Содержание
- 1 Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса
- 2 Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
- 3 Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
- 4 Минэкономразвития России разъяснены вопросы, касающиеся изменения статуса субъекта малого предпринимательства
- 5 Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
- 6 Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
- 7 Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
- 8 Условия отнесения к субъектам малого предпринимательства
- 9 Субъекты малого и среднего предпринимательства в 2017 году
- 10 Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию
Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса
Для отдельных категорий предпринимателей этот критерий составил следующие значения:
- микропредприятия – 120 млн руб.;
- малые предприятия – 800 млн руб.;
- средние предприятия – 2 млрд руб.
Кабмин отмечает, что это позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Соответствующее решение было принято в рамках реализации «антикризисного плана» (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).
Требования к предельной численности работников и структуре уставного капитала малых и средних предприятий остались неизменными (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Добавим, что с 30 июня была отменена периодичность установления Правительством РФ предельного размера годовой выручки для целей отнесения организаций и ИП к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). До внесения поправок определялось, что значения выручки устанавливаются кабмином один раз в пять лет. Предполагается, что принятая мера позволит правительству своевременно определять этот критерий для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре.
Узнайте, в чем заключается упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, отчетности и кассовых операций субъектами малого бизнеса, из «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Впервые соответствующее правительственное постановление было принято в 2008 году (постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Позже, в 2013 году, было издано аналогичное постановление, которое действует в настоящее время (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Однако в 2013 году критерии выручки по сравнению с ранее действовавшими не изменились.
Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее — СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. В настоящее время ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности в соответствующие налоговые органы статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Убедиться в наличии статуса субъекта малого предпринимательства у ООО можно, проверив его включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России.
Статус СМП у ООО будет действительным как минимум до 10 августа 2017 года.
Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. «Субъекты малого и среднего предпринимательства».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
11 октября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Информация об изменениях:
Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ
Подпункт «а» изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
Минэкономразвития России разъяснены вопросы, касающиеся изменения статуса субъекта малого предпринимательства
Условия отнесения к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и включают требования к структуре уставного капитала, средней численности работников и величине выручки.
Согласно поправкам в закон статус субъекта предпринимательства изменяется, если предельные значения численности работников и выручки выше или ниже установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим (ранее — в течение 2 календарных дней).
Кроме того, с 25 июля 2015 года увеличен лимит выручки, в частности для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702).
В этой связи разъясняется следующее:
при соблюдении иных установленных условий в 2015 году организация является субъектом малого предпринимательства, при условии что в 2014 году ее выручка не превышала 800 млн рублей;
если численность и объем выручки за 2014 год не соответствовали установленным значениям, то необходимо обратить внимание на соответствие данным критериям в 2012 и 2013 годах. В случае соблюдения установленных условий в указанных годах и несоблюдении их в 2014 году организация с учетом «правила трех лет» может быть отнесена к категории субъекта малого предпринимательства в 2015 году.
Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
ФНС объяснила (письмо от 10.05.2017 № ГД-4-14/[email protected]), когда будет вносить изменения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в связи со вступившими в силу с 01.01.2016 поправками закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данные поправки скорректировали значения 2-х критериев отнесения хозяйствующих субъектов к той или иной категории субъектов МСП:
- среднесписочной численности работников и
- размера дохода.
Поскольку категория субъекта МСП меняется, если численные значения вышеуказанных критериев становятся выше или ниже предельных значений, установленных законом, в течение 3 последовательных календарных лет (ч. 4 ст. 4 закона № 209-ФЗ), то впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019.
Для справки: законом установлены 3 категории субъектов МСП:
Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).
Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.
Разъяснен момент возможной смены категории субъекта предпринимательства по новым критериям отнесения к субъектам среднего/малого предпринимательства
Проверьте, относится ли ваше предприятие к субъектам малого предпринимательства в 2018 году, чтобы разобраться в том, как устанавливать лимит кассы, вести учет и сдавать отчетность, на какие льготы можно рассчитывать. Вам в помощь таблица — Малое предприятие: критерии отнесения 2018.
