Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Предлагается изменить ряд правил налогового контроля" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Права налогоплательщика при дополнительных мероприятиях налогового контроля

Налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля

Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике на 2010–2012 гг. указано на необходимость совершенствования процедуры администрирования, которое напрямую связано с устранением пробелов в нормах законодательства о налогах и сборах, соблюдение которых – важнейшая задача налоговых органов. Однако на практике встречаются нарушения процедуры проведения контрольных мероприятий именно со стороны налоговых органов как на стадии проведения проверки, так и на стадии рассмотрения материалов проверки и вынесения решения.
Об актуальности проблем, связанных с участием налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки, свидетельствуют судебные акты Конституционного и Высшего Арбитражного судов РФ, которые содержат важные для налогоплательщиков правовые выводы.

С учетом позиции КС РФ и изменений, внесенных в налоговое законодательство, ВАС РФ пришел к выводу, что лишение налогоплательщика предусмотренной пунктом 3 статьи 101 НК РФ возможности представить в налоговый орган свои возражения по акту дополнительных мероприятий налогового контроля также относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и привлечения к ответственности сноска 2 .

В свою очередь, Минфин России в письме от 25.07.2007 № 03-02-07/1-346 разъяснил, что налоговые органы должны обеспечить участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля сноска 3 .
Однако практика показывает, что налоговые органы на местах при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля часто не соблюдают такую процедуру.

Суть спора

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка. По завершении проверки составлен акт, на который в законодательно установленный срок налогоплательщиком представлены возражения. Налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов налоговой проверки, но в день их рассмотрения налоговым органом не было принято какого-либо решения. Через несколько дней руководителем налогового органа были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, и в адрес налогоплательщика было направлено требование о предоставлении документов и пояснений. Спустя месяц налоговым органом было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. При этом налогоплательщик не был извещен о дате рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля и не мог представить пояснения или возражения.

Позиция налогового органа

Налоговый орган мотивировал свои действия следующим образом.

1. Налоговый кодекс РФ не предусматривает необходимости составления отдельного акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

2. В результате дополнительных мероприятий не увеличен размер доначислений – следовательно, нет оснований предлагать налогоплательщику представить свои возражения.

3. При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля новых обстоятельств установлено не было, изменений в существе указанных ранее в акте проверки вменяемых нарушений не произошло.

4. Налогоплательщик не представил новых документов и информации по требованиям, направленным в рамках дополнительных мероприятий, поэтому материалы дополнительных мероприятий фактически отсутствуют. Формальное приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов дополнительных мероприятий (при отсутствии таковых) с предоставлением времени на возражения приведет к нарушению срока вынесения решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 101 НК РФ, и будет искусственным затягиванием рассмотрения материалов проверки.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, указав в качестве одного из оснований нарушение статьи 101 НК РФ, выразившееся в неизвещении его надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

По мнению налогоплательщика, позиция налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушила его права. Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, полученных в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, представляет собой существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и является безусловным основанием для отмены решения налогового органа.

Позиция арбитражных судов

Суды поддержали налогоплательщика и мотивировали свою позицию следующими доводами.

Налоговым кодексом РФ регламентирована процедура рассмотрения материалов налоговой проверки. Процедура рассмотрения материалов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля, закреплена в пункте 14 статьи 101 НК РФ и включает обеспечение права налогоплательщика присутствовать при рассмотрении материалов и представлять свои возражения и объяснения.

Материалы налоговой проверки включают в себя и результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ к материалам налоговой проверки относятся акт и другие материалы, в том числе полученные по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь, лицо, в отношении которого проводилась проверка, обладает установленными законом правами, в том числе правом давать объяснения на стадии рассмотрения материалов.

Таким образом, обязанность налоговых органов обеспечить реализацию права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки распространяется не только на материалы, полученные в рамках основной проверки, но и на дополнительные материалы, которые также относятся к материалам налоговой проверки.

