Разработаны требования к идентификации физлица для внесения сведений в есиа (законопроект)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Разработаны требования к идентификации физлица для внесения сведений в есиа (законопроект)" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Минкомсвязь России подготовила требования к идентификации граждан в ЕСИА

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Министерство предлагает регламентировать процедуру идентификации граждан при дистанционной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также состав необходимых для этого сведений и документов, которые потребуются для последующей автоматической идентификации граждан государственными органами, банками и иными организациями.

В частности, предполагается установить, что для регистрации в ЕСИА заявитель при личном присутствии сотрудника органа и организации должен будет предоставить следующие сведения:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер и дата выдачи документа; наименование выдавшего его органа, код подразделения);
  • адрес места жительства (регистрации) или пребывания;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • контактную информацию – номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты.

Уточняется, что документы и сведения, на основании которых будет осуществляться идентификация заявителя, должны быть действительными на дату их представления. Для этих целей нужно будет представить оригиналы документов или их нотариально заверенные копии. А если к идентификации заявителя будет иметь отношение только часть документа, можно будет представить заверенную выписку.

Планируется, что вводимые требования не будут распространяться на организации, проводящие такую идентификацию в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 28 марта, а общественное обсуждение – 5 апреля.

Минкомсвязь России подготовила требования к идентификации граждан в ЕСИА

JoeZ / Shutterstock.com

Министерство предлагает регламентировать процедуру идентификации граждан при дистанционной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также состав необходимых для этого сведений и документов, которые потребуются для последующей автоматической идентификации граждан государственными органами, банками и иными организациями 1 .

В частности, предполагается установить, что для регистрации в ЕСИА заявитель при личном присутствии сотрудника органа и организации должен будет предоставить следующие сведения:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер и дата выдачи документа; наименование выдавшего его органа, код подразделения);
  • адрес места жительства (регистрации) или пребывания;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • контактную информацию – номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты.

Уточняется, что документы и сведения, на основании которых будет осуществляться идентификация заявителя, должны быть действительными на дату их представления. Для этих целей нужно будет представить оригиналы документов или их нотариально заверенные копии. А если к идентификации заявителя будет иметь отношение только часть документа, можно будет представить заверенную выписку.

Планируется, что вводимые требования не будут распространяться на организации, проводящие такую идентификацию в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 28 марта, а общественное обсуждение – 5 апреля.

1 С текстом проекта Постановления Правительства РФ «Об установлении требований к проведению идентификации гражданина российской федерации государственными органами и иными организациями, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина российской федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации » можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/03-18/00079274).

Разработаны требования к идентификации физлица для внесения сведений в ЕСИА (законопроект)

Правительство РФ разработало проект постановления, в котором установлены требования для идентификации гражданина РФ:

  • при внесении сведений в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) для его регистрации;
  • при внесении в ЕСИА иных сведений, предусмотренных федеральными законами;
  • при внесении биометрических персональных данных физлица в единую информационную систему персональных данных.

Идентификация физлица производится в его личном присутствии организациями, вносящими информацию в ЕСИА, а именно:

  • государственными органами,
  • банками,
  • иными уполномоченными федеральными законами организациями.

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система, созданная и поддерживаемая Минкомсвязью РФ. Она позволяет получить доступ к различным государственным порталам, например к порталу «Госуслуги».

Для идентификации физлицо должно предоставить следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии последнего);
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при наличии);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • номер мобильного телефона и адрес электронной почты (при наличии).

При идентификации также представляется документ, удостоверяющий личность.

Предполагается, что постановление вступит в силу с 30.06.2018.

Банк России планирует контролировать порядок размещения и обновления сведений, необходимых для регистрации клиента — физического лица в ЕСИА

Согласно проекту деятельность Банка России по надзору за соблюдением банками порядка размещения и обновления сведений, необходимых для регистрации клиента — физического лица в ЕСИА, сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), а также биометрических персональных данных, будет включать в себя организацию и проведение плановых и внеплановых инспекционных проверок, а также применение действий и мер воздействия в случае выявления нарушений банком требований к размещению и обновлению указанных сведений.

