Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в нк рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в нк рф" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Актуальные изменения НК РФ. Правила проведения налоговых проверок и способы защиты

24 мая 2018 онлайн-семинар

Лекторы:

Бондаренко Ольга Анатольевна — аудитор, налоговый консультант, кандидат юридических наук, доцент, член Научно-экспертного и Учебно-методического советов Палаты налоговых консультантов, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России, бизнес-тренер по программам МВА.

Шиляева Юлия Геннадьевна — эксперт по налоговому праву, налоговый юрист, советник налоговой службы РФ III ранга, преподаватель налогового права на программах «Подготовка налоговых консультантов», ДипНРФ, повышение квалификации налоговых консультантов, опыт работы в налоговых органах более 10 лет.

ВНИМАНИЕ! Стоимость семинара — 2500 рублей.

Для владельцев Абонемента «Правовая поддержка» стоимость семинара — 2 000 рублей.

Предварительная регистрация и вопросы участников: 8 (342) 281-01-10; 8-800-3000-368 (звонок бесплатный)

План семинара:

1 ЧАСТЬ: Бондаренко Ольга Анатольевна

Налог на прибыль организаций. Практика применения
1. Практика применения новаций-2018 (спорные и сложные вопросы). Перспективы-2019.
2. Спорные вопросы сдачи отчетности. Экспресс-обзор новой декларации. Проблема оформления «первички» вечна.
3. Экономическое обоснование расходов и необоснованная налоговая выгода лидируют в основаниях спора между налогоплательщиком и контролирующими органами.
4. При конфликтах по реальности сделки теряем не только НДС, но и существенно достается прибыли.
5. А ваши доходы и расходы соответствуют уровню рыночных цен? Споры набирают обороты.
6. Особые условия перехода права собственности — старая песня о главном.
7. Доходы и расходы. Общие вопросы классификации и признания. Истины прописные, но маленькие оплошности приводят к серьезным доначислениям.
8. Доходы организации. Все просто только на первый взгляд.
9. Расходы организации. Общие правила признания. Что делать, если одна норма налогового законодательства позволяет принять расходы, а вторая запрещает. Анализируем спорные ситуации. Особенности признания отдельных видов расходов.
10. Анализ нарушений налогового законодательства по налогу на прибыль организаций, на которые обращают внимание налоговики при проведении камеральных и выездных проверок.

Налог на добавленную стоимость. Практика применения
1. Практика применения новаций-2018 (спорные и сложные вопросы). Перспективы-2019.
2. Новые подходы администрирования НДС. Рекомендации по сдаче отчетности в свете новой декларации по НДС.
3. Виды рисков, связанных с НДС: общие риски; спорные вопросы налогообложения отдельных операций; риски, связанные с возможным признанием полученной налоговой выгоды необоснованной и недействительностью сделки; иные риски.
4. Спорные вопросы обложения (освобождения от налогообложения) НДС отдельных операций (в т.ч. в случае, если НДС агентский). Характерные нарушения.

Важные аспекты ведения бухгалтерского учета в 2018 году. Разбираемся в нюансах
1. Какие новые ФСБУ вступят в силу в 2019 году. Что необходимо знать уже сейчас.
2. Практика применения ФСБУ РФ.
3. В каких случаях необходимо исходить из приоритетного применения МСФО (аренда, лизинг, учет НИОКР и т.д.).

2 ЧАСТЬ: Шиляева Юлия Геннадьевна

Налоговые проверки в свете последних изменений

II. Документальное оформление результатов допроса: протокол
1. Изучение протокола свидетелем и его доверенным лицом после завершения допроса: на что обратить внимание.
2. Проверка правильности фиксирования показаний инспектором, правильности оформления протокола, наличия всех необходимых реквизитов и пр. Проверка на соответствие протокола установленной форме.
3. Как «выловить» двусмысленности и противоречия в записях протокола.
4. Почему важно, чтобы с протоколом до проставления подписей свидетеля ознакомился адвокат (доверенное лицо).
5. Запись допроса на диктофон свидетелем или его доверенным лицом как инструмент защиты интересов свидетеля: права свидетеля, доказательственная сила диктофонной записи в суде.
6. Как использовать ошибки, нарушения и упущения инспектора в протоколе допроса для защиты своих интересов и интересов своей организации.
7. Оспаривание протоколов допроса: судебная практика. Какие процедурные нарушения при составлении протокола допроса могут быть признаны судом незначительными.
8. Как реализовать право налогоплательщика требовать исключения показаний свидетеля, продолжительность допроса которого превысила установленные законом ограничения, из числа доказательств, полученных в ходе проверки.

