Срок проведения камеральной налоговой проверки

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Срок проведения камеральной налоговой проверки" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Как проводится камеральная проверка

Автор: admin · Опубликовано 28/03/2018 · Обновлено 16/11/2018

Камеральная налоговая проверка сроки и порядок проведения

О сроках проведения камеральной проверки мы уже говорили ранее. Ознакомиться можно здесь

В этой статье мы ответим на вопрос: камеральная проверка что это? И расскажем о порядке проведения камералки.

Итак, камеральная проверка что это? И в чем она заключается?

Камеральная проверка — это обязательная ежеквартальная налоговая проверка.

Камеральная проверка заключается в:

  • арифметической проверке расчетов в декларациях (для выявления математических ошибок)
  • сравнение показателей с декларациями за прошедшие периоды
  • сравнение показателей в одном периоде по разным налогам
  • сравнение показателей с бухгалтерской отчетностью

Сначала камеральная проверка проходит в автоматическом режиме.

Все данные деклараций и отчетности организации (или предпринимателя) вводятся в базу данных, где и проводится сверка показателей в автоматическом режиме.

Камеральную налоговую проверку проходят все без исключения декларации и расчеты, сданные организациями и предпринимателями в налоговую инспекцию. Налоговые агенты не исключение.

В случае, когда программа ФНС не находит ошибок, т. е. вся необходимая отчетность сдана, арифметические подсчеты верны, данные в разных декларациях не противоречат друг другу, то камеральная налоговая проверка считается успешно пройденной.

Для того, чтобы у сотрудников налоговой службы не возникло в Вам лишних вопросов, советуем при формировании налоговой отчетности в бухгалтерской программе воспользоваться опцией по проверке контрольных соотношений.

Если найдены ошибки…

В этом случае сотрудники налоговой инспекции могут вызвать Вас в инспекцию для дачи пояснений.

Произойти это может в следующих случаях:

  • если при проверке декларации обнаружены ошибки или несоответствия с данными, имеющимися в распоряжении налоговой инспекции
  • если подана корректирующая (уточненная) декларация, в которой сумма налога уменьшена относительно первичной декларации
  • если в декларации заявлен налог к возмещению из бюджета

В этих случаях высылается требование о предоставлении пояснений. Требование может быть направлено одним и ниже перечисленных способов:

  • лично
  • почтой России
  • в электронном виде, если отчетность Вами сдается электронно.

В случае, если требование получено Вами электронно, в течение 6 дней Вы обязаны отправить в налоговую квитанцию о приеме. В противном случае через 10 дней вы рискуете остаться с заблокированным расчетным счетом.

Что нужно сделать, чтобы камеральная проверка была успешно пройдена.

Итак, если Вы всё же получили требование о даче пояснений в связи с проведением камеральной налоговой проверки, то у Вас есть 5 дней, для того чтобы:

  • Подать (корректирующую) уточненную налоговую декларацию, в которой будут устранены выявленные налоговиками ошибки. Кстати, в требовании ошибки будут подробно описаны. И еще, если в уточненной декларации сумма налога — к доплате, не забудьте оплатить налог в бюджет прежде, чем подадите уточненку или одновременно. Иначе получите штраф.
  • Предоставить пояснения, к которым можете приложить любые документы, которые посчитаете нужными. Пояснения могут быть представлены Вами в произвольной форме.

В любом из этих случаев камеральная налоговая проверка будет проведена еще раз.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что если подобные требования налоговых органов оставить вовсе без внимания, то в ближайшее время можно остаться с заблокированным счетом. Кстати, разблокировать счет в этом случае будет не так-то просто.

При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Максимальный период проверки по закону

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 указал на целесообразность определения сроков осуществления ревизий для установления равенства между интересами участников налоговых отношений.

Существует 2 вида налоговых проверок, для каждого из которых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК) установлены свои периоды реализации:

  1. Камеральная.
    Общее время проведения — 3 месяца. Начинает течь с момент представления декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК).

