Льготный срок оплаты, установленный 44-фз для смп и сонко, применяется в случае осуществления закупк

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Льготный срок оплаты, установленный 44-фз для смп и сонко, применяется в случае осуществления закупк" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Льготный срок оплаты, установленный 44-ФЗ для СМП и СОНКО, применяется в случае осуществления закупки только среди этих субъектов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли в рамках проведения одного электронного аукциона одновременно предоставить преимущества следующим категориям субъектов: организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление в рамках одного электронного аукциона преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для организаций инвалидов возможно в случае совпадения условий, предусмотренных законом для предоставления тех и других преимуществ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Энциклопедия решений. Годовой отчет заказчика по Закону N 44-ФЗ об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Годовой отчет заказчика по Закону N 44-ФЗ об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (далее — СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНО) и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить вышеуказанный отчет (далее — отчет) в единой информационной системе (далее — ЕИС).

Порядок подготовки отчета, его размещения в ЕИС, форма указанного отчета определяются Правительством РФ (ч. 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). На основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 утверждены:

— Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее — Правила);

— Форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — Форма отчета).

В соответствии с п. 3 Правил подготовка отчета и его составление осуществляются по Форме отчета и в соответствии с Требованиями к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — Требования), которые являются приложением к Правилам.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 08.11.2017 N 24-01-10/73595, формировать и размещать в ЕИС отчет обязаны и те заказчики, все закупки которых осуществляются в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Они полагают, что в этом случае в отчете целесообразно указывать значение показателей равным нулю.

Дело в том, что закупки у единственного контрагента, предусмотренные ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не входят в расчет СГОЗ для целей определения минимального объема закупок у СМП и СОНО. Следовательно, если все без исключения закупки заказчик осуществляет у единственного контрагента, то СГОЗ и, соответственно, минимальный объем закупок, которые нужно осуществить у СМП и СОНО, будут равны нулю. Иными словами, осуществлять в этом случае закупки у СМП и СОНО заказчик не обязан.

Подробнее о закупках у СМП и СОНО смотрите в отдельном материале.

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в отчет включается информация о:

— заключенных контрактах с СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (в том числе об осуществлении у СМП и СОНО закупок, указанных в п.п. 1, 4 и 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ));

— объеме привлечения к исполнению заключенных в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, контрактов СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагенты) с участием СМП и СОНО.

Таким образом, объем закупок, осуществленный у СМП, СОНО, считается по сумме заключенных контрактов (см. также письма Минэкономразвития России от 24.06.2015 N Д28и-1748, от 31.12.2014 N Д28и-2898 (п. 2)). Информация о контрактах, заключенных с СМП и СОНО по итогам определений контрагента, проводимых в общем порядке, а также как с единственными контрагентами, в отчет не включается.

Порядок определения всех показателей раскрывается в Требованиях.

В частности, в пп.пп. «а» — «г» п. 2 Требований в едином, систематизированном виде повторяются правила Закона N 44-ФЗ, начиная от определения совокупного годового объема закупок и до определения доли закупок у СМП, СОНО.

Объем закупок по контрактам, заключенным с СМП, СОНО, рассчитывается как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в этом финансовом году, а также до его начала по результатам состоявшихся процедур определения контрагента, в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНО (пп. «д» п. 2 Требований).

Объем привлечения к исполнению заключенных в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, контрактов СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей рассчитывается как сумма денежных средств, подлежащих оплате контрагентами в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа СМП и СОНО, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до его начала по результатам определений контрагентов, в извещениях об осуществлении которых было установлено соответствующее требование. При этом учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. В случае если контрагент, с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, сам является СМП или СОНО, учитывается только объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта (пп. «е» п. 2 Требований).

Читайте так же:  Что не является признаком монополистической деятельности

Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС (п. 4 Правил).

Как указано в п. 4 Правил, отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. При этом датой составления отчета является дата размещения отчета в ЕИС.

