Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

И вновь о соотношении выездной и камеральной налоговых проверках. Где граница? (Анализ судебного акта)

В свое время положительно на этот вопрос отвечали и Конституционный Суд РФ (Определение от 08.04.2010 № 441-О-О ) и Президиум ВАС РФ (Постановление от 31.01.2012 № 12207/11).

Позиция высших судебных инстанций здесь сводится к тому, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, по которые ранее налоговым органом проводилась камеральная проверка.
Тем интереснее представляется совсем недавно рассмотренный спор, в котором решение налогового органа по итогам выездной проверки было признано недействительным, поскольку ранее правильность исчисления налога за соответствующий период была проверена в рамках камеральной проверки. При этом налоговому органу не помогла и ссылка на вышеупомянутое Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О.

Дело обстояло следующим образом:

Налогоплательщик представил в инспекцию уточненную «нулевую» налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год. Ее подача была обусловлена тем, что суд признал недостоверными сведения Роснедвижимости о кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику земельного участка.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение, которым налогоплательщику начислено 221 154 рубля земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной нормативным актом, принятым в 2003 году.

Суд признал неправомерным доначисление налога на основании нормативного акта 2003 года, поскольку земельный налог должен был быть исчислен на основании нормативного акта 2007 года. Однако в удовлетворении заявления налогоплательщика о признании решения налогового органа недействительным было отказано, поскольку в случае применения акта 2007 года сумма земельного налога была бы выше.

Налоговый орган, понимая свою ошибку и осознавая, что если бы он применил акт 2007 года, то сумма доначисленного земельного налога была бы значительно больше, назначил выездную проверку по земельному налогу за тот же период, применил нормативный акт 2007 года и доначислил налогоплательщику уже 1 078 137 рублей плюс пени.

Это решение налогового органа по итогам выездной проверки было обжаловано налогоплательщиком в суд. А суд установил следующее:

  1. В рамках выездной налоговой проверки не были установлены какие-либо новые сведения, ранее неизвестные инспекции, или обстоятельства относительно площади, расположения земельного участка, являющегося предметом налогообложения;
  2. Решения налогового органа по камеральной и выездной проверкам различаются лишь нормативным актом, на основании которого доначислен земельный налог.

Кроме того, оспариваемое решение вынесено инспекцией до получения истребованных ею документов от Роснедвижимости.

Суд отметил, что в рассматриваемом случае глубина камеральной и выездной налоговых проверок является одинаковой.

Выездная налоговая проверка, хотя и оформлена инспекцией в порядке, установленном ст. 89 НК РФ, фактически таковой не являлась, поскольку была осуществлена с целью устранения допущенной инспекцией ошибки (применение акта 2003 года вместо 2007 года) и доначисления земельного налога за 2008 год по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате камеральной налоговой проверки.

И принимая окончательное решение в пользу налогоплательщика, суд особо подчеркнул, чтонедопустимо создание налоговым органом таких условий, при которых избранный им вид налоговой проверки (камеральная или выездная), без каких-либо фактических отличий в них по существу мог позволить налоговому органу по собственному и формально неограниченному усмотрению производить пересмотр ранее принятого им по камеральной налоговой проверке решения, изменяя лишь применяемые нормы права, на основании которых дополнительно начисляется не только налог, но и пени за весь период действия недоимки.

Для тех, кого заинтересует указанный спор, сообщаю реквизиты итогового судебного акта – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012 .

Сравнительная характеристики выездных и камеральных налоговых проверок

Налоговый контроль организаций, применяющих специальные налоговые режимы, проявляется в форме:

Каждая из них имеет свои особенности в отношении порядка и правил проведения.

Камеральная проверка представляет собой форму налоговой проверки представленных в налоговые органы организациями — налогоплательщиками деклараций, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога , и документов , имеющихся у налоговых органов.

Для проведения камеральной проверки уполномоченными должностными лицами налогового органа не требуется распоряжения руководства. Проверка такого рода регулируется статьей 88 Налогового Кодекса Российской Федерации.

