Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)

Закупки по ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе…» вскоре будут проводиться по более унифицированным правилам: ГосДума приняла в 1-м чтении внесенный еще в марте 2016 законопроект, исключающий из ст.32 закона №44-ФЗ часть вторую, позволяющую госзаказчику применять произвольные критерии при отборе контрагентов.

Авторы законопроекта указывают на высокую коррупциогенность этого законоположения, возрастание более чем в 2 раза числа нарушений в области госзакупок за последние годы, использование при заключении госконтрактов фирм – «однодневок». Все эти недостатки, по их мнению, будут устранены в случае применения госзаказчиками исключительно критериев, перечисленных в чч.1,3 закона №44-ФЗ.

Об уже принятых изменениях в закон №44-ФЗ рассказывается в статье «Последние изменения в редакцию ФЗ 44 о госзакупках — 2018».

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Республике Башкортостан

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Иркутской области

Новости RSS

Экспертные заключения

Заключение на законопроект № 1177445-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 22 Января 2012
Электронная версия

Заключение

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»»

(в части повышения открытости деятельности

средств массовой информации, получающих финансовую

и иную поддержку из иностранных источников)

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации» (в части повышения открытости деятельности средств массовой информации, получающих финансовую и иную поддержку из иностранных источников), внесенный депутатами Государственной Думы Е.А. Федоровым, А.В. Романовым, М.С. Селимхановым, рассмотрен в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Законопроект, по мнению Совета, не может быть поддержан в силу следующих причин.

1. Законопроект, как указывается в Пояснительной записке к нему, предлагается принять «в целях повышения открытости деятельности средств массовой информации, получающих финансовую и иную поддержку из иностранных источников». Однако, как известно, деятельность любых средств массовой информации является по определению открытой: они функционируют исключительно в публичном пространстве.

Можно предположить, что инициаторы законопроекта имели целью сделать прозрачными не деятельность как таковую, а отношения собственности в сфере массовой информации. Такая цель представляется вполне соответствующей Рекомендации Совета Европы № R(94)13 от 22.11.1994 г. «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации». Однако в этом случае требования прозрачности должны в равной мере распространяться на все организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, что предполагает совершенно иную концепцию законопроекта.

Предлагаемые в законопроекте дополнительные средства контроля за поступлением и расходованием средств, полученных от «иностранных источников», на практике могут стать инструментами давления государства и отдельных его представителей на редакционную политику независимых СМИ. Это, безусловно, повлечет нарушение ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и, как следствие, – множественные обращения в Европейский суд по правам человека, в том числе со стороны зарубежных участников медиа-рынка.

2. Законопроект скопирован с Федерального закона от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», без учета того факта, что средства массовой информации, в отличие от некоммерческих организаций, не являются субъектами права и не могут в силу этого совершать какие-либо юридические действия, в том числе «получать денежные средства и иное имущество», а также «участвовать в освещении политической деятельности». В силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации», средства массовой информации – не более чем «форма периодического распространения массовой информации». На это специально обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 г. «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»», где указано, что «само по себе средство массовой информации не может иметь каких-либо прав и обязанностей и, соответственно, не является лицом, участвующим в деле (статья 34 ГПК РФ)».

Что же касается уровня открытости в деятельности организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ, то он зависит от их организационно-правовой формы, которая, в свою очередь, может учитывать или не учитывать юридический факт получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников. Так, если организация, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации, существует в организационно-правовой форме некоммерческой организации и выполняет функции иностранного агента, то ее продукция подлежит соответствующей маркировке.

3. Будучи скопирован с указанного выше Федерального закона от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», анализируемый законопроект не только повторяет, но и усиливает недостатки оригинала.

3.1. Так, связывая статус «средства массовой информации – иностранного агента» с юридическим фактом получения денежных средств или иного имущества от иностранного источника, инициаторы законопроекта весьма широко определяют понятие этого «источника», в результате чего оно становится поистине всеохватывающим, концептуально расходясь с налоговым и гражданским законодательством.

