Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Конвенция МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения»: соответствие российского законодательства (Егоров С.А.)

Дата размещения статьи: 19.05.2015

14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение N 58-рп «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации» , которым было принято решение о проведении мероприятий, целью которых является привлечение внимания различных групп российского общества к проблемам, тенденциям и перспективам конституционно-правового развития страны по итогам 20 лет действия Конституции Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 644.

Литература

1. Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: науч.-практ. пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012.
2. Тучкова Э.Г. Готовность России к ратификации Конвенции МОТ N 102: экспертная оценка / Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М.: Проспект, 2013. С. 226 — 231.

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система (Захаров М.Л.)

Дата размещения статьи: 23.07.2015

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

При такой ситуации считать низким пенсионный возраст в России недопустимо, для мужчин он, наоборот, очень высок. Продолжительность их жизни составляет всего 61 год, в других указанных странах — 77 — 78 лет .
———————————
См.: Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ. С. 143 — 147.

Перейдем к нормам, касающимся уровня пенсии.
В теории пенсионного обеспечения работающих принято различать относительный и абсолютный уровень. Относительный — это коэффициент возмещения пенсией утраченного заработка, т.е. соотношение установленной суммы пенсии к сумме среднего заработка в месяц, сложившегося за определенный временной период (он определяется по правилам, установленным национальным законодательством). Абсолютный уровень — это сумма пенсии, обеспечивающая достойную жизнь (достаточное питание и т.д.). Он соотносится на практике с МРОТ, прожиточным минимумом и средним заработком.
В зрелых страховых пенсионных системах, функционирующих в странах, где достаточно высокая оплата труда, в том числе МРОТ, основным индикатором страховой пенсионной системы является индивидуальный коэффициент замещения. Причем минимальная полная пенсия устанавливается на уровне, близком к МРОТ или равном ему. В России средняя, типичная , сложившаяся оплата труда, в том числе МРОТ, значительно ниже, чем в развитых странах.
———————————
По разбросу заработков Россия — лидер среди всех развитых стран. Медиальный показатель составляет 1 к 20, а фактические различия (между МРОТ (5965 руб.) и высокими заработками, исчисляемыми иногда в десятках миллионов) даже трудно представить.

До настоящего времени в России использовался так называемый солидарный коэффициент замещения, т.е. отношение средней сложившейся страховой пенсии в целом и по отдельным ее видам к средней заработной плате по экономике. В 2013 г. для пенсии по старости он составлял около 36%, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца — 22%, коэффициенты по вновь назначенным пенсиям еще ниже — соответственно около 29, 20 и 18% .
———————————
Соловьев А.К. Указ. соч. С. 92.

В связи с предстоящей ратификацией Конвенции N 102, а впоследствии, видимо, и ЕКСО , в России предпринята попытка разработать методику расчета коэффициента замещения типичного получателя пенсии, как это принято в Конвенции N 102, но так, чтобы это свидетельствовало о выполнении Россией этой Конвенции.
———————————
Некоторые минимальные нормы ЕКСО выше, чем в Конвенции N 102.

В отношении пенсии по старости требования к стажу такого получателя составляют 30 лет, а к заработку — 36 975 руб. (заработок квалифицированного рабочего мужского пола, определенный по правилам Конвенции N 102).
Для того чтобы подогнать расчеты данного коэффициента к требованиям Конвенции N 102, в России типичным получателем пенсии по старости предлагается считать того пенсионера, который имеет одного иждивенца — нетрудоспособную жену, на которую установлена надбавка к его пенсии в размере 1/3 фиксированной выплаты (4384 руб.), т.е. 1461 руб., и которой самой выплачивается социальная пенсия по старости в сумме 4525 руб., а вместе с доплатой к ее пенсии до прожиточного минимума (2121 руб.) — 6646 руб. (4525 + 2121) . Вместо личной его пенсии предлагается, таким образом, учитывать суммарный доход семьи, который состоит из двух пенсий с соответствующими доплатами к ним.
———————————
По российскому законодательству жена в данном случае не признается иждивенкой, ибо не находится на иждивении пенсионера. На нее не может также устанавливаться надбавка к пенсии пенсионера. В этой части расчеты ошибочны.

