Новая глава гк рф о лизинге (законопроект)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Новая глава гк рф о лизинге (законопроект)" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Минфин России предлагает оптимизировать правовое регулирование финансового лизинга

В соответствии с проектом Гражданский кодекс РФ дополняется новой главой «Финансовый лизинг», при этом параграф 6 главы 34 «Финансовая аренда (лизинг)» признается утратившим силу.

Согласно проекту по договору финансового лизинга лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи). Право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя.

Проектом регулируется предмет лизинга, порядок пользования лизинговым имуществом, последствия утраты или повреждения предмета лизинга, лизинговые платежи, государственная регистрация и учет прав по договору финансового лизинга, страхование предмета лизинга, последствия распоряжения предметом лизинга, приостановление использования предмета лизинга, порядок досрочного исполнения договора финансового лизинга, порядок удовлетворения требований лизингодателя.

Статья 624 ГК РФ. Выкуп арендованного имущества

Новая редакция Ст. 624 ГК РФ

1. В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

2. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

3. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.

Комментарий к Ст. 624 ГК РФ

Договор аренды имущества с условием о его выкупе является смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ), поскольку содержит элементы договора аренды и купли-продажи.

Пункт 3 ст. 609 ГК РФ указывает лишь на необходимость при заключении договора аренды, предусматривающего переход в последующем права собственности на сданное внаем имущество к арендатору, руководствоваться правилами о форме договора купли-продажи соответствующего имущества. Следовательно, к правоотношениям сторон, связанным с выкупом арендованного имущества, не могут применяться нормы, регламентирующие куплю-продажу товара в кредит с условием о рассрочке платежа (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

Особенностью отношений, связанных с выкупом арендованного имущества, является то, что вещь считается переданной арендатору-покупателю с момента установления сторонами условия о выкупе (см. п. 2 ст. 224 ГК РФ), а право собственности на вещь переходит к арендатору-покупателю после выполнения им обязанности покупателя по оплате цены (см. ст. 491 ГК РФ).

Арендатор, не выкупивший арендованное имущество, не вправе отчуждать его третьим лицам (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21).

Другой комментарий к Ст. 624 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Выкуп арендатором объекта аренды — специальный случай прекращения договора как по истечении срока аренды, так и до его окончания при условии внесения арендатором обусловленной выкупной цены. Условие о выкупе арендованного имущества может быть предусмотрено законом и договором аренды.

Включение в договор условия о выкупе арендованного имущества возможно лишь при отсутствии в законе запрета на его выкуп (см. п. 3 комментируемой статьи). Так, запрещен выкуп арендованных участков лесного фонда (см. ст. 34 ЛК).

К выкупу, предусмотренному законодательством, относится выкуп арендованного государственного или муниципального имущества на основании договора аренды с правом выкупа, заключенного до вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251) по заявлению арендатора в государственные органы или органы местного самоуправления, направленного в сроки, установленные договором или названным Законом. При соблюдении названных требований выкуп возможен, во-первых, посредством внесения арендуемого государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором, с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества; во-вторых, посредством заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения. Если по истечении срока, установленного договором аренды с правом выкупа или названным Законом, не поступит заявления арендатора, нереализованные положения такого договора о выкупе утрачивают силу (см. п. 12 — 13 ст. 43 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. В п. 2 комментируемой статьи отражено положение п. 1 ст. 450 ГК о праве участников любого договора по соглашению вносить в него изменения и дополнения. В соответствии с ним условие о выкупе арендованного имущества может быть предусмотрено при заключении договора и в период его действия путем заключения дополнительного соглашения к нему. При дополнении договора условием о выкупе арендованного имущества и разрешении вопросов о сроке выкупа, его размере и порядке внесения стороны вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Подобное условие зачастую включается в договоры лизинга, поскольку в общую сумму платежей по договору лизинга, как правило, входит и выкупная цена предмета лизинга (см. п. 1 ст. 28 Закона о лизинге).

Вторую часть Гражданского кодекса дополнят новой главой

Текст законопроекта за авторством Минфина опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов. Вторая часть ГК дополняется главной 43.1 «Финансовый лизинг». При этом §6 гл. 34 «Финансовая аренда (лизинг)» исчезнет из кодекса.

