Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-фз лицам, аффилированным с заказчиком

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-фз лицам, аффилированным с заказчиком" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Конфликт интересов в госзаказе откладывается.

На этой неделе в ряде СМИ появилась информация, что Минфин предложил учитывать «семейный конфликт интересов в госзаказе (то есть при закупках по 44-ФЗ) и запретить заказчикам привлекать к закупкам аффилированные юридические и физические лица. Однако в итоге выяснилось, что речь идет об августовском предложении министерства, касающийся закупок по 223-ФЗ, то есть для госкомпаний и компаний с госучастием. Torg94 поговорил с экспертами и выяснил, как такой запрет мог бы повлиять на госзаказ.

Под аффилированностью Минфин понимает брак или близкие родственные связи с физлицами, которые являются «выгодоприобретателями, руководителями, членами правления юрлиц, индивидуальными предпринимателями — участниками закупок». При этом конфликт интересов предлагается учитывать при владении лицом или компанией от 10% в акционерном или уставном капитале компании.

Запрет для госкомпаний предлагается ввести с 1 января 2018 года. Контролировать его исполнение начиная с 1 января 2020 года​ Минфин предложил через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Таким образом ведомство планирует обеспечить добросовестную конкуренцию за заказы госкомпаний.

Ранее этой проблемой заинтересовалась Генпрокуратура. В июле прошлого года генпрокурор Юрий Чайка утвердил план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе, закупках госкомпаний и естественных монополий. Генпрокуратура предложила ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства.

«Внимание к закупкам и сделкам с аффиливарованностью как в случае с госкомпаниями, так и в случае с закупками для госнужд вполне оправданно, — констатирует директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. — Случаи, когда мэр покупает что-то у фирм, принадлежащих его супруге, к сожалению, не редкость».

Отслеживание связей между заказчиком и поставщиком могло бы решить очень многие проблемы, если автоматизировать этот процесс на основе имеющихся у государства данных о гражданах, рассказал T94 гендиректор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский. По его словам, такие правила игры позволили бы руководству заказчика и контролирующих органов расставлять «флажки» и понимать, с кем можно заключать контракт.

Сейчас в ст. 31 закона «О контрактной системе» уже есть запрет на конфликт интересов, в том числе и по «семейным» основаниям, напоминает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Указан там и запрет на владение «напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале» поставщика. Минфин, безусловно, мог бы расширить перечень запрещённых связей. Можно было бы даже скопировать перечень этих запретов в Закон № 223-ФЗ, но если госкомпания не получает деньги из бюджета, а тратит собственные заработанные средства, то у неё и так есть стимул прописать запрет на рискованные связи в своём положении о закупках без всяких указаний законодателя», — рассуждает он.

Норма о запрете конфликта интересов была бы очень актуальной, поскольку на практике это одна из ключевых проблем госзаказа, считает Казанцев. «Можно предположить, что по крайней мере в некоторых случаях исключение конфликта интересов повысило бы эффективность закупки. Например, в случае, когда до развода чиновник не мог бы легально обеспечить подряд на поставку для госнужд для завода своей супруги (хотя бы до развода) или привлечь к оказанию услуг контору своего сына», — перечисляет он. Однако несовершенство нормы, по его словам, оставило бы пространство для её обхода, а значит риск аффилированности заказчика и поставщика снизился бы, но полностью исключить его было бы нельзя.

Лучше было бы не вводить прямой запрет, а ограничиться требованием обязательного декларирования аффилированности и жестких санкций в случае «забывчивости», предлагает Ульянов. «Знаменитый предприниматель Илон Маск делает закупки у своего брата, и на качестве его машин это не сказалось. Конечно, большинству наших чиновников до гения Маска далеко, но давайте дадим им шанс, — говорит он. — Не думаю, что аналогичная поправка в 44-ФЗ была бы эффективна. Какой-нибудь мэр переписал бы завод с жены на друга детства, и этим все бы закончилось. Полагаю, что надо было бы сделать обязательным декларирование аффилирванности и конфликта интересов, но не вводить запрет», — считает Ульянов.