Суммарный доход в этом случае составит 18 963 руб. (фиксированный размер к страховой пенсии с повышением его на одного иждивенца — 5570 руб.; страховая пенсия (до 2015 г.) — 6747 руб.; социальная пенсия жены — 4525 руб.; доплата к ней до прожиточного минимума — 2121 руб.), а коэффициент замещения суммарного дохода 51% (2894 : 36 975) и 59%, если считать чистый заработок (заработок за вычетом налогов, 18 963 : 32 168). Прекрасные показатели, лучше, чем во многих странах, но в них так не рассчитывается коэффициент замещения. К тому же пенсионный доход типичного получателя пенсии в России — его личная пенсия, определенная в расчете на него, а не сумма его пенсии и пенсии нетрудоспособной жены.
Какой фактически коэффициент замещения в приведенном выше случае? Пенсия пенсионера по старости — 11 131 руб. (страховая часть — 6747 плюс фиксированная выплата без учета иждивенца, поскольку его нет, — 4384 руб.), если заработок брутто — 36 975 руб., то коэффициент — 30,1% (11 131 : 36 975), если заработок нетто — 32 168 руб., то коэффициент 34,6% (11 131 : 32 168) .
———————————
См.: Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ. С. 148.

Расчеты по предложенной методике коэффициентов замещения заработка другими пенсиями также завышены и неприемлемы.
Примет ли Правительство РФ предложенную методику, которая вместо определения коэффициентов возмещения, подсчитанных с учетом размера фактически установленной пенсии, определяет их на основе завышенного, а не реального суммированного дохода? Вряд ли. Данная методика лакирует фактически сложившуюся ситуацию в нашей стране (крайне низкие коэффициенты замещения), вводит в заблуждение общественность и не соответствует действительности.
Готовиться к ратификации Конвенции N 102 надо не за счет разработки для России особой методики определения коэффициента замещения, а совершенствуя страховое пенсионное законодательство. Привести его в полное соответствие с минимальными нормами, установленными Конвенцией N 102, — первейшая задача. К сожалению, Федеральный закон «О страховых пенсиях» не приблизил к ее разрешению, а, скорее, наоборот.

Библиографический список

Международные и российские нормы пенсионного обеспечения. Сравнительный анализ. М., 2013.
Соловьев А.К. Коэффициенты замещения: проблемы теории и практика. М., 2014.
Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ.

Читайте так же:  Как получить второй загранпаспорт при наличии первого

Трехстороннее сотрудничество в развитии и реализации международных стандартов труда (Егоров С.А.)

Дата размещения статьи: 03.05.2015

Россия ведет активную деятельность по разработке, принятию и применению международных норм в сфере труда и социальной защиты. В последнее десятилетие были ратифицированы важные документы, среди которых Европейская социальная хартия 1996 г. (пересмотренная), ряд конвенций Международной организации труда (далее — МОТ). В рамках региональных организаций с участием России были разработаны модельные нормативные акты, на базе которых государства-участники могли бы основывать и совершенствовать национальное трудовое законодательство .
———————————
Типовой проект законодательного акта «О социальном партнерстве» // Приложение к Постановлению МПА ЕврАзЭС от 14.04.2005 N 6-16; Модельный закон СНГ «О социальном партнерстве» // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 2). С. 237 — 261.

Участие в международном сотрудничестве обеспечивается в том числе организацией и проведением Россией международных форумов, тематика которых затрагивает актуальные вопросы социальной сферы. В декабре 2012 г. в Москве прошла Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда, в которой приняли участие представители 80 стран, международных организаций и академических кругов, результатом которой стало подписание трех соглашений с участием российской стороны. 2013 год ознаменован председательством России на саммите «Группы двадцати», основными целями которого определены стимулирование экономического роста и создание рабочих мест .
———————————
См.: Обращение Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам встречи министров труда и занятости «Группы двадцати» с социальными партнерами 18 июля 2013 г. URL: http://ru.g20russia.ru/news/20130718/781638427.html; Концепция председательства России в «Группе двадцати». URL: http://ru.g20russia.ru/docs/g20_russia/outline.

Федеральный закон называет в качестве одной из целей РТК проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм. Ее деятельность сопровождает ратификационный процесс.
Так, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 — 2016 годы предусмотрено проведение консультаций по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией 14 Конвенций МОТ и рассмотрению вопросов, связанных с их ратификацией (п. 7.10).
———————————
Российская газета. 2013. N 295. 30 декабря.

