Кс рф обязал минфин и фнс давать полные разъяснения по налоговым вопросам

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Кс рф обязал минфин и фнс давать полные разъяснения по налоговым вопросам" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон?

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.


Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Разъяснять или информировать?

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обосно­вание своей позиции.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться?
Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них. Например, в одном таком решении 13 судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.
Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу. Правда, в судебном деле 14 , которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.


Наталия Агешкина,
юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения

Экспертиза статьи:
Артем Барсегян,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

1 1 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
2 пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)
3 определение ВАС РФ от 15.06.2009 № 7202/09
4 п. 1 ст. 34.2, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ
5 письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/9-218
6 письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176
7 подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ
8 письма Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176, от 13.04.2010 № 03-02-08/22
9 пост. ФАС ДВО от 11.03.2010 № Ф03-763/2010
10 пост. ФАС СКО от 28.07.2009 по делу № А53-5840/2008-С5-47
11 пост. ФАС СЗО от 01.09.2008 № А44-86/2008
12 письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/28
13 пост. ФАС ПО от 24.05.2007 № А49-4493/2006-260а/17Ак
14 пост. ФАС ПО от 09.12.2008 № А06-2176/2008

КС РФ обязал Минфин и ФНС давать полные разъяснения по налоговым вопросам

При неясностях исчисления налогов лучший способ прояснить ситуацию – сделать запрос в ФНС или Минфин. Однако эти органы нередко делают отсылку к другим ведомствам, что создает повышенный риск для налогоплательщика. На данное обстоятельство обратил внимание КС РФ в постановлении от 29.11.2017 №34-П.

По делу были установлены следующие обстоятельства:

  • налогоплательщик обращался с запросом в Минфин, затем — по его рекомендации — в Минтранс, и далее руководствовался полученным ответом на протяжении 2012-2013 гг.;
  • в 2015 году ВС РФ высказал по данному вопросу противоположную точку зрения, пересмотрев благоприятную для налогоплательщиков позицию ВАС РФ 2010 года.

КС РФ посчитал, что налоговый орган неправомерно произвел доначисление налогов за 2012-2013 гг. на основании позиции ВС РФ 2015 года, поскольку принцип доверия к закону подразумевает стабильность правового регулирования (вытекает из ст.54 Конституции РФ). Кроме того, в силу подп.4, 5 п.1 ст.32, п.1 ст.34.2 НК РФ, Минфин и ФНС обязаны информировать налогоплательщика о порядке уплаты налогов, в т.ч. получая для этого дополнительную информацию из других органов, и не вправе уклоняться от выполнения этой обязанности.

КС РФ обязал Минфин и ФНС давать полные разъяснения по налоговым вопросам

Закон без противоречий, без разного толкования — это недосягаемый идеал. Неопределенность права- его объективное свойство.

Как же рядовому налогоплательщику преодолеть неопределенность налогового права по интересующему его спорному вопросу?

Один из способов- обратиться в Минфин. Ведь именно Минфин наделен полномочиями по разъяснению налогового законодательства (пп.2 п.1 ст.21 НК РФ, п.1 ст.34.2 НК РФ). Об этом сам Минфин напомнил нам в письме от 17.12.2018 №03-15-06/91817. Ответ на обращение налоговой тематики уполномочены подписывать Министр финансов, заместитель Министра, а также директор Департамента налоговой и таможенной политики и его заместители. При наличии личного, адресного разъяснения по спорному вопросу налогоплательщик освобождается от начисления пеней и штрафа в случае, если налогоплательщик следовал позиции, изложенной в письменных разъяснениях, а налоговый орган при проверке не согласился (п.8 ст.75, пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Кроме этого, наличие письменного ответа свидетельствует о добропорядочности налогоплательщика и может сослужить добрую службу в качестве весомого доказательства, если все-таки дело дойдет до суда.

Налогоплательщики часто в надежде найти ответ на свой вопрос обращаются к письмам Минфина, размещенным в справочных правовых системах. Напомним, что такие письма не освобождают налогоплательщика от штрафов и пеней. Вам необходимо получить личное письмо-ответ по интересующему вас вопросу. Если вы нашли в правовой системе устраивающую вас позицию Минфина, то смело пользуйтесь своим правом обратиться в Минфин с запросом.

