Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ккт

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ккт" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Ответственность за нарушения при применении ккм

«Российский налоговый курьер», N 8, 2003

Как известно, для денежных расчетов с населением при осуществлении торговли и оказании услуг нужно применять контрольно-кассовую машину. Это установлено Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1. В статье рассмотрены типичные нарушения данного Закона и предусмотренная за их совершение ответственность.

Кто обязан применять ККМ

В Законе РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — Закон о ККМ) сказано, что контрольно-кассовые машины обязательно должны использовать:

  1. организации, их филиалы и иные обособленные подразделения;
  2. индивидуальные предприниматели.

Эти лица применяют ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами, покупающими у них товары или заказывающими услуги. Цель приобретения товара или заказа услуги значения не имеет. Поэтому обязанность применять контрольно-кассовые машины распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями, покупающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации (их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Исключение составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения контрольно-кассовых машин.

Перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. В документе перечислены категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют право не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Их семь:

  1. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам (исключение составляют услуги по перевозке пассажиров обычными и маршрутными такси). Формы таких документов утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н.

Если документы строгой отчетности при оказании услуг не выдаются, считается, что расчеты осуществлены без применения ККМ. Нарушителю грозит административный штраф. Это подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Обратите внимание: мы привели полный перечень категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от применения ККМ. Но в соответствии с п.1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ограничивать действие перечня на своей территории.

Обязанности лиц, применяющих ККМ

В Законе о ККМ выделено четыре основные обязанности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих эти машины:

  1. зарегистрировать ККМ в налоговом органе;
  2. для осуществления денежных расчетов с населением применять только исправные ККМ;
  3. вместе с покупкой (после оказания услуги) выдавать покупателю отпечатанный машиной чек. Он подтверждает факт исполнения обязательств по оплате товаров или услуг;
  4. предоставлять работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к кассовым аппаратам.

Кроме того, на всех ККМ в обязательном порядке должна применяться контрольная лента. По каждой машине нужно вести книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговой инспекции. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары или прейскуранты на оказываемые услуги в доступном для покупателя месте. Они должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Естественно, вывешивать ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги) обязаны и те, кто в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения ККМ.

За тем, насколько добросовестно организации и индивидуальные предприниматели выполняют эти обязанности, следят налоговые органы. В их функции входит:

  1. регистрация ККМ, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением;
  2. контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки;
  3. проверка документов, связанных с применением ККМ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;
  4. проверка правильности выдачи чеков;
  5. привлечение виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности;
  6. в случае повторного нарушения правил применения ККМ обращение в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах организации в банках.

Административная ответственность за неприменение ККМ

Ответственность за нарушение правил применения ККМ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административные нарушения в сфере использования ККМ и порядок привлечения к ответственности за их совершение приведены в таблице (см. с. 59). Прокомментируем некоторые ее позиции.

Штрафы за нарушения, связанные с применением ККМ

Ответственность за продажу каких-либо товаров (оказание услуг) без применения ККМ предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ. Дела о таких нарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (ст.23.49 КоАП РФ) и налоговые органы (ст.23.5 КоАП РФ).

Наказать могут и за невыдачу кассового чека, и за невывешивание ценника на продаваемый товар (ст.14.15 КоАП РФ).

Согласно абз.5 ст.6 Закона о ККМ правильность выдачи чеков и документы, связанные с применением ККМ (а значит, и ценники на продаваемые товары), проверяют налоговые органы.

Однако налоговые органы не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о названных выше нарушениях. Выявленные нарушения налоговые органы фиксируют в акте проверки. Затем акт направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для дальнейшего производства по делу (составления протокола и рассмотрения дела).

Читайте так же:  Согласие супруга на покупку и продажу доли в ооо

Если проверка проводилась совместно налоговыми органами и органами внутренних дел, протокол составляется должностным лицом органа внутренних дел, который затем направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для рассмотрения дела.

Окончательное решение по делам о «контрольно-кассовых» административных правонарушениях выносят суды общей юрисдикции или арбитражные суды (по организациям) (ст.23.1 КоАП РФ).

Согласно ст.6 Закона о ККМ налоговые органы при повторном нарушении правил применения ККМ вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается ее деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операции по счетам в банках.