Нормотворческая деятельность является одним из главных инструментов МОТ для достижения целей достойного труда и социальной справедливости. При этом уникальная структура МОТ позволяет и делает необходимым участие в нормотворчестве, применении норм и контроле наиболее представительных организаций работников и работодателей, что поддерживает авторитет международных трудовых стандартов, являющихся одновременно нормами международного и трудового права .
———————————
См.: Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А. и др. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2005. С. 207; Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право: учебное пособие / под общ. науч. ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 34.

МОТ, в силу своей трехсторонней структуры, была первой международной организацией, которая стала привлекать социальных партнеров непосредственно к своей деятельности. Основные регулирующие документы принимаются и пересматриваются на Международной конференции труда, в состав которой наряду с представителями правительств государств-членов с правом голоса входят делегаты от представительных объединений работников и работодателей. Благодаря своему присутствию на Международной конференции труда и особенно участию в работе Комитета по применению норм, представители организаций работодателей и работников имеют возможность поднимать вопросы, связанные с выполнением обязательств по применению норм . Любая организация работодателей или работников может представить свои замечания по применению конвенций непосредственно МБТ. Участие организаций работодателей и работников в контрольном механизме признано в Уставе МОТ.
———————————
См.: Руководство по процедурам, касающимся международных конвенций и рекомендаций о труде. Женева: Международное бюро труда, 2006. С. 42.

Конвенция о трехсторонних консультациях в соответствии с принятой МОТ классификацией актов относится к числу приоритетных (англ. — priority, governance) , которые в соответствии с нормативной политикой МОТ должны быть ратифицированы максимальным количеством государств-членов. Механизмы гибкости, предусмотренные в международных стандартах труда, по-разному оцениваются в правовой науке , однако с позиции МОТ при разумном балансе они облегчают ратификацию и применение конвенций и рекомендаций.
———————————
Конвенции N 81 «Об инспекции труда в промышленности» 1947 г., N 122 «О политике в области занятости» 1964 г., N 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» 1969 г., N 144 «О трехсторонних консультациях» 1976 г.
См., например: Лютов Н.Л. Эффективность норм международного трудового права: монография. М., 2014. С. 109 — 126; Морозов П.Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации: автореф. дисс. . докт. юрид. наук: 12.00.05. М., 2012. С. 37.

Ни Конвенция, ни Рекомендация не содержат положений, ограничивающих методы их реализации. Применение Конвенции возможно, по мнению компетентных органов МОТ, как посредством мер, принимаемых в силу сложившейся практики, так и в законодательном или ином нормативном порядке . Оба документа допускают большую степень свободы в выборе процедуры консультаций (п. 2 ст. 2 Конвенции N 144), а Рекомендация в п. 2 (3) предлагает примеры способов проведения консультаций. К числу таковых относятся консультации посредством специально созданного комитета, органа с общей компетенцией в экономической и социальной областях или в области труда, ряда органов, несущих ответственность за специфические области либо переписки при условии согласия сторон на такую форму консультаций.
———————————
204-я сессия Административного совета (ноябрь 1977), документ GB.204/16/23.

В практике такого сотрудничества возникают новые формы и процедуры взаимодействия представителей социального партнерства, получают развитие правовые инициативы в сфере международно-правового регулирования труда .
———————————
См.: Крылов К.Д. Инновации международного сотрудничества России в политике занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 30 — 34; Правовые инициативы в сфере международно-правового регулирования труда: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.

В связи с ратификацией Россией Конвенции МОТ N 151 повышаются гарантии прав государственных служащих на свободу объединения и участие в определении условий труда и занятости. А дальнейшее развитие социального партнерства на государственной службе будет способствовать участию представителей государства в повышении эффективности их сотрудничества с представителями профсоюзов и объединений работодателей как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Литература

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Принят закон «О ратификации…» от 03.10.2018 № 349-ФЗ, согласно которому Российская Федерация присоединяется к Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28.06.1952), принимая обязательства в отношении:

  • раздела II «Медицинское обслуживание»;
  • раздела III «Обеспечение по болезни»;
  • раздела V «Обеспечение по старости»;
  • раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • раздела VIII «Обеспечение по материнству»;
  • раздела IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Пока не приняты обязательства по разделам IV «Пособия по безработице» и VII «Семейные пособия» (регулирует пособия на детей).