«Сейчас у чиновников есть много возможностей обойти даже самые строгие запреты в сфере госзаказа. Нельзя отдать подряд сыну – но зато вполне можно племяннику или двоюродному брату. Нельзя обеспечить госзаказ для мужа – но зато фиктивный развод легко снимает эту проблему. А если речь идёт о крупных подрядах, то едва ли составит проблему зарегистрировать фирму на управляемое физическое лицо, формально ни в каких связях с принимающим решения лицом не состоящее», — указывает Казанцев. По его словам, оценка реальной аффилированности и степени ее влияния на результаты торгов в некоторых случаях является предметом индивидуальной экспертной оценки, которая не сводится к соответствию или несоответствию запретительным перечням.

Пресечь злоупотребления можно было бы путем введения дополнительных проверок, если б после декларирования подобные закупки подпадали бы под пристальное внимание контролеров и общественных активистов. Прямой запрет мог бы лишь привести к переписи предприятия-подрядчика на другого человека. В этом случае проверяющим крайне сложно вычислить конфликт интересов, не говоря о том, чтобы доказать его, заключает Ульянов.

Автор: Анастасия Смоленская

№ 223-ФЗ: осуществление закупок у компаний, аффилированных с заказчиком, будет запрещено.

Минэкономразвития подготовило поправки к Закону № 223-ФЗ, согласно которым производить закупку при наличии конфликта интересов между заказчиком и исполнителем будет запрещено.

Читайте так же:  Какие документы нужны для заключения брака

Предлагается закрепить за заказчиком обязанность устанавливать при проведении закупки требование об отсутствии конфликта интересов между ним и компаниями, участвующими в тендере. Также с целью предотвращения возможности произвести закупку у участника, который является аффилированной с заказчиком компанией, вводится понятие бенефициарного владельца.

Ожидается, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2016 года.

Аффилированность 44 ФЗ

Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг

Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Отмечаем, что согласно части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

На основании вышеизложенного требования, установленные Законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон N 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.

При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона N 135-ФЗ.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720

Фабула дела:

ИП Федоришин Д.В. и ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области» оспаривают решение антимонопольной службы о нарушении предпринимателем процедуры проведения торгов, выразившееся в противоправной договоренности с заказчиком. Заказчиком был проведен аукцион на поставку деревянных опор. С предпринимателем подали заявки два других лица, аффилированных с ним.

После того, как эти лица сняли свои заявки, предприниматель оказался единственным поставщиком, с ним был заключен контракт по цене, в 6 раз превышающей рыночную. Кроме того, предприниматель не является прямым поставщиком деревянных опор, эти материалы он закупает у лесозаготовителя. УФАС выявила признаки сговора лиц при проведении процедуры открытого аукциона, необоснованного завышения начальной (максимальной) цены контракта. УФАС не выписало предписание, но передало материалы в правовой отдел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Суд первой инстанции отменил решение УФАС, в апелляции отказали в восстановлении пропущенного срока на обжалование, суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил и оставил в силе решение антимонопольного органа.

Судебный акт: постановление АС Северо-Западного округа от 01.10.2018 по делу № А21-595/2018

Выводы суда:

1. Предприниматель закупает древесину через цепочку поставщиков, что увеличивает стоимость отпуска материалов. ФГКУ при объявлении аукциона сформировало не отвечающую рыночной начальную (максимальную) цену.

2. Коммерческие предложения запрашивались у лиц, которые уже были контрагентами по другим договорам с ФГКУ, а также являются между собой аффилированными лицами.

3. В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта был определен круг потенциальных участников открытого аукциона из числа субъектов, чьим основным видом деятельности не являются услуги/работы по лесозаготовке. Налицо алогичность и неэффективность действий должностных лиц ФГКУ при планировании бюджетных средств.