Согласно определению договора финансового лизинга, лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путём оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им – лизинговые платежи. Предметом лизинга, по задумке Минфина, могут быть непотребляемые вещи, включая вещи, ограниченные в обороте в той мере, в какой их оборот допускается законом.

Принятие законопроекта призвано обеспечить условия для уменьшения правовой неопределённости, расходов на судебные издержки и взыскание лизингового имущества, что будет способствовать снижению рыночных ставок по лизингу и обеспечит стимулы для обновления основных фондов посредством финансового лизинга.

Читайте так же:  Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Документ также регламентирует состав и порядок лизинговых платежей, госрегистрацию и учет прав по договору финансового лизинга, возможность досрочного прекращения договора и многие другие моменты.

Всего законопроект содержит в себе 17 статей. Минфин ожидает, что его принятие даст возможность разрешить проблемы правового регулирования, которые накопились после последнего пересмотра лизингового законодательства в 2002 году. Кроме того, поправки должны сформировать «полноценную, прозрачную и непротиворечивую» нормативно-правовую базу лизинга, а также снизить избыточные риски сторон договоров финансового лизинга и повысить привлекательность этих договоров.

Публичное обсуждение законопроекта продлится до 9 октября.

Как передать права неплатежеспособного лизингополучателя

Лизингополучатель практически утратил платежеспособность и стоит на грани банкротства. Как передать его права по договору другому лицу, не опасаясь претензий кредиторов? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров.

Организация (ОАО, лизингодатель) заключила договоры лизинга сельскохозяйственной техники с СПК (лизингополучателем). СПК в настоящее время имеет большую задолженность по другим обязательствам, лизинговые платежи вносить не в состоянии (процедура банкротства в отношении него не введена). ОАО желает, чтобы права и обязанности по договору лизинга перешли к другой организации (ПК, новый лизингополучатель). После внесения лизинговых платежей лизингополучатель приобретет право собственности на предмет лизинга. Договор с СПК не расторгнут. Имеется согласие СПК на переход прав и обязанностей лизингополучателя к ПК. Правомерна ли такая передача прав и обязанностей по договору и не будет ли у кредиторов СПК оснований оспаривать эту сделку? Тем более, что по требованию кредиторов СПК наложен запрет на совершение регистрационных действий по передаче техники, зарегистрированной на СПК, другим лицам (ОАО в настоящее время оспаривает этот запрет в отношении лизингового имущества).

[3]

Регулирование арендных отношений осуществляется в соответствии с положениями главы 34 ГК РФ. Лизинг (финансовая аренда) представляет собой разновидность аренды. В соответствии со ст. 625 ГК РФ к отношениям сторон по договору лизинга применяются общие положения об аренде, установленные параграфом 1 главы 34 ГК РФ, с учетом специальных норм ГК РФ о лизинге (параграф 6 главы 34 ГК РФ) и Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге).

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (часть первая ст. 665 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 11 Закона о лизинге предусмотрено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность замены (перемены) стороны в обязательстве. Ее общие принципы регламентированы нормами главы 24 ГК РФ.

Возможность замены лизингополучателя, т.е. передачи его прав и обязанностей по договору лизинга другому лицу, следует из п. 2 ст. 615 ГК РФ, согласно которому арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.

[1]

При перенайме ответственным перед лизингодателем становится новый лизингополучатель. Поскольку к новому лизингополучателю переходят не только обязанности, но и права по договору лизинга, перемена лизингополучателя должна осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства как о переводе долга, так и об уступке права требования. Это означает, в частности, что соглашение о переходе прав и обязанностей лизингополучателя к новому лицу должно быть совершено в той же форме, что и договор лизинга (простой письменной или нотариальной) (п.п. 1, 2 ст. 389, п. 2 ст. 391 ГК РФ, смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2009 N Ф04-5247/2009(18771-А27-13), ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2009 N А21-2838/2009).

Перенаем допускается только с согласия лизингодателя (собственника имущества). Устанавливая необходимость получения такого согласия, законодатель не определил порядок и форму, которые должны при этом соблюдаться. Разъясняя данный вопрос в пункте 18 информационного письма от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», Президиум ВАС РФ отметил, что по смыслу п. 2 ст. 615 ГК РФ согласие арендодателя может быть выражено в общем виде как в самом договоре аренды, так и предоставлено арендодателем отдельно.