Итак, если организация или индивидуальный предприниматель работает без ККМ, штрафа не миновать. Однако к ответственности за работу без кассового аппарата могут привлечь и при его наличии. Например, когда он неисправен.

Неприменение ККМ — это не только ее отсутствие

Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — Положение). Оно утверждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.

Индивидуальные предприниматели и организации должны пользоваться только исправными машинами с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные ККМ с автономным электропитанием (п.7 Положения).

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать кассовые аппараты:

  1. соответствующие техническим требованиям к ККМ;
  2. допущенные к использованию в соответствии со специальным классификатором ККМ;
  3. оснащенные средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»;
  4. зарегистрированные в налоговой инспекции по месту нахождения организации либо индивидуального предпринимателя;
  5. находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания. Ежегодно в январе — феврале необходимо проверять исправность машины в этих центрах. Обслуживать и ремонтировать ККМ должны организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и состоящие на учете в налоговой инспекции.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ.

[1]

Какие конкретно модели ККМ можно использовать, решает Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Одобренные ею марки внесены в Государственный реестр ККМ, используемых на территории России. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати и на сайте www.gmek-kkm.ru.

Естественно, на практике часто возникает вопрос: когда ККМ можно считать неисправной? Неисправной считается машина, которая:

  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке следующие реквизиты: наименование организации; ИНН; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима;
  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
  • не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
  • не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые налоговой инспекции для осуществления контроля.

Кроме того, к неисправной приравнивается контрольно-кассовая машина, в которой используются прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной комиссией по ККМ к применению в конкретной модели.

Как неприменение ККМ рассматриваются следующие ситуации:

  1. в магазине или иной торговой точке есть ККМ, но она не зарегистрирована в налоговой инспекции;
  2. на используемой ККМ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Это свидетельствует о возможном несанкционированном доступе к фискальной памяти;
  3. ККМ используется, но чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и распечатываемые машиной в фискальном режиме, не имеют отличительных признаков, указанных в технических требованиях к фискальной памяти;
  4. применяется ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  5. ККМ используется при наличии перечисленных выше признаков неисправной контрольно-кассовой машины.

Во всех перечисленных выше случаях считается, что денежные расчеты с населением ведутся без применения ККМ, и к нарушителю применяется административная ответственность, предусмотренная ст.14.5 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение порядка применения ККТ ужесточат

Министерство финансов РФ выступило за ужесточение мер ответственности при нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Финансовым ведомством разработан Проект Федерального закона предусматривающий следующие виды административных наказаний.

1. При выявлении факта повторного неприменения контрольно-кассовой техники, если сумма расчетов превысила 1 миллион рублей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц налагается штраф от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

2. Если ККТ применяется по расчетам, не имевшим места в хозяйственной жизни пользователя, предусматривается штраф для должностных лиц — в размере от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.

3. Если в фискальном документе не будет указано наименования товара при продаже продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, или наименование такого товара будет искажено, предусматривается административная ответственность. Также ответственность наступает за нарушение сроков предоставления всех фискальных данных, которые подлежат передаче в ФНС.

4. Лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях или прокурором, в случае возбуждения дела об административном правонарушении может быть введена процедура блокировки ККТ, если кассовое устройство является орудием совершения или предметом административного правонарушения в сфере законодательства РФ о применении ККТ.

Под блокировкой устройства понимается действия уполномоченного лица в отношении такого устройства по электрическому, механическому или электромеханическому воздействию в целях прекращения возможности выполнения таким устройством определенных функций.

Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ККТ

Минфин РФ разработал законопроект, вносящий в КоАП РФ поправки, усиливающие меры ответственности в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Читайте так же:  Многодетные семьи получат 450 тысяч рублей для погашения ипотеки

Так, проектом устанавливается:

Кроме того, законопроектом предусматривается блокировка устройства, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения в сфере законодательства РФ о применении ККТ.

Об административной ответственности за нарушения порядка применения в сфере ККТ рассказывают наши статьи:

Минфин России предлагает усилить административную ответственность за нарушения порядка применения ККТ

вводится административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники по расчету, не имевшему места в хозяйственной жизни пользователя (предусмотрен штраф: для должностных лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юрлиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей);

устанавливается альтернативное наказание для ИП и юрлиц в виде штрафа от 800 тысяч до 1 миллиона рублей за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ, в случае если сумма расчетов составила один миллион рублей и более;

предусматривается административная ответственность, в том числе за неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке (указание такого наименования в искаженном виде), а также за непредставление в установленный законодательством РФ о применении ККТ срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы;

вводится процедура блокировки устройства, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения в сфере законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушениях, прокурором.

