Малый и средний бизнес приобретают больше прав

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Малый и средний бизнес приобретают больше прав" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Министерство экономического развития Российской Федерации

Установлен предельный доход для субъектов малого и среднего бизнеса

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал, подготовленное Минэкономразвития, постановление о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом 408-ФЗ установлены условия, при выполнении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам МСП. Кроме того, этим документом в ранее принятые законодательные нормы были внесены изменения в части критерия, применяемого при отнесении этих лиц к данной категории. Таким критерием вместо объёма выручки от реализации товаров (работ, услуг) стал объём дохода от предпринимательской деятельности. Конкретные значения которого устанавливаются Правительством.

Подписанным постановлением установлены предельные значения годового дохода от предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов МСП: для микропредприятий – 120 млн. рублей, для малых предприятий – 800 млн. рублей, для средних предприятий – 2 млрд. рублей.

Принятое решение позволит автоматически присваивать статус субъекта МСП юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов, и совершения других действий для подтверждения.

Ограничение по выручке

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятийустановлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость — 400 млн. рублей.

Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

количество персонала на предприятии;

величина уставного капитала;

объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ . Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

в отрасли народного хозяйства (промышленности) — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

в транспортной сфере — 100 человек;

в аграрном (сельском) хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической области — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в бытовом содержании и в розничной торговле населения — 30 человек;

в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности — 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, — это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Читайте так же:  Федеральный закон о центральном банке рф - последняя редакция

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Какие есть меры по поддержке малого бизнеса?

Законодательство, регулирующее меры поддержки

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим меры государственной поддержки малого предпринимательства, является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209-ФЗ). Последние изменения в нем вступили в силу в 2018 году. Они регулируют преимущественное право выкупа или исключительную возможность получения в пользование недвижимого государственного/муниципального имущества субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме основного нормативно-правового акта меры поддержки малого бизнеса в России введены и другими законами, среди них:

  • закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ст. 30 которого указано, что не менее чем 15% от общего годового объема закупок должны производиться у малого бизнеса;
  • закон «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 13 и 26.1 которого ограничивают сроки проверок малого бизнеса и саму возможность их проведения;
  • закон «Об особенностях отчуждения имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, регулирующий права субъектов малого бизнеса на приобретение арендуемого ими имущества.

Важным нормативно-правовым актом в этой сфере является постановление Правительства РФ о политике в области инновационного развития от 26.12.2006 № 1538. Среди судебной практики о малом бизнесе нужно отметить Обзор практики по применению глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса, утв. президиумом ВС РФ 04.07.2018. Подробнее о применении систем налогообложения, о которых идет речь в обзоре, можно прочитать в статье «Упрощенная система налогообложения (УСН)».

Механизмы финансового стимулирования

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) имеет разные формы, предусмотренные ст. 17 закона № 209-ФЗ. Среди них Федеральная программа финансовой поддержки, оператором которой является Минэкономразвития. Она включает подпрограммы, в рамках которых производится поддержка малого бизнеса и стимулирование экономического развития и инновационной экономики (например, подпрограмма по развитию малых форм хозяйствования).

Кроме госпрограмм предусмотрены и иные направления финансовой поддержки, к которым, в частности, относятся:

  • целевые субсидии на реализацию инновационных проектов;
  • возмещение расходов, связанных с обучением и переобучением сотрудников;
  • возмещение расходов на стажировки;
  • выдача грантов на приоритетные проекты;
  • выдача микрозаймов;
  • выдача средств на проведение НИОКР и на международную сертификацию деятельности.

Виды финансовой помощи различны в регионах, средства на них предоставляются исходя из заявок их администраций. В рамках каждого региона принимается собственная программа поддержки. Такие меры и их перечень реализуются регионами самостоятельно на основании норм регионального законодательства. Выполнение условий предоставления поддержки проверяется, при их неисполнении средства могут быть взысканы в бюджет (см. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу № А32-42304/17).