На наш взгляд, замена стороны в договоре лизинга может быть оформлена в том числе и путем заключения трехстороннего соглашения с участием лизингодателя. Заключено ли это соглашение путем составления одного документа, подписанного сторонами, или путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), не имеет правового значения. Подчеркнем, что прежний лизингополучатель должен не «дать согласие» на переход прав и обязанностей по договору к другому лицу, а выразить намерение передать эти права и обязанности, то есть выступить стороной в соглашении с новым лизингополучателем. При этом наименование конкретного документа, составленного от имени прежнего лизингополучателя, не имеет значение, важно лишь, чтобы из документа следовало волеизъявление лизингополучателя на перевод долга и уступку права требования по договору лизинга другому лицу. Соответственно, это другое лицо должно подтвердить в письменной форме намерение принять права и обязанности лизингополучателя по договору лизинга.

Порядок взаиморасчетов, вопросы передачи предмета лизинга при перенайме, платы за перенаем, возврата прежнему лизингополучателю части выкупной цены предмета лизинга, уплаченной им до момента перенайма (если таковая была уплачена), а также вопрос о переходе к новому лизингополучателю обязанности по погашению задолженности, имеющейся у прежнего лизингополучателя на момент перенайма, определяются по соглашению сторон (смотрите в связи с этим постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.11.2011 N Ф08-6763/11).

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о лизинге на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя. Поэтому наличие у СПК задолженности по другим обязательствам не препятствует передаче им прав и обязанностей по договору лизинга другому лицу и не может быть основанием для обращения взыскания на предмет лизинга кредиторами по другим обязательствам.

Читайте так же:  Образец соглашения о расторжении договора залога

Добавим в связи с этим, что по смыслу ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) взыскание может быть обращено лишь на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления. По нашему мнению, запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, находящихся в лизинге и не принадлежащих лизингополучателю на праве собственности, не отвечает целям наложения ареста на имущество должника, предусмотренным ч. 3 ст. 80 Закона N 229-ФЗ, и без предусмотренных законом оснований ограничивает права лизингодателя на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 2 ст. 1, ст. 209 ГК РФ). Поэтому, если в рассматриваемом случае запрет на совершение регистрационных действий наложен судебным приставом-исполнителем, полагаем, что лизингодатель вправе, руководствуясь ч. 1 ст. 119 Закона N 229-ФЗ обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста (смотрите постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 N 15АП-13913/11, решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.09.2009 N А54-3946/2009С4).

Отметим, что, если в отношении СПК будет введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, сделки, совершенные должником в течение определенного периода времени до после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также после такого принятия могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным ст.ст. 61.2, 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При возникновении спора наличие этих оснований применительно к сделке по передаче прав и обязанностей лизингополучателя другому лицу может быть установлено судом на основании всех обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации.

В соответствии с п. 48 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001) транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

Подпунктом 48.2 того же пункта определено, что транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю на основании договора лизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, и на которые отсутствуют запреты и ограничения на производство регистрационных действий, указанные в п.п. 45 и 51 Правил, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства) на основании договора лизинга и паспорта транспортного средства или его копии (ксерокопии), если транспортное средство зарегистрировано за лизингодателем.

Правилами не установлен особый порядок регистрации транспортных средств в случае замены лизингополучателя по договору лизинга. Исходя из положений пп.пп. 48.2, 48.5, 48.7 Правил, полагаем, что в этом случае лизингодатель или прежний лизингополучатель должны представить в соответствующее регистрационное подразделение заявление о снятии транспортного средства с учета. За ПК транспортное средство может быть зарегистрировано лишь после перехода к нему прав и обязанностей лизингополучателя. Момент перехода прав и обязанностей определяется в соответствии с соглашением о перенайме, заключенным между прежним и новым лизингополучателями. После этого новый лизингополучатель будет вправе (при отсутствии запретов и ограничений, установленных в соответствии с п.п. 45 и 51 Правил) зарегистрировать транспортное средство за собой на основании договора лизинга, документа (документов), подтверждающего заключение соглашения о перенайме и паспорта транспортного средства.

Если предметом лизинга является техника, регистрируемая в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпродом РФ 16.01.1995), полагаем, что порядок регистрации таких машин за новым лизингополучателем будет аналогичным вышеописанному (см. п. 3.4 названных Правил).

Статья 668. Передача арендатору предмета договора финансовой аренды

1. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.


