Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Минтранс напомнил о заполнении путевых листов" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Минтранс России разъяснил необходимость указания маршрутов поездок в путевых листах

Kzenon / Depositphotos.com

Минтранс России ответил на запрос ФНС России о необходимости указания в путевом листе информации о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого листа) (письмо Минтранса России от 14 мая 2019 г. № ДЗ/10239-ис).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. В соответствии с приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

Таким образом, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения информация о маршруте не является обязательной в путевом листе. Но если такие сведения необходимы для подтверждения расходов организации (ИП), то путевой лист можно дополнить соответствующими данными, как и любыми другими реквизитами с учетом специфики перевозок, но только не в ущерб обязательным реквизитам.

Минтрансом России разъяснен порядок заполнения путевых листов

В частности, сообщается, что обязательными реквизитами путевого листа являются его наименование и номер, сведения о сроке его действия, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, о транспортном средстве, о водителе.

Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Таким образом, разграничивается необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

В настоящее время срок действия путевого листа не регламентирован.

Также даны разъяснения в части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и проставления соответствующих отметок в путевом листе.

Изложена позиция по вопросу проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Сообщается, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей не установлен. В данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2018 года N 03-01/21740-ИС

[О порядке оформления путевых листов]

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 6 апреля 2017 г. N 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47160) (далее соответственно — Порядок, предрейсовый контроль) установлены требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, в том числе установлен перечень неисправностей, проверяемых контролером при выпуске на линию транспортных средств, с целью исключения возможности их выпуска на линию в технически неисправном состоянии.

Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно Порядку предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

Читайте так же:  Образец договора страхования и заявление на расторжение

В соответствии с порядком заполнения путевых листов, утвержденным приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 (далее — приказ Минтранса России N 152), даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества, дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Учитывая изложенное, путевой лист должен оформляться, в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Одновременно сообщаем, что согласно статье 3 Федерального закона N 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства транспорта РФ от 14 мая 2019 г. № ДЗ/10239-ис О заполнении путевых листов

Вопрос: Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Организации могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа N 152 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Должна ли отражаться (например, на оборотной стороне путевого листа) информация о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого листа), так как этих реквизитов нет в списке обязательных, поименованных в Приказе Минтранса от 18.09.2008 N 152.

Может ли путевой лист без указания детализированного маршрута (пункта назначения) являться документом, подтверждающим транспортные расходы (в частности, расходы на ГСМ) в целях налогообложения прибыли?

Ответ: В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.

Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России N 152).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

[2]

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, в соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Вместе с тем в письме Минфина от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 указано, что организации могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения.

Дополнительно сообщаем, что приказом Минтранса России N 152 форма типового бланка путевого листа не установлена.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в области автомобильного
и городского пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Обзор документа

Минтранс указал, что в настоящее время не установлена форма типового бланка путевого листа, который должны формировать организации и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Ведомство разъяснило, какие обязательные реквизиты должны быть отражены в путевом листе и как проставляются дата и время предрейсового и послерейсового осмотров.

На путевом листе можно указывать дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности. Организации вправе использовать путевые листы для подтверждения расходов на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения.

Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика

Информация о маршруте транспорта (пунктах назначения) не относится к обязательным реквизитам путевого листа. Об этом напомнил Минтранс в письме от 14.05.19 № ДЗ/10239-ис. Однако, чтобы снизить риск претензий со стороны проверяющих, организациям и ИП безопаснее указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля.

Читайте так же:  Предлагается уточнить регулирование гражданского процесса с участием несовершеннолетних

Обязательные реквизиты путевого листа

Как известно, обязательные реквизиты и правила заполнения путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152. Этот порядок должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Обязательными реквизитами путевого листа являются:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Таким образом, информация о маршруте не является обязательной для путевого листа.

