Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Процедура принятия федеральных законов в России

Читайте также:

  1. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФСБ РОССИИ
  2. III. Логическая функция ЕСЛИ для принятия решения
  3. III. ФУНКЦИИ ФСБ РОССИИ
  4. Автоматизированные информационные системы 7. Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности
  5. Аграрный вопрос в России. Реформа П. А. Столыпина.
  6. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в
  7. Англия, Франция и Турция против России
  8. Бухгалтерская процедура, основные формы отчетности
  9. В России
  10. В современной России
  11. В толковании законов
  12. Взаимоотношения федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти.

Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.

Правотворческий процесс и его основные стадии

Правотворчество – это длящийся во времени процесс. В связи с этим выделяют 2 этапа правотворческого процесса:

I. Предпроектный этап – этап выявления потребности в правовом регулировании. Заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права определенных социальных отношений. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое может оказать влияние на законодателя, так и государство.

II. Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права.

Проектный этап может быть, в свою очередь, разбит на несколько стадий:

Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует: в каком законе оно нуждается для дальнейшей эффективной работы.

2. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание.

Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой обычно остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

3. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа.

Эта стадия может иметь 2 варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсужденияпо комиссиям и комитетам парламента;

4. Принятие законопроекта правотворческим органом во втором

(окончательном) чтении.С процедурной точки зрения принятие законопроекта означает лишь то, что он получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). В эту же стадию входит подписание законопроекта главой государства и опубликование (обнародование) текста нового закона.

Составной частью правотворческого процесса является законотворчество.

Законотворчество – это совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов.

включающий в себя следующие стадии:

I ая стадиязаконодательная инициатива — это закрепленное в Конституции РФ (ст. 104) право субъекта законодательной инициативы внести в правотворческий орган законопроект. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

II-ая стадияобсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в 3-х чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, целесообразность его принятия и т.п. Государственная Дума может вынести решение о принятии закона в первом же чтении (это характерно для небольших по объему законов). Во втором чтении законопроект принимается за основу. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам. По результатам третьего чтения проводится голосование о принятии закона. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

III-ая стадия принятие закона – это главная стадия правотворческого процесса, которая распадается на 3 подстадии:

а) Принятие закона Государственной Думой Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, то есть 50 % + 1 голос. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5-ти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации;

б) Одобрение закона Советом Федерации В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ: “федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы”.

в) Подписание закона Президентом РФ Принятый федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14-ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Читайте так же:  Как проходит регистрация авто по наследству в гибдд

IV-ая стадияопубликование закона. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете» течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2841 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности принятия отдельных законопроектов

Читайте также:

  1. I. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  2. III. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения и клинико-диагностической картины заболеваний органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте.
  3. III.1.1. Особенности конструкции турбогенераторов
  4. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток
  5. VI. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в пожилом и старческом возрасте.
  6. VIII. Особенности банкротства кредитных организаций.
  7. Акты применения норм права (АПП): понятие, особенности и виды
  8. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  9. Анализ материалоемкости отдельных изделий
  10. Анализ отдельных видов кредитных операций.
  11. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЙ
  12. Анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции

Порядок взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания в федеральном законодательном процессе

Нормативную основу участия Президента РФ в федеральном законодательном процессе составляют: Конституция РФ, Указ Президента РФ «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» и др.

Глава государства может участвовать в федеральном законодательном процессе посредством реализации права вето. В течение 14 дней после поступления принятого палатами Федерального Собрания закона Президент РФ может наложить на него право вето. Отклоняя федеральный закон, глава государства обязан изложить мотивы своего решения.

Вето Президента РФ, заявленное по истечении указанного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренные юридические последствия отклонения закона главой государства.

Помимо отлагательного вето Президент РФ может возвращать в соответствующую палату законы без рассмотрения в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия таких законов, соответствующих условий и процедур, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палаты и само принятие законов.