Льготный срок оплаты, установленный 44-ФЗ для СМП и СОНКО, применяется в случае осуществления закупки только среди этих субъектов

Общество, являющееся субъектом малого предпринимательства (СМП), заключило госконтракт с Учреждением. Учреждение задержало оплату выполненных работ. Общество обратилось в арбитражный суд с иском. При этом Общество требовало применения льготного срока оплаты, установленного законом для СМП и СОНКО (ч.8 ст.30 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Суд 1-ой инстанции иск удовлетворил, суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с этим решением.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 25.04.2017 № 302-ЭС16-16957). ВС указал, что установленный ст.30 44-ФЗ особый правовой режим закупок действует, когда закупка изначально осуществляется исключительно среди СМП и СОНКО. Госзаказчик устанавливает соответствующие ограничения по субъектному составу в документации о закупке и публикует в извещении. В данном случае ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации не было установлено условий об ограничениях для субъектов, не являющихся СМП или СОНКО.

Таким образом, льготные условия госконтракта действуют только при одновременном соблюдении 2-х условий:

  1. исполнителем по госконтракту должен быть или СМП или СОНКО;
  2. к торгам на заключение госконтракта должны быть допущены исключительно СМП или СОНКО.

Для справки: после изменения условий о сроке оплаты по госконракту такой срок в общем случае составляет 30 дней, а для СМП и СОНКО – 15 дней.

О правовых аспектах государственных закупок можно прочитать в статье «Что представляет собой система государственных закупок?». О некоторых новеллах, внесённых законодателем в федеральный закон №44, рассказывается в статье «Последние изменения в редакцию ФЗ № 44 о госзакупках — 2016».

Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Заказчики обязаны проводить закупки:

  • у социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые заняты определенными видами деятельности (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
  • у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Как заказчику убедиться в том, что участник закупки по Закону № 44-ФЗ принадлежит к субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям?

Участник закупки – представитель субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНКО) обязан декларировать свою принадлежность к данным категориям. Для этого он должен составить декларацию и приложить ее к заявке на участие в закупке.

[2]

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не предъявляет требований к оформлению декларации. Поэтому участник может ее составить в произвольной форме либо воспользоваться образцом, который приведет заказчик в документации о закупке. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, в рамках электронного аукциона у участника есть возможность указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки. А именно поставить галочку в графе, указывающей на то, что он СМП или СОНКО. Нужно ли в этом случае требовать от участника еще и декларацию? Это спорный вопрос.

С одной стороны, отсутствие декларации комиссия может расценить как несоблюдение требований и, следовательно, отклонить заявку. А значит, указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки участник не вправе. Такой точки зрения придерживается Минэкономразвития России в пункте 44 приложения к письму от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889. Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 г. № 07АП-11214/2014 (оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2015 г. № Ф04-16769/2015 по делу № А45-9548/2014)).

Но есть и противоположная точка зрения. Так как Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации, то участник вправе сам решить, как указать свой статус. Он может в том числе проставить значок «V» в графе, указывающей на то, что он СМП или СОНКО во второй части заявки на участие в электронном аукционе. Такого мнения придерживаются и некоторые судьи (см., например, решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 ноября 2014 г. по делу № А76-17735/2014, оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г. № 18АП-15316/2014 по делу № А76-17735/2014).

Но конкретного перечня товаров (работ, услуг), которые нужно у них закупать, нет. То есть объект закупки может быть любым (даже приобретение жилого помещения для госнужд). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Главное, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от совокупного годового объема .

Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.

Как рассчитать годовой объем закупок, которые нужно сделать у СМП и СОНКО

Сделать это удобнее по следующей формуле:

В 15-процентной норме необходимо учитывать закупки, в которых СМП и СОНКО:

При расчете годового объема для закупок у СОНКО и СМП нельзя учесть закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • работ в области атомной энергии;
  • проведенные закрытыми способами.
Читайте так же:  Может ли поручитель отказаться от поручительства

Однако, если эти закупки, кроме предоставления кредитов и закупок у единственного поставщика, проведены у СОНКО и СМП (по ч. 1.2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), их объем все же нужно учесть в 15-процентной норме . То есть сумму этих закупок при расчете из совокупного годового объема не надо отнимать. Их также нужно включить в отчет , который заказчик составляет по итогам года и в котором отражает количество их закупок.

Такой порядок приведен в частях 1.1, 1.2, 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2015 г. № Д28и-1455.

А вот если рассчитанный объем закупок у СМП И СОНКО составил 0 руб., то проводить закупки у них не обязательно. Такое возможно, если, к примеру, заказчик проводит все свои закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-643, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-413, от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2891.

