалтинговая практика

Стандарт закупочной деятельности для юрлиц

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Федеральная антимонопольная служба опубликовала стандарт закупочной деятельности для юридических лиц, подпадающих под действие закона N 223-ФЗ. Документ носит рекомендательный характер. Основным требованием стандарта является раскрытие правил закупок в положении юридических лиц о закупках. Таким образом, положение становится для заказчика своего рода внутренним законом, регулирующим весь механизм отбора поставщика и заключения контракта.

В том числе положение должно устанавливать проекты контрактов, которые будут заключаться по результатам закупочной деятельности. В настоящее время положения содержат слишком мало информации, и в итоге процедуры закупок в одной и той же компании значительно отличаются друг от друга.

Еще одна рекомендация стандарта — установить положением о закупках закрытый перечень закупочных процедур. При этом их число должно быть максимально сокращено, а сами процедуры приведены в соответствие с Гражданским кодексом и сложившейся практикой.

Новая программа, по словам главы Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Татьяны Демидовой, «имеет характер манифеста» и предваряет появление нового законопроекта о закупках, принятие которого ожидается осенью этого года. В соответствии с новыми правилами отбор победителей закупочных конкурсов будет вестись на независимой электронной площадке при максимальном раскрытии информации о всех правилах осуществления закупок. Аффилированные компании будут изобличаться и удаляться с конкурса, а малый и средний бизнес будет избавлен от многочисленных требований к участию. Предусмотрено сокращение разнообразных процедур к участникам закупки. Они будут приведены

в стандартную форму в рамках Гражданского кодекса. «Основной посыл стандарта заключается в максимальном раскрытии всей информации о всех правилах осуществления соответствующей закупки», — отметила Татьяна Демидова.

ФАС России разработан стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц

26.08.2015 15:08, Свердловская область , RegionFAS.ru:

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки,развитие конкуренции.

В 2014-2015 г. ФАС России провела анализ практики применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и пришла к выводу с целью недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, разработать настоящий стандарт.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

ФАС России рекомендует использовать данный документ всем юридическим лицам.

ФАС России разработало Стандарт закупочной деятельности для отдельных видов юридических лиц

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

ФАС России представило на своем официальном сайте Стандарт закупочной деятельности для заказчиков, действующих на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ разработан на основе анализа практики применения этого закона.

Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками.

Так, для процесса планирования закупки заказчикам рекомендовано установить единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки, а также обязанность внесения изменений в план закупки до размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе.Целесообразно также, по мнению ФАС России, публиковать сообщение о закупке не только на Портале закупок, но и на сайте самого заказчика. Кроме того, ведомство советует размещать наряду с информацией о закупке, обнародование которой обязательно по закону, дополнительные сведения: внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическую информацию о проведенных закупках.

В целях повышения эффективности закупочной деятельности и сокращения издержек ведомство предлагает заказчикам переходить к централизованным закупкам и разъясняет некоторые их нюансы (как определить место поставки товаров, как правильно осуществить консолидированную закупку сразу для нескольких заказчиков и нужно ли при этом учитывать ограничения антимонопольного законодательства т. д.).

Читайте так же:  Арест счета в банке судебными приставами - действия

В Стандарте содержатся также конкретные способы предотвращения конфликта интересов при осуществлении закупки и профилактики нарушений законодательства о защите конкуренции.

Отдельный раздел посвящен экономическим механизмам, применяемым в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок. К примеру, рекомендуется конкретизировать в положении о закупках случаи удержания представленного участником закупки обеспечения заявки, связанные с его недобросовестным поведением. Прописывать конкретные банки, которые могут предоставить участнику закупки обеспечение, напротив, не советуется.

Рекомендации даны и по регламентации закупочных процедур в целом (например, ФАС России полагает, что заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки, отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур), заключению контракта и оптимизации функций заказчиков.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, Стандарт направлен на единообразие применения законодательства, повышение открытости и прозрачности закупок, а также увеличение количества их участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стандарт закупочной деятельности

22.07.2015 09:07, Республика Адыгея, RegionFAS.ru:

В 2014-2015 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела анализ практики применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

По итогам проведенной работы антимонопольная служба разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности, который прошел обсуждение с представителями крупных заказчиков.

Документ включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, Стандарт направлен на единообразие применение 223-ФЗ, повышение открытости и прозрачности, увеличение количества участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стандарт осуществления закупочной деятельности (разработан ФАС России, опубликован 21.07.2015г.)

