Соут (специальная оценка условий труда) — что это такое

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Соут (специальная оценка условий труда) — что это такое" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
    • Статья 3. Специальная оценка условий труда
    • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)
    • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
    • Статья 14. Классификация условий труда
    • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
    • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
    • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст.ст. 19 — 24)
    • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 28)
    • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 27. Переходные положения
    • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Читайте так же:  Штраф за неуплату налогов юридическим лицом

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

[2]

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Читайте так же:  Классификация рецидива преступлений - его виды

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

[1]

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Читайте так же:  Инвестиционный фонд - что это за учреждение

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Специальная оценка рабочих мест или что такое СОУТ

В статье дано определение СОУТ, ее задачи, правила проведения, описаны последствия нарушений за порядок проведения проверки.

Главная задача компании или организации — организация безопасного производства. Государство предлагает действенный инструмент, помогающий оценить условия труда. Специальная оценка рабочих мест, или СОУТ — регламентированная законом процедура, помогающая определить безопасность рабочих мест для работников.

Что такое СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — что это такое? Комплекс процедур, их последовательное проведение определяет уровень опасности на рабочем месте. Спецоценка рабочих мест помогает установить силу влияния негативных факторов на организм сотрудников и определить, насколько они отличаются от норм, дает оценку надежности средств защиты.

С какой целью проводится СОУТ?

Несмотря на дополнительные расходы и проблемы, у этого процесса больше позитивных сторон, чем негативных. Руководство компании (организации) получает:

  • достоверную информацию для разработки плана мероприятий по их улучшению;
  • материалы для информирования работников о факторах риска для здоровья;
  • основания для проведения предварительных и регулярных медосмотров;
  • базу для определения размера надбавок;
  • расчет возможных расходов на организацию охраны труда.

Правовые основы

Распространяется действие закона практически на все компании, предприятия, ИП. Регулируется этот процесс законом №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он регламентирует все аспекты этого процесса, в том числе как должна проходить сертификация рабочих мест, оценка условий труда, кто обязан ее проводить. Рекомендуем изучить этот закон, чтобы не ошибиться с выбором подрядчика и понимать, какие документы нужно получить и что с ними предстоит делать дальше.

Кому необходимо проводить СОУТ

Все российские работодатели обязаны проводить СОУТ. Спецоценка условий труда проводится раз в 5 лет. Приятное исключение — если до принятия закона вы провели аттестацию по старым правилам, она будет действительна на протяжении пяти следующих лет. Часто есть вопрос: СОУТ — что это? И необходимо ли его проводить, например, для офисных сотрудников? Ответ утвердительный, но есть и исключения.

Кто не обязан проводить оценку рабочих мест?

Кому не надо проходить СОУТ, определяет ст. 3 и 4 действующего закона. Избавлены от такой необходимости надомные работники и дистанционные сотрудники, заключившие официально договор с физическим лицом, не ИП.

Также не нужно это для вакантных должностей, но после принятия нового сотрудника или в случае организации временных рабочих мест требуется обязательно пройти внеплановую оценку.

[3]

Проведение спецоценки

Что такое СОУТ, мы выяснили. Это нужный и полезный инструмент, позволяющий понять ситуацию с безопасностью рабочих мест и производства в целом. Но руководителей предприятий и владельцев бизнеса волнует сложность организации этого процесса. Ошибки могут дорого обойтись: штрафные санкции предусмотрены серьезные.

Начинается все с создания комиссии. Ее задача — утвердить список рабочих мест, которые подлежат проверке. Также необходимо разработать график проведения работ. Следующий шаг — поиски компании-подрядчика для выполнения работ.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Законодательно определено, что спецоценку условий труда разрешено делать экспертам, закончившим специальное обучение и получившим сертификат. Перед началом работы заключается договор.

Порядок проведения спецоценки

Проведение СОУТ начинается с осмотра рабочих мест, изучения возможных опасных факторов. Действия эксперта на следующем этапе зависят от полученных результатов. Если ничего подозрительного не найдено, эксперт оформляет заключение. Это основание для оформления декларации соответствия условий труда в ТО Роструда по месту регистрации юридического лица. При обнаружении неблагоприятных факторов эксперт обязан тщательно все изучить с использованием специальных инструментов и приборов. Полученные сведения помогут в присвоении соответствующих классов вредности.

