Предлагается ввести квалифицированный состав в ук за фальсификацию отчётности финансовой организации

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается ввести квалифицированный состав в ук за фальсификацию отчётности финансовой организации" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Уголовная ответственность за фальсификацию документов учета и отчетности финансовой организации может быть ужесточена

повысить нижний порог штрафа за указанное деяние, предусмотренное статьей 172.1 УК РФ, с 300 тысяч до 500 тысяч рублей;

установить уголовную ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в виде штрафа в размере от 3 миллионов до 5 миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

распространить обязанность следователя, дознавателя по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого и по наложению ареста на данное имущество на случаи, когда возможно применение конфискации имущества в соответствии со статьей 104.1 УК РФ, либо за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания (кроме того, если имеются сведения, что указанное имущество находится на территории иностранного государства, следователя и дознавателя обяжут вносить запрос о производстве соответствующих процессуальных действий компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности).

Предлагается ввести квалифицированный состав в УК за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект)

Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 530-ФЗ)

1. Внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, акционерного инвестиционного фонда заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральный банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если эти действия совершены в целях сокрытия предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Роспотребнадзор: за фальсификацию продуктов необходимо ввести уголовную ответственность

Adam Melnyk / Shutterstock.com

Роспотребнадзор подготовил законопроект 1 , предусматривающий введение уголовной ответственности за фальсификацию продуктов питания. В ближайшее время он будет внесен правительством на рассмотрение в Госдуму. Об этом рассказала на состоявшейся вчера пресс-конференции начальник Правового управления Роспотребнадзора Наталья Андрияшина. «Мы предлагаем дополнить Уголовный кодекс новой статьей, согласно которой за производство, ввоз на территорию страны или реализации фальсифицированной пищевой продукции участники процесса должны нести уголовную ответственность,» – отметила представитель ведомства.

Напомним, что согласно действующему законодательству к фальсифицированным пищевым продуктам относятся пищевые продукты, материалы или изделия, умышленно поддельные или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной (абз. 16 ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Вместе с тем на сегодняшний день в КоАП предусмотрена ответственность не за фальсификацию продуктов питания, а за обман потребителей. В частности, в ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ закреплена ответственность за введение покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара в виде максимального штрафа для юрлиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. То есть норма носит общий характер для всех товаров, в то время как разработчики законопроекта предлагают регламентировать более жесткую ответственность именно за фальсификацию пищевых продуктов, которая может нанести существенный вред здоровью граждан. При этом, за совершение нарушения при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских и оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания наказание предлагается сделать строже. Например, наказывать штрафом в размере от 1 млн до 3 млн руб.

Как субъекту малого и среднего предпринимательства заменить административный штраф, назначенный за обман потребителей, предупреждением? Узнайте из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако, по словам Натальи Андрияшиной, несмотря на социальную значимость законопроекта, в адрес ведомства поступают в том числе и отрицательные отзывы. Так, Минэкономразвития России считает, что фальсифицированная продукция, произведенная или ввезенная на территорию Российской Федерации часто не может быть выявлена. Например, при приемке товара предприниматель сам не может распознать фальсифицированный продукт. Тем более, когда поставщик предоставляет надлежащим образом оформленные и предусмотренные законодательством документы, подтверждающие безопасность, качество и соответствие продукции требованиям технических регламентов, отмечается в заключении министерства к законопроекту. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, включение действий по реализации фальсифицированной пищевой продукции в состав уголовного преступления будет являться обоснованным только при наличии умысла в действиях лиц, осуществляющих реализацию этой пищевой продукции.

Читайте так же:  Образец ходатайства о снижении штрафа по административному провонарушению

Инициативу Роспотребнадзора поддержал заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Роман Семенов. Он отметил, что фальсификация продуктов сегодня приводит к нарушению в том числе антимонопольного законодательства. «Это вытесняет добросовестных изготовителей», – считает он. Речь идет о том, что при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях главным критерием оценки соответствующих заявок при организации закупок является цена, а не качество продукта. В результате торги выигрывают специализированные организации, которые вынужденны экономить на сырье, чтобы «уложиться» в сумму, отметил эксперт.