В 2014-2015 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела анализ практики применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).По итогам проведенной работы антимонопольная служба разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности, который прошел обсуждение с представителями крупных заказчиков. Документ включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Стандарт направлен на единообразие применение 223-ФЗ, повышение открытости и прозрачности, увеличение количества участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сентябрь — 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Актуальные запросы по 44-ФЗ

Актуальные запросы по 223-ФЗ

Электронное издание «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ»

Св. от 24.04.2015 ПИ № ФС77-61498,
Св. от 06.10.2015 ЭЛ № ФС 77-63218

ФАС России разработала Стандарт закупочной деятельности

21.07.2015 12:07, Республика Карелия, RegionFAS.ru:

В 2014-2015 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела анализ практики применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

По итогам проведенной работы антимонопольная служба разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности, который прошел обсуждение с представителями крупных заказчиков.

Документ включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, Стандарт направлен на единообразие применение 223-ФЗ, повышение открытости и прозрачности, увеличение количества участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, разработан настоящий Стандарт.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность субъектов, указанных в части 2 статьи 1 названного закона.

Кроме того, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для о.

Полный текст документа и приложения доступны после регистрации Вход Регистрация

ФАС России представлены предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц

Стандарт разработан с целью повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, увеличения количества участников закупки, развития конкуренции. Предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

В стандарте содержатся положения, касающиеся, в том числе:

планирования закупок товаров, работ, услуг;

обеспечения публичности, открытости закупочного процесса заказчика;

централизации закупочной деятельности заказчиков, осуществления консолидированных (совместных) закупок;

порядка заключения договора;

экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, и механизмов, направленных на оптимизацию функций заказчиков.

ФАС России разработала Стандарт закупочной деятельности для отдельных видов юридических лиц

ФАС России представила на своем официальном сайте Стандарт закупочной деятельности для заказчиков, действующих на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ разработан на основе анализа практики применения этого закона.

Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками.

[2]

Так, для процесса планирования закупки заказчикам рекомендовано установить единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки, а также обязанность внесения изменений в план закупки до размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе.Целесообразно также, по мнению ФАС России, публиковать сообщение о закупке не только на Портале закупок, но и на сайте самого заказчика. Кроме того, ведомство советует размещать наряду с информацией о закупке, обнародование которой обязательно по закону, дополнительные сведения: внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическую информацию о проведенных закупках.

Читайте так же:  Приказ о декретном отпуске - образец

В целях повышения эффективности закупочной деятельности и сокращения издержек ведомство предлагает заказчикам переходить к централизованным закупкам и разъясняет некоторые их нюансы (как определить место поставки товаров, как правильно осуществить консолидированную закупку сразу для нескольких заказчиков и нужно ли при этом учитывать ограничения антимонопольного законодательства т. д.).

В Стандарте содержатся также конкретные способы предотвращения конфликта интересов при осуществлении закупки и профилактики нарушений законодательства о защите конкуренции.

Отдельный раздел посвящен экономическим механизмам, применяемым в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок. К примеру, рекомендуется конкретизировать в положении о закупках случаи удержания представленного участником закупки обеспечения заявки, связанные с его недобросовестным поведением. Прописывать конкретные банки, которые могут предоставить участнику закупки обеспечение, напротив, не советуется.

[3]

Рекомендации даны и по регламентации закупочных процедур в целом (например, ФАС России полагает, что заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки, отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур), заключению контракта и оптимизации функций заказчиков.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, Стандарт направлен на единообразие применения законодательства, повышение открытости и прозрачности закупок, а также увеличение количества их участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, разработан настоящий Стандарт.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность субъектов, указанных в части 2 статьи 1 названного закона.

Кроме того, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для о.

Полный текст документа и приложения доступны после регистрации Вход Регистрация

Лабораторные новости

Письмо ФАС России об оптимизации госзакупок — централизация, совместные закупки, типовые техзадания, стандарты закупочной деятельности, расширение доступа к госзакупкам

ФАС России предложен ряд мер по оптимизации закупок в субъектах РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, предусматривается:

— установление в субъектах РФ единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок и требований к закупаемой продукции в документации о закупке, инструкции по заполнению заявки, техническом задании, проекте контракта, единой формы документации о закупке для всех закупок, осуществляемых уполномоченным органом;

— установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков, типовых контрактов;

— внедрение стандартов закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

— расширение доступа СМП к закупкам.

