Предлагается ужесточить законодательство об административных правонарушениях в отношении самостроя

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается ужесточить законодательство об административных правонарушениях в отношении самостроя" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Предлагается ужесточить законодательство об административных правонарушениях в отношении самостроя (законопроект)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Досье на проект федерального закона № 301854-7 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)”

текст законопроекта размещен на сайте www.asozd2.duma.gov.ru
внесен Правительством Российской Федерации
постановление
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка

Обзор документа

01.11.2017 в Госдуму поступил проект поправок к КоАП РФ.

Планируется установить административную ответственность за строительство, реконструкцию объектов капстроительства, которые приводят к нарушению предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или параметров объектов капстроительства, установленных федеральными законами. Штраф для граждан может составить от 2 до 5 тыс. руб., для должностных лиц и ИП — от 20 до 50 тыс. руб., для организаций — от 500 тыс. до 1 млн руб. Альтернатива штрафу — административное приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Аналогичное наказание предусматривается за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями в соответствии с земельным законодательством.

Кроме того, предлагается наказывать за неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вынесенного (принятого) судом или органом местного самоуправления городского округа, поселения в соответствии с гражданским законодательством. Исключение — случаи, когда такое решение суда приводится в исполнение в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Для граждан, ИП и должностных лиц предусматривается штраф от 20 до 50 тыс. руб., для организаций — от 100 до 300 тыс. руб. Вместо штрафа гражданам могут назначить обязательные работы на срок до 50 ч.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правительство РФ подготовило поправки к законопроекту об ответственности за самовольное строительство

PicterArt / Depositphotos.com

Речь идет о законодательной инициативе, направленной на совершенствование механизма пресечения самовольного строительства. Она принята Госдумой в первом чтении 23 мая.

Напомним, документом 1 предлагается ввести административные санкции за строительство и реконструкцию, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров.

Также предусмотрено введение ответственности за неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями. Именно это положение предлагается убрать из законопроекта. «Предлагаемое изменение исключает возможность при одном нарушении, связанном с неисполнением решения о сносе самовольной постройки, применить к нарушителю несколько мер ответственности», – отмечают авторы поправок.

Поправки кабинета министров касаются и сроков вступления в силу соответствующего закона – его предполагается ввести в действие с 1 июля текущего года.

На владельцев «самостроя», не исполнивших решение о его добровольном сносе, будет налагаться штраф

Законопроектом, в частности, предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 9.24, в соответствии с которой неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 50 часов; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Кроме того, законопроектом предусмотрено установление административной ответственности за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями в соответствии с земельным законодательством.

Вступление законопроекта в силу предполагается с 1 июля 2018 года.

Возможные изменения в КоАП РФ о ужесточении ответственности за самовольное строительство

Правительство РФ на заседании 23 мая рассмотрело поправки в принятый Госдумой в первом чтении проект изменений в законопроект » О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части совершенствования механизма пресечения
самовольного строительства)
, которым предлагается ужесточить ответственность за самовольное строительство.

Законопроектом, инициатором которого стало правительство РФ, КоАП дополняется статьей 9.24. Предусматривается, что при неисполнении в срок решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с требованиями на граждан, предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц будет накладываться штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. На юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Также предусматриваются санкции часть 1 статья 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию», на строительство, реконструкцию объектов капстроительства, которые приводят к нарушению предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объекта, установленных правилами землепользования и застройки.

Для пресечения эксплуатации самовольных построек после принятия решений об их сносе или приведении в соответствие законопроектом предлагалось также дополнить статью 9.5 КоАП частью 6. В соответствии с ней при эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие, гражданам будет грозить штраф от 2000 до 5000 руб., должностным лицам и предпринимателям без образования юридического лица – от 20 000 до 50 000 руб., организациям – от 500 000 до 1 млн руб.

