Государственное техническое регулирование в строительстве

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Государственное техническое регулирование в строительстве" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Государственное техническое регулирование в строительстве

Думай об учебе
  • Главная
  • Статья
  • Строительство
  • Система технического регулирования в строительстве

Система технического регулирования в строительстве

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ · совокупность правовых, нормативных правовых актов и технических нормативных документов, регулирующих взаимоотношения участников процессов строительства и эксплуатации поселений, зданий, сооружений и их комплексов;

· систему органов надзора, осуществляющих экспертизу проектной документации, надзор в процессе строительства, оценку и подтверждение соответствия законченных строительством объектов и надзор в процессе их эксплуатации;

[1]

· органы исполнительной власти различных уровней и саморегулируемые организации, определяющие техническую политику в области строительства, организующие разработку нормативно — правовых и технических нормативных документов в области строительства и утверждающие (согласовывающие) эти документы;

· инфраструктуру, включающую уполномоченные организации, аккредитованные испытательные лаборатории, издательскую и информационную базу.

Нормативно-правовая основа системы технического регулирования в строительстве:

· законы Российской Федерации (в том числе Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О техническом регулировании» и др.);

· общий технический регламент «О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий»*;

· строительные нормы и правила (в том числе территориальные), содержащие обязательные технические требования к объектам нормирования, а также положения для добровольного применения (положения, не относящиеся к достижению целей принятия технических регламентов, установленных в Федеральном законе «О техническом регулировании»);

· своды правил — документы добровольного применения, содержащие технические решения и обеспечивающие выполнение обязательных требований, предъявляемых к зданиям, сооружениям и прилегающим территориям при их проектировании, возведении и эксплуатации;

· национальные стандарты, документы для добровольного применения, устанавливающие требования к строительным материалам и изделиям.

Строительные нормы и правила (СНиПы), своды правил по проектированию, строительству и эксплуатации, территориальные строительные нормы и национальные стандарты рассматриваются как доказательная база соответствия объектов предъявляемым к ним обязательным требованиям.

Сохранение в системе технического регулирования в строительстве СНиПов необходимо в силу особенностей строительной продукции — зданий и сооружений как объекта технического регулирования.

Здания и сооружения не являются промышленной, серийно выпускаемой продукцией. Будучи возведенными, на конкретном участке земли, они становятся единичной, подчас уникальной продукцией, к которой не применимы предусмотренные ФЗ-184 «О техническом регулировании» процедуры постановки на производство, изготовление опытных образцов, испытания на стадии завершения строительства и т.д.

СНиПы — технические нормативные документы, имеющие межотраслевой характер. Они содержат перекрестные ссылки на различные нормативные документы, коррелируются друг с другом и являются основой для проектирования строительных объектов различного назначения. СНиПы разработаны таким образом, чтобы при проектировании были учтены требования по всем видам безопасности. Именно поэтому они должны носить обязательный характер. Кроме того, СНиПы содержат требования, необходимые для обеспечения эксплуатационной пригодности строительных объектов в течение всего срока эксплуатации, который может достигать 100 и более лет.

Технические регламенты, разработанные для серийно выпускаемой продукции, не могут, и не должны содержать конкретные требования по безопасности на каждый строительный объект. Кроме того, изложение технических норм в регламентах-законах заведомо закладывает на будущее длительный процесс внесения любых изменений, связанных с развитием научно-технического прогресса, а значит — постоянное отставание нормативной технической базы и снижения конкурентоспособности в строительстве.

техническое регулирование строительство надзор

Соответствие строительных объектов требованиям технических регламентов закладывается на стадии проектирования. Органы государственной экспертизы проектной документации для строительства оценивают в процессе экспертизы соответствие проектной документации требованиям строительных норм и правил и на основании этой оценки подтверждают соответствие проектной документации требованиям технических регламентов.

Требования проектной документации являются обязательными для исполнения подрядными строительными организациями. Государственный строительный надзор осуществляет контроль соответствия этим требованиям непосредственно в процессе строительства и по его окончании. На основании этой оценки подтверждается или не подтверждается соответствие объекта требованиям технических регламентов.

