Государственный экологический надзор — понятие и виды

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Государственный экологический надзор — понятие и виды" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Государственный экологический надзор

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 27-ФЗ)

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

7. Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

8. В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Государственный экологический надзор

Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора:

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;
  • государственный надзор в области обращения с отходами;
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный лесной надзор;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный государственный охотничий надзор;
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Читайте так же:  Специальный трудовой стаж - понятие и особенности

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285 ).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Наша компания оказывает услуги по разработке экологической документации для предприятий самых различных отраслей. Прибегнув к нашим услугам, вы не только повысите уровень экологической безопасности предприятия, но и избежите сложностей в ходе проверок Росприроднадзора, а также снизите плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (499) 258-01-11

Понятие и задачи экологического надзора

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I Цели и задачи изучения дисциплины
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  6. I. Понятие гос. службы.
  7. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  8. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  9. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  10. I. Цели и задачи
  11. I. Цели и задачи освоения дисциплины
  12. I. Цели и задачи учебного курса

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

(ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011)

«Об охране окружающей среды»

Статья 65. Государственный экологический надзор

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор;

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

Читайте так же:  Закон об автономном интернете грозит ли рунету изоляция

7. Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показатели высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Государственный экологический надзор проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного надзора является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой надзор на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 227 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[3]

Основные задачи и виды экологического надзора

Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

[2]

Задачи экологического надзора

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная — идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные — выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;

2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;

3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Государственный экологический надзор

Вернуться назад на Государственный надзор

Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уровни государственного экологического надзора:

• Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона № 7-ФЗ).
• Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора:

Читайте так же:  Сведения о государственной регистрации юридических лиц

• государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• государственный земельный надзор;
• государственный надзор в области обращения с отходами;
• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
• государственный надзор в области охраны водных объектов;
• государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
• государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
• государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
• государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
• федеральный государственный лесной надзор;
• федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
• федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
• федеральный государственный охотничий надзор;
• государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы.

Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
• Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
• Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
• Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ № 285).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Государственная власть
Власть
Политическая власть
Разделение властей
Государства
Государственное устройство
Государство

Государственный экологический контроль (и надзор)

Читайте также:

  1. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  2. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  3. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 1 страница
  4. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 2 страница
  5. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 3 страница
  6. V Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
  7. V. ПЕРЕЧЕНЬ Тем контрольных работ
  8. V3: Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  9. Антинаркотическая настороженность, антинаркогенные установки, антинаркогенный контроль в работе социального педагога и родителей.
  10. Аудиторский контроль.
  11. Аудиторский финансовый контроль.
  12. Билет 43. Александр 2 как личность и государственный деятель.

Государственный экологический контроль несколько по-разному обозначается в разных нормативных актов, но в целом – функции его направлены скорее на надзор, на выявление нарушений законодательства.

Основное понятие содержится в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В основе проведения государственного контроля действует постановление Правительства от 27 января 2009 года №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля».

Этим постановлением утверждаются правила осуществления государственного экологического контроля.

Основная цель здесь определяется проведения государственного экологического контроля – соблюдение требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности со стороны всех органов, физических и юридических лиц в их деятельности в области экологических отношений.

1) За охраной атмосферного области;

2) В области обращения с отходами;

3) Охраны области использования и охраны водных объектов.

4) За геологическим изучением, рациональном использованием и охраной недр;

5) Земельный контроль;

[1]

6) Контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания.

7) В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

8) Во внутренних морских водах и в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ.

9) На континентальном шельфе РФ.

10) Лесной контроль и надзор.

11) Государственный контроль в области охраны озера Байкал.

Основным органом, наделённым полномочиями – является росприроднадзор (федеральная служба по природопользованию), либо соответствующие его органы в субъектах РФ.

В отношении отдельных природных объектов (атмосферного воздуха, лесного, животного мира…) осуществляется в соответствии с постановлением правительства.

А в отношении оставшихся видов контроля – непосредственным органом является росприроднадзор.

В случае, если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то государственный экологический контроль осуществляется в рамках строительного надзора («поглощается», так скажем). А это всё регулируется градостроительным законодательством.

Читайте так же:  Предлагается ввести в процессуальное законодательство новый институт - коллективный иск (законопроек

Кто и каким образом наделяется полномочиями по контролю.

Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица и федеральные службы, на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2008 года №716 «О должностных лицах в сфере природопользования, осуществляющих государственный экологический контроль…». В этом же постановлении они называются «Экологическими инспекторами» и наделяются полномочиями (проверять соблюдение утверждаемых ими нормативами, очистных сооружений…).