После того, как организация сдала декларацию, уполномоченные должностные лица налогового органа проводят камеральную проверку в течение трех месяцев. Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Проверка проводится за тот период, за который подана декларация. Периоды, за которые подаются декларации организаций, применяющих специальные налоговые режимы, отличаются. Например, при подаче декларации организацией, применяющей Единый налог на вмененный доход, налоговые органы проверяют правильность исчисления налога за квартал, так как налоговым периодом является квартал. Если же организация подала декларацию по Упрощенной системе налогообложения или Единому сельскохозяйственному налогу, налоговые органы проверяют правильность исчисления налога за год, так как налоговым периодом для этих налогов является календарный год.

В соответствии с пунктом 7 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы при проведении камеральной проверки не имеют права потребовать у организации -налогоплательщика другие дополнительные документы и сведения. Однако, в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 88 НК РФ налоговые органы вправе потребовать:

— у организаций, пользующихся налоговыми льготами, документы, которые подтверждают право на использование данных льгот;

— у организаций, пользующимися природными ресурсами , документы на право их использовании;

— у организаций, применяющих налоговые вычеты , документы , подтверждающие право на применение данных вычетов.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, не предоставляют в налоговый орган первичную документацию, которая служит основанием для определения размера налога. В этом заключается возможно не главное, но немаловажное отличие камеральной проверки от выездной.

Читайте так же:  Можно ли зарегистрировать ип по временной регистрации

Если по окончании камеральной проверки не обнаружено ошибок, это означает, что камеральная проверка окончена и акт проверки не составляется. Если же при проведении камеральной проверки обнаружены несоответствия или противоречия имеющихся в налоговых органах документов и документов, представленных организацией, она об этом оповещается и обязана в пятидневный срок внести исправления и предоставить пояснения.

Налоговый орган проверяет исправления и рассматривает пояснения и в том случае, когда в результате проверки устанавливается факт совершения нарушения налогового законодательства, должностное лицо составляет акт проверки, который подписывается лицами, проводившими её.

Проведение выездной проверки организаций, применяющих специальные налоговые режимы, в отличие от камеральной проверки, осуществляется на основании решения (распоряжения) руководства налогового органа и проводится в самой организации.

Некоторые организации могут столкнуться с проблемой предоставления места для проведения проверки. В этом случае после письменного оповещения, содержащего причины о невозможности проведения проверки в пределах организации, налоговый орган проводит её на своей территории.

Распоряжение о проведение выездной проверки содержит разностороннюю информацию о том:

— что подлежит проверке: подразделение, филиал, организация или же все вместе;

— кем она будет проводиться. Эта информация достаточно значимая, так как только те лица, инициалы которых указаны в решении о проведении проверки, могут попасть и находиться в пределах проверяемой организации, требовать и изучать документацию, подписывать акт. В случае проведения проверки и составления акта не указанными в решении лицами он признается недействительным.

— в отношении каких налогов. Проверка данного вида проводится в организации в отношении одних и тех же налогов за какой-то определенный период только один раз.

[2]

Повторной проверки не допускается. Но в каждом правиле есть исключение. В данном случае ими является:

1. ликвидация или реорганизация организации;

2. предоставление уточненной декларации, в которой отражена уменьшенная сумма налога. Проверка производится в части только этого налога.

— какой период охватывает проверка. В основном проверка проводится за три последних года перед годом, в которым принято решение на её проведение.

Правила проведения выездной проверки регулируются статьей 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Цель проведения выездной проверки совпадает с целью проведения камеральной проверки, то есть установление правильности исчисления и уплаты налогов.

Срок проведения ограничивается двумя месяцами, но в некоторых случаях она может длиться до полугода.