[2]

В рамках проведения Банком России плановых и внеплановых инспекционных проверок банков предлагается осуществлять проверки:

Читайте так же:  Образец договора аренды с правом выкупа

соблюдения установленного Правительством РФ порядка размещения и обновления в электронной форме в ЕСИА сведений, необходимых для регистрации в ней клиента — физического лица, и сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдения порядка размещения и обновления в электронной форме в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, его биометрических персональных данных, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации граждан РФ на основе биометрических персональных данных по согласованию с Банком России.

Документы и информация, которые будут получены Банком России в рамках осуществления надзора от банка и банком от Банка России, не будут подлежать разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Предполагается, что проект вступит в силу с 30 июня 2018 года.

Закон об удаленной идентификации клиентов банков с помощью биометрии и ЕСИА подписан

31 декабря Владимир Путин подписал закон №482-ФЗ, позволяющий банкам открывать счета физическим лицам, предоставлять им кредиты и осуществлять денежные переводы в режиме онлайн, без посещения офиса.

Для установления и подтверждения достоверности сведений о клиенте могут быть использованы единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также единая биометрическая система.

Закон вводит обязанность банков, входящих в перечень, установленный Центральным банком РФ, по поручению и с согласия клиента-физического лица, осуществлять сбор и передачу в ЕСИА различных персональных данных клиента, в том числе биометрических. Однако хотя бы один раз гражданину придётся пройти идентификацию очно, чтобы его биометрические данные были внесены в ЕСИА.

Что такое биометрические персональные данные

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», биометрическими персональными данными являются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.

К таким данным могут быть, в частности, отнесены отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес, изображение человека (фотография и видеозапись) и др.

Данные гражданина, прошедшего очную идентификацию, размещаются в ЕСИА и в единой биометрической системе. Форма согласия на обработку персональных данных и биометрических персональных данных утверждается правительством Российской Федерации.

Контроль выполнения банками мер по обеспечению безопасности персональных данных при использовании единой биометрической системы будет осуществляться Центральным банком.

Функции оператора единой биометрической системы должны быть возложены на организацию, занимающую «существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации».

Оператор единой биометрической системы:

1) осуществляет передачу информации о результатах проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных гражданина Российской Федерации его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, в государственные органы, банки и иные организации (указанные в законе);

2) предоставляет в МВД и ФСБ сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законом, оператор единой биометрической системы будет взимать с банков плату за проверку и подтверждение предоставленных клиентом биометрических персональных данных. Размер и порядок взимания такой платы должны определяться Минкомсвязью по согласованию с Центральным банком и самим оператором единой биометрической системы.

Банком России могут быть установлены ограничения по общему количеству банковских счетов (вкладов), открытых в банках клиенту – физическому лицу, по общей сумме кредитов, выданных одним банком клиенту – физическому лицу, а также по общей сумме переводов денежных средств в течение месяца, осуществленных одним банком, при проведении идентификации с использованием сети «Интернет».

Как и в обычном случае, открытие банковского счёта онлайн возможно при «отсутствии подозрений в причастности указанного лица к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, экстремистской и (или) террористической деятельности».

По плану разработка Национальной биометрической платформы должна быть завершена к концу 2017 года. В соответствии с техническим заданием эта платформа позволит банкам идентифицировать по биометрическим данным как действующих, так и новых клиентов — физических лиц. Такая идентификация позволит частным лицам дистанционно осуществлять банковские операции, а в дальнейшем может быть использована в других отраслях экономики — в медицине, образовании, e-commerce и т.д.