III. Упреждающие организационные меры: что следует делать «на всякий случай»
1. Система мер по приведению организации и ее должностных лиц в «боевую готовность» на случай налоговой проверки: что важно тщательно продумать и предусмотреть заранее.
2. Как заблаговременно информировать персонал о правилах поведения в ходе налоговых проверок и допросов.
3. Какую информацию об организации ее сотрудникам следует знать, а какую – нет (с учетом их должностных позиций).
4. Как вести превентивную работу с уже уволенными (бывшими) сотрудниками, которые могут быть также вызваны на допрос.

IV. Субсидиарная ответственность: новые безграничные возможности контролирующих органов
1. Долги компании могут переложить на любого, кого признают виновным в их возникновении.
2. Ответственность генерального директора (субсидиарная, административная) по долгам компании.
3. Конечные бенефициары и основания привлечения к ответственности.
4. Суд оценит, насколько разумен метод ведения бизнеса в компании.
5. Основания для освобождения от ответственности.
6. Порядок взыскания долгов кредиторов с директора/контролирующих лиц организации должника.
7. Судебная практика по вопросам взыскания долгов компании с генеральных директоров и учредителей.

V. Взыскание недоимки по налогам юридического лица, ущерба с должностных лиц
1. Взаимозависимость организаций: прямая и косвенная.
2. Спасет ли руководителей упрощенная ликвидация, перерегистрации организации.
3. Взыскание ущерба без обвинительного приговора.
4. Позиция Конституционного суда и др. судебных органов.

VI. Ответы на вопросы слушателей

Место проведения: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 41 (ПНИТИ), учебный класс «ТелекомПлюс»

Время проведения семинара: 12:00—19:00

Предварительная регистрация и вопросы участников: 8 (342) 281-01-10; 8-800-3000-368 (звонок бесплатный)

Правила налоговых проверок с 06.09.2018 изменили в пользу налогоплательщиков

С 6 сентября 2018 года административная нагрузка на бизнес станет меньше: соответствующий Федеральный закон № 302-ФЗ Президент Владимир Путин подписал 3 августа. Также он направлен на совершенствование налогового администрирования.

Читайте так же:  Как можно поступить в вуз без егэ

Первую часть Налогового кодекса РФ ждут следующие изменения:

  • сроки камеральной проверки декларации по НДС сокращены с 3-х до 2-х месяцев;
  • предметом повторной выездной проверки на основании уточненной декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность его уменьшения на основании сведений из уточненной декларации;
  • ограничение на повторное истребование налоговиками документов распространено на все документы – независимо от причины их представления, в т. ч. в рамках истребования в порядке ст. 93.1 НК РФ;
  • срок представления документов в рамках встречной проверки увеличен с 5 до 10 рабочих дней;
  • к акту налоговой проверки теперь будут составлять дополнение по итогам доп. мероприятий налогового контроля (в нем проверяющие будут фиксировать суть этих мероприятий, а также сделанные по их итогам выводы; плательщик получает возможность ознакомиться с ним и подготовить возражения – это повышает объективность выносимого решения по проверке).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения в 2019 году

Что меняется с 01.04.2019?

В соответствии с новой редакцией п.20 ст.165 НК РФ, для подтверждения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в налоговый орган могут быть представлены по ТКС транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме при международной железнодорожной перевозке в рамках таможенного экспорта – при оказании услуг перевозчиком, экспедитором.

Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе будет истребовать от налогоплательщиков, представивших документы в электронной форме, какие-либо дополнительные документы (п.7 ст.88 НК РФ).

