Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Содержание

Минтруд России издал методические рекомендации по трудоустройству бывших госслужащих

Nirat.pix / Shutterstock.com

В целях формирования единообразной практики применения ограничения, налагаемых на бывших госслужащих при заключении ими трудового или гражданско-правового договора Минтруд издал свои методические рекомендации (Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина,замещавшего должность государственнойили муниципальной службы, при заключенииим трудового или гражданско-правового договора с организацией Минтруда России).

Так, что по общему правилу работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на оказание услуг с гражданином в течение двух лет после его увольнения с госслужбы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора бывшему работодателю госслужащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). При этом в министерстве поясняют, что это распространяется на бывшего госслужащего вне зависимости от оснований его увольнения с госслужбы.

Особое внимание уделяется также рекомендациям по процедуре получения бывшим госслужащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие потребуется гражданину, если он:

  • занимал должность, в том числе предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в функции которой входило государственное, муниципальное (административное) управление в отношении организации, в которую он устраивается;
  • он уволился c госслужбы менее двух лет назад на дату трудоустройства (при этом, если в течение двух лет с момента увольнения с госслужбы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, ограничения действуют в отношении каждого случая);
  • заключает трудовой или гражданско-правовой договор о выплате ему месячного вознаграждения более 100 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации ранее пришел к выводу, что при приеме бывшего госслужащего на работу в организацию, выполняющую государственные функции, новый работодатель не обязан направлять уведомление по предыдущему месту работы принятого сотрудника об этом факте.

Минтруд России разъяснил особенности приема на работу бывших чиновников

В соответствии со ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» работодатели обязаны при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих в течение 10 дней сообщать о заключении с ними трудового договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего.

В связи с этим, при приеме на работу бывшего служащего рекомендуется:

выяснить у него, включена ли замещаемая им ранее должность в перечень, установленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности или увольнения со службы.

Разъясняется форма сообщения и порядок его направления.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Данный ресурс позволяет получить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей.

Сервис разработан в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (утвержден Указом Президента РФ от 08.07.2013 N 613).

При заполнении госслужащими справок о доходах следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

В Рекомендациях приведен перечень лиц, обязанных представлять сведения, порядок и сроки их представления.

Отмечено, что требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в том числе в период нахождения его в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.

При невозможности представить сведения лично рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи.

Граждане представляют сведения до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов.

Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в установленные сроки. Так, например:

не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным представляют указанные сведения Президент РФ, члены Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, федеральные государственные служащие Администрации Президента РФ и др.;

не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным представляют сведения государственные (муниципальные) служащие, работники Центрального банка РФ, работники ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, государственных корпораций и др.

В Рекомендациях представлены разъяснения относительно круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения, также подробно изложен порядок заполнения каждого из разделов Справки о доходах.

Омутнинские ВЕСТИ+

В составленной антикоррупционной методичке ведомство разделило ошибки госслужащих при заполнении деклараций на значимые и не очень

Недостоверная информация в поданных чиновником «антикоррупционных» декларациях не является нарушением, которое должно приводить к увольнению виновного. Это следует из выпущенных Минтруда «Методических рекомендаций по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции».

Методичка разослана по государственным ведомствам для использования в работе. В частности, согласно документу, не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего.

Также не будет наказываться ошибка, которая «не образует коррупционного проступка», к примеру если декларация составлялась на основе других документов с неточностями (например, банк выдал недостоверную выписку со счета). Сокрытие от декларирования дорогостоящих подарков также не станут препятствием карьере госслужащего.

Это первые методические рекомендации по борьбе с коррупцией, выпущенные Минтрудом, они обязательны к применению всеми ведомствами для «обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий». Правом на выпуск такого документа, «касающегося реализации требований федеральных законов» Минтруд был наделен в марте 2015 года указом президента РФ № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Методические рекомендации разделяют все коррупционные нарушения на три группы. Первая — значительные проступки, за которые должно последовать увольнение «в связи с утратой доверия», а также «малозначительные» и «несущественные» проступки, за которые чиновник может отделаться замечанием или выговором (см. инфографику).

