Понятие, содержание и стороны договора контрактации

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Понятие, содержание и стороны договора контрактации" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

2.1 Содержание и исполнение договора контрактации

Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом договоре (§ 5 гл.30 ГК), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§3 гл.30), и только при отсутствии таковых — общие положения о купле-продаже (п.2 ст.535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст.537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рамками специальных правил § 5 гл.30 ГК). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п.1 и п.3 ст.536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п.3 ст.401 ГК. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности.

На заготовителя по договору контрактации возлагаются те же обязанности, что и на покупателя по договору поставки с учетом при этом ряда особенностей, благоприятствующих другой стороне, т.е. производителю сельскохозяйственной продукции.

По договору поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, если договором не предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (ст.510 ГК). Договором контрактации предусмотрен противоположный порядок: заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, если иное не предусмотрено договором. При получении продукции по месту ее нахождения применяются правила ст.515 ГК, регулирующие выборку товаров в месте нахождения поставщика.

Специально следует обратить внимание на то, что в ст.536 ГК местом принятия сельскохозяйственной продукции указано место нахождения этой продукции, а не производителя. В связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции склады готовой продукции могут находиться не на центральной усадьбе, а на производственных участках, откуда ее и должен вывозить заготовитель, если иное не предусмотрено договором.

Пункт 2 ст.536 ГК, в соответствии с которым заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, сформулирован применительно к случаю, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Однако и при приемке сельскохозяйственной продукции по месту ее нахождения заготовитель не вправе отказаться от ее получения. В соответствии со ст.515 ГК, которая может быть применена к этим отношениям, невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором срок, а при его отсутствии — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

Обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию, если это предусмотрено договором, отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, обусловлена тем, что эти отходы могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве, например в животноводстве. Заготовитель не вправе обязать производителя принять названные отходы, так как их возвращение возможно лишь по требованию производителя. В ст.268 ГК РСФСР и в принятых на ее основе Типовых договорах контрактации предусматривались обязанности заготовителя по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время закон не возлагает на заготовителей таких обязанностей. Однако они нередко устанавливаются в конкретных договорах по инициативе и взаимному соглашению сторон.

Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции обязательно должно быть указано в договоре. В соответствии с общими положениями о купле-продаже (ст.465 ГК), если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.

Если в и производитель, и заготовитель — физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.

Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т.д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п.2 ст.159 ГК РФ).

Читайте так же:  Образец поручения об исполнении обязательства третьим лицом

Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.

Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п.1 ст.507 ГК РФ).

Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п.2 ст.507 ГК РФ).

Цена — не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст.485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

[2]

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.

Понятие, содержание и стороны договора контрактации

Понятие договора контрактации, предмет договора, субъекты и объекты договора контрактации

Договор контрактации — это соглашение, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи, а заготовитель обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и оплатить ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

По своей юридической природе договор контрактации:

— двусторонне обязывающий (взаимный).

Сторонами этого договора являются:

Производителем является — любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации — производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителемвыступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. По договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления! ).

Форма договора контрактации — простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

Существенные условиядоговора контрактации исчерпываются его особым предметом — количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т. д. ) или произведенной (птица, молоко и т. д. ).

Иными особенностями договора контрактации заключаются в следующем:

Во — первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. ст. 536 и 537 ГК РФ).

Во — вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь зависимой от климатических и погодных условий).

В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он! ), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, причем выращенная (произведенная) стороной, выступающей продавцом в данном договоре. Как правило, договор контрактации заключается на будущий товар — будущий урожай, приплод и т. п. ;

Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, подлежащая передаче ее производителем заготовителю. Как было указано выше, наличие в виде объекта договорных отношений именно выращенной (произведенной) одним из их участников — производителем сельскохозяйственной продукции есть одна из специфических черт правовой конструкции договора контрактации.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ в договоре контрактации должны предусматриваться:

— количество (по видам продукции), качество, сроки, порядок и условия доставки и места сдачи сельскохозяйственной продукции; обязанность заготовительных организаций и предприятий своевременно принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам, а также сроки и размеры выдачи денежных авансов колхозам;

— обязанности по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировки на приемные пункты и предприятия.

Понятие, содержание и стороны договора контрактации

Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору

Если обратиться к ст. 535 Гражданского кодекса, понятие самого термина «контрактация» в ней не раскрывается. Расположение статьи в гл. 30 ГК РФ с заголовком «Купля-продажа» дает понять, что контрактация относится к сделкам по купле-продаже.

