Предлагается создать институт финансового омбудсмена по правам потребителей

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается создать институт финансового омбудсмена по правам потребителей" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

  • В России могут появиться финансовые уполномоченные по правам потребителей услуг финансовых организаций

    Правительство РФ одобрило проекты федеральных законов «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций».

    Документами предусмотрено создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций. Предполагается, что такой институт будет направлен на упрощение порядка разрешения споров между потребителями услуг финансовых организаций – физическими лицами и финансовыми организациями путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров.

    Для координации деятельности финансовых уполномоченных предлагается создать некоммерческую организацию – Службу финансовых уполномоченных в форме некоммерческого партнерства. В случае принятия законов учредителем такой службы станет Банк России.

    Кроме того, в связи с тем, что в указанной сфере наибольшее количество споров возникает по отношению к кредитным и страховым организациям, законопроектами предлагается обязательное участие таких организаций в институте финансового уполномоченного.

    По итогам заседания Правительства РФ проекты законов одобрены в целом. Также в результате обсуждения Минфину России поручено при рассмотрении указанных законопроектов Госдумой во втором чтении обеспечить включение в них положений, предусматривающих в том числе:

    • отсутствие платы за рассмотрение финансовыми уполномоченными обращений физических лиц, а также возможные исключения из данного принципа;
    • механизм формирования сметы доходов и расходов создаваемой службы финансовых уполномоченных на основании принципа отсутствия дефицита;
    • право финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций на урегулирование споров между физическим лицом и финансовой организацией в досудебном порядке.

    В ближайшее время планируется внести законопроекты на рассмотрение в Госдуму.

    В России появиться финансовые уполномоченные по правам потребителей услуг финансовых организаций

    Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

    Правительство РФ одобрило проекты федеральных законов «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций».

    Документами предусмотрено создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций. Предполагается, что такой институт будет направлен на упрощение порядка разрешения споров между потребителями услуг финансовых организаций – физическими лицами и финансовыми организациями путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров.

    Для координации деятельности финансовых уполномоченных предлагается создать некоммерческую организацию – Службу финансовых уполномоченных в форме некоммерческого партнерства. В случае принятия законов учредителем такой службы станет Банк России.

    Кроме того, в связи с тем, что в указанной сфере наибольшее количество споров возникает по отношению к кредитным и страховым организациям, законопроектами предлагается обязательное участие таких организаций в институте финансового уполномоченного.

    По итогам заседания Правительства РФ проекты законов одобрены в целом. Также в результате обсуждения Минфину России поручено при рассмотрении указанных законопроектов Госдумой во втором чтении обеспечить включение в них положений, предусматривающих в том числе:

    • отсутствие платы за рассмотрение финансовыми уполномоченными обращений физических лиц, а также возможные исключения из данного принципа;
    • механизм формирования сметы доходов и расходов создаваемой службы финансовых уполномоченных на основании принципа отсутствия дефицита;
    • право финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций на урегулирование споров между физическим лицом и финансовой организацией в досудебном порядке.

    В ближайшее время планируется внести законопроекты на рассмотрение в Госдуму.

    В регионах могут появиться уполномоченные по правам потребителей

    Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

    Роспотребнадзор рекомендовал местным властям повышать правовую грамотность россиян

    Роспотребнадзор рекомендовал всем субъектам ввести должность регионального уполномоченного по правам потребителей. Ведомство по поручению президента РФ разработало соответствующий документ, который уже разослан по регионам. В нем, помимо создания института омбудсмена, предлагается повышать правовую грамотность россиян с помощью тематических компьютерных игр, соцсетей, инфокиосков в магазинах и на вокзалах.

    Методические рекомендации Роспотребнадзор подготовил с учетом предложений Минюста, Минэкономразвития и Минстроя. Эта работа была проведена по поручению президента после Госсовета по защите прав потребителей, который прошел в апреле.

    В Роспотребнадзоре сообщили, что методичка прошла обсуждение с экспертами и общественниками и уже направлена в регионы. В ходе работы над рекомендациями специалисты проанализировали системы защиты прав потребителей 76 субъектов РФ.