Срок камеральной проверки по НДС сокращен, но продлевается без уведомления

Срок камеральной налоговой проверки по НДС с 03.09.2018 был сокращен до 2 месяцев и может быть продлен решением, принятым по установленной форме (абз. 4,5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

В связи с этим, письмом от 07.11.2018 №ММВ-20-15/146 ФНС РФ отменила свое письмо от 13.07.2017 №ММВ-20-15/[email protected], в котором сообщалось о возможности сокращения срока проверки при присвоении низкого/среднего уровня риска при применении риск-ориентированного подхода, с помощью программных средств.

Важно! Минфин РФ в письме от 02.10.2018 №03-02-07/1/70615 разъяснил, что обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной проверки НК РФ не предусмотрена.

Перекрестная камеральная налоговая проверка по НДС проводится автоматически

ФНС РФ направила информационное письмо от 03.12.2018 № ЕД[email protected] с разъяснениями об автоматизированной перекрестной камеральной проверке по НДС (см. приказ ФНС РФ «О вводе в промышленную эксплуатацию…» от 10.02.2017 №ММВ-7-15/[email protected]). В этом случае налогоплательщик может получить по ТКС требование о представлении пояснений с перечнем операций, по которым выявлены расхождения, в соответствии с которым он обязан:

  • В 6-дневный срок передать в ФНС квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС;
  • Проверить правильность заполнения налоговой декларации и реквизиты, по которым обнаружены расхождения;
  • В 5-дневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ) представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию либо представить пояснения с указанием уточненных сведений. Если ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем дачи пояснений.

ФНС также напомнила, что в соответствии с подп. 1.1, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае уклонения от отправки квитанции или необеспечения получения сообщений от налогового органа по ТКС расчетные счета будут заблокированы.

Какие новые формы документов по камеральным налоговым проверкам применяются в 2019 году?

ФНС РФ письмом от 07.11.2018 № ЕД-4-15/[email protected] направила налоговым органам рекомендуемые новые формы документов:

  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (приложение № 1) и уведомление о ранее представленных документах (информации) (приложение № 2). В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ, налогоплательщик, ранее направивший документы в налоговый орган, вправе, не представляя их повторно, направить в ответ на запрос уведомление об этом.
  • Дополнение к акту налоговой проверки (приложение №3). В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, после проведения дополнительных мероприятий должен составляться именно такой документ.

Рекомендованные формы действуют до утверждения ФНС форм документов в установленном порядке.

Обратите внимание! Некоторые из форм, используемых как при выездных, так и при камеральных налоговых проверках, утверждены приказом ФНС РФ от 15.01.2019 №ЕД-4-2/[email protected] «О направлении рекомендуемых форм…» (в частности, касающиеся назначения экспертизы).

Какие доказательства могут быть использованы по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля?

ФНС РФ 19.10.2018 разместила на своем официальном сайте информацию о том, что налоговая инспекция при составлении акта по результатам проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля вправе использовать доказательства, полученные после проведения проверки и завершения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, если они были запрошены в течение проверки или срока проведения дополнительных мероприятий.

При этом приводится случай из судебной практики, когда заключение эксперта, полученное уже после завершения дополнительных мероприятий, было использовано инспекцией как одно из доказательств выявленных нарушений. По результатам проверки организация была привлечена к ответственности. Налогоплательщик обжаловал это решение налогового органа со ссылкой на получение доказательства за пределами срока проверки. Однако определением ВС РФ от 23.04.2018 №305-КГ18-3300 была подтверждена законность решения налогового органа.

Что может быть указано в дополнении к акту камеральной налоговой проверки?

Новый п.6 ст. 101 НК РФ предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий.

ФНС РФ в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/[email protected] разъяснила, что в этом документе не могут указываться нарушения, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.

Важно! Вместе с тем ФНС ссылается на то обстоятельство, что имеется судебная практика, не признающая указанием на новое нарушение выявление ранее сокрытых объектов налогообложения (охватываемых перечисленными в акте нарушениями), что влечет увеличение сумм доначисления налогов, штрафов и пеней.

Обратите внимание! Камеральная проверка по транспортному и земельному налогам может уйти в прошлое в случае принятия законопроекта №607168-7, предусматривающего отмену по этим налогам деклараций. 19.02.2019 законопроект был принят Госдумой в 1-м чтении.