Читайте так же:  Предлагается обязать руководителей обществ с госучастием более 50% отчитываться о своих доходах

Поправками ко второму чтению кабмин предлагает убрать из законопроекта положения, предусматривающие установление ответственности за неисполнение в срок решения о сносе постройки или приведении в соответствие с требованиями. Это исключит возможность при одном нарушении, связанном с неисполнением решения о сносе, применить к нарушителю несколько мер ответственности.

Хотим напомнить, для возможности начала строительства, реконструкции капитального строения необходимо направить в органы местного самоуправления уведомление о начале строительства либо реконструкции, а по факту окончания строительства либо реконструкции уведомление о завершении. Данные мероприятия позволят Вам в дальнейшем промести на законном основании все действия по получению документов на право собственности с беспрепятственной регистрацией в «Росреестре».

Использовано фото с сайта: https://build-experts.ru/zaschitit-ot-priznaniya-postroyki-samovolnoy

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ужесточение административной ответственности за самовольное занятие земельного участка

Андрей Ларин рекомендует:

Законопроект об ужесточении административной ответственности за самовольное занятие земельного участка

17 января 2014 года в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий изменение санкции нормы об административном наказании за незаконное занятие земельных участков.

Законопроектом предлагается ужесточить ответственность за самовольное занятие земельного участка, а так же его использование в отсутствие надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на з/у, и, в отдельных случаях, без документов, санкционирующих осуществление хозяйственной деятельности.

Если проект будет одобрен, за указанное правонарушение будет установлена административная ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:

  • для граждан: от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (в настоящее время – от 500 до 1 000 руб.)
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей: от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (в настоящее время – от 1 000 до 2 000 руб.)
  • для юридических лиц: от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (от 10 000 до 20 000 тыс. руб.)

На сегодняшний день статьей 7.1. Кодекса об Административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлено наказание за следующие действия:

  • самовольное занятие земельного участка;
  • пользование з/у без правоустанавливающих документов, полученных и оформленных надлежащим образом;
  • пользование з/у при отсутствии разрешающих ведение хозяйственной деятельности документов, если такие документы необходимы в соответствии с действующим законодательством.

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали на низкую эффективность действия существующей нормы, а так же на ежегодное увеличение количества совершаемых рассматриваемых правонарушений, поэтому и необходимы предложенные изменения.

Наименование законопроекта № 430851-6 –«О внесении изменений в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». С полным текстом рекомендуем ознакомиться на официальном сайте Госдумы РФ.

Юридически лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам следует знать о способах законного приобретения права собственности на недвижимое имущество (в том числе земельный участок) в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Приобретательная давность

Лицо имеет право приобрести право собственности на вещь, если оно:

  • не является собственником этой вещи;
  • владеет вещью как своей собственной: открыто владеет этой вещью; владеет ей добросовестно; владеет вещью непрерывно в течение установленного законом времени (5 лет – для движимого имущества; 15 лет – для недвижимого имущества).

Следует учитывать, что право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации (например, земельный участок, дом, квартиру и другое недвижимое имущество) возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, лицо, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям, владеющее земельным участком не менее 15 лет, полномочно оформить право собственности в установленном порядке. Грамотный юридический подход позволяет защитить права и отстоять законные интересы.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом по теме:

Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили

С 4 августа 2018 г. начал действовать закон с поправками в сфере самовольного строительства. Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.

Некоторые поправки не вошли в окончательную редакцию. Например, изначально предлагалось выплачивать компенсацию из казны в случае сноса построек, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН. Подобные ситуации происходили в Москве, когда в административном порядке было принято решение о сносе палаток около станций метрополитена. Тогда самовольными оказались и те постройки, на которые было зарегистрировано право собственности. Порядок выплаты компенсации предлагалось урегулировать в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но в Законе № 339-ФЗ этих положений не оказалось.

Понятие самовольной постройки

В Законе № 339-ФЗ уточнено понятие самовольной постройки. Соответствующее изменение внесли в ст. 222 ГК РФ.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.

Ограничение права органов местного самоуправления на снос

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.

Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Читайте так же:  Порядок начисления процентов по договору займа

Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:

1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;

2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;

3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);

4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Сроки сноса

Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки. При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев (в прежней редакции не было минимального срока в три месяца). А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок — от трех месяцев до одного года).

[3]

Изъятие участков

Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. В частности, у него могут изъять земельный участок. Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку: сам собственник участка или третье лицо, например, арендатор. По мнению председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям. Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

Одновременно с проектом Закона № 339-ФЗ в Госдуму был внесен еще один законопроект: об административной ответственности за самовольное строительство (проект закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)»). Госдума приняла его в первом чтении 28 мая 2018 г., но после этого рассмотрение было приостановлено.

Сейчас административная ответственность установлена только за строительство и реконструкцию без разрешения на строительство. В законопроекте № 301854-7 предлагается предусмотреть административную ответственность в виде штрафа еще и за неисполнение решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями:

для юридических лиц — в размере от 100 до 300 тыс. руб.;

для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб.;

для граждан — от 20 до 50 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Также предлагается установить наказание за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями. Для юридических лиц может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей возможно еще и приостановление деятельности до 90 суток). Для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.

Еще в проекте предлагается распространить административную ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. Штрафы предусмотрены такие же, как и за эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду или приобретенном на публичных торгах.

Кто принимает решение о сносе

Снос возможен только по решению суда

Орган местного самоуправления может принять решение о сносе

Самовольная постройка возведена на участке, не находящемся в государственной или муниципальной собственности (исключение — если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан)

Самовольная постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства объекта

право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН или признано судом,

ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки,

решение касается многоквартирного дома, жилого дома или садового дома

Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования

В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.)

Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим

Видео (кликните для воспроизведения).

указанной зоны не допускает строительства такого объекта

В связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы особой зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании долга по расписке - образец

Если владелец самовольной постройки не исполнит решение о ее сносе, ему может грозить изъятие участка

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Ответственность за самовольную перепланировку предлагают ужесточить

В Госдуму внесён законопроект, устанавливающий ответственность за самовольную перепланировку любых помещений в многоквартирных домах и распространяющий её на должностных и юридических лиц.

[1]

Авторы инициативы — группа депутатов Госдумы от «Единой России», в том числе Татьяна Цыбизова, Илья Осипов, Павел Качкаев. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

Предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в части установления ответственности за самовольные переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме. На сегодня предусматривается административная ответственность только за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах и касается она только граждан.

Документом предлагается установить административную ответственность за указанные нарушения в виде штрафов от 4 до 5 тысяч рублей для юрлиц и от 40 до 50 тысяч рублей для должностных лиц.

Наименование статьи 7.21 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» предлагается изложить как «Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме».

Авторы законопроекта отмечают, что всё чаще самовольная перепланировка помещений на первых этажах или подвалах многоквартирных домов, владельцами которых являются юридические лица, приводит к трагедиям. При этом санкции в отношении юр- и должностных лиц предлагается определить с учётом санкций, предусмотренных статьей 7.22 КоАП (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений).

В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на защиту прав владельцев легально возведенных самовольных построек

Законопроектом, в частности:

корректируется понятие самовольной постройки. К ним предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное, созданное без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки;

предлагается не относить к самовольным постройкам здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними, и (или) собственник данного объекта не знали и не мог и не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка;

предлагается механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, которое будет осуществляться в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства;

существенно сокращается перечень случаев принятия органами местного самоуправления решений о сносе самовольных построек, предусматривается запрет на принятие таких решений в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН или признано судом, либо в отношении которых ранее судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;

устанавливается возможность сноса объекта ИЖС или возведенного на садовом земельном участке жилого дома, садового дома или принятия решения о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями только на основании решения суда.

Штрафы за самострой увеличат вдвое

За эксплуатацию самовольных построек может быть назначен административный штраф в размере до 1 миллиона рублей, а за отказ сноса — до 300 тысяч рублей. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении.