Законодательно установленный порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля гарантирует право налогоплательщика на ознакомление с его результатами, а также представление возражений и объяснений по доводам налогового органа. Руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий одного месяца. В решении о назначении дополнительных мероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Как следует из буквального толкования статьи 101 НК РФ, дополнительные мероприятия назначаются для уточнения обстоятельств, связанных с обнаруженными правонарушениями, получения дополнительных доказательств наличия (или отсутствия) правонарушения.

Мотивом назначения дополнительных мероприятий налогового контроля может стать необходимость проверки обоснованности возражений налогоплательщика, поданных в ответ на акт налоговой проверки сноска 4 . Если приводимые налогоплательщиком в возражениях на акт проверки доводы ставят под сомнение выводы должностных лиц налогового органа, проводивших проверку, то руководитель налогового органа обязан назначить дополнительные мероприятия с целью проверки документов и сведений, представленных налогоплательщиком. В противном случае решение налогового органа не будет считаться законным и обоснованным.

Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий также свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика, налоговый орган не счел их достаточными для принятия решения по проверке, в том числе о привлечении к налоговой ответственности.

Дополнительные мероприятия включают в себя: истребование документов (ст. 91 и 93.1 НК РФ), допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) и проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Читайте так же:  Проверки в сфере закупок при проведении электронного аукциона может осуществлять только фас

Несмотря на то что статьями 100 и 101 НК РФ не установлена обязанность налогового органа составлять по результатам проведения дополнительных мероприятий акт как специальный процессуальный документ, обязанность обеспечить возможность защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов не исключается сноска 5 .

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ налоговый орган обязан заблаговременно известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Налоговый кодекс РФ не содержит никаких изъятий для рассмотрения материалов проверки, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

ВАС РФ в Постановлении Президиума от 12.02.2008 № 12566/07 указал, что нарушение данных требований в любом случае признается основанием для признания решения налогового органа незаконным.

Право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки относится к основополагающим, и необеспечение этого права служит основанием для отмены ненормативного акта налогового органа.

Налоговый орган должен сообщать налогоплательщику о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля вне зависимости от их содержания. Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.02.2008 № 12566/07, законодатель, регулируя мероприятия налогового контроля, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводятся мероприятия налогового контроля. Из Постановления следует, что неознакомление налогоплательщика с результатами мероприятий налогового контроля независимо от их объема в любом случае будет нарушением требований пункта 2 статьи 101 НК РФ и основанием для признания решения налогового органа незаконным. Поэтому доводы налогового органа о том, что дополнительные мероприятия проводились только в отношении части эпизодов по акту проверки и не установили каких-либо новых обстоятельств, несостоятельны. Поскольку, как указывалось, цель проведения дополнительных мероприятий налогового контроля – получение дополнительных доказательств факта (либо его отсутствия) совершения налогового правонарушения, налоговый орган в любом случае должен сообщить налогоплательщику о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля.

В Определении от 12.07.2006 № 267-О КС РФ указал, что применительно к налоговой ответственности одной из гарантий защиты прав и свобод является право, предусмотренное частью 2 статьи 24 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При определении процессуальных прав налогоплательщика в деле о налоговом правонарушении законодатель обязан предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях и заявлять возражения на них, а также представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствует приведенным положениям Конституции РФ, нарушает права налогоплательщиков и делает пункт 2 статьи 101 НК РФ недействующей нормой или действующей по усмотрению налоговых органов, что в сфере публичных правоотношений недопустимо.

Таким образом, обязанности налогового органа предоставить налогоплательщику право узнать позицию налогового органа по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля корреспондирует право налогоплательщика заявить возражения.

Законодатель четко не определяет момент принятия решения о дополнительных мероприятиях налоговой проверки. Судами было установлено, что после рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговым органом не было принято какого-либо решения, об этом свидетельствовал протокол рассмотрения возражений (в нем был зафиксирован только факт рассмотрения возражений, но не результат).