Читайте так же:  Образец договора поставки между физлицами

Актуальные изменения НК. Правила проведения налоговых проверок и способы защиты

15 мая 2019 онлайн-семинар

Лекторы:

Бондаренко Ольга Анатольевна – ведущий специалист консультационного центра «Ависта консалтинг», к.ю.н., доцент, аудитор, налоговый консультант, член Научно-экспертного и Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ РФ и ПНК РФ. Авторские права защищены в соответствии с законодательством РФ

Шиляева Юлия Геннадьевна — эксперт по налоговому праву, налоговый юрист, советник налоговой службы РФ III ранга, преподаватель налогового права на программах «Подготовка налоговых консультантов», ДипНРФ, повышение квалификации налоговых консультантов, опыт работы в налоговых органах более 10 лет.

Стоимость семинара — 2500 рублей.

При оплате до 6 мая (включительно) — 2 000 рублей.

Предварительная регистрация и вопросы участников: 8 (342) 281-01-10; 8-800-3000-368 (звонок бесплатный)

План семинара:

1 часть: Бондаренко Ольга Анатольевна

1. Налог на добавленную стоимость. Изменения в исчислении и уплате НДС с 2019 года — советы по практическому применению:

— на новую ставку 20% перешли, но вопросы остались;

— изменения в обязательствах налогового агента;

— новые особенности возмещения налога;

— расширение перечня операций, облагаемых по ставке 0%;

— изменения в порядке представления документов для подтверждения экспорта;

— новый порядок обложения авансов при передаче имущественных прав и др.

1.1. Перспективы дальнейших изменений в 2019 году, в т.ч. внедрение системы прослеживаемости импортных товаров.

· новая декларация по НДС — анализ проблемных ситуаций: изменения в форме и порядке Подробнее формирования отчетности — споры пошли (приказ от 28.12.2018 № СА-7-3/[email protected]).

· сложные ситуации при исчислении и вычете НДС: тонкости расчета 3-х летнего периода, вычет входного НДС частично и возможность переноса, период вычета, основания и документы.

1. 2. В каких случаях налоговые органы могут отказать в вычете; спорные ситуации, когда НДС можно заявить к вычету и вычет без использования счетов-фактур. Вопросы формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), в т.ч. при безвозмездной передаче, арендных отношениях, авансовых расчетах, получении субсидий и обеспечительных платежей, расчетах в валюте, возвратах, расторжении сделки, пр. Возмещение расходов в рамках договоров на реализацию товаров (работ, услуг). Списание имущества с баланса (недостачи, порчи, брак и т.д.).

1. 3. Восстановление НДС:

· перечень оснований, когда НДС восстанавливать не надо и особенности восстановления НДС.

· новое в восстановлении

· особый порядок уплаты налога при реализации металлолома и сырых шкур, формирования счетов-фактур и формирования декларации (новые обязанности налогового агента)

· особенности раздельного учета и применение правила 5% с учетом изменений, внесенных в п.4 ст.170 НК РФ.

1. 4. Арбитражная практика по НДС: самые интересные судебные дела берем на вооружение для защиты компании.

2. Налог на прибыль организаций. Новации законодательства на 2019 год:

· что важно учесть при подготовке декларации: доходы, не облагаемые налогом;

· классификация основных средств;

· применение повышающих коэффициентов при начислении амортизации;

· инвестиционный налоговый вычет;

[2]

· расходы на НИОКР, на обучение;

· признание долга безнадежным и другие вопросы.

2. 1. Разбираем практические вопросы по налогу с учетом разъяснений Минфина, ФНС и арбитражной практики:

· безвозмездное получение товаров, работ, услуг, имущественных прав;

· займы процентные и беспроцентные;

· доходы по длительным договорам;

· списание дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежные долги и прощеный долг;

· экономическое обоснование и документальное подтверждение расходов, формальный и фиктивный документооборот, дата признания доходов и расходов;

· признание расходов при отсутствии доходов;

· прямые и косвенные расходы;

· выплаты работникам: зарплата и компенсации;

· расходы на содержание автотранспорта; — представительские и командировочные расходы;

Видео (кликните для воспроизведения).

· объекты обслуживающих производств и хозяйств;

· расходы на рекламу, скидки, бонусы;

· расходы на нормальные условия труда и др.

2. 2. Арбитражная практика по налогу на прибыль: самые интересные судебные дела берем на вооружение для защиты компании и учимся на чужих ошибках.

