Кто должен платить за капремонт многоквартирного дома определение кс рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Кто должен платить за капремонт многоквартирного дома определение кс рф" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Плата за капремонт обязательна! (Демидкина Е.)

Дата размещения статьи: 24.09.2016

Согласно Определению ВС РФ от 04.06.2014 N 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья не является обязательной. Как это согласовывается со ст. 169 ЖК РФ об обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт?

В.Чистяков, г. Липецк

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом согласно письму Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04 «По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме» собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в МКД и региональным оператором).

В соответствии с положениями ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной нормы, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (п. 2 ст. 169 ЖК РФ).

Пунктом 8 ст. 170 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Более того, Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года в Постановлении о взносах на капремонт (Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 169, ч. ч. 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ) признал взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом, законными, соответствующими Конституции РФ, указав, что право собственности включает в себя заботу об общем имуществе и о сохранности многоквартирного дома. Постановление КС РФ имеет прямое действие, не подлежит пересмотру и не может быть обжаловано, то есть взносы на капитальный ремонт придется платить и решение государства по этому поводу окончательное.

В частности, в Постановлении указано, что очередность проведения капитального ремонта в домах должна быть объективной и прозрачной. Жильцы, не согласные с решениями местных органов власти по этому вопросу, могут оспорить эти решения в судебном порядке, что и было сделано заявителем Н.В. Безуглым в Верховном Суде РФ 04.06.2014 (заявитель обратился с требованием об оспаривании Закона Белгородской области от 31.01.2013 «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области», о признании его противоречащим ГК РФ), считая, что он незаконно возлагает на собственников обязанность платить взносы на капитальный ремонт.

Однако Верховный Суд РФ в своем Определении N А-57-АПГ14-2 отказал полностью в данном требовании, в частности указав на то, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Таким образом, оспариваемый Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Читайте так же:  В чем отличие ооо от ао

На основании вышеизложенного в настоящее время плата за капитальный ремонт является обязательной (ссылки на исключения указаны в ст. 169 ЖК РФ).

Особенности решения конституционного суда по капремонту

Можно ли не платить взносы на капремонт по решению конституционного суда? Данный вопрос волнует многих граждан Российской Федерации, которые столкнулись с графой «Капитальный ремонт» в квитанции на погашение квартплаты.

В 2012 году был введен новый законопроект, согласно которому ежемесячно каждый жилец многоквартирного дома, принадлежащего частным лицам, должен платить не только квартплату, но и плату за капитальный ремонт.

Собранные с жильцов деньги будут накапливаться и в дальнейшем использоваться для проведения необходимых работ.

Проблема проведения капитального ремонта

Принуждение всех граждан оплачивать взносы на проведение ремонтных работ вызвало большое негодование в обществе. Многие люди исправно погашают суммы на капитальный ремонт, а он не проводится уже многие годы.

Люди уверены, что собранные деньги на осуществление данной программы будут использованы нерационально, пойдут на заработную плату работникам государственных органов и чиновников.

Некоторые жильцы многоквартирных домов и вовсе отказываются дополнительно оплачивать неоказываемые им услуги. По этим причинам и была направлена жалоба в Конституционный суд Российской Федерации.

Многие надеялись на то, что Конституционный суд РФ признает неконституционными сборы на капремонт. Стоит рассмотреть решение данной инстанции по этому поводу.

Подробнее о судебном разбирательстве по поводу законности взимания с жильцов платы на восстановительные работы зданий можно узнать в данном видео:

Суть программы

Для того чтобы разобрать решение Конституционного суда, необходимо разобрать саму программу и выявить причину недовольства граждан.

Как уже было сказано, на законодательном уровне всех жителей многоквартирных домов обязали вносить ежемесячно плату на ремонтные работы. Несмотря на то, что данные нововведения вызвали недовольство жителей, они быстро вступили в силу, и данная программа действует по сей день.

Каждый регион Российской Федерации должен иметь собственных региональных операторов. Их создает правительство.

Данные региональные операторы отвечают за сбор денежных средств, которые в дальнейшем пойдут на проведение ремонтных работ и устранение неполадок. Операторы устанавливают тарифы в зависимости от типа и возраста дома, его площади.