3.2. Не дифференцируя правовые основания передачи денежных средств или иного имущества, инициаторы законопроекта добиваются того, что его действие распространяется на любые гражданско-правовые сделки: пожертвование, купля-продажа, оказание услуг, заем, аренда, коммерческая концессия и т.д. В результате в категории «СМИ – иностранными агентами» окажутся российские издательские дома, телерадиокомпании и другие организации, осуществляющие производство и выпуск СМИ, которые:

А) распространяют свою продукцию за рубежом, получая денежные средства от иностранных источников в качестве дохода от ее реализации (например, российские телеканалы, ретранслируемые кабельными сетями и операторами спутникового телевидения других стран, газеты и журналы, часть тиража которых реализуется за рубежом – «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Коммерсантъ» и т.д.);

[1]

Б) распространяют свою продукцию на территории РФ, получая денежные средства от иностранных рекламодателей. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2012 г., основными рекламодателями в сфере печатных СМИ являются иностранные компании: Procter & Gamble, L’Oreal, Mercury, Louis Vuitton Moet Hennessy SA, Volkswagen, Nissan, Chanel и т.д.;

Читайте так же:  Торговым центрам придется контролировать законопослушность арендаторов

В) принадлежат иностранным компаниям. По данным упомянутого выше Федерального агентства, крупнейшими издательскими домами России в настоящее время являются Burda, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Bauer Media, Axel Springer Russia и т.д.

Необходимость отнесения продукции указанных выше компаний к категории «СМИ – иностранные агенты» представляется крайне сомнительной, поскольку, например, получение доходов от рекламы средств личной гигиены никак не может влиять на характер освещения политической деятельности в изданиях – рекламоносителях.

3.3. Дополнительные проблемы возникают в связи с использованием в законопроекте количественного показателя – для отнесения к категории «СМИ — иностранного агента» имущество, полученное от иностранного источника, должно составлять «более 50 процентов от собственных доходов». При этом нет ясности в вопросе о том, как и по каким правилам должны определяться эти «50 процентов от собственных доходов». Применяется ли при этом порядок определения (признания) доходов, порядок определения цены сделки и стоимости имущества, порядок отнесения доходов к доходам от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а равно правила определения взаимозависимости лиц, предусмотренные гражданским законодательством и законодательством о налогах и сборах? Причем, в части регулирования указанных вопросов положения гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах существенно различаются.

Кроме того, нет ясности в вопросе о том, относятся ли к собственным доходам заемные средства, полученные от иностранных источников, в том числе в случаях, когда возврат указанных заемных средств соглашением сторон не предусмотрен.

Фактически инициаторы законопроекта ставят перед российскими участниками рынка СМИ неразрешимую задачу постоянно отслеживать происхождение активов, поступающих от всех контрагентов: рекламодателей, подписчиков и потребителей платных услуг, арендаторов имущества и т.д.

4. Можно предположить, что инициаторы законопроекта имели цель выявить СМИ, производство и выпуск которых финансируется из-за рубежа. Однако данная задача уже решена в ст. 54 Закона РФ «О средствах массовой информации», в части третьей которой говорится: «Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть не зарегистрированного в Российской Федерации и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией».

Что же касается порядка легализации лиц, представляющих средства массовой информации, финансируемые из-за рубежа, то он определен ст. 55 указанного закона и постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 № 1055 (в ред. от 07.06.2002 № 392) «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации».

5. Устанавливая дополнительную обязанность публичной отчетности для организаций, отнесенных к категории «СМИ – иностранные агенты», инициаторы законопроекта фактически нарушают принцип равенства средств массовой информации, вытекающий из статьи 1 Закона РФ «О средствах массовой информации», дающей определение понятия «свобода массовой информации».

6. В законопроекте отсутствует определение понятия «освещение политической деятельности», что порождает правовую неопределенность и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой «правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом» (постановление № 1-П от 21.01.2010 г.). Не отвечает критерию формальной определенности и норма законопроекта об обязательном указании принадлежности к иностранным агентам на всей продукции СМИ. Данная норма не содержит разъяснений, каким должен быть объем данного указания применительно к различным видам продукции СМИ, перечисленным в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации».

7. Положения законопроекта никак не соотносятся с положениями Гражданского кодекса РФ, устанавливающими общие правила представительства и агентирования (главы 10 и 52). В этой связи представляется ошибочным само использование формулировки «иностранный агент» в тексте законопроекта.

8. Законопроект содержит очевидные противоречия и другие изъяны, касающиеся законодательной техники.

Выводы:

С учетом изложенного выше, предлагаемый законопроект представляется избыточным, концептуально ошибочным и противоречащим Конституции Российской Федерации. Его цель не оправдана реальными потребностями российского общества, а использованные для ее достижения правовые средства способны лишь затруднить функционирование российского рынка СМИ, подорвать основы публичного правопорядка в сфере свободы массовой информации. Положения законопроекта лишены необходимой правовой определенности, что, с одной стороны, может привести в случае его принятия к их произвольному применению, а с другой – не сможет обеспечить необходимое эффективное регулирующие воздействие на советующие правоотношения.