3. Налог на имущество организаций и земельный налог

Практика применения новаций. Конфликтные ситуации при исчислении и уплате налога на недвижимость от кадастровой стоимости.

4. Транспортный налог

Практического применения изменений законодательства. Конфликтные ситуации в разъяснениях контролирующих органов и судебной практики.

5. НДФЛ и страховые взносы

Анализ новаций: вызывающих затруднения в практическом применении. Особенности заполнения форм отчетности и их стыковок контролирующими органами.

2 часть: Шиляева Юлия Геннадьевна

Правила проведения налоговых проверок и способы защиты.

1. Комиссии по легализации налоговой базы: заявленные убытки от ведения бизнеса, вычеты по НДС и т.п. Порядок работы. Права налоговых органов и обязанности налогоплательщиков. Ответственность налогоплательщика.

2. Камеральная налоговая проверка.

Налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль под особым контролем. Уточненная налоговая декларация или исправление ошибок в текущем налоговом (отчетном) периоде: «за» и «против» (мнения судебных органов, налоговых органов). Уточненная налоговая декларация и возврат налога: условия, порядок, сроки. Истребование документов или пояснений у налогоплательщика. Основания истребования. Порядок исполнения требований налогового органа. Ответственность налогоплательщика. Подлинники документов и возможность налогового органа с ними поработать. Осмотр налоговым органом территорий, помещений, документов и предметов. «Встречка»: действительно ли возможно истребовать документы вне проверки? (мнение налоговых органов, судебных органов).

3. Выездная налоговая проверка. Место проведение выездной налоговой проверки и порядок его изменения. Подлинники или копии документов должны быть представлены налогоплательщиком налоговому органу? Случаи, позволяющие налоговому органу, вынести документы налогоплательщика с его территории. Допросы свидетелей. Что смущает налоговый орган в полученных свидетельских показаниях контрагента? Случаи оспаривания Решения о продлении сроков выездной налоговой проверки. Решение о приостановлении выездной налоговой проверки и мероприятия налогового контроля: спорные моменты. Повторные выездные налоговые проверки при наличии решения суда.

4. Документирование результатов налоговых проверок. Ошибки налоговых органов. Ошибки налогоплательщика.

5. Мероприятия налогового контроля:

Читайте так же:  Изменения законодательства о миграционном учете иностранных граждан с 20.03.2019

5.1. Допрос свидетелей административным органом (налоговым органом). Круг допрашиваемых лиц. Права свидетеля. Порядок допроса. Протокол допроса. Если свидетель «не помнит», «сомневается», «отказывается от участия в предпринимательской цепочке» или не является на допрос — является ли это доказательствами необоснованной налоговой выгоды? Свидетельское показание как доказательство.

5.2. Контрагенты в предпринимательской цепочки. До какого «звена контрагентов» исследуется предпринимательская цепочка. «Слабые звенья»: будет ли отвечать налогоплательщик? Признаки «неблагонадежных контрагентов». Порядок истребования документов у контрагентов. Изучение налоговым органом «досье контрагента».

5.3. Осмотр территории, помещения, документов, предметов: порядок, сроки, протокол и т. п. Что может свидетельствовать о необоснованной налоговой выгоде при осмотре? Осмотр у контрагентов.

6. Возражения, жалобы налогоплательщика – это обязанность или его право? Что необходимо указывать в возражениях, жалобах. Когда налогоплательщику необходимо представить дополнительные доказательства? Сроки представления возражений, жалоб и правовые последствия для налогоплательщика от их представления.

Ответы на вопросы слушателей.

Место проведения уточняется

Время проведения семинара: 12:00—19:00

Предварительная регистрация и вопросы участников: 8 (342) 281-01-10; 8-800-3000-368 (звонок бесплатный).

Публикации

Налоговый кодекс: новые правила проверок и другие июньские изменения налогового законодательства

Материал подготовила:

Наталья Болотова

Комментарий к изменениям Налогового Кодекса, которые вступили с силу с 02.06.2016 года, в материале Натальи Болотовой.