Важно! С 03.09.2018 при камеральной проверке деклараций по НДС срок сокращается до 2 месяцев, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

  1. Выездная.
    Общее время проведения — 2 месяца. Начинает течь с момента принятия решения о ее назначении и до оформления справки об окончании (п. 6 ст. 89 НК).

Несмотря на четкую регламентацию времени проведения контролирующих мероприятий нормами закона, рассчитать на практике максимальный срок налоговой проверки непросто. У каждой разновидности есть свои нюансы, которые мы подробно разберем далее.

Сколько может длиться ревизия

При расчете, сколько может длиться налоговая проверка, необходимо учитывать следующее:

  1. Камеральная.
    Важно верно определить день ее начала. Причем необязательно, что налоговая фактически приступит к ревизии в день, являющийся официальной датой ее начала (письмо Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52). В любом случае окончание процесса должно быть ровно через 3 месяца с момента подачи отчетности, в том числе при проверке деклараций по НДС с найденными нарушениями.
    Закон не дает возможности приостановления или продления периода проверки при таком виде контроля.
  2. Выездная.
    Процесс выездной ревизии может быть приостановлен (п. 9 ст. 89 НК). Такое возможно неоднократно, за некоторым исключением (подробнее ниже, в разделе «Приостановление выездной проверки»), однако максимальный срок приостановления не должен превышать 6 месяцев.

Допустимо продление контролирующих мероприятий до 4 или в особых случаях до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Увеличение срока проведения налоговой проверки может производиться несколько раз (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Не возбраняется применение процедур приостановления и продления в отношении одной проверки (письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27).

Из обозначенных правил имеются исключения:

  • Период проверки филиала или представительства, составляющий 1 месяц, не может быть продлен или приостановлен (п. 7 ст. 89 НК).
  • Увеличить срок ревизии в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, составляющий не более 2 месяцев (п. 5 ст. 89.1 НК), допустимо на количество месяцев, равное числу участников группы. Однако общий период не должен превышать 1 год.

Начало и окончание камеральной проверки налоговой инспекции

Самым главным при расчете сроков проведения налоговой проверки является определение даты начала ее периода. Согласно п. 4 ст. 80 НК день подачи отчетности зависит от способа подачи:

  • почтой — день направления документов;
  • нарочно непосредственно в налоговую инспекцию — день фактической передачи;
  • через телекоммуникационные каналы связи — день отправки декларации или расчета.

И если в последних 2 случаях день представления совпадает с днем начала ревизии, то в первом согласно письму Минфина России от 24.12.2012 № 03-02-08/111 определяющим моментом будет дата получения отчетности налоговым органом. В случае представления уточненной отчетности все действия в отношении первоначальной отчетности налоговым органом прекращаются, проверка проводится только по уточненной согласно дню ее подачи.

Сколько может длиться налоговая проверка, определяется так: если отчетность подана 15 марта, последним днем будет 15 июня. При этом нужно учитывать следующие правила:

  • когда в последнем месяце соответствующее число отсутствует, днем окончания будет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК);
  • когда последний день приходится на выходной, датой окончания считается первый ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).

Следует принимать во внимание, что оформление акта и решения налоговым органом, если выявлены нарушения, производится после окончания срока проверки налоговой инспекцией.

Подробно вопросу продолжительности камеральной проверки посвящена статья Срок проведения камеральной налоговой проверки.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование споров - особенности процедуры

Приостановление выездной проверки

Объявление временного перерыва в процессе выездной ревизии возможно в случаях:

  1. Запроса документации, имеющей отношение к контролируемому налогоплательщику, у его контрагентов или третьих лиц.
    Перерыв может быть объявлен не более 1 раза в отношении каждого адресата, у которого запрашиваются сведения.
  2. Ожидания получения данных от зарубежных госорганов.
    Если по истечении 6 месяцев с даты постановления информация не получена, перерыв может быть продлен на 3 месяца. Итого максимальный срок проверки может составить 12 месяцев.
  3. Осуществления экспертизы.
  4. Необходимости перевода документации на русский язык.