На стадии эксплуатации объекта органы государственной жилищной инспекции и другие органы надзора осуществляют контроль соответствия параметров конструкций и оборудования объекта требованиям проектной документации, установленным для этой стадии (раздел проекта «Эксплуатационная документация»).

Таким образом, надзор за соответствием строительных объектов требованиям технических регламентов путем контроля соответствия строительных объектов проектной документации осуществляется на всех стадиях жизненного цикла строительной продукции, а не только на стадии обращения, как предусмотрено для промышленной продукции Федеральным законом «О техническом регулировании».

Система органов экспертизы и надзора должна строиться по принципу, в соответствии с которым методическое руководство и надзор за особо ответственными объектами закрепляется за органами, находящимися непосредственно в ведении Правительства Российской Федерации, а за остальными объектами — за региональными органами государственной экспертизы и надзора. Необходимо отметить, что экспертиза проектной документации и надзор за строительством в настоящее время организованы, а надзор за эксплуатацией объектов практически не организован и не имеет достаточной нормативной базы.

Органы исполнительной власти

В настоящее время функции в области технического регулирования в строительстве распределены между Минпромэнерго России, Минрегионразвития России, и частично — Росстроем. При этом Минрегионразвития наделен правом нормотворчества, но не располагает квалифицированными кадрами в области нормирования и стандартизации, не взаимодействует со специализированными организациями, работающими в этом направлении. Можно было бы возложить координацию разработки нормативных документов в строительстве и ведение фонда нормативных документов на саморегулируемую организацию, но пока не принят соответствующий закон. Тем не менее, в строительстве существуют авторитетные профессиональные объединения, которые по поручению Правительства могли бы взять на себя эту функцию.

К подготовке нормативных документов целесообразно привлечь Технический комитет по стандартизации, ТК 465 «Строительство» и Межотраслевой совет по техническому регулированию в строительстве при Комитете по техническому регулированию РСПП. В их состав входит большинство специалистов по стандартизации и техническому нормированию в строительстве, работающих в различных организациях, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией строительных объектов многих отраслей, а также строительной наукой.

Читайте так же:  Мировое соглашение в арбитражном процессе – образец

В результате произошедших структурных преобразований в управлении строительным комплексом и в системе технического регулирования ликвидировано большинство подразделений по стандартизации и техническому нормированию в научно-иссследовательских и других организациях. Часть из немногих продолжающих работать специалистов сосредоточены в ОАО «ЦНС» и ФГУ «ФЦС», остальные в основном вынуждены заниматься другой деятельностью.

Необходимо создать условия для привлечения к работам по стандартизации и нормированию широкого круга специалистов, в том числе молодых. Целесообразно ввести в строительных ВУЗах специальность «Стандартизация и нормирование в строительстве».

В случае принятия настоящих предложений есть возможность использовать существующие издательские и информационных ресурсы, необходимые для обеспечения потребностей системы технического регулирования в строительстве.

Для реформирования системы технического регулирования в области строительства в соответствии с целями, указанными в Федеральном законе «О техническом регулировании» (далее — Закон), необходимо:

). Внести в Федеральный Закон изменения, которые учитывают специфику строительной продукции — зданий и сооружений, в частности:

а). изменить в Законе наименование общего технического регламента по строительству, приняв его в следующей редакции: «О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий»;

б). предусмотреть в Законе необходимость использования в строительстве строительных норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации или по его поручению Федеральным органом исполнительной власти;

в). предусмотреть в Законе возможность актуализации действующих нормативных документов в течение переходного периода без изменения их статуса, обязательных для применения и исполнения в части, касающейся безопасности продукции и процессов;

г). отразить в Законе особенности подтверждения соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений на всех стадиях их жизненного цикла, включая инженерные изыскания, проектирование и возведение, эксплуатацию и утилизацию.

). Утвердить решением Правительства Российской Федерации основные положения системы нормативных документов в области строительства.

). Определить орган исполнительной власти, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации, ответственный за реализацию системы технического регулирования в области строительства и имеющий соответствующие ресурсы.