[2]

Например, серьезным нарушением, по мнению Минтруда, является только такая «ошибка», величина которой составила более 20% от общего дохода семьи — вне зависимости от величины сокрытой суммы.

Читайте так же:  Какова процедура раздела имущества через суд

Не считаются существенными сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, а также неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей. Если чиновник не уведомил руководство о попытке подкупа, этот проступок также не будет считаться значимым.

Не предусмотрено методическими рекомендациями Минтруда наказание за отказ чиновника декларировать дорогие подарки, которые тот получил.

Отдельно перечислены случаи, которые вообще «не образуют коррупционного нарушения» и не влекут взысканий.

Так, чиновник избежит санкций, если не смог составить и подать антикоррупционную декларацию в связи с форс-мажорными обстоятельствами. В качестве таковых в документе перечислены военные действия, пожар и наводнение.

Также не будут чиновники наказаны за недостоверные сведения в декларациях, если отображенная в ней информация основывалась на ошибочных документах от банков, государственных структур.

В пресс-службе Минтруда подтвердили наличие документа, однако не смогли предоставить оперативного комментария.

Эксперты возмущены, что такой важный документ принимался без участия профессионального сообщества.

— Интересно, почему антикоррупционная методичка не проходила антикоррупционную экспертизу, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

— Такое ощущение, что писали ее коммерсанты — только они в каждом документе упоминают про форс-мажорные обстоятельства — и под конкретные случаи, по которым сейчас идет проверка.

Откуда взялась цифра в 20%? А если доход семьи составил миллиард? Незадекларированные 200 млн — простим? Да даже если было сокрыто «только» 5 млн рублей, — это, извините, однокомнатная квартира в Москве.

В Национальном плане по противодействую коррупции, утвержденным президентом, сразу несколько пунктов посвящены подаркам. Почему они пропали из методички? Общий вывод такой: зачастую наши чиновники, которые прописывают нормы ответственности, пишут их так, чтобы остаться без какой-либо ответственности.

— Совершенно понятно, почему по документу освобождаются от ответственности чиновники, которые предоставили «ошибочные» документы от банка или БТИ, — соглашается экс-замминистра финансов, профессор ВШЭ Алексей Саватюгин.

— Вот представьте, захотел чиновник переписать имущество на своего родственника, чтобы не декларировать его. Сделку совершить можно быстро, но регистрационный процесс занимает недели, а то и месяцы. А справку нужно предоставлять уже сейчас, и вот он вынужден получать «ошибочную» справку, где собственником обозначен он, а не дальний родственник или бывшая жена.

Кабанов допускает, что после такой нормы могут участится случаи, когда путем сговора, например, с операционистом банка чиновник сможет получать справки с нужными опечатками.

— Теоретически это возможно, особенно если речь идет о БТИ, — говорит он. — Хотя справедливости ради отмечу: действительно был случай, когда в банке чиновнику выдали справку с лишним нулем. В результате было истрачено много нервов, пока ошибка не была найдена.

В Минтруда заявили, что не ведут подсчет объема вынужденных и намеренных ошибок в декларациях. Как указывалось в прошлогоднем отчете о проверке деклараций служащих Центробанка, более половины менеджеров ЦБ в своих декларациях предоставили данные с ошибками или не предоставили их вовсе.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, необходимо полностью менять подходы к борьбе с коррупцией.

— Должна быть создана единая государственная система контролирования доходов и расходов, чтобы, с одной стороны, контроль был непрерывным, а не раз в год, как в настоящее время, — считает он.

— И с другой стороны, чтобы чиновник не ездил ежегодно по банкам, собирая сомнительные справки. А вот если к его деятельности возникли дополнительные вопросы, тогда отдельно вызывать и требовать объяснений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

6. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)

Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Минтруд разместил на своем сайте Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, от 30.03.2018.

