Каковы сроки проведения налоговой проверки

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Каковы сроки проведения налоговой проверки" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки организации?
Каковы последствия того, что выездная налоговая проверка завершена за пределами сроков, установленных для ее проведения?

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сколько длится камеральная проверка налоговой декларации по налоговому вычету

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Каков момент начала срока проведения камеральной проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

[3]

Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).
Читайте так же:  В чем заключается право граждан на труд

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сколько составляет продолжительность камеральной налоговой проверки

По общему правилу, каков срок проведения камеральной налоговой проверки, определяется наступлением наиболее раннего из следующих обстоятельств:

  • истечением 3-месячного срока с поступления первоначальной или уточненной декларации;
  • фактическим завершением в соответствии с датой, проставленной в акте налоговой проверки.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10 указано, что проверка должна быть завершена в пределах установленного 3-месячного срока.

Важно! С 03.09.2018 при проверке деклараций по НДС срок проверки составляет 2 месяца, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

При отсутствии нарушений она завершается без составления итогового документа, о ее результате проверяемому лицу не сообщается. Акт подлежит составлению только при обнаружении факта налогового нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). На это отводится 10 дней после окончания проверки.

В целях изыскания дополнительных доказательств обнаруженного налогового нарушения руководитель налогового органа или его заместитель может назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ). Принятие подобных решений не означает продления срока проверки (постановление 15-го ААС от 02.02.2015 № 15АП-23495/14). Однако на этот срок откладывается принятие решения по ее результатам, которое выносится после выполнения дополнительных мероприятий и таких действий, как направление акта налогоплательщику, представление им возражений.

Есть ли последствия нарушения срока проведения проверки

Вопрос о том, возможна ли отмена решения на основании превышения установленной продолжительности проверочных мероприятий, был разрешен так: 3-месячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и его окончание не может воспрепятствовать выявлению налогового нарушения (п. 9 Обзора практики разрешения…, утв. инф. письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Завершение проверки не фиксируется определенным образом, справка по итогам проверки не составляется. Даты ее начала и окончания указываются в акте. Таким образом, в случае обнаружения нарушений к 3 месяцам прибавляется 10 дней для составления акта и 5 дней для его вручения.

Нарушение этих сроков не влечет отмену решения, принятого по итогам проверочных мероприятий, поскольку 3-месячный срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный, последствия его пропуска в НК РФ отсутствуют (постановление АС ПО от 23.06.2016 по делу № А06-9110/2015).

Итак, камеральная проверка должна быть завершена через 3 месяца после поступления декларации в налоговый орган. Этот срок продлению не подлежит. Однако при обнаружении нарушений может быть дан месячный срок на проведение дополнительных контрольных мероприятий. Ко всем этим срокам прибавляется 10-дневный срок для составления акта и 5-дневный для направления документов проверяемому лицу. Для проверки деклараций по НДС данный срок с 03.09.2018 составляет – 2 месяца и может быть продлен до 3-х при выявлении нарушений.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

Срок проведения выездной налоговой проверки отдельной организации согласно общему правилу составляет 2 месяца. Для филиалов и представительств длительность срока проведения выездной налоговой проверки иная — 1 месяц. Однако на практике эти временные промежутки могут продлеваться многократно и на значительные периоды. В статье пойдет речь о том, каковы сроки проведения этого контрольного мероприятия и в каких пределах его разрешено продлевать.

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

  • ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
  • окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Читайте так же:  Образец предварительного договора аренды нежилого помещения

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected] и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

Читайте так же:  Заявление на отпуск - образец

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

[1]

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Максимальный период проверки по закону

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 указал на целесообразность определения сроков осуществления ревизий для установления равенства между интересами участников налоговых отношений.

Существует 2 вида налоговых проверок, для каждого из которых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК) установлены свои периоды реализации:

  1. Камеральная.
    Общее время проведения — 3 месяца. Начинает течь с момент представления декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК).