Процесс выездной проверки начинается с уточнения того, выполняет ли организация условия, предусмотренные для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Первым условием, определяющим возможность применения одного из специальных налоговых режимов, является численность персонала. При применении Единого налога на вмененный доход и Упрощенной системы налогообложения организации не имеют права иметь более 100 человек. Однако, данное условие в отношении разных видов режимов имеет свои особенности, так как понятия « численность » и « расчет » не равнозначны. Для организаций, применяющих Упрощенную систему налогообложения, — средняя численность, для организаций, применяющих Единый налог на вмененный доход, — среднесписочная численность работников. Средняя численность персонала является понятием более обширным по сравнению со среднесписочной численностью. Для установления соблюдения данного условия должностные лица налогового органа проверяют имеющиеся заключенные с работниками трудовые договоры и иные документы, связанные с учетом рабочего времени и начислением и выдачей заработной платы.

Второе условие, определяющее возможность применения один из специальных налоговых режимов, — доля участия сторонних организаций в уставном капитале организации — налогоплательщика. Этот показатель при применении Единого налога на вмененный доход и Упрощенной системы налогообложения должен быть не более 25 процентов. Исключение составляют организации, складочный капитал которых образован из вкладов общественных организаций инвалидов. При чем их среднесписочная численность должна составлять 50 или более процентов от общего числа работников, а процент фонда оплаты труда — 25 или более процентов. Для организаций, применяющих Упрощенную систему налогообложения, имеется ряд отдельных требований, выполнение которых проверяется выездной проверкой.

1) Лимит дохода, который за налоговый период не должен превышать суммы в 60 млн. руб. В этом случае книга учета доходов и расходов и кассовые документы служат подтверждением выполнения или невыполнения данного требования.

2) Отсутствие представительств и филиалов, что проверяется на основании изучения трудовых договоров с работниками, зарегистрированными не по месту нахождения организации, открытых в других городах расчетных счетов. Если организация имеет подразделение или филиал, но предпринимательская деятельность на нем не осуществляется, это также признается как нарушение.

3) Остаточная стоимость внеоборотных активов, а именно нематериальных активов и основных средств, не превышающая 100 млн. руб. Главной задачей должностных лиц налоговых органов после проверки выполнения условий и требований, установленных для организаций, применяющих Единый налог на вмененный доход и Упрощенную систему налогообложения, является проверка правильности исчисления налоговой базы.

В соответствии со статьей 346.24 Налогового Кодекса Российской Федерации организации, применяющие Упрощенную систему налогообложения, должны для определения налоговой базы по налогу отражать полученные доходы и произведенные затраты в книге учета доходов и расходов. Организации — налогоплательщики, заверенные в налоговом органе книги учета доходов и расходов, вправе вести как в электронном, так и в бумажном виде.

Для установления правильности и соответствия сумм, указанных в декларации, должностные лица налогового органа сопоставляют отраженные в книге учета доходов и расходов суммы полученных доходов и произведенных расходов с суммами, указанными в первичной документации.

В последний день выездной проверки составляется справка о её проведении, на которой проставляется дата этого дня. Справка должна быть вручена руководству проверенной организации. Затем составляется акт, отражающий результат проверки.

Результатом может быть нарушение или соблюдение законодательства в области налогов и сборов. Акт составляется в двух случаях в обязательном порядке. Если результатом проверки является нарушение налогового законодательства, руководство налогового органа решает привлекать или не привлекать налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки не выявлено никаких нарушений, составленный акт указывает на их отсутствие.

Читайте так же:  Ходатайство о переносе судебного заседания - образец

Камеральные и выездные проверки объединяют правила истребования документации. Для этого оформляется требование в письменном виде, которое содержит информацию о необходимой документации. Организация должна исполнить требование в срок, ограниченный десятью днями. Представленные ранее документы не могут требоваться дважды. Это может произойти лишь в том случае, если они были потеряны. Но в реальности такие случаи почти невозможны, так как потеря документов влечет за собой уголовную ответственность.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 737 | Нарушение авторских прав

Понятие налоговой проверки. Особенности проведения выездной и камеральной налоговых проверок

Налоговая проверка — основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.Налоговые органы вправе проверять любые организации, независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок:1) камеральные проверки (ст. 88 НК РФ);2) выездные проверки (ст. 89 НК РФ).

Все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных — это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, и частично ведомственными нормативными актами.

Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.Срок проведения камеральной налоговой проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае — при выявлении нарушений. В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. В соответствии со ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки лишь по истечении 10 дней с момента истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик мог подать свои возражения на акт. В исключительных случаях указанный 10-дневный срок может быть продлен на один месяц.

Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, для чего руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает его о времени и месте рассмотрения материалов проверки.По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 642 | Нарушение авторских прав

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Читайте так же:  Приказ об увольнении по соглашению сторон - образец

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
Читайте так же:  Составляем ходатайство о замене стороны правопреемником

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки

Чем отличается камеральная проверка от выездной?

Выездные и камеральные налоговые проверки отличаются разными сроками этих мероприятий, периодами, основаниями для их проведения и последствиями. При этом они имеют общие черты, например, и камеральная, и выездная проверка проводятся на основе отчетной документации предприятия о выплатах, отчислениях, расчетах, других данных.

[3]

В связи с большим количеством существенных различий между ними сравнительная характеристика видов контроля лучше всего отображается в виде таблицы.

Таблица камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Отличия Камеральная Выездная
Срок 3 месяца 2 месяца с правом продления до полугода
Период Текущий отчетный период Три года (включая текущий при изучении НДФЛ)
Основания Периодические плановые мероприятия Наличие организации в плане индивидуального контроля или подозрений со стороны органов исполнительной власти в уклонении от уплаты налогов
Периодичность По мере предоставления деклараций Не больше двух раз в год
Проверяет ИФНС(в отдельных случаях совместно с органами исполнительной власти) ИФНС
Объект Декларация о доходах Весь объем документации по доходам, расходам, данных организации
Последствия Предъявление требований об уточнении информации в случае обнаружения ошибок, доплата налогов, а также выплата пени и штрафов Доплата налогов, выплата пени и штрафов, возбуждение уголовного дела и привлечение руководства организации к ответственности
Средняя сумма доначислений Около 18 тысяч рублей Свыше 20 млн. рублей

Кроме ФНС также существуют аналогичные виды контроля ФСС и ПФР. Их проводят соответствующие органы на предмет изучения отчетности по взносам.

Также существуют камеральные проверки на выезде. То есть инспектор фискальной службы имеет право посетить складские помещения для проведения инвентаризации. Порядок проведения всех описанных процедур описывается в НК РФ.

Таким образом сходства и различия между описанными видами мероприятий, проводимых различными государственными службами и фондами, очевидны. Они затрагивают правильность оформления отчетности, своевременность ее подачи, достоверность указанной информации. Сравнительный анализ показывает, что выездной контроль проходит индивидуально. Это значит, что он затрагивает далеко не каждую организацию.

Камеральная и выездная налоговые проверки.

Контроль за правильностью начислений и уплаты налоговых платежей

Такой контроль осуществляют налоговые органы путем проведения налоговых проверок. При этом различают камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговой проверкой могут быть обхвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, предоставленных налогоплательщиком. Проверку ведут должностные лица налогового органа в соответствии с их служебным положением без специального разрешения в течение трех месяцев со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов. На выявленные недостающие доплаты по результатам проверки налоговый орган направляет требования об уплате суммы налога и пени (штраф за день, месяц и т.д.).

Читайте так же:  Выписка из банка по расчетному счету - образец

Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа, причем в отношении одного налогоплательщика она может проводиться по одному или нескольким налогам.

Выездная проверка проводится в отношении одного налогоплательщика не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

В процессе проведения выездной налоговой проверки возможна процедура выемки документов. Это делается если есть веские основания полагать, что документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Представители налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, имеют право доступа и осмотра производственных, складских, торговых и других помещений территорий имеющих отношения к объектам налогообложения.

Каждый налогоплательщик организация или ИП имеют право обжаловать акты ненормативного характера и действия налоговых органов в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде.

Физические лица не являющиеся предпринимателями могут обжаловать действия налоговых органов в суде общей юрисдикции по месту жительства.

Дата добавления: 2015-02-03 ; просмотров: 338 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected], установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

[1]

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Источники


  1. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.

  2. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  3. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  4. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
  5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here