Порядок осуществления государственного экологического надзора

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок осуществления государственного экологического надзора" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)

Дата размещения статьи: 29.06.2015

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 утверждены Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (далее — Положение N 426) и порядок осуществления такого надзора. Напомним, что он направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (ст. 65 Федерального закона N 7-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Какими правами обладают проверяющие?

Каков порядок назначения и проведения проверок?

Контрольные мероприятия осуществляются Росприроднадзором в соответствии с требованиями Федеральных законов N 7-ФЗ, от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента N 191 .
———————————
Административный регламент исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.
Согласно п. п. 36, 49 Административного регламента N 191 плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 141 .
———————————
Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как оформляются результаты проверок?

Экологический надзор и экологический контроль

Государственный экологический надзор — это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года). Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правам относятся:

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

[3]

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности :

Экологический контроль включает 2 вида:

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно. В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации. Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Читайте так же:  Образец договора о матответственности продавца-кассира

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

— нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9241 —

| 7358 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава III. Порядок проведения государственного экологического контроля

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.01 г. № 173-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятий по контролю указывается следующее:

— номер и дата распоряжения (приказа);

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятий по контролю;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятий по контролю.

Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем три года с момента его государственной регистрации.

Читайте так же:  Подписание договора по доверенности от юридического лица

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю могут также проводится в следующих случаях:

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или)индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Порядок проведения проверки включает в себя следующие этапы:

— подготовка к проверке;

— оформление результатов проверки.

На первом этапе подготавливается требование о представлении документов, необходимых для осуществления мероприятий по контролю; собирается и анализируется информация по проверяемой организации, имеющаяся в базе Управления (разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, лимиты образования отходов производства и потребления, заключения государственной экологической экспертизы, акты предыдущих проверок данного предприятия и т.д.).

В ходе второго этапа происходит изучение и анализ представленной предприятием документации; ознакомление с технологией производства, визуальный осмотр промышленных площадок, цехов и участков предприятия; проведение инструментального контроля промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязненных вод в водные объекты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9591 —

| 7566 — или читать все.

-13-Органы УООС в РФ+Гос.экол.надзор

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В РФ

После очередной реорганизации природоохранных органов управления в 2010 году, в России охраной окружающей среды фактически руководят три специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ (функции нормирования загрязнений, лицензирования, государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы федерального уровня).

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности предприятий и организаций в области природопользования и охраны объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов, а также мониторинг лесов, ведение кадастров.

Кроме того, в управлении охраной окружающей среды принимают участие:

Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),

Видео (кликните для воспроизведения).

ФС Роспотребнадзора по РТ (контролирует соответствие производственной деятельности действующим санитарно-гигиеническим нормам),

Росземкадастр (мониторинг земель),

[1]

Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),

Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),

ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (мониторинг рыб и гидробионтов),

Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ наименование главы XI Федерального закона «Об охране окружающей среды» изложено в новой редакции, вступившей в силу с 1 августа 2011 г. «Глава ХI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды», при этом статья 64 утратила силу, а в статьи 65-69 были либо внесены изменения, либо они были изложены полностью в новой редакции.

Статья 65. Государственный экологический надзор.

2. Государственный экологический надзор включает в себя: (разработаны основные ФЗ по след. направлениям)

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор;

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Кому положены льготы по налогу на имущество физических лиц

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

7. Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показатели высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора.

1. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

2. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

3. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль).

1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.

3. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Государственный экологический надзор — понятие и виды

Предмет и объекты государственного экологического надзора

Определение государственного экологического надзора (далее — ГЭН) приведено в ст. 65 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 (далее — закон «Об ООС»).

Итак, ГЭН — это комплекс действий уполномоченных органов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение действий различных субъектов, нарушающих требования законодательства (в т. ч. международного, федерального, регионального) в области защиты окружающей среды.

Таким образом, предметом ГЭН можно считать соблюдение требований законодательства в сфере защиты окружающей среды (п. 10 Положения о Федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, далее — положение № 426).

Читайте так же:  Договор коммерческой концессии - форма и образец

К объектам ГЭН относятся объекты, соответствующие определенным критериям, установленным на законодательном уровне, согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Так, к названным объектам, в частности, относятся:

  • объекты, использующиеся в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
  • объекты, размещающиеся в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и отнесенные к I или II категории в соответствии с установленными законом критериями (см. постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029), и др.

Итак, в этом блоке статьи мы рассмотрели определение ГЭН, а также объекты и предмет экологического надзора. Перейдем к рассмотрению таких вопросов, как виды и формы ГЭН, а также перечислим органы, уполномоченные в сфере ГЭН.

Возможно, читателю также будет полезна наша статья «Обзор изменений в законодательстве об экологии».

Виды государственного экологического надзора

Классификацию видов экологического надзора можно произвести на основании различных критериев.