2. В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Комментарий к Ст. 668 ГК РФ

1. Специфика договора финансовой аренды (лизинга) состоит в том, что наряду с арендодателем и арендатором участником договорных отношений является продавец. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» продавцом выступает физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

По общему правилу в обязанности именно продавца, а не арендодателя входит передача объекта аренды арендатору. Такая обязанность вытекает из договорных отношений арендодателя и продавца, в которых арендодатель выполняет обязанности покупателя по оплате. В этом случае арендодатель не отвечает за обстоятельства, связанные с неисполнением обязательства по передаче арендованного имущества. Ответственность несет продавец. Место нахождения арендатора определяется исходя из договора.

Иное может быть предусмотрено договором финансовой аренды, а именно передача имущества арендодателем и не в месте нахождения арендатора. Как и в других договорах аренды, арендатор имеет право на получение имущества в состоянии, соответствующем договору финансовой аренды и назначению имущества со всеми необходимыми документами и принадлежностями, если иное не предусмотрено договором.

Срок передачи имущества арендатору устанавливается в договоре, при отсутствии такого указания передача осуществляется в разумный срок.

2. К договору финансовой аренды (лизинга) применяются общие правила об основаниях расторжения договора аренды (ст. ст. 619 и 620 ГК). В п. 2 комментируемой статьи указано специальное основание для расторжения договора, имеющее место при наличии совокупности следующих условий:

Видео (кликните для воспроизведения).

— имущество не передано арендатору или передано с нарушением сроков;

Читайте так же:  Ветеринарная сопроводительная документация (всд) с 1 июля - для всех готовых мясных и рыбных продукт

— просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель;

— не имеет значения, в чьи обязанности входила передача имущества — в обязанности продавца в соответствии с п. 1 комментируемой статьи или арендодателя.

В том случае, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые арендодатель не отвечает, арендатор вправе предъявлять свои требования из договора купли-продажи непосредственно продавцу или продавцу и арендодателю в соответствии со ст. 670 ГК РФ. В этом случае у арендатора сохраняется право на расторжение договора, а убытки могут быть взысканы с арендодателя, если ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В этом случае арендодатель и продавец несут солидарную ответственность.

3. Учитывая, что Российская Федерация является участницей Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге , ст. 12 данной Конвенции конкретизирует последствия непоставки оборудования или поставки с просрочкой, а также несоответствия условиям договора. В этом случае:

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 32. Ст. 4040.

а) арендатор имеет в отношении арендодателя право отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга;

б) арендодатель имеет право исправить свое ненадлежащее исполнение, предложив оборудование, соответствующее договору поставки, как если бы арендатор дал согласие купить оборудование у арендодателя на тех же условиях, что содержатся в договоре поставки.

При этом арендатор вправе приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока арендодатель не исправит своего ненадлежащего исполнения, предложив оборудование, соответствующее договору поставки, или пока арендатор не утратил право на отказ от оборудования.

При осуществлении арендатором права расторгнуть договор лизинга он вправе получить обратно любые периодические платежи и другие суммы, выплаченные им авансом, за вычетом разумной стоимости тех выгод, которые арендатор извлек из оборудования.

Арендатор не вправе предъявлять арендодателю никаких других претензий за непоставку, просрочку в поставке или поставку не соответствующего условиям договора оборудования, если только это не явилось результатом действия или упущения арендодателя.

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

Минфин подготовил законопроект , предусматривающий вместо параграфа 6 главы 34 «Аренда» ГК РФ введение в кодекс новой главы 43.1 «Финансовый лизинг» (ст. 833.1–833.17 — 17 статей вместо 6). Самостоятельность института будет выражена не только в новом названии, но и в правовом регулировании:

  1. В понятии лизинга акцент сделан не на приобретении для предоставления в аренду, а на финансировании.
  2. Введено прямое указание на обеспечительный характер возникающего права собственности.
  3. Закреплено регулирование возвратного лизинга.
  4. Предмет лизинга определен максимально широко, вплоть до объектов, оборот которых ограничен. Снимается ограничение на передачу в лизинг земельных участков и природных объектов.
  5. Предусмотрены случаи, когда лизингодатель вправе требовать досрочного исполнения.
  6. Установлено право лизингодателя в определенных случаях изъять предмет лизинга и реализовать на торгах и др.

Судьба закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ проектом не определена.