4. В процедуре проведения аукциона все действия совершались тремя участниками, имеющими в составе одних и тех же руководителей, письма отправлялись с одного адреса, заявки подавались с одного компьютера. Все действия являются единообразными и соответствуют стратегии поведения, направленной на повышение начальной (максимальной) цены контракта и поддержание ее на торгах.

5. Совокупность согласованных действий ФГКУ и аффилированной группы субъектов указывает на намерения должностных лиц ФГКУ получить не оптимальную и разумную начальную (максимальную) цену контракта, а «удобную» для договаривающихся сторон.

6. В условиях осуществления государственных закупок никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать.

7. ФГКУ как профессиональный участник закупочной деятельности не могло не знать требования закона 44-ФЗ при формировании начальной цены контракта. Также не могло не знать о конкурентных рынках по профилю своих потребностей при формировании коммерческих предложений. Проведение торгов, подразумевающее состязательность субъектов, не может не влиять на конкуренцию.

1) УФАС и суд оценивали доказательства в совокупности. Для привлечения ФГКУ и предпринимателя к ответственности был исследован конкурентный рынок; определены основные субъекты, занимающиеся поставкой древесины; определена цена такой поставки; установлена связь лиц, подавших заявки на участие в аукционе.

2) Суд указал, что совокупность пусть и косвенных, но допустимых и относимых доказательств, свидетельствует о противоправной договоренности сторон, которая при этом не опровергнута заявителями.

3) По правилам закона 44-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, а также согласованные действия между ними, которые приводят к ограничению конкуренции. Договоренность по поводу установления начальной (максимальной) цены является ограничением конкуренции, поскольку затрудняет для других лиц возможность участия в аукционе.

4) ФГКУ не направило коммерческие предложения прямым лесозаготовщикам, иным субъектам, но связалось только с известными и аффилированными лицами, тем самым также ограничивая возможность участия иных субъектов.

5) Суд в качестве довода привел профессионализм ФГКУ как участника закупочных процедур. ФГКУ регулярно проводит торги по закупкам различных товаров и услуг по закону 44-ФЗ. Организатор торгов точно должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых к процедуре закупки, к формированию цены контракта, к кандидатам.

Читайте так же:  Образец акта выездной налоговой проверки

Указанный вывод представляется справедливым, и в связи с этим те действия, которые совершило ФГКУ при подготовке к проведению торгов, представляются направленными на ограничение конкуренции к выгоде победившего участника.

Аффилированность по 44-ФЗ

Об аффилированных лицах в госзакупках косвенно говорится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В ч. 1 ст. 17 этого документа установлен запрет на действия, которые нарушают конкуренцию, в том числе на координацию деятельности и создание преимущественных условий участия в процедуре. То есть в государственных закупках не должны участвовать лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.

При этом прямого запрета на участие аффилированных лиц в государственных закупках нет. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития от 21.10.2015 № ОГ-Д28-13720. Министерство обращает внимание на то, что обязательные требования к участникам установлены в ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ. И эта норма не содержит упоминаний об заинтересованных лицах.

Но в то же время заказчик должен следить за соблюдением условий честной конкуренции. Злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона № 135-ФЗ. Кстати, при определении начальной цены контракта заказчик вправе использовать коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц, от лиц с одним и тем же учредителем, директором. Такого запрета в законах нет.

По каким статьям уголовного кодекса судят сотрудников заказчика
Если в деле фигурирует взятка, сотруднику заказчика инкриминируют преступление по статье 290 УК. Если речь идет о мошеннических схемах, например о закупке товара у аффилированного лица, то вменяют мошенничество по статье 159 УК. Пункт статьи зависит от суммы и от того, кто именно фигурировал в деле — один сотрудник или группа лиц. Посредничество при взятке — отягчающее обстоятельство. Суд приравняет такую схему передачи взятки к группе лиц. Нецелевой расход бюджетных средств — преступление по статье 285.1 УК. Служебный подлог — статья 292 УК, халатность — статья 293 УК. Ограничение конкуренции — статья 178 УК и превышение должностных полномочий — статья 286 УК.
Какие действия в закупках потянули на Уголовный кодекс и закончились тюрьмой, условным сроком и лишением права занимать должности на госслужбе?