Подтверждение транспортных расходов

Однако при расчете налога на прибыль возникает другой вопрос. Может ли путевой лист без указания детализированного маршрута (пункта назначения) являться документом, подтверждающим транспортные расходы (в частности, расходы на ГСМ)? Прямого ответа на этот вопрос авторы письма не дали, поскольку он не находится в их компетенции. Однако они подчеркнули, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Решения судов о расходах по путевым листам без маршрута

Несмотря на то, что пункт назначения не является обязательным реквизитом путевого листа, налоговые органы считают, что без такой информации нельзя подтвердить расходы на ГСМ. Проблема в том, что отсутствие маршрута не позволяет доказать использование автомобиля в служебных целях.

Судебная практика по вопросу указания маршрута в путевом листе складывается следующим образом. Ранее некоторые суды исходили из того, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не является достаточным основанием для снятия расходов из налоговой базы (см. постановления ФАС Московского округа от 30.09.10 № А40-19787/10-111-132, ФАС Уральского округа от 16.09.10 № А50-1575/2010).

Однако в более «свежих» решениях суды чаще поддерживают налоговиков, которые снимают расходы. Например, в постановлении от 08.04.15 № А40-108772/14 тот же АС Московского округа указал: при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Соответственно такой лист не подтверждает спорные затраты на ГСМ.

Формулировку «по городу» в путевом листе также лучше не использовать. Как указал ВАС РФ в определении от 30.08.13 № ВАС-11880/13, в путевых листах необходимо указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля (см. «ВАС: нельзя обосновать понесенные затраты на ГСМ, если в путевом листе нет подробной информации о маршруте автомобиля»).

С 1 марта изменятся правила заполнения путевых листов

Минтранс России приказом от 21.12.18 № 467 внес изменения в порядок заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса от 18.09.08 № 152). В частности, уточнены сроки, на которые нужно оформлять путевой лист. Новые правила начнут действовать с 1 марта.

Напомним, что сейчас путевой лист оформляется на один день или на срок, не превышающий месяц. Согласно комментируемым изменениям, путевой лист нужно будет оформлять так:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов.

Показания одометра нужно будет указывать при выезде «с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства». Напомним, что сейчас пробег указывается при выезде и заезде транспорта в гараж.

Также установлено, что уполномоченные лица организации или предпринимателя теперь не должны проставлять штамп при внесении в путевой лист показаний одометра. То же самое касается записи медицинского работника о дате и времени предрейсового и послерейсового медосмотра. Достаточно будет расписаться и указать ФИО уполномоченного лица (медработника).

Кроме этого, формулировка «постоянная стоянка» заменена на слово «парковка».

Надо ли оформлять отдельный путевой лист на каждый день: позиция Минтранса

Путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное — указать показания одометра для каждого рейса, дату и время выезда/заезда транспортного средства на парковку и другие обязательные реквизиты. Такой вывод следует из письма Минтранса от 04.04.19 № Д3-514-ПГ. В этом же письме разъяснено, можно ли оформлять один путевой лист в случае, если на одном транспортном средстве работают несколько водителей.

Срок действия путевого листа

Напомним, что порядок заполнения путевых листов регулируется приказом Минтранса РФ от 18.09.08 № 152. Ранее, до 1 марта 2019 года, путевой лист можно было оформлять на один день или на срок, не превышающий месяц. В новой редакции приказа упоминание срока в 1 месяц исключено. То есть срок действия путевого листа не регламентирован. При этом оговорено, что путевой лист нужно оформлять так:

[1]

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов (см. «С 1 марта изменятся правила заполнения путевых листов»).

Таким образом, новые правила обязывают оформлять путевой лист на рабочий день либо на время выполнения рейса (если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня).

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время пункт 4 приказа Минтранса России № 152 остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Читайте так же:  Образец вкладыша в трудовую книжку

Исходя из этого, в Минтрансе приходят к следующему выводу. Оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

  • показания одометра при выезде ТС с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;
  • дата и время выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.

Также авторы письма добавили: оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

Комментарий юриста

Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»:

Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду. А если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).