Реализация указанных мер, по мнению ФАС России, будет способствовать обеспечению прозрачности закупок, недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, увеличению доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, развитию конкуренции.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 5 июля 2018 г. N СП/51294-ПР/18

В ДОПОЛНЕНИЕ
К МАТЕРИАЛАМ, НАПРАВЛЕННЫМ ПИСЬМОМ
ОТ 09.06.2018 N ИА/42894/18

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)

Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ

Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):

  • согласование действий организатора закупки и участника (участников);
  • создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
  • нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
  • участие организатора торгов, заказчика или их работников.

Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.

Читайте так же:  Как происходит передача уголовного дела по подсудности

Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).

Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

В течение длительного времени обсуждалась возможность введения более строгих требований к закупкам, сближение с законом №44-ФЗ. ФАС предложены свои меры, о которых можно узнать из нашей статьи Стандарт осуществления закупочной деятельности – ФАС.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Дискриминация при установлении параметров закупки

Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Ограничивающими конкуренцию положениями считаются:

  • установление заказчиком требований, которые невозможно выполнить, например установление окончание срока приема заявок на участие в запросе предложений через 1 день после размещения извещения о проведении конкурентной процедуры (п. 8 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018, далее — Обзор);
  • избрание способа закупки, ведущего к ограничению круга потенциальных участников. Примером может служить отсутствие в положении о закупке критериев и случаев осуществления закупки у единственного поставщика, что позволяет заказчику без ограничений осуществлять выбор поставщика и устранять конкуренцию на рынке (п. 9 Обзора).
  • включение в закупочную документацию требований о поставке товара определенного товарного знака без достаточных оснований также является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора).
  • порядок закупки, создающий преимущество для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСНО (определение от 22.07.2015 № 303-КГ15-7460).
  • включение в 1 лот услуг, технологически между собой не связанных, оказываемых на разных удаленных территориях в разное время года (п. 9 Обзора практики, утв. ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Документацию следует обжаловать своевременно, до проведения торгов, поскольку нередко встречается довод о том, что участник не оспорил в установленном порядке документацию и принял участие в торгах на предложенных условиях (пример: постановление АС СЗО от 04.02.2016, дело № А56-22969/2015).

Обжалование в ФАС требований документации

Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.

Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:

  1. Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
  2. Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
  3. Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
  4. Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
  5. Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
  6. Неизмеряемые требования и т. д.

Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.

Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.

Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС

Общая характеристика Стандарта

С 01.01.2017 сфера применения закона №223-ФЗ ограничена: основная масса сделок государственным и муниципальных предприятий переведена под действие закона №44-ФЗ. Однако закон №223-ФЗ продолжает распространяться на госкорпорации, их дочерние структуры и ряд других юрлиц.

Стандарт осуществления закупочной деятельности, опубликованный ФАС в августе 2015 года (далее — Стандарт), — это общие рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), которые могут быть полезны, в том числе и государственным и муниципальным предприятиям, при совершении ими сделок, указанных в п.5 ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов или для исполнения контрактов, заключенных не в соответствии с законом №44-ФЗ).

Читайте так же:  Образец искового заявления по договору подряда

В некоторых случаях ФАС восполняются пробелы правового регулирования, выявленные на практике. Общее направление рекомендаций:

  • повышение конкурентности при закупках;
  • более подробная и открытая регламентация всей процедуры.

Можно сказать, что это направление сближения закупок по закону № 223-ФЗ с системой заключения контрактов, установленной законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Издание Стандарта во многом обусловлено проблемами эффективности закупок по закону №223-ФЗ (подробнее об этом – в нашем материале Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)),

Ниже мы рассмотрим основные предложения ФАС, адресованные организаторам закупок.

Рекомендации по регламентации и открытости закупочной деятельности

В отношении планирования закупочной деятельности рекомендовано следующее:

  1. При установлении сроков и порядка подготовки план закупки должен предусматривать внесение изменений до размещения извещения о проведении закупки.
  2. Описание предмета закупки необходимо определить в минимальном объеме, позволяющем оценить потребности заказчика (на практике нередко возникают споры, вытекающие из выставления заказчиком избыточных требований при описании предмета закупки). Подробные рекомендации содержатся в п. 4 раздела VII Стандарта.