Статья 101 НК РФ не предусматривает процедуры изготовления мотивированного решения по результатам рассмотрения материалов проверки и не устанавливает для этого процессуальных сроков. Однако анализ положений статьи 101 НК РФ о вынесении решения «по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки» указывает именно на день рассмотрения материалов проверки, поскольку какие-либо сроки для подготовки «окончательной формы» решения или для «изготовления мотивированного решения» Налоговым кодексом РФ специально не оговорены. Следовательно, последующее вынесение решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (после рассмотрения возражений на акт проверки) и принятие решения по их результатам без надлежащего извещения налогоплательщика нарушает его право участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Аналогичный вывод следует и из Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12566/07, в котором Суд использовал положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, гарантирующие обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.

Складывающаяся в пользу налогоплательщиков практика ВАС РФ и различных федеральных арбитражных округов подтверждает правомерность позиции Суда по рассматриваемому делу.

Установив факт нарушения налоговым органом порядка ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, суды обоснованно указали на то, что при проведении контрольных мероприятий налоговый орган обязан строго соблюдать требования законодательства. Налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля вне зависимости от их содержания и присутствовать при вынесении решения. Несоблюдение указанного требования – безусловное основание для признания решения налогового органа незаконным.

Несоблюдение налоговым органом положений ст. 101 НК РФ – существенное нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности

Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.
Налоговые нормы о «допах»

Реже дополнительные мероприятия организуются по инициативе должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, если, по его мнению, инспекторы не собрали достаточную доказательную базу по фактам, изложенным в акте проверки.
Налогоплательщик вправе оспорить решение о проведении дополнительных мероприятий в административном или судебном порядке, если сочтет, что указанные в решении обстоятельства не вызывают необходимость назначения таких мероприятий. Как правило, суды, разрешая подобные споры, принимают сторону инспекции, оставляя ее решения в силе (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N 09АП-25295/2013, от 08.07.2013 N 09АП-19644/2013 ).
———————————
С 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любого акта ненормативного характера, принятого налоговым органом (Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-14853/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Читайте так же:  Составляем ходатайство о заключении мирового соглашения

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ налоговики обязаны указать в упомянутом решении срок и конкретные формы проведения контрольных мероприятий. В качестве допмероприятий могут производиться истребование документов (ст. ст. 93, 93.1), допросы свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95).
Хотя данный перечень мероприятий является закрытым, проверяющие иногда производят выемку документов, например, если налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, выставленное в рамках «допов», или документы необходимы для проведения назначенной почерковедческой экспертизы. Суды не усматривают в таких действиях проверяющих несоблюдения налоговых норм . Солидарна с ними и ФНС. Так, в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 налоговое ведомство разъяснило, что выемка документов с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако проверяющим нужно учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 НК РФ.
———————————
Постановления ФАС СКО от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 N А56-33713/2009, ФАС ВВО от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221.

Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с «допами». Вот некоторые из них.

Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?

Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?

Есть судебные акты, в которых арбитрами применен аналогичный подход. Например, ФАС МО в Постановлении от 25.12.2012 N А40-523/11-20-3 признал правомерными действия инспекции, предоставившей проверяемому лицу один рабочий день вместо 15 для подготовки возражений на акт с учетом материалов допмероприятий. Судьи решили, что налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры принятия решения о привлечении к налоговой ответственности. А арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 15.05.2012 N А19-8330/2011 указали, что ст. 100 НК РФ 15-дневный срок установлен только для представления возражений на акт проверки.
Из Постановления N 57 усматривается, что высшие арбитры хотят поменять подход судебных органов к разрешению данного вопроса. В п. 38 этого Постановления четко сказано, что п. 6 ст. 100 НК РФ налоговые органы должны применять и в отношении обжалования результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?