К примеру, даны следующие разъяснения:

  • Обязан ли служащий подавать сведения о доходах при увольнении в период с 1 января по 30 апреля? После увольнения со службы эта обязанность на гражданина не распространяется, но ее исполнение по предыдущему месту службы может свидетельствовать о надлежащем исполнении им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
  • По каким признакам определяется необходимость проверки сведений о доходах? Такими признаками могут служить: несовпадение (расхождение) представленной служащим информации, в том числе в бумажном виде и (или) в ходе беседы, сомнение в подлинности представленных сведений, путаность и оговорки во время беседы.
  • Проводить ли проверку, если проверяемое лицо уволилось до ее завершения? В данном случае рекомендуется довести проверку до конца, поскольку возможно выявление административного правонарушения или уголовного преступления.
  • Каковы критерии технической ошибки? К числу таких ошибок могут быть отнесены, в частности, ошибка по причинам, не зависящим от служащего, некорректное указание почтового адреса и др.

Для справки. Обязанность ежегодно представлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах предусмотрена ст. 20 закона «О государственной гражданской службе в РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Проверку по ним проводят комиссии, действующие на основании положения «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Когда на работу устраивается бывший государственный или муниципальный служащий, ведомство советует выяснять:

Читайте так же:  Система корпоративного управления ао изменена

— включены ли замещаемая ранее должность или должности в перечень, установленный НПА;

— прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

Если должность есть в перечне и два года не прошло, работодатель должен сообщить о заключении договора с экс-чиновником по последнему месту его службы. Правило касается трудовых договоров, а также гражданско-правовых договоров, сумма которых более 100 тыс. руб. в месяц.

Минтруд пояснил: когда с бывшим госслужащим заключен трудовой договор по основному месту работы и трудовые договоры о работе по совместительству, сообщение требуется направить в каждом случае. Если сообщить только об основном договоре, это сочтут нарушением.

Напомним, юрлицу за умолчание о приеме на работу бывшего госслужащего грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Генпрокуратура проверит доходы бывших чиновников

Генеральная прокуратура России направила в администрацию президента предложения по поправкам в законодательство, которые позволят контролировать расходы чиновников даже после их увольнения. Причем, если будет доказано, что имущество было нажито незаконным путем, его лишатся не только экс-госслужащие, но и их жены и дети.

Из-за пробелов в существующем законе № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» нечистым на руку чиновникам удавалось уходить от наказания. Весной 2016 года прошел совет по борьбе с коррупцией под председательством президента России. Там Генпрокуратуре, Верховному суду и администрации президента и было поручено разработать новый законопроект. Сейчас он проходит последние доработки.

Как рассказал «Известиям» заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Валерий Волков, надзорный орган намерен добиться возможности контролировать расходы бывших госслужащих.

[1]

— Сегодня закон позволяет контролировать расходы чиновника только при условии его нахождения на службе, — пояснил Валерий Волков. — Однако, понимая всю тяжесть содеянного и пытаясь избежать наказания, некоторые госслужащие просто увольняются. А дальше прокуратура не имеет права обратиться в суд с иском о взыскании имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. Естественно, речь идет о тех объектах, которые человек приобрел в момент нахождения на госслужбе.

Генпрокуратура предлагает предусмотреть в законодательстве возможность контролировать расходы служащих даже после их увольнения. По словам Валерия Волкова, речь идет о «разумном периоде сроком в три года».

Действие поправок предлагается распространить на всех бывших госслужащих, установив при этом возможность обращения в доход государства и денежного эквивалента имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. Если экс-чиновник не может доказать легальность полученных средств, то по иску прокурора в суде они могут быть изъяты в пользу государства.

При этом проверять предлагается расходы не только бывших чиновников, но и их супругов. Под ревизию подпадут недвижимость (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи), машины и яхты, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных/складочных капиталах организаций). Чтобы избежать ошибок, проверяться будет совокупный доход семьи.

Депутаты Госдумы прошлого созыва уже предлагали обязать чиновников и парламентариев декларировать доходы всех членов семьи, включая совершеннолетних детей. Действующее законодательство требует от госслужащих подавать декларации лишь на себя, несовершеннолетних детей и супругов. По словам Валерия Волкова, этот вопрос пока не рассматривается в проекте закона, однако не исключено, что такие идеи реализуют в будущем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно законопроекту основанием для проверки бывшего чиновника служат сообщения о несоответствии его расходов доходам. Эту информацию могут предоставить не только правоохранительные органы, но и политические партии, Общественная палата, СМИ, общественные объединения и простые граждане.