Статья 665 ГК РФ. Договор финансовой аренды

Новая редакция Ст. 665 ГК РФ

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Часть третья утратила силу.

Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Комментарий к Ст. 665 ГК РФ

1. Договор лизинга не является многосторонним: стороны в нем только две — арендодатель и арендатор. Правильнее говорить, что договор лизинга входит в группу многосубъектных договоров.

Среди наиболее общих закономерных явлений нынешнего времени в области обязательственного права можно обозначить и появление «третьего лица» (притом «третьего лица» в строго материальном смысле!) в субъектном составе обязательственных правоотношений. Причем речь идет не просто о множественности лиц в обязательстве, а о том, что, например, в отношениях по лизингу со своими специфическими правами и обязанностями участвует, наряду с арендодателем и арендатором, еще и продавец. Материально-правовая конструкция «третьего лица» — явление, отражающее усложнение и дифференциацию финансово-хозяйственных отношений, необходимость всестороннего обеспечения и защиты гражданских прав.

2. Основной смысл конструкции лизинга — наделение непосредственно арендатора правами покупателя по договору купли-продажи (п. 1 ст. 670 ГК РФ). Арендодатель по общему правилу не несет ответственности за исполнение продавцом своих обязанностей. Однако если арендодатель в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи сам выбирает продавца, правоотношение по лизингу еще более осложняется: арендодатель отвечает перед арендатором и за исполнение договора купли-продажи (п. 2 ст. 670 ГК РФ).

3. ГК не предусматривает принятия специального закона о лизинге и вообще установления иным законом особенностей лизинга. Тем не менее, такой закон существует. В действующей редакции он не противоречит ГК, содержит некоторые указания, касающиеся бухгалтерской стороны лизинговых операций.

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Другой комментарий к Ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, договор лизинга является консенсуальным, возмездным и двусторонне обязывающим. Арендатором (лизингополучателем) в этом договоре является специальный субъект — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

2. Помимо норм ГК о договоре финансовой аренды, именуемой также лизингом, указанные отношения регулируются также Федеральным законом о лизинге от 29 октября 1998 г. (далее — Закон), в связи с чем правила обоих указанных нормативных актов должны применяться в совокупности. Само понятие «лизинг» определяется в Законе как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В ст. 2 введено отсутствовавшее ранее в Законе определение договора лизинга, которое с учетом п. 1 ст. 3 Закона полностью соответствует определению этого договора, сформулированному в ст. 665 ГК.

3. В настоящее время из ст. 2 Закона, как и из большинства других его норм, исключено упоминание о лизинговой сделке как совокупности собственно договора лизинга и заключаемого в соответствии с ним договора купли-продажи предмета лизинга. В упомянутых нормах выражение «лизинговая сделка» заменено выражением «договор лизинга». Терминологически это изменение представляется правильным, поскольку любой договор, включая и договор лизинга, согласно п. 1 ст. 154 ГК является дву- или многосторонней сделкой. Поэтому применение термина «сделка» к обозначению совокупности договоров не вполне соответствовало ГК. В то же время следует обратить внимание, что по небрежности законодателя упоминание о лизинговой сделке не было исключено из названия ст. 37 Закона, которая определяет право на инспекцию по лизинговой сделке. Впрочем, в самом тексте ст. 37 Закона выражение «лизинговая сделка» не употребляется, поэтому отмеченный недостаток не является существенным и подлежит устранению при очередной корректировке Закона.

Читайте так же:  Росреестр не берет госпошлину за оформление ипотечных каникул

4. В ст. 7 Закона несколько изменены требования к субъектному составу внутреннего лизинга. Если ранее лизинг считался внутренним в случае, если лизингодатель, лизингополучатель и продавец являлись резидентами РФ, то в действующей редакции Закона статус резидента при внутреннем лизинге необходим лишь для лизингодателя и лизингополучателя. Если же один из этих двух участников лизинговых отношений не является резидентом РФ, то такой лизинг признается международным. Международный и внутренний лизинг по-прежнему считаются формами лизинга. Из ст. 7 Закона исключено разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный) и виды (финансовый, возвратный, оперативный), что приближает содержание Закона к ГК, где о формах, типах и видах лизинга прямо не упоминается, хотя вид договора лизинга, о котором идет речь в ч. 1 ст. 665 ГК, является, в прежней терминологии Закона, финансовым лизингом, а описанный в ч. 2 ст. 665 ГК договор лизинга имеет сходство с использовавшимся ранее в Законе определением оперативного лизинга.