15 Января 2016 Предлагается ужесточить ответственность за нарушение правил применения ККТ

Для лиц, которые не применяют ККТ, штраф составит от 75 до 100% от суммы платежа, полученного без выдачи чека. Минимальный штраф для организации будет равен 30 тыс. руб., для должностного лица — 10 тыс. руб., для гражданина — 1,5 тыс. руб.

Если лицо будет использовать кассовую технику, которая не соответствует требованиям, либо нарушит порядок и условия ее регистрации и применения, то ему грозит предупреждение или штраф (для юрлиц — 7 тыс. руб., для должностных лиц — 2 тыс. руб., для граждан — 1,5 тыс. руб.).

Сейчас штраф за данные правонарушения для юрлиц составляет от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для должностных лиц — от 3 тыс. до 4 тыс. руб., для граждан — от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. Возможна замена штрафа предупреждением.

Документ: Проект Федерального закона N 968690-6. Внесен в Госдуму 9 января 2016 года.

Материалы по теме

Последние публикации

04 Сентября 2019

Должен ли ФСС вернуть излишне взысканные взносы с процентами, если его решение признано незаконным? Можно ли претендовать на возврат взносов, если истек срок возврата переплаты в административном порядке, но при этом не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 % (если иное не предусмотрено данной статьей). В этой же норме говорится, что в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Чтобы воспользоваться правом на применение пониженной ставки, налогоплательщик должен отвечать определенным требованиям, подтвердить этот факт документально. Причем сделать это нужно в установленный срок. Возникает вопрос: если налогоплательщик отвечает установленным требованиям, однако представил документы позднее установленного срока, имеет ли он право на применение пониженной ставки?

Власти региона предложили дополнительные преференции для местных предпринимателей. В малом бизнесе на Вологодчине трудятся треть от общей численности занятых в экономике — 189 тыс. человек.

02 Сентября 2019

13 июня 2019 года Минюст зарегистрировал Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н, который внес изменения в действующее ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». О том, как обновлено данное положение по бухгалтерскому учету и когда новшества будут обязательны к применению, – в нашем материале.

Юридические лица и ИП, применяющие УСНО, по общему правилу не признаются плательщиками НДС. Следовательно, у них при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав не возникает обязанности по выставлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж. В то же время и прямого запрета на оформление «упрощенцем» данного документа гл. 21 НК РФ не установлено. Но на практике нередко встречаются ситуации, когда указанные лица, не получая никакой выгоды, выставляют счета-фактуры покупателям по их просьбе. О последствиях такой «добросердечности» организаций и ИП, применяющих УСНО, и поговорим в рамках статьи.

09.07.12 Минфин намерен ужесточить ответственность за нарушения в применении ККТ

Главное финансовое ведомство страны разработало новый законопроект. Он внесет существенные поправки в порядок применения ККТ. Текст документа опубликовало на своем сайте Минэкономразвития России.

В проекте прописаны новые требования к контрольно-кассовой технике. В частности: энергозависимое долговременное хранение информации, наличие часов реального времени, паспорт ККТ установленного образца, эксплуатационная документация и др. Также появится специальное положение, которое будет регулировать деятельность центов по техническому обслуживанию ККТ.

Кроме того, чиновники намерены ужесточить наказание за нарушения кассового законодательства. Так, отсутствие кассового аппарата или его несоответствие установленным требованиям будет грозить предупреждением или штрафом. Для граждан штраф составит от 1500 до 3000 руб. (сейчас от 1500 до 2000 руб.), для должностных лиц — от 3000 до 10 000 руб. (сейчас от 3000 до 4000 руб.), для компаний — от 30 000 до 100 000 руб. (сейчас от 30 000 до 40 000 руб.). Срок давности для дел о нарушении законодательства о ККТ также предлагают увеличить — с действующих двух месяцев до года.

Последние публикации

Видео (кликните для воспроизведения).