По уже сложившейся многолетней традиции, каждое полугодие (а иногда и чаще) вносятся очередные изменения в Налоговый кодекс. Обычно это связано с формированием судебной практики или наличием спорных вопросов по налогам, которые необходимо разрешить (чаще в пользу налогового органа и усиления нагрузки на налогоплательщика).

Что же касается «июньских» изменений, то необходимо обратить внимание, что в этот раз был частично решён целый ряд спорных моментов, которые возникали у налогоплательщика в рамках оформления результатов налоговой проверки или её проведения.

1. Ознакомление с материалами проверки

Важные изменения касаются процедуры ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки.

Часто при подаче налогоплательщиком подобных заявлений налоговый орган просто отказывал налогоплательщику в ознакомлении, ссылаясь на то, что все документы в подтверждение нарушения уже были ему предоставлены. Хотя, конечно, налогоплательщика всегда интересуют не только те документы, которые, по мнению налогового органа, подтверждают нарушения, а ВСЕ материалы проверки.

С ними-то налоговый орган и не хотел знакомить налогоплательщика, ведь в них могли бы быть документы, опровергающие позицию инспекторов.

С 02.06.2016 года абз. 2 п.2 ст. 101 НК РФ звучит следующим образом: «Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путём их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий».

В связи с тем, что ранее данная норма звучала принципиально иначе, налоговая инспекция могла предоставить налогоплательщику право на ознакомление непосредственно перед рассмотрением материалов проверки (за 1-2 дня), что, соответственно, исключало для него возможность полноценного анализа документов и подготовки мотивированных возражений.

В настоящее время налоговый орган обязан предоставить возможность для ознакомления в течение двух дней с момента подачи заявления налогоплательщиком. Причём срок для ознакомления теперь также чётко прописан – это 1 месяц (в течение срока для предоставления возражений на акт проверки), а также 10 дней в случае, если налоговый орган проводил дополнительные мероприятия налогового контроля.

Таким образом, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, рекомендуется сразу подавать заявление на ознакомление со ВСЕМИ материалами налоговой проверки. Это позволит подготовить возражения с максимально детальным обоснованием (правда, подача детальных возражений целесообразна далеко не всегда, так как это может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля).

2. Возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля

Ещё одно важнейшее «достижение» принятых изменений – это закрепление права на подачу письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, а главное, конкретизация сроков для их предоставления.

Нередко встречается ситуация (особенно в ходе камеральных налоговых проверок), когда большинство доказательств правонарушения налогоплательщика получается налоговым органом в период дополнительных мероприятий налогового контроля (например, на этапе написания заключения эксперта).

На практике налоговый орган примерно за день иди два до рассмотрения материалов проверки (полученных в период ДМНК) знакомил налогоплательщика с доказательствами и, не предоставив последнему времени для подготовки мотивированных дополнительных письменных возражений, рассматривал материалы проверки и выносил решение по ним.

При этом инспекция занимала позицию, что у налогоплательщика был целый месяц на подготовку возражений с момента получения акта проверки.

Ещё три года назад Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (пункт 38) было закреплено право налогоплательщика предоставлять письменные возражения по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля и определён срок для их предоставления – 10 дней.

Но суды в данном случае зачастую поддерживали позицию налогового органа (Арбитражный суд Кемеровской области в этом вопросе занимал подобную позицию всегда), не признавая данное нарушение существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В ситуации, когда основные доказательства получены инспектором в рамках дополнительных мероприятий, особенно трудно понять причины, по которым такие действия налогового органа признавалось законными.

В настоящее же время статья 101 Налогового кодекса дополнена пунктом 6.1, который закрепляет следующее: «Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части».

К сожалению, налогоплательщик так и не знает точную дату завершения мероприятий налогового контроля (никакой справки или решения по итогам окончания дополнительных мероприятий налоговое законодательство так и не предусматривает). С одной стороны, дополнительные мероприятия не могут превышать один месяц. Но они могут быть завершены и раньше, а налогоплательщик об этом и не узнает, а значит, установленный 10-тидневный срок на подачу возражений, получается, не так уж и определён.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи квартиры по доверенности

Получение подобного документа, конечно, дало бы возможность налогоплательщику полноценно отразить свои возражения по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Будем надеяться, что указанные дополнения налогового законодательства ещё впереди, но уверенно можно сказать, что дополнения п. 6.1 ст. 101 НК РФ всё же являются положительным изменением для налогоплательщика.