Конспекты юриста

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

План курсовой работы

1. Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения.

  • 1.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения.
  • 1.2. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения.

2. Роль международных стандартов в правовом регулировании социального обеспечения.

  • 2.1. Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения.
  • 2.2. Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединении и международных организаций.

Список использованных источников и литературы.

Возрастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предрекают глубокое многостороннее взаимодействие стран в международно-правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, выразившееся в сообразовании законодательства ряда государств, касающегося наиболее важных социальных вопросов: получения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан в другую страну в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при смене постоянного места жительства. Право граждан на социальное обеспечение нашло всестороннее закрепление в актах международного права, так как занимает одно из значимых мест среди иных социально-экономических прав человека.

Читайте так же:  Новый сервис от фнс — калькулятор расчета налоговой нагрузки

Невзирая на то, что международно-правовое регулирование рассматривают в качестве дополнительного к национальному законодательству, базисная основа права на социальное обеспечение должна согласовываться с международными стандартами социального обеспечения.

Устранение коллизии правовых актов, т.е. столкновения норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения, является важнейшим направлением международного регулирования. Прямой указ международных конвенций применимого законодательства предотвращает случаи, когда могут быть применены правовые акты нескольких государств либо не может быть использовано законодательство ни одного из них.

Обусловлена актуальность данной темы тем, что вопросы социального обеспечения в международном праве отражены во многих учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последние годы. Одновременно с этим исследований, специально посвященных этим вопросам, не проводилось. Также не определено общепринятое понятие международно-правового регулирования и международных стандартов социального обеспечения.

Именно стандарты международно-правового регулирования социального обеспечения являются объектом курсовой работы.

Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной сфере, послужили предметом.

Целью исследования настоящей работы является анализ международно-правового регулирования социального обеспечения.

Задачи работы:

  • — определить понятие, принципы и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения;
  • — обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном;
  • — соотнести международные акты, закрепляющие международные стандарты социального обеспечения, и российское законодательство на предмет соответствия последнего предъявляемым к современным системам социального обеспечения требованиям.

Нормативную основу образовали Конституция и нормативные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению, Российской Федерации и положения международных правовых актов.

Предмет, объект, цель и задачи исследования обусловливают структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Минимальные нормы социального обеспечения будут приведены к международным стандартам — Г. Карелова

Совет Федерации будет содействовать тому, чтобы подготовка законодательства, необходимого для ратификации Россией Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», была ускорена. Об этом заявила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова по итогам состоявших в Государственной Думе парламентских слушаний, посвященных перспективам ратификации Российской Федерацией одного из основополагающих документов международного права.

Совет Федерации будет содействовать тому, чтобы подготовка законодательства, необходимого для ратификации Россией Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», была ускорена. Об этом заявила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова по итогам состоявших в Государственной Думе парламентских слушаний, посвященных перспективам ратификации Российской Федерацией одного из основополагающих документов международного права.

Ратификация Конвенции, несомненно, важна и для страны, и для каждого человека, — отмечает сенатор. «Мы присоединяемся к международным стандартам социального обеспечения, будь то медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и т. д.

По словам вице-спикера СФ, российское законодательство в целом соответствует международным требованиям. В законодательстве страны отражены все девять видов социального обеспечения, закрепленных в Конвенции. Более того, наша система социального страхования является достаточно отработанным и совершенным механизмом, благодаря которому соблюдаются главные принципы Конвенции в организации и управлении социальным обеспечением – от гарантированности пенсий и пособий; социальной солидарности и коллективного финансирования до ответственности государства за функционирование системы.

Эксперты сходятся во мнении, что по некоторым видам социального обеспечения, таким как, например, страховые пенсии по инвалидности или пособия по временной нетрудоспособности, по условиям их предоставления, продолжительности выплат российское законодательство превосходит требования и стандарты Конвенции. Однако по многим позициям минимальный размер пособия не установлен, и это снижает эффективность социального обеспечения.

Сегодня ведется очень сложная работа по подготовке методик расчета коэффициентов замещения заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, потере кормильца, проинформировала Галина Карелова. «Варианты есть, но они нуждаются в доработке. Кроме того, при принятии они должны быть нормативно закреплены в национальном законодательстве и официально признаны МОТ. Это является сегодня главной задачей, к решению которой будет подключаться и Совет Федерации», — сказала сенатор.

