При расчетах с иностранным принципалом ндс можно выделять в составе вознаграждения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "При расчетах с иностранным принципалом ндс можно выделять в составе вознаграждения" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

При расчетах с иностранным принципалом НДС можно выделять в составе вознаграждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация по договору поставки реализовала иностранному покупателю (Швейцария) товар. С покупателем заключено отдельное соглашение, в соответствии с которым российская организация (агент) от своего имени, но за счет иностранной организации (принципала) организует доставку товара покупателя (принципала) с привлечением третьих лиц.
1. Облагаются ли НДС услуги третьих лиц и вознаграждение агента?
2. Как рассчитывается ставка НДС на вознаграждение агента?

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Вознаграждение агента

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ, признается территория РФ, если деятельность лиц, оказывающих услуги, осуществляется на территории РФ.
Поскольку услуги, оказываемые по агентским договорам, в подпунктах 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ не поименованы*(1) и в рассматриваемом случае такие посреднические услуги оказываются российской организацией (агент), то местом реализации таких услуг признается территория РФ, и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению НДС в РФ, вне зависимости от того, действует ли агент от собственного имени или от имени принципала. Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 26.03.2018 N 03-07-08/18809, от 22.02.2018 N 03-07-08/11179, от 30.10.2015 N 03-07-08/62571, от 06.03.2015 N 03-07-08/12210.

Ставка НДС

Услуги привлекаемых агентом для транспортировки товара исполнителей

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При расчетах с иностранным принципалом НДС можно выделять в составе вознаграждения

Минфин в письме от 20.04.2018 № 03-07-08/26658 дал разъяснения о том, каким образом начислять НДС при расчетах с иностранным принципалом, если в договоре размер агентского вознаграждения указан без выделения НДС. Ранее в подобных ситуациях предъявлялось требование исчислять НДС сверх цены договора.

Минфин РФ указал, что в данном случае возможно руководствоваться п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Это означает, что НДС следует выделять в составе цены, указанной в договоре.

Для справки. В соответствии с п. 17 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.05.2014 № 33 по смыслу пп. 1, 4 ст. 168 НК РФ сумма налога должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце. В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Об общих правилах исчисления НДС можно узнать из статьи «Общая система налогообложения (ОСНО) — понятие» и других материалов рубрики «Общая система налогообложения (ОСНО)».

Агентское вознаграждение: НДС

Существуют различные виды посреднических договоров, которые могут быть заключены между заказчиком и посредником: договор поручения, комиссии, агентский договор. По любому из этих договоров за свою работу посредник, как правило, получает вознаграждение (п. 1 ст. 972, п. 1 ст. 991, ст. 1006 ГК РФ). Оно может быть установлено в договоре как определенный процент от стоимости реализованных или приобретенных для комитента (принципала) товаров, либо в фиксированном размере.

Оказание посреднических услуг в интересах другого лица на территории РФ подлежит обложению НДС, если посредник является плательщиком НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, агент должен начислять НДС на сумму своего вознаграждения, а также на иные доходы, полученные при ведении этой деятельности (п. 1 ст. 156 НК РФ).

По общему правилу посредник, чья деятельность связана с реализацией товаров, освобожденных от налогообложения НДС по ст. 149 НК РФ, все равно должен платить НДС со стоимости своих услуг. Правда, за некоторым исключением (п. 7 ст. 149 НК РФ). Пример такого исключения – реализация определенных товаров медицинского назначения (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Начисление НДС и счета-фактуры

Посредник должен начислить на сумму агентского вознаграждения НДС на дату, когда выполнит свои обязательства по посредническому договору. Обычно это дата утверждения отчета заказчиком, либо дата подписания акта обеими сторонами. С даты оформления одного из таких документов у посредника есть 5 календарных дней для выставления счета-фактуры на сумму своего вознаграждения в адрес комитента (принципала) (п. 3 ст. 168 НК РФ).

НДС при этом начисляется «сверху» по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ, Письмо Минфина от 12.05.2011 N 03-07-11/122 ), хотя реализуемые в рамках посреднической деятельности товары при этом могут облагаться по другим ставкам НДС или вовсе не облагаться НДС.

