Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях аудиторами установлен

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (постановление Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. № 1332).

Напомним, что с 4 мая 2018 года индивидуальных аудиторов и аудиторские организации обязали уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ).

Теперь соответствующие поправки внесены в положение о передаче информации. Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (электронное сообщение) через личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе.

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Формат представления информации определен Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.

Отмечено, что факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Дата публикации: 01.06.2017

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3. Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского «антиотмывочного» законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее — Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

[2]

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.
Читайте так же:  Реестр требований кредиторов при банкротстве

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» — «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг — 156), а индивидуального аудитора — в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг —157).

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Содержание рекомендаций

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Основные критерии определения риска

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

[1]

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Дополнительные критерии и факторы риска

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

Читайте так же:  Протокол согласования договорной цены – образец

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов;

Уведомление Росфинмониторинга

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа. При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Как новые правила повлияют на бизнес?

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов. Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям. Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности. Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается. Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо. С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы. Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства. С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум. Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами. Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Анна Коняева
Руководитель группы компаний ЦПО

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Где оформить и как получить пособие по уходу за ребенком

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 25 апреля 2018 г. № ИС-аудит-22 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”

Действующий с 1 февраля 2002 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы*, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее — аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские услуги — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).

В соответствии с Международными стандартами аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» и 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга

Видео (кликните для воспроизведения).

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (ранее — в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, — Росфинмониторинг).

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

— не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

Использование личного кабинета на Интернет-сайте Росфинмониторинга

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

* Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вместе «аудиторы».

Обзор документа

Минфин России сообщает, что 4 мая 2018 г. вступили в силу поправки в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Были уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые к аудиторам в системе ПОД/ФТ.

Читайте так же:  Образец договора аренды с правом выкупа

Так, аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых подозрений обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Направление такого уведомления теперь производится в порядке, предусмотренном не Законом об аудиторской деятельности, как раньше, а Законом о ПОД/ФТ.

В соответствии с последним порядок уведомления установлен положением, утвержденным Правительством РФ. Формат представления определен инструкцией, утвержденной Росфинмониторингом.

Обязанности аудитора при оказании иных услуг не претерпели изменений.

Для взаимодействия со Службой аудитор должен использовать личный кабинет на сайте ведомства.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

саморегулируемая организация аудиторов

АССОЦИАЦИЯ «СОДРУЖЕСТВО»

Информационное письмо Росфинмониторинга: О личных кабинетах аудитора

На официальном сайте Росфинмониторинга http://www.fedsfm.ru на главной странице в разделе «Информационные сообщения» размещено Информационное письмо от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Согласно Информационному письму в соответствии с положениями статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского антиотмывочного законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

В Информационном письме Росфинмониторинг уведомляет о порядке регистрации в Личном кабинете, порядке подачи заявки, перечне прилагаемых к заявке документов, контактных данных в целях оказания консультационной помощи и технической поддержки по вопросам подключения и работы с Личным кабинетом.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1332 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 N 82.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 N 82 утверждено Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг». Положение регулирует порядок передачи в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 статьи 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно внесенных изменений аудиторов обязали информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов наряду с адвокатами, нотариусами и бухгалтерами.

Устанавливается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 N 82.

Указывается, что соответствующая информация предоставляется в электронной форме через личный кабинет, определенный в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», либо на оптическом или цифровом носителе информации.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция реорганизации ооо в форме выделения

С 04.05.2018 аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов

С 4 мая 2018 года начинает действовать Закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ, который обязал аудиторские фирмы и аудиторов уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках или операциях проверяемого лица на предмет отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте публикации нормативных актов здесь.

На сегодня такая обязанность есть у адвокатов, нотариусов, а также лиц, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги.

Новый закон установил порядок подачи через личные кабинеты надзорных органов данной информации в Росфинмониторинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Путин подписал закон, обязывающий аудиторов сообщать о сомнительных сделках

МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий обязанность аудиторов уведомлять уполномоченный орган о сделках аудируемых ими лиц, в отношении которых могут появиться основания подозревать их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

В настоящее время функции противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма исполняет Росфинмониторинг. Законопроект, инициированный правительством РФ, направлен на исполнение Россией рекомендаций FATF (международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов — прим. ред.) в части обеспечения правовой основы для реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Закон предусматривает установление для аудиторов обязанности по уведомлению Росфинмониторинга или другого органа с аналогичными функциями о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Корреспондирующие изменения вносятся в закон об аудиторской деятельности.

Ко второму чтению документа была одобрена поправка, вводящая в закон о противодействии легализации преступных доходов понятие «личный кабинет», который позволяет организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обмениваться информацией с Росфинмониторингом.

С помощью личного кабинета на сайте Росфинмониторинга такие организации могут, к примеру, получить данные о перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Бизнес-аналитик электронный журнал, аналитика, прогнозы развития рынков

млрд рублей составил объем поставок компании «ВАД»

Редакция 5 sfer собрала подборку из цитат великих людей, которая поможет вам вдохновиться и настроить себя на достижение целей.

Судебная практика по защите юрлиц в электронных закупках

[3]

Как копейка 5 миллионов сберегла

Маленькие неточности в контрактах могут стать причиной больших неприятностей, но могут и наоборот – содействовать экономии миллионов рублей. В этом убедилась компания ООО «Новое время», которая участвовала в торгах на строительство детского сада. Сумма контракта достигала 150 миллионов рублей, и компания успешно выиграла этот лот, однако перед заключением контракта узнала о найденных ошибках при оформлении банковской гарантии, из-за чего документ был признан подложным.

Победитель оказался в сложной ситуации: он не только терял выгодную сделку, но и рисковал полностью утратить 5 миллионов рублей, внесенных им на торговую площадку в качестве обеспечения контракта. Эти средства должны были уйти в государственный бюджет как штраф за нарушение условий участия. Кроме того, юрлицо попадало в реестр недобросовестных поставщиков, что закрывало ему доступ к электронным закупкам на долгие годы. Ситуация катастрофическая! И все — из-за небольшой ошибки в документах со стороны банка, выдавшего гарантию.

Победитель обратился за помощью к независимым экспертам в Ассоциацию Участников Закупок. По его жалобе началось детальное досудебное разбирательство. Юристы АУЗ сразу признали, что ситуация крайне сложная, шансы на успешное решение дела не превышали 3%. Однако помогла внимательность финансистов, которые разглядели в проекте контракта ошибку в 1 копейку: буквально (!). Используя эту неточность в качестве ключевого аргумента, они добились отмены протокола определявшего победителя.

Торги были признаны судом несостоявшимися. А раз торги не состоялись, то и нарушения в виде подложной банковской гарантии не было!

Таким хитрым образом юридическое лицо сумело сохранить свое доброе имя и полностью вернуть обеспечение контракта свой на расчетный счет.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Одна копейка буквально сберегла юридическому лицу 5 миллионов рублей!

Источники


  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  2. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
  4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  5. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here