Читайте 7 историй из практики

Аффилированность по 223-ФЗ

Что касается закупок отдельными видами юрлиц, разъяснения по аффилированности содержатся в Письме Минэкономразвития от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371. Ведомство напомнило, что участник торгов может быть любое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям заказчика. Министерство указало на то, что 223-ФЗ не запрещает любому вышеназванному лицу, в том числе аффилированному с другими участниками или с заказчиком, участвовать в закупке.

Однако следует помнить о соблюдении требований законодательства о защите конкуренции. Несмотря на отсутствие официального запрета, заказчики зачастую в своих положениях ставят ограничения на участие в процедурах аффилированных лиц.

К примеру, положение компании «Мобильные ГТЭС» содержит такую обязанность закупающего сотрудника: «Незамедлительно ставить в известность руководство заказчика о случаях установления фактов и признаков участия и (или) победы в закупках юридических или физических лиц, аффилированных с закупающими сотрудниками, в том числе членами закупочных комиссий и привлекаемыми экспертами, а также сотрудниками исполнительного аппарата, сотрудниками филиалов и (или) ДЗО, курирующими исполнение договора».

Также ответственным за закупки специалистам запрещено «иметь с участниками закупок связи, иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности (например, быть аффилированным лицом с участником закупки), о которых он не заявил закупочной комиссии».

Пример: в закупке участвовал сотрудник заказчика Участник через суд потребовал отменить итоги закупки и признать договор недействительным. Основание: в конкурентных процедурах участвовал работник заказчика – индивидуальный предприниматель. Заказчик признал нарушение, но возразил против требований заявителя. Аффилированное лицо не победило на процедурах и никак не повлияло на итог.

Суд установил: работникам заказчика или организатора запрещено участвовать в закупке. Факт, что сотрудник заказчика не победил, – не отменяет факта нарушения. Однако, чтобы признать закупку и договор недействительными, нужно установить негативные последствия для заявителя. Участник не доказал, что нарушение повлияло на его права. Итоги закупки не отменили. Суд сослался на пункт 4 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ (п. 13 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).

Смотреть остальные правила работы по 223-ФЗ от ВС РФ

Похожие статьи:

Бесплатная телефонная консультация по 44-ФЗ (223-ФЗ) Если вам понадобилась юридическая помощь в сфере государственных закупок,…

ФорумИнститута госзакупок(Москва) Вопрос: О применении антидемпинговых мер при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, в…

Статья 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗСтатья 21. Планы-графики1. Планы-графики содержат перечень закупок товаров,…

Когда нужно вносить изменения в план-график по 44-ФЗ? План-график закупок это второй основной документ о…

Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-ФЗ лицам, аффилированным с заказчиком

Минфин РФ разработал законопроект, вносящий новые части 7.1 и 7.3 в ст.3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 ‎№ 223-ФЗ. Поправками предлагается установить запрет на закупки при наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком.

Наличие конфликта интересов предлагается считать существующим, если руководитель заказчика или член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке либо являются близкими родственниками физлиц, являющихся:

  • выгодоприобретателями,
  • единоличным исполнительным органом хозобщества (генеральный директор, управляющий и т.п.),
  • членами коллегиального исполнительного органа хозобщества,
  • руководителем учреждения или унитарного предприятия,
  • членами иных органов управления юрлиц — участников закупки.

Это определение конфликта интересов распространяется и на ИП – участников закупки.

[2]

Под выгодоприобретателями понимаются физлица:

  • владеющие напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо более чем 10%-ной долей в уставном капитале хозобщества,
  • обладающие возможностью определять решения, принимаемые хозобществом (перечень действий указан в ч.8 ст.11 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Читайте так же:  Когда требуется медицинский осмотр при приеме на работу

Близкими родственниками в данном случае считаются:

  • родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки),
  • полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сёстры,
  • усыновители или усыновленные.