Предполагается, что реагировать на подобные обращения будет и кадровая служба учреждения, в котором работал госслужащий, и прокурор на основании статьи 10 закона «О прокуратуре».

По мнению руководителя межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолия Голубева, новый законопроект — это своевременное предложение, которое обязательно будет работать.

— Ситуация осложняется тем, что чиновники-коррупционеры часто хранят свои капиталы и строят виллы не в России. На родине они — честные и добропорядочные налогоплательщики. И если и живут в комфортабельных домах, то недвижимость числится за дальними родственниками и подставными лицами. Даже в ходе специальных проверок редко удается вывести их на чистую воду. Неслучайно президент страны неоднократно говорил, что нужно возвращать именно зарубежные активы коррупционеров.

Как сообщил «Известиям» официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной, за 2014–2016 годы у госслужащих было изъято 2 млрд рублей незаконных доходов. После принятия нового законопроекта эта сумма может вырасти в несколько раз.

Минтруд предлагает ограничить трудоустройство покинувших ее служащих

По новым рекомендациям Минтруда при устройстве на новую работу госслужащие должны будут получать согласие специальной комиссии. По мнению ведомства, такие меры позволят избежать коррупционных схем. Предложение Минтруда, по оценке экспертов, согласуется с мировым опытом решения проблемы коррупции — однако в некоторых случаях более эффективными могут оказаться ограничения найма бывших чиновников для их будущих работодателей.

Минтруд предлагает бывшим госслужащим согласовывать свои следующие места работы в специальной комиссии, чтобы избежать конфликта интересов. Об этом вчера сообщила пресс-служба ведомства. Минтруд направил в федеральные госорганы и руководителям региональных министерств методические рекомендации по соблюдению ограничений для бывших госслужащих. Они были подготовлены в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Как заявил директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы и противодействия коррупции Минтруда Дмитрий Баснак, «рекомендации позволят обеспечить единообразие при применении статьи закона», содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина—бывшего госслужащего.

Владимир Путин утвердил порядок отбора госслужащих в кадровый резерв на конкурсной основе

По словам господина Баснака, для нового трудоустройства бывшие госслужащие будут обязаны обращаться в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по месту бывшей работы. «Это станет обязательным при заключении любого трудового договора в течение первых двух лет после ухода с государственной (муниципальной) службы. Если же бывший служащий планирует работать не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то запрашивать согласие данной комиссии нужно, только если сумма вознаграждения по данному договору составит более 100 тыс. руб. в месяц»,— отметил глава департамента.

Новые правила, как пояснили в Минтруде, станут обязательными для госслужащих на руководящих должностях, где сейчас требуется представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — всего таких чиновников в РФ около 10 тыс. Отметим, что ранее аналогичные рекомендации Минфин разрабатывал и для служащих, покидающих Банк России: они должны будут в течение двух лет после увольнения согласовывать смену работы с советом директоров регулятора под угрозой административных санкций для нового работодателя. Новые рекомендации Минтруда также предлагают работодателям информировать государственные или муниципальные органы о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим. Если же госорганы не получат информацию о новом месте работы экс-госслужащего в течение полугода после его увольнения, они могут сообщить об этом в прокуратуру.

Читайте так же:  Ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - образец

Что мешает российскому чиновнику приносить пользу людям

Как отмечает проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин, на фоне опыта регулирования трудоустройства госслужащих за рубежом предложение Минтруда выглядит достаточно обыденным, схожие меры используются во многих странах. «Наиболее жесткий вариант — полный запрет занимать некоторые должности после работы в госструктуре — реализуется сейчас в Китае, наиболее мягкий — в Сингапуре, где эта сфера не регулируется вообще»,— говорит он. «Меры, предложенные Минтрудом, используются в большинстве развитых стран, однако более эффективным в целом является давление на будущего работодателя. Например, в США компания, которая не сообщила о новом сотруднике с опытом госслужбы, теряет возможность участвовать в госзаказе»,— добавляет доцент РГГУ Павел Кудюкин.