Материал предоставлен исполнительным директором Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области, Заслуженным строителем России, членом Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительстве России при РСПП Чумериным Ю.Н.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Правовое регулирование государственного строительного надзора

Дата публикации: 13.01.2019 2019-01-13

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Непомнящих И. А. Правовое регулирование государственного строительного надзора // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/archive/240/55592/ (дата обращения: 08.09.2019).

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации. Рассмотрена надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного строительного надзора.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Регулирование строительной деятельности в РФ осуществляется на трех уровнях:

‒ регулирование строительной деятельности на уровне СРО.

Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, действия которых направлены на упорядочение экономических отношений в сфере строительства.

По действующему законодательству государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Следующим уровнем регулирования строительной отрасли является региональный.

В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс.

Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций.

На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими государственный строительный надзор являются Градостроительный кодекс Российской Федерации [1], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2], Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3]; Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4]; постановление Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» [5] нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере строительного надзора; административные регламенты органов исполнительной власти по осуществлению функции строительного надзора

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется в следующих случаях [1]:

‒ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

‒ реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

Из этого можно сделать вывод о критерии отнесения процессов создания объектов капитального строительства к ведению государственного строительного надзора. Таковым критерием является установленная законом в отношении соответствующих объектов необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, наблюдаем первый элемент органической взаимосвязи институтов экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора. Эти институты представляют собой поэтапно сменяющие друг друга, организационно обособленные процедуры единого надзорного механизма.

Читайте так же:  Дополнительный отпуск работающим пенсионерам (нюансы)

Часть 2 ст. 54 ГрК РФ четко закрепляет предмет государственного строительного надзора, а именно, проверку:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований ГрК РФ в сфере организации саморегулирования в строительстве. Однако, согласно ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучения, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность и т. д. [2].

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в постановлении Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» [5] частично дублируются положения Градостроительного кодекса РФ, но более подробно устанавливается порядок проведения, а также задачи государственного строительного надзора.

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», а именно в статьях 9.4 и 9.5 определяет составы правонарушений в области нарушения обязательных требований в сфере строительства и применения строительных материалов (изделий) и нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, и закрепляет ответственность за совершение данных административных правонарушений.

В статье 19.6.1 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят в следующих целях:

‒ защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

‒ охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

‒ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

‒ обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Таким образом, правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

‒ к подготовке и утверждению территориального планирования;

‒ утверждению документации по планировке территории;

‒ техническому регулированию в области градостроительной деятельности;

‒ ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;

‒ другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190 — ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http: // www.consultant.ru / (дата обращения 11.01.2018).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 — ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: // www.consultant.ru / (дата обращения 11.01.2018).
  3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6249.
  4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ // Российская газета. — 2009. — 31 дек.
  5. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 (ред. от 29.04.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 7. — Ст. 774.
  6. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 30.12.2004 г. № 214 — ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 2004. — 31 дек.

Похожие статьи

Повышение эффективности экспертизы проектно-сметной.

Ключевые слова: проектно-сметная документация, проектная документация, экспертиза, капитальный ремонт, проведение экспертизы, капитальное строительство экспертиза проектно-сметной документации, разрешение на строительство, эффективность экспертизы.

Административные правонарушения в энергетике и строительстве

Государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной.

Современное нормативно-правовое регулирование контроля.

Строительное производство определяется как деятельность по созданию зданий и сооружений, новых комплексов, а также реконструкция, капитальный ремонт и расширение существующих предприятий, в том числе и объектов гражданского строительства.

строительная отрасль, Россия, жилищное строительство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Система саморегулирования строительной отрасли в Российской Федерации достаточно сложный механизм с большим количеством

Строительный сектор — важная отрасль экономики, на его долюприходится около 6 % ВВП России [3]. Согласно данным Минстроя в.

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит.

Нормативно-техническое регулирование авторского надзора.

Основные термины (генерируются автоматически): авторский надзор, проектная документация, строительный контроль, строительство, РФ

Основной формой строительного надзора и контроля является экспертиза капитальности (не. Влияют на срок службы и качество.