[2]

Автором законодательной инициативы выступило Правительство России. Законопроектом предлагается наказывать граждан за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, штрафом в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, юрлиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В случае неисполнения решения суда или муниципалитета о сносе предлагается наказывать штрафом физических лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

За самострой отберут землю

По его словам, для того чтобы к самовольной постройке не относили «легально» возведённые объекты, также предлагается уточнить понятие самовольной постройки. «К самовольным постройкам предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых согласований», — сказал Мавлияров.

Он также отметил, что если незаконный объект расположен в зонах, где пребывание граждан небезопасно для жизни, то администрация может принимать решение о сносе во внесудебном порядке.

Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников добавил, что такие изменения не должны негативно влиять на тех российских граждан, которые законно возводили свои постройки. По его словам, в законопроекте добросовестные приобретатели будут лучше защищены, однако нужно минимизировать административные возможности по сносу. «У нас сегодня органы местного самоуправления могут сами сносить недвижимость, поэтому здесь всё-таки предлагается отдать больший приоритет суду», — сказал он.

За и против: легализовать самострой

Правительство одобрило и решило внести в Госдуму несколько законопроектов, касающихся нелегально построенных зданий, а также регулирования индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Гражданам дадут возможность избежать сноса, если они сами приведут постройку в соответствие с градостроительными нормами. «Право.ru» спросило у юристов, насколько необходимы и эффективны будут новые законы.

Сейчас, по словам авторов первого законопроекта, органы местного самоуправления могут сносить самовольные постройки «практически в неограниченных случаях». Это приводит к тому, что от граждан иногда требуют сноса зданий, которые являются для них единственным жильем. Если законопроект примут, местное самоуправление не сможет самостоятельно сносить здания – для этого понадобится решение суда, если право собственности на самострой уже зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Точно такая же норма будет действовать для построек, появившихся до 2001 года, то есть до вступления в силу Земельного кодекса.

Читайте так же:  Егрюл и егрип будут вестись по новым правилам

На практике широко распространены случаи, когда добросовестный приобретатель покупает недвижимость, которая впоследствии оказывается самовольной постройкой, подлежащей сносу. Согласно нормам действующего законодательства, пострадавший покупатель в таком случае, конечно же, может обратиться в суд и взыскать убытки с продавца – однако на практике, к сожалению, добиться реальной компенсации зачастую оказывается довольно сложно, поскольку у продавца, как правило, не оказывается никакого собственного имущества.

Станислав Попов, старший юрист адвокатского бюро «Пучков и Партнеры»

Согласно документу, покупателю дадут возможность получать компенсацию из бюджета. «С одной стороны такой порядок можно приветствовать, поскольку он, в теории, может существенно облегчить возмещение убытков добросовестным покупателям», – считает Попов. «С другой стороны, на данный момент непонятно, по какой именно процедуре будет происходить такая компенсация, каким образом будет определяться ее размер. В связи с этим возникает вопрос, будет ли предлагаемый механизм реально работать или права добросовестных покупателей окажутся защищенными лишь на бумаге».

Снести здание можно будет только по решению суда или если у собственника не окажется правоустанавливающих документов на землю.

Фактически из числа самостроя исключат здания, построенные с нарушением ограничений по использованию участка земли. При условии, если собственник не знал об этих ограничениях, он сможет легализовать свою постройку.

Если законопроект в итоге примут, то новые нормы вступят в силу с июля 2018 года. Закон защитит права и интересы добросовестных застройщиков и приобретателей недвижимости.

Второй законопроект направлен на предотвращение строительства многоквартирных домов на выделенных «индивидуальных» участках. Речь идет о тех случаях, когда человек покупает или получает землю, чтобы построить там жилой дом для себя и семьи, а строит в итоге многоквартирное здание.

Для того, чтобы решить эту проблему, в законопроекте прописали определение «объекта ИЖС». Это отдельно стоящий дом с количеством надземных этажей не более трех и высотой не более 20 м. Если дом не будет соответствовать этим требованиям, его снесут.