5. Существенным изменением ст. 8 Закона, посвященной договору сублизинга, является исключение из нее п. 3, где был установлен запрет на перевод лизингополучателем своих обязанностей по уплате лизинговых платежей на третье лицо. Здесь же следует заметить, что исключен и п. 2 ст. 18 Закона, где был установлен запрет на уступку лизингополучателем своих прав по договору оперативного лизинга. В п. 1 ст. 8 сформулировано определение сублизинга как вида поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам, то есть лизингополучателям по договору сублизинга, во владение и пользование полученный ранее от лизингодателя предмет лизинга, при этом право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. С исключением из Закона ст. 9 устранен также существовавший ранее запрет на совмещение обязанностей участниками лизинга. Исключена и ст. 12 Закона, устанавливавшая особые правила бухгалтерского учета предмета лизинга, поэтому со 2 февраля 2002 г. в отношении предмета лизинга подлежат применению общие правила бухгалтерского учета.

6. Значительно изменена редакция ст. 13 Закона, посвященной обеспечению прав лизингодателя и в силу этого имеющей весьма важное значение. Во-первых, из ст. 13 Закона исключены основания для бесспорного изъятия предмета лизинга лизингодателем. Согласно п. 2 этой статьи лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ и договором лизинга. Напомним, что общие правила расторжения договора установлены в ст. 450 — 453 ГК. Исключена и ст. 25 Закона, предусматривавшая возможность установления в договоре лизинга отличного от установленного законом (то есть судебного) порядка изъятия у лизингополучателя предмета лизинга.

Во-вторых, в качестве единственного основания для списания денежных средств со счета лизингополучателя в бесспорном порядке предусмотрено неперечисление лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа. Кроме того, из Закона исключена ст. 14, устанавливавшая особые правила использования предмета лизинга в качестве залога (например, запрет на повторный залог предмета лизинга, приобретенного за счет привлеченных средств), поэтому в отношении залога предмета лизинга теперь в полном объеме подлежат применению правила ГК о залоге.

7. Важное значение имеют изменения ст. 15 Закона, в которой определяется содержание договора лизинга, и исключение ст. 16 Закона, где определялись некоторые обязательные условия и признаки договора лизинга. Пространный перечень существенных условий договора лизинга, содержавшийся ранее в п. 4, 7 ст. 15 и ст. 16 Закона в его прежней редакции, теперь заменен установленным в п. 3 ст. 15 Закона в его новой редакции единственным условием, которое состоит в указании в договоре лизинга данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре условие о предмете лизинга считается не согласованным сторонами, а сам договор не считается заключенным.

8. В новой редакции ст. 17 Закона по-новому определено распределение между сторонами договора лизинга обязанностей по капитальному и текущему ремонту предмета лизинга. В п. 3 ст. 17 Закона теперь установлено общее правило, согласно которому обязанность осуществлять техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивать его сохранность, а также осуществлять капитальный и текущий ремонт предмета лизинга возлагается на лизингополучателя (ранее обязанность осуществления капитального ремонта возлагалась на лизингодателя). Однако это правило является диспозитивным и может быть изменено договором.

9. Принципиальное значение имеет изменение ст. 19 Закона, содержащей правила о переходе права собственности на предмет лизинга. Из п. 1 ст. 19 Закона в его прежней редакции следовало, что по общему правилу при финансовом лизинге после выплаты всех лизинговых платежей право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю. Из новой редакции п. 1 ст. 19 Закона следует, что такой переход права собственности происходит лишь в случае, если это специально предусмотрено договором. В противном случае право собственности остается у лизингодателя. Следует также обратить внимание на то, что, согласно п. 2 ст. 19 Закона, федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, поэтому установленное в договоре лизинга условие о переходе права собственности к лизингополучателю вопреки установленному в федеральном законе запрету будет недействительным.