04 Сентября 2019

Должен ли ФСС вернуть излишне взысканные взносы с процентами, если его решение признано незаконным? Можно ли претендовать на возврат взносов, если истек срок возврата переплаты в административном порядке, но при этом не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

Читайте так же:  Квитанция на уплату госпошлины при регистрации ип

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 % (если иное не предусмотрено данной статьей). В этой же норме говорится, что в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Чтобы воспользоваться правом на применение пониженной ставки, налогоплательщик должен отвечать определенным требованиям, подтвердить этот факт документально. Причем сделать это нужно в установленный срок. Возникает вопрос: если налогоплательщик отвечает установленным требованиям, однако представил документы позднее установленного срока, имеет ли он право на применение пониженной ставки?

Власти региона предложили дополнительные преференции для местных предпринимателей. В малом бизнесе на Вологодчине трудятся треть от общей численности занятых в экономике — 189 тыс. человек.

02 Сентября 2019

13 июня 2019 года Минюст зарегистрировал Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н, который внес изменения в действующее ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». О том, как обновлено данное положение по бухгалтерскому учету и когда новшества будут обязательны к применению, – в нашем материале.

Юридические лица и ИП, применяющие УСНО, по общему правилу не признаются плательщиками НДС. Следовательно, у них при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав не возникает обязанности по выставлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж. В то же время и прямого запрета на оформление «упрощенцем» данного документа гл. 21 НК РФ не установлено. Но на практике нередко встречаются ситуации, когда указанные лица, не получая никакой выгоды, выставляют счета-фактуры покупателям по их просьбе. О последствиях такой «добросердечности» организаций и ИП, применяющих УСНО, и поговорим в рамках статьи.

Штрафы за нарушения в сфере ККТ увеличатся

(zip-архив, 46.99 Кб) Добавим, требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяет Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном порядке при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг за наличный расчет или с использованием платежных карт. Это предусмотрено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В нём также указано, когда организации и ИП могут не применять ККТ. Порядок наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован.

Ответственность за неприменение ККТ

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, N 8

Право рассмотрения дел о неприменении ККТ и наложения административных штрафов за такое правонарушение налоговыми органами закреплено КоАП РФ, Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ включенная в Государственный реестр ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Вместе с тем возможно осуществление предпринимательской деятельности без применения ККТ в определенных законом случаях. Этот перечень указан в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Налоговые органы имеют право налагать штрафные санкции за неприменение ККТ на организации и индивидуальных предпринимателей согласно ст. 7 Закона N 54-ФЗ.

В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ к компетенции налоговых органов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, в виде наложения административного штрафа:

на граждан (кассира-операциониста) — в размере от 1500 до 2000 руб.;

на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;

на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Ответственность работодателя и работника

Налоговые органы не вправе привлекать к ответственности за конкретное правонарушение одновременно всех трех субъектов. Возникает вопрос: можно ли в случае неприменения ККТ требовать, чтобы штрафные санкции взыскивались по ст. 14.5 КоАП РФ не с организации или индивидуального предпринимателя, выступающих в роли работодателей, а с кассира-операциониста, тем самым снизив штраф в несколько раз. В Письме ФНС России от 19.10.2005 N 06-9-09/28 «О привлечении к административной ответственности граждан за неприменение ККТ» говорится, что: «Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 244-О установлено, что в случае неприменения контрольно-кассовой машины штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина юридического лица или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины».

Кроме того, допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают организацию от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от ее имени (Постановления ВАС РФ от 03.08.2004 N 5940/04; ФАС УО от 16.08.2007 N Ф09-6524/07-С1; ФАС ЗСО от 09.08.2007 N Ф04-5506/2007(37128-А03-43); ФАС СКО от 25.07.2007 N Ф08-4536/2007-1774А).

Но возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последней в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ей по вине работника.

Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В свою очередь организация (индивидуальный предприниматель) может в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ей по вине ее работника.