Внимание! Если заказчик будет проводить закупки товаров (работ, услуг) у СМП и СОНКО в меньшем размере, чем установлено Законом № 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность. Так, на должностных лиц (контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы) могут наложить административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590).

Пример расчета и последующего пересчета нормы закупок у СМП и СОНКО

В 2016 году учреждение планирует заключение контрактов:

  • на приобретение легковых автомобилей (2 000 000 руб.);
  • на приобретение компьютеров (600 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 80 000 руб.;
  • на благоустройство территории учреждения (1 000 000 руб.);
  • на проведение текущего ремонта (700 000 руб.);
  • на техническое обслуживание оргтехники, компьютеров (800 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 50 000 руб.
Видео (кликните для воспроизведения).

В конце 2015 года контрактов с исполнением в 2016 году учреждение не заключало.

Контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

(2 000 000 руб. + (600 000 руб. – 80 000 руб.) + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. – 50 000 руб.)) × 15% = 745 500 руб.

В 2016 году нормативный объем закупок у таких поставщиков должен быть не менее 745 500 руб.

В рамках рассчитанного объема контрактный управляющий принял решение провести закупку компьютерной техники на сумму 520 000 руб. путем открытого конкурса среди СМП и СОНКО. Информацию о предоставлении преимущества и ограничения участия поставщиков, не являющихся СОНКО и СМП, он указал в извещении о закупке и конкурсной документации.

В процессе проведения этого конкурса была подана только одна заявка, которая соответствует требованиям. Конкурс был признан несостоявшимся. Контрактный управляющий направил обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с участником, который подал единственную заявку, как с единственным поставщиком. Спустя 10 рабочих дней согласование было получено и контракт заключен.

Так как контракт был заключен с единственным поставщиком, контрактный управляющий пересчитал годовой объем закупок у СМП и СОНКО. Он исключил из расчета закупку на сумму 520 000 руб.

Сделал он это так:

(2 000 000 руб. – 80 000 руб. – 520 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. – 50 000 руб.)) × 15% = 577 500 руб.

Таким образом, годовой объем закупок у СМП и СОНКО на 2016 год изменился и составил 577 500 руб.

Первый способ закупки: проводить закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом

В таком случае начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники, в свою очередь, обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к данным категориям.

Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях 3, 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Что делать заказчику, если закупка по Закону № 44-ФЗ только среди СМП и СОНКО не состоялась?

Заказчику имеет смысл отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке .

В этом случае цену контракта в годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не нужно учитывать. То есть в 15-процентную норму входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.

Второй способ закупки: установить в извещении о закупке и проекте контракта дополнительное условие

Дополнительное условие контракта – требование к победителю закупки, чтобы он привлекал к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.

Стоит отметить, что если победителем такой закупки станет СМП (СОНКО), то на него данное условие не распространяется. Так считает Минэкономразвития России в письме от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. При этом специалисты все же рекомендуют прописать это в проекте контракта.

Условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, необходимо включить в контракт. В том числе нужно прописать:

  • объем такого привлечения – в виде процента от цены контракта;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если они не привлекут к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО;
  • что на победителя из числа СМП и СОНКО это требование не распространяется.
Читайте так же:  Реструктуризация долга при банкротстве физического лица

Пример формулировки условия о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО

«Застройщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от стоимости настоящего контракта.

Застройщик несет перед Заказчиком ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Такой порядок установлен в пункте 2 части 1, частях 5, 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837, от 10 марта 2015 г. № Д28и-590, от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740.

Совет: В проекте контракта (и в самом контракте) стоит установить условие о его расторжении в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом выполнит условие. И тогда, если контрагент в соответствии с условиями не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, заказчик сможет расторгнуть контракт (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Как составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

По итогам года заказчики отчитываются об объеме закупок у СМП и СОНКО. Для этого контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы составляет и размещает в ЕИС специальный отчет. Срок сдачи – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

[1]

Форма отчета и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

Отчет должен содержать сведения:

  • о контрактах, которые были заключены с СМП и СОНКО;
  • о несостоявшихся закупках с участием СМП и СОНКО.

В то же время не нужно включать в отчет закупку, когда в извещении установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО , а победителем закупки стал собственно субъект малого предпринимательства (или СОНКО).