Список исключений

Но не все дома попадают под действие данной программы. Среди домов-исключений выделяют:

  • Дома, которые являются аварийными и относятся к категории «под снос».
  • Дома, которые не являются многоквартирными, т. е. на 2 квартиры.
  • Дома, которые находятся во владении не частных лиц, а государства. В таком случае всю ответственность за капитальный ремонт и его оплату берет на себя правительство, а не жильцы дома.
  • Частные загородные дома.

Подлежащие ремонту элементы многоквартирных домов

Подлежат ремонтным работам следующие элементы домов:

  • Крыши.
  • Фасады.
  • Инженерные системы, которые обеспечивают жильцов газом, горячей и холодной водой, отоплением и другими необходимыми для жизни благами.
  • Лифты.
  • Подвалы.
  • Фундамент.
  • Шахты.

Данные элементы могут быть отремонтированы за счет жильцов.

Обязанности региональных операторов

Региональные операторы имеют определенный перечень обязанностей. От его соблюдения зависит рациональность сборов средств среди жителей и результативность восстановительных работ. К обязанностям региональных операторов относят:

[2]

  • Установка тарифов для жильцов многоквартирных домов.
  • Выбор исполнителя для осуществления восстановительных работ элементов жилого дома.
  • Составление и разработка планов и проектов, необходимых для качественного и оперативного проведения ремонтных работ.
  • Грамотное распределение собранных средств, распоряжение ими.
  • Контроль за качеством выполненных работ.
  • Прием дома.

Итог судебных разбирательств

В 2019 году дело о капитальном ремонте было рассмотрено и разрешено. Последние новости о взносах на капремонт таковы: суд постановил, что плата за восстановительные работы жилых зданий не является налоговым взносом.

Тем не менее, каждый жилец должен погашать данную сумму, так как его основная обязанность — сохранять общедомовое имущество в первоначальном виде и поддерживать его хорошее состояние.

Но существует и особая поправка. Если недавно приватизированный дом попал в руки частного лица уже в плохом состоянии, ремонт должен быть осуществлен немедленно. И на его осуществление могут быть выделены определенные средства из государственного бюджета.

По решению суда, все действия государственных структур и региональных операторов должны быть прозрачны. Жители должны регулярно получать отчеты о сумме собранных денег и их трате на определенные виды работ.

Особенности проведения капитального ремонта и сбора денег

Существует несколько особенностей и правил сбора денег для осуществления данной программы. К ним относят следующие пункты:

  1. Плату на осуществление работ должны вносить все жильцы дома, которые являются собственниками квартир в нем.
  2. Тарифы для каждого субъекта Российской Федерации разные.
  3. Размер взноса находится следующим образом: тариф, установленный в данном субъекте Российской Федерации, умножается на площадь квартиры жильца.
  4. Выплаты должны быть погашены не только владельцами квартир, но и владельцами нежилых помещений в здании.

Порядок очереди

После сбора необходимой суммы дом становится на очередь. Место дома в данной очереди обусловливается следующими факторами:

  • Точное число сдачи недвижимости в эксплуатацию.
  • Точное число осуществления предыдущих восстановительных операций.
  • Общая сумма собранных жильцами денежных средств.

Дату проведения капитального ремонта можно узнать как в управляющей компании, то есть у региональных операторов, так и в администрации субъекта Российской Федерации. В течение нескольких дней данные органы должны ответить на заявку граждан и дать им всю необходимую информацию. Заявку можно подать через личное обращение в отделение или онлайн.

Проведение капитального ремонта

Итак, мы узнали, что каждый житель должен вносить плату за капитальный ремонт. Но как он проводится? Такие работы проводят в несколько этапов.

Первый этап — подготовка здания. Дом тщательно изучается, выявляются основные недочеты и неполадки. Все помещения подготавливаются для работы специалистов. На основе полученных данных составляется план проекта, в котором расписаны основные работы, их продолжительность и сроки.

Второй этап — проведение самих восстановительных работ. Они выполняются строго по созданному ранее плану. Промежуток времени, который займет данный этап, может быть самым разным — от нескольких недель до двух-трех месяцев.

И, наконец, последний этап — сдача работы. Региональные операторы и сами жильцы здания оценивают результат восстановительных работ и рациональность вложения в них средств.

Каково окончательное решение Конституционного Суда по капитальному ремонту многоквартирных домов? Взносы на капремонт можно не платить или это обязанность каждого собственника жилья?