В случаях, когда разъяснения по вашему вопросу нет, ищите судебную практику и ссылайтесь на нее.

Читайте так же:  Расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами

Если вы решили составить запрос в Минфин, то соблюдайте требования к форме и содержанию. Сформулируйте вопрос максимально коротко, обезличенно опишите фактические обстоятельства ситуации и сформулируйте вопрос. В запросе укажите нормы НК в поддержку желаемого варианта толкования своей ситуации. То есть ответ вы фактически должны вложить в свой вопрос. Безусловно, такой подход не гарантирует полного согласия с вами Минфина, но сильно упрощает работу исполнителю, а значит увеличивает шанс получения адресного ответа.

Сам запрос можно отправить электронно на сайте www.minfin.ru, или обычным способом по почте. Адрес Минфина: 109097, г.Москва, ул.Ильинка,д.9. Общий срок для ответа на запрос- 1-3 месяца.

К сожалению, зачастую в своих ответах Минфин ограничивается простым цитированием норм НК и использует в конце своих ответов «волшебную фразу» о том, что его письма носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами НК. По сути, Минфин официально заявляет, что ответственности за свои разъяснения он не несет. Печально, но факт.

Итак, в идеале, именно Минфин уполномочен разъяснять нам-налогоплательщикам Закон. Однако на практике он же фактически самоустранился от этой функции и негласно делегировал эти полномочия ФНС. Фактически именно налоговый орган дает разъяснения по спорным вопросам. Поэтому, не бойтесь и пишите по спорной ситуации запрос и в ФНС.

Практичнее обращаться письменно именно в ФНС по адресу 127381, г.Москва, ул. Неглинная 23 или электронно на сайте www.nalog.ru, а не в свою местную инспекцию. В этом случае, даже если ваш запрос будет внутриведомственно спущен на уровень УФНС субъекта, то отвечать сотрудник УФНС уже будет подконтрольно вышестоящей инстанции.

Прежде чем составлять запрос в ФНС загляните на официальном сайте ведомства в раздел «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В разделе размещена позиция ведомства по целому ряду вопросов в виде писем ФНС , согласованных с Минфином, либо писем, в которых мнение налогового органа совпадает с мнением Минфина. Здесь же размещены письма и самого Минфина, направленные в адрес ФНС. Помним, что письма Минфина обязательны для налоговых органов.

Далее изучите судебную практику. В письме от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 Минфин указал, что в случаях, когда письменные разъяснения Минина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с выводами судов, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов. Эти предписания для сотрудников налоговых органов обязательны. Инспекторы обязаны учитывать судебную практику в своей работе. Обобщив и проанализировав полученную информацию, сформулируйте свой запрос. В начале своего запроса вам необходимо будет сформулировать свою просьбу несколько иначе, чем, когда вы обращаетесь в Минфин ведь налоговый орган не разъясняет закон, он только информирует. А потому необходимо указать «на основании пп.4 п.1 ст.32, пп.1 п.1 ст.21 НК РФ прошу проинформировать по следующему вопросу».

Что касается разъяснений чиновников на семинарах, в СМИ, следует учитывать следующее. На семинарах представители налоговых органов, финансового ведомства высказывают свое личное независимое экспертное мнение, которое может не совпадать с позицией ведомства, в котором они работают.

И помните, что есть Постановление Конституционного суда от 28.11.2017 №34-П. Конституционный суд фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда налогоплательщику необходимо уяснить налоговую норму, но связанную с узкоспециализированной темой из другой отрасли экономики. То есть, если для разрешения ситуации необходимо сделать запрос в Минтруд, Минздрав, в органы статистики, то теперь это должны сделать сами чиновники.

Если вам понравилась статья — поделитесь!