Для включения сведений о гражданине в единую систему идентификации и аутентификации и единую биометрическую систему необходимо будет получить его согласие по форме, предложенной Минкомсвязи России

Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что государственные органы, банки и иные организации в случаях, определенных федеральными законами, после проведения идентификации при личном присутствии гражданина РФ с его согласия на безвозмездной основе размещают в электронной форме сведения, необходимые для регистрации гражданина РФ в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), и иные сведения, если такие сведения предусмотрены федеральными законами, — в ЕСИА; а также биометрические персональные данные гражданина РФ — в Единой биометрической системе (ЕБС). Для размещения указанных сведений в ЕСИА и ЕБС требуется получить информированное и добровольное согласие гражданина.

В проекте приводится форма такого согласия, которая включает в себя: ФИО субъекта персональных данных; перечень биометрических персональных данных, обработку которых планируется осуществлять; перечень лиц и организаций, которым предоставляется согласие на обработку персональных данных; указание на согласие на передачу персональных данных иным органам и организациям; срок, на который предоставляется согласие; указание на порядок отзыва согласия; дату выдачи согласия и подпись лица, его предоставляющего.

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

Читайте так же:  Договор о материальной ответственности с продавцом - образец

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

[3]

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
Читайте так же:  Образец доверенности на перевозку груза водителю

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Интеграция с ЕСИА

Кто подключается к ЕСИА

Государственные органы и организации

В целях предоставления государственных услуг, межведомственного взаимодействия, организации доступа к информации в сети Интернет (Постановления Правительства №977, №584, №451).

Кредитные организации, микрофинансовые организации

Для удаленной идентификации клиентов банка (115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»), для регистрации клиентам банка учетных записей в ЕСИА.

Страховые компании и медицинские учреждения

При заключении и продлении онлайн договоров страхования, при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (Закон РФ 4015-1 «Об организации страхового дела…», 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…»).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие и брокерские компании, негосударственные пенсионные фонды

Для удаленной идентификации клиентов при открытии индивидуальных инвестиционных счетов, для подтверждения актуальности персональных данных онлайн (115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).

Многофункциональные и удостоверяющие центры

Для регистрации гражданам учетных записей в ЕСИА, а также для регистрации выпущенных сертификатов квалифицированной электронной подписи (63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Операторы связи

Для идентификации абонентов при подключении к публичным Wi-Fi-сетям (149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Наши решения и услуги по интеграции с ЕСИА

Продукт ESIA-Br >

Наиболее быстрый и простой способ подключения всех веб-сайтов организации к ЕСИА для идентификации пользователей с применением современных способов взаимодействия с ЕСИА по протоколам OpenID Connect 1.0 / OAuth 2.0.

Подключение мобильных приложений к ЕСИА

Хотите в вашем мобильном приложении сделать такую же интеграцию, как в официальном мобильном приложении Госуслуги? Пользователи смогут привязать мобильное приложение к своей учетной записи ЕСИА и предоставить приложению доступ к свежим сведениям своей учетной записи ЕСИА.

Ведение профиля пользователя ЕСИА из сторонних приложений

Вы можете предоставить пользователям ваших веб-сайтов возможность обновить сведения в их учетной записи ЕСИА, так, чтобы они не покидали при этом ваш сайт и не вводили повторно о себе сведения в ЕСИА.

Готовое решение для идентификации в Wi‑Fi сетях

Готовое решение по идентификации абонентов при доступе к публичным Wi-Fi точкам доступа, построенным на основе распространенных роутеров MikroTik.

Интеграция с ЕСИА по SAML 2.0 / Open >

Не важно, какие фреймворки и среды разработки используются в вашей системе. Мы решим все организационные и технические вопросы, которые у вас возникнут при интеграции с ЕСИА с использованием SAML 2.0 или OAuth 2.0 / OpenID Connect.

Мы также предоставим возможность отладки в нашей собственной среде-эмуляторе ЕСИА и обеспечим создание необходимых тестовых данных.

Решение по обеспечению самостоятельной регистрации из Интернет-банкинга клиентов банка в ЕСИА

Клиенты интернет-банка могут самостоятельно зарегистрировать в ЕСИА свою подтвержденную учетную запись. Для этой интеграции с ЕСИА банки могут использовать наше готовое ПО.