Галина Карелова также сообщила, что проект закона о ратификации Конвенции уже подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Россия в соответствии с законопроектом намерена первоначально ратифицировать 7 разделов Конвенции. Сферы социального страхования, касающиеся семейных пособий и защиты от безработицы, не включены, поскольку построены на иных принципах, чем принципы, закрепленные в Конвенции. Так, например, охват населения системой защиты в России шире, однако сам размер пособия по безработице ограничен.

Галина Карелова проинформировала, что Россия уже ратифицировала 60 конвенций МОТ. Они применяются при регулировании правовых отношений, касающихся, например, минимального возраста допуска детей на работу в различных сферах промышленности и различного рода ограничений для детского труда, равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ежегодных оплачиваемых отпусков, политики в области занятости. «Ратификация Россией Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» будет содействовать развитию трудового законодательства в стране и подтвердит ее приверженность нормам и принципам международного права».

Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения

Международные стандарты социального обеспечения являются одним из видов международных стандартов, выработанных международным сообществом и отражающих условия реализации прав человека в различных сферах жизнедеятельности общества.

[2]

Формирование и применение этих стандартов осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, носящие название поколений прав человека. Первое поколение – это гражданские и политические права. К ним относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к данной категории международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству роль лишь в виде обеспечения соблюдения таких стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение – это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. В них входят право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на социальное обеспечение. Обеспечение данных прав требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Международные стандарты социального обеспечения выступают в качестве правового образа, который впоследствии может быть реализован в правовую норму. Будучи закрепленными в международно-правовых актах, стандарты социального обеспечения формируются субъектами международного права путем консультаций, обмена мнениями, поиска компромисса, что приводит в выработке наиболее общего варианта поведения, в дальнейшем формирующего конкретную правовую норму в национальной системе социального обеспечения.

Стандарты социального обеспечения — это рекомендуемые международным сообществом ориентиры в формировании национальных систем социального обеспечения, которые могут включать в себя как общие принципы построения национальной системы социального обеспечения, так и ее конкретные характеристики с точки зрения условий, видов, размеров социальных представлений.

По форме международные стандарты социального обеспечения можно понимать как модельные нормы международного права, направленные на регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. По функциональной направленности – как минимальные гарантии прав граждан на социальное обеспечение, выраженные в международно-правовых нормах.

Читайте так же:  Границы ответственности филиала юридического лица

По правовой природе международные стандарты социального обеспечения – это закрепленные в договорных нормах международного права, добровольно принимаемые взаимные обязательства государств по установлению и функционированию национальной системы социального обеспечения в целях наиболее эффективной реализации права граждан на социальное обеспечение в порядке и на условиях, отвечающих современным общецивилизационным требованиям.

Общие международные стандарты закреплены в международных актах о правах человека и отражают право человека на социальное обеспечение, не раскрывая условий его реализации и уровня гарантируемой социальной поддержки. В качестве подобных стандартов можно рассматривать положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии (1961 г.) и ее пересмотренной редакции и т.п. Специальные стандарты социального обеспечения отражают международные обязательства стран по вопросам видов социальных рисков, видов, условий, уровня и порядка предоставления социального обеспечения. Их источником выступают акты МОТ. Прежде всего, это Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

Видео (кликните для воспроизведения).

Международные стандарты социального обеспечения можно разделить по сферам социальной политики, на регулирование которых они направлены:

1. международные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным, устанавливающие основания и условия выплаты пособия по безработице и порядок переобучения и профессиональной подготовки (например, Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.));

2. международные стандарты в области пенсионного обеспечения, формирующие основания и условия назначения выплаты пенсии (например, статьи 25-30, 59-64 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»);

3. международные стандарты в сфере предоставления медицинской помощи, устанавливающие условия и порядок получения медицинской помощи, ее виды, оказываемые безвозмездно, обязательное и добровольное медицинское страхование (например, Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.));

[3]

4. международные стандарты в сфере социальной помощи и социального обслуживания, предусматривающие категории граждан, которым может быть предоставлена социальная помощь, перечень и нормативы потребления социальных услуг, порядок предоставления населению социальных услуг (например, статья 41 пересмотренной Европейской социальной хартии);

5. международные стандарты в сфере семейных пособий, регламентирующие порядок и размер выплаты пособия по беременности и родам, пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении, усыновлении ребенка (например, Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952 г.));

6. международные стандарты в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения и иных особых форм социального обеспечения (например, заключенное в рамках СНГ Соглашение от 15.04.1994 года «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»).