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Государство в ст. 18 закона № 209-ФЗ предусмотрело и иные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые оказываются преимущественно на региональном уровне. Среди них:

  • подбор земельного участка;
  • льготная аренда недвижимости;
  • предоставление преимущественного права на выкуп недвижимости;
  • возможность получить земельный участок в аренду без торгов;
  • иные меры имущественной поддержки, часто связанные с помощью инновационному и технологичному бизнесу.

Имущество, в отношении которого субъектам МСП может быть предоставлено право преимущественного выкупа, не должно быть включено в реестр объектов, предназначенных только для передачи во владение. Отказ от выкупа такого имущества не может быть обжалован (см. решение 13-го ААС от 19.05.2017 по делу № А56-23921/15).

Консультационная и информационная поддержка

Важной частью мер по поддержке стали консультационные и информационные, предусмотренные ст. 19–20 закона № 209-ФЗ. Они также реализуются на уровне регионов, их проводниками становятся специально созданные в этих целях инфраструктурные юридические лица. Среди основных консультационных мер:

  • консультационное сопровождение реализации инвестпроектов;
  • консультирование по любым вопросам бизнес-планирования, правовым вопросам;
  • экспертная поддержка различного уровня;
  • введение института инвестиционных уполномоченных;
  • проведение семинаров, тренингов, мастер-классов.

Информационные меры включают в себя:

  • проведение конкурсов, ярмарок, фестивалей;
  • выпуск или поддержку выпуска СМИ, электронных и печатных;
  • размещение пресс-анонсов и пресс-релизов;
  • ведение специализированных порталов.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне и контролируется различными федеральными ведомствами. Бюджетные средства на поддержку из федерального бюджета направляются в регионы. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 установлены критерии конкурсного отбора регионов, в бюджеты которых направляются средства для субсидирования предпринимателей, работающих:

  • в социальной сфере;
  • моногородах;
  • экспортной сфере;
  • инжиниринговых центрах, создаваемых с участием субъектов Федерации.

В рамках поддержки моногородов Минэкономразвития направляет гранты предпринимателям и субсидии на модернизацию производства.

Под патронажем Минсельхоза РФ регионы получают средства:

  • на субсидирование малых сельхозпредприятий в части процентов по кредитам;
  • поддержку фермеров-новичков;
  • создание центров животноводства;
  • гранты потребкооперативам;
  • компенсацию части затрат по оформлению в собственность земли.

Примером собственной региональной программы поддержки может стать программа Рязанской области «Экономическое развитие в 2015–2020 годах», часть положений которой посвящены поддержке МСП. При этом в г. Касимове успешно работает собственная программа «Развитие МСП в муниципальном образовании — городской округ город Касимов на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением администрации от 28.09.2015 № 1364 и предусматривающая создание за счет местного бюджета в указанный период нескольких рабочих мест и выдачу установленного количества грантов.

Читайте так же:  Разъяснения по начислению страховых взносов на выплаты за счет средств гранта

Инфраструктура государственной поддержки

На региональном уровне создается сеть операторов, на которых возлагается обязанность по распределению средств бюджетов.

Основной структурой, которая призвана обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, стало АО «Корпорация «МСП», созданное на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 № 287. В функции небанковской кредитной организации входит:

  • оказание финансовой помощи субъектам МСП и инфраструктуре;
  • привлечение средств на российских и зарубежных рынках на оказание такой помощи;
  • организация сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП;
  • обеспечение увеличения объемов госзакупок у МСП.

В рамках программ Минэкономразвития в регионах создаются такие инфраструктурные образования, как:

  • гарантийные фонды, фонды поручительства;
  • организации микрокредитования;
  • центры инноваций и кластерного развития;
  • центры поддержки бизнеса в приоритетных отраслях;
  • технопарки;
  • бизнес-инкубаторы.

Также была создана федеральная сеть МФЦ для бизнеса. Минэкономразвития в рамках реализации информационных мер недавно запустило федеральный Портал поддержки, который позволяет получать оперативную информацию обо всех мерах поддержки, возможностях обучения, проведения различных конкурсов.

Разнообразие мер по поддержке малого бизнеса призвано обеспечить гармоничное развитие предпринимательства, увеличить количество рабочих мест, переложить существенную долю задач по экономическому развитию на плечи частного предпринимателя.