14 апреля Конституционный Суд окончательно поставил точку в законодательном решении вопроса: «Будут ли граждане РФ платить за капитальный ремонт».

Читайте так же:  Дата заключения договора и дата подписания не совпадают

Разберем подробно, что же постановил Конституционный Суд о капитальном ремонте многоквартирных домов? Взносы на капремонт можно не платить, решение Конституционного Суда это подтверждает или нет?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Немного истории

25 декабря 2012 года, с принятием Федерального закона № 271-ФЗ, обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов были возложены на собственников жилплощади, то есть на рядовых граждан. Ранее эти функции выполнял фонд ЖКХ.

Сбор денежных средств может осуществляться:

  1. На общем счете Регионального оператора. Оператор сам принимает решение о том, как потратить собранные деньги и определяет очередность ремонта жилых домов.
  2. На специальном счете. Собственники имущества многоквартирного дома вносят средства на отдельный счет, с которого будет осуществляться ремонт только этого дома. Владельцем счета может быть ТСЖ, УК или Регоператор.

Кто и зачем инициировал процесс?

Судебное разбирательство началось по инициативе депутатов от «Справедливой России» и КПРФ.

Запрос «справедливороссов» о том, законен ли взнос на капитальный ремонт, Конституционный Суд получил еще осенью 2015 года. По мнению эсеров, сбор денег у населения и зачисление их на общий счет противоречит Конституции.

После оплаты квитанций за капремонт, граждане лишаются возможности распоряжаться своими средствами. Им остается только ждать момента, когда их дом будет включен в региональную программу, и наблюдать, как за их счет ремонтируются другие.

По факту получается, что люди платят за ремонт чужого имущества, что нарушает ст.210 и 249 Гражданского Кодекса РФ.

По данным депутатов, которые опубликованы в интернете, только 9% многоквартирных домов смогли открыть специальный счет. Остальных в принудительном порядке объединили в «Общий котел».

Эсеры выступили с требованием признать «Общий котел» незаконным.

Поддержав своих коллег по парламенту, депутаты КПРФ затронули вопрос о законности сборов за капремонт с лиц, которые стали собственниками в результате приватизации.

Коммунисты указывают, что жилье передавалось государством по принципу «как есть» и его состояние во многих случаях было неудовлетворительным.

Новый закон о капремонте задним числом освобождает исполнительную власть от обязанности передать собственникам жилье надлежащего качества или отремонтировать его в дальнейшем.

Учитывая общность затронутых проблем, запросы представителей КПРФ и «Справедливой России» были объединены в одно производство.

Кто и с кем судился?

Заседание Конституционного Суда состоялось 3 марта 2016 года.

В качестве «обвинителя» капремонта выступили представитель КПРФ Вадим Георгиевич Соловьев и депутат от «Справедливой России» Галина Петровна Хованская, глава комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ.

Хованская Г.П. защищает интересы собственников жилья не в первый раз. В 90-х годах, будучи членом жилищной комиссии, она представляла жилищные права граждан в судах с ЦК КПСС.

Позиции авторов закона отстаивали представитель «Единой России», депутат Д.Вяткин, заместитель руководителя аппарата Совета Федерации Ю.Шарандин, полномочный представитель Президента М.Кротов, полпред правительства в высших судах М.Барщевский, замминистра строительства и ЖКХ А.Чибис.

[1]

Свое мнение по вопросу соответствия закона Конституции РФ высказали представители Генпрокуратуры и Минюста РФ.

Решение по делу принимала коллегия в составе 15 судей КС РФ под председательством Валерия Дмитриевича Зорькина.

Что решали?

Обратившиеся в КС РФ депутаты поставили перед судьями следующие вопросы:

    Соответствует ли Конституции зачисление денег за капремонт на общий счет регионального оператора?

В настоящий момент такое зачисление производится «по умолчанию», если собственники жилья не изъявят желания открыть специальный счет для своего дома.

Г.Хованская отмечает, что граждане были недостаточно проинформированы, а многие просто не успели в отведенный законом 2-х месячный срок оформить нужные документы.

  • Законно ли было переложить на плечи граждан обязанности бывших собственников по капремонту жилья, переданного в результате приватизации?
  • Позиция «защитников» капремонта заключалась в том, что все вышеперечисленные вопросы никак не затрагивают конституционных основ и возникли в результате несовершенства законодательства о капитальном ремонте в целом.