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Аспирант кафедры социального права

Омский государственный университет. 644065, г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, 100

Рассматриваются международные стандарты в области социального обеспечения, обозначенные в пересмотренной Европейской социальной хартии, с учетом ратификации делается вывод о возможных для Российской Федерации последствиях в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная хартия, ратификация, стандарты, социальный остракизм

В соответствии с Федеральным законом №101-ФЗ от 03.06.2009 «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» Российская Федерация ратифицировала пересмотренную Европейскую социальную хартию, и в соответствии с механизмом, установленным в п. 1 ст. А ч. III Хартии, Россия приняла только часть предусмотренных в Хартии обязательств.

Пересмотренная Хартия позволяет участникам выборочно подходить к определению экономических и социальных положений, имеющих для них обязательную силу. При этом государство-участник обязано присоединиться, по крайне мере, к шести из девяти обязательных статей ч. II. Кроме того, Хартия предписывает, чтобы общее число обязательств включало не менее 16 статей или 63 нумерованных параграфов. Любой участник может затем расширить список своих обязательств. Такой механизм позволяет государствам постепенно, с учетом экономических возможностей, гармонизировать свое законодательство с правовыми стандартами Совета Европы в области социальных прав [2, с. 136].

Российская Федерация, соблюдая указанные положения, приняла 6 из 9 обязательных статей ч. II Хартии (право на труд, право на организацию, право на заключение коллективных договоров, право детей и молодежи на защиту, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право на равные возможности в занятости и выбор занятий без дискриминации по признаку пола), а также ратифицировала 22 статьи или 67 пронумерованных пунктов ч. II Хартии.

Для права социального обеспечения наиболее значимыми являются положения ст. 12 «Право на социальное обеспечение». С учетом ее значимости она была включена в состав 9 так называемых обязательных статей и рекомендует сторонам устанавливать, совершенствовать и поддерживать систему социального обеспечения на уровне, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения, а также призывает государства принимать меры по заключению двусторонних и многосторонних соглашений для обеспечения равенства граждан каждой из Сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую и предоставления, сохранения и возобновления права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Однако Российская Федерация приняла только положение об установлении и поддержании системы социального обеспечения (п. 1 ст. 12), что не может свидетельствовать об активности нашего государства в совершенствовании социального законодательства и международного сотрудничества в данной сфере.

Право на социальную и медицинскую помощь предусмотрено в ст. 13 Хартии и включает в себя положение о предоставлении необходимой помощи в случае болезни любому лицу без адекватных ресурсов и неспособному приобрести такие ресурсы путем собственных усилий или из других источников (в том числе и из фондов социального обеспечения). Хотя конкретного определения понятия адекватных ресурсов в Хартии не дается, анализ позволяет считать, что лицо подпадает под действие ст. 13, если у него нет достаточных средств для удовлетворения самых необходимых потребностей, устанавливаемых с учетом стоимости и уровня жизни на территории данной страны. К сожалению, Российская Федерация данную статью не ратифицировала.

Особого внимания заслуживает ст. 15 Хартии, которая сделала акцент на обеспечение независимости, личной автономии, социальной интеграции инвалидов и их участия в общественной жизни. Меры, которые следует принять в этой области, должны включать преодоление барьеров в общении и мобильности, обеспечение доступа к образованию, занятости, транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга. Стороны должны также принять меры по предоставлению инвалидам услуг по профессиональной ориентации, образованию и обучению, организовать учреждения со специальными условиями труда для тех, кто не в состоянии работать в обычной производственной среде, а также поощрять работодателей, нанимающих инвалидов на работу [4, с. 96].

При этом Россия ратифицировала указанные положения, за исключением интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь и обеспечения доступа инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.