Читайте так же:  Порядок приостановки работ по договору подряда

Какие нарушения могут быть расценены как неприменение ККТ

Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» (далее — Постановление N 16) установлен перечень случаев, которые понимаются под неприменением ККТ. Согласно п. 1 Постановления N 16 под таковыми следует понимать:

фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Закона N 54-ФЗ);

использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39 Роспром выпустил Приказ от 16.07.2007 N 299, который установил перечень ККТ, при помощи которых налогоплательщики могут осуществлять кассовые операции. Если кассовый аппарат не входит в данный перечень, то использовать его при расчетах наличными денежными средствами с населением в случаях продажи товаров (работ, услуг) нельзя. На основании п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;

использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона N 54-ФЗ);

использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Закона N 54-ФЗ является обязательным условием ее допуска к применению);

пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Названный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Арбитражная практика

Приведем некоторые примеры из арбитражной практики по привлечению к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей в следующих случаях:

ККТ организацией не применяется вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей ее работником. Этот факт не освобождает саму организацию от ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 6902/04; от 28.06.2005 N 480/05). Отметим, что привлечение к ответственности других должностных сотрудников организации вследствие неприменения ККТ может быть оспорено в суде (Постановление ВС РФ от 24.02.2005 N 50-ад04-1);

ККТ не зарегистрирована в налоговых органах. Налоговые органы не вправе отказать в регистрации ККТ, исключенной из Государственного реестра, но разрешенной законом к использованию до истечения нормативных сроков ее амортизации (Постановление ФАС ВВО от 05.04.2007 N А79-8560/2006);

ККТ используется без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (Постановления ФАС ДВО от 01.08.2007 N Ф03-А04/07-2/2283, ФАС УО от 18.07.2007 N Ф09-5462/07-С1);

ККТ не опломбирована или пломба имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (Постановления ФАС МО от 20.06.2007 г. N КА-А40/5736-07, ФАС СКО от 20.02.2007 N Ф08-298/2007-150А, ФАС СЗО от 07.08.2007 N А21-5001/2006). В случае когда налоговые органы не докажут, что повреждение пломбы произошло с целью доступа к фискальной памяти, оснований в привлечении налогоплательщика к ответственности за неприменение ККТ не возникает (Постановления ФАС МО от 08.06.2007 N КА-А40/5076-07, ФАС ПО от 15.05.2007 N А65-25320/2006-СА3-32);

кассир пробил чек ККТ на сумму меньшую, чем покупатель уплатил за товар (работу, услугу) (Постановление ФАС СЗО от 07.02.2007 N А56-28973/2006). Если ККТ была применена продавцом, однако чек пробит был на большую сумму, то данное деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление ФАС ЦО от 03.08.2007 N А64-6840/06-4). Соответственно, факт наличия денежных остатков в кассе также не может являться доказательством неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов (Постановления ФАС ЦО от 04.07.2007 N А08-8351/06-13, ФАС СЗО от 05.07.2007 N А56-37228/2006).

Особо следует отметить, что Закон о ККТ обязывает применять исправную ККТ, но ответственность за нарушение данной нормы законодательством не предусмотрена.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ используемая налогоплательщиками в предпринимательской деятельности ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, исправна, опломбирована в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

[2]

Кроме того, с 4 августа 2007 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Постановление N 470). Постановление определило основные требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

Какие-либо неисправности ККТ, приводящие к тому, что на чеке указано неправильное время, нечетко напечатаны реквизиты или часть из них отсутствует, поводом для привлечения к ответственности за неприменение ККТ являться не могут. Арбитражная практика подтверждает это:

Постановление ФАС ВВО от 05.07.2007 N А31-8731/2006-7: выдача чека с отсутствием наименования организации не является основанием для привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ;

Постановления ФАС СЗО от 21.07.2003 N А26-2515/03-21, от 19.08.2003 N А42-1084/03-22: нечетко отпечатанные на чеке реквизиты не являются основанием привлечения к административной ответственности;

Постановление ФАС СЗО от 23.12.2003 N А44-2133/03-С14: иск предпринимателя о признании незаконным постановления о назначении административного наказания удовлетворен, поскольку из материалов дела следует, что предприниматель производил расчеты с применением ККТ, зарегистрированной в установленном законом порядке, чек был выбит и выдан покупателю, отсутствие ИНН в реквизитах, отпечатанных на чеке, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ;

Постановление ФАС ВСО от 11.03.2004 N А19-17834/03-36-Ф02-680/04-С1: нормы КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за применение ККТ с выдачей чека, содержащего недостоверные обязательные реквизиты, привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, является незаконным.

Читайте так же:  Образец отказа от иска в арбитраже

Следует отметить, что если факт неприменения налогоплательщиком ККТ зафиксирован налоговыми органами впервые, то суд может учесть это как смягчающее обстоятельство и уменьшить размер штрафа (Постановление ФАС СЗО от 07.05.2007 N А56-11958/2006).