    — Методические рекомендации призваны обеспечить разработку и корректировку региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для реализации потребителями своих прав. Это необходимое условие эффективной социально-экономической региональной политики, — отметили в пресс-службе ведомства.

    В документе регионам рекомендуют создать институт уполномоченного по правам потребителей. Омбудсмен должен будет обеспечить дополнительные гарантии госзащиты прав потребителей в конкретном субъекте. Детально его полномочия разработают сами регионы.

    В методичке также говорится о мерах по повышению правовой грамотности потребителей, которые необходимо реализовать в субъектах. Речь идет о разработке специальных образовательных программ и тематических компьютерных игр. Для мотивации детей и молодежи к изучению прав потребителей предлагается проводить олимпиады и конкурсы в школах и вузах. Также предлагается создать региональные сайты «Защита прав потребителей» и тематические группы в соцсетях. В магазинах, на вокзалах и в МФЦ, согласно документу, необходимо устанавливать инфокиоски с интерактивными материалами по вопросам защиты прав потребителей.

    Читайте так же:  Гражданско-правовой договор (гпд) с физическим лицом

    Регионам необходимо создать программы по защите прав потребителей, а там, где они уже есть, скорректировать их. Программы должны быть рассчитаны на срок от трех до шести лет. Финансируются они за счет региональной казны. Конкретный перечень мероприятий каждый субъект РФ будет планировать самостоятельно. Создание региональных программ также предусмотрено Стратегией госполитики РФ в области защиты прав потребителей до 2030 года, которая была принята в конце августа.

    На рекомендации Роспотребнадзора уже откликнулись некоторые регионы. О том, что в Ульяновской области будет создана должность уполномоченного по правам потребителей, а также кодекс потребителей, 14 октября заявил губернатор Сергей Морозов.

    Заместитель директора департамента экономического развития Курганской области Дмитрий Комогоров рассказал, что через месяц отчитается о мерах, принятых после рекомендаций Роспотребнадзора.

    — Всё, что рекомендовано федеральными органами власти, исполняется. Над рекомендациями работало огромное количество уважаемых экспертов, в них зафиксированы объективные вещи, которые мы будем реализовывать, — заявил он.

    Сегодня Роспотребнадзор принимает жалобы потребителей на торговые организации, туристические компании, сотовых операторов, банки, страховщиков и так далее. В рамках своих полномочий служба проводит проверки по обращениям граждан.

    Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, участвовавший в обсуждении рекомендаций, сообщил, что омбудсмен усилит позицию граждан во взаимодействии со сферой торговли и услуг. Однако о создании должности уполномоченного по правам потребителей при президенте РФ, то есть на федеральном уровне, речи пока не идет.

    Сопредседатель Союза потребителей РФ Надежда Головкова отметила, что юридической беспомощностью потребителей пользуются недобросовестные продавцы и производители. При возникновении спорных ситуаций они предлагают обращаться в суд, но разбирательства предполагают затрату времени и денег. Поэтому необходимо развивать практику медиации в вопросах, касающихся защиты прав потребителей. И это, по ее мнению, должно входить в функции укполномоченного, пишет «Известия».

    Ежегодно в Роспотребнадзор поступает более 750 тыс. обращений. По результатам прошлого года 56% из них касаются услуг и работ, а остальные 44% — торговли. При этом около 20% обращений связаны с качеством, безопасностью и маркировкой товаров.

    Законопроект о введении института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг подготовлен к третьему чтению

    В соответствии с законопроектом должность финансового уполномоченного учреждается для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им такие услуги. Финансовый уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Банка России и иных организаций, должностных лиц.

    В качестве финансового уполномоченного выступают главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг. Информация о сферах финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, размещается на официальном сайте Банка России, а также на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.

    Предусматриваются в том числе:

    требования к финансовому уполномоченному, порядок его назначения (он назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ, сроком на пять лет), а также порядок назначения финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, порядок освобождения от должности;

    требования к Службе финансового уполномоченного, ее составу, к службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

    порядок уплаты финансовыми организациями взносов для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного, дифференцированных в зависимости от вида финансовой организации, вида договоров, заключенных с потребителями финансовых услуг и др.;

    порядок рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребителей (при условии что размер требований о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением отдельных обращений) либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет);

    выдача финансовым уполномоченным потребителю удостоверения, являющегося исполнительным документом, форма которого устанавливается Правительством РФ, в случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного либо условий соглашения между сторонами спора;

    перечень организаций, которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (страховые организации (кроме осуществляющих исключительно ОМС), микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и др.), а также возможность организовать взаимодействие с другими финансовыми организациями, порядок ведения Банком России реестра организаций, обязанных организовать взаимодействие.