    Дескать, закон новый, в нем еще много «белых пятен» и он, конечно, нуждаются в доработке. Однако на законность основных положений документа это никак не влияет. Ремонтировать ветхое жилье нужно, а денег в бюджете нет.

    Генпрокуратура и Минюст РФ эту позицию поддержали.

    Первоначально, Генеральная прокуратура одобрила позицию эсеров и коммунистов, признав сборы на капремонт противоречащими конституции. Позднее письмо из КС РФ было отозвано.

    Подведем итоги

    Вместе с тем, часть жалоб депутатов все же была удовлетворена.

    Ответы на вопросы: платить или нет, и когда Конституционный Суд отменит поборы на капремонт, можете получить ниже, ознакомившись с решением Суда.

    Что конкретно решил суд?

    Нужно платить за капремонт, Конституционный Суд решил этот вопрос окончательно.

    Сбор денег на общем счете регионального оператора законен, но лишь в том случае, если муниципальные власти предприняли достаточные меры для информации жильцов о возможности выбора между «общим котлом» и спецсчетом дома.

    Если муниципалитет ни сделал ничего, чтобы организовать общее собрание жильцов дома, собственники жилья могут оспорить решение о сборе их взносов в «общий котел» в судебном порядке.

    Также за собственниками сохраняется право отказаться от общего счета во внесудебном порядке, приняв соответствующее решение на собрание жильцов дома. Переход на специальный счет в таком случае будет осуществлен через 2 года.

    Ремонтом жилья, переданного гражданам в результате приватизации, займется государство, если на тот момент оно было признано аварийным. Но платить за последующий капремонт придется собственникам.

    Законодателям было поручено заняться «доработкой» нормативно-правовой базы, особенно в части контроля за расходованием собранных средств.

    По настоянию судей закон будет доработан, чтобы устранить все «белые пятна» и возможные неточности в толковании.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-51-36 (Москва)
    +7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Минстрой РФ: Оплата взносов на капремонт является обязанностью собственников (2016)

    На основании какого закона собственники жилья в многоквартирных домах должны платить за капремонт?
    Читайте так же:  Изменение паспортных данных учредителя ооо

    На основании внесения поправок в Жилищный кодекс РФ в 2012 году, которые обязывают собственника жилья вносить деньги на спецсчет для ремонта своего дома либо перечислять их региональному оператору в общий котел.

    Кстати, перечисление денег в «общий котёл» при отсутствии решения общего собрания собственников вводится по умолчанию.

    Каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный нормативный акт, который регулирует порядок оплаты капитального ремонта многоквартирного дома на основании требований, предусмотренных Жилищным кодексом и федеральным законом №185-ФЗ «О Фонде содействия Реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

    Разве взносы на капремонт не должны быть добровольными?

    Нет, взносы на капремонт не являются добровольными. Связано это с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют также общим имуществом в доме на праве общей долевой собственности и, соответственно, несут бремя содержания такого имущества, в том числе и обязанность по его ремонту. Доля расходов на такое содержание зависит от доли в праве общей собственности (то есть, чем больше площадь, тем больше размер оплаты).

    Таким образом, оплата взносов на капремонт является обязанностью собственников. В ст.154 ч.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона № 263-ФЗ от 21 июля 2014 г.) предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт.

    Разве капремонтом домов не должно заниматься государство?

    Каждый из нас поддерживает в порядке свою квартиру, но и сам дом тоже нуждается в уходе. За текущий ремонт многоквартирного дома отвечает управляющая компания — она обязана следить за состоянием подъездов, подвалов и иных помещений, находящихся в общем пользовании. Но замена отслуживших свой срок труб или старенького лифта требуют серьезных вложений, поэтому на капитальный ремонт необходимо копить средства и это задача собственников. Подобно тому, как собственники частных домов (а их в стране около трети) самостоятельно оплачивают ремонт своих домов, откладывая деньги на капитальные особенно затратные работы.

    Сейчас в России, по данным Минстроя, из 2,5 миллиарда квадратных метров в многоквартирных домах в капитальном ремонте нуждается примерно половина. При этом даже новый дом рано или поздно придется ремонтировать. Чтобы обновить текущую крышу стандартной пятиэтажки, придется потратить около 1,5 миллионов рублей. Замена лифта стоит около 2 миллионов. Из бюджета брать эти средства нерационально. В нашей стране около 30% населения живет в частных домах (ремонт крыши которых никому даже в голову не приходит оплачивать из бюджета) — так почему из их налогов должны ремонтироваться многоквартирные дома?