Основными механизмами, с помощью которых эксперты считают возможным исправить ситуацию, являются точечные меры по борьбе с нарушителями и повышение эффективности уже существующих норм. Исполнительный директор «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции» Александра Бражко предложил закрепить в КоАП РФ норму, согласно которой сумма штрафа за обман потребителя будет зачисляться не только в бюджет государства (ст. 46 Бюджетного кодекса РФ), но в равной мере и заявителю. «В таком случае мы упростим работы контрольно-надзорных органов – заинтересованные граждане будут сами выявлять и сообщать в уполномоченные ведомства о фальсификаторах», – считает эксперт.

Еще одну меру по борьбе с нарушителями предложила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. По ее мнению, необходимо запустить кампанию по маркировке продуктов питания, которая бы позволила проследить за тем, на каком предприятии производится продукт, из чего состоит и куда его отгружают.

Отметим, что в конце прошлого года был принят закон, согласно которому начиная с 2019 года Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – «код товара», позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры (п. 5 ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации

Информация об изменениях:

Статья 172.1 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 530-ФЗ

Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации

См. комментарии к статье 172.1 УК РФ

1. Внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, акционерного инвестиционного фонда заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральный банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если эти действия совершены в целях сокрытия предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Предлагается усилить уголовную ответственность за фальсификацию финансовой отчетности некоторых финансовых организаций

Правительство РФ внесло подготовленный Минюстом законопроект в Думу, вносящий изменения в статью 172.1 Уголовного кодекса РФ и статьи 160.1 и 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Законопроектом предлагается расширить состав преступления, установленный ст. 172.1 УК РФ «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», введя в перечень организаций за фальсификацию финансовой отчётности которых установлена уголовная ответственность, некредитные финансовые организации, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор. В настоящий момент в этот перечень входят:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые организации;
  • разнообразные виды иных финансовых организаций.

Также предполагается ужесточение наказания за это преступление в виде увеличения срока лишения свободы до 6 лет (сейчас до 4 лет).

Законопроект впервые вводит в УК РФ квалифицированный состав этого преступления. Признаками квалифицированного состава являются совершение такого преступления группой лиц по предварительному сговору ‎или организованной группой. В качестве наказания предусматривается:

  • штраф в размере от 3.000.000 до 5.000.000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ‎от 3 до 5 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Читайте так же:  Мусорная реформа с 1 января что нужно знать

Банкирам добавили статью в УК

Банкиров, подделывающих финансовую отчетность и предоставляющих заведомо ложные сведения в Центробанк, могут посадить в тюрьму на четыре года. И запретить впоследствии занимать должности в кредитных организациях на срок до трех лет.

Серьезно ужесточить наказание за фальсификацию финансовой отчетности банков предложил Минфин. Ведомство Антона Силуанова вынесло на общественное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации». Обсуждение закончится 24 июля.

[3]

Главная новация документа — ввод в 195 статью УК РФ новой, четвертой, части. За неполные или недостоверные сведения о сделках, обязательствах, имуществе или финансовом положении кредитной организации и их подаче в Банк России мошенников предлагается наказывать, в том числе и рублем. За такие нарушения в Минфине предлагают штрафовать на сумму от трехсот тысяч до миллиона рублей, а также наказывать принудительными работами на срок до пяти лет. Самое серьезное наказание, предусмотренное изменениями в УК, — лишение свободы сроком до четырех лет и лишение права занимать определенные должности сроком до трех лет. Кроме того предлагается изменить и название самой 195-й статьи УК РФ с «Неправомерные действия при банкротстве» на «Неправомерные действия при наличии признаков банкротства либо оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций».

Проблема фальсификаций с банковской отчетностью назрела уже давно. «Из 74 кредитных организаций, в отношении которых арбитражными судами в период 2010-2012 годов введены ликвидационные процедуры после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, в 64 кредитных организациях (86 процентов), временными администрациями были выявлены факты существенной недостоверности отчетных данных, скрывающей признаки банкротства банка», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Эксперты «Российской газеты» отнеслись к ужесточению законодательства положительно. «Сейчас каких-либо «подводных камней» в изменениях я не вижу. А как новации заработают, покажет в итоге правоприменительная практика», — сказал научный сотрудник Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. Но наказание за такие проступки необходимо: из-за фальсификации в итоге страдают вкладчики, и рушится имидж банков, добавил он.