Критерии малого предприятия 2018: таблица
Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11. 2017 № 356-ФЗ).
Категории субъектов малого предпринимательства установлены статьей 4 закона № 209-ФЗ.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- КФХ (крестьянские (фермерские) хозяйства);
- ИП (индивидуальные предприниматели).
То есть это коммерческие компании, ведущие определенные виды деятельности и имеющие особые условия регистрации. Для отнесения предприятия к малым также должны быть выполнены следующие лимиты (см. таблицу).
Критерии малого предприятия 2018
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вносено уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода. Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. Суммы лимитов остались прежними. По сути показатели выручки просто изменили на предельные значения дохода. На основании полученных сведений налоговики составляют единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Некоторые компании, возможно, не попали в реестр. В письме от 23.08.16 № СА-4-14/[email protected] налоговики рассказали, что включали в реестр компании на основании показателей за 2015 год. Если доходы или среднесписочная численность за этот период выше лимитов, то компания в реестр не попала, даже если за предшествующие годы показатели в норме. Если компании нет в реестре, но она подпадает под критерии, надо подать заявление через сервис налоговиков.
Субъектам малого предпринимательства не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям малого предприятия в 2018 году налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Критерии микропредприятия 2018
Выше мы рассказали о субъектах малого предпринимательства в 2018 году, кто к ним относится. Но есть еще одна категория малых компаний — микропредприятия.
Критерии микропредприятия 2018: таблица
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|
Микропредприятие — это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников. Это самые низкие показатели. Но так же, как и малые и средние предприяти (МСП-бизнес) микропредприятия должны удовлетворять требованиям по участию в учредителях компании РФ (не более 25%) и иностранных юрлиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%).
Малый и средний бизнес: общие критерии отнесения 2018
Критерий | Предельное значение |
---|
У ООО есть два условия. Для АО дополнительное требование всего одно (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/[email protected]). Смотрите таблицу.
ООО | АО |
---|
Выручка за 2017 год — не более 800 млн руб.
Численность работников за 2017 год — не больше 100 чел.
— доля участия РФ, субъектов, общественных организаций — не более 25 %
— доля участия других организаций, которые не являются малыми или средними, — не более 49 %
1) акции общества обращаются на рынке ценных бумаг и относятся к высокотехнологическому сектору экономики;
2) предприятие использует в работе результаты интеллектуальной деятельности;
3) АО — участник «Сколково»;
4) учредители — ООО «СИГМА. Томск», ОАО «РОСНАНО», ООО «Центр трансфера технологий», ООО «СИГМА.Новосибирск».
Льготы для малых предприятий в 2018 году
Если компания относится к субъекту малого предпринимательства в 2018 году, она вправе воспользоваться следующими льготами.
Надзорные каникулы. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательсва объявлены надзорные каникулы. То есть для них запрещены неналоговые проверки (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Есть только несколько условий: за предыдущие три года в компании не должно быть грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Если компанию по ошибке включили в план проверок, она вправе вычеркнуть себя из списка.
Запрет на проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение/приостановление лицензие).
Отказ от лимита кассы. Субъекты малого предпринимательства в 2018 году вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, письмо ЦБ РФ от 08.12.14 № 29-1-1-6/9698). Отказаться от лимита можно в любой момент. Надо только издать приказ руководителя (пример приказа скачайте ниже по ссылке). На практике некоторые инспекторы разрешают отказаться от лимита лишь тем компаниям, которые включены в реестр субъектов малого предпринимательства. Это нарушение.
Упрощенные учет и отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы бухучета и сдавать отчетность в упрощенном виде. Упрощенные способы есть практически в каждом ПБУ. Кроме того, они все перечислены в информации Минфина № ПЗ-3/2015. Надо только учитывать, что льготы для малого бизнеса по бухучету не касается малых компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Это все АО, а также ООО с выручкой за предыдущий год свыше 800 млн рублей.