    Незащищенные категории населения и старшее поколение получают существенную социальную поддержку — на эти цели страна только в 2015 году потратила 32,6 миллиарда рублей. Отдельным категориям граждан предоставляется компенсация в размере 50% или 100% взноса на капремонт.

    Не являются ли сборы на капремонт нарушением Конституции РФ?

    Нет, не являются. Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах — независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности — в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции РФ. На это недавно указал Конституционный Суд в своем постановлении в связи с поступившим запросом депутатов Госдумы (постановление № 10-П от 12.04.2016 г.).

    Конституционный Суд РФ признал взносы на капитальный ремонт жилых зданий соответствующими основному закону страны и отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома.

    Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Этот факт, однако, не отменяет обязательств государства перед жильцами домов, требующих капитального ремонта. Для ремонта таких зданий могут использоваться средства из региональных бюджетов.

    Может ли собственник отказаться от уплаты взносов на капремонт и на каком основании?

    Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).

    Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право — освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.

    Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

    А что ждет тех, кто не будет платить за капремонт?

    В соответствии со ст.ст. 154, 159-160 ЖК РФ, в случае неоплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена ответственность в виде наложения пени, взыскания в судебном порядке образовавшегося долга, приостановление выплаты льгот и субсидий, причитающихся собственникам.

    Материал подготовлен на основании комментариев замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, члена правления ассоциации АКОН Никиты Чулочникова, юриста коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Ларисы Мальцевой.

    КС РФ проверит конституционность норм о взносах на капитальный ремонт

    Чуть более трех лет назад Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX, посвященным организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). Данный раздел устанавливает, в частности, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества дома (ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Эти средства идут на формирование фонда капитального ремонта соответствующего дома. Данный фонд по решению собственников формируется либо на специальном счете, и в этом случае управляющая домом организация самостоятельно отвечает за проведение капремонта, либо на счете регионального оператора – специально созданного фонда (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).
    Читайте так же:  Приказ о наложении дисциплинарного взыскания

    Некоторые депутаты Госдумы посчитали, что установленный указанным разделом порядок формирования и использования средств фонда капремонта нарушает права граждан, и обратились в КС РФ. Дело по запросам двух групп депутатов, объединенных в общее производство, было рассмотрено Судом вчера.

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Подробнее о порядке формирования фонда капитального ремонта
    – в материале: «Фонд капитального ремонта: формируем правильно».

    Реализация установленного порядка может привести к ситуации, когда в случае срочного ремонта общего имущества, например при выходе из строя лифта, собственникам придется самостоятельно собирать средства на его замену, так как деньги фонда капремонта уже могут быть потрачены на ремонт другого дома, отметила присутствовавшая вчера на заседании КС РФ председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

    Представитель группы депутатов адвокат Сергей Попов в свою очередь подчеркнул, что большинство фондов капремонта формируется сейчас на счетах региональных операторов, но во многих случаях только потому, что собственники не успели выбрать способ формирования фонда или вообще не знали о необходимости такого выбора. Этому, по его словам, поспособствовало и недобросовестное выполнение органами местного самоуправления обязанности по созыву общего собрания собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ими ранее (ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

    Обсуждая указанную просьбу, участники вчерашнего заседания подчеркнули, что нет абсолютно никакой статистики, показывающей, сколько домов на момент начала приватизации жилья нуждались в капитальном ремонте. Отсутствуют и официальные данные о том, сколько домов было отремонтировано бывшими наймодателями приватизированного жилья. Кроме того, программа приватизации жилья продолжается и в настоящее время – при прямо установленной обязанности собственников уплачивать взносы на капремонт, поэтому некорректно говорить о запрете на взимание этих взносов до проведения ремонта бывшим наймодателем, считает полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин. По его мнению, новые правила не отменяют обязанность, установленную ст. 16 закона о приватизации. Они лишь направлены на создание условий для поддержания помещений МКД в надлежащем состоянии (с учетом складывающейся социально-экономической обстановки), и при этом предусматривают возможность софинансирования капремонта любого МКД за счет бюджетных средств.