По смыслу текста статьи становится понятным, что ее целью является регулирование отношений в сфере сельскохозяйственных закупок. Очевидно, что и стороны рассматриваемого договора специфичны. Это:

  1. Продавец-сельхозпроизводитель. Он должен именно производить (выращивать) сельхозпродукцию, а не приобретать и перепродавать ее.
  2. Покупатель-заготовитель, чья коммерческая деятельность подразумевает закупку сельскохозяйственных товаров с целью их переработки и/или реализации.

Соответственно, под договором контрактации подразумевается договор купли-продажи или поставки между специальными субъектами (сельхозпроизводителем и заготовителем) и передачи права собственности на особую продукцию — сельскохозяйственную.

Читайте так же:  Как рассчитать неустойку по договору поставки

Стоит отметить, что суды могут квалифицировать как контрактацию по иному названный договор, если тому соответствует правовая природа последнего (например, непоименованное соглашение или договор инвестирования, см. постановления 8-го ААС от 17.04.2009 по делу № А46-20218/2008, 11-го ААС от 15.09.2016 по делу № А49-1305/2016).

Кратко о форме, существенных условиях и особенностях договора контрактации

Договор контрактации заключается в простой письменной форме. Его существенные условия вытекают из обязанностей сторон.

Так, ст. 537 ГК РФ накладывает на производителя обязательство по передаче произведенной (выращенной) им продукции в оговоренном количестве и ассортименте. А значит, указанные условия являются обязательными и существенными условиями договора контрактации, без наличия которых он может быть признан незаключенным.

Рекомендуется также прийти к соглашению по вопросам:

  • стоимости;
  • места производства продукции;
  • судьбы отходов.

Передаваемые товары не могут быть предназначены для личного или семейного пользования. Цель их приобретения законодатель определил однозначно: переработка и/или продажа.

Краткость специальных норм о закупках сельхозпродукции ГК РФ компенсирует субсидиарным применением правил о поставке, указанных в § 3 гл. 30 ГК РФ либо в законе «О закупках и поставках сельхозпродукции» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ч. 2 ст. 535 ГК РФ). При отсутствии регулирования нормами о поставках можно применить и общие правила купли-продажи.

Товары, которые могут быть предметом контрактации

Отличительной чертой контрактации является ее специальный предмет.

Перечень продукции, которая относится именно к сельскохозяйственной, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

Предмет рассматриваемого договора — исключительно товары с собственного подворья производителя (продавца). К таковым относится продукция, которая:

  • непосредственно выращивается (зерновые, огородные, бахчевые культуры и т. п.);
  • производится (мясо, шерсть и кожа, молоко, яйца и т. п.).

Законодатель требует передавать товар заготовителю в неизменном виде. Такие товары, как, например, масло, кисломолочная продукция, сок, мука, являются продуктами уже переработанными, а потому быть предметом договоренностей о контрактации не могут.

Кроме того, предметом может выступать как продукция, уже существующая на момент заключения соглашения, так и та, которой в природе еще нет (например, урожай следующего года).

Защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя ГК РФ

Контрактация по сравнению с общими нормами о поставке и купле-продаже демонстрирует протекционизм по отношению к производителю-поставщику.

  • в отличие от общих правил ГК о безвиновной ответственности предпринимателя, сельскохозяйственный товаропроизводитель отвечает за нарушение договора контрактации только при наличии вины;
  • по умолчанию на заготовителя возлагается обязанность вывезти сельхозпродукцию из места ее производства;
  • Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401 предусмотрены пени в размере 1% за просрочку оплаты полученной продукции заготовителем.

ВАЖНО! Указанные пени могут быть снижены по правилам ст. 333 ГК РФ (постановление ФАС МО от 26.08.2011 по делу № А41-45495/10).

Как видно, договор контрактации выделен с целью защиты интересов производителя в области сельского хозяйства и регулирования специфики производства, когда отходы бывают не менее важны, чем основной продукт, а сделки заключаются зачастую на отсутствующий в настоящем товар.

Договор контрактации

Читайте также:

  1. D. 17.1.22.11). — Maндатарий может отказаться от договора так, чтобы за мандан­том осталось ненарушенным право с удобством устроить то же дело лично или через другого мандатария.
  2. D. 44.7.14). — Рабы, хотя по цивильному пра­ву и не становятся обязанными по договорам, но по естественному праву обязательства они и принимают на себя и возлагают на других.
  3. I.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
  4. II. Как лучше уточнить отдельные положения договора?
  5. Агентский договор
  6. Адміністративні договори як форми управлінської діяльності
  7. Акты договорного права
  8. Анализ выполнения договорных обязательств
  9. Артур Конан Дойл. Морской договор
  10. Белорусы в составе населения Западных областей, отошедших к Польше по Рижскому мирному договору (1921 г.), составляли
  11. Брестский мирный договор.
  12. Ведение договоров

Понятие договора контрактации. Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т. д.),— делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации — это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.