Ниже приведем общую классификацию ГЭН, согласно которой можно выделить следующие виды ГЭН:

  1. По составу объектов:
  • госнадзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • госземнадзор;
  • госнадзор в области обращения с отходами;
  • госнадзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • госнадзор в области использования и охраны водных объектов;
  • ГЭН на континентальном шельфе РФ;
  • ГЭН во внутренних морских водах и территориальном море РФ;
  • ГЭН в исключительной экономической зоне РФ;
  • ГЭН в области охраны озера Байкал;
  • федеральный гослеснадзор;
  • федеральный госнадзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный госконтроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный госохотонадзор;
  • госнадзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • госнадзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

2. Уровню контролирующего органа:

  • федеральный ГЭН — производится компетентными органами исполнительной власти федерального уровня (ст. 5, пп. 4, 6 ст. 65 закона «Об ООС»);
  • региональный ГЭН — производится компетентными органами исполнительной власти уровня субъекта РФ (ст. 6, пп. 4, 7 ст. 65 закона «Об ООС»).

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

При этом одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Такие проверки делятся:

  • на плановые;
  • внеплановые;
  • выездные;
  • документарные.

Все мероприятия, направленные на осуществление ГЭН, должны быть проведены в соответствии с требованиями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. » от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Рекомендуем в дополнение к изложенной информации также наш материал «Чек-листы Росприроднадзора как инструмент проверок».

Осуществляющие ГЭН органы

Осуществляющим государственный экологический надзор органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (см. Положение о Фед. службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400). Дополнительную полезную информацию читатель найдет в нашей статье «План проверок Росприроднадзора на 2018 год».

Помимо этого госоргана, существуют и иные государственные организации, уполномоченные на проведение контрольной деятельности в сфере защиты окружающей среды. К ним относятся:

  • Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Фед. агентство лесного хозяйства;
  • Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Фед. агентство по недропользованию;
  • Фед. агентство водных ресурсов и др.

Данный список не является исчерпывающим, осуществление контрольных функций в области ООС относится к полномочиям многих других государственных органов.

Итак, ГЭН — это комплексная деятельность уполномоченных государственных органов (основным из которых является Росприроднадзор) по контролю и обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды. Объекты ГЭН определяются в соответствии с критериями, установленными на законодательном уровне.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

от 1 ноября 2013 г. N 457-п

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства ХМАО — Югры от 29.12.2014 N 542-п ,

от 14.08.2015 N 269-п , от 08.07.2016 N 247-п , от 10.11.2017 N 452-п ,

от 02.03.2018 N 57-п )

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры постановляет:

(в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры от 14.08.2015 N 269-п)

Утвердить прилагаемый порядок осуществления регионального государственного экологического надзора.

(в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры от 10.11.2017 N 452-п)

1 — 4. Утратили силу. — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 10.11.2017 N 452-п.

автономного округа — Югры

к постановлению Правительства

автономного округа — Югры

от 1 ноября 2013 года N 457-п

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА (ДАЛЕЕ — ПОРЯДОК)

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства ХМАО — Югры от 10.11.2017 N 452-п ,

от 02.03.2018 N 57-п )

Читайте так же:  С какого возраста наступает дисциплинарная ответственность

1. Порядок устанавливает правила осуществления в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — автономный округ) регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — региональный государственный экологический надзор).

2. Региональный государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

3. Региональный государственный экологический надзор осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа в области охраны окружающей среды (далее — обязательные требования).

4. Региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

4.1. При осуществлении регионального государственного экологического надзора периодичность плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410.

(п. 4.1 введен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 02.03.2018 N 57-п)

5. Уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного экологического надзора является Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа (далее — Природнадзор Югры).

6. В случае если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

7. При организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Природнадзор Югры взаимодействует с иными органами государственного контроля (надзора) и (или) органами муниципального контроля в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. Региональный государственный экологический надзор осуществляют должностные лица Природнадзора Югры, являющиеся государственными инспекторами автономного округа в области охраны окружающей среды.

9. Должностные лица Природнадзора Югры при осуществлении регионального государственного экологического надзора пользуются правами, установленными нормативными правовыми актами в сфере осуществления регионального государственного экологического надзора, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 , 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сроки, последовательность, порядок административных процедур и административных действий Природнадзора Югры при организации и проведении проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, устанавливаются Административным регламентом.

11. Региональный государственный экологический надзор за соблюдением требований в области использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий гражданами осуществляют должностные лица Природнадзора Югры при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, оформления их результатов устанавливает приказом Природнадзор Югры.

12. Должностные лица, указанные в пункте 8 Порядка, при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Видео (кликните для воспроизведения).

13. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Природнадзора Югры, повлекшие за собой нарушение прав органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при проведении проверок, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу и (или) в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
Порядок осуществления государственного экологического надзора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here