[3]

К вопросу о гражданско-правовой ответственности субъектов.

Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит.

Правовые риски и проблемы функционирования российских.

При участии строительных компаний в государственных строительных заказах (ГСЗ) на базе СРО они формируют компенсационный фонд [ст. 60.1, 1], после чего несут субсидиарную ответственность по договорам строительства. Размеры взносов в компенсационный фонд.

Читайте так же:  Решение по выездной налоговой проверке может быть принято на основании доказательств, полученных от

Особенности контроля качества в строительном производстве

За качеством строительной продукции также осуществляется внешний контроль от государственных и ведомственных органов контроля и надзора (санитарно-технический, пожарный, горно-технический и др.). Авторский надзор осуществляется проектной.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    Оксана Батюшкова 2 лет назад Просмотров:

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Курс лекций Составитель Д.А. Казаков Рекомендовано научно-методическим советом Воронежского ГАСУ в качестве учебного пособия для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Строительство» Воронеж,

2 УДК 69(083.74)07 ББК 38к1я7 З-192 Составитель Д.А. Казаков З-192 Законодательное и нормативно-техническое регулирование в строительстве : курс лекций / сост. Д.А. Казаков; Воронежский ГАСУ. Воронеж, с. ISBN Сведения, представленные в этой книге, позволят расширить знания обучающихся о законодательной базе строительства и нормативных технических документах, понять и проследить процессы, происходящие в указанной сфере, ознакомиться с основными документами, регламентирующими строительную деятельность в Российской федерации. Курс лекций может быть использован при изучении дисциплин профессионального цикла обучающимися по направлению «Строительство». Ил. 1. Библиогр.: 38 назв. УДК 69(083.74)07 ББК 38к1я7 Рецензенты: кафедра промышленного транспорта, строительства и геодезии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия»; А.Е. Объедков, канд. техн. наук, директор филиала «ИНДЕКС-Воронеж» ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС» ISBN Казаков Д.А., составитель, 2012 Воронежский ГАСУ,

4 Раздел 3. Региональные особенности организации строительства Порядок и правила получения разрешения на строительство Порядок и правила ввода объекта в эксплуатацию. Региональные особенности подключений объектов капитального строительства Порядок и правила проведения аукционов в строительстве Система территориальных норм в строительстве 72 Вопросы для самоконтроля. 75 Раздел 4. Договор строительного подряда Общие положения, правовое регулирование Понятие и элементы договора Порядок заключения договора Особенности содержания договора Порядок сдачи-приемки законченного строительного объекта Ответственность по договору строительного подряда Вопросы для самоконтроля. 111 Раздел 5. Судебная практика и правонарушения в области контрольной деятельности Виды и составы административных правонарушений и уголовных преступлений в области контрольной и экспертной деятельности Судебная практика по вопросам качества строительных работ. 134 Вопросы для самоконтроля. 152 Заключение 153 Тестовые задания Список информационных источников 167 4

Государственное техническое регулирование в строительстве

Кто осуществляет государственное регулирование строительства

В настоящий момент нормативным правовым регулированием сферы строительства в РФ занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее — Минстрой РФ). Основным документом, регламентирующим деятельность данного министерства, является положение, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038 (далее — положение № 1038).

В соответствии с положением № 1038 Минстрой РФ обладает законотворческой инициативой, имеет право:

  • самостоятельно разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывать и принимать технические регламенты, своды правил;
  • разрабатывать и утверждать формы актов, решений, смет и прочей документации в указанной сфере;
  • разрабатывать и утверждать классификаторы и т. д.

Помимо этого, Минстрой может определять и утверждать структуру органов исполнительной власти в области экспертизы проектной документации и градостроительства и др.

Кроме того, контроль за строительной деятельностью производят и другие ведомства, в т. ч.:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Министерство обороны РФ;
  • органы госвласти субъектов РФ и др.