Договор контрактации — один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки[130]. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535—538 ГК. Далее, к отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки. И наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК). Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм несколько иная. В первую очередь также будут применяться правила § 5 главы 30 ГК, затем — положения специальных нормативных актов о контрактации[131], нормы § 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд и, наконец, специальные законы о поставках для государственных нужд[132]. Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже. К сожалению, столь сложная иерархия норм о контрактации существенно затрудняет их восприятие и применение.

Так же как и купля-продажа вообще, договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным. Его отграничение от других видов купли-продажи проводится по субъектному составу и предмету и, как видно из определения договора, не вызывает проблем.

Читайте так же:  Как проверить мсп по инн в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

Элементы договора контрактации. Сторонами договора контрактации—продавцом (производителем продукции) и заготовителем (иначе — контрактантом) — обычно выступают предприниматели. Поэтому договор контрактации традиционно относятся к числу хозяйственных (торговых).

Государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют специальные лица — государственные заказчики. В этой роли, как правило, выступают органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать только лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности. Это — либо индивидуальные предприниматели (чаще всего главы крестьянских или фермерских хозяйств), либо коллективные, т.е. коммерческие организации[133]. В последнем случае объем правоспособности юридического лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяйственного производства[134]. Аналогичным образом решается вопрос и о личности заготовителя по договору контрактации, с той лишь разницей, что заготовителем может выступать не только предприниматель, но и государственный орган.

По договору контрактации предприниматель может продавать лишь произведенную им самим продукцию, о чем недвусмысленно говорит п. 1 ст. 535 ГК. Поэтому реализация продукции, произведенной кем-либо другим, нежели продавцом, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации.

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства[135] (растениеводства, животноводства, звероводства, в том числе пушного, и т. д.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Договор поставки может заключаться и в отношении индивидуально-определенных вещей (хотя это и нетипично). Применимо ли это правило и к договору контрактации? Видимо, нет. Из легального определения контрактации можно заключить, что его предметом («продукцией») являются вещи, определяемые родовыми признаками, причем в большинстве случаев — это вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы). Такое толкование обосновывается еще и тем, что главной целью законодательного регулирования контрактации является обеспечение интересов производителя, т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции. При передаче по договору индивидуально-определенной вещи (например, конкретной коровы) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается, а значит, нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» указывает еще одно назначение этой продукции—помещение ее в государственный фонд—резерв (т.е. на хранение). Общим во всех этих случаях является то, что предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК).

Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйственная продукция или сырье (к примеру, молоко), но и продукты их переработки (в нашем примере — масло или сливки). Глубина такой переработки может быть различной; конечный продукт порой имеет очень мало общего с исходным сырьем (например, косметический продукт с использованием в числе прочих компонентов казеина, получаемого из молока). Где же в таком случае грань между собственно сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изготовленными на ее основе? Ответ, вероятно, следует искать в степени воздействия случайных факторов сельскохозяйственного производства на получение конечного продукта. Если количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой индустриальной технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, такой продукт будет предметом поставки или купли-продажи, но не контрактации.

В большинстве случаев контрактуются будущие товары — урожай, приплод, которых еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйственного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут и совпадать.

Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, поскольку таково же его значение в договоре поставки. Однако для контрактации он не столь важен. Ведь в подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо произвести (вырастить). Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом. Представляется, что для договора контрактации законодатель мог бы сделать исключение и, в отличие от поставки, не придавать его сроку значения существенного условия.

Договор контрактации, как правило, заключается в письменной форме, так же как и договор поставки. Аналогично поставке регулируется и порядок его заключения, в том числе вопросы разрешения разногласий при заключении договора (ст. 507 ГК).

Содержание договора контрактации. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте. Как следует из ст. 537 ГК, ассортимент относится к существенным условиям договора контрактации. Это вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. Так, после окончания посевной остается лишь ждать урожая (что посеял — то и пожнешь).

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК).

Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК).

Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 30 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Ответственность по договору контрактации. Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК). Таким образом, производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

Читайте так же:  Минюст разъяснил последствия завершения переходного периода реформы третейского разбирательства

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. И лишь заготовитель — госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

Повышенный уровень правовой защиты производителя сельхозпродукции проявляется и в том, что закон устанавливает неустойку за несвоевременную оплату покупателем приобретенной продукции[136]. Тогда как неустойки за просрочку передачи продукции покупателю не предусмотрено.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 1132 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1.1 Общая характеристика договора контрактации

Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого, в том числе и современного общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т. д.), — делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации — это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.