В соответствии со ст. 16 договаривающиеся стороны обязуются «способствовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни такими средствами, как социальные и семейные пособия, налоговые механизмы, предоставление семейного жилища, пособий для новобрачных, или другими приемлемыми мерами». Статья 16 охватывает обширную сферу, используя крайне общие формулировки, которые могут иметь очень широкое значение или развиваться в определенных направлениях, что, по мнению автора, и сыграло свою роль при принятии решения о ратификации указанного положения российским законодателем. Однако нельзя не отметить и положительных аспектов российского законодательства в части разнообразия как семейных пособий, так и нововведений в виде дополнительных мер государственной поддержки семьи (включающих меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования и т.д.) и материнского (семейного) капитала [3, с. 402], что также способствовало ратификации ст. 16 Хартии.

Читайте так же:  Подтвердить права на наследство стало проще

Отсутствие законодательного урегулирования прав граждан пожилого возраста на социальную защиту не позволило России ратифицировать ст. 23 Хартии, в соответствии с которой гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены адекватные ресурсы, позволяющие им вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни, в том числе путем предоставления им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья, и оказания помощи в приспособлении жилья к их нуждам. Однако в настоящее время, ввиду отсутствия соответствующих финансовых средств и с учетом значительного количества граждан пожилого возраста, указанные положения в Российской Федерации не могут быть применены.

Новое положение о праве на защиту от бедности и социального исключения было добавлено в текст в виде новой статьи – 30. Оно обязывает стороны бороться против бедности и социального остракизма (изгнания) в рамках всеобъемлющего и скоординированного подхода, а принимаемые меры должны адаптироваться и пересматриваться по мере необходимости. Государствам следует поощрять эффективный доступ лиц, живущих в условиях бедности и социального исключения, к занятости, жилью и культурным мероприятиям, а также к медицинской и социальной помощи. Хотя другие статьи Хартии косвенным образом предусматривают предупреждение или облегчение бедности, новое положение ставит борьбу с ней в качестве самостоятельной цели. При этом была также принята новая статья 31 о праве на жилье, обязывающая государства поощрять доступ к жилью надлежащего качества, предупреждать и сокращать бездомность с целью постепенной ликвидации, а также сделать цены на жилье доступными для лиц, не располагающих достаточными средствами [1, с. 25].

Стоит также отметить, что после ратификации Россией пересмотренной Европейской социальной хартии все факты нарушения социальных прав и конкретные несоответствия международным стандартам в области социального обеспечения (несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, социальных пособий, рост безработицы) станут предметом рассмотрения контрольных органов Совета Европы, что потребует устранения неточностей и несоответствий в российских правовых нормах, утверждение на основе социально-трудового законодательства эффективной системы защиты экономических и социальных прав граждан, усиления внутригосударственного контроля за выполнением требований Хартии.

[1]

Библиографический список

  1. Геворкян А.Т. Трудовые права в правоприменительной практике Европейской социальной хартии: дис. . канд. юрид. наук. М.: Дип. акад. МИД РФ, 2003.
  2. Демичева З.Б. Правовые стандарты Совета Европы: дис. … канд. юрид. наук. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отнош. (ун-т) МИД РФ, 2006.
  3. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2009.
  4. Шаманаева И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека: дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 1999.

Раздел III.

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспечениявыражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается либо на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Свое правовое закрепление это право находит в таких актах как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспеченияв настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), которое образовано в 1991 году.

Источниками международно-правового регулированияслужат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляются основные социальные права человека.

В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Читайте так же:  Приказ об отзыве из отпуска – образец

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека — это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности — нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается, в основном, в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др. Всего к 1995 году их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).

На региональном уровнеисточниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.).

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.

Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Подписание 29 марта 1996 г. в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (Женева, 4 июня 1952 г.). В этой конвенции охвачены практически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца).

Например, основанием для предоставления пособия по старости (по российскому законодательству — пенсии по старости) является достижение работником возраста 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа проживания в стране.

Когда выплата пособия по старости обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у которых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

Законодательство страны может предусматривать приостановление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

Важное значение в международно-правовом регулировании имеет принцип равноправия в области социального обеспечения, который закреплен в Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.). В соответствии с ней государства, ратифицировавшие Конвенцию, предоставляют на своей территории гражданам любого другого государства-члена Международной организации труда одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия.

В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.

В отношении пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и т. д.) равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована.

Видео (кликните для воспроизведения).

Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  3. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  4. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.
  5. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here