Обзор разъяснений ФНС России и Минфина России за июль — август 2015 г. (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 13.10.2015

Продолжим изучение разъяснений Минфина России и ФНС России по проблемам налогообложения. При этом отметим, что у налогоплательщиков не уменьшился поток вопросов по порядку применения гл. 33 НК РФ о торговом сборе. В связи с этим разъясняющие органы уделили немало внимания рассмотрению вопросов, связанных с введением нового налога. Также обратим внимание на появление разъяснений, связанных с принятием законодательных актов, которыми были внесены изменения в порядок налогообложения акцизов. Кроме того, отметим, что ФНС России выпустила несколько писем, в которых привела обзоры судебных актов, вынесенных Конституционным и Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 г. и первое полугодие 2015 г.

Разъяснения ФНС России

ФНС России о наличии в документах оттиска печати ООО и АО

Обзор судебных актов КС РФ за 2014 год — I полугодие 2015 года по вопросам налогообложения

Обзор судебных актов ВС РФ за 2014 год — I полугодие 2015 года по вопросам налогообложения

Письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/[email protected] был направлен Обзор судебных актов, вынесенных Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года.
В нем приведены выводы Верховного Суда РФ по вопросам:
1. Применения НДФЛ.

Обратите внимание! В рамках применения НДФЛ указан вывод Верховного Суда РФ о том, что неустойка является доходом для целей исчисления НДФЛ (Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2014 N 306-КГ14-2867).

О должной осмотрительности при выборе контрагентов

Обратим внимание! Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Помимо вышеуказанного, в Письме от 24.07.2015 N ЕД-4-2/[email protected] ФНС России обратила внимание на случаи, когда налоговая выгода может быть признана необоснованной.
Согласно выводам ФНС России сам по себе факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, в частности, что:
а) налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;
б) деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Отметим, что к вышеуказанным выводам пришел ВАС РФ в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Читайте так же:  Роструд разъяснил условия работы в морозы

Разъяснения Минфина России и ФНС России о новых поправках по акцизам

В рассматриваемый период и Минфин России, и ФНС России выпустили несколько разъясняющих писем по вопросам, возникшим в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее — Закон N 150-ФЗ).

О начале применения освобождения от уплаты акцизов при реализации на экспорт подакцизных товаров

О заполнении декларации организациями, применяющими освобождение от уплаты акцизов при реализации на экспорт подакцизных товаров

Об учете в расходах НДС, исчисленного по неподтвержденному экспорту

[2]

О количестве работников при совмещении ПСН, УСН и (или) ЕНВД

О торговом сборе

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ).
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен указанный сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. п. 1 и 2 ст. 413 НК РФ).
Налогоплательщиков, реализующих продукцию собственного производства, сопутствующие товары при оказании бытовых услуг населению, кулинарную продукцию через объекты общественного питания, а также осуществляющих деятельность по организации розничных рынков, заинтересовал вопрос о том, относятся ли данные виды деятельности к торговой в целях применения в отношении их положений гл. 33 НК РФ.

Реализация продукции собственного производства при отсутствии объектов осуществления торговли

В отношении реализации продукции собственного производства организациями, которые не имеют объектов осуществления торговли, торговый сбор не может быть установлен. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 27.07.2015 N 03-11-09/43208.
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. п. 1 и 2 ст. 413 НК РФ).
Однако, если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), в отношении такой деятельности может быть установлен торговый сбор.
Вышеуказанное Письмо Минфина России было направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected]

Реализация сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг населению

Под торговлей в целях гл. 33 НК РФ понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
В соответствии с ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 517-ст, реализация организациями в сфере бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций.
В связи с этим Минфин России в Письме от 27.07.2015 N 03-11-09/42966 обратил внимание не следующее. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, плательщиками торгового сбора в отношении реализации указанных товаров не могут быть признаны.
Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42966 было направлено для сведения Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected]

Реализация изготовленной кулинарной продукции через объекты общественного питания

В целях применения торгового сбора под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
Услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях гл. 33 НК РФ.
При этом определение объекта осуществления торговли привязано к осуществлению вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, на этом объекте.
Поэтому Минфин России указал, что объекты организации общественного питания, с использованием которых осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли в целях уплаты торгового сбора.
К такому выводу Минфин России пришел в Письме от 27.07.2015 N 03-11-09/42962, направленном Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected]