Нормативная база технического регулирования в строительстве, жилищном строительстве

К основным документам, регламентирующим сферу технического регулирования в строительстве, относятся следующие нормативные акты:

  • Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ). Данный закон распространяет свое действие на правоотношения в сфере производства различных видов продукции, а также строительства и изысканий для строительства зданий, строений и сооружений.
  • Закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ. Этот техрегламент разработан в целях дополнения и уточнения общих положений закона № 184-ФЗ с учетом специфики именно сферы строительства зданий и сооружений.

Помимо названных законов, существуют также специальные регламенты и своды правил, регулирующие отдельные сферы, так или иначе задействованные в строительстве, среди которых:

  • СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений»;
  • СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87»;
  • СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» и др.

Разумеется, мы перечислили далеко не все своды правил, которые в настоящий момент применяются в РФ. Ознакомиться с их списком можно в базе Минстроя РФ на официальном сайте по ссылке.

Государственное регулирование в жилищном строительстве аналогичным образом основывается на положениях приведенных выше актов, а также на нормах специального жилищного законодательства, в т. ч. Жилищного кодекса РФ (см. статьи из разделов «Жилищное право» и «Объекты прав»).

Итак, нормативное и техническое регулирование в сфере строительства осуществляется Минстроем РФ, а также иными отраслевыми министерствами и ведомствами. Законодательную базу образуют законы «О техническом регулировании» и «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положения которых дополняются строительными регламентами, сводами правил и СНИПами.

Техническое регулирование

Реформа технического регулирования и основные законодательные акты

Реформа технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия, имеет официальное начало с момента вступления в силу Закона « О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Конкретные дополнения в него, касающиеся строительной продукции, внесены федеральными законами от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ и от 30.12.2009 г. № 385-ФЗ.

В строительной отрасли реформирование предполагает поэтапную замену «Системы нормативных документов в строительстве» СНиП 10.01-94 другой нормативно-технической базой, содержание которой в полной мере пока не определено.

Читайте так же:  Исковое заявление в арбитражный суд - образец

На правительственном уровне с участием общественных организаций решается принципиальный вопрос об направлениях технического регулирования строительства: на основе прежней системы уникальных СНиПов и ГОСТов или путем внедрения Еврокодов.

Процесс реформирования технического регулирования не завершен. По состоянию на 31.03.2011 г. действуют основополагающие законы:

  • «О техническом регулировании № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. (с последующими изменениями);
  • Градостроительный Кодекс « 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (с последующими изменениями);
  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 г.;
  • « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» № 261-ФЗ от 11.11.2009 г.;
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 20.06.1997 г.
  • «Об инвестиционной деятельности в РФ…» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

Технические регламенты, национальные стандарты и своды правил

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Может быть принят международным договором (соглашением), или федеральным законом, или указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом Федерального органа власти в области техрегулирования.

Национальные стандарты и своды правил – документы в области стандартизации, которые должны содействовать соблюдению требований технических регламентов.

В основу технического регулирования положена двухуровневая система: технические регламенты – национальные стандарты и своды правил.

Обязательные требования технического регламента могут быть достигнуты путем применения национальных стандартов и сводов правил, которые принято называть доказательной базой техрегламентов.

Перечни национальных стандартов и сводов правил могут быть обязательными и добровольными.

Первый строительный технический регламент « О безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ вступил в действие с 1 июля 2010 г. В качестве сводов правил для соблюдения требований этого регламента использованы СНиПы.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р утвержден: Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (8 стандартов и 83 СП) – см.

В соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании исполнительным федеральным органом – Росстандартом РФ приказом от 01.06.2010 г. № 2079 утвержден: Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30 декабря 2009 г. (123 ГОСТа).

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» в отличие от СНиПов не содержит конкретных требований, которые можно непосредственно контролировать. Поэтомуобращение к нормам СНиПов является необходимым дополнением к регламенту .

Дальнейшее развитие нормативного обеспечения строительства предусматривает его сближение с нормами Евросоюза, но окончательная система не принята.

Прогнозы федеральных органов

Редакция многих выпусков СНиПов устарела и в связи с развитием новых технологий и материалов требует внесения изменений или, как принято называть, проведения актуализации.