Счета-фактуры на сумму агентского вознаграждения и дополнительно полученных доходов от посреднической деятельности, выставленные комитенту (принципалу), не регистрируются в журнале учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Авансовый НДС по агентскому вознаграждению

Бывает, что агентское вознаграждение по условиям договора необходимо удерживать из денег, полученных:

  • от покупателей, если посредник реализует товары (работы, услуги) для заказчика;
  • от комитента (принципала), если посредник покупает товары (работы, услуги) для заказчика.

Тогда на выделенное из общей суммы агентское вознаграждение тоже должен быть начислен НДС, по сути как с аванса. И в течение 5 календарных дней со дня получения денег надо будет выставить счет-фактуру. А после утверждения отчета или подписания акта НДС с аванса можно будет принять к вычету.

Читайте так же:  Лист ознакомления с локальными нормативными актами - образец

Учет у посредника сумм, полученных от комитента/принципала

Суммы, полученные от комитента / принципала для выполнения посредником своих обязанностей (например, для приобретения товаров, оплаты их транспортировки), у посредника НДС не облагаются и не учитываются им в доходах или расходах для целей налогообложения прибыли (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

А вот вознаграждение и иные доходы, связанные с ведением посреднической деятельности, надо будет признать в доходах на дату утверждения отчета комитентом (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Уплата НДС с агентского вознаграждения в бюджет

НДС, начисленный с вознаграждения посредника, уплачивается в составе общей суммы налога по итогам квартала – равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 173, п. 1 ст. 174 НК РФ).

При расчетах с иностранным принципалом НДС можно выделять в составе вознаграждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2016 г. N 03-07-08/39963 О вычете у принципала НДС, уплаченного агентом в бюджет в качестве налогового агента при перечислении оплаты иностранному лицу за выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых является территория РФ

Вопрос: Производственным предприятием заключен с контрагентом агентский договор, в котором производственное предприятие является Принципалом, а контрагент — Агентом. В соответствии с условиями договора Агент по поручению Принципала обязуется совершить от своего имени, но за счет Принципала, либо от имени и за счет Принципала, юридические и иные действия, связанные с заключением договоров с выбранными в установленном порядке Поставщиками (Исполнителями) на закупку (поставку) и монтаж технологического оборудования.

На основании вышеизложенного Агент заключает договор поставки оборудования для Принципала, где Поставщиком является иностранное юридическое лицо, а Покупателем — Агент. Вместе с поставкой оборудования Поставщик (иностранное юридическое лицо) осуществляет обучение персонала и пусконаладочные работы оборудования на территории Принципала. По условиям договора поставки НДС в размере 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ удерживается и перечисляется в бюджет РФ Покупателем, как налоговым агентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По факту уплаты НДС, Агент предоставил Принципалу платежное поручение об оплате данного НДС и счет-фактуру, с указанием наименования Продавца — иностранного юридического лица с пометкой «за иностранное лицо».

Принципал со своей стороны перечислил денежные средства в адрес Агента в размере НДС — 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ.

Имеет ли право Принципал, приобретающий таким образом оборудование и услуги, принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет посредником — Агентом, при условии наличия указанных первичных документов?

В случае возможности принятия к вычету данного НДС, распространяется ли в данной ситуации для Принципала право о заявлении налоговых вычетов в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров работ, услуг) при условии принятия на учет оборудования в июле 2015 года, проведении обучения персонала и пусконаладочных работ в январе 2016 года, фактической оплате НДС со стороны Агента в бюджет — в январе 2016 года, поступлении в адрес Принципала счета-фактуры от Агента от января 2016 года и возмещении Принципалом агенту оплаченного НДС — в январе 2016 года?