[3]

Минтруд разъяснил некоторые вопросы, касающиеся представления госслужащими сведений о расходах

В частности, прокомментированы критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка и представлен порядок предоставления сведений при увольнении с занимаемой должности. В федеральном законодательстве подобные критерии не раскрыты

В частности, прокомментированы критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка и представлен порядок предоставления сведений при увольнении с занимаемой должности. В федеральном законодательстве подобные критерии не раскрыты.

В разъяснении Минтруда России от 17.07.2013 «По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции» даны разъяснения о порядке и сроках представления сведений о расходах; периоде, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода; порядке заполнения справки о расходах; порядке осуществления контроля за расходами; порядке размещения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в Интернете и др.

Как учреждениям культуры выживать в условиях кризиса?

Узнайте на семинаре «Финансовая устойчивость и безопасность учреждения культуры» — 26-27 апреля 2016. Подробности ищите на странице мероприятия.

Указано, что представление сведений о расходах является обязанностью служащих (работников), для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения о расходах представляются в следующих случаях:

1) сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т. д.). При совершении сделок в 2011 г. или ранее сведения о расходах не представляются;

2) сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — общий доход).

Сведения о расходах представляются:

— путем заполнения соответствующей справки (далее – справка о расходах) по форме, утвержденной указом Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»» (далее – Указ № 310);

— одновременно со сведениями о доходах.

К справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.

Сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в т. ч. на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подп. «а1» п. 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065). Решение о необходимости проведения контроля за расходами будет приниматься с учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения о расходах должен быть предоставлены:

— при совершении сделки в 2012 г. – в срок до 1 июля 2013 г.;

— при совершении сделки в 2013 г. – установлены несколько возможных сроков:

— для Президента РФ, Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента РФ, — до 1 апреля;

— для федеральных государственных служащих, служащих Банка России, работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний) и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, — до 30 апреля 2014 г.

Установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей, размещенные в Интернете на официальных сайтах в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613, в т. ч. за предшествующие годы, не подлежат удалению и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальных сайтах) в течение всего периода замещения служащим (работником) в данном государственном органе (организации) должности, включенной в соответствующий перечень, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Установлены критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка. Сказано, что при принятии решения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов комиссии следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в т. ч. пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т. д.).

Читайте так же:  Утверждена форма решения о неотнесении к товарам для личного пользования по тк еаэс

Указано, что отстранение служащего от занимаемой (и замещаемой) должности по различным основаниям не освобождает его от обязанности предоставлять ведения о доходах.

Доходная родня

Граждане еще не успели привыкнуть к публичным отчетам чиновников о своих доходах, а Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству уже предложил палате принять к рассмотрению новый законопроект вдогонку к тому, который потребовал от столоначальников заполнение деклараций.

Новый законопроект обязывает чиновников отчитываться о своих доходах, заработках супругов и несовершеннолетних детей, как это требуется сейчас. По рекомендованному документу госслужащий должен будет рассказать об имуществе и доходах своих родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек и других близких родственников.

Отчеты о доходах и имуществе явлением нашей жизни стали совсем недавно, поэтому начальственные декларации неизменно вызывают повышенный интерес общества. Если отбросить чисто обывательский вопрос типа «а что ценного есть в семье чиновника?», то подобные отчеты несут важную социальную функцию — они в первую очередь по закону призваны бороться с коррупцией. Ведь ни для кого не секрет, что даже самые рядовые столоначальники при официально низкой зарплате часто явно живут совсем на другие деньги.

Зачем понадобилось так срочно дописывать в принципе свежий закон? Сейчас уже можно констатировать — отчеты о доходах на все вопросы о материальной стороне жизни госслужащего все равно не ответили. Принятый лишь в 2008 году закон N 273-ФЗ больше известен как Закон «О противодействии коррупции».