И, конечно, не нужно включать в отчет сведения о закупке, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть когда конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок) у СМП и СОНКО оказалась недействительна.

Такие правила установлены в частях 4, 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173, от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

Льготный срок оплаты, установленный 44-ФЗ для СМП и СОНКО, применяется в случае осуществления закупки только среди этих субъектов

Проблематика осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство является важной составляющей частью стабильной экономической и социальной политики государства. На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства выделены в самостоятельный сектор современной экономики Российской Федерации. Социальная, экономическая и политическая роль малого бизнеса высоко оценена руководством нашего государства. Так, в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин обозначил в качестве основополагающих задач подготовку предложений по оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам малого бизнеса.

В системе государственных закупок поддержке малого бизнеса уделяется особое внимание. Так, за время действия контрактной системы в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов, существенно влияющих на обеспечение финансовой и иной поддержки субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день государственные заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) обязаны проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО).

Объем проводимых закупок должен быть не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок. Для того чтобы выбрать вышеназванный объем, Заказчик использует один из следующих механизмов предоставления преференций:

1) установление ограничения, в соответствии с которым принять участие в конкурентной закупке могут только СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Начальная максимальная цена такого контракта не должна превышать 20 млн. рублей.
2) установление требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, об обязательном привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Начальная максимальная цена контракта в данном случае не ограничивается. Но, согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», в контракты, устанавливающие обязанность по привлечению к их исполнению СМП, СОНКО, в обязательном порядке должен быть включен объем такого привлечения — не менее 5 % от цены контракта.

Следует отметить, что наиболее распространённым механизмом на практике является проведение закупки «только для СМП и СОНКО». Тем самым субъекты малого бизнеса и СОНКО получают преимущество перед всеми остальными участниками, так как в такой закупке им не нужно конкурировать со средним или крупным бизнесом, с некоммерческими организациями, не имеющими социальную направленность, а также с государственными учреждениями.

В настоящей статье рассмотрены проблемы, с которыми заказчики сталкиваются при исполнении требования закона о предоставлении преференций СМП и СОНКО.

Обязанность для Заказчиков проверять сведения, предусмотренные в декларации, законодательно не установлена. Но, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям закупочной документации, что позволило ему стать победителем закупочной процедуры, заказчик будет обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч. 15 ст. 95, Закона № 44-ФЗ). Об этом требовании и заказчики и участники закупки порой забывают. Дабы избежать множества негативных последствий, которые влечет расторжение контракта, заказчикам следует обращать внимание на проверку достоверности сведений, предоставляемых участниками в составе заявки. И одним из таких «способов проверки» является Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр МСП).

Реестр МСП был введен в действие Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1 августа 2016 года. Ответственность за ведение Реестра МСП возложена на Федеральную налоговую службу РФ. Ознакомиться с Реестром, а также проверить участника закупки на принадлежность к СМП согласно сведениям Реестра можно на сайте https://rmsp.nalog.ru.

Читайте так же:  Госпошлина при разделе имущества при разводе

Рассмотрим наиболее распространённые проблемы применения Реестра МСП, возникающие на практике у заказчиков при проведении конкурентных процедур. Участник закупки предоставил в составе заявки на участие в электронном аукционе декларацию о принадлежности СМП, как того требует п.7 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Рассматривая вторую часть заявки, Заказчик выявил отсутствие в Реестре МСП соответствующих сведений. Что делать в такой ситуации? С одной стороны, следуя букве Закона, отсутствие в Реестре МСП не является основанием для отклонения заявки участника. Если декларация о принадлежности к СМП приложена в составе заявки, то отклонение заявки участника возможно только на основании выявления недостоверных сведений. Но всегда ли достоверны сведения из Реестра МСП? На сегодняшний день на практике нередки случаи, когда организация, фактически являясь СМП, не внесена Реестр МСП.