[3]

Какой бизнес считается малым или средним?

Какой бизнес считается малым или средним?

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

[2]

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Важно! Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения, указанные в критериях 2 и 3, изменяются в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы».

Видео (кликните для воспроизведения).

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Малый и средний бизнес приобретают больше прав

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2018 № 185-ФЗ внесены изменения, основная часть которых — в ЗК РФ и закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ — касается:

  • отмены ограничений, имеющих отношение к сроку возникновения оснований и сроку действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества;
  • предоставления преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с имеющимся у них преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;
  • запрета передачи прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, третьим лицам либо передача в субаренду;
  • закрепления требований о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона и др.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года.

Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года изменятся в лучшую сторону. Приводим таблицу новых критериев малого предприятия с 1 августа 2016 года.

Читайте так же:  Минфин объяснил, когда можно включать в заключённый госконтракт дополнительные работы

Обратите внимание , что эти критерии действуют как в отношении юридических лиц, так и предпринимателей.

— Изменения в критериях малого предприятия с 1 августа 2016 года.

Изменения в критериях малого бизнеса с 1 августа произошли в доходах. Раньше нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А с 1 августа 2016 года — доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически.

§ Предельные значения дохода с 1 августа 2016 года установлены такие:

— микропредприятия — 120 млн. рублей;

— малые предприятия — 800 млн. рублей;

— средние предприятия — 2 млрд. рублей.

Доходы берутся из декларации за предшествующий год. Например, для отнесения компании к малой в 2016 года нужно взять доходы из налоговой декларации за 2015 год.

§ С 1 января 2017 года лимит доходов для упрощенцев составит 120 млн. руб.

То есть все упрощенцы автоматически приравниваются к малым предприятиям (при численности до 15 человек — к микропредприятиям).

Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года. Таблица

Доходы и численность

Предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год

Среднесписочная численность работников за предшествующий год

— микропредприятия 120 млн. рублей

— микропредприятия до 15 человек

— малые предприятия 800 млн. рублей

— малые предприятия 15-100 человек

— средние предприятия 2 млрд. рублей

— Средние предприятия 100-250 человек

— Другие критерии малого и среднего бизнеса с 1 августа 2016 года.

Еще один критерий малого и среднего бизнеса в 2016 году — состав учредителей (для ИП критерий не действует). Он и является решающим при определении, является компания малым предприятием или нет.

§ Если среди Ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, Вы однозначно малое предприятие.

§ А вот в ситуации, когда среди учредивших Вашу фирму есть юрлица, либо государственные образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в Вашем уставном капитале не превышала 25%.

§ В отношении учредителей — обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц (общая доля, если малым предприятием владеет несколько юрлиц) не должна превышать 49%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

§ Если же учредители-юрлица — сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 55%.

Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми.

§ Иностранные юрлица также могут владеть долей не более 49% в малой компании, и она все равно будет считаться малой при соблюдении остальных критериев.

§ Кроме того, обратим Ваше внимание на то, что к организациям не относятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно с их 100-процентным участием легко может быть зарегистрирована фирма, работающая на УСН. Это подтверждают и контролирующие органы (письмо Минфина России от 01.04.2011 № 03-11-06/2/43). Подобная компания не будет считаться субъектом малого бизнеса.

Период. Срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микро предприятием, составляет три года (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

— Малые предприятия: налоговые льготы.

§ Малые предприятия вправе не устанавливать лимит наличных в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). То есть хранить в ККТ любую сумму в течение какого угодно времени.

Поэтому, если Вы входите в категорию малых предприятий и соответствуете нужным критериям, можно отказаться от лимита остатка по кассе. Для этого издайте приказ об отказе от лимита.

§ Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу. Например, в Москве малые предприятия вправе уменьшать базу по налогу на имущество за один объект на величину кадастровой стоимости 300 кв. м недвижимости (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).