Важно! С 03.09.2018 при камеральной проверке деклараций по НДС срок сокращается до 2 месяцев, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

  1. Выездная.
    Общее время проведения — 2 месяца. Начинает течь с момента принятия решения о ее назначении и до оформления справки об окончании (п. 6 ст. 89 НК).

Несмотря на четкую регламентацию времени проведения контролирующих мероприятий нормами закона, рассчитать на практике максимальный срок налоговой проверки непросто. У каждой разновидности есть свои нюансы, которые мы подробно разберем далее.

Сколько может длиться ревизия

При расчете, сколько может длиться налоговая проверка, необходимо учитывать следующее:

  1. Камеральная.
    Важно верно определить день ее начала. Причем необязательно, что налоговая фактически приступит к ревизии в день, являющийся официальной датой ее начала (письмо Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52). В любом случае окончание процесса должно быть ровно через 3 месяца с момента подачи отчетности, в том числе при проверке деклараций по НДС с найденными нарушениями.
    Закон не дает возможности приостановления или продления периода проверки при таком виде контроля.
  2. Выездная.
    Процесс выездной ревизии может быть приостановлен (п. 9 ст. 89 НК). Такое возможно неоднократно, за некоторым исключением (подробнее ниже, в разделе «Приостановление выездной проверки»), однако максимальный срок приостановления не должен превышать 6 месяцев.

Допустимо продление контролирующих мероприятий до 4 или в особых случаях до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Увеличение срока проведения налоговой проверки может производиться несколько раз (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Не возбраняется применение процедур приостановления и продления в отношении одной проверки (письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27).

Из обозначенных правил имеются исключения:

  • Период проверки филиала или представительства, составляющий 1 месяц, не может быть продлен или приостановлен (п. 7 ст. 89 НК).
  • Увеличить срок ревизии в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, составляющий не более 2 месяцев (п. 5 ст. 89.1 НК), допустимо на количество месяцев, равное числу участников группы. Однако общий период не должен превышать 1 год.

Начало и окончание камеральной проверки налоговой инспекции

Самым главным при расчете сроков проведения налоговой проверки является определение даты начала ее периода. Согласно п. 4 ст. 80 НК день подачи отчетности зависит от способа подачи:

  • почтой — день направления документов;
  • нарочно непосредственно в налоговую инспекцию — день фактической передачи;
  • через телекоммуникационные каналы связи — день отправки декларации или расчета.
Читайте так же:  Договор безвозмездной аренды жилого помещения - образец

И если в последних 2 случаях день представления совпадает с днем начала ревизии, то в первом согласно письму Минфина России от 24.12.2012 № 03-02-08/111 определяющим моментом будет дата получения отчетности налоговым органом. В случае представления уточненной отчетности все действия в отношении первоначальной отчетности налоговым органом прекращаются, проверка проводится только по уточненной согласно дню ее подачи.

Сколько может длиться налоговая проверка, определяется так: если отчетность подана 15 марта, последним днем будет 15 июня. При этом нужно учитывать следующие правила:

  • когда в последнем месяце соответствующее число отсутствует, днем окончания будет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК);
  • когда последний день приходится на выходной, датой окончания считается первый ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).

Следует принимать во внимание, что оформление акта и решения налоговым органом, если выявлены нарушения, производится после окончания срока проверки налоговой инспекцией.

[2]

Подробно вопросу продолжительности камеральной проверки посвящена статья Срок проведения камеральной налоговой проверки.

Приостановление выездной проверки

Объявление временного перерыва в процессе выездной ревизии возможно в случаях:

  1. Запроса документации, имеющей отношение к контролируемому налогоплательщику, у его контрагентов или третьих лиц.
    Перерыв может быть объявлен не более 1 раза в отношении каждого адресата, у которого запрашиваются сведения.
  2. Ожидания получения данных от зарубежных госорганов.
    Если по истечении 6 месяцев с даты постановления информация не получена, перерыв может быть продлен на 3 месяца. Итого максимальный срок проверки может составить 12 месяцев.
  3. Осуществления экспертизы.
  4. Необходимости перевода документации на русский язык.