    БЛАНКИ

    Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора)

    Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете)

    Неконституционными, по мнению парламентариев-заявителей, являются также ч. 4 и ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, так как позволяют органу местного самоуправления принимать решение о формировании фонда капремонта на счете регионального оператора, если собственники жилых помещений в МКД не определились со способом его формирования в установленный законом срок. Согласно ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ данный срок составляет шесть месяцев с момента официального опубликования региональной программы капремонта соответствующего субъекта РФ, в которую включен конкретный дом. Депутаты подчеркивают, что в некоторых случаях принять решение о формировании фонда на специальном счете за это время невозможно по объективным причинам, например в случае, когда не все собственники недавно введенного в эксплуатацию дома оформили право собственности на свои квартиры.

    Полномочные представители Минстроя, Минюста России, Президента РФ и Правительства РФ в КС РФ не считают, что указанные нормы нарушают права граждан. Они напомнили, что общее собрание собственников может принять решение о прекращении формирования фонда на счете регионального оператора и переходе на специальный счет. Такое решение вступает в силу через два года после направления его региональному оператору (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ), однако законом субъекта РФ этот срок может быть сокращен. Уже 38 регионов этой возможностью воспользовались. Так, в Cанкт-Петербурге решение о переходе вступает в силу через год после направления оператору, в Псковской и Ульяновской областях – через шесть месяцев, в Московской области – через четыре месяца, в Москве – через три месяца, в Вологодской и Ярославской областях – через два месяца.

    Стоит отметить, что вторая группа депутатов, обратившихся в КС РФ, поставила также вопрос о правовой природе взносов на капитальный ремонт, перечисляемых на счет регионального оператора. По их мнению, эти взносы должны расцениваться как налог, что косвенно подтверждается позицией Минфина России по вопросу отнесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД к соответствующим кодам классификации расходов бюджетов (письмо Минфина России от 18 июня 2015 г. № 14-01-07/35436). Министерство указало, что расходы на внесение платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальные ремонт следует относить к расходам, отражаемым по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

    Тем не менее в официальном отзыве, представленном в КС РФ после изучения запроса депутатов, Минфин России прямо указал, что взносы на капремонт не являются налоговыми платежами. Он напомнил, что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). А взнос на капремонт обладает только одним из этих критериев – обязательностью.

    О том, какое решение примет КС РФ по рассмотренному делу, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после провозглашения Судом соответствующего постановления.

    Актуально по теме «капремонт» – Конституционный суд, решение, поправки в законе

    Возникновение новых прав и обязанностей граждан регистрируется соответствующими нормативными правовыми актами. Не всегда жители согласны со строками законов и ищут способы признать их недействительными.

    Одним из таких законов и стал 271-ФЗ о поправках в Жилищном Кодексе и других законодательных актах от 25 декабря 2012 года. Изменения коснулись особенностей нововведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

    Сторонники и противники закона о капремонте

    Теперь собственники квартир жилых зданий, включенных в региональную программу, обязаны платить ежемесячные взносы на работы, которые будут проведены в будущем.
    Читайте так же:  Взыскание судебных издержек после вынесения решения

    Данное новшество вызвало бурю негодования среди граждан.

    До сих пор многие жильцы не могут разобраться в особенностях начисления платежей. Такой настрой собственников передался группе представителей Государственной Думы, которые решили отстоять их права.

    Среди лиц, ознакомившись с новым законодательным документом, были и те, кто воспринял его как необходимость. Меньшее число граждан, а также такие государственные структуры, как Министерство юстиции и Министерство финансов, поддержали законопроект и одобрили его внедрение в жизнь.

    Кто подал иск?

    3 марта 2016 года по вопросу «взнос на капремонт» Конституционный суд России принял исковое заявление о неправомерности введения платежей и противоречии нового законодательного акта Конституции РФ.

    Заявителями стали представители партий КПРФ и «Справедливой России». Ими были выдвинуты несогласия со следующими пунктами Конституции:

    • ст. 2 (об обязанности государства защищать права граждан);
    • ст. 15, ч. 1 (о самом главном законе страны — Конституции);
    • ст. 19, ч. 1 (о равенстве населения перед законом);
    • ст. 35, ч. 1 и 2 (о частной собственности);
    • ст. 40, ч. 1 (о праве на жилье);
    • ст. 57 (об уплате налогов).