Поскольку предлагаемый законопроект является клоном упомянутого выше Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», постольку все замечания, сформулированные Советом по отношению к последнему, полностью могут быть отнесены и к этому законопроекту.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»» (в части повышения открытости деятельности средств массовой информации, получающих финансовую и иную поддержку из иностранных источников) и полагает целесообразным снять его с рассмотрения.

Заключение Совета принято консенсусом в результате заочного обсуждения 25 – 26 февраля 2013 года.

Комментарий к Федеральному закону от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (Дирков И.И.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Масштабные изменения Гражданского кодекса РФ

С 1 июня 2015 г. вступают в силу многочисленные поправки в общую часть обязательственного права (разд. III ГК РФ).
Реформа гражданского законодательства продолжается — Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ содержит еще один, весьма масштабный блок новаций в части первой Гражданского кодекса РФ. Некоторые статьи скорректированы, другие полностью переписаны, введены статьи за новыми номерами.
В итоге, применяя привычные нормы, удостоверьтесь, что их содержание не изменилось. Впрочем, большинство новелл является отражением сложившейся судебной практики.
Быть в курсе изменений гражданского законодательства обязывает Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н). Но актуальность юридических знаний определяется, конечно же, не официальными предписаниями, а практической потребностью. Ведь многие бухгалтеры принимают активное участие в разрешении хозяйственных споров.
Закон N 42-ФЗ вступает в силу 1 июня 2015 г. Причем новые нормы будут применяться и к правоотношениям, возникшим ранее этой даты.

Переходим к обзору нововведений. Но предупреждаем — документ очень обширный и емкий, поэтому наш комментарий не носит исчерпывающего характера. Основой для принятия решений может служить исключительно первоисточник норм, то есть закон. Нижеприведенные ссылки на статьи Гражданского кодекса РФ подразумевают их в редакции Закона N 42-ФЗ.
Изменился порядок регулирования отношений должника и кредитора. Исчислять проценты за пользование чужими денежными средствами надо будет по-новому.

Читайте так же:  Переименование должности в трудовой книжке - образец

Критерии добросовестности

Добросовестность неоднократно упоминается в части первой Гражданского кодекса РФ, однако до настоящего времени это понятие на нормативном уровне не раскрыто. Теперь данный пробел устранен. Добросовестные действия подразумевают, что стороны учитывают права и законные интересы друг друга, взаимно оказывают необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляют друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Будучи установленными в гражданском законодательстве, критерии добросовестности подлежат применению в налоговых правоотношениях (п. 1 ст. 11 НК РФ). А значит, можно предполагать, что добросовестный налогоплательщик учитывает права и обязанности налоговых органов, оказывает им необходимое содействие для выполнения их функций и представляет им необходимую информацию.
Правда, аналогия не является полной. Ведь гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). А налоговое законодательство регулирует властные отношения (п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 2 НК РФ).

Приоритет специальных правил и аналогия закона

Во всех отраслях права специальные нормы имеют приоритет перед общими (Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Этот принцип реализован в ст. 307.1 Гражданского кодекса РФ. Если в отношении отдельных видов договоров не установлены специальные правила, то следует руководствоваться общими положениями о договоре. Общие положения об обязательствах применяются во всех случаях, если только специальные правила прямо не предусматривают иное.
Отношения сторон по договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, могут регулироваться правилами об отдельных видах договоров исходя из аналогии закона. Это установлено п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Пример — договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства объектов недвижимости (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54).

Особые виды обязательств

Уточнены критерии альтернативных обязательств (предусмотренных в ст. 320 ГК РФ), выделены в самостоятельную категорию факультативные обязательства.
По альтернативному обязательству должник обязан совершить одно из двух или нескольких действий. Выбор варианта может принадлежать кредитору (ст. 308.1 ГК РФ). Пример альтернативного обязательства — в п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». А именно: участнику, выходящему из общества, выплачивается действительная стоимость его доли в уставном капитале или с согласия этого участника ему выдается в натуре имущество такой же стоимости. Если должник не сделает выбор в пределах отведенного срока, право выбора переходит к кредитору (п. 1 ст. 320 ГК РФ).
По факультативному обязательству должнику предоставляется право заменить основное исполнение другим, предусмотренным условиями обязательства. Кредитор обязан принять от должника факультативное исполнение (ст. 308.2 ГК РФ). Так, по кредитному договору основным обязательством является возврат основного долга, а факультативным — уплата процентов (Определение Московского городского суда от 16.11.2010 по делу N 33-35027).