    Предусматривается поэтапное вступление в силу положений законопроекта для различных финансовых организаций.

    Финансовый омбудсмен по правам потребителей финансовых услуг

    Институт финансового уполномоченного учрежден в целях защиты прав граждан — потребителей финансовых услуг.

    Финансовый уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

    Служба омбудсмена осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами, в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке, позволяя избежать обращения в суд. Причем обращение потребителей к финансовому уполномоченному будет обязательным, и подача иска в суд без этого этапа станет невозможной, если размер денежных требований составляет не более 500 000 рублей, если требования связаны с нарушением страховой компанией закона об ОСАГО относительно страхового возмещения.

    Читайте так же:  Кого не могут сократить при сокращении штата

    Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

    До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить претензию в финансовую организацию (в письменной или электронной форме). После получения ответа либо в случае его неполучения по истечении установленного срока потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение можно подать в электронном виде, а также через МФЦ.

    Законом установлены требования к оформлению таких обращений, определены процедура и сроки их рассмотрения, порядок взаимодействия финансовых уполномоченных с финансовыми организациями, перечень случаев, когда обращение не подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.

    Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги, финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.

    Служба омбудсмена будет рассматривать претензии потребителей, и либо приводить обе стороны к компромиссу, либо выносить свое решение относительно поднятого вопроса. Решение будет обязательным для исполнения финансовой организацией в указанный в решении срок. В случае их неисполнения финансовый уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного с финансовой организации может быть взыскан штраф (через суд).

    Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу потребителя, не будет препятствовать его дальнейшему обращению в суд. Финансовая организация также сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суд в случае несогласия с ним. Так, решение финансового омбутсмена может быть оспорено любой из сторон в суд, причем после вступления в законную силу.

    Первым сегментом, где заработает принцип обязательного досудебного рассмотрения споров финансовым уполномоченным, станет рынок ОСАГО: с 1июня 2019 года претензии по сумме страхового возмещения, которые не удалось урегулировать с компанией, нужно будет сначала подать уполномоченному и лишь после его решения — если оно не устроит автовладельца — можно обращаться в суд. С 28 ноября 2019 года принцип досудебного рассмотрения обращений финансовым уполномоченным распространиться на остальные виды страхования. С 1 января 2020 года финансовый уполномоченный получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с января 2021 года — к банкам, ломбардам, негосударственным пенсионным фондам и кредитно-потребительским кооперативам.

    Информация о службе финансового уполномоченного, порядке подачи и рассмотрения обращений, порядке исполнения решений финансового уполномоченного представлена на официальном сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/.

    Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

    (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2019 г.

    Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А

    В России учреждена должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг

    Должность финансового уполномоченного учреждается для рассмотрения обращений потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

    Федеральный закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

    В качестве финансового уполномоченного выступают главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

    Сферы финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, определяются Советом директоров Банка России. Информация о сферах финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, размещается на официальном сайте Банка России и на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.

    Финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе тридцати пяти лет с высшим юридическим или экономическим образованием (главным финансовым уполномоченным — с высшим юридическим образованием), имеющий опыт работы в сфере финансового рынка, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке или защиты прав потребителей финансовых услуг в совокупности не менее пяти лет либо имеющий стаж работы судьей не менее десяти лет.

    Банк России ведет реестр финансовых организаций, которые обязаны организовывать взаимодействие с финансовым уполномоченным (страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и др.), и перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

    Определены, в том числе:

    состав Службы финансового уполномоченного (Совет Службы, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, экспертный совет Службы и их полномочия);

    материальное и социальное обеспечение деятельности финансового уполномоченного, а также положения о Фонде финансирования деятельности финансового уполномоченного;

    порядок уплаты финансовыми организациями, включенными в указанные реестр либо в перечень, взносов для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного;

    порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным (требования рассматриваются при условии, что их размер не превышает 500 тысяч рублей (за исключением отдельных обращений) либо если они вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет);

    порядок участия финансового уполномоченного в достижении соглашения до принятия решения по обращению, порядок принятия решения финансового уполномоченного по обращению и исполнения решения;

    последствия нарушения финансовыми организациями требований данного Федерального закона.

    Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

    Пояснительная записка к проекту федерального закона N 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» (не действует)

    Пояснительная записка
    к проекту федерального закона N 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций»

    Проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» (далее — законопроект) предусматривает создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций (далее — финансовый уполномоченный).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Законопроект подготовлен в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N Пр-707 по итогам совещания по экономическим вопросам 12 марта 2012 г. и поручениями Правительства Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N ВЗ-П1Э-1681 (пункт 2) и от 23 августа 2012 г. N ИШ-П13-4964.

    В мировой практике институт финансового омбудсмена (уполномоченного) является независимым (общественным) органом рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами.

    Опыт нескольких европейских стран, в частности, Великобритании, Ирландии и Германии показывает, что незначительные вопросы по небольшим суммам споров вполне могут быть решены в рамках института финансового омбудсмена (уполномоченного). Это позволяет облегчить бремя работы для финансовых организаций, экономит издержки и время потребителя, надзорного органа, а также позволяет избежать обращения в суд.

    Кроме того, анализ международной практики по данному вопросу показывает, что введение института финансового омбудсмена (уполномоченного) существенно улучшает защищенность граждан при получении финансовых услуг, значительно упрощает досудебное разрешение споров между гражданами и финансовыми организациями, а кроме того, повышает финансовую грамотность населения и снижает социальное напряжение, вызванное недовольством качества финансовых услуг, в том числе в случае закредитованности населения.

    В настоящее время полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Центрального банка Российской Федерации не позволяют вмешиваться в коммерческую деятельность субъектов финансового рынка и сводятся к контролю (надзору) за деятельностью финансовых организаций по соблюдению действующего законодательства.

    Учитывая, что процедура досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и гражданами затрагивает вопросы гражданско-правовых отношений и финансового регулирования, а также прав и обязанностей финансовых организаций по взаимодействию со Службой финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций (далее — Служба) и финансовыми уполномоченными, создание института финансового уполномоченного необходимо в форме специального федерального закона. Кроме того, исследование международной практики показывает, что наиболее эффективными институтами досудебного урегулирования споров являются институты, созданные на основании специального закона. При этом во многих странах данные институты, долгие годы существовавшие без законодательного закрепления, в период всемирного экономического кризиса получили законодательное закрепление (например, в Великобритании).

    Законопроект регулирует порядок рассмотрения финансовым уполномоченным по правам потребителей услуг финансовых организаций обращений граждан, основывались на принципах законности, независимости, добросовестности, справедливости, а также устанавливает правовой статус финансового уполномоченного, порядок создания и деятельности Службы, иные правовые отношения, связанные с охраной и защитой прав и интересов потребителей финансовых услуг.

    Финансовый уполномоченный согласно законопроекту будет рассматривать обращения в отношении услуг, оказываемых кредитными организациями, страховыми организациями, обществами взаимного страхования. Кроме того, к институту финансового уполномоченного смогут в добровольном порядке присоединиться иные финансовые организации. При этом конструкция законопроекта универсальна и предусматривает в дальнейшем возможность отнесения к обязательному рассмотрению финансовым уполномоченным споров, связанных с предоставлением услуг иными финансовыми организациями (микрофинансовыми организациями, ломбардами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и т.д.).

    Предельный размер имущественных требований по обращениям, рассматриваемым финансовым уполномоченным, в отношении кредитных организаций определен в пятьсот тысяч рублей, в отношении страховых организаций — сто тысяч рублей.

    При этом предполагается, что финансовые уполномоченные не будут рассматривать обращения, которые переданы на рассмотрение суда, третейского суда и (или) если по такому обращению было вынесено решение суда, третейского суда.

    Законопроектом установлены процедуры и сроки рассмотрения финансовым уполномоченным обращений заявителей. Кроме того, предусмотрено утверждение Советом Регламента Службы, который будет регламентировать действия Службы при работе с обращениями.