Сроки проведения

Сроки проведения СОУТ установлены в ФЗ-426. Проверка рабочих мест проводится один раз в 5 лет. Если рабочее место было недавно создано, руководство предприятия обязано провести оценку условий труда на протяжении полугода. Это же касается и вакантных мест, куда был вновь принят сотрудник.

Но есть и приятный момент. Если проверка пройдена и на протяжении 5 лет не было случаев болезней, связанных с профессией, несчастных случаев, действие декларации автоматически продлевается еще на один срок.

Документация

После проведения экспертной оценки условий труда специалист составляет отчет, который включает документы, подтверждающие результаты. В него входят:

  • уставные документы по предприятию;
  • перечень рабочих мест. По каждому из них указываются обнаруженные негативные факторы;
  • детальное описание проведенных исследований;
  • список мероприятий, которые потребуется провести;
  • документы с информацией о присвоенном классе условий труда для рабочего места.

Правовые последствия

Если недостатков не обнаружено, для работодателя ничего не меняется. Иначе обстоят дела, если рабочему месту присвоен 3 или 4 класс вредности. В этом случае работодатель обязан внести изменения в оплату труда, установить надбавки за вредность, предоставлять дополнительные отпуска, обеспечить усиленное питание, организовать регулярное прохождение медосмотра.

Санкции за нарушение порядка проведения СОУТ

Санкции устанавливаются ТК РФ и применяются к должностным лицам, ответственным за это и к предприятию в целом. Если нарушения обнаружены впервые, штраф за отсутствие СОУТ для ИП и ответственных лиц составляют 5000–10 000 рублей, но при повторном обнаружении нарушений он возрастает до 30 000–40 000 рублей или может быть применен запрет на работу на срок от 1 до 3 лет.

Наказание предприятий более серьезное, и при еще одном нарушении возможны последствия. Для юридического лица первое нарушение будет «стоить» еще больше — от 60 000 до 80 000 рублей, повторное — 100 000–200 000 рублей или, что еще хуже, в качестве наказания может использоваться приостановка деятельности на 3 месяца.

Читайте так же:  Составление иска о защите чести и достоинства - образец

Как и какими организациями осуществляется проведение СОУТ?

Каждый работодатель понимает, что должен обеспечить своим работникам соответствующие условия. И это не добровольное начинание, а требование закона. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ).

Подготовка и порядок проведения СОУТ

Нормативные акты нередко изменяются и дополняются, и положения о СОУТ — не исключение. Так, 1 мая 2016 года были внесены изменения в основополагающий Закон о специальной оценке условий труда. Данная редакция:

  • устанавливает 12-месячный срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда при организации новых рабочих мест, замене оборудования или изменении технологий. В остальных случаях он составляет не более 6 месяцев;
  • обязывает работодателя предоставлять организации, проводящей СОУТ, предложения работников по выявлению опасных производственных факторов, а также дает работнику право напрямую обращаться к организации, проводящей оценку, с предложениями по идентификации таких факторов;
  • обязывает работодателя сообщать оценивавшей условия труда компании об утверждении отчета о проведении СОУТ;
  • расширяет номенклатуру рабочих мест, подлежащих декларированию;
  • уточняет диспозитивный характер нормы о проведении оценки эффективности применяемых средств индивидуальной защиты;
  • уточняет номенклатуру сведений, передаваемых в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Позднее в Закон также вносились некоторые изменения, но они носили исключительно технический характер.

Что касается базовых положений специальной оценки условий труда, то они остались неизменными. Так, проведение СОУТ, как и раньше, делится на несколько этапов:

1. Подготовка

Работодатель создает комиссию по СОУТ, комиссия, в свою очередь, утверждает список рабочих мест, на которых будет проводиться проверка, а также график проведения СОУТ. Затем работодатель заключает договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку, и предоставляет ей необходимые сведения о рабочих местах.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Осуществляется сертифицированным экспертом из проводящей СОУТ организации. Если по результатам идентификации вредные или опасные факторы на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подаётся в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Исследования и измерения вредных и опасных факторов

Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации, проводящей СОУТ, необходимо провести их оценку и инструментальные измерения. По результатам испытаний осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда.