По словам нашего эксперта, к сознательному «ретушированию» собственной отчетности чаще всего прибегают банки, уже находящиеся в зоне риска, либо изначально созданные для обмана клиентов. «Но надо понимать, что есть сознательные нарушения, а есть просто технические ошибки в отчетности. Такие моменты тоже необходимо учитывать», — предупреждает Мирошниченко. В целом же, считает эксперт «РГ», после ужесточения наказания потенциальные мошенники, возможно, поостерегутся открывать банки-однодневки.

Особенности возбуждения уголовного дела о фальсификации финансовых документов финансовой организации (Козловский П.В.)

Дата размещения статьи: 06.08.2016

Новый состав в определенной степени является специальным по отношению к ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» , которые могут быть совершены путем:
———————————
Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N 1-ВС-4000/13 «На проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // СПС «КонсультантПлюс».

[1]

Таким образом, конкуренция между указанными составами преступлений может возникнуть только при совершении неправомерных действий при банкротстве путем фальсификации бухгалтерской документации финансовой организации с целью сокрытия признаков банкротства, если это повлекло причинение крупного ущерба. Несмотря на то что фальсификация документов может являться способом совершения неправомерных действий при банкротстве, поглощение одного состава другим невозможно, в отличие от иных подобных преступлений (ст. 327 УК РФ и т.п.) . Во-первых, ст. 195 УК РФ дополнена оговоркой, запрещающей квалифицировать фальсификацию финансовых документов финансовой организации в качестве неправомерных действий при банкротстве. Во-вторых, санкция ст. 172.1 УК РФ предусматривает более серьезное наказание.
———————————
Ляскало А. Конкуренция уголовно-правовых норм и совокупность преступлений при квалификации криминальных банкротств (ст. ст. 195, 196 УК РФ) // Уголовное право. 2013. N 1. С. 51.

На практике возможна ситуация, когда часть действий будет охватываться ст. 172.1 УК РФ, а часть — ст. 195 УК РФ. Например, руководитель финансовой организации, предвидя несостоятельность, с целью сокрытия признаков банкротства от кредиторов и сотрудников Банка России вносит заведомо ложные изменения в бухгалтерские документы и отчетность. Затем в нарушение установленной законом очередности производит погашение части задолженности перед отдельными кредиторами и реализует ликвидные активы организации. Таким образом, руководитель совершает два действия: фальсификацию бухгалтерских документов и отчуждение имущества. При этом фальсификация бухгалтерских документов, направленная на сокрытие признаков банкротства, может создавать препятствия для удовлетворения требований кредиторов .
———————————
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

Пристатейный библиографический список

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
2. Ляскало А. Конкуренция уголовно-правовых норм и совокупность преступлений при квалификации криминальных банкротств (ст. ст. 195, 196 УК РФ) // Уголовное право. 2013. N 1.
3. Прозументов Л., Махно Е. Неправомерные действия при банкротстве // Уголовное право. 2009. N 6.
4. Рыжаков А.П. Новые повод для возбуждения уголовного дела и вид уголовного преследования: комментарий к ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Анатолий Аксаков: необходимо ввести уголовную ответственность за формирование «забалансовых вкладов» и регистрацию фиктивных ценных бумаг

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку на своем заседании 23 ноября 2017 года одобрил свое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 172-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 160-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в котором поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.

Читайте так же:  Что делать, если работник отказывается подписывать должностную инструкцию

Законопроект об усилении ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций одобрен Правительством Российской Федерации

12 октября 2017 г. Правительством Российской Федерации одобрен разработанный Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1721 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 1601 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроект разработан во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы и направлен на реализацию рекомендаций Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок по результатам оценки Российской Федерации.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 1721 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации» Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев повышенные меры ответственности за совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Также законопроектом распространяется действие данной нормы на случаи, когда фальсификация финансовых документов учета и отчетности совершена в целях сокрытия оснований для отзыва у организации лицензии или назначения в организации временной администрации вне зависимости от того, является ли такое назначение, а равно отзыв лицензии обязательным или осуществляется по усмотрению Банка России.