Приостановление и возобновление ревизии оформляется соответствующим актом уполномоченного лица налогового органа, проводящего проверку.

Последствиями объявления перерыва являются:

  • прекращение действий инспекции по запросу документации у налогоплательщика;
  • возвращение владельцу всех оригиналов переданной ранее документации (за исключением добытых путем выемки);
  • прекращение действий инспекторов в помещениях налогоплательщика.

Продление выездной проверки

Перечень причин, позволяющих увеличить период проведения ревизии, является открытым (п. 2 приложения 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Они, в частности, таковы:

  • объект контроля подпадает под категорию крупнейших;
  • в процессе проведения ревизии поступают требующие дополнительного изучения сведения о несоблюдении объектом контроля требований налогового законодательства;
  • в месте проведения ревизии возникают форс-мажорные обстоятельства;
  • объект проверки имеет в своем составе обособленные подразделения;
  • налогоплательщик не соблюдает сроки передачи требуемой документации.

Следует отметить, что максимальное увеличение возможно только в исключительных случаях и происходит это с учетом реальных обстоятельств сложившейся ситуации (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О).

Для пролонгации периода ревизии проверяющий орган должен обратиться в вышестоящую инстанцию с соответствующим запросом, включающим обоснование своей просьбы.

Нарушение сроков

Согласно п. 14 ст. 101 НК основанием для отмены решения, принятого по результатам ревизии, будет нарушение со стороны налоговых органов положений законодательства в процессе рассмотрения материалов дела. В качестве явных нарушений можно назвать непредоставление налогоплательщику права участвовать в рассмотрении таких материалов. Другие обстоятельства могут повлиять на отмену акта, принятого налоговым органом, только в случае, если они привели или могли привести к вынесению незаконного решения.

ВАЖНО! Нарушение периода проведения процедуры само по себе не относится к достаточным основаниям для отмены решения налогового органа, принятого по результатам контролирующих мероприятий.

На это прямо указывают суды (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2012 по делу № А10-4219/2011). Такое нарушение может сыграть роль в аннулировании решения в совокупности с другими обстоятельствами (например, постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Однако следует отметить, что существуют судебные акты, где основанием для отмены решения налоговой служит только факт значительного превышения срока ревизии (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу № А05-2601/2010).

На нарушение периода проведения проверки можно пожаловаться в прокуратуру. Прокурор вправе потребовать от налоговой завершения контролирующих мероприятий (ст. 6, 21, 22, 24 закона № 2202-I).

Сроки проверки налоговой инспекции регламентированы нормами законодательства: камеральная — 3 месяца, выездная — 2 месяца. Сроки камеральной проверки деклараций по НДС с 03.09.2018 сокращены до 2 месяцев, однако могут быть продлены до 3 в случае выявление признаков нарушений. При камеральной проверке необходимо верно определить дату ее отсчета. Она может отличаться от дня фактического начала мероприятий, а также зависит от способа подачи отчетности. При выездной следует иметь в виду возможность ее приостановления и продления. При этом в любом случае предельный срок не может составить более 1 года. Исключением из общих правил являются филиалы (представительства) и консолидированные группы налогоплательщиков — для них законом предусмотрены индивидуальные правила. Факт окончания ревизии за пределами определенных законом сроков не является безапелляционным основанием для аннулирования акта, принятого по результатам контролирующих мероприятий, но может стать одним из аргументов в соответствующем судебном споре.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Интервью с чиновником: выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки являются значимой формой налогового контроля. Знать правила проверок — чрезвычайно важно для всех, поскольку контролеры могут нагрянуть в любую организацию. Редакция «Время Бухгалтера» задала наиболее злободневные вопросы по проверкам, советнику государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селяниной Жанне Сергеевне.