3 новых повода оштрафовать за нарушение порядка применения онлайн-ККТ

Что случилось?

Минфин России разработал и опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект Федерального закона, который вносит поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части применения административной ответственности за нарушения порядка применения контрольно-кассовой техники. Чиновники намерены усилить наказание за повторное неприменение онлайн-касс в операциях с крупными суммами, ввести 3 новых повода для назначения наказания, а также блокировать кассы, которые стали орудием правонарушения.

3 новых штрафа за наличные расчеты

Минфин предлагает ввести в статью 14.5 КоАП РФ два новых основания для привлечения к административной ответственности. Первое из них будет заключаться в применении контрольно-кассовой техники по расчету, не имевшему места в хозяйственной жизни пользователя. То есть за пробитие фиктивных чеков. За это чиновники предлагают назначить штраф в размере:

  • от 5000 до 10 000 рублей для должностных лиц;
  • от 20 000 до 40 000 рублей для ИП и организаций.

Второе новое правонарушение заключается в неуказании в фискальном документе (чеке или БСО) наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке. Также будут наказывать за указание такого наименования в искаженном виде. Штраф за такие нарушения определен в размере:

  • 50 000 рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 100 000 рублей на юридических лиц.

Ну и наконец, чиновники намерены наказывать организации и ИП за непредставление всех фискальных данных в установленный законодательством РФ о применении ККТ срок, в органы ФНС. Штрафы составят:

  • 50 000 рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 100 000 рублей на юридических лиц.

1 млн рублей за повторное нарушение и блокировка ККТ

Также в Минфине считают, что в настоящее время санкции за повторное неприменение ККТ не всегда выполнимы, если сумма расчетов составила 1 миллион рублей и более. Поэтому чиновники решили установить альтернативное наказание для ИП и организаций в виде фиксированной суммы штрафа, не привязанной к сумме чека. Размер взыскания составит от 800 000 до 1 000 000 рублей как для организаций, так и для ИП.

Кроме того, если инициатива Минфина найдет поддержку, будет введена возможность блокировки ККТ, которая оказалась орудием совершения или предметом административного правонарушения в сфере законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. Блокировать кассы смогут лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении, а также прокуроры.

Проект Минфина сейчас проходит публичное обсуждение, которое продлится до 16 марта. поэтому каждый бизнесмен может успеть высказать свое мнение об инициативе чиновников. После обсуждения проект будет передан на рассмотрение Правительства РФ.

Предлагается ужесточить ответственность за нарушение правил применения ККТ

Если лицо будет использовать кассовую технику, которая не соответствует требованиям, либо нарушит порядок и условия ее регистрации и применения, то ему грозит предупреждение или штраф (для юрлиц — 7 тыс. руб., для должностных лиц — 2 тыс. руб., для граждан — 1,5 тыс. руб.).

Сейчас штраф за данные правонарушения для юрлиц составляет от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для должностных лиц — от 3 тыс. до 4 тыс. руб., для граждан — от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. Возможна замена штрафа предупреждением.

Документ: Проект Федерального закона N 968690-6

Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ККТ

Минфин разработал законопроект, который поменяет правила применения контрольно-кассовой техники

Минфин России разработал законопроект и предлагает поменять требования к опломбированию контрольно-кассовой техники, ее функциям и эксплуатационной документации.

[3]

Ведомство собирается ввести новое понятие — «мастер-ключей» контрольно-кассовой техники для усиления безопасности. А правительство РФ должно будет определять организации и индивидуальных предпринимателей, которые будут заниматься техническим обслуживанием контрольно-кассовой техники.

Штрафы за нарушения в применении контрольно-кассовой техники увеличатся. Максимальный размер повысится до трех тысяч рублей для граждан, до десяти тысяч рублей для должностных лиц (в настоящий момент максимальный размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, составляет четыре тысячи рублей) и до ста тысяч рублей для юридических лиц (сейчас — сорок тысяч). Размер штрафа, налагаемого на организации и индивидуальных предпринимателей за неправомерные действия при технической поддержке применения контрольно-кассовой техники (такой статьей предполагается дополнить КоАП РФ), будет составлять от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения будет увеличен с двух месяцев до одного года со дня совершения правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробности читайте в проекте федерального закона на сайте

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  5. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ккт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here