При этом, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1-й кв. 2016 г. уже предоставлена в ИФНС без принятия к вычету данного НДС. Необходимо ли в случае принятия к вычету данного НДС предоставлять корректировочную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость или возможно принять данный НДС в рамках текущего отчетного периода по НДС.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу вычета у принципала налога на добавленную стоимость, уплаченного агентом в бюджет в качестве налогового агента при перечислении оплаты иностранному лицу за выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

В случае заключения российской организацией, являющейся агентом по агентскому договору с российским принципалом, от своего лица, но за счет и по поручению принципала договора с иностранными лицами на оказание указанных услуг, обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость возлагаются на агента, перечисляющего оплату за услуги иностранным лицам.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.

[2]

В связи с тем, что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога, удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм налога принципалом агенту в составе средств на исполнение агентского договора.

По вопросу осуществления налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой налоговый вычет, сообщаем, что в таком случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений пункта 2 статьи 173 Кодекса такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте так же:  Как снизить плату за коммунальные услуги с начала взимания платы за обращение с тко разъяснения минс
Заместитель директора Департамента А.С. Кизимов

Обзор документа

Возник вопрос о вычете у принципала НДС, уплаченного агентом в бюджет в качестве налогового агента при перечислении оплаты иностранному лицу за выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых является Россия.

В связи с этим разъяснено следующее. При приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем является принципал. Суммы налога, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, облагаемых НДС. При этом необходимы документы, подтверждающие уплату в бюджет сумм налога, удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм налога принципалом агенту в составе средств на исполнение агентского договора.

По вопросу осуществления налогоплательщиком вычета НДС в налоговых периодах, следующих за тем, в котором возникло право на такой вычет, разъяснено следующее. В этом случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на вычет. При этом такую декларацию можно подать в течение 3 лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.

Российская организация — «иностранный» агент (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.04.2015

Российская организация заключила агентский договор с иностранным партнером. Согласно его условиям организация оказывает содействие по реализации импортного оборудования на территории РФ. При этом оборудование ввезено на территорию РФ без участия агента на льготных условиях (НДС на таможне не уплачивался в соответствии с положениями п. 7 ст. 150 НК РФ и Постановления Правительства РФ N 372 ). Нужно ли организации предъявлять НДС к уплате покупателям оборудования? Уплачивается ли НДС с суммы агентского вознаграждения и по какой ставке?

Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

О предъявлении НДС покупателям

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Место реализации товаров определяется в соответствии со ст. 147 НК РФ. В силу п. 1 данной статьи в целях исчисления НДС местом реализации товаров считается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

— товар размещается на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;

— товар в момент начала отгрузки и транспортировки размещается на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, местом реализации оборудования, которое уже ввезено на территорию РФ, признается территория РФ. С учетом того, что сделка купли-продажи оборудования совершается при участии российского посредника, на последнего (при условии участия в расчетах) возлагаются обязанности налогового агента по НДС. Это следует из содержания п. 5 ст. 161 НК РФ: при реализации товаров на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

В п. 1 ст. 168 НК РФ уточняется, что при реализации товаров налогоплательщик (а также налоговый агент, указанный в п. 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к уплате покупателю данных товаров соответствующую сумму налога.

Кроме того, в Письме ФНС России от 03.04.2009 N ШС-22-3/[email protected] «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, указанными в пункте 5 статьи 161 НК РФ» особо отмечено, что порядок определения налоговой базы налоговыми агентами, поименованными в п. 5 ст. 161 НК РФ, аналогичен порядку, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ (налоговая база определяется как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы НДС), в то время как налоговыми агентами, названными в п. 2 ст. 161 НК РФ (в ней речь идет о непосредственных покупателях товаров), налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров с учетом налога.

Таким образом, агент (при условии, что он участвует в расчетах между покупателем и продавцом оборудования) должен предъявить покупателю оборудования к уплате:

— стоимость оборудования, по которой оно должно быть реализовано согласно поручению принципала;

— сумму НДС, которая должна быть предъявлена покупателю в силу требований гл. 21 НК РФ (п. 1 ст. 154, п. 5 ст. 161, п. 1 ст. 168).

Тот факт, что НДС при ввозе оборудования на территорию РФ не уплачивался (по причине соответствия Перечню технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого освобожден от налогообложения согласно п. 7 ст. 150 НК РФ), не влияет на порядок налогообложения сделки купли-продажи, в которой участвует агент.