В настоящее время подобный запрет при конфликте интересов установлен для госзакупок в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (п.9 ч.1 ст.31 закона № 44-ФЗ).

Вступление в силу поправок (за небольшими исключениями) предполагается с 01.01.2018.

О последних изменениях, внесённых в закон № 223-ФЗ рассказывает статья «Последние изменения в редакцию ФЗ № 223 о госзакупках — 2017».

Минфин предлагает запретить участие в госзакупках членам семей сотрудников госкомпаний

Минфин предлагает запретить участие в госзакупках членам семей сотрудников госкомпаний

Служба новостей » 25 сен 2017, 17:21

[1]

Минфин России предлагает ввести в закон «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» запрет на привлечение заказчиками членов своих семей. О подготовке поправок сообщается на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проектом запрещается участие в закупках юридических и физических лиц, аффилированных с руководителями госкомпаний, членами их комиссий по осуществлению закупок, руководителями контрактных служб и контрактными управляющими. Под аффилированостью понимается брак или близкое родство с участниками закупок.

Запрет предлагается ввести с 1 января 2018 года, а контроль его исполнения через Единую информационную систему в сфере закупок — с 1 января 2020 года.

Ранее сообщалось, что Минфин разработал законопроект, согласно которому с января 2018 года участники закупок товаров, работ и услуг будут проходить проверку на аффилированность с заказчиком. В документе предлагается расширить понятие «выгодополучатель», чтобы выявлять «конфликт интересов» до того, как заказчик заключит контракт с аффилированной фирмой или физическим лицом.

Госзаказ — практика. Может ли заказчик запрещать субподряд в рамках 223 ФЗ?

Верховный суд разъяснил, когда заказчики в рамках 223-ФЗ могут, а когда не могут запрещать субподряд.

В целом, запрет привлекать субподрядчиков и соисполнителей соответствует ГК РФ. Закон разрешает включать в договор условие о личном выполнении подрядчиком работ, оказании услуг.

Этот запрет нарушает законодательство лишь только в том случае, если будет доказано, что с его помощью заказчик хочет добиться победы конкретного участника закупки, ограничив конкуренцию.

Могут ли посредники участвовать в госзакупках в рамках 223-ФЗ

При участии ИП как участника тендерных закупок по 223-ФЗ можно ли выступать в качестве агента с привлечением партнёрских организаций, например, юридических или проектировочных компаний?

При проведении закупок по 223-ФЗ со стороны исполнителя контракт должен заключаться непосредственно лицом, принимающим на себя обязательства по контракту. Закон допускает наличие на стороне исполнителя соисполнителей или подрядчиков, это могут быть и юридические, и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Исполнитель также может действовать в рамках посреднических соглашений, представляя интересы третьих лиц, однако обязательства по контракту будут лежать лишь на стороне, его непосредственно подписавшей. Необоснованное включение промежуточных звеньев в ходе проведения закупок недопустимо и противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, закон прямо указывает на возможность исполнения контракта рядом лиц, например, в качестве соисполнителей или субподрядчиков.

Участником закупок может быть и агент, например, реализующий продукцию в рамках дилерских или иных соглашений. Так в Решении Новосибирского УФАС России от 22.12.2016 антимонопольный орган признал необоснованной жалобу одного из участников, что победителем при закупках оборудования была признана организация, не являющаяся его производителем, а реализующая продукцию завода-изготовителя в рамках агентского договора.

При этом действия заказчика, свидетельствующие о создании преимуществ посредникам при возможности заключения прямых договоров на более выгодных условиях, противоречат принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ). Такие обстоятельства спора встречаются, например, в Решении Хакасского УФАС России от 01.11.2016 № 2-А-16.