Вариант первый — материалы направлялись

Вариант второй — материалы не направлялись

Налоговый контроль: тенденция эффективности и дальнейшего развития (Ильин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 08.05.2015

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок . В Концепции предусмотрен специальный алгоритм, основанный на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений.
———————————
См.: Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Финансовая газета. 21.06.2007. N 25.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (за некоторыми исключениями). С 2009 г. введен обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) . Также необходимо отметить, что у налоговых инспекций появятся новые основания для истребования у налогоплательщиков пояснений при проведении камеральной проверки. Такими основаниями являются, в частности, уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате, или декларация с заявленной суммой убытка.
———————————
Собрание законодательства РФ. 08.07.2013. N 27. Ст. 3445.
Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

Все большее количество налогоплательщиков в России переходит на дистанционное взаимодействие с налоговыми органами, уплату налогов через устройства самообслуживания банков, коммуникационные каналы связи.
Следует отметить, что задачи налогового контроля должны соотноситься как с вопросами совершенствования налоговой системы, так и с ключевыми задачами, стоящими в данный момент перед российским обществом, например борьбой с коррупцией.

Что входит в мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

[2]

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).
Читайте так же:  Образец акта выполненных работ по договору подряда

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Пути повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы

Совершенствование организационного механизма налоговой камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка является одной из основных форм налогового контроля. При этом инструментарий камеральной проверки несколько ограничен законодательством по сравнению с инструментарием выездных проверок. [Лобанов А.В. «О содержании и формах налогового контроля // Финансы» 2011, №2.]

Проведенное исследование показало, что в этой области налогового контроля есть ряд проблем, требующих решения.

В НК РФ недостаточно четко описана процедура камеральных проверок. Не установлен порядок документирования даты фактического начала конкретной камеральной проверки. Нет в НК РФ и четкого определения понятия, границ и правил проведения углубленных камеральных проверок.

Большие неудобства налогоплательщикам и налоговым органам создает ситуация, в которой разные налоговые декларации сдаются в инспекцию в разные сроки. Это увеличивает затраты рабочего времени налоговых органов на прием и обработку налоговых деклараций в налоговых органах и усложняет сдачу налоговых деклараций плательщикам [Лобанов А.В. «Выездные налоговые проверки: не всякое изменение есть развитие // Налоговая политика и практика» 2011, №3].

В настоящее время камеральной проверке должны подвергаться все декларации всех налогоплательщиков, как крупнейших и основных, так и мелких; как допускавших многочисленные налоговые правонарушения в прошлом, так и законопослушных. В результате на проверку всех деклараций одного налогоплательщика (за 1 квартал) приходится, в среднем, всего 15 — 20 минут рабочего времени налоговой инспекции. Это не дает возможности проверить все декларации качественно и всесторонне, с использованием всей информации, имеющейся в инспекции.

Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ не предусматривает особенностей налогового контроля, в том числе и камеральных проверок, крупнейших налогоплательщиков, в частности не позволяет установить увеличенные сроки камеральной проверки. В тоже время, чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее его бизнес и тем сложнее (и длительнее) должна быть камеральная проверка.

С целью повышения эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок можно предложить:

— Дату начала камеральной проверки конкретной декларации целесообразно фиксировать в специальном документе, либо в специально введенном поле на бланке налоговой декларации. В статье 88 НК РФ нужно установить порядок фиксирования такой даты.

— С учетом большого количества проводимых камеральных проверок, ограниченности инструментария и срока для их проведения, в НК РФ целесообразно конкретизировать вопросы, которые могут и должны проверяться при проведении камеральных проверок.

— В НК РФ целесообразно включить определение «углубленной камеральной проверки» и установить перечень случаев, когда налоговые органы имеют право организовывать такие проверки. Нужно более четко регламентировать процедуру углубленной камеральной проверки. В частности, о ее проведении должно выноситься решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Налогоплательщик должен быть ознакомлен с этим решением.