О налогообложении агентского вознаграждения

Прежде всего необходимо определить, является ли для российской организации оказание посреднических услуг (по агентскому договору) иностранному партнеру объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ. На основании данной нормы объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Место реализации работ (услуг) устанавливается согласно ст. 148 НК РФ.

Исходя из пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ. Поскольку посреднические услуги по содействию в реализации оборудования на территории РФ в обозначенных подпунктах не названы, местом реализации указанных услуг, оказываемых российской организацией иностранному принципалу, признается территория РФ. Значит, агентское вознаграждение подлежит обложению НДС (см. также Письмо Минфина России от 31.07.2012 N 03-07-08/222).

Относительно ставки налога напоминаем следующее. В силу п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не поименованных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ. Оказание посреднических услуг по содействию в реализации оборудования не подпадает под действие перечисленных пунктов, поэтому к этой операции применяется ставка НДС 18%.

Пример. Российская организация — агент по поручению иностранной компании реализует на территории РФ уже ввезенное на названную территорию оборудование (стоимость оборудования без учета НДС составляет 2 000 000 руб.). Конечному покупателю указанное оборудование предлагается по цене 2 360 000 руб. (с учетом НДС). Согласно договору агент действует от своего имени, участвует в расчетах и удерживает причитающееся вознаграждение в сумме 200 000 руб. (в том числе НДС — 30 508 руб.) из денежных средств, полученных в оплату оборудования от покупателя.

Читайте так же:  Обеспечение иска в арбитражном процессе
Видео (кликните для воспроизведения).

В бухгалтерском учете будут сделаны такие записи.

Минфин: Услуги, оказываемые по агентскому договору иностранной организацией, которая ведет деятельность на территории иностранного государства, НДС не облагаются

Вопрос: ООО закупает товары за рубежом и реализует их в третьи страны без завоза на территорию РФ и заключает агентский договор с иностранной организацией для поиска покупателей-нерезидентов. Агент принимает на себя также обязательства по обеспечению поступления ООО выручки за реализованный товар. Должно ли ООО исчислить и удержать НДС при выплате комиссионного вознаграждения иностранному агенту?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 октября 2008 г. N 03-07-08/233

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении посреднических услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации на основании агентского договора, и сообщает.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании норм данной статьи место реализации посреднических услуг, оказываемых по агентскому договору, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 указанной ст. 148 Кодекса установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей вышеназванные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых на основании агентского договора иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.
В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом. Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо — налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.
Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.
Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:
1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;
2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.
Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст. 147 НК РФ):
— товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ). Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Местом реализации признается территория РФ, если деятельность
организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют
работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ,
за исключением случаев, указанных ниже (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ)

По месту осуществления деятельности покупателя работ (услуг)
(пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Россия признается местом реализации,
если покупатель осуществляет свою деятельность на территории РФ:

Передача, предоставление
патентов, лицензий, торговых
марок, авторских прав или иных
аналогичных прав

Официальная позиция заключается
в том, что при передаче
исключительных прав на основании
сублицензионного договора
действуют те же правила, что и
при первичной передаче прав, т.е.
Россия будет местом реализации
таких услуг, только если
приобретатель данных прав
находится в России (см. Письма
Минфина России от 05.03.2008
N 03-07-08/55, от 01.04.2008
N 03-07-15/44)

Оказание услуг (выполнение
работ) по разработке программ
для ЭВМ и баз данных
(программных средств и продуктов
вычислительной техники),
их адаптации и модификации

С 01.01.2008 реализация
исключительных прав
на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, программы
для ЭВМ, базы данных, топологии
интегральных микросхем, секреты
производства (ноу-хау), а также
прав на использование указанных
результатов интеллектуальной
деятельности на основании
лицензионного договора
не подлежит налогообложению
(освобождается
от налогообложения) НДС
(пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Оказание консультационных,
юридических, бухгалтерских,
инжиниринговых, рекламных,
маркетинговых услуг, услуг
по обработке информации, а также
при проведении
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ

Что касается аудиторских услуг,
то согласно официальной позиции
Минфина России аудиторские услуги
представляют собой сочетание
консультационных и бухгалтерских
услуг, поэтому Россия будет
местом реализации аудиторских
услуг, только если покупатель
услуг находится на территории РФ
(см. Письмо Минфина России
от 24.08.2005 N 03-04-08/224)

Предоставление персонала
в случае, если персонал работает
в месте деятельности покупателя

[1]

Сдача в аренду движимого
имущества, за исключением
наземных автотранспортных
средств

Оказание услуг агента,
привлекающего от имени основного
участника контракта лицо
(организацию или физическое
лицо) для оказания услуг,
перечисленных выше

Читайте так же:  Образец оформления договора и протокола

По месту нахождения имущества. Россия признается местом
реализации, если имущество находится на территории РФ
(пп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ):

Работы (услуги), связанные
с недвижимым имуществом (кроме
воздушных, морских судов и судов
внутреннего плавания, а также
космических объектов), а именно:
строительные, монтажные,
строительно-монтажные, ремонтные
и реставрационные работы,
а также работы по озеленению,
услуги по аренде

Согласно официальным разъяснениям
перечень работ (услуг),
непосредственно связанных
с имуществом, не является
исчерпывающим (см., например,
Письмо Минфина России
от 12.07.2005 N 03-04-08/185).
Арбитражные суды придерживаются
того же мнения (см., например,
Постановление ФАС Северо-
Западного округа от 01.12.2005
N А56-52630/04). Также есть
примеры судебных решений,
указывающих на то, что услуги по
субаренде недвижимого имущества
относятся к приведенному перечню
услуг, непосредственно связанных
с недвижимостью (Постановление
ФАС Северо-Западного округа
от 01.12.2005 N А56-52630/04)

Работы (услуги), непосредственно
связанные с движимым имуществом
и указанными выше судами,
а именно: монтаж, сборка,
переработка, обработка, ремонт
и техническое обслуживание

По фактическому месту оказания услуг. Россия признается местом
реализации, если услуги оказываются на территории РФ
(пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ):

Услуги в сфере культуры,
искусства, образования
(обучения), физической культуры,
туризма, отдыха и спорта

Местом реализации признается территория РФ при условии,
что пункт отправления и (или) пункт назначения находятся
на территории РФ (пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ):

Услуги по перевозке и (или)
транспортировке, а также услуги
(работы), непосредственно
связанные с перевозкой и (или)
транспортировкой (за исключением
услуг (работ), непосредственно
связанных с перевозкой и (или)
транспортировкой товаров,
помещенных под таможенный режим
международного таможенного
транзита)

Услуги оказываются российскими
организациями и индивидуальными
предпринимателями

Услуги (работы), непосредственно
связанные с перевозкой
и транспортировкой товаров,
помещенных под таможенный режим
международного таможенного
транзита

Услуги оказываются организациями
(в том числе иностранными)
и индивидуальными
предпринимателями

Правила определения места реализации услуг по НДС

Необходимо отметить, что порядок определения места оказания «электронных услуг» для целей НДС НК РФ не урегулирован. По нашему мнению, местом реализации данных услуг необходимо признать место нахождения покупателя. Под «электронными услугами» следует понимать «веб-хостинг», предоставление доступа к базам данных, реализацию программного обеспечения, реализацию объектов авторских прав, включая игры, дистанционное обучение, а также любую платную передачу данных через Интернет или подобные средства коммуникации.

Исчисление и уплата налога

Вместо заключения.

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети прошлого столетия стало широкое распространение НДС (Value-Added Tax (VAT) (англ.)), который был изобретен французским финансистом М. Лоре. НДС — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).
Одним из основных принципов НДС, реализованным в большинстве стран, является нейтральность этого налога, т.е. то, что он не вносит искажений в структуру экономических мотиваций хозяйствующих субъектов. Данный принцип означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. Это явилось важнейшей причиной внедрения НДС в налоговую практику многих стран мира взамен не обладающих таким свойством оборотных налогов.