Деятельность по организации розничных рынков приравнивается к торговой

Налогоплательщик на упрощенной системе налогообложения вправе учесть в расходах сумму торгового сбора

К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 23.07.2015 N 03-11-09/42494.
Налогоплательщики на УСН, выбравшие объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ такие налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением суммы самого «упрощенного» налога).
В связи с этим лица, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», сумму уплаченного торгового сбора вправе учесть в составе расходов на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Статус писем ФНС: нормативный акт или просто разъяснения? (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

Налогоплательщики и специалисты, работающие в области бухгалтерского учета и налогообложения, изучают письма ФНС и Минфина. Следовать рекомендациям налоговиков или нет — каждый выбирает самостоятельно.

Каков статус данных разъяснений? Можно ли их обжаловать, если они не соответствуют действующему налоговому законодательству? Ответ на данный вопрос налогоплательщики искали в судах. И, не найдя его ни в Верховном Суде, ни в Высшем Арбитражном Суде, они вынуждены были обратиться в Конституционный Суд (КС РФ). Мы изучили решение КС РФ и готовы поделиться с вами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поводом к рассмотрению вопроса о статусе писем ФНС стало Постановление КС РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» (далее — Постановление КС РФ N 6-П). Данное решение имеет все основания стать важным этапом на нелегком пути борьбы налогоплательщиков за свои права. Но прежде чем перейти к его рассмотрению, напомним положения действующего налогового законодательства по вопросам применения писем ФНС и Минфина.

Читайте так же:  Закон о профстандартах - основные положения

Нормы действующего законодательства

К сведению. Согласно ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, и (или) выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Таким образом, действующим налоговым законодательством установлено право налогоплательщика на получение информации по применению налогового законодательства (при этом совершенно бесплатно) как от налоговых органов, так и от Минфина. Соответственно, Минфин и налоговые органы обязаны предоставлять указанную информацию налогоплательщикам. При этом разъяснения Минфина обязательны для налоговых органов.

Практика применения норм НК РФ

Судебная история

[1]

Суд предписал Минфину и ФНС давать более конкретные разъяснения

Конституционный суд постановил, что если налогоплательщик обратился в Минфин или Налоговую службу за разъяснением по вопросу, касающемуся налогообложения в узкоспециальной ситуации, ведомство не должно давать общий ответ и отправлять налогоплательщика уточнять нюансы в отраслевые инстанции.

Как отмечается в судебном постановлении, в случаях, когда целью налогоплательщика является выяснение своих прав и обязанностей в налоговых правоотношениях, а Минфин или ФНС недостаточно осведомлены о специфике той или иной отраслевой деятельности, они должны получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия (а не перекладывать эту заботу на налогоплательщика) и вынести свое собственное решение.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

КС РФ обязал Минфин и ФНС давать полные разъяснения по налоговым вопросам

КС РФ постановил, что отраслевые нюансы для ответа на вопрос налогоплательщика ведомства должны выяснять сами.

Сейчас в разъяснениях ФНС и Минфина сложилась практика, когда на вопрос по налогообложению в ситуациях узкой специализации ведомства давали общий ответ и отправляли спрашивающих самостоятельно выяснять детали в отраслевых инстанциях.

Конституционный Суд РФ не согласился с таким порядком и сообщил, что в случаях, когда ведомство не знает точного ответа на узкоспециальный вопрос, оно в рамках межведомственного взаимодействия должно выяснить нюансы и самостоятельно сформировать ответ, а не возлагать эти обязанности на налогоплательщиков.

Также КС РФ сообщил ранее, какие определения ВС РФ не будут влиять на уже вступившие в силу решения суда.

Обзор разъяснений ФНС России и Минфина России за июль — август 2016 г. (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 16.10.2016

Общие вопросы налогообложения

Новые ОКВЭД при госрегистрации ЮЛ и ИП

Заполнение платежек, если предусмотрено более одного срока перечисления налогов

Очередность списания налоговых платежей

Исчисление количества дней для расчета пеней

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня (с момента), указанного этим пунктом, в том числе с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ.
По общему правилу пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Следовательно, в день (момент) исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком в силу п. 3 ст. 45 НК РФ просрочка исполнения такой обязанности отсутствует.
НК РФ не предусматривает начисления пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318.