— Необходимо установить единый срок сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию — 30 (28) число месяца, следующего за отчетным. Для того чтобы это не нанесло ущерба бюджету, целесообразно сохранить установленные сроки уплаты налогов. Для решения этих вопросов потребуется внести изменения в соответствующие статьи второй части НК РФ.

— Нужно изменить периодичность проведения камеральных проверок. Камеральную проверку деклараций основных налогоплательщиков целесообразно проводить за каждый отчетный период. Также должны камерально проверяться все декларации налогоплательщиков, заявляющих налоговые льготы, которые уменьшают сумму причитающихся платежей более чем в 2 раза и декларации всех плательщиков, заявивших льготу по НДС по экспорту продукции, работ и услуг. Декларации остальных налогоплательщиков должны проверяться не реже 1 раза в год. Для этого нужно уточнить формулировку статьи 88 НК РФ, установив, что камеральная налоговая проверка проводится в течение 12 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Установление такого срока позволит также обеспечить проведение углубленных камеральных проверок и камеральных проверок крупнейших налогоплательщиков.

Читайте так же:  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Правила взимания НДФЛ предлагается изменить

На сайте Российских общественных инициатив (РОИ) появилась соответствующая инициатива № 77Ф400131. Если она наберет 100 тыс. голосов в поддержку, то будет направлена в экспертную группу федерального уровня для принятия решения о мерах по ее реализации.

Так, предлагается установить для наемных работников порядок взимания НДФЛ, аналогичный порядку, применяемому к предпринимателям. Последние уплачивают НДФЛ с «чистой» прибыли, вычитая из своего совокупного дохода те средства, которые они затратили на извлечение дохода, то есть прямые издержки.

Необходимо вычесть из подлежащих налогообложению суммы затраты на товары первой необходимости

Автор инициативы считает необходимым предоставить наемным работникам возможность вычитать из суммы их заработка суммы покупок товаров первой необходимости (еда, одежда, транспорт, коммунальные платежи, лекарства) в объеме, например, не более 70% годового заработка.

Для этого в течение налогового периода они должны будут собирать кассовые чеки за свои покупки и в конце финансового года смогут подавать их вместе с налоговой декларацией в налоговую инспекцию (или в свою бухгалтерию) с тем, чтобы осуществить вычет. В связи с этим НДФЛ будет взиматься только с оставшейся суммы (то есть с «чистой» прибыли работников).

«Наемный работник ездит на свою работу, покупает еду, одежду, лекарства, оплачивает коммунальные услуги, то есть тратит деньги с целью иметь возможность работать, что также является прямыми издержками, позволяющими «извлекать» свой доход, будучи наемным работником», – подчеркивается в обосновании инициативы.

Компенсировать потери бюджет будет за счет налога с продаж

Ожидается, что в случае одобрения инициативы повысится собираемость налогов с продаж, что будет компенсировать потери в части подоходного налога. Также принятие инициативы приведет к увеличению зарплаты работников и улучшению отношения людей к налоговой политике государства.

Голосование за инициативу продлится до 5 февраля 2019 года. На момент написания новости (7 февраля) она уже набрала более 580 голосов в поддержку.

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика. «Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Какие права предоставлены Налоговым кодексом налогоплательщикам, на что обратить внимание и как вести себя при проведении «сопутствующих» мероприятий налогового контроля, рассказывает Елена Чурсина, заместитель руководителя департамента российской налоговой практики IPT Group.

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected];

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Какими могут быть «сопутствующие» мероприятия в рамках налогового контроля?

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

Читайте так же:  Завещательный отказ - пример составления

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

Если Вас вызвали в налоговый орган, рекомендуем ознакомиться с перечнем вопросов, которые подготовила ФНС России для нижестоящих налоговых органов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и у руководителя налогоплательщиков (по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей), изложенных в письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утвержденными СК России, ФНС России).

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

[3]

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.

Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

[1]

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  3. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
Предлагается изменить ряд правил налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here