    Законопроектом предусматривается, что организации будут исполнять решения финансовых уполномоченных в порядке и сроки, указанные данным решением. При этом решение, принятое не в пользу гражданина, не препятствует дальнейшему его обращению в суд.

    В случае неисполнения организацией решения финансовый уполномоченный будет обращаться суд с заявлением о выдаче исполнительного листа, при этом суд не будет рассматривать спор между гражданином и финансовой организацией по существу.

    Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных законопроектом предлагается создать Службу в форме некоммерческого партнерства.

    Выбор организационно-правовой формы в виде некоммерческого партнерства наиболее оптимален из имеющихся в российском законодательстве членских форм некоммерческих организаций. При этом особенности взаимоотношений между финансовыми организациями и Службой, установленные законопроектом, позволяют Службе оставаться независимой от финансовых организаций и исключить конфликт интересов, поскольку основным руководящим органом Службы будет Совет, который будет формироваться с учетом баланса интересов из расчета три представителя от Банка России, два представителя от Правительства Российской Федерации, пять представителей от объединений организаций и пять представителей от общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Данное распределение квот в Совете позволит объективно распределить баланс интересов граждан как потребителей услуг, финансовых организаций как поставщиков услуг и государства в развитии финансовой системы.

    Члены совета утверждаются Банком России сроком на 5 лет по предложениям Правительства Российской Федерации, объединений организаций и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

    К компетенции Совета будут относиться вопросы:

    1) принятие решений об избрании и досрочном прекращении полномочий финансовых уполномоченных;

    2) определение приоритетных направлений деятельности Службы, принципов формирования и использования его имущества, в том числе утверждение сметы доходов и расходов Службы, годовых отчетов Службы;

    3) принятие решений о создании территориальных органов Службы;

    4) утверждение Регламента Службы и иных внутренних правовых актов, регулирующих деятельность Службы, в том числе норм поведения и правил делового этикета, порядка рассмотрения обращения Финансовым уполномоченным, а также утверждение размера и порядка вознаграждения и премирования финансового уполномоченного и работников Службы.

    Финансирование Службы согласно законопроекту будет осуществляться финансовыми организациями посредством обязательных платежей в пользу Службы, состоящих из ежеквартальных обязательных платежей и внесения платы за рассмотрение финансовыми уполномоченными обращений, которая будет устанавливаться в зависимости от степени сложности обращения и результата его рассмотрения.

    Установление размеров обязательных платежей целесообразно отнести к компетенции Совета, поскольку они направлены на покрытие расходов Службы, которые будут зависеть от количества поступающих обращений и открытия территориальных представительств Службы.

    Кроме того, законопроектом предусмотрено при создании Службы внесение имущественного взноса Банка России, а также добровольных взносов от финансовых организаций (их объединений) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), которые позволят обеспечить финансирование Службы на период становления.

    Законопроект имеет гибкую конструкцию по определению количества финансовых уполномоченных и открытию территориальных представительств Службы финансовых уполномоченных, что позволит на первоначальном этапе создания института финансового уполномоченного назначить трех финансовых уполномоченных (банковский, страховой и универсальный) с постепенным назначением финансовых уполномоченных в отдельных федеральных округах и субъектах Российской Федерации путем открытия территориальных представительств и назначения дополнительных финансовых уполномоченных, специализирующихся на вопросах, по которым будет поступать наибольшее количество обращений.

    Принятие законопроекта предусматривает также принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» в части внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Финансово-экономическое обоснование
    к проекту федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций»

    Реализация федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» предусматривает, что финансирование Службы будет осуществляться в основном за счет обязательных платежей осуществляемых финансовыми организациями в пользу Службы, состоящих из ежеквартальных обязательных платежей и внесения платы за рассмотрение финансовыми уполномоченными обращений, а в период становления осуществлять деятельность за счет внесение имущественного взноса Банка России, а также добровольных взносов от финансовых организаций (их объединений) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). При этом реализация указанного федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

    На этапе создания института финансового уполномоченного предлагается назначить трех финансовых уполномоченных со штатом пятнадцать помощников по рассмотрению обращений (из расчета пять помощников на одного финансового уполномоченного) и пятью сотрудников обслуживающего персонала. В последующем предлагается постепенное назначение финансовых уполномоченных в отдельных федеральных округах и субъекта Российской Федерации путем открытия территориальных представительств и назначения дополнительных финансовых уполномоченных специализирующихся на вопросах по которым будет поступать наибольшее количество обращений.

