Предлагается закрепить минимальный размер зарплаты бюджетников

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается закрепить минимальный размер зарплаты бюджетников" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

В ТК РФ хотят закрепить минимальный размер зарплаты бюджетников

AndreyPopov / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект, разработанный Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея, внесен в Госдуму. Он направлен на установление дополнительных гарантий в части оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Документ 1 предусматривает дополнение ст. 144 Трудового кодекса новой частью, согласно которой заработная плата работников отдельных социально значимых профессий, осуществляющих трудовую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, выполнивших предусмотренный законодательством норматив по виду нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник трудится. Новая норма касается:

  • медицинских работников;
  • педагогических работников;
  • работников культуры.

Напомним, по общему правилу, зарплата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок зарплаты соответствующих профессиональных квалификационных групп. При этом системы оплаты труда таких работников устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом госгарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (ст. 144 ТК РФ).

Обязаны ли органы власти субъектов РФ при регулировании оплаты труда своих работников руководствоваться системами оплаты труда, установленными для федеральных учреждений? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Законопроект имеет отлагательный срок вступления в силу – с 1 января 2020 года и не требует выделения в текущем году дополнительных бюджетных ассигнований на его реализацию. При этом отмечается, что источником возможных расходов бюджетов в целях доведения уровня зарплаты работников, получающих более низкое обеспечение, до предполагаемого уровня будут являться увеличившиеся доходы вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы.

Авторы инициативы считают, что предлагаемая ими поправка позволит повысить уровень жизни отдельных категорий работников и престиж социально значимых профессий.

Предлагается установить, что средний размер оклада учителя не может быть меньше средней зарплаты по России

Сегодня депутат Госдумы Олег Смолин выступил с инициативой 1 изменения расчета зарплат педагогическим работникам. Он предложил закрепить, что размер средней тарифной ставки (оклада) заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен быть выше средней зарплаты по региону. При этом во всех случаях он не может быть ниже средней зарплаты по России в целом. В зависимости от вида педагогической деятельности предлагается устанавливать различные соотношения указанных размеров.

Так, в соответствии с законопроектом, для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей размер оклада должен превышать размер средней зарплаты в соответствующем регионе и быть не меньше, чем средняя зарплата по России. Для преподавателей ссузов указанный размер должен быть в полтора раза больше средней зарплаты по региону и не меньше полуторного размера средней зарплаты по России. А оклад вузовских преподавателей, в случае одобрения инициативы, будет в два раза превышать размер средней зарплаты по региону. При этом он не должен быть меньше двукратного размера средней зарплаты по России в целом.

Автор пояснил, что в настоящее время учитываются соотношения средней зарплаты педагогов и средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). По его оценке, размер средней зарплаты определяется вне зависимости от того, работает педагог в течение нормы рабочего времени или же сверх этой нормы. В связи с этим, как он считает, участилась практика повышения трудовой нагрузки вместо увеличения оплаты труда. Предполагается, что привязка размера зарплаты именно к тарифной ставке оклада позволит устранить эту проблему, поскольку оклад является фиксированной величиной и не зависит от продолжительности работы.

Кроме того, Олег Смолин предложил закрепить, что продолжительность преподавательской работы за ставку в дошкольном и общем образовании должна составлять 18 часов в неделю. А в вузах и ссузах такая продолжительность будет составлять 720 часов в год.

Читайте так же:  Рабочее время и время отдыха в трудовом договоре

Отметим, что в настоящее время указанная продолжительность варьируется в зависимости от вида общеобразовательной деятельности. Так, педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Также депутат предложил установить фиксированные надбавки педагогам за наличие ученых степеней. За степень доктора наук она может составить 15 тыс. руб., кандидата наук – 8 тыс. руб. А за классное руководство и кураторство студенческих групп предлагается выплачивать надбавку в размере 3 тыс. руб.

Влияет ли повышение МРОТ на зарплату бюджетников в 2019 году

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ — минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ

Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ , рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать величину минимальной оплаты на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Повышение трудового дохода с 1 мая 2018 года коснулось тех бюджетных работников, у кого он по месту работы (основному, на полной ставке) составил меньше 11 163 руб. Также увеличилась зарплата сотрудников, работающих на полставки, у которых выплата оказалась меньше 5 581 рубля 50 копеек.