§ Кроме того, регионы часто снижают ставки для малых предприятий, применяющих спецрежимы. В 2015 году регионы могут снизить для каких-либо категорий плательщиков ставку по УСН с объектом «доходы минус расходы». А с 2016 года у регионов появятся права по снижению ставок УСН для компаний с любым объектом налогообложения. И еще регионы с 2016 года смогут снижать ставки по ЕНВД для малого бизнеса.

§ Еще малые предприятия вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Есть несколько способов упростить учет. Можно отказаться от многих счетов (от 25 , 26 , 90 ), не считать разницы между налоговым и бухгалтерским учетами. Но самое удобное: малые предприятия могут подавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде по упрощенным формам.

§ Малое предприятие, соответствующее критериям, имеет право заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет. Даже если нет специального основания, чтобы подписывать срочный договор (временная работа до двух месяцев, исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника и т. п.). Но есть два ограничения. Во-первых, численность работников малой компании не должна превышать 35 человек. А в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек. Во-вторых, для срочного договора необходимо согласие сотрудника (ст. 59 ТК РФ).

§ Малые предприятия вправе заключить договор аренды на здание или помещение с местными или региональными властями на льготных условиях: как минимум на пять лет и с постепенным повышением арендной платы. Законодательство не запрещает компаниям и региональным властям пересматривать условия действующего договора. Для этих целей можете изложить и обосновать свою просьбу в официальном письме и направить его арендодателю.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления для открытия ип по форме р21001

— Малые предприятия: налоговые проверки.

§ Выездные неналоговые проверки в малых предприятиях должны проходить по сокращенным срокам. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год, а микропредприятия — максимум 15 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

На внеплановые проверки правило о сокращенных сроках не распространяется. Для таких ревизий действует общее ограничение — 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

§ С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малых предприятий будут надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, которые проводят пожарники, санэпиднадзор. Перестанут проверять, есть ли у компании лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя (ФЗ от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).

Как государство малый и средний бизнес за нос водит

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Еще недавно правительство отчиталось об успешном выполнении положений майского указа Путина о повышении России в рейтинге ведения бизнеса. Россия не достигнет целевого уровня 20 места, но сам скачок на 80 позиций с момента принятия майского указа говорит о том, что положение дел в сфере ведения бизнеса в России должно было улучшиться. И если это так, то прямым доказательством выступает рост деловой активности — от малого и среднего бизнеса до крупного корпоративного. Однако здесь мы сталкиваемся с данными Счетной палаты, которые говорят, что за последние 6 лет количество занятого населения в сфере субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, хотя неформальный сектор растет.

Но если Россия улучшила бизнес-климат, раз она поднялась в мировых рейтингах, то бизнес должен был стать более открытым, но этого не произошло. Напротив, он ушел еще больше в тень. Выходит, что бумажные рейтинги — это одно, а реальность показывает совершенно обратные процессы.

О МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Малый бизнес в России превращен в фантом. На рынке действуют фирмы-однодневки и те, кто функционирует только на бумаге. Благодаря этому статистика по числу субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) растет. Но численность занятых в малом бизнесе сокращается, что только доказывает, что малый бизнес в России официальный — это фикция, а реальный все больше предпочитает уходить в тень от всевидящего ока чиновников и силовых структур. За 6 лет число субъектов МСБ выросло на 26% (с 4,6 до 5,8 млн), а численность занятых сократилась с 19 млн до 15,8 млн.

В 2016 году число ликвидированных предприятий превысило вновь созданные (рис. 1). Учитывая экономическую ситуацию на рынке, такая картина не вызывает удивления. Бизнес сталкивается с падением платежеспособного спроса населения на фоне сокращения реальных доходов.

Рис. 1. Рождаемость и ликвидация организаций на 1000 ед. (по данным Росстата)

Согласно статистике Росстата 39% всего малого бизнеса — это торговля (рис. 2). В основном эта мелкие магазинчики, в том числе и интернет. Для них последние годы были осложнены девальвационным шоком, когда курс рубля в два раза упал по отношению к доллару. Ударом стало сокращение спроса среди населения, а также рост операционных расходов — на электроэнергию, аренду и оплату нового торгового сбора на территории городов федерального значения. Новым испытанием для торговых точек стали поправки в ФЗ № 54 «О применении контрольно-кассовой техники», который поставил под угрозу региональных малых предпринимателей, не способных обеспечить его выполнение, и создал условия для развития крупных торговых сетей.