Кроме того, вносятся изменения в статью 1601 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленные на сокращение сроков наложения ареста на имущество, а также на регламентацию порядка действий следователя, дознавателя в случае нахождения такого имущества на территории иностранного государства.

Законопроект об усилении ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций одобрен Правительством Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

12 октября 2017 г. Правительством Российской Федерации одобрен разработанный Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1721 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 1601 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроект разработан во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы и направлен на реализацию рекомендаций Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок по результатам оценки Российской Федерации.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 1721 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации» Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев повышенные меры ответственности за совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Также законопроектом распространяется действие данной нормы на случаи, когда фальсификация финансовых документов учета и отчетности совершена в целях сокрытия оснований для отзыва у организации лицензии или назначения в организации временной администрации вне зависимости от того, является ли такое назначение, а равно отзыв лицензии обязательным или осуществляется по усмотрению Банка России.

Кроме того, вносятся изменения в статью 1601 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленные на сокращение сроков наложения ареста на имущество, а также на регламентацию порядка действий следователя, дознавателя в случае нахождения такого имущества на территории иностранного государства.

Банкиров посадят группами. Ответственность за фальсификацию отчетности будет ужесточена

Уголовную ответственность для банкиров за недостоверную отчетность усилят. В частности, будет введена ответственность за подобные преступления, совершенные группой лиц. Также к фальсификации приравняют забалансовые вклады и представление фальшивых выписок по ценным бумагам.

Сегодня Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минюста об ужесточении уголовной ответственности за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций. Поправки вносятся в ст. 172.1 УК РФ и ст. 160.1 УПК РФ.

Ст. 172.1 (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации) дополняется новыми составами преступлений. Так, к ответственности по этой статье будут привлекать в случае, когда реестродержатели и депозитарии представляют данные о ценных бумагах, которых в наличии нет. Кроме того, за забалансовые вклады также будут привлекать к ответственности по данной статье.

Сейчас за подобное преступление отвечающий за достоверность отчетности может быть оштрафован на 300 тыс.–1 млн руб., привлечен к принудительным работам до пяти лет или же лишен свободы на срок до четырех лет. При этом действующая редакция ст. 172.1 УК РФ не делает различий между совершением преступления одним лицом или группой. Проект же вводит дополнительную ответственность для группы лиц — штраф 3–5 млн руб., лишение свободы на срок до семи лет.

Кроме того, если в результате фальсификации отчетности был нанесен имущественный вред, следователи обязаны выявить имущество подозреваемых и наложить на него арест, чтобы в случае вынесения обвинительного приговора взыскать убытки за счет этого имущества.

Ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности банков — давняя идея ЦБ. Еще год назад глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов ратовал за увеличение срока максимального срока за подобные преступления, чтобы преступление перешло в состав особо тяжких. В законопроекте это предложение реализовано в отношении группы лиц. Усиление ответственности для составителей (фальсификаторов) отчетности идет параллельно с усилением ответственности аудиторов за ее заверение.

Обсуждая проходящую реформу аудита в России, в том числе и усиление ответственности аудитора за достоверность отчетности, глава департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицина отмечала, что одновременно необходимо привлекать к ответственности и другую сторону — непосредственных составителей отчетности.

Проект, вводящий уголовную ответственность для аудиторов, уже находится в Госдуме. Проект Минюста, ужесточающий уголовную ответственность для составителей недостоверной финансовой отчетности, будет внесен на рассмотрение после рассмотрения правительством.

Полиции собрались разрешить возбуждать дела за фальсификацию отчетности банков

Москва. 15 июня. INTERFAX.RU — Органы полиции могут получить право ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту фальсификации отчетности финансовых организаций, рассказал в интервью агентству «Интерфакс» глава юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.