Отказ от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 309.2 ТК РФ, работодатели — субъекты малого предпринимательства — микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие). При отказе от актов микропредприятия обязаны включить в трудовые договоры условия, которые в соответствии с ТК РФ прописываются в актах.
Льготы по региональным налогам. Местные власти вправе устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в 2018 году. Например, по налогу на имущество с кадастровой стоимости (п. 2 ст. 372 НК РФ). Также регионы вправе также устанавливать пониженные ставки для компаний на УСН.
Участие в государственных закупках. В 2018 году малый бизнес имеет преимущество при участии в госторгах. Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 % годового объема закупок.
Условия отнесения к субъектам малого предпринимательства
Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно вступившему в силу с 1 января 2008 г. Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от декабря 2011 г.) являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микро- и средним предприятиям.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
В настоящее время роль субъектов малого предпринимательства возрастает, поскольку их создание способствует увеличению занятости населения, обеспечивает развитие производства, товаров и услуг. В связи с этим формируются фонды поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Государственные органы осуществляют финансово-кредитные и другие меры поддержки малых предприятий. Развитие малых предприятий стимулируется: (1) налоговыми льготами при производстве товаров и услуг; (2) льготным кредитованием; (3) предоставлением оборудования по лизинговым договорам и др.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться:
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты Российской Федерации вправе наряду с общими формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в 2017 году
При соблюдении определенных условий организации и ИП могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства (далее – СМП). Критерии, актуальные для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), приведены в таблице (ч. 1, пп. «а» п. 1, п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
Условие | Предельные значения | ||
---|---|---|---|
среднее предприятие | малое предприятие | микропредприятие |
Изменение категории СМП (среднее, малое или микропредприятие) возможно в том случае, если у организации не будет соблюдаться условие о доходах или среднесписочной численности работников в течение 3 календарных лет подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ). То есть впервые категория может быть изменена только в 2019 году, если субъект в 2016-2018 гг. не будет укладываться в указанные выше лимиты (Письмо ФНС от 07.09.2016 N СД-4-3/[email protected] ).
Предприниматели – СМП
Категория СМП для индивидуальных предпринимателей определяется по среднесписочной численности работников и сумме полученного дохода от предпринимательской деятельности. При отсутствии работников значение имеет только доход ИП (ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ). Предельные значения установлены такие же, как и для ООО (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ).
Акционерные общества – СМП
Акционерное общество также может являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Для этого, во-первых, оно должно попадать в одну из категорий по показателям среднесписочной численности работников и доходу (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ). А во-вторых, у него должно соблюдаться одно из условий, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ . К примеру, акции общества должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ, и обращаться на организованном рынке ценных бумаг (пп. «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ).
Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию
Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.
Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.
Основные критерии определения малого предприятия 2019
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Доля участия других лиц в капитале
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/[email protected] разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
Единый реестр малых и средних предприятий
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
- сведений о доходах;
- среднесписочной численности сотрудников;
- данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
- информации от других государственных органов.
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.
В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.
Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.
Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Льготы для малых предприятий в 2019 году
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.
- Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
- Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
- Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
- Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
- Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
- Имеют преференции в системе госзакупок.
- Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.
Проверки малых предприятий 2019
Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.
Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:
- банки;
- страховщики;
- ЧОПы;
- недропользователи;
- формацевтические компании;
- перевозчики
и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Вклады малых преприятий теперь застрахованы
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.
Источники
Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.- Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
- Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Здравствуйте! Меня зовут Аркадий, 17 лет как я работаю юристом. За это время я получил опыт в этой сфере и хочу научить посетителей сайта решать разнообразные юридические вопросы.
Данные тщательно обрабатывали и группировались для удобства пользования, а вся информация изложена в доступном виде. Перед применением обязательная консультация со специалистом.