Государственный экологический контроль осуществляется в двух основных формах: в форме плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного контроля осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим законом.

Здесь предусмотрен, в этом постановлении, особый порядок осуществления контрольных проверок в вооружённых силах. Там определённая процедура согласования – только в отношении тех объектов, в отношении которых они правомочны проводить проверки, эти инспекторы допускаются.

При осуществлении государственного экологического контроля есть объекты, которые относятся только лишь федерального экологического контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю закреплён в Постановлении Правительства от 31 марта 2009 года «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Объекты федерального экологического контроля:

1) Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в исключительном ведении РФ (всё, что отнесено в Конституции – федеральные энергетические системы, линии связи, объекты, связанные с атомной энергией и обеспечение безопасности государства…) и также объекты, внесённые во Всемирные списки культурного и природного наследия.

2) Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды (на территории нескольких субъектов).

3) Водные объекты, где прямо утверждено постановлением правительства, леса, земли, контроль в области геологического изучения, использования и охраны недр и объекты, отнесённые к категории опасных производственных объектов.

Всё, что не охватывается федеральным государственным контролем – является объектом регионального государственного контроля.

Свои полномочия федеральные органы и агентства могут делегировать органам субъектов РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 26 июля 2010 года №282, он утверждается административный регламент в отношении федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по исполнению государственных функций по осуществления федерального государственного экологического контроля.

В соответствии со статьёй 1 даётся понятие контроля, здесь даётся полный перечень нормативного материала, на основании которого осуществляется контроль.

Все реквизиты, приложения по субъектам РФ, руководители этих органов…

В большей степени этот регламент регулирует федеральные процедуры экологического контроля с учётом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и регулирует с точки зрения защиты субъектов малого и среднего бизнеса).

Третий раздел регламентов называется «административные процедуры».

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, срок проведения проверки по общему правилу не должен превышать 20 рабочих дней (для малых предпринимателей – 20 часов, для микро-предпринимателей – 15 часов в год). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но это необходимо согласовывать.

Плановые проверки ежегодно должны утверждаться. Утверждаются ежегодные плановые проверки руководителем росприроднадзора – либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта.

Основанием для включения в план любой плановой проверки является:

1) Истечение трёх (3-х) лет со дня государственной регистрации юридического лица или ИП.

2) Окончание проведения последней плановой проверки в отношении юридических лиц и ИП.

3) Если о начале осуществления предпринимательской деятельности было какое-то уведомление со стороны юридического лица или ИП.

Плановая проверка тоже может осуществляться в двух формах:

1. Документарная проверка.

Могут истребовать необходимые документы.

2. Выездная проверка.

На месте разбираются.

О проведении любой такой плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются росприроднадзором не позднее чем за 3 (три) дня до проведения такой проверки путём направления подконтрольному объекту приказа руководителю соответствующей службы.

Основания внеплановой проверки:

1) По истечения срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного правонарушения.

2) Поступления в росприроднадзор обращений и заявлений граждан или информации о следующих фактах: о возникновении угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, животным или растениями).

3) По фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде в целом.

4) Приказ руководителя этой службы, изданный в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ,

Если обращения или заявления поступают анонимно, то это не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые также проводятся в двух формах: документарная и выездная проверки.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться после согласования её с органом прокуратуры соответствующего уровня.

Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009 года №93.

О проведении внеплановой выездной проверки ИП или юридическое лицо должны быть предупреждены заранее не позднее чем за 24 часа.

Когда возникает какая-то угроза – то можно без уведомления (в случае, если уже причиняется вред или угроза реальная причинения вреда).

По результатам проводимой проверки после её завершения составляется акт – в двух экземплярах, один предоставляется подконтрольному субъекту.

За осуществлением этого экологического контроля тоже осуществляется контроль – руководители этих ведомств, специальные должностные лица занимаются контролем за теми должностными лицами, которые наделены полномочиями по контролю.

Главный орган, осуществляющий экологический контроль – от 24 марта 2011 года изменения, положение посмотреть о росприроднадзоре.

Нужно ещё посмотреть положение о ростехнадзоре. Есть приказ ростехнадзора от 28 июля 2011 года №435 «Об утверждении раздела 1 «Технологический, строительный, энергетический надзор перечня нормативно-правовых актов, нормативных документов, относящихся в сфере действия ростехнадзора»».

Читайте так же:  Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1147 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды, формы и методы экологического контроля

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения. Статья раскрывает понятие и виды, а также описывает формы и методы осуществления экологического контроля.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;
  • Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.
  • Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  4. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  5. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Государственный экологический надзор — понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here