Приостановление и возобновление ревизии оформляется соответствующим актом уполномоченного лица налогового органа, проводящего проверку.

Последствиями объявления перерыва являются:

  • прекращение действий инспекции по запросу документации у налогоплательщика;
  • возвращение владельцу всех оригиналов переданной ранее документации (за исключением добытых путем выемки);
  • прекращение действий инспекторов в помещениях налогоплательщика.

Продление выездной проверки

Перечень причин, позволяющих увеличить период проведения ревизии, является открытым (п. 2 приложения 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Они, в частности, таковы:

  • объект контроля подпадает под категорию крупнейших;
  • в процессе проведения ревизии поступают требующие дополнительного изучения сведения о несоблюдении объектом контроля требований налогового законодательства;
  • в месте проведения ревизии возникают форс-мажорные обстоятельства;
  • объект проверки имеет в своем составе обособленные подразделения;
  • налогоплательщик не соблюдает сроки передачи требуемой документации.

Следует отметить, что максимальное увеличение возможно только в исключительных случаях и происходит это с учетом реальных обстоятельств сложившейся ситуации (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О).

Для пролонгации периода ревизии проверяющий орган должен обратиться в вышестоящую инстанцию с соответствующим запросом, включающим обоснование своей просьбы.

Нарушение сроков

Согласно п. 14 ст. 101 НК основанием для отмены решения, принятого по результатам ревизии, будет нарушение со стороны налоговых органов положений законодательства в процессе рассмотрения материалов дела. В качестве явных нарушений можно назвать непредоставление налогоплательщику права участвовать в рассмотрении таких материалов. Другие обстоятельства могут повлиять на отмену акта, принятого налоговым органом, только в случае, если они привели или могли привести к вынесению незаконного решения.

ВАЖНО! Нарушение периода проведения процедуры само по себе не относится к достаточным основаниям для отмены решения налогового органа, принятого по результатам контролирующих мероприятий.

На это прямо указывают суды (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2012 по делу № А10-4219/2011). Такое нарушение может сыграть роль в аннулировании решения в совокупности с другими обстоятельствами (например, постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Однако следует отметить, что существуют судебные акты, где основанием для отмены решения налоговой служит только факт значительного превышения срока ревизии (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу № А05-2601/2010).

На нарушение периода проведения проверки можно пожаловаться в прокуратуру. Прокурор вправе потребовать от налоговой завершения контролирующих мероприятий (ст. 6, 21, 22, 24 закона № 2202-I).

Сроки проверки налоговой инспекции регламентированы нормами законодательства: камеральная — 3 месяца, выездная — 2 месяца. Сроки камеральной проверки деклараций по НДС с 03.09.2018 сокращены до 2 месяцев, однако могут быть продлены до 3 в случае выявление признаков нарушений. При камеральной проверке необходимо верно определить дату ее отсчета. Она может отличаться от дня фактического начала мероприятий, а также зависит от способа подачи отчетности. При выездной следует иметь в виду возможность ее приостановления и продления. При этом в любом случае предельный срок не может составить более 1 года. Исключением из общих правил являются филиалы (представительства) и консолидированные группы налогоплательщиков — для них законом предусмотрены индивидуальные правила. Факт окончания ревизии за пределами определенных законом сроков не является безапелляционным основанием для аннулирования акта, принятого по результатам контролирующих мероприятий, но может стать одним из аргументов в соответствующем судебном споре.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Срок камеральной налоговой проверки

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

Подача уточненки во время проверки

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации

Автор: admin · Опубликовано 28/03/2018 · Обновлено 16/11/2018

На проведение камеральной налоговой проверки налоговым органам отводится 3 месяца, и отсчитывается этот срок с момента представления вами декларации в ИФНС.

Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации не могут быть изменены не при каких обстоятельствах.