    Первоначальные расходы на создание Службы составят около 26,5 млн. рублей, которые будут осуществляться в основном за счет добровольных перечислений финансовых организаций и их объединений, а также обязательных платежей от организаций, присоединившихся к Службе. Данная сумма расчетная и будет корректироваться Советом Службы при утверждении сметы доходов и расходов Службы.

    Перечень
    федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций»

    Принятие Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» потребует внесения изменений в:

    1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

    2. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

    5. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Перечень
    нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций»

    Принятие Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

    [3]

    С 1 июня 2019 года в Российской Федерации поэтапно вводится институт уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг

    Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу с 03.09.2018 (за исключением некоторых положений), на территории Российской Федерации вводится институт финансового уполномоченного, призванный защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке.

    Документ устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также правовые основы взаимодействия финансового уполномоченного с данными организациями.

    Закон направлен на создание для граждан на безвозмездной основе системы досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями

    Читайте так же:  Цб создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

    в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке.

    Таким образом, за исключением ряда случаев, обращение к финансовому уполномоченному станет обязательной стадией перед обращением в суд.

    Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей как в отношении финансовых организаций, включенных в определенный реестр или перечень, в случаях, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., так и если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления возмещения денежных средств по ОСАГО.

    Обращение потребителя должно быть направлено финансовому уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин может восстановить свои нарушенные права через суд.

    В своей деятельности финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей кредитных и страховых услуг, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), услуг ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.

    Перечисленные организации будут обязаны взаимодействовать

    с финансовыми уполномоченными, решения которых будут носить для данных финансовых организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений финансового уполномоченного потребителю будет выдаваться исполнительный документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов. В тоже время финансовая организация сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суде в случае своего несогласия с ним.

    Иные финансовые организации, за исключением вышеперечисленных, смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе.

    Решением Совета директоров Банка России главным финансовым уполномоченным назначен Воронин Юрий Викторович, вступивший в должность с 3 сентября 2018 года.

    Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных будет создана Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций в форме некоммерческого партнерства, высшим органом которой будет Совет.

    Читайте так же:  Форма соглашения об уплате алиментов посредством недвижимости

    Омбудсмен при принятии решений независим от непосредственных участников спора, органов государственной власти, Банка России и других организаций и должностных лиц.

    Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно:

    — с 01.06.2019 г. – для страховых организаций, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);

    ‑ с 28.11.2019 г. – в отношении страховщиков по иным видам страхования;

    [2]

    — с 2020 г. – для микрофинансовых организаций;

    — с 2021 г. – для всех остальных финансовых организаций (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).

    Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного, письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.

    К обращению прилагаются:

    · копия заявления в финансовую организацию;

    [1]

    · копия ответа финансовой организации на ваше заявление (при наличии);

    · копия договора с финансовой организацией;

    · копии иных документов по существу спора;

    · документы, подтверждающие полномочия законного представителя (при направлении обращения законным представителем);

    · копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации).

    Дополнительно информируем, что консультации по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей, в том числе при предоставлении финансовых услуг можно получить по телефонам

    «горячей линии» Управления 8 (391) 226-89-50 и его территориальных отделов с 10.00 до 12.00 час. и с 13.00 до 17.00 час. В круглосуточном режиме работает Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800 555 49 43 (звонок бесплатный) без выходных на русском и английском языках.

    Читайте так же:  Продукция - единый перечень для сгр

    Используя Государственный информационный ресурс по защите прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, судебной практикой Роспотребнадзора, в том числе в финансовой сфере.

    Комментариев: 0

    Оставить комментарий

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе «Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц»

    Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

    (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2019 г.

    Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

    Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49

    Источники


    1. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

    2. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

    3. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
    4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
    5. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
    Предлагается создать институт финансового омбудсмена по правам потребителей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here