Кроме того, ФАС предлагает ввести более подробную (с установлением сроков) регламентацию:

  • порядка заключения договора с победителем закупки в целях своевременного выявления уклонения от заключения договора;
  • порядка заключения договора со следующим участником в случае уклонения или отказа победителя торгов от заключения договора.

В целях большей открытости и доступности информации о закупочной деятельности ФАС предлагает:

  • размещать информацию как можно шире, не только в Единой информационной системе (ЕИС), но и на сайте заказчика, а также на других сайтах;
  • публиковать не только необходимый минимум документов, но и дополнительную информацию (локальные нормативные акты, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистику).

Предложение по централизации закупочной деятельности

Антимонопольная служба предлагает 2 варианта централизации закупочной деятельности:

  1. Передачу функции проведения закупочных процедур для нескольких лиц одному уполномоченному лицу (в крупных структурах — подразделению). При этом могут быть переданы полномочия:
    • по размещению информации и проведению процедуры закупки в целях определения победителя;
    • по проведению полного цикла закупки, включая заключение договора.
  2. Проведение консолидированных закупок в соответствии с соглашением нескольких лиц, определяющим соответствующий порядок.

Документы, регламентирующие взаимодействие и передачу полномочий, должны быть опубликованы заблаговременно.

Поручение проведения процедур отдельным лицам, по мнению ФАС, будет способствовать повышению профессионализма в этой сфере.

Создание условий для конкуренции

В целях предотвращения антиконкурентных действий ФАС предлагает организаторам закупки:

  1. Устанавливать в локальных нормативных актах запрет на взаимодействие и передачу информации о ходе закупки, поступивших предложениях, принятых решениях кому-либо из участников (за исключением сведений, подлежащих открытому размещению).
  2. Принимать меры по предотвращению конфликта интересов путем:
    • обязания сотрудников заказчика заявлять о таком конфликте (т. е. о наличии каких-либо личных связей с экспертами, участниками);
    • включения в требования к участникам закупки декларации об отсутствии конфликта интересов.
  3. Обеспечивать независимость оператора электронной площадки от заказчика.

Предотвращение злоупотреблений со стороны участников закупки

В этой сфере с учетом обширной правоприменительной практики ФАС предлагает применять следующие меры:

  1. Установление обеспечения заявки на участие в закупке (как правило, это задаток или независимая гарантия). При этом должны быть регламентированы:
    • размер обеспечения (сопоставимый с предметом закупки и максимальной ценой);
    • форма обеспечения (без ограничения конкуренции, в том числе в сфере банковских услуг, — имеется в виду установление перечня банков, которыми может быть предоставлена гарантия);
    • условия его предоставления, возврата и удержания (случаи и порядок удержания);
    • срок (разумный, не превышающий срок проведения закупки).
  2. Введение обеспечения исполнения обязательств по заключенному договору. Здесь применимы все рекомендации, указанные для обеспечения заявки. Также нужно учитывать, что:
    • Можно конкретизировать требование о надежности обеспечения (уровень рейтинга банка, присутствие на рынке в течение определенного числа лет и т. д.). Но если требованию будет соответствовать, например, только один банк или оно не является разумно обоснованным (не подтверждает надежность), то оно может быть признано антиконкурентным.
    • Разумным будет считаться срок обеспечения, включающий гарантийный срок по договору.
  3. Повышение разработанности условий договоров в части порядка приемки исполнения, а также случаев и порядка взыскания неустойки.

Рекомендации, данные в последнем абзаце п. 2 раздела VI Стандарта касательно уменьшения размера обеспечения, замены одного обеспечения другим, на наш взгляд, не являются универсальными.

Сближение с законом № 44-ФЗ

Применение закона № 223-ФЗ показало, что свобода в установлении способов и порядка закупки чревата высоким уровнем антиконкурентных действий на всех этапах закупки, в отличие от контрактов, заключаемых по более жестким требованиям закона № 44-ФЗ.

В тексте Стандарта можно отметить следующие явные отсылки к закону № 44-ФЗ:

  1. Предложение о введении антидемпинговых мер при заключении договоров (аналогия со ст. 37 закона № 44-ФЗ) — п. 4 раздела VI Стандарта.
  2. Рекомендация об использовании методов, утвержденных приказом МЭР от 02.10.2013 № 567, в соответствии с законом № 44-ФЗ, для установления методики расчета начальной цены договора — п. 1 раздела VII Стандарта.
  3. Рекомендации об установлении балльной системы оценки соответствия установленным критериям заявок участников (можно сравнить с системой, установленной на основе постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085) — п. 5 раздела VII Стандарта.