Договор контрактации — один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535-538 ГК. Далее, к отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки. И наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже. Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм несколько иная. В первую очередь также будут применяться правила § 5 главы 30 ГК, затем — положения специальных нормативных актов о контрактации, нормы § 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд и, наконец, специальные законы о поставках для государственных нужд. Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже. К сожалению, столь сложная иерархия норм о контрактации существенно затрудняет их восприятие и применение.

Так же как и купля-продажа вообще, договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным. Его отграничение от других видов купли-продажи проводится по субъектному составу и предмету и, как видно из определения договора, не вызывает проблем.

Осуществление государственных заготовок сельскохозяйственной продукции имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности России и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Действующим законодательством предусмотрено, что государственные закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляются посредством заключения соответствующих договоров. В этой связи определенный интерес представляет исследование вопросов ответственности по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Проведенный анализ законодательства применительно к указанным ниже видам договоров позволит понять существующие возможности защиты, в первую очередь интересов сельхозпроизводителей и степень их эффективности.

На основе действующего законодательства можно выделить три вида договоров на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: «поставка», «закупка» и «контрактация». Кратко рассмотрим названные виды договоров и некоторые особенности ответственности сторон за нарушение условий договора.

В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» предусматривается две «формы организованных договорных отношений», можно сказать, два вида договора на закупку сельскохозяйственной продукции — «закупка» и «поставка».

Закупка определяется как форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях. Поставка — форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Исходя из законодательного определения, можно выделить два отличительных признака договора закупки от договора поставки, которые представляются достаточно условными. Первым является степень переработанности сельскохозяйственной продукции. По договору закупки реализуются сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие в непереработанном (сыром) виде. В то время как по договору поставки реализуется только готовая для использования, уже переработанная сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие.

Второй отличительный признак — субъективный состав. Договор закупки должен заключаться между государством (в лице уполномоченного органа или организации) и товаропроизводителем (поставщиком). Кроме того, целью приобретения сельскохозяйственной продукции государством по договору закупки должна быть дальнейшая ее переработка или реализация (продажа) потребителю (покупателю). Договор поставки заключается между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Государство как самостоятельная сторона не выделяется, хотя уполномоченная организация или орган государственной власти могут участвовать в договоре поставки как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя.

Оба отличительных признака достаточно условны и не дают возможности говорить об объективной необходимости выделения двух самостоятельных договоров. Выделение названным Законом самостоятельных договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд представляется нецелесообразным и не имеет практического значения. Необходимо законодательно установить один единственный вид договора на «поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд» и применительно к нему отразить всю специфику данных отношений. Однако в настоящее время Закон разделяет договор «поставки» и договор «закупки».

Следует отметить, что все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в агропромышленном комплексе, используют неразрывную триаду — «сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие». С точки зрения юридической техники и по смысловому содержанию терминов более корректно было бы использовать отдельно либо термин «сельскохозяйственная продукция», либо «сырье и продовольствие». Названные термины имеют разный уровень (отношения «род-вид»). Так, сельскохозяйственная продукция по определению включает в себя и продовольствие, и сырье. Сельскохозяйственная продукция — более емкий термин, поэтому правильнее его использовать в тех случаях, когда не требуется уточнять степень ее переработанности.

Читайте так же:  Фас разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

В ст. 535 ГК РФ сделана важная оговорка о том, что в соответствующих случаях к договору контрактации применяются правила о поставке товаров для государственных нужд (ст. 525-534). Следовательно, можно говорить о существовании договора контрактации для государственных нужд.

По существующей юридической конструкции договор контрактации характеризуется следующими признаками: во-первых, предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция; во-вторых, на стороне продавца выступает лицо, которое произвело продаваемую сельскохозяйственную продукцию; в-третьих, на стороне покупателя выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки или продажи. Отсутствие одного из этих признаков исключает квалификацию правоотношения как договора контрактации.

Договор контрактации для государственных нужд отличается от простого договора контрактации тем, что договор контрактации для государственных нужд заключается в соответствии с государственным контрактом, а на стороне покупателя выступает государственный заказчик либо иное, указанное им лицо.

Понятие, признаки, основные элементы договора контрактации.

Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностьюданного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности:нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы ГК РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи

Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют..

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:

• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;

• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;

• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;

• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;

• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен

отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК);

• законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

Стороныпродавец(производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (напр., торговая организация, завод) или гос. орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

[3]

Предметом договора могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники.

Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

1) зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);

2) в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок:

1) последующая переработка или продажа продукции;

2) помещение закупленной продукции на хранение в гос. фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

[1]

Источники


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
Понятие, содержание и стороны договора контрактации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here