Специальные договоры

Новеллы о процентах

Введен режим законных процентов. Они начисляются по денежным обязательствам между коммерческими организациями. Кредитор имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. Их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России в соответствующие периоды. Эта норма действует «по умолчанию» — если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ). Будьте внимательны — она распространяется на авансы!
Изменился подход к исчислению процентов за «злостное» пользование чужими денежными средствами. Теперь их процент определяется средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц, опубликованными Банком России, по месту жительства или нахождения кредитора. Однако соответствующих публикаций автор не обнаружил. Правда, договором можно установить иной процент (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Если этого заблаговременно не сделать, применить такую форму ответственности не удастся.
Законодатель ограничил возможность начисления процентов на проценты. Применение сложных процентов допускается при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, а также по договору банковского вклада, но лишь в случае, когда в нем это прямо предусмотрено (п. 2 ст. 317.1, п. 5 ст. 395 ГК РФ).

Права кредиторов

Обеспечение исполнения обязательств

Теперь банковскую гарантию может предоставлять только банк либо иная кредитная организация. Все иные коммерческие организации, в том числе страховые организации, в качестве обеспечения выполнения обязательств принципала перед бенефициаром вправе выдавать независимую гарантию (ст. 368 ГК РФ).
В числе способов обеспечения теперь прямо предусмотрен обеспечительный платеж. Он вносится под денежное обязательство, но необязательно в денежной форме. Допустимо внесение ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства. В случае ненаступления таких обстоятельств или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату (ст. ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). Впрочем, обеспечительные платежи давно и широко практикуются (Письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-04-06/53577).

Деловая этика

Аналитика

Публикации

Верховный суд прошелся по госконтрактам

Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Читайте так же:  Зарплату в некоторых случаях можно будет выплачивать в валюте

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:

1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;

2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:

– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и

[3]

– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.

Поставка товаров в отсутствие госконтракта

В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Читайте так же:  Проверка кандидатов при приеме на работу - что можно

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

В Госдуму РФ вынесено предложение о дополнительных требованиях к содержанию госконтрактов по строительству

Администратор

Если законопроект будет принят, то в закон о контрактной системе госзакупок 44-ФЗ будут внесены поправки. В частности, госзаказчиков обяжут выплачивать подрядчикам объектов капитального строительства деньги в течение 20 дней после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Минстрою РФ поручат составить график, по которому будет производиться оплата.

Подрядчика же, в соответствии с новыми нормами законодательства, хотят обязать давать свое согласие на многократное использование третьими лицами разработанной им технической документации.

Поправки к 44-ФЗ также касаются введения окончательных сроков по проектированию и строительству. Окончательными сроками считается момент получения положительного заключения экспертизы по проектной документации и по результатам инженерных изысканий. Авторы законопроекта считают, что это поможет повысить качество технической документации, которую подготавливают подрядчики.

Выполнение работ для государственных нужд без заключения контракта: неосновательное обогащение или обход закона (Сазанова И.В.)

Дата размещения статьи: 27.12.2016

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) государственные органы, казенные учреждения и иные получатели средств бюджета могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного контракта, размещаемого на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Ограничительное толкование нормы поддерживается и в доктрине . Действительно, буквальное толкование нормы п. 4 ст. 1109 ГК РФ имело бы смысл в случае, если бы ошибка кондикционного кредитора служила необходимым условием возврата неосновательного обогащения. Однако в современном праве значение ошибки как условия удовлетворения кондикционного иска ослаблено. Такое положение вещей является неизбежным следствием придания кондикционным обязательствам универсального характера.
———————————
См.: Новак Д.В., Гербутов В.С. Ключевые проблемы обязательств из неосновательного обогащения // Вестник ВАС РФ. 2014. N 1. С. 95.

Литература

1. Кархалев Д.Н. Кондикция в гражданском праве // Гражданское право. 2015. N 6. С. 33 — 36 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Новак Д.В., Гербутов В.С. Ключевые проблемы обязательств из неосновательного обогащения / Вестник ВАС РФ. 2014. N 1. С. 58 — 95.
3. Сазанова И.В. Об условиях применения запрета злоупотребления гражданским правом // Гражданское право. 2013. N 2. С. 15 — 17.
4. Соболев Д.А. Субъективная оценка как возражение против кондикционного иска // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М., 2008. Вып. 12. С. 258 — 285.

[2]

Обязательные условия и процесс заключения контракта

    On 29.03.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион, ЭТП

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Читайте так же:  Претензия на возврат средств за телефон

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Источники


  1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  4. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here