    Звоните юристу

    Подберем специалиста за вас

    8 (499) 350-97-63 — Москва

    8 (812) 309-74-28 — СПб

    Все «за» и «против» закона о капремонте

    Заявители посчитали введенный правовой документ нарушением прав граждан. Они сформулировали следующие предложения в Конституционный суд о капремонте, которые, по их мнению, вытекают из акта и противоречат принятым нормам:

    введенные сборы — это дополнительные налоги, которые не имеют право на существование;

    первоначальный капитальный ремонт в приватизированном многоквартирном доме должен проводиться государством, а не частными собственниками (на основании обзора судебной практики, Верховный суд о капремонте от 2008 года и закона о приватизации);

    региональный оператор может без согласия жителей определить способ формирования платежей на его счету (если владельцы квартир в назначенное время этого не сделали), что нарушает права собственников;

    наличие общего счета не гарантирует того, что деньги будут потрачены на цели ремонта;

  • государство накопило большой долг перед населением и теперь перекладывает его на плечи последних (а это ухудшает положение граждан, что противоречит Конституции).
  • Те, кто одобрительно воспринял законодательный акт, руководствовались следующими заключениями:

    так как жилой фонд постепенно приходит в негодность, то приватизация и ежемесячные платежи дают отличную возможность отремонтировать самостоятельно жилье;

  • средняя плата за квадратный метр довольно небольшая, но за несколько лет позволяет накопить внушительную сумму.
  • Решение суда

    Итак, по теме капремонт Конституционный суд решение все-таки вынес. Оно содержит следующие пункты:

    каждый собственник несет бремя содержания своего жилья, поэтому и взносы на капремонт Конституционный суд не относит к налогам, так как они расходуются на конкретные цели;

    введение нормативного акта не отменяет обязанности государства провести капремонт, который был необходим на момент приватизации жилья. Такие дома будут отремонтированы в первую очередь за счет взносов и дополнительной финансовой поддержки из бюджета. Суд также обязал конкретизировать исполнение данной обязанности государством;

    жильцы должны оповещаться о возможности формирования фонда на общем и специальном счете. Если данное требование не будет соблюдаться, то собственники вправе в удобное время перейти со счета оператора на специальный счет;

    срок наступления ремонта должен определяться по состоянию дома местными властями. Если жители не согласны с их решением, то могут подать исковое заявление;

  • если какой-то региональный оператор перестанет существовать, государство обязано обеспечить непрерывное функционирование фонда. Органы власти должны вести прозрачную политику в отношении его расходов.
  • Что изменилось после принятого решения?

    Определение Верховного суда: капремонт и основные положения закона остались в силе. Однако есть некоторые изменения, которые граждане могут использовать в своих целях.

    На капремонт Конституционный суд решение вынес, что в итоге? Теперь собственники могут подать иск на регионального оператора, если он не проинформировал их о способах открытия счета.

    Решение суда по капремонту позволяет досрочный переход на специальный счет, средства с которого могут расходоваться только в отношении вашего дома.

    Правда, в стране сейчас мало таких счетов. В основном, жители предпочитают работать напрямую с операторами.

    Остаются актуальными вопросы: оплата в фонд капитального ремонта, решение суда по этому иску.

    На законодательном уровне должны разрабатываться дополнительные поправки о финансировании государством капремонта приватизированного жилья.

    Это немаловажно, так как в нем нуждаются многие дома, и новые нормативные акты должны обязать местные власти участвовать в проведении ремонтных работ.

    После оглашения решения информация по операциям фонда становится более прозрачной и доступной для населения.

    Это значит, что всю необходимую смету по своему дому и региональной программе в целом, можно узнать из публичных источников (например, официальных сайтов).

    Полезное видео

    Из видео вы узнаете, почему взносы на капремонт не противоречат закону:

    Таким образом, говоря про взносы на капремонт, решение Конституционного суда особых изменений не привнесло, но у жителей появилось больше возможностей реализовать свои права при формировании взносов.

    Теперь каждый собственник может подать иск на неправомерные действия органов власти по ненадлежащей организации фонда, на сам Фонд капремонта, суд будет рассматривать эти дела.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Каких результатов в этом деле добьются граждане — покажет время, а пока решение Верховного суда по оплате капитального ремонта никто не отменял.

    Источники


    1. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

    2. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.

    3. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
    4. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
    5. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
    Кто должен платить за капремонт многоквартирного дома определение кс рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here