21% малых предприятий относится к сфере обрабатывающей промышленности. Они испытывали проблемы с инвестициями в основной капитал, поскольку стоимость кредитов резко выросла из-за повышения ключевой ставки ЦБ. На них так же негативно повлияли девальвация и падение спроса.

7% малого бизнеса приходится на транспорт и связь. Для этого сектора главным вызовом стало введение платы на большегрузы по системе Платон. В результате этой меры часть перевозчиков была вынуждена уйти с рынка, не выдержав жесткой ценовой конкуренции. Возросшие в последние годы ставки акцизов на топливо также ударили по малому бизнесу в секторе транспорта, оказав влияние и на другие отрасли, зависимые от транспортных услуг.

Рис. 2. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса, 2015 г. (по данным Росстата)

Статистически еще можно создавать видимость развития малого бизнеса и утверждать, что бизнес устойчив, поскольку растет число созданных предприятий. Однако новые предприятия — это зачастую перерегистрация старых, которые стремятся попасть под налоговые каникулы, а также избежать проверок. Кроме того, предприятия МСП ответили на глупость чиновничества своей хитростью: распустили персонал, превратив его в ИП-шки. Так число МСП якобы увеличилось, но число фиктивное. В российских городах уже сложно скрыть проблемы на фоне роста пустующих арендных площадей. Малый бизнес старается занимать те ниши, которые будут востребованы — это торговля и общепит, в то время как остальные чреваты высокими рисками. Если на Западе малый бизнес продвигает науку и инновации, то в России он максимально далек от этих секторов. Он же уходит в тень, избегая налогов на фоне низкой рентабельности. Часть малого бизнеса с этой целью переходит в Интернет, экономя на аренде.

Иными словами, малый бизнес приспосабливается к российским государственным новациям, примеряя на себя стратегию выживания, пока крупный бизнес, в первую очередь ТЭК, получает все сливки государственного бюджета. Согласно данным Бориса Титова около 22 млн россиян являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Уход в тень, таким образом, становится вынужденной мерой малого бизнеса, заинтересованного в самосохранении. Ведь пока власть рассуждает о том, что прогрессивное налогообложение, которое затронуло бы людей состоятельных из сферы купного бизнеса, вводить не стоит, Министерство финансов продолжает латать дыры бюджета за счет всех россиян через введение новых сборов, налогов, нововведений в законодательство, неразумную экономическую политику.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Первые лица государства уже неоднократно в своих выступлениях объявляли о приоритетности поддержки малого и среднего бизнеса. Для этих целей функционирует банк МСПБ, предоставляются льготные кредиты, реализуются государственные программы поддержки. Но эффективность, да фактически неработоспособность, государственной программы признали низкой даже аудиторы Счетной палаты. Согласно аудиторскому заключению в 2016 году получить помощь от государства в рамках плана смог лишь 1% субъектов малого и среднего бизнеса, в то время как годом ранее охват был в четыре раза шире. Часть денег, согласно заключению Счетной палаты, ушла на «распилы». Дошедшие до малого бизнеса средства также не лишены коррупционной составляющей, то есть реально господдержку получили менее чем 1% малого и среднего бизнеса. Аудиторы выявили такие коррупционные схемы получения государственной помощи, как:

— дробление фирм и финансирование разных организаций, принадлежащих одному и тому же лицу. Например, в Калужской области вся финансовая поддержка ушла четырем ООО, соучредителем которых является одно и то же физическое лицо;

Читайте так же:  Предлагается запретить участие в госзакупках в рамках 223-фз лицам, аффилированным с заказчиком

— создание фирм-однодневок для получения государственной поддержки. В Брянской области из 60 юрлиц, получивших поддержку, 22 организации были зарегистрированы непосредственно перед получением помощи;

— предоставление поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСБ.

Неэффективной по заключению аудиторов стала и информационная поддержка, так как созданные сайты не имеют актуальной информации, государственная политика в этой сфере нескоординирована.