Пример из практики:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Иннопрактика» с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона. По мнению участника закупки, комиссия заказчика должна была отстранить ООО «АБ СПЕЦАВТОКАР» на этапе рассмотрения вторых частей аукционных заявок, в связи с тем, что на дату рассмотрения вторых частей заявок сведения о данном обществе отсутствовали в реестре СМП. Комиссия Новосибирского УФАС России указала, что информация, указанная в реестре СМП, может рассматриваться как факт несоответствия участника закупки требованиям ФЗ №209-ФЗ, но сведения о данном участнике закупки могут отсутствовать в данном реестре по различным причинам, в том числе, в связи с непредставлением необходимых сведений в налоговый орган в установленный законом срок. Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, отсутствие сведений об ООО «АБ СПЕЦАВТОКАР» в реестре СМП не свидетельствует о том, что данное общество фактически не является СМП. Жалоба была признана необоснованной. (Решение Новосибирского УФАС России от 06.06.2017г. по делу № 08-01-202).

Необходимо отметить, что существует и другая практика. Так, то же самое Новосибирское УФАС России в решении от 06.12.2016 № 08-01-420 указало: «По совокупности норм действующего законодательства представляется, что статус субъекта малого предпринимательства появляется у участника закупки после включения соответствующей информации в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Исходя из вышеизложенного, а также опираясь на многочисленную противоречивую практику рассмотрения подобных дел контролирующими органами, проверять достоверность предоставленных участником закупки сведений, только опираясь на сведения Реестра МСП, не следует. В случае, если выявлено противоречие между сведениями Реестра МСП и декларацией участника закупки, рекомендуется обратиться в УФНС России с запросом о статусе участника закупки. К сожалению, учитывая сроки ответа на запрос, в случае подтверждения недостоверности сведений в поданной декларации, заказчику придется расторгать уже заключенный контракт в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 95, Закона № 44-ФЗ, неся все негативные последствия такого расторжения.

Хочется верить, что законодатель обратит внимание на вышеобозначенную проблематику и доработает положения Закона № 44-ФЗ в части подтверждения статуса участников закупок сведениями из Реестра МСП.

Еще одна сложность, с которой регулярно сталкиваются заказчики – невозможность осуществить закупки в объеме, предусмотренном законодательством в связи с отсутствием участников закупки из категории СМП: заказчик размещает закупки «только для СМП и СОНКО», а поданные заявки отсутствуют, и процедура признается несостоявшейся. Объем закупок, который заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году, рассчитывается исходя из фактически исполненных контрактов, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных закупок (Письмо Минэкономразвития России от 10.05.2016 № ОГ-Д28-6392). Сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включается в объем 15%. Поэтому, даже если заказчик размещал закупки в полном объеме, но они не состоялись, и заказчик «не добрал необходимый объем», предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Во избежание такой ситуации заказчикам можно рекомендовать по возможности заблаговременно планировать закупки у СМП и СОНКО в объеме, значительно превышающем 15%.

Важным преимуществом для участников закупок из категории СМП и СОНКО стала регламентация срока оплаты по контракту. Первоначальное ограничение было внесено более трех лет назад, Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ, в котором был установлен срок оплаты не более 30 календарных дней с даты подписания документов о приемке. В 2017 году законодатель сократил сроки оплаты, установив Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ срок оплаты по контракту не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Заказчикам следует обратить внимание, что в случае заключения контракта по процедуре «только для СМП или СОНКО» нужно считать рабочие дни, в случае «обычных» контрактов – календарные. Более того, необходимо помнить, что срок 15 рабочих дней применяется лишь в случае применения наиболее распространенного механизма осуществления закупки, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (только для СМП и СОНКО). При осуществлении закупки согласно требованиям ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ применяется срок «обычных» контрактов – 30 календарных дней.

Предоставление преференций участникам закупки – это всегда дополнительные обязанности для заказчика. Перед законодателем стоит сложная задача – соблюсти баланс показателей: польза от результата и вред от излишних ресурсозатрат. Формат доклада позволяет затронуть лишь некоторые, наиболее распространенные аспекты проблематики осуществления закупок товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые мы обязательно затронем в дальнейшем.

Автор: Леонтьева Т.Ю., Директор НОЧУ ДПО АКР, преподаватель Академии Кадрового Резерва

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства

    On 17.12.2016 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронный аукцион

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением. Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться. Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их. По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Читайте так же:  Получить вид на жительство в россии станет проще и иные возможные изменения в законе № 115-фз

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно. Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей. Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

СМП и госзаказ по 44-ФЗ

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14. В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП. Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса. Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание. Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф. Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

[3]

Источники


  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Льготный срок оплаты, установленный 44-фз для смп и сонко, применяется в случае осуществления закупк
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here