Юрист Дмитрий Железнов рассказал «Право.ru», что в предложенных изменениях он считает положительным, а что – отрицательным.

– вводится определение понятия «индивидуальный жилой дом». Как известно, в настоящее время оно определено путем указания на такой каучуковый признак, как «предназначен для проживания одной семьи». Полагаю, что введение четких, измеримых признаков (например, ограничение дома по высоте в 20 м) позволит внести ясность в этот вопрос;

– запрет «административного» сноса объектов недвижимости. Представляется, что это существенно усилит гарантии тех лиц, которые добросовестно возвели свои объекты, однако в отношении них по каким-то причинам имеются сомнения. Судебный контроль, полагаю, является более эффективным и системным, нежели «ускоренный» административный;

– законопроект прямо детализует законодательство. Они конкретны, имеют точечный характер и направлены на закрытие реальных, а не декларативных «болей» участников рассматриваемых отношений.

Минусы:

на наших глазах вновь вносятся точечные изменения в законы. Причем не в федеральные законы, а в кодексы, которые по своей сути должны являться неким сводом общих правил. Думается, что подобная казуистичность именно в кодексах вредит устойчивости правового регулирования.

Судебный порядок сноса недвижимости в качестве плюса в разговоре с «Право.ru» отметила также старший консультант юридического департамента Alliance Legal CG, Ольга Калинченко. «В судебной практике неоднократно высказывалась позиция о том, что решение о сносе самовольной постройки должно приниматься в судебном порядке, принятие такого решения в административном порядке противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации (никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда). В этой части я согласна с законопроектом», – сказала Калиниченко. Отметила она и минусы.

Минусы:

при наличии определенной фантазии и определенного административного ресурса выглядят вполне возможными и реальными ситуации по признанию самовольными постройками правомерно возведенных объектов недвижимости, существующих уже не один год, но, к примеру, оказавшихся при определенных обстоятельствах частично на смежном земельном участке, принадлежащем тому же административному органу;

очевидно, что само по себе понятие «спорный смежный земельный участок» требует тщательного судебного анализа, так как любой объект недвижимости может оказаться так или иначе на спорном земельном участке. Чем может воспользоваться муниципальный или иной орган, заинтересованный в получении интересующего его земельного участка.

Юрист КА «Юков и партнёры» Александра Воскресенская рассказала, что по ее мнению главное в инициативах:

Плюсы:

законопроект уточняет дефиницию самовольной постройки (строение признается самостроем только в том случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены до создания самовольной постройки и являются действующими);

– проекты направлены на защиту застройщиков, которые действовали добросовестно и правомерно, так как соответствующие требования на момент возведения постройки не были установлены федеральным законодательством;

– законопроектом предусматривается выплата компенсации приобретателям зданий и сооружений в случае признания их самовольной постройкой за утрату праву собственности на данные объекты.

Минусы:

исключение правила о признании права собственности на самовольную постройку не представляется обоснованным и, вероятнее всего, негативным образом скажется на положении застройщиков, действующих в соответствии с законом.

–​​​​​​​ действующей редакцией ст. 222 ГК РФ предусмотрены конкретные случаи сноса самовольных построек на основании решения органов местного самоуправления: если земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Проектом же предлагается предоставить им право на принятие таких решений независимо от того, в какой зоне возведено строение.

Таким образом, эксперты заметили в законопроектах как преимущества, так и недостатки. Инициатива только внесена в Госдуму, поэтому в процессе рассмотрения в документ еще могут внести изменения.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)» можно здесь.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» можно здесь.

О самовольных постройках

Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел и рекомендовал принять в первом чтении два проекта федеральных законов, направленных на борьбу с самовольными постройками и пресечение самовольного строительства:

— проект федерального закона № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»,

— проект федерального закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)».

Проекты являются частью пакета законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, предполагающих внесение изменений в Гражданский, Градостроительный, Земельный кодекс, в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты. Поэтому даты вступления в силу этих законопроектов должны быть синхронизированы, — сказал Павел Крашенинников.