Уточнение обязательств для лиц, представляющих электронные налоговые декларации

Новые основания для приостановления операций по счетам

Указание номера счета в уведомлениях об открытии (закрытии) счетов (вкладов) за пределами РФ

ВНП может обнаружить нарушения, не выявленные «камералкой»

Решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки

НДС

Оформление счетов-фактур для иностранного партнера

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ).
Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
В соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в случае составления счета-фактуры на бумажном носителе первый экземпляр счета-фактуры выставляется покупателю, а второй экземпляр остается у продавца.
В случае если продавец реализует товары на экспорт иностранному лицу, которое не имеет технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, то такой российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 21.07.2016 N 03-07-08/42816.

УПД для обоснования ставки НДС 0% при экспорте в страны ЕАЭС

Скидки на продовольственный товар уменьшают его стоимость

«Уточненка» по заявительному НДС не всегда влечет начисление процентов

Возврат процентов по «заявительному» НДС в ряде случаев возможен

Читайте так же:  Какие льготы у ветерана труда

КС РФ обязал Минфин и ФНС давать полные разъяснения по налоговым вопросам

Конституционный суд (КС) обязал Федеральную налоговую службу (ФНС) и министерство финансов давать четкие разъяснения о случаях применения налогового законодательства – даже таких, которые представляют собой узкоспециальные вопросы, не входящие в их компетенцию, передает РБК. Из постановления суда также следует, что Минфин обязан сам получать разъяснения в других ведомствах, если таковые необходимы, а не возглагать эту обязанность на налогоплательщиков.

Это заключение было вынесено по жалобе АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» на разногласия с налоговиками из-за доначисления НДС. Причиной возникновения этих разногласий стала неясность употребляемых в законе формулировок, определяющих услуги портов, облагаемые льготным НДС по ставке 0%.

Камнем преткновения стал вопрос о том, относятся ли услуги по бонированию (установке бонов – специальных ограждений, не дающих нефтепродуктов разливаться при загрузке на судно) к агентским, снабженческим и обследовательским услугам портов по обслуживанию судов, на которые распространяется нулевая ставка НДС.

Налоговики, арбитражи и Верховный суд решили, что нет, а флот настаивал на обратном, ссылаясь на практику последних восьми лет, в течение которых ФНС применяла льготное налогообложение к услугам по установке бонов, и на письменные разъяснения Минтранса, куда компания обратилась по рекомендации Минфина.

Мнение Минтранса суды в расчет не взяли, поскольку он не уполномочен разъяснять законы о налогах и сборах. КС встал на сторону флота и постановил, что услуга по установке бонов подпадает под действие льготного налогообложения НДС.

Разъяснения ФНС и Минфина: чем руководствоваться?

«Налоговая проверка», 2011, N 6

Действующее налоговое законодательство, мягко говоря, неоднозначно. Нередко бухгалтеры сталкиваются с ситуацией, которую можно трактовать и так, и иначе. К сожалению, в противоречие здесь вступают судебные решения и разъяснения официальных органов — Минфина и ФНС. Проблему усугубляет и тот факт, что разъяснения Минфина, в свою очередь, частенько противоречат трактовке законодательства налоговыми органами. Пока они разбираются, кто прав, налогоплательщику надо принимать решение по учету конкретной хозяйственной операции и платить налоги.

Очередным этапом в развитии отношений между Минфином и ФНС стали письма, которые данные ведомства выпустили, как обычно, в помощь налогоплательщику.

Чьим же разъяснениям должен следовать налогоплательщик, чтобы правильно учесть для целей налогообложения ту или иную хозяйственную операцию?

Начнем с положений действующего налогового законодательства.

Согласно ст. 34.2 НК РФ к полномочиям финансовых органов в области налогов и сборов относятся следующие:

  • Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

При этом в обязанности налоговых органов, определенные в ст. 32 НК РФ, в том числе входят следующие:

  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Указанной обязанности налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать от них письменную информацию. Налогоплательщики также имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах непосредственно от Минфина (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Казалось бы, все понятно: Минфин дает разъяснения по вопросам применения налогового законодательства (финансовые органы на местах консультируют по вопросам применения местного законодательства о налогах и сборах), а налоговые органы, руководствуясь этими разъяснениями, доводят данную информацию до налогоплательщиков.