10. Указание о том, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя лишь в случае, если это специально предусмотрено договором лизинга, содержится также в новой редакции п. 1 ст. 28 Закона. В этой норме определен состав лизинговых платежей, под которыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в том числе возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, а также возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, и доход лизингодателя. Выкупная цена предмета лизинга включается в общую сумму платежей по договору лизинга лишь в случае, если в нем предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Читайте так же:  Предлагается исключить движимое имущество из объектов налогообложения налога на имущество организаци

В п. 2 ст. 28 Закона введено новое диспозитивное правило, согласно которому, если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. При применении п. 2 ст. 28 Закона следует учитывать положения п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, доведенного Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ до сведения арбитражных судов информационным письмом от 11 января 2002 г. N 66, где отмечается, что фактическое изменение размера арендной платы в результате ее индексации или изменения валютного курса не является изменением в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия.

В п. 4 ст. 28 Закона в ее новой редакции уточняется, что лизинговые платежи, которые ранее в целях налогообложения прибыли относились на себестоимость продукции (работ, услуг), теперь в тех же целях относятся в соответствии с налоговым законодательством к расходам, связанным с производством и (или) реализацией указанных благ. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения имеет существенное значение новое правило п. 1 ст. 31 Закона, которое ставит решение вопроса о том, на чьем балансе — лизингодателя или лизингополучателя — учитывается предмет лизинга, в зависимость от соглашения по этому поводу сторон договора лизинга. В Законе не решен вопрос о том, на чьем балансе должен отражаться предмет лизинга в случае, если стороны договора лизинга не пришли к соглашению по этому вопросу. Представляется, что в этом случае предмет лизинга должен отражаться на балансе лизингодателя как собственника предмета лизинга.

11. Для целей применения налогового законодательства имеет значение также исключение из Закона п. 3 ст. 31, ст. 32, 33 и ч. 12 ст. 36, где были установлены специальные льготные правила применения метода ускоренной амортизации, а также определения прибыли и дохода лизингодателя. Исключено также правило ч. 5 ст. 36 Закона о выделении предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд. Впрочем, это правило, установленное, очевидно, с целью побуждения коммерческих организаций к вступлению в лизинговые отношения, никогда не рассматривалось в качестве императивного и не находило широкого применения в практике.

Следует обратить внимание также на исключение из ст. 38 Закона п. 4, где было установлено императивное правило, предоставлявшее лизингодателю право в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам для выяснения причин таких нарушений и их предотвращения назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя, а также присутствовать без права голоса на общих собраниях учредителей и органов управления. При действующей редакции Закона такое право может возникнуть у лизингодателя лишь в случае, если это специально предусмотрено договором лизинга.

Минфин предложил усовершенствовать лизинговое законодательство

В Минфине предложили внести в законодательство изменения, касающиеся регулирования лизинговой деятельности. Эти поправки призваны устранить правовую неопределённость, а также уменьшить число судебных разбирательств, что поспособствует снижению рыночных ставок по лизингу.

Соответствующий проект федерального закона опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Поправки предложено внести в Гражданский кодекс РФ. В частности, предполагается дополнить вторую часть ГК главой «Финансовый лизинг», в которой среди прочего будет установлено понятие договора финансового лизинга, предмета этого лизинга, а также правила уплаты лизинговых платежей, пользования лизинговым имуществом.

В сводном отчёте указывается, что изменения разработаны для того, чтобы законодательно закрепить де-факто сложившийся в России переход лизинга от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования.

Минфин готовит масштабный проект по поддержке малого бизнеса

В соответствии с последней моделью право собственности на предмет лизинга приобретает лизингодатель для обеспечения денежного обязательства лизингополучателя по возврату финансирования, которое было ему предоставлено.

Принятие законопроекта, по словам авторов документа, даст возможность разрешить проблемы правового регулирования, которые накопились после последнего пересмотра лизингового законодательства в 2002 году. Кроме того, разработанные поправки должны сформировать полноценную, прозрачную и непротиворечивую нормативно-правовую базу лизинга, а также снизить избыточные риски сторон договоров финансового лизинга и повысить привлекательность этих договоров.

[2]

Кроме того, вносимые в ГК изменения призваны устранить несоответствия между сложившейся правоприменительной практикой, действующим законодательством и международными нормами.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Принятие законопроекта призвано обеспечить условия для уменьшения правовой неопределённости, расходов на судебные издержки и взыскание лизингового имущества, что будет способствовать снижению рыночных ставок по лизингу и обеспечит стимулы для обновления основных фондов посредством финансового лизинга», — говорится в сводном отчёте.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
  4. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
  5. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
Новая глава гк рф о лизинге (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here