Скачать для просмотра и печати:

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ в 2019 году

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника — обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ . Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ

Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя — произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Читайте так же:  Товарная форма кредита - что это такое

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

[3]

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

Внимание! В настоящее время сумма прожиточного минимума за 2 квартал 2018 года официально не установлена.

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ

Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ

Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

Однако в организации могут пойти иным путем и повысить, например, размер ежемесячной премии или иных обязательных выплат.

Важно! К постоянным доплатам к окладу не относятся компенсации за отпуск, командировочные расходы, премия по итогам года и подобные выплаты.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Минтруд признал, что оклады бюджетников могут быть ниже МРОТ

Ведомство не собирается возвращать в Трудовой кодекс статью о том, что базовые должностные оклады не должны быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В январе 2019 года общественный деятель и борец против нищенских зарплат Ирина Канторович послала в Минтруд письмо. В нём Ирина обратилась к Министру труда и соцзащиты РФ Максиму Топилину с просьбой «инициировать создание в Правительстве рабочей группы по выработке изменений законов, породивших уникальное явление нашей страны, по словам Ольги Голодец, — бедность работающего населения». Всё письмо можно прочитать здесь.

Суть письма: необходимо, чтобы Правительство РФ назначило базовые должностные оклады (это именно его полномочия по п.2 Ст.133 ТК), а также необходимо вернуть п.4 Ст. 133 ТК (изъятый в 2007 году) и устанавливать законодательно минимальный оклад (а не зарплату) в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ). Также необходимо вернуть в 129 статью ТК традиционное определение МРОТ.

То есть Ирина Канторович настаивает, чтобы Правительство РФ выполнило свои обязанности.

Минтруд ответил с большим опозданием, в нарушение сроков, только в апреле. Познакомиться с ответом можно здесь. Письмо подписано директором Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства М.С. Масловой. Минтруд в ответе просто игнорирует поднятые в письме вопросы о необходимости возвращения в Трудовой кодекс изъятых из него 12 лет назад положений, о практике Постановлений региональных властей, устанавливающих нищенские базовые оклады работникам и 30-кратные доплаты госслужащим и т.п.

По мнению Минтруда все у нас неплохо, процесс совершенствования зарплат идет. Про то, что нужно восстановить статью Трудового Кодекса о том, что оклад не может быть ниже МРОТ, ни слова.

То есть Минтруд не собирается возвращать в Трудовой Кодекс эту статью. Директор Департамента оплаты труда просто обошла молчанием эту огромную проблему, спровоцировавшую «уникальность» трудовых отношений в нашей стране. Но что-то подсказывает, что замолчать ее не удастся. Социальная напряженность в стране растет с каждым днем.

Читайте так же:  Новая форма справки о доходах 2-ндфл

В ТК РФ хотят закрепить минимальный размер зарплаты бюджетников

Видео (кликните для воспроизведения).

Соответствующий законопроект, разработанный Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея, внесен в Госдуму. Он направлен на установление дополнительных гарантий в части оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Документ 1 предусматривает дополнение ст. 144 Трудового кодекса новой частью, согласно которой заработная плата работников отдельных социально значимых профессий, осуществляющих трудовую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, выполнивших предусмотренный законодательством норматив по виду нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума , установленной в субъекте РФ, в котором такой работник трудится. Новая норма касается:

  • медицинских работников;
  • педагогических работников;
  • работников культуры.

Напомним, по общему правилу, зарплата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок зарплаты соответствующих профессиональных квалификационных групп. При этом системы оплаты труда таких работников устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих , единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом госгарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей ( ст. 144 ТК РФ ).

Законопроект имеет отлагательный срок вступления в силу – с 1 января 2020 года и не требует выделения в текущем году дополнительных бюджетных ассигнований на его реализацию. При этом отмечается, что источником возможных расходов бюджетов в целях доведения уровня зарплаты работников, получающих более низкое обеспечение, до предполагаемого уровня будут являться увеличившиеся доходы вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы.

Авторы инициативы считают, что предлагаемая ими поправка позволит повысить уровень жизни отдельных категорий работников и престиж социально значимых профессий.

[2]

Предлагается закрепить минимальный размер зарплаты бюджетников

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Новости Статьи Консультация Законодательство ПО Книги Юмор Поездки Знакомства

Темы новостей

Долги

ИНН

Касса

Компенсации

Налоговый кодекс

НДС

НДФЛ

Оплата труда

Отчетность

Проверки