Статья 172.1 Уголовного кодекса, вводящая уголовную ответственность за фальсификацию отчетности финансовых организаций, вступила в силу в августе 2014 года. Сейчас максимальное наказание за подделку отчетности — лишение свободы сроком до 4 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

ЦБ признавал, что эта норма не очень активно работает. Привлечь банкиров к ответственности можно только в том случае, если ЦБ предъявил требование об устранении недостоверности отчетности, но банк это требование не выполнил. Как правило, до этого не доходит, и у кредитной организации просто отзывается лицензия. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что необходимо наказывать банкиров за сам факт фальсификации отчетности.

Читайте так же:  Образец адм иска на действия пристава исполнителя

«Пока статистика не очень убедительная, хотя мы во взаимодействии с коллегами из Следственного комитета предпринимали существенные усилия для того, чтобы состав заработал. На наш взгляд, необходимы следующие изменения. Первое: сейчас Банк России может направить материалы в СКР только после того, как банк не исполнит предписание ЦБ о корректировке отчетности. Эта процедура была введена специально в качестве реакции на озабоченность банкиров, которые полагали, что к ним будут (учитывая то обстоятельство, что состав формальный, не предполагает причинение ущерба), что называется, цепляться по пустякам», — рассказал Гузнов.

По его словам, ЦБ должен иметь право направлять материалы в Следственный комитет в том случае, если устанавливается сам факт существенной недостоверности отчетности, безотносительно к тому, было ли направлено предписание о корректировке отчетности.

«При этом не только Банк России получит право ставить вопрос о возбуждении уголовного дела, но и другие органы, которые обладают такого рода полномочиями с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса, в частности, органы полиции. Такая же модель была в свое время по налоговым преступлениям: первоначально такие дела возбуждались по инициативе налоговых органов, впоследствии — по инициативе органов полиции», — отметил он.

«Кроме того, мы определенным образом скорректировали сами основания для признания отчетности существенно недостоверной — это связано со всеми основаниями для отзыва лицензии и назначения временной администрации, а не только с теми, которые предполагают обязанность ЦБ вводить временную администрацию или отзывать лицензию», — добавил Гузнов.

Поправки в Уголовный кодекс, которые сейчас обсуждаются в профильных ведомствах, ужесточают наказание за фальсификацию отчетности банков и финансовых организаций, говорил «Интерфаксу» в марте источник в финансово-экономическом блоке правительства. В частности, предлагается увеличить до 6 лет максимальный срок лишения свободы за подделку финансовых документов. Эта мера наказания также будет обязательно сопровождаться лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же отчетность подделывалась организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, максимальный срок тюремного заключения составит 10 лет (с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).

По данным ЦБ, в 2014-2016 годах в Следственный комитет был направлен 21 материал о возбуждении уголовного дела за фальсификацию отчетности кредитных организаций (16 уголовных дел возбуждено, по двум материалам в возбуждении дела отказано, по трем — проводится доследственная проверка). За подделку отчетности банков было осуждено 4 лица.

По фальсификации отчетности некредитных финансовых организаций в Следственный комитет направлено 18 материалов (возбуждено 8 уголовных дел, по одному материалу отказано в возбуждении дела, по 9 материалам проводится доследственная проверка). Сейчас в суде рассматривается два дела, по шести ведется следствие.

Ужесточение ответственности за фальсификацию финансовых документов

Министерством юстиции в Государственную Думу внесен законопроект, которым предусматривается, что действие статьи 172.1 Уголовного кодекса РФ «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации» будет распространяться на все некредитные финансовые организации, в отношении которых ‎Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

В соответствии с поправками статью 172.1 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

Статья 172. 1. Фальсификация финансовых документов учета ‎и отчетности финансовой организации

Часть 1. Внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета ‎и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации, ‎а также некредитной финансовой организации, регулирование, контроль и надзор ‎за деятельностью которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется Центральным банком Российской Федерации, заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральный банк РФ, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством РФ, если эти действия совершены ‎в целях сокрытия предусмотренных законодательством РФ признаков банкротства либо оснований для назначения в организации ‎временной администрации и (или) отзыва (аннулирования) у организации ‎лицензии, –

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ‎от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет ‎с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет ‎с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору ‎или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ‎от трех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за подделку финансовых документов

Законопроектом предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 3 млн до 5 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода, осуждённого за период от трёх до пяти лет. Соответствующий документ в понедельник опубликовала пресс-служба правительства.