Отдельной мерой поддержки выступает доведение доли малого бизнеса в госзакупках до установленной квоты. В июне 2016 года была принята стратегия развития МСБ до 2030 года. Согласно стратегии должно производиться постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн руб., то есть прямые закупки у МСБ) и 18% — от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25% от общего объема. В 2016 году этот показатель был достигнут, однако препятствий для малого бизнеса в этой сфере множество. Как отмечает «Опора России», среди главных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес при участии в госторгах, необходимость прохождения добровольной сертификации, при том, что стоимость такой услуги может доходить до 1,5 млн руб.

Крайне злободневна и проблема ценового демпинга. В ряде отраслей снижение цены контракта составляет 60%, но критерий цены выступает приоритетным и контракт уходит часто фирмам, профессиональные кадры которых не подготовлены для его исполнения. Запутанным остается вопрос о получении лицензии на допуск к государственной тайне — сохраняется противоречие в правилах, регламентирующих порядок получения таких лицензий. К этому стоит добавить и то, что заказы получают «свои» организации. Да и не для всех участников требования предоставления банковской гарантии на сумму от 5 до 30% начальной цены контракта либо перечисления своих или кредитных средств на счет заказчика является выполнимым.

Объемы государственной помощи, исчисляемые поддержкой всего 1% субъектов, недостаточны для задач реального, а не бумажного роста малого бизнеса и диверсификации экономики.

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

[1]

Главных проблем в России в сфере взаимодействия малого бизнеса и государства две — это дефицит государственной поддержки и государственные барьеры, включая рэкет, осуществляемый как силовыми ведомствами, так и кабинетными чиновниками.

От государства малый бизнес просил бы не так много — доступные кредиты, что определяется ключевой ставкой ЦБ, и доступ к системе государственных закупок. На это государство официально выделило квоту, однако, как показывает практика, нередко итоги торгов, как и политических выборов, уже предопределены до момента их начала. Согласно опросу НАФИ, проведенному в марте 2016 года, 65% субъектов МСБ вообще не планирует в будущем участвовать в госзакупках во многом из-за непрозрачности процедур и высоких административных барьеров. Льготное кредитование малого бизнеса, под которое создано несколько институтов (АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк»), не покрывает всех потребностей бизнеса. И если в структуре ВВП доля малого и среднего бизнеса составляет 20% (по данным Минэкономразвития, но верится в это с трудом), то в структуре инвестиций на их долю приходится только 11% и 6,7% основных фондов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй аспект — это сокращение государственных барьеров и создание благоприятных условий, которые бы не мешали деятельности субъектов МСБ. Это поддержание курса рубля, отказ от повышения налогов, сборов и прочего оброка, которое сейчас государство стремится получить. Отказ от изменения законодательства, адаптация к которому требует от предпринимателей дополнительных затрат, зачастую уничтожающих рентабельность. Стоит только вспомнить новые требования к кассовым аппаратам. Негативно на МСБ влияют ежегодные проверки, которые съедают не менее 0,2% ВВП (по данным Института проблем правоприменения). С каждой проверки бизнес теряет 13,3% прибыли. Если официально, например, за два года было зарегистрировано 398 тысяч проверок, то по данным Генпрокуратуры их число составило около 4 млн. Особую тревогу вызывает и рэкет силовиков. Об этом говорил и президент во время обращения Федеральному собранию, об этом свидетельствуют и раскрытые коррупционные схемы.

Счетная палата, проводившая проверку государственной поддержки МСБ, пришла к выводу, что «вопреки всем недостаткам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция». Так уж повелось в России, что, когда нечего сказать о достигнутых результатах, когда все провалено, органы власти начинают вещать о позитивных тенденциях, новом тренде, который зачастую строят на данных одного месяца. Что касается малого и среднего бизнеса, то здесь готовность населения заняться своим делом в большинстве своем сталкивается с безнадежной государственной политикой, в который каждый норовит «отщипнуть кусочек» прибыли беззащитного малого и среднего бизнеса.

Источники


  1. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  2. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  3. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  4. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  5. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
Малый и средний бизнес приобретают больше прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here