3. Подача электронной жалобы

Начиная со 2 июня 2016 г., налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу (если решение налогового органа не вступило в силу) либо жалобу (если решение вступило в силу) в электронном виде.

Теперь у налогоплательщика есть право выбора формы подачи апелляционной жалобы либо жалобы: через личный кабинет налогоплательщика; по ТКС через оператора либо в бумажном варианте.

Не менее важным дополнением ст. 139.2 НК РФ является ещё и тот факт, что налогоплательщик имеет право выбрать (помимо способа подачи жалобы) ещё и способ отправки (получения) решения по жалобе.

Последнее дополнение является наиболее важным для налогоплательщика в связи с тем, что с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе решение налогового органа, вынесшего решение по проверке, вступает в силу. Иными словами, все доначисления налогов, которые указаны в данном решении, начинают исполняться. Соответственно, налогоплательщику важно за короткий срок подать в суд заявление об оспаривании решения налогового органа (если, конечно, он не согласен с основанием доначисления) и, возможно, заявления о принятии обеспечительных мер.

В данном случае каждый день на счету (в прямом смысле этого слова). Поэтому налогоплательщику очень важно быстрее получить решение по апелляционной жалобе. В ситуации, когда данное решение направляется вышестоящим налоговым органом по почте (а если ещё юридический и фактический адреса налогоплательщика не совпадают), при этом обычно в вышестоящий налоговый орган просто невозможно дозвониться, чтобы узнать решение по жалобе (нарочный способ вручения решения управлением вообще никогда не практикуется, независимо от просьб налогоплательщика), последний просто теряет драгоценное время.

В связи с данными изменениями, настоятельно рекомендуем указывать способ направления решения по жалобе.

4. Формат передачи запрошенных документов налоговой инспекции

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы могут быть представлены налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом налоговые органы не раз отмечали возможность представления налогоплательщиком документов в виде скан-образов (Письма ФНС России от 23.11.2015 N ЕД-4-2/20421, от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304). Но Налоговый кодекс прямо на это ранее не указывал.

Со 2 июня 2016 г. налогоплательщик сможет передавать по запросу налоговой инспекции документы, составленные на бумаге, в виде скан-образов. Все реквизиты, указанные в бумажном документе, должны содержаться и в скан-образе документа.

Конечно, данное дополнение также в пользу налогоплательщика, так как поможет сократить время сотрудников организации на подготовку ответа на требование налогового органа о предоставлении документов.

5. Форма представления пояснений по камеральной проверке

Пояснения при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС должны быть представлены в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными. В этом случае компании грозит штраф на сумму 5 тыс. руб., а за повторное нарушение — 20 тыс. руб.

Данная норма вступает в силу с 1 января 2017 г.

6. Новые полномочия налогового органа при обжаловании

При получении жалобы налогоплательщика на вынесенное решение инспекция вправе удовлетворить её сама без передачи в УФНС России. О таком факте налоговая инспекция в течение трёх рабочих дней сообщает в УФНС России.

В целом данные изменения также можно расценивать как положительные для налогоплательщика, ведь иногда, действительно, нарушения со стороны сотрудника налогового органа налицо.

Дожидаясь, пока Управление рассмотрит жалобу, налогоплательщик опять же теряет драгоценное время.

Поэтому подобное расширение полномочий налогового органа позволит налогоплательщику разрешать спор с налоговым органом ранее, чем за месяц и 10 дней, отведённые на рассмотрение жалоб в Управлении.

7. Проявление должной осмотрительности

С 1 июня 2016 г. не являются налоговой тайной такие сведения, как:

  • среднесписочная численность работников компании за календарный год;
  • уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учёта сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте ФНС России в соответствующем разделе. Также будет опубликована информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Цель публикации приведённой информации — предоставление налогоплательщику возможности самостоятельной проверки благонадёжности контрагентов.

Таким образом, у компаний будет больше возможностей проверять благонадёжность своего контрагента и, соответственно, проявлять должную осмотрительность и осторожность при их выборе. Иначе наличие открытых сведений о неблагонадёжных контрагентах (непредставление бухгалтерской и налоговой отчётности, отсутствие работников и пр.), которые проигнорировал налогоплательщик, будет дополнительным козырем налоговой инспекции в судебных спорах.