Проектом закона также предусмотрено лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет за фальсификацию финансовых документов учёта и отчётности финансовых организаций, совершённую группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Введение этой нормы позволит суду назначать наказание с учётом степени общественной опасности деяния и личности виновного, обеспечит индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности.

Читайте так же:  Выходное пособие при увольнении работникам ип не предусмотрено законодательством

В настоящее время ответственность за фальсификацию финансовых документов учёта и отчётности финансовых организаций установлена статьёй 172.1 УК РФ. Максимальное наказание за такое правонарушение предусматривает лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Законопроектом предлагается дополнить статью 172.1 УК РФ нормой, которой будет установлено наказание в виде штрафа в размере от 3 млн до 5 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет, либо лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет за фальсификацию финансовых документов учёта и отчётности финансовых организаций, совершённую группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Введение этой нормы позволит суду назначать наказание с учётом степени общественной опасности деяния и личности виновного, обеспечит индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности, отмечает пресс-служба правительства.

Законопроектом также предлагается внести изменения в УПК РФ. Действие статьи 160.1 УПК РФ предлагается распространить на случаи, когда за совершённое преступление предусмотрена конфискация имущества либо наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания.

За фальсификацию бухгалтерской отчетности финансовых организаций смогут посадить на 7 лет

Госдума в третьем чтении приняла поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, касающиеся нарушений в финансовой сфере. В частности, ужесточается уголовная ответственность за фальсификацию бухгалтерской отчетности финансовых организаций.

[2]

Изменения предлагается внести в ст. 172.1 УК и 160.1 УПК. Сейчас максимальное наказание по ст. 172.1 предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. При этом редакция закона не предусматривает подобную ответственность за нарушение, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Инициатива устанавливает такую ответственность: нарушителям установят штраф от 3 до 5 млн руб., лишение свободы на срок до семи лет, а также лишение права занимать определенные должности.

Кроме этого, по ст. 160.1 УПК законопроект предлагает распространить случаи конфискации имущества за ч. 1 ст. 104.1 УК («Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора»). «Меры по наложению ареста на данное имущество должны быть приняты следователем, дознавателем незамедлительно», — отмечают депутаты.

В УК будет добавлена новая статья 172.3 «Невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах». За сокрытие денежных средств клиентов будет предусмотрена такая же ответственность, как и в ст.172.1. Т.е. можно получить срок до 7 лет.

За сговор в целях фальсификации отчетности финансовых организаций предлагается установить уголовную ответственность

NEstudio / Shutterstock.com

Соответствующий законопроект Правительство РФ внесет в Госдуму в ближайшее время. Документом планируется установить уголовное наказание за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц. За указанное преступление предполагается установить ответственность в виде штрафа в размере от 3 млн руб. до 5 млн руб. или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишения свободы на срок до 7 лет с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В настоящий момент уголовная ответственность за подобное преступление не предусмотрена.

Между тем в настоящее время к уголовной ответственности привлекают, в том числе за внесение заведомо неполных или недостоверных сведений в документы или регистры бухучета, отчетность кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, НПФ, кредитного потребительского кооператива и МФО. За это преступление максимальная санкция определена в виде лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. (cт. 172.1 Уголовного кодекса).

Узнать, в каких случаях требуется уничтожать документы, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, документом 1 предполагается распространить действие ст. 160.1 Уголовно-процессуального кодекса на случаи, когда за совершенное преступление предусмотрена конфискация имущества либо наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания. Речь идет о возможности принятия следователем либо дознавателем обязательных мер по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, несущих ответственность за причиненный ими вред, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество.

Планируется, что указанные меры, а также меры по наложению ареста на имущество должны быть приняты следователем или дознавателем незамедлительно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как поясняет кабмин, принятие законопроекта позволит суду назначать наказание с учетом степени общественной опасности деяния и личности виновного и обеспечит индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности.

Источники


  1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
Предлагается ввести квалифицированный состав в ук за фальсификацию отчётности финансовой организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here