Конституционный Суд РФ уточнил содержание и порядок реализации полномочия Президента РФ возвращать законы без рассмотрения вне процедуры вето в Постановлении Конституционного Суда «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Президент РФ не наделен правом оценивать конституционность Регламентов палат Федерального Собрания или порядка принятия федеральных законов. Глава государства обязан подписать и обнародовать Федеральный закон о перемещенных культурных ценностях, а затем обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой решить вопрос о соответствии Конституции РФ Регламентов палат и названного Закона по порядку его принятия.

Конституционный Суд РФ фактически отказал Президенту РФ в возможности реализации механизма возвращать законы без рассмотрения в связи с нарушением палатами конституционной процедуры принятия таких правовых актов. Вместе с тем Постановление Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ носит общий характер и предусмотренное в нем право главы государства возвращать законы без рассмотрения может считаться потенциально реализуемым.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, на различных стадиях федерального законодательного процесса может представлять замечания, поправки и предложения к обсуждаемому законопроекту. Разработка проектов законов, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы глава государства, осуществляется по его поручению или по поручению Руководителя Администрации Президента РФ, подразделениями Администрации и (или) федеральными органами исполнительной власти.

[1]

Окончательный текст законопроекта готовится в государственно-правовом управлении Президента РФ и направляется Руководителю Администрации Президента РФ.

В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством

голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать 2/3 депутатов Государственной Думы.

Одобрить такой закон должны 3/4 членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и затем обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Данный закон инициируется субъектами, специально определенными в Конституции РФ (ст. 134). Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного закона необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами данный закон передается на промульгацию (лат. публичное объявление) Президенту России.

Читайте так же:  Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете на

очередной год. Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление же проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют, как минимум, два профильных комитета, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. До принятия или одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете должны быть приняты законы, регулирующие принципиальные социально-экономические вопросы (например, федеральные законы о минимальном размере пенсий, о порядке их индексации и перерасчете, внесены изменения и дополнения в законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.).

К вносимому проекту федерального закона о федеральном бюджете прилагаются следующие документы и материалы: предварительные итоги социально-экономического развития России за истекший период, прогноз социально-экономического развития России на очередной год, основные направления финансовой и налоговой политики на очередной год, план развития государственного и муниципального секторов экономики, проекты федеральных целевых программ и программ приватизации, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ и целый ряд других документов и материалов.

Федеральный закон о бюджете на очередной год принимается в четырех чтениях, которые, как правило, длятся соответственно 30, 15, 25 и 15 дней. Предметом первого чтения является обсуждение концепции законопроекта, основных прогнозов и параметров экономической политики страны, обсуждаются доходы и дефицит бюджета. Во втором и третьем чтениях утверждаются расходы бюджета по разделам и подразделам соответствующей функциональной классификации, программы социально-экономического развития в различных отраслях. В четвертом чтении законопроект голосуется в целом.

В особом порядке рассматриваются проекты федеральных законов о технических регламентах. Данный порядок определяется ФЗ «О техническом регулировании». Предметом технического регламента являются обязательные для исполнения и применения требования к объектам технического регулирования продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта данного технического регламента.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное его обсуждение.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов: обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта технического регламента; финансово — экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте; перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц и другие документы.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, и поправки к нему, поступившие ко второму чтению, публикуется в печатном издании федерального органа дополнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию доводятся до сведения общественности путем их опубликования.

В федеральном законодательстве устанавливаются особенности принятия и других законопроектов. Если в отношении проекта закона, регулирующего определенную сферу общественных отношений, не устанавливается специальных норм, его внесение и рассмотрение осуществляются в общем порядке законодательной процедуры.

РАЗДЕЛ 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 999 ; Нарушение авторских прав? ;

Процедура принятия федеральных законов в России

Читайте также:

  1. А. Государственное управление в России. Усиление самодержавия
  2. А. Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
  3. А. Территория, население России. Сельское хозяйство
  4. Аксиомы теории принятия решений
  5. Анализ общей задачи принятия решений
  6. Анализируя все методы принятия решений, можно сделать вывод, что метод рационального принятия решений является наиболее оптимальным
  7. Б. Образование единого государства России. Иван III
  8. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти
  9. В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина
  10. Возникновение и развитие менеджмента. История (хронология) менеджмента. Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмента.
  11. Вопрос 2. Процесс принятия решения.
  12. Вопрос 2. Традиционные методы принятия плановых решений

Закон в системе нормативных актов. Виды законов.