Наличие объективных возможностей исполнить обязательства по договору, не могут являться безусловным требованием, ограничивающим круг участников. Например, такой критерий, как фактическое наличие товара, не всегда может использоваться в закупочной деятельности. В Постановлении от 11.08.2016 № А40-54535/2016 Девятый арбитражный апелляционный суд указал: «действия Заказчика по установлению требования, обязывающего участника закупки фактически приобретать товар до определения победителя торгов, значительно сужают круг участников закупки ввиду невозможности участия в ней лиц, не производящих самостоятельно требуемый товар, но обладающих возможностью его поставить в случае одержания ими победы в торгах, ставят в преимущественное положения участников-производителей, участников-дилеров перед участниками, не являющимися таковыми, противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках».

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности заказчика запретить привлечение субподрядных организаций. Позиции по данному вопросу отличаются большим разнообразием. Мнение официальных органов здесь во многих случаях расходится с подходами судов.
Тем не менее, стоит учитывать, что согласно позиции Высших судов, отраженной наиболее емко в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) условие, запрещающее привлечение субподрядных организаций к исполнению договора, правомерно.

Таким образом, если заказчик не установил требования о реализации договора непосредственно исполнителем, последний может привлечь иных участников. Это может быть реализовано, как привлечением соисполнителей, так и субподрядчиков.

Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг

Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Читайте так же:  Верховный суд российской федерации - структура и полномочия

Отмечаем, что согласно части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

На основании вышеизложенного требования, установленные Законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон N 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.

При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона N 135-ФЗ.

[3]

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720

Regnum: Взяточникам запретят участвовать в госзакупках

Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении 19 октября. Юрлицам, привлекавшимся к ответственности за передачу, предложение или обещание взятки, предлагается запретить участвовать в госзакупках. Как передает корреспондент ИА REGNUM 14 октября, соответствующий законопроект рекомендовал Госдуме принять в первом чтении комитет нижней палаты парламента по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Законопроект был инициирован правительством РФ.

«Документ разработан Минтрудом России во исполнение межведомственного плана мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа. Практика показывает, что количество нарушений в данной сфере увеличивается, тема достаточно актуальная» , — отметил замглавы Минтруда Алексей Черкасов.

Законопроектом предлагается не допускать к торгам организации, которые привлекались к административной ответственности за незаконную передачу, предложение или обещание вознаграждения в интересах юрлица. Запрет будет действовать в течение двух лет. «Два года — срок нахождения в реестре недобросовестных поставщиков», — уточнил Черкасов. «Цель законопроекта — развитие рынка добропорядочной конкуренции, для организаций, которые не допускают нарушений», — добавил он.

Также документ дополняет обязательные единые требования к участнику госзакупок отсутствием непогашенной или неснятой судимости за преступления, предусмотренные ст. 289 («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»), 290 («Получение взятки»), 291 («Дача взятки»), 291.1 («Посредничество во взяточничестве») Уголовного кодекса РФ. Это касается физлица, участвующего в процедуре закупки, руководителя и членов коллегиального исполнительного органа либо лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, а также главного бухгалтера юрлица-участника закупки. В действующей редакции закон запрещает участвовать в госзакупках лицам, осужденным за преступления в сфере экономики.

Планируется, что законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы 19 октября.

Источник: Информационное агентство Regnum

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Аффилированные лица

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Для юридического лица аффилированными лицами будут являться:

  • член Совета директоров или наблюдательного совета, или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • собственники юридического лица;
  • физические или юридические лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции, вклады и доли, составляющие уставной капитал юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность аффилированными лицами будут являться:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Применительно к государственным закупкам, аффилированность лиц актуальна для членов комиссий государственных (муниципальных) заказчиков.

На основании ст. 7 Закона N 94-ФЗ членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупках, либо состоящие в штате организаций, подавших такие заявки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

На основании ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников;
  2. создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
  4. участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Читайте так же:  Мировое соглашение по гражданскому делу - образец

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 94-ФЗ, участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Эта норма свидетельствует о том, что в одной закупке может участвовать неограниченное количество лиц, аффилированных между собой.

Интересно: корнем слова «аффилированное» является глагол «to affiliate», который в буквальном смысле означает принимать в члены, присоединять и даже усыновлять (удочерять).

Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-ФЗ лицам, аффилированным с заказчиком

Милович » 25 июн 2019, 16:34

Правительство РФ одобрило законопроект о внесении изменений в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), согласно которым госкомпании будут планировать свои закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на три года.

«Законопроектом предлагается расширить срок планирования закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства с одного года до трёх лет, — говорится в сообщении на сайте правительства. — Это позволит участникам закупок, являющимся субъектами МСП, получать информацию о долгосрочных потребностях заказчиков и заблаговременно принимать решение об участии в закупке».

По решению правительства, этот законопроект, ранее одобренный правкомиссией по законопроектной деятельности, должен быть внесен на рассмотрение Госдумы РФ.

Как сообщалось, прежде о необходимости введения госкомпаниями долгосрочного планирования закупок у субъектов МСП заявлял глава «Корпорации МСП» Александр Браверман. «Наиболее важным для нас в настоящее время является повысить предсказуемость для субъектов МСП и крупнейших заказчиков самого закупочного процесса, объемов и номенклатуры», — говорил он.

Для решения этой задачи Браверман предлагал законодательно закрепить трёхлетний горизонт планирования для госзакупок. «Мы представляем себе это следующим образом: первый год остается таким, как и был: крайне детализированным, второй год должен быть агрегированным, так как рыночные изменения происходят очень быстро, и мы не можем навязывать компаниям необходимость предоставлять номенклатурный перечень, а третий год — это прогноз», — говорил Браверман.

В первой половине текущего года регуляторы и законодатели кардинально переработали механизм планирования в госзакупках (регулируется законом «О контрактной системе», 44-ФЗ) — в сторону его упрощения. Так, новые нормы предусматривают, что планирование закупок будет осуществляться на основании только одного документа — плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа — план закупок и план-график). Сам план-график должен готовиться в соответствии с трехлетним циклом формирования бюджета — на очередной финансовый год и плановый период.

Re: Свежие правовые новости по 223-фз.

Милович » 01 июл 2019, 15:44

Милович писал(а): Правительство РФ одобрило законопроект о внесении изменений в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), согласно которым госкомпании будут планировать свои закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на три года.

«Законопроектом предлагается расширить срок планирования закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства с одного года до трёх лет, — говорится в сообщении на сайте правительства. — Это позволит участникам закупок, являющимся субъектами МСП, получать информацию о долгосрочных потребностях заказчиков и заблаговременно принимать решение об участии в закупке».

По решению правительства, этот законопроект, ранее одобренный правкомиссией по законопроектной деятельности, должен быть внесен на рассмотрение Госдумы РФ.

Как сообщалось, прежде о необходимости введения госкомпаниями долгосрочного планирования закупок у субъектов МСП заявлял глава «Корпорации МСП» Александр Браверман. «Наиболее важным для нас в настоящее время является повысить предсказуемость для субъектов МСП и крупнейших заказчиков самого закупочного процесса, объемов и номенклатуры», — говорил он.

Для решения этой задачи Браверман предлагал законодательно закрепить трёхлетний горизонт планирования для госзакупок. «Мы представляем себе это следующим образом: первый год остается таким, как и был: крайне детализированным, второй год должен быть агрегированным, так как рыночные изменения происходят очень быстро, и мы не можем навязывать компаниям необходимость предоставлять номенклатурный перечень, а третий год — это прогноз», — говорил Браверман.

Видео (кликните для воспроизведения).

В первой половине текущего года регуляторы и законодатели кардинально переработали механизм планирования в госзакупках (регулируется законом «О контрактной системе», 44-ФЗ) — в сторону его упрощения. Так, новые нормы предусматривают, что планирование закупок будет осуществляться на основании только одного документа — плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа — план закупок и план-график). Сам план-график должен готовиться в соответствии с трехлетним циклом формирования бюджета — на очередной финансовый год и плановый период.

Источники


  1. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-фз лицам, аффилированным с заказчиком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here