Порядок проведения аттестации государственных служащих

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок проведения аттестации государственных служащих" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Статья 16. Порядок проведения аттестации государственных служащих Санкт-Петербурга

Статья 16. Порядок проведения аттестации государственных служащих Санкт-Петербурга

См. Положение о проведении аттестации государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга, утв. приказом губернатора Санкт-Петербурга от 28 сентября 2000 г. N 286-к

1. Аттестации подлежат государственные служащие Санкт-Петербурга, имеющие стаж работы в занимаемой должности не менее одного года. Аттестация проводится не чаще одного раза в 2 года и не реже одного раза в 4 года.

2. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного органа Санкт-Петербурга и доводится до сведения каждого подлежащего аттестации государственного служащего Санкт-Петербурга не менее чем за месяц до начала аттестации.

3. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа Санкт-Петербурга с учетом положений настоящего Закона. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

4. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв о служебной деятельности подлежащего аттестации государственного служащего Санкт-Петербурга, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем, содержащий, в том числе, сведения о поощрениях и размерах назначенных надбавок к должностному окладу за особые условия работы за последний год работы.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются отзыв о служебной деятельности государственного служащего Санкт-Петербурга и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

5. Кадровая служба государственного органа Санкт-Петербурга, а при ее отсутствии — руководитель соответствующего государственного органа Санкт-Петербурга не менее чем за неделю до начала аттестации знакомит подлежащего аттестации государственного служащего Санкт-Петербурга с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом подлежащий аттестации государственный служащий Санкт-Петербурга вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

6. Аттестация проводится в присутствии подлежащего аттестации государственного служащего Санкт-Петербурга. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

7. При оценке служебной деятельности государственного служащего Санкт-Петербурга учитывается его соответствие требованиям по замещаемой должности государственной службы Санкт-Петербурга, участие в решении поставленных перед соответствующим государственным органом Санкт-Петербурга задач, сложность выполняемой им работы и результативность его деятельности.

8. В результате аттестации государственному служащему Санкт-Петербурга дается одна из следующих оценок:

соответствует замещаемой должности государственной службы Санкт-Петербурга;

соответствует замещаемой должности государственной службы Санкт-Петербурга, рекомендуется обратиться с представлением о внеочередном присвоении нового гражданского звания;

не соответствует замещаемой должности государственной службы Санкт-Петербурга;

рекомендуется присвоить очередное гражданское звание;

не рекомендуется присваивать очередное гражданское звание;

иные оценки в соответствии с действующим законодательством.

9. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист государственного служащего Санкт-Петербурга. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом государственный служащий Санкт-Петербурга ознакомляется под расписку.

10. Результаты аттестации государственного служащего Санкт-Петербурга представляются Губернатору Санкт-Петербурга, Председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председателю Уставного суда Санкт-Петербурга, председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Губернатор Санкт-Петербурга, Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель Уставного суда Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии с учетом результатов аттестации принимает решение:

о присвоении государственному служащему Санкт-Петербурга очередного гражданского звания;

об обращении с представлением о внеочередном присвоении государственному служащему Санкт-Петербурга нового гражданского звания;

о переводе государственного служащего Санкт-Петербурга с его согласия на другую должность;

об увольнении государственного служащего Санкт-Петербурга в порядке, установленном федеральными законами;

иные решения в соответствии с действующим законодательством.

11. Аттестационный лист государственного служащего Санкт-Петербурга и отзыв о его служебной деятельности хранятся в личном деле государственного служащего Санкт-Петербурга.

>
Квалификационные разряды государственных служащих Санкт-Петербурга
Содержание
Закон Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 г. N 334-33 «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 8 внесены изменения

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Читайте так же:  Образец должностной инструкции помощника гендиректора

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав аттестационной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2013 г. N 208 в пункт 18 внесены изменения

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «б» внесены изменения

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

[1]

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «в» внесены изменения

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Читайте так же:  Лицензирование строительной деятельности в россии

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «а» внесены изменения

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «в» изложен в новой редакции

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 24 внесены изменения

24. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в приложение внесены изменения

Приложение
(с изменениями от 19 марта 2014 г.)

Аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации

Проведение аттестации госслужащих

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Для работников отдела кадров государственных (муниципальных) учреждений процедура проведения аттестации государственных гражданских служащих — одна из самых неприятных, так как она требует соблюдения многих нюансов. Несоблюдение их может в итоге привести к негативным последствиям как для работодателя, так и для государственных гражданских служащих, участвующих в аттестации.

В рамках данной статьи рассмотрим особенности проведения аттестации государственных гражданских служащих во избежание ошибок.

Общие положения

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанность проведения аттестации государственных гражданских служащих прописана в ст. 48 Федерального закона N 79-ФЗ . Однако в данном Законе содержатся лишь общие положения — особенности проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены Положением N 110 .