Законы — нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.

Закон представляет собой особый элемент в системе нормативных актов, высшую форму выражения содержания права. Законы составляют основу правовой нормативной системы, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности законов, состоянию их реализации обычно судят о правовой системе страны.

Читайте так же:  Проверки в сфере закупок при проведении электронного аукциона может осуществлять только фас

От других нормативных актов законы отличаются тем, что:

принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную ветвь власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти;

конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов, включающий указание на лиц, имеющих право выступать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосования по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу принятых законов;

содержат исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие исходную базу для их более детального регулирования другими нормативными актами;

обладают высшей юридической силой, в соответствии с которой их содержанию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия — действуют правила, предусмотренные законом.

В зависимости от роли в системе нормативных актов законы подразделяются на конституцию (основной закон), закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны, конституционные законы, непосредственно вытекающие из конституции, и остальные текущие(обыкновенные) законы. В федеративном государстве, каковым является Россия, законы также подразделяются на федеральные законы и законы субъектов федерации.

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федеральные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, члены и депутаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.


Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон, передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-ти дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации международных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

[2]

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

| следующая лекция ==>
Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения права | Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 151 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Порядок принятия Федеральных законов

Порядок принятия федерального законодательства

Правомзаконодательной инициативы обладают:

— Государственная Дума и депутаты;

[3]

— Совет Федерации и его члены;

— Законодательные органы субъектов РФ;

I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу, причем некоторые законопроекты требуют обязательного заключения правительства РФ.

К этим законопроектам относятся:

— законопроекты, касающиеся налогов и сборов;

— законопроекты о выпуске государственных займов;

— иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях: в 1-ом чтении голосуется за весь законопроект в целом, во 2 и 3 чтении сначала голосуются за каждую поправку, а затем за весь законопроект в целом. Между чтениями выделяется 15 дней для внесения поправок в законопроект. По решению 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы 2-ое и 3-ье чтения могут не проводиться. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в присутствии инициаторов.

Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если проголосовало менее половины, то законопроект считается не принятым и работа по нему прекращается.

II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Если проголосовало менее половины — то законопроект возвращается на доработку в Государственную Думу.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Совет Федерации обязан одобрить, возвращенный им в Государственную Думу закон если за него в первоначальной редакции проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.

Читайте так же:  Защита интелектуальной собственности в россии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9590 —

| 7566 — или читать все.

Особенности принятия федеральных конституционных законов

Существуют особенности рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации федеральных конституционных законов. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов о вопросах, предусмотренных самим Основным Законом.

На федеральный конституционный закон не распространяется положение ч. 1 ст. 105 Конституции о том, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». В отличие от этого, в Совет Федерации передается не принятый Государственной Думой закон, а одобренный ею проект федерального конституционного закона. Законопроект превращается в принятый федеральный конституционный закон только после того, как он одобрен указанным большинством голосов членов Совета Федерации. Если Совет Федерации отклоняет проект федерального конституционного закона, то возможны те же последствия, которые возникают при отклонении Советом Федерации федерального закона (ст. 105 Конституции), за исключением положения ч. 5 ст. 105 Конституции: Государственная Дума не может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. 1

Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе, промульгация закона

Важная роль в законодательном процессе принадлежит Президенту РФ. Специфику форм его участия в законодательном процессе предопределяет особенность конституционного статуса Президента РФ как главы государства.

Полномочия Президента в законодательном процессе можно разделить на так называемые общие и специальные полномочия. К первым (общим) относятся право Президента вносить в парламент законопроекты в порядке законодательной инициативы, а также полномочия по участию в рассмотрении законопроекта путем присутствия на заседаниях палат, внесения поправок к законопроектам и др. Вторая группа полномочий Президента как участника законодательного процесса включает его исключительные права, определяемые статусом главы государства. Этими правами не наделен больше ни один субъект законодательного процесса. К ним относятся право Президента по подписанию и обнародованию федеральных законов, принятых палатами парламента, и право отклонять принятый Федеральным Собранием закон (право президентского вето).

Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях:

а) внесение законопроекта о праве законодательной инициативы;

б) возможность постоянного участия в процессе законотворчества при обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или в согласительных комиссиях;

в) подписание и обнародование закона в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции России;

г) отклонение федерального закона (президентское вето) в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции. 1

Законодательная инициатива Президента и его участие в обсуждении законов в палатах Федерального Собрания уже рассматривались. В данном разделе речь пойдет о процедуре подписания и обнародования Президентом закона, а также о порядке наложения президентского вето.

Эта стадия законодательного процесса предусмотрена большинством конституций современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона главой государства: «Промульгация включает несколько элементов: удостоверение закона и того факта, что он принят по данной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении». Только после промульгации закон, как правило, обретает обязательную силу. 1

Глава государства имеет право не подписывать закон — это его право вето («вето» в переводе с латинского означает «запрещаю»). Понятие «вето Президента» трактуется в юридической литературе как его «право отклонить закон, принятый парламентом, но не вступивший в силу». Президентское вето в теоретическом плане рассматривается также как один из элементов сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей. Практика законотворчества большинства стран показывает, что право вето является мощным средством воздействия исполнительной власти на законодательную. 2

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента страны.

В соответствии с Конституцией после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Президенту направляются и те принятые

Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Федеральные конституционные законы подлежат обязательному подписанию главой государства (ст. 108 Конституции); Президент не вправе отклонить их как обычные федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Процедура повторного рассмотрения законов, отклоненных Президентом, описана в следующем разделе.

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называя мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей.

В Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. говорится, что отклонение федерального закона Президентом, предусмотренное ч. 3 ст. 107 Конституции, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение главы государства об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. 1

Анализ практики отклонения федеральных законов Президентом России позволяет выделить следующие основания 2 :

вторжение в компетенцию субъектов Федерации;

отступление от конституционных принципов организации государственной власти;

нарушение единства экономического пространства;

Читайте так же:  Образец договора о матответственности продавца-кассира

несоблюдение конституционных прав и свобод граждан;

нарушение конституционных основ федерализма;

несоответствие основам финансовой политики;

ограничение полномочий Президента и Правительства России;

нарушение прав субъектов законодательной инициативы;

несоблюдение положений Конституции о финансовом обеспечении законопроектов;

нарушение конституционного принципа независимости судей и полномочий судебной власти;

превышение парламентом контрольных полномочий;

вторжение парламента в компетенцию Президента и Правительства как основание отклонения федеральных законов.

Кроме указанных оснований, практика наложения президентского вето позволяет определить следующие правовые дефекты:

слабая юридическая проработка федеральных законов;

противоречия нового закона действующему законодательству;

ненормативность положений закона;

несоответствие федерального закона основным правилам законодательной техники;

отсылочный характер положений федерального закона;

нарушение процедуры рассмотрения закона в последующих чтениях.

В последнее время большое значение при отклонении Президентом РФ федеральных законов имеют и политические причины. В этом случае несогласие Президента проявляется, как правило, в перечислении многочисленных юридико-технических недостатков федерального закона. 1

Конституция 1993 г. достаточно подробно регламентирует право президентского вето.

В Постановлении Конституционного Суда от 6 апреля 1998 г. говорится, что Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта, а может лишь обратиться в Конституционный Суд с запросом. Но при этом акт должен быть подписан Президентом, т.к. в противном случае в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» данный орган не может осуществлять предварительный контроль законов, т.е. до того, как они вступят в силу (пока они не подписаны Президентом и не обнародованы). 1

Порядок принятия законов в РФ — особенности процедуры

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Следующий раздел статьи будет посвящен принятию ФЗ. О нововведениях в законодательстве РФ в 2019 году читайте в нашей статье по ссылке: «Новое в законодательстве с 2019 года».

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  5. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here