Ограничение неконкурентных способов закупки

Основным объектом критики в законе № 223-ФЗ является предоставляемая им свобода усмотрения заказчику в вопросе выбора способа закупки. ФАС предложила заказчикам устанавливать:

Читайте так же:  Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия

  • исчерпывающий перечень закупок;
  • критерии выбора заказчиком способа закупки;
  • требование о наличии обязательного обоснования необходимости заключения договора с единственным поставщиком;
  • корректные требования к участникам закупки и порядок оценки заявок.

При этом критерии выбора и соответствие им способов закупки предложены антимонопольным органом:

  1. При наличии функционирующего рынка и возможности сравнения по ценам — аукцион.
  2. При закупке технически сложных объектов или заказе сложных работ с предъявлением особых требований к качеству — конкурс.
  3. Для обеспечения неотложных нужд, при небольшой сумме договора — запрос предложений (котировок).

Конкурентные способы закупки относятся к числу настоятельно рекомендованных ФАС.

Таким образом, Стандарт ФАС, несмотря на отсутствие в нем обязательных к применению норм, задает направление развития практики закупочной деятельности в сторону повышения открытости и гласности закупочных процедур, обеспечения конкуренции при определении победителя закупки в максимальном числе случаев, устранения нерыночных механизмов ценообразования при закупке.

Предложения ФАС по оптимизации закупочной деятельности в субъектах Российской Федерации

СПРАВКА
по оптимизации закупочной деятельности в субъектах РФ
Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по развитию конкуренции, а также в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, утверждённых Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, которыми предусмотрено, в том числе обеспечение прозрачности закупок, обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации конкуренции, ФАС России предлагает следующие меры по оптимизации закупок в субъектах Российской Федерации.

Читать первоисточник: Тендеры.ру (30.09.2018)

ФАС опубликовала стандарт осуществления закупочной деятельности по 223-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба опубликовала стандарт закупочной деятельности для юридических лиц, подпадающих под действие 223-ФЗ. Документ можно скачать на сайте ФАС по ссылке.

Напомним, стандарт носит рекомендательный характер. Основным требованием стандарта является раскрытие правил закупок в положении юридических лиц о закупках. Таким образом, положение становится для заказчика своего рода внутренним законом, регулирующим весь механизм отбора поставщика и заключения контракта.

В том числе, положение должно устанавливать проекты контрактов, которые будут заключаться по результатам закупочной деятельности. В настоящее время, обращают внимание в ФАС, положения содержат слишком мало информации, и в итоге процедуры закупок в одной и той же компании значительно отличаются друг от друга.

[1]

Еще одна рекомендация стандарта — установить положением о закупках закрытый перечень закупочных процедур. При этом их число должно быть максимально сокращено, а сами процедуры приведены в соответствие с Гражданским кодексом и сложившейся практикой.

Кроме прочего, ФАС призывает субъекты федерации принять законодательство о закупках региональных унитарных предприятий, учитывающее требования стандарта.

Рекомендуем посмотреть

«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

Выставки, форумы, конференции

Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

Финансовый контроль

Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

Школа государственного и муниципального управления «МЕТОД»

Журнал «Метод» будет выходить совместно с журналом «Бюджет»

Вышел в свет юбилейный номер журнала «Бюджет»

Государство

Перечень поручений по итогам «Прямой линии с Президентом»

Внедрение Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц

Министерство конкурентной политики области в связи с запросом Федеральной антимонопольной службы России от 06.08.2015 № АЦ/40288/15 направляет Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц и просит руководителей органов исполнительной власти Калужской области и глав муниципальных образований Калужской области обеспечить применение указанного Стандарта следующими подведомственными заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

  • подведомственные бюджетные и автономные учреждения;
  • подведомственные унитарные предприятия;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Калужской области или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше автономным учреждениям, унитарным предприятиям или хозяйственным обществам;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам.
Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Просим в срок до 1 декабря 2015 года направить в адрес министерства конкурентной политики области информацию о результатах применения Стандарта по следующим вопросам: приведение положения о закупке заказчиков в соответствие со Стандартом; размещение информации о закупочной деятельности на сайте заказчиков; осуществление централизованных или совместных закупок заказчиками, а также иных применяемых на практике положениях Стандарта.

Источники


  1. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
Стандарт осуществления закупочной деятельности — фас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here