Читайте так же:  Образец акта о повреждении имущества

Проектами, рекомендованными Комитетом к принятию, уточняется понятие «самовольная постройка», изменяются правила об основаниях и порядке сноса самовольной постройки, а также усиливаются административные меры противодействия самовольному строительству.

Предлагается установить дополнительные меры по защите прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество.

Так, устанавливается, что не является самовольной постройкой создание объекта, если его собственник не знал или не мог знать об ограничении использования земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки. Кроме того, исключается признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки, — добавил Павел Крашенинников.

В отношении постройки, признанной самовольной, предлагается ввести механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями. В результате этого правообладатель сможет оформить право собственности на такую постройку, — сообщил Павел Крашенинников.

Помимо этого, предлагается определить случаи, в которых решение вопроса о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие требованиям может осуществляться только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления. В частности, если право собственности на постройку уже зарегистрировано в ЕГРН, либо если постройка является жилым или садовым домом, — пояснил Павел Крашенинников.

Также вводится механизм возмещения убытков за счет казны Российской Федерации лицам, которые приобрели объект недвижимости, в случае признания его самовольной постройкой, если право собственности на данный объект уже было зарегистрировано в ЕГРН.

Все эти меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным, что особенно важно для собственников жилых домов и квартир, — сказал Павел Крашенинников.

Однако некоторые положения нуждаются в дополнительном обсуждении и доработке.

Поскольку положения статьи 2 законопроекта № 301924-7 определяют особенности применения предложенных изменений ГК РФ, Комитет считает целесообразным отразить их в законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что будет прорабатываться ко второму чтению, — отметил Павел Крашенинников.

Помимо этого имеются и другие замечания. Так, не проработан механизм подтверждения того, что постройка приведена в соответствие с требованиями. Не разграничены основания принятия решений о сносе или о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями. Отсутствуют критерии для принятия того или иного решения, — отметил Павел Крашенинников.

Более того, проектом предлагается ввести в ГК РФ механизм принудительного изъятия земельного участка у его собственника, если самовольная постройка не снесена в установленный срок или не приведена в соответствие требованиям. Причем, независимо от того, кем она возводилась – самим собственником или третьим лицом, например, арендатором. Представляется, что лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям — например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Также Комитет предлагает ко второму чтению рассмотреть вопрос о том, чтобы решение о сносе самовольной постройки во всех случаях принималось только в судебном порядке – и в отношении жилых и садовых домов, как предложено в законопроекте, и в отношении других жилых помещений и многоквартирных домов. Иначе граждане могут быть поставлены в неравное положение с точки зрения защиты их прав на жилище, — заявил Павел Крашенинников.

В целом концепцию законопроекта Комитет поддерживает, предлагает принять в первом и доработать ко второму чтению, в комплексе со всем пакетом законопроектов.

Другим проектом федерального закона, рекомендованным Комитетом к приятию, предлагаются изменения в КоАП в части усиления административных мер противодействия самовольному строительству.

В настоящее время административная ответственность установлена за строительство и реконструкцию, произведенные без разрешения на строительство. Предлагается распространить ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. За такое правонарушение последует штраф в отношении граждан — в размере от 2 до 5 тыс. рублей; должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; предпринимателей без образования юридического лица — от 20 до 50 тыс. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Предлагается установить административную ответственность с такими же санкциями за эксплуатацию самовольной постройки, если она расположена на участке, предоставленном в аренду, или приобретенном по результатам публичных торгов с обязательством по ее сносу или приведению в соответствие установленным требованиям.

Кроме того, административная ответственность предусматривается и за неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие требованиям. Санкции предполагают наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 50 часов; на предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц — штраф от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законопроекты позволят усовершенствовать механизм противодействия самовольному строительству, устанавливая дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, — подытожил Павел Крашенинников.

Источники


  1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
  5. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
Предлагается ужесточить законодательство об административных правонарушениях в отношении самостроя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here