4. Заключение

Организация, которая проводит СОУТ, предоставляет работодателю полный отчет, который включает:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае ее проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Полезная информация

В общем случае измерения в рамках СОУТ проводятся на всех рабочих местах, подлежащих спецоценке, на которых идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы. Однако если эти места аналогичны, то замеры проводятся только на 20% из них (но не менее 2 измерений), а их результаты распространяются на всю группу аналогичных рабочих мест. Но если хотя бы на одном рабочем месте выявляется какое-либо отличие, измерения проводятся на каждом рабочем месте.

Декларация соответствия условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

На заметку

В соответствии с законодательством все работодатели обязаны проводить СОУТ. Не подлежат специальной оценке лишь рабочие места:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников (фрилансеров);
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами (речь идет, например, о строительных бригадах, проводящих ремонт квартир).

Не до конца урегулированным также остается вопрос о проведении СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Часть 4 статьи 3 Закона устанавливает, что СОУТ на рабочих местах этих работников регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, однако до настоящего времени указанные документы не разработаны.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям.

  • В уставных документах такой организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ.
  • Организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
  • Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений.
Читайте так же:  Открытие банковского счета за границей

Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является Уведомление о её включении в ведущийся Минтрудом России Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного Уведомления.

Проведение СОУТ обязательно для всех организаций без исключения, и это требование не является формальностью. СОУТ, без сомнения, окажет положительное влияние на ваш бизнес — продемонстрирует клиентам ответственный подход к организации рабочего процесса, а сотрудникам — их ценность для компании. Кроме того, вы сможете избежать штрафных санкций со стороны трудовой инспекции и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд.

Какую экспертную организацию можно привлечь для проведения СОУТ?

Рассказывает Ушаков Роман, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента ОТ EcoStandard group.

«Специальная оценка охраны труда требуется предприятиям по всей России, и сертифицированные эксперты нашей компании ежегодно оценивают свыше 415 000 рабочих мест. Помимо офиса в Москве, у нас есть филиалы в Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. Мы занимаемся не только СОУТ, но и разработкой документации по охране труда, производственным контролем, оценкой рисков. Готовы провести отдельные виды инструктажей, помочь в расследовании несчастных случаев и взаимодействии с ФСС. У нас также есть учебный центр, где можно пройти курс обучения для членов комиссии СОУТ и общий курс по охране труда. Формы обучения — очная, очно-заочная и заочная. Индивидуальный подход позволяет нам разработать оптимальное решение проблем охраны труда для каждого клиента. СОУТ мы проводим не более чем за 20 дней, цена за одно рабочее место — от 770 рублей. Возможно комплексное обслуживание, в которое входят, помимо охраны труда, пожарная безопасность и экология. Понимая необходимость в сохранении коммерческой тайны предприятия, мы заключаем с клиентом соглашение о конфиденциальности».

P. S. После проведения СОУТ EcoStandard group оказывает клиенту бесплатную консультационную поддержку в сфере охраны труда в течение 5 лет.

*Цены актуальны на январь 2019 года, не являются публичной офертой.

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Правовые и организационные основы специальной оценки условий труда, порядок проведения, а также права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения, утверждаемой федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда за счет собственных средств. При этом, необходимо обратить внимание на то, что затраты на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест относятся к расходам, которые частично может компенсировать Фонд социального страхования.

Специальная оценка условий труда включает:

  1. Оценку факторов производственной среды и трудового процесса.
  2. Оценку обеспе­ченности работников средствами индивидуальной защиты.

Специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, кроме рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпри­нимателями.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
  • Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения, нарушениями.
  • Изменение технологического процесса, замена производствен­ного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и а работников.
  • Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Изменение применяемых средств индивидуальной и коллектив­ной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Произошедший на рабочем месте несчастный случай на произ­водстве (за исключением несчастного случая на производстве, про­изошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональ­ное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеуказанных случаев.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
Соут (специальная оценка условий труда) — что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here