Читайте так же:  Может ли индивидуальный предприниматель быть управляющим в ооо

Подключение >

Хотите разработать коннектор к вашей Identity Management системе, чтобы автоматизировать ведение сотрудников организации и их полномочий в ЕСИА? Мы предоставим все необходимые консультации по использованию соответствующих программных интерфейсов ЕСИА и тестовую среду для проведения отладки.

Минкомсвязь России подготовила требования к идентификации граждан в ЕСИА

Поделиться статьей:

Житель Калининграда угрожал но .

  • 6 сент. 2019 г.

Банк России определил требован .

  • 5 сент. 2019 г.

Если Вы или Ваш бизнес сталкиваетесь с юридической проблемой, требующей квалифицированного совета, свяжитесь с нами, чтобы получить бесплатную консультацию со специалистом.

Удаленная идентификация

Удаленная идентификация – это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос) в любом банке.

Для этого необходимо пройти первичную идентификацию в одном из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры и направит их в Единую биометрическую систему.

В дальнейшем, если гражданин захочет обратиться в новый банк, ему нужно будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном. После сравнения его лица и голоса с ранее внесенными в систему данными он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод из дома, не приходя в банк.

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента. Удаленная идентификация позволит повысить доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения. Благодаря такому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка.

Удаленная идентификация заработала 30 июня 2018 года. С этого момента сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России.

Банки будут постепенно обеспечивать в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20% структурных подразделений банка в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года – 60% и до конца 2019 года – 100%.

Применение биометрической идентификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопросы и ответы

Граждане смогут дистанционно открывать счета (вклады), получать кредиты и осуществлять переводы.

Минкомсвязь России подготовила требования к идентификации граждан в ЕСИА

Министерство предлагает регламентировать процедуру идентификации граждан при дистанционной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также состав необходимых для этого сведений и документов, которые потребуются для последующей автоматической идентификации граждан государственными органами, банками и иными организациями1.

[1]

В частности, предполагается установить, что для регистрации в ЕСИА заявитель при личном присутствии сотрудника органа и организации должен будет предоставить следующие сведения:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер и дата выдачи документа; наименование выдавшего его органа, код подразделения);
  • адрес места жительства (регистрации) или пребывания;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • контактную информацию – номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты.

Уточняется, что документы и сведения, на основании которых будет осуществляться идентификация заявителя, должны быть действительными на дату их представления. Для этих целей нужно будет представить оригиналы документов или их нотариально заверенные копии. А если к идентификации заявителя будет иметь отношение только часть документа, можно будет представить заверенную выписку.

Планируется, что вводимые требования не будут распространяться на организации, проводящие такую идентификацию в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 28 марта, а общественное обсуждение – 5 апреля.

1 С текстом проекта Постановления Правительства РФ «Об установлении требований к проведению идентификации гражданина российской федерации государственными органами и иными организациями, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина российской федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации » можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/03-18/00079274).

Законопроект об удаленной идентификации клиентов банков с помощью биометрии и ЕСИА внесен в Госдуму

Так, документ предусматривает обязанность банков, входящих в перечень, установленный Центральным банком РФ, по поручению и с согласия клиента-физического лица в целях проведения последующей удаленной идентификации, в том числе, иными кредитными организациями, осуществлять сбор и передачу в ЕСИА следующих сведений:

• фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, номер абонента подвижной радиотелефонной связи (номер мобильного телефона — ред.);

• сведения о биометрических персональных данных клиента;

• сведения о согласии клиента на обработку его персональных данных, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в информационно-технологических элементах, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и предоставление биометрических персональных данных.