Именно он обязывает государственных или муниципальных чиновников предоставлять своему начальству сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

Недавно президентом был подписан указ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Указ уточнил порядок проверки достоверности деклараций о доходах, поданных чиновниками. За достоверностью таких отчетов будут следить специальные аттестационные комиссии. Указ поручает руководителям федеральных госорганов в двухмесячный срок сформировать свои комиссии. Регионы и муниципалитеты должны за два месяца разработать и утвердить свои положения о комиссиях.

По российским регионам сейчас идут массовые проверки правдивости чиновничьих отчетов. В Воронежской области, например, прокуратура проверила исполнение антикоррупционного законодательства управой одного из районов. Оказалось, что там не все служащие предоставили честную информацию о своих банковских счетах, доходах и собственности. Один из чиновников не сообщил о доле в капитале строительной компании, хотя был «всего-то» ее учредителем. В прокуратуре сказали, что по результатам проверок 8 должностных лиц управы были привлечены к дисциплинарной ответственности. Для небольшого района это много.

Такая же проверка в Северной столице показала, что районные чиновники тоже не горят желанием показывать все. Прокуратура Санкт-Петербурга обнаружила, что чиновники «забывали» указывать в декларациях квартиры, участки и автомобили.Теперь прокуроры потребовали наказать страдающих провалами в памяти.

Зато в министерстве внутренних дел наказывать оказалось некого. Там проверили декларации о доходах и имуществе 570 тысяч сотрудников и не нашли ни одной несостыковки.

Замминистра МВД Сергей Герасимов заявил, что анализ предоставленных сведений показал, что все доходы «правомерны и адекватны сложившейся жизненной ситуации». Милицейский чиновник объяснил, что доходы милиционеров иногда кажутся неадекватно большими из-за продажи собственной или оставленной в наследство квартиры для покупки нового жилья.

Раскрывать сведения о доходах и имуществе милиционеров обязали с 1 января нынешнего года. За заведомо ложные сведения пойманным за руку сотрудникам грозит увольнение.

Из отчетов милицейских начальников видно, что, например, каждый второй руководитель имеет внедорожник средней стоимостью 2-2,5 миллиона рублей. При этом годовой оклад, декларируемый обладателями таких машин, составляет чуть более одного миллиона. Похожая картина оказалась и по другим ведомствам.

По мнению автора нового законопроекта депутата Госдумы и члена Комитета по безопасности Александра Куликова, его законопроект совершенно необходим.

«Учитывая размах коррупции в стране, принятие предлагаемых поправок будет содействовать более всестороннему и объективному предупреждению и расследованию правонарушений, связанных с коррупцией, и более эффективному их пресечению, сделает антикоррупционное законодательство более понятным и справедливым с позиции большинства членов общества», — считает автор законопроекта.

Куликов доказывает, что отсутствие механизма контроля за доходами лиц, подпадающих под определение «близких родственников» чиновников, дает возможность с помощью родных легализовать незаконные доходы и избежать негативных для себя последствий.

Как сказано в пояснительной записке к документу, вне сферы финансового и имущественного контроля со стороны государства и общества оказался «значительный круг лиц, чьи финансовые и имущественные отношения, как правило, тесно связаны близкими родственными отношениями с чиновниками, занимающими должность государственной или муниципальной службы».

Кого из близких родственников по новому законопроекту могут обязать подавать декларацию о доходах? Это прежде всего взрослые дети, родители, дедушки, бабушки, братья и сестры чиновника. Именно эта категория родных, говорит статистика, вместе с супругом начальника, нередко оказывается владельцами внушительных состояний, происхождение которых сомнительно и не поддается разумному объяснению.

Если говорить технически, то законопроект должен поправить и дописать сразу несколько федеральных законов и в первую очередь Закон «О противодействии коррупции». А в него необходимо добавить пункт, определяющий понятие «близкие родственники»: «близкие родственники государственного или муниципального служащего — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки».

Прокуратуры РФ

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее — гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

Читайте так же:  Какова налоговая ставка при налогообложении по енвд

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее — Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 — 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

— стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

— договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее — Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Источники


  1. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

  2. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  3. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  4. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
  5. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here