Желание российского законодателя расширить долю косвенных налогов в бюджете РФ в виде НДС вполне понятно. Но при этом немаловажное значение для пополнения доходных статей бюджета имеет привлечение иностранного капитала в экономику РФ. Поэтому необходимо учесть как интересы бюджета, так и интересы иностранных инвесторов. В данной статье затронуты лишь отдельные аспекты налоговых обязательств по НДС при заключении сделок с иностранными организациями. Вместе с тем государственный интерес в пополнении бюджета может быть обеспечен совершенствованием законодательства в части налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации путем пересмотра перечня доходов иностранных организаций, облагаемых в Российской Федерации.

Порядок налогообложения НДС вознаграждения коммерческого представителя

Порядок налогообложения НДС вознаграждения коммерческого представителя

Договор коммерческого представительства заключен с иностранной организацией — резидентом иностранного государства.

Коммерческий представитель (ООО) действует от имени и за счет доверителя (иностранной организации). За осуществление действий, предусмотренных договором коммерческого представительства, ООО получает вознаграждение, учитывающее понесенные им в ходе выполнения договора расходы.

Территория какого государства будет являться местом реализации посреднических услуг? Какую ставку НДС необходимо применить?

Каков порядок налогообложения НДС вознаграждения коммерческого представителя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Местом реализации посреднических услуг, оказываемых в рассматриваемой ситуации ООО иностранной организации по договору коммерческого представительства, является территория РФ. Следовательно, вознаграждение коммерческого представителя облагается НДС по ставке 18%.

Обоснование позиции:

Правовые аспекты

Согласно п. 1 ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

При этом судьи отмечают, что договор коммерческого представительства является разновидностью договора поручения, и на него распространяются общие нормы главы 49 ГК РФ. По правовой природе коммерческое представительство представляет собой организационный договор, по условиям которого доверитель и коммерческий представитель договариваются об основных принципах их взаимоотношений, об объеме функций, осуществляемых представителем в интересах доверителя, порядке исчисления и уплаты вознаграждения, иных условиях в зависимости от вида представительства (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2014 N Ф08-734/14 по делу N А53-25749/2012, ФАС Московского округа от 03.12.2013 N Ф05-13384/12 по делу N А40-86877/2012).

Коммерческое представительство представляет собой отношения по оказанию коммерческим представителем любых посреднических услуг, не противоречащих закону (постановление ФАС Московского округа от 27.12.2012 N Ф05-13941/12 по делу N А40-36231/2012).

Исходя из п. 1 ст. 972 ГК РФ доверитель обязан уплатить коммерческому представителю вознаграждение, если это предусмотрено договором. Стороны вправе предусмотреть в договоре либо возможность выплаты вознаграждения, которое может включать в себя затраты агента по выполнению поручения, либо компенсации этих затрат сверх него (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2013 N Ф07-6085/13 по делу NА56-47233/2012).

НДС

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

По своей сути деятельность коммерческого представителя (агента) является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ, п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком услуг по общему правилу определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (то есть из цен, примененных сторонами сделки, которые признаются рыночными ценами, если не установлено иное), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При определении налоговой базы выручка от реализации услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Читайте так же:  Дополнительный отпуск работающим пенсионерам (нюансы)

При этом в соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ при осуществлении налогоплательщиками предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налоговая база определяется как сумма дохода, полученная ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Таким образом, исходя из изложенного реализация посреднических услуг на территории РФ является объектом налогообложения НДС. Налоговой базой для посредника является сумма его вознаграждения по договору.

[3]

Как мы уже отметили выше, договор коммерческого представительства является разновидностью договора поручения. Поэтому считаем, что в рассматриваемой ситуации налогообложение НДС вознаграждения коммерческого представителя следует рассматривать как налогообложение посредника.

Как мы поняли из вопроса, договор коммерческого представительства заключен ООО (коммерческим агентом) непосредственно с иностранной организацией (доверителем).

В данном случае при рассмотрении вопроса налогообложения НДС суммы вознаграждения коммерческого представителя (агента) необходимо определить, признается ли местом оказания посреднических услуг территория РФ.