Напомним, что обязательными реквизитами путевого листа являются:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Один путевой лист на нескольких водителей

В этом же письме разъяснено, один путевой лист может быть оформлен на нескольких водителей. В таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю ТС. Проще говоря, в путевом листе должны стоять отметки о прохождении медосмотра каждым водителем.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Минтранс опубликовал письмо «О путевых листах» от 28.09.2018 № 3-01/21740-ИС, в котором напомнил о необходимости проведения предрейсовых медосмотров и контроля технического состояния с проставлением соответствующих отметок в путевых листах:

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Для справки. Чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок с нарушением требований о предрейсовом медосмотре и предрейсовом контроле. Штраф может составить: для должностных лиц — до 5 тыс. руб., для юрлиц — до 30 тыс. руб.

Минтранс внес изменения в порядок заполнения путевых листов

Минтранс России приказом от 18 января 2017 г. №17 внес изменения в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые утверждены приказом Минтранса от 18 сентября 2008 №152. Документ зарегистрирован в Минюсте 13 февраля 2017 г. №45612.

Согласно изменениям, в заголовочной части путевого листа отменена необходимость проставления печати или штампа юридического лица. Это связанно с отменой обязательности печатей для хозяйственных обществ. Так же в путевой лист введен новый реквизит — дата и время предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Данную отметку должны проставлять технические контролеры с указанием ФИО и подписью.

С 1 марта — новые правила для путевых листов

С марта путевые листы оформляйте по-новому. Минтранс внес серьезные изменения в реквизиты и порядок заполнения документа.

Новые правила внесены приказам Минтранса от 21.12.2018 № 467. Его зарегистрировал Минюст, документ вступает в силу с 1 марта 2019 года.

Изменение №1

Путевой лист больше нельзя оформлять раз в месяц. Теперь составлять его нужно перед каждой сменой. Если водитель делает за рабочий день или смену несколько рейсов, путевой лист нужно будет выписывать перед первым рейсом. На несколько дней оформлять документ можно будет только в случае, если водитель едет в многодневный рейс.

Напомним, что сейчас Порядке, утвержденном Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152, нет четкого запрета оформлять путевые листы на несколько дней. Главное, составлять документ не реже раза в месяц.

Изменение №2

Сведения о медосмотре не нужно будет заверять штампом. Достаточно поставить подпись медработника и его фамилию.

Изменение №3

При оформлении на один автомобиль нескольких путевых листов дата, время и показания одометра нужно проставлять в документе водителя, который первым выезжает с парковки.

О частоте оформления путевого листа, о его заполнении в случае работы нескольких водителей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2019 года № Д3-514-ПГ

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Читайте так же:  Удостоверяющие центры будут действовать по новым правилам

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России № 152).

В соответствии с приказом Минтранса России № 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России № 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 № 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России № 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

  • показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);
  • дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Читайте так же:  Перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату

Пунктом 9 приказа Минтранса России № 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России № 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России № 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России № 152.

Минтранс дополнил правила для путевых листов

Минтранс в новом письме уточнил, надо ли указывать в путевом листе информацию обо всех пунктах назначения.

Ваши коллеги сейчас читают:

Подпишитесь на нас Вконтакте

© 2011–2018 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Российский Налоговый Курьер» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

Минтранс изменил правила заполнения путевых листов

Минтранс внес изменения в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Соответствующий приказ от 21.12.2018 № 467 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, перечень реквизитов и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Поправки устанавливают, что в путевом листе проставляется дата и время проведения, в том числе предсменного контроля технического состояния транспортного средства, если обязательность его проведения предусмотрена законодательством.

Изменения также предусматривают, что путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены (рабочего дня). Если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов, то путевой лист оформляется до начала первого рейса. В действующей редакции установлено только то, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Обновленный порядок устанавливает, что при оформлении на один автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя дата, время и показания одометра при выезде проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки. Дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку проставляется в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку.

[3]

Перечисленные изменения в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов вступят в силу с 1 марта 2019 года.

Дата и время медосмотра водителя проставляются в путевом листе медработником, проводившим соответствующий осмотр. Они заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Дата и время предрейсового контроля транспортного средства проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль. Они также заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Собственники транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Все оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет (п. 18 Порядка заполнения путевых листов).

Источники


  1. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  5. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
Минтранс напомнил о заполнении путевых листов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here