Вопрос: Что может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки?

Ответ: Поводом для назначения выездной налоговой проверки, могут послужить: нарушения допущенные в ходе деятельности предприятия, использование схем ухода от налогообложения, использование для вывода денежных средств сомнительных контрагентов, жалобы от работников или клиентов предприятия и другие.

Вопрос: Как происходит отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки?

Ответ: Отбор налогоплательщиков, для выездной налоговой проверки происходит путем проведения предпроверочного анализа. Анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.

Читайте так же:  Образец иска о признании наследника недостоиным

Вопрос: Правда ли, что при включении налогоплательщика в план выездной налоговой проверки, у инспектора уже есть конкретная сумма, которую он должен доначислить?

Ответ: Как я говорила ранее, перед началом выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ налогоплательщика. В данном анализе собираются все нарушения допущенные предприятием. Естественно из допущенных нарушений рассчитывается сумма налогов, которую предприятие недоплатило в бюджет. Но в рамках данного анализа, невозможно увидеть всей картины нарушений предприятия, поэтому и назначается проверка. В ходе проверки все данные, указанные в анализе, проверяются, выявляются новые нарушения и тогда уже рассчитывается сумма, неуплаченных налогов. Она может быть и больше суммы указанной в анализе, может быть и меньше.

Вопрос: Всегда ли выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика?

Ответ: Нет не всегда. Есть ряд причин, по которым проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Но это не прихоть проверяющего, а необходимость, которую испытывает предприятие. Причины у предприятия могут быть разными, это и ремонт офиса, и отсутствие помещений и условий для размещения проверяющих. Если у предприятия возникли причины, из-за которых оно не может предоставить помещения для проведения выездной налоговой проверки, то ему следует направить заявление в письменной произвольной форме в адрес налоговой инспекции с указанием данных причин. ИФНС рассматривает данное заявление и вручает предприятию уведомление о проведении проверки в помещении налоговой инспекции.

Вопрос: Каковы сроки предоставления документов запрашиваемых при выездной налоговой проверки? Что делать если количество запрашиваемых документов очень большое?

Ответ: Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При этом проверяемое лицо может не иметь возможности представить документы в течение 10 дней. Такая ситуация возникает если истребован большой объем документов либо место нахождение документов слишком далеко. В этом случае налогоплательщик должен в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих должностных лиц инспекции о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием соответствующих причин, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Вопрос: Сколько может длиться выездная налоговая проверка?

Ответ: Выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Вопрос: Что делать, если организация не согласна с результатами выездной налоговой проверки?

Ответ: В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в месячный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту выездной налоговой проверки. Возражения будут рассмотрены в присутствии проверяемого лица или его законного представителя и принято соответствующее решение. Если налогоплательщик не согласится с выводами и нарушениями, указанными в данном решении, он вправе обратиться в УФНС по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Если у налогоплательщика возникнут разногласия и на решение принятое УФНС по субъекту РФ, то тогда он вправе обратиться в суд.

Вопрос: Если организация согласна с результатами выездной налоговой проверки, вправе ли она рассчитывать на смягчение штрафных санкций?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Руководство налоговой инспекции всегда идет на встречу, добросовестным налогоплательщикам. Для смягчения штрафных санкций предприятию необходимо, до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, предоставить ходатайство. Очень прошу, не путайте с разногласиями. В данном документе, налогоплательщик указывает все свои благоприятные и неблагоприятные факторы, а именно: наличие кредитов, лизинга, высокой кредиторской задолженности, признание вины по акту проверки и другие. Чем больше обстоятельств, для смягчения вы укажите, тем на большую сумму будут уменьшены штрафные санкции. При правильном составлении данного ходатайства, штрафные санкции снижаются до нуля.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  3. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  5. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
Каковы сроки проведения налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here