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Для каких целей служит аттестация государственного гражданского служащего? В соответствии с п. 2 Положения N 110 она проводится для определения соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестации подлежат не все категории государственных гражданских служащих. Как определено п. 3 Положения N 110, к аттестации не допускаются государственные гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных государственных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
  • замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

При назначении аттестации следует учитывать, что в обычном порядке аттестация государственного гражданского служащего не может проводиться реже чем раз в три года в соответствии с утвержденными графиками.

Исключение составляет внеочередная аттестация, которая осуществляется (п. 5 Положения N 110):

  • по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после принятия в установленном порядке решения:

а) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Организация аттестации

Первым шагом при организации аттестации является издание приказа руководителя учреждения, включающего в себя условия:

  • о формировании аттестационной комиссии;
  • об утверждении графика проведения аттестации;
  • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Вторым шагом является формирование аттестационной комиссии. Согласно п. 8 Положения N 110 в нее должны включаться представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Возглавляет комиссию председатель.

Как сообщалось выше, аттестация проводится в соответствии с графиком. При этом государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, должен быть ознакомлен с графиком не менее чем за месяц до ее начала.

График должен содержать следующую информацию (п. 11 Положения N 110):

  • наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • дату, время и место проведения аттестации;
  • дату представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. Иными словами, данный документ является характеристикой на аттестуемого, так как помимо инициалов государственного гражданского служащего и замещаемой им должности содержит перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие, и мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Читайте так же:  Какие документы выдаются при регистрации ип

Аттестуемый обязан быть ознакомлен с составленным на него отзывом не менее чем за неделю до начала аттестации. При этом государственный гражданский служащий имеет право представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Проведение аттестации

Проведение аттестации начинается с приглашения аттестуемого государственного гражданского служащего на заседание комиссии, в которой должно быть не менее двух третей ее членов. Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Профессиональная служебная деятельность оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов государственный гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений (п. 20 Положения N 110):

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным государственным гражданским служащим и заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, его заместителем, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Ознакомление государственного гражданского служащего с аттестационным листом происходит под расписку.

Аттестационный лист государственного гражданского служащего и отзыв об исполнении им должностных обязанностей хранятся в личном деле государственного гражданского служащего.

В зависимости от результатов аттестации в течение одного месяца по ее окончании издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения N 110):

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • понижается в должности гражданской службы.

Стоит отметить, что гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.

В заключение скажем, что государственные (муниципальные) учреждения вправе разработать свои положения о проведении аттестации с учетом особенностей Положения N 110. Такие положения, в частности, разработаны Рострудом , Минздравсоцразвития , Минспорттуризма и другими учреждениями.

Приказ Роструда от 14.04.2009 N 81-к «Об утверждении Положения о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости».
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.05.2009 N 281н «Об аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
Приказ Минспорттуризма России от 29.06.2009 N 453 «Об аттестационной комиссии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

Порядок проведения аттестации и её роль в служебной карьере государственных гражданских служащих

Порядок проведения аттестации

Ниже приводится последовательность действий и основные моменты этой процедуры:

Проведению аттестации предшествует подготовительная работа, организуемая руководителем кадровой службы, который:

разрабатывает критерии и показатели оценки по категориям должностей;

подготавливает необходимое число бланков Доклада-оценки деятельности работника;

знакомит аттестуемых с инструкцией по заполнению бланка Доклада-оценки;

утверждает график проведения аттестации;

готовит необходимые материалы на аттестуемых;

оказывает организационно-методическую помощь подразделениям по проведению аттестации служащих.

Организация аттестации в подразделениях возлагаются на их руководителей.

Организация аттестации руководителей подразделений АО возлагается на его правление.

На каждого подлежащего аттестации кадровая служба подготавливает необходимую документацию: бланк Доклад — оценки деятельности работника, инструкцию по его заполнению и требования к должности аттестуемого.

Руководитель (специалист), подлежащий аттестации, самостоятельно заполняет соответствующий раздел бланка Доклада-оценки, описывает основную проделанную за аттестационный период работу: повышение квалификации, степень реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации и т. д.

Оценка деятельности работника осуществляется непосредственным руководителем на основе описания проделанной работы за аттестуемый период, документов о повышении квалификации и степени реализации предложений

Материалы по аттестации работника, подготовленные кадровой службой, аттестуемым и его непосредственным руководителем, рассматривает вышестоящий руководитель. При этом он обсуждает представленные материалы с непосредственным руководителем аттестуемого, а при необходимости и с самим аттестуемым.

8. Вышестоящий руководитель отвечает за соблюдение принципов объективности и единообразия при применении оценочных показателей.

Решения, применяемые по результатам аттестации

Аттестация является итогом работы комиссии и основой для принятия решения о дальнейшем пребывании сотрудника.