Учитывая сложившуюся судебную практику по данной категории дел (неблагоприятную для налогоплательщика), конечно, данные изменения имеют большое значение.

[3]

Вот только зачастую и налоговый орган, и суд очень формально подходят к вопросу подтверждения необоснованной налоговый выгоды у налогоплательщика. И доводы организации о проявлении с её стороны максимально возможных действий по проверке своего контрагента, при наличии формальных признаков «однодневки», просто не учитываются.

8. Иные изменения

Практически это означает, что при появлении обязанности отчитываться электронно (например, превышение численности) налогоплательщик должен в течение 10 дней заключить договор с оператором. В противном случае налоговая инспекция может заблокировать счёт.

  • Ранее в НК РФ отсутствовали правила заверения копий документов, представляемых в налоговые органы. Со 2 июня 2016 г. представлять копии документов в налоговые органы возможно в виде подшивки.
Читайте так же:  Апелляция результатов гиа (огэ, егэ)

Наталья Болотова, налоговый консультант, партнёр компании «ЮрИнвест»:

«С одной стороны, можно отметить, что количество внесённых изменений не столь велико. С другой стороны, их содержательная часть впечатляет. А если учесть ещё и тот факт, что большая часть из них так или иначе улучшает позицию налогоплательщика, то оценить внесённые изменения можно с положительной стороны.

Только нужно не забывать использовать предоставленные налоговым кодексом возможности, и занимать максимально активную позицию как в период проверки, так и в период досудебного обжалования. Именно активные действия налогоплательщика на этапе самой проверки зачастую становятся залогом дальнейших судебных успехов.

Учитывая судебную практику, «отсидеться» в период проверки и предоставить все документы в суд в настоящее время уже невыгодно для налогоплательщика.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем быть максимально внимательными к каждому мероприятию налогового контроля и участвовать в них с самого начала проверки».

Налоговики не поддерживают поправки в Налоговый кодекс в части уточнения процедуры налоговой проверки

nhungboon / Shutterstock.com

ФНС России рассмотрела предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс и выразила свою позицию в письме от 6 марта 2018 г. № ЕД-4-2/[email protected] «О направлении заключения на обращение».

В частности, предложения касаются:

  • обязанности налогового органа направлять налогоплательщику требование о предоставлении пояснений;
  • порядка составления акта налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки;
  • установления пресекательных процессуальных сроков, предусмотренных отдельными нормами НК РФ.

Проанализировав соответствующие нормы НК РФ, налоговики пришли к выводу, что все указанные вопросы имеют достаточное правовое регулирование и не требуют корректировок.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику. Одновременно ему направляется требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Указанные действия являются обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 июля 2006 г. № 267-О, при осуществлении функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Аналогичной позиции придерживался ВАС РФ (определение ВАС РФ от 30 ноября 2007 г. № 15699/07).

В части порядка составления акта налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговики пояснили, что проведение налоговой проверки направлено на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не на подтверждение налоговой отчетности проверяемого лица.

По мнению ФНС России, несоставление акта налоговой проверки или невручение и ненаправление его налогоплательщику, а также неуведомление налогоплательщика об отсутствии выявленных нарушений в срок, установленный п. 1 ст. 100 НК РФ, не может являться подтверждением показателей представленной налоговой декларации (расчета). Такие факты не свидетельствуют о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет РФ соответствующих обязательных платежей. Также они не могут являться причиной отказа в привлечении налогоплательщика к ответственности за несоблюдение норм законодательства о налогах и сборах.

По вопросу установления пресекательных процессуальных сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и п. 5 ст. 100, п. 1, п. 6, п. 9 ст. 101, п. 1, п. 6, п. 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ отмечается, что нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки. При этом утверждение об отсутствии в НК РФ пресекательных сроков, препятствующих возможному затягиванию установленных процедур налогового контроля, не соответствует действительности.

Так, ст. 113 НК РФ предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и ст. 122 НК РФ. В отношении последних действует исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В своем письме ФНС России оценила целесообразность внесения и других поправок в НК РФ.

Источники


  1. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.

  2. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в нк рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here