Главные изменения в налогообложении имущества

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Главные изменения в налогообложении имущества" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Главные изменения в налогообложении имущества

Приняты два федеральных закона, вносящие изменения в налогообложение имущества.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ исключил движимое имущество из объектов налогообложения для российских организаций – соответствующая поправка внесена в статью 374 НК РФ. С 2019 года налогом на имущество будет облагаться только недвижимость. В связи с этим из Налогового кодекса исключены (признаны утратившими силу) положения, регламентирующие налогообложение движимого имущества: пункт 25 статьи 381, пункт 3.3 статьи 380, пункт 2 статьи 381.1. Соответственно не будут действовать все региональные законы, устанавливающие налогообложение движимого имущества.

Уточнено, что налоговая база будет определяться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ ввёл единые правила применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц.

В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов, которые облагаются по кадастровой стоимости. Сейчас налоговая база в отношении таких «отдельных объектов» недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В поправках уточнено, что кадастровая стоимость берётся из Единого государственного реестра недвижимости.

В настоящее время изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода с целью определения налоговой базы допускается только в случае исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Согласно поправкам, внесённым в пункт 15 статьи 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости отдельного объекта налогообложения с целью налогообложения может происходить вследствие:

  • изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения;
  • исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Сведения об изменённой кадастровой стоимости, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в перечисленных случаях со дня внесения изменённых данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Аналогичные изменения в отношении правил применения кадастровой стоимости и даты изменения налоговой базы внесены в главу Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц» (пункт 2 статьи 403).

Изменения по налогу на имущество и земельному налогу

С движимого имущества больше не придется платить налог. Такие изменения в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ внес Федеральный закон от 03.02.2018 № 302-ФЗ. Также откорректированы правила налогообложения при изменении кадастровой стоимости недвижимости или земельного участка. Подробности — в нашей статье.

Налог на имущество организаций

Движимое имущество – не объект налогообложения

Наконец-то, законодатели услышали «глас народа» и поставили точку в вопросе обложения налогом на имущество движимых объектов основных средств. Немного истории.

На протяжении долгого времени в отношении движимого имущества (правда, не всего, а купленного после 1 января 2013 г.) действовала льгота. Она была предусмотрена в п. 25 ст. 381 НК РФ.

С этого года такое имущество освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего закона субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить движимое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).

С 1 января 2019 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Для этих целей Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ) исключил из ст. 374 НК РФ упоминание об этом виде имуществе. Таким образом, со следующего года движимое имущество в принципе не будет признаваться объектом обложения налогом на имущество.

Кроме того, в абз. 1 п. 2 ст. 374 НК РФ уточнено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Со следующего года утратят силу:

— подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

— п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

— п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

— п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, после выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Следует сказать, что из п. 1 ст. 381.1 НК РФ исключена ссылка на п. 25 ст. 381 НК РФ. Таким образом, со следующего года власти субъектов РФ могут вводить налоговые льготы только в отношении имущества, указанного в п. 21 и 24 ст. 381 НК РФ.

Налоговая база

Скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2019 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:

— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

Читайте так же:  Продажа доли в квартире между близкими родственниками

— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

Кроме того, со следующего года упрощается порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ.

[3]

Уточнен порядок определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости. Данные новации предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Так, с 1 января 2019 г. налоговая база по таким объектам будет рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

В новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, посвященный порядку определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Сразу скажем, что благодаря Закону № 334-ФЗ данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если кадастровая стоимость объекта изменилась из-за изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то это учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

— уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим также с 1 января 2019 г.

В связи с появлением вышеописанных правил Закон № 334-ФЗ внес поправки в ст. 382 НК РФ. Данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) откорректировал положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие меняется — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением.

В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Земельный налог

Схожие поправки в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка Закон № 334-ФЗ внес и в главу 31 НК РФ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Для этих целей ст. 391 НК РФ дополнена новым п. 1.1. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.

Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.

Законодатели откорректировали положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы. Данные новации предусмотрены Законом № 297-ФЗ.

Основные изменения по вопросам налогообложения имущества физических лиц, применяющиеся для налоговых периодов 2017 и 2018 гг.

1) Налоговый вычет по земельному налогу

28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом, начиная с 2017 г., вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка (далее – вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Читайте так же:  Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для всех пенсионеров.

Вычет применяется по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории страны.

Для использования вычета за 2017 год можно будет обратиться в любой налоговый орган до 1 июля 2018 г. с уведомлением о выбранном участке, по которому будет применен вычет. Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кроме того, право на установление дополнительных налоговых вычетов предоставлено представительным органам муниципальных образований (законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, за 2017 год исчисление земельного налога будет проводиться с учетом налогового вычета, предусмотренного ст. 391 НК РФ и дополнительно установленного на муниципальном уровне размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

2) Изменения в порядке применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 8, 12, 16 ст. 1) с 2018 года изменил порядок обращения физических лиц с заявлением о налоговых льготах по имущественным налогам.

Так, физические лица, имеющие право на льготы по транспортному налогу, земельному налогу или налогу на имущество, установленные законодательством о налогах федерального, регионального или муниципального уровня, по-прежнему, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о

предоставлении налоговой льготы, а также вправе, т.е. могут по желанию (а не обязаны, как было ранее) представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в т.ч. не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Лицо, получившее такой запрос исполняет его в течение семи дней или сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Применение с 2018 г. указанной нормы потребовало утверждение новой формы заявления о предоставлении налоговой льготы, что реализовано приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

Кроме того, лицо, не являющееся пользователем личного кабинета налогоплательщика, может выбирать способ информирования о результатах рассмотрения его заявления: в налоговом органе, МФЦ, через который подано заявление, либо по почте.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика. Информация о наличии права на льготу по определённому налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn72/service/tax/).

3) Ограничено право на применение налоговых льгот для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.

Соответствующая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст. 346.1 НК РФ) устанавливала, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

С 2018 г. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (п. 57 ст. 2) в указанные нормы НК РФ внесены изменения, согласно которым индивидуальные предприниматели могут «льготировать» только имущество, используемое для предпринимательской деятельности при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Источник: Администрация Бердюжского муниципального района

Основные изменения по вопросам налогообложения имущества физических лиц, применяющиеся для налоговых периодов 2017 и 2018 гг.

1) Налоговый вычет по земельному налогу

28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом, начиная с 2017 г., вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка (далее – вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для всех пенсионеров.

Вычет применятся по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории страны.

Для использования вычета за 2017 год можно будет обратиться в любой налоговый орган до 1 июля 2018 г. с уведомлением о выбранном участке, по которому будет применен вычет. Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, право на установление дополнительных налоговых вычетов предоставлено представительным органам муниципальных образований (законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, за 2017 год