Административным регламентом ФНС России предусмотрено, что при исполнении государственной функции должностными лицами, ответственными за ее исполнение, представляется в том числе информация о письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если выявлено, что поставленный в письменном обращении вопрос не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует разъяснение Минфина по данному вопросу, в ответе налогоплательщику (его представителю) указывается на это обстоятельство (пп. 7 п. 22 и п. 51 Административного регламента ФНС России).

Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.

Обратите внимание! Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, которое влечет неначисление пеней на сумму недоимки, образовавшейся в результате выполнения указанным лицом соответствующих разъяснений (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также обстоятельством, исключающим вину такого лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Но на практике мы имеем большое количество писем ФНС и Минфина. Причем частенько последние заканчиваются следующей формулировкой: одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте так же:  Как узнать ликвидировано ли ооо

Налоговый орган, ссылаясь на наличие в письмах Минфина данной фразы, не применяет в своей деятельности его разъяснений и выпускает письма со своей трактовкой действующего налогового законодательства.

Поскольку сложившаяся ситуация сильно осложняет жизнь налогоплательщиков и, по всей видимости, задевает интересы Минфина, в НК РФ были внесены изменения. Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ дополнил п. 1 ст. 34.2 НК РФ полномочием Минфина давать налоговым органам разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах. Указанная норма вступает в силу 1 января 2012 г. Таким образом, уже с нового года ситуация должна быть законодательно урегулирована. Об этом Минфин сообщил в Письме от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

То ли в ответ на это Письмо, то ли просто так совпало, ФНС выпустила Письмо от 23.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] «О разъяснениях ФНС России», где сообщила о размещении на своем сайте (www.nalog.ru) раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Данный раздел содержит информационные письма ФНС о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В этом разделе представлены также разъяснительные письма ФНС, но не все, а лишь те, которые либо согласованы с Минфином, либо содержат правовую позицию, аналогичную изложенной в разъяснениях главного финансового ведомства. Таким образом, в указанной информационной базе собраны письма, которыми налогоплательщики могут руководствоваться в практической деятельности, так как в них представлена единая позиция Минфина и ФНС по конкретному вопросу.

[3]

При этом ФНС обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России.

Кроме этого, в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/[email protected] не применяются.

К сведению. В абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/[email protected] идет речь о рассмотрении дела в суде: если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, в целях избежания потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, а также расходов на оплату государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговый орган может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам. В практической деятельности налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями.

Таким образом, налоговые органы на местах обязаны руководствоваться письмами, размещенными в указанном разделе официального сайта ФНС, независимо от сложившейся арбитражной практики в регионе.

Обратите внимание! В случае отмены ФНС соответствующего разъяснения в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, руководствовавшихся данным разъяснением в период его действия при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в силу положений п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не начисляются пени на сумму образовавшейся недоимки и не применяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии разъяснения, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, а также к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания разъяснения).

Как указано на сайте ФНС, раздел «Разъяснения Федеральной налоговой службы России, обязательные для применения налоговыми органами» предназначен для:

  • информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке заполнения налоговых деклараций исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ;
  • обращения пользователей по вопросам о несоблюдении налоговым органом рекомендаций (разъяснений) ФНС.

Данный сервис расположен на главной странице сайта. Для удобства пользователей организован поиск по налогам и ключевым словам текста. Письма представлены в хронологической последовательности с постоянным обновлением материала. Кроме этого, пользователь может оставить свой отзыв о сервисе.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, у налогоплательщиков появилась надежда, что в ближайшем будущем противоречивые разъяснения Минфина и ФНС исчезнут. Представленные же на официальном сайте ФНС разъяснения будут являться руководством к действию для налогоплательщиков и основанием для неприменения санкций в случае их выполнения.

Источники


  1. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.

  2. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Кс рф обязал минфин и фнс давать полные разъяснения по налоговым вопросам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here