Так, если декларация сдана в налоговую вами 20 января, то камеральная проверка закончится не позднее 20 апреля. Все проверочные мероприятия, такие как истребование у налогоплательщика дополнительных документов либо объяснений так же должны быть проведены в течение этих 3 месяцев.

От того, каким образом декларация была представлена вами в налоговый орган будет зависеть дата представления отчетности.

  • Декларация представлена в ИФНС лично либо через представителя по доверенности. В этом случае датой представления будет считаться дата фактической сдачи. О чем на титульном листе вашего экземпляра отчетности будет стоять отметка.
  • Декларация отправлена почтой России, обязательно с описью вложения! Иначе, при необходимости, вы не сможете доказать факт сдачи декларации в налоговую инспекцию.

В этом случае дата представления декларации — день отправления ее по почта, а дата начата проведения камеральной проверки — это дата получения вашей отчетности налоговым органом, и 3-х месячный срок начнет отсчитываться именно с даты получения налоговиками вашей декларации.

  • Если отчетность отправлена вами в электронном виде, то дата отправки отмечена на квитанции о приеме.

Датой же окончания проверки может считаться либо последний день трех-месячного срока, либо досрочно, в любой день. Хотим отметить, что по итогам камеральной проверки акты и решения составляются для внутреннего пользования, т.е. если проверка прошла успешно, то на руки налогоплательщик ничего не получит. Если в ходе проверки нарушения все же выявлены, то акт проверки вы получите.

Читайте так же:  Коллегия адвокатов - понятие и цели деятельности

В случае, если в ходе проверки, вами была подана корректирующая декларация (уточненка), то по ней начинается новая проверка, а проверка по предыдущей декларации останавливается. Сроки проведения камералки начинаются с даты представления уточненной декларации.

Хочется повторить, что таким налоговым проверкам подвергаются все декларации абсолютно всех налогоплательщиков, и юридических лиц, и предпринимателей.

Вместе с тем, хотим заметить, что не стоит оставлять без внимания ошибки в декларациях, требования пояснений и выявленные налоговиками нарушения. Ведь итоги камеральной проверки влияют на решение о внесении вашей организации в план проведения выездной проверки. А это уже совсем другая история…

При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

[1]

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

Видео (кликните для воспроизведения).

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Нарушение срока камеральной проверки

Даниил Копаев, старший консультант департамента налогового
и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете» (14.05.2009)

Зачастую на практике, налоговые органы выходят за пределы времени, установленного для проведения камеральной проверки. В данной статье мы рассмотрим последствия таких нарушений.

Отметим, что с 01 января 2009 г. уточнен, момент, с которого отсчитывается срок проведения камеральной проверки. Теперь она проводится в течение трех месяцев со дня предоставления только декларации, а не со дня предоставления декларации и всех документов как это было ранее.

Какие же последствия наступают при нарушении указанного срока? Так, в соответствии в пунктом 9 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 г. № 71 проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней. Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Так, при взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества организации. Причем, по мнению судей, данный срок является пресекательным.

Отметим, что само по себе, рассматриваемое Информационное письмо несколько устарело, хотя и по прежнему действует. Так судьи отмечают следующий порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога, который не может быть пропущен:

Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки (в пределах трех месяцев).

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Срок на обращение в суд надлежит исчислять по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования.

Читайте так же:  Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

В настоящее время произошли некоторые изменения, их мы рассмотрим подробнее и подсчитаем реальный срок в течение которого может быть взыскан налог по результатам проведения камеральной проверки. В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Исходя из пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Кроме того, организация вправе предоставить письменные возражения по акту проверки. Сделать это нужно в течение 15 дней с даты его получения. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ по акту и представленным письменным возражениям налогоплательщика руководителем налогового органа должно быть вынесено решение по результатам рассмотрения налоговой проверки в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.