Место реализации услуг в целях главы 21 НК РФ определяется с учетом положений ст. 148 НК РФ.

Так, для услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (перечень является закрытым), местом оказания признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Заметим, что в отношении посреднических услуг применение пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ возможно лишь в случае оказания услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных вышеупомянутым подпунктом.

В свою очередь, исходя из пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, в случае, когда покупатель работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не осуществляет деятельность на территории РФ, в целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) территория РФ не признается.

Таким образом, местом оказания посреднических услуг для иностранного покупателя признается иностранное государство (в котором осуществляет деятельность такой покупатель) только в том случае, если такие посреднические услуги направлены на привлечение от имени иностранного покупателя лиц для оказания услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации покупатель посреднических услуг (услуг коммерческого агента) осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Однако оказываемые ему услуги коммерческого агента не являются услугами по привлечению от имени иностранного покупателя лиц для оказания услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Полагаем, что в такой ситуации следует обратить внимание на пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, из которого следует, что, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ (в части оказания видов услуг, не предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 данного пункта), в целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.

Согласно разъяснениям Минфина России, в силу пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации агентских услуг, оказываемых российской организацией иностранному принципалу (за исключением приобретения посредником от имени покупателя услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), признается территория РФ, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ по ставке в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Смотрите, например, письма Минфина России от 03.02.2017 N 03-07-08/5768, от 17.11.2016 N 03-07-08/67658, от 02.12.2011 N 03-07-08/339, от 15.04.2010 N 03-07-08/114, от 16.07.2009 N 03-07-08/154, от 26.03.2008 N 03-07-08/69, от 11.05.2007 N 03-07-08/109). Смотрите дополнительно Разъяснения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области «Применение налога на добавленную стоимость в отношении посреднических услуг, оказываемых российской организацией на основании агентского договора».

Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых в рассматриваемой ситуации ООО иностранной организации по договору коммерческого представительства, является территория РФ. Следовательно, вознаграждение коммерческого представителя облагается НДС по ставке 18%.

Поскольку в данном случае в сумму вознаграждения, выплачиваемого коммерческому представителю, изначально заложены расходы, связанные с исполнением договора коммерческого представительства, полагаем, что налоговой базой по НДС является вся сумма вознаграждения. Тогда, по нашему мнению, НДС, предъявленный коммерческому представителю по расходам, понесенным в связи с исполнением договора коммерческого представительства, он может принять к вычету при соблюдении требований ст.ст. 171, 172 НК РФ.

Ведь в противоположной ситуации (когда принципал (доверитель) компенсирует агенту затраты, связанные с исполнением посреднической деятельности, отдельно от (сверх) агентского вознаграждения) агент формирует налоговую базу по НДС исходя из суммы своего агентского вознаграждения без учета сумм, направленных на компенсацию его расходов (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 N А12-19285/2008, письмо Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-11/122). При этом организация-агент не сможет претендовать на вычет НДС, предъявленного ей принципалом, поскольку данные расходы произведены в интересах принципала и подлежат возмещению последним. НДС же по невозмещаемым принципалом расходам организация-агент сможет принять к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 171, 172 НК РФ (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2015 N Ф05-12124/15 по делу N А40-173322/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 N Ф04-1668/2006(22263-А70-31), ФАС Московского округа от 10.01.2006 N КА-А40/12799-05-П).

Косвенно это подтверждается также в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.06.2006 N Ф03-А73/06-2/1641. Суд пришел к выводу, что в случае, когда согласно договору полученное налогоплательщиком агентское вознаграждение учитывает и включает в себя все расходы, связанные с исполнением поручений принципала, налогоплательщик вправе учесть суммы этих расходов в целях налогообложения, поскольку в данном случае вся сумма полученного вознаграждения является его доходом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем внимание, что в ответе на вопрос выражено наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения официальных органов и других специалистов. Организация вправе обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту постановки на учет или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Источники


  1. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  5. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
При расчетах с иностранным принципалом ндс можно выделять в составе вознаграждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here