Окончательное решение по аттестации принимает руководитель комиссии при участии руководителя соответствующего подразделения. Заполненный указанными должностными лицами и аттестуемым руководителем (специалистом) бланк Доклада-оценки деятельности работника подписывается аттестуемым. Ему выдается копия подписанного им бланка.

Руководитель компании (руководитель соответствующего подразделения) с учетом оценки и рекомендаций аттестации и в соответствии с законодательством РФ принимает решение о дальнейшем профессиональном развитии руководителей и специалистов, материальном и моральном поощрении работников за достигнутые ими успехи, об изменении размеров должностных окладов по соответствующим должностям, установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о повышении в должности.

Результаты аттестации могут служить основанием для признания аттестуемого работника не соответствующим занимаемой должности и для принятия решения о направлении его на повышение квалификации (переподготовку) либо с его согласия о переводе на другую работу. При несогласии аттестуемого с направлением на повышении квалификации и невозможности перевода данного работника на другую должность руководитель вправе принять решение о его увольнении. Указанные решения принимаются в срок не больше двух месяцев со дня аттестации. По истечении указанного срока снижение размера должностного оклада, уменьшение или отмена надбавок к нему, увольнение работника по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска аттестуемого руководителя (специалиста) не зачисляются в двух месячный срок.

Читайте так же:  Тарифы за вывоз мусора для населения по регионам

При наличии письменного несогласия аттестуемого с выводами аттестации материалы рассматриваются специальной экспертной комиссией.

Материалы аттестации заносятся кадровой службой в личное дело аттестуемого работника только после того, как будут рассмотрены письменные объяснения и приняты окончательные решения по ним.

Организации оптимизируют системы оценки персонала за счет:

универсальности системы оценки. Отдел человеческих ресурсов разрабатывает единую систему оценки для всей организации и обеспечивает единообразное понимание и применение этой системы во всех подразделениях.

[3]

установления стандартов и норм оценки

выбора метода оценки.

Отсутствие надежных систем оценки может привести к тому, что организация потеряет способного работника и приобретет неспособного.

Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

2.2 Процедура проведение аттестации государственных служащих

Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Однако на основании других критериев некоторые гражданские служащие освобождаются от прохождения очередной аттестации. В соответствии с Законом N 79-ФЗ к ним относятся служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. В дополнение к служащим, указанным в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

-проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

-достигшие возраста 60 лет;

-в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданских служащих проводится регулярно, один раз в три года. Однако в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации.[5]

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается акт государственного органа, содержащий положения: о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

[2]

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Оценить работу государственного служащего очень трудно, так как профессиональная служебная деятельность состоит в осуществлении публичных функций, не имеющих стоимостных оценок. Однако Положением определены некоторые процедуры, призванные обеспечивать объективную оценку его деятельности.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки его без уважительных причин или отказа от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.

Если гражданский служащий соответствует занимаемой должности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранении должности и т.п.) не принимается.

Если аттестационная комиссия рекомендовала служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности, издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

В случае необходимости гражданский служащий направляется с его согласия на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В том случае, когда гражданский служащий отказывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность, он может быть уволен.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок:

-соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;

-соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

-соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

-не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:

-включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

-направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;

Российское административное право

Аттестация государственного служащего

Важным правовым средством установления степени соответствия государственного служащего замещаемой им должности государственной службы является аттестация государственного служащего. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 утвердил Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которое определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры для выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности.

При проведении аттестации учитываются соблюдение государственным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральными законами о государственной службе. Результатами аттестации становятся решение (оценка) и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа.

Аттестация — это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании всего ее механизма: подготовки аттестации; осуществления контроля за работой служащих; принятия решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализации рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешения возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведения итогов аттестации; распространения передового аттестационного опыта.

Читайте так же:  Журнал регистрации приказов на командировку образец

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует для гражданского служащего служебное время и время отдыха (ст. 45), порядок предоставления основного и дополнительного отпусков (ст. 46), оплату труда (ст. 50), основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), порядок исчисления стажа государственной гражданской службы (ст. 54), принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60), профессиональную подготовку кадров для гражданской службы, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданского служащего (ст. 61—62), формирование кадрового резерва (ст. 64), финансирование гражданской службы и программу ее развития (ст. 65—66), виды государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе (ст. 67—68), порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров (ст. 69—70).

Особенностью правового режима действия правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, является установление законодателем правила, в соответствии с которым федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Аттестация в узком смысле проводится в целях проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п. 1 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти. Вместе с тем в будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; при необходимости составляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной службы, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы государственного органа, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок:

  1. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:

  1. включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  2. направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;
  3. понижение в должности гражданской службы.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Видео (кликните для воспроизведения).

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Источники


  1. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.

  2. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  4. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
  5. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Порядок проведения аттестации государственных служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here