Далее, в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. А решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (пункт 9 статьи 101 НК РФ). Кроме того, согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Исходя из изложенного, налог не подлежит взысканию по результатам проведения камеральной проверки, если с даты начала ее проведения (даты предоставления декларации) прошло – 9 мес. и 75 дн.(3 мес. + 10 дн. + 5 дн. + 15 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 5 дн. + 10 дн. + 6 мес.).

[2]

Более того, нарушение срока камеральной проверки может привести налоговые органы и к другим негативным последствиям. Так проведение камеральной проверки за пределами, установленными пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ ни что иное как нарушение налогового законодательства. При этом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах. А должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 1 статьи 33 НК РФ).

А за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 3 статьи 35 НК РФ). Т.е. данные лица могут быть привлечены и к административной ответственности.

К тому же пунктом 2 статьи 22 НК РФ на должностных лиц налоговых органов также возложена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), предусмотренная федеральными законами.

Исходя из статьи 12 Закона от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, если же нарушение срока камеральной проверки привело к убыткам (например, в результате нарушения данного срока произошла задержка в возмещении налога, что привело к неблагоприятным последствиям) то, налоговые органы можно привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сколько длится камеральная проверка налоговой декларации по налоговому вычету

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Каков момент начала срока проведения камеральной проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

[3]

Сколько составляет продолжительность камеральной налоговой проверки

По общему правилу, каков срок проведения камеральной налоговой проверки, определяется наступлением наиболее раннего из следующих обстоятельств:

  • истечением 3-месячного срока с поступления первоначальной или уточненной декларации;
  • фактическим завершением в соответствии с датой, проставленной в акте налоговой проверки.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10 указано, что проверка должна быть завершена в пределах установленного 3-месячного срока.

Важно! С 03.09.2018 при проверке деклараций по НДС срок проверки составляет 2 месяца, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Читайте так же:  Место и время исполнения обязательств

При отсутствии нарушений она завершается без составления итогового документа, о ее результате проверяемому лицу не сообщается. Акт подлежит составлению только при обнаружении факта налогового нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). На это отводится 10 дней после окончания проверки.

В целях изыскания дополнительных доказательств обнаруженного налогового нарушения руководитель налогового органа или его заместитель может назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ). Принятие подобных решений не означает продления срока проверки (постановление 15-го ААС от 02.02.2015 № 15АП-23495/14). Однако на этот срок откладывается принятие решения по ее результатам, которое выносится после выполнения дополнительных мероприятий и таких действий, как направление акта налогоплательщику, представление им возражений.

Есть ли последствия нарушения срока проведения проверки

Вопрос о том, возможна ли отмена решения на основании превышения установленной продолжительности проверочных мероприятий, был разрешен так: 3-месячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и его окончание не может воспрепятствовать выявлению налогового нарушения (п. 9 Обзора практики разрешения…, утв. инф. письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Завершение проверки не фиксируется определенным образом, справка по итогам проверки не составляется. Даты ее начала и окончания указываются в акте. Таким образом, в случае обнаружения нарушений к 3 месяцам прибавляется 10 дней для составления акта и 5 дней для его вручения.

Нарушение этих сроков не влечет отмену решения, принятого по итогам проверочных мероприятий, поскольку 3-месячный срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный, последствия его пропуска в НК РФ отсутствуют (постановление АС ПО от 23.06.2016 по делу № А06-9110/2015).

Итак, камеральная проверка должна быть завершена через 3 месяца после поступления декларации в налоговый орган. Этот срок продлению не подлежит. Однако при обнаружении нарушений может быть дан месячный срок на проведение дополнительных контрольных мероприятий. Ко всем этим срокам прибавляется 10-дневный срок для составления акта и 5-дневный для направления документов проверяемому лицу. Для проверки деклараций по НДС данный срок с 03.09.2018 составляет – 2 месяца и может быть продлен до 3-х при выявлении нарушений.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Заявление о возврате налога образца

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

Видео (кликните для воспроизведения).

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Источники


  1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  3. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  4. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Срок проведения камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here