Читайте так же:  Когда возможно досрочное погашение займа и как его оформить

Перечень кредитных организаций, которые обязаны осуществлять сбор и передачу персональных данных клиента-физического лица, включая биометрические персональные данные, и требования к таким организациям устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Открывать клиенту-физическому лицу счета на основе пройденной удаленной идентификации при соблюдении условий об отсутствии подозрений в причастности указанного лица к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, экстремистской и (или) террористической деятельности, согласно законопроекту, имеют право как организации, обязанные проводить сбор и передачу персональных данных клиента-физического лица, так и иные кредитные организации.

Систему удаленной идентификации клиентов кредитных организаций — физических лиц предлагается выстроить на основе обработки и использования биометрических персональных данных, поскольку «такая идентификация имеет наивысшую степень надежности в цифровом пространстве, а ее применение в банковском секторе стало мировым трендом», говорится в пояснении к законопроекту.

Для обеспечения безопасности персональных данных и безопасности системы удаленной идентификации законопроектом предусматривается создание указанной системы на государственном уровне в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ по согласованию с Банком России, а также Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Банком России. При этом одним из центральных звеньев системы удаленной идентификации будет являться государственная информационная система – ЕСИА, говорится в пояснительной записке.

Напомним, о том, что Банк России в перспективе планирует дополнить ЕСИА биометрией, говорила минувшей осенью заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова. По ее словам, первичная идентификация должна проходить в офисе банка, при личном присутствии клиента. Если же человек хочет перейти в другой банк, нужно предоставить ему возможность сделать это удаленно — через ЕСИА.

Зампред ЦБ добавила, что для введения удаленной идентификации планируется сначала запустить пилотный проект — опробовать механизм на «ограниченном количестве операций банков». Если пилот пройдет успешно — можно будет масштабировать технологию на больший круг операций и на большее количество участников. Удаленная идентификация физлиц в банках, по её словам, может заработать в 2017 году.

В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и ФНС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Пенсионным фондом и с участием Банка России представить в правительство предложения по использованию технологий удалённой идентификации и электронной подписи, в том числе в финансовой сфере.

Положения о необходимости реализовать доступ в ЕСИА с применением технических средств устной (голосовой) и/или биометрической идентификации и аутентификации содержатся в Системном проекте электронного правительства 2020 (СП), представленном Минкомсвязью.

Источник: Экспертный центр электронного государства

Установлены требования к фиксированию действий при размещении биометрии граждан в ЕСИА

Постановление правительства Российской Федерации от 29.06.2018 №747 «Об установлении требований к фиксированию действий при размещении в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также при размещении биометрических персональных данных гражданина Российской Федерации в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации» опубликовано на официальном портале правовой информации в понедельник.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу статьи 8 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. №482-ФЗ, то есть 30 июня 2018.

Как определено документом, фиксирование действий уполномоченных сотрудников органов и организаций, размещающих сведения о гражданине в ЕСИА и биометрические данные в единой биометрической системе, «осуществляется с использованием программных средств и (или) программно-аппаратных средств и (или) технических средств (далее – средства фиксации)».

Эти средства фиксации должны обеспечивать идентификацию и аутентификацию уполномоченного сотрудника перед размещением им данных, а затем фиксировать идентификатор сотрудника (в качестве которого выступает СНИЛС) [который получает доступ к биометрическим ПД]. Также средствами фиксации должны протоколироваться все действия сотрудника в процессе регистрации граждан в ЕСИА и размещения биометрических ПД – чтобы потом можно было восстановить хронологию действий.

Данные о действиях сотрудника должны храниться в течение пяти лет. Также пять лет должны храниться копии документов и выписок из них, предоставленных гражданами Российской Федерации для внесения в системe.

Напомним, согласно закону №482-ФЗ, который вступил в силу 30 июня, оператор единой биометрической системы («Ростелеком») обязан предоставлять «в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка и противодействия терроризму сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, в порядке, установленном правительством Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Первая рабочая версия единой биометрической системы была представлена «Ростелекомом» в феврале 2018. Запуск системы в коммерческую эксплуатацию был назначен на 1 июля 2018 года.

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

  3. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
Разработаны требования к идентификации физлица для внесения сведений в есиа (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here