НОСТРОЙ за счет периодических взносов саморегулируемых организаций осуществляет софинансирование работы по актуализации сборников СНиПов, которая проводится по «Плану работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил», утвержденному приказом Минрегиона РФ от 4 октября 2010 г. № 438 – см.

Ход работы по разработке, актуализации и утверждению сводов правил освещается в информационно- справочных системах «Стройэксперт» и на сайте НОСТРОЙ.

По состоянию на 15.01.2013г. Минрегионом РФ Разработаны и утверждены 57 актуализированных редакций СНиПов (сводов правил СП) из перечня обязательных сводов правил в количестве 83 шт., установленного РаспоряжениемПравительства РФ от 21 июня 2010г. №1047-р:

Статус сводов привил СНиП определен в разъяснениях Миноегиона России от 15 августа 2011г. №18529-08/ИП-ОГ

Все последующие утвержденные Минрегионом актуализированные редакции сводов правил будут размещаться в информационно-справочных системах.

Государственные органы, ответственные за техническое регулирование в строительстве

1. Государственная дума и ее комитеты – принятие федеральных законов, в т.ч. технических регламентов.

2. Правительство РФ – принятие постановлений и распоряжений по техрегулированию.

3. Министерства и государственные учреждения: Минпромторг РФ, Минрегион РФ, «Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии» (Росстандарт) – национальный орган РФ по стандартизации, Технический комитет ТК465 «Строительство», учрежденный при Росстандарте, — действует на базе «Центра технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»).

4. Научно-исследовательские организации: ОАО «НИЦ Строительство», ОАО «ЦПП» , ОАО «ЦНС», Академия строительства.

5. Общественные союзы и ассоциации: Российская торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальные объединения СРО (НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ).

Межгосударственное техническое регулирование. Отношение к Евронормам

Объектом технического регулирования являются требования к продукции или к процессам ее создания, использования и утилизации.

На постсоветском пространстве созданы Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), а также Евро — Азиатское Экономическое Сообщество (5 стран членов и государства-наблюдатели). Выработка и проведение согласованной политики в области технического регулирования предусмотрены межправительственным соглашением.

Ранжирование важности принимаемых нормативных документов осуществляется в порядке: Евр Аз ЭС – ТС – национальные стандарты каждого члена.

В настоящее время на стадии рассмотрения членами рабочей группы находится Объединенный Технический регламент Евр Аз ЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. После его принятия в установленном сообществом порядке Российский регламент № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. может утратить свою силу, либо должен полностью соответствовать ТР Евр Аз ЭС.

В качестве межгосударственных стандартов (МГС) до разработки новых действуют прежние ГОСТ.

Утверждаемые после 2004 г. национальные российские стандарты имеют аббревиатуру – ГОСТ Р. Они также используются в рамках системы МГС.

международные стандарты ИСО И МЭК, а также стандарты CEN

В связи с интеграцией России в международное экономическое сообщество и первоочередной необходимостью скоординировать программу действий в области технического регулирования со странами СНГ стоит вопрос о том, какая основа должна быть принята для нормативной системы в строительстве: СНиПы или Еврокоды.

Читайте так же:  Образец ходатайства о замене ненадлежащего ответчика

Указанные системы имеют существенное различие

На государственном уровне до сих пор окончательно не решен вопрос полного отказа от российской системы нормативных документов в строительстве – СНиП 10.01-94.

Принцип формирования этой системы на передовых в мировой науке расчетных методах, многолетний опыт эффективного применения являются серьезным аргументом в пользу ее сохранения с учетом актуализации устаревших документов.

Система нормативных документов в строительстве согласно СНиП 10.01-94 функционирует до настоящего времени, официально ее никто не отменял.

Важнейшим преимуществом этой системы является ее комплексность: Строительные нормы и правила РФ (СНиП), межгосударственные стандарты (ГОСТ), национальные стандарты РФ в области строительства (ГОСТР), своды правил по проектированию и строительству (СП), руководящие документы Системы (РДС), введенные на территории РФ стандарты СЭВ (СТ СЭВ), территориальные строительные нормы (ТСН), нормативные документы, утвержденные Госстроем РСФСР (РСН) и Госстроем СССР (СН), ведомственные строительные нормы (ВСН), а также носящие рекомендательный характер сметные нормативные документы (ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ТСЦ) и др.

Указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории РФ по состоянию на 01.01.2009 г., который насчитывает 1242 документа, одобрен Минрегионом России.

В дополнение к «Указателю» действует Перечень нормативных документов, регламентирующих строительство на территории РФ и имеющихся в фонде «Информационного центра по нормированию и стандартизации в строительстве» — справочные, методические, отраслевые и ведомственные документы.

Для коренного пересмотра наработанной десятилетиями системы требуется время и четко сформулированные пути и цели реформирования.

Пока рекомендуется членам СРО «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» руководствоваться действующей нормативной базой. Указатель подготовлен и ежегодно уточняется «Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»)

В области стандартизации неотложной задачей является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными ИСО и CEN, а также прямое принятие Евростандартов на материалы, изделия и конструкции.

Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ

В основе технического регулирования строительства в РФ лежат технические регламенты (о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов), национальные стандарты и стандарты предприятий ( № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.).

аморегулируемые организации вправе разработать и утвердить собственные стандарты (т.е. стандарты предприятия – СТО), устанавливающие правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ и системе контроля за их выполнением.

Для ряда работ разработаны стандарты и своды правил, которые вошли в официальные перечни документов, однако многие виды работ не имеют необходимой нормативной базы.

Отдельным СРО представляется затруднительным разработать стандарты предприятий, поэтому эти функции IIсъездом СРО поручены Национальному объединению (НОСТРОЙ).

Утверждена программа стандартизации НОСТРОЙ на 2010-2011 годы, в соответствии с которой разработаны и утверждены основополагающие стандарты, определяющие основные положения системы (СТО НОСТРОЙ 1.0), порядок разработки, утверждения, оформления и учета (СТО НОСТРОЙ 1.1), а также рекомендации о порядке оформления изменений стандартов (СТО НОСТРОЙ 1,1).

Программой предусмотрена разработка стандартов НОСТРОЙ на производство строительных работ, а также стандартов и рекомендаций по оценке соответствия. Утвержденные стандарты входят в Информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ и предназначены для приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при выполнении работ для соблюдения требования технических регламентов.

Саморегулируемая организация вправе принять и утвердить на общем собрании стандарт СРО НОСТРОЙ для обязательного исполнения своими членами.

Из числа разрабатываемых стандартов определенный интерес представляют:

  • Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические требования к производству, правила и методы контроля качества.
  • Системы фасадные теплоизоляционные, композиционные с наружными штукатурными слоями.
    • Светопрозрачные конструкции зданий и сооружений.
    • Внутренние санитарно-технические системы.
    • Устройство оснований дорожных одежд и ряд других.

Национальным объединением строителей разработана и 25.02.2011 г. зарегистрирована в Росстандарте «Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ». Правила добровольной сертификации в стадии утверждения, определяется базирование независимых органов сертификации и их структура.

Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ.

По состоянию на 15 января 2013г. решениями Совета НОСТРОЙ утверждены и введены в действие стандарты и рекомендации в количестве 91 шт. ( см. перечень ). Пять стандартов в стадии публичного обсуждения.

Конечной целью программы стандартизации НОСТРОЙ является обеспечение стандартами всех видов работ, включенных в Перечень к приказу №624 Минрегиона.

Указанные стандарты 1) устанавливают требования по выполнению работ и предназначены, также, для эксплуатационных организаций, обслуживающих инженерные системы на объектах капитального строительства; 2) учитывают применение современных материалов, технологий, а также актирование и сдачу систем в эксплуатацию; 3) могут служить полезными пособиями при подготовке специалистов и в процессе работ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предложение о разработке стандартов предприятия – СРО НП КСК «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» или о применении стандартов СТО НОСТРОЙ направлять в адрес Дирекции по адресу: г. Санкт-Петербург, ул Шпалерная, д.52, офис 316

Источники


  1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  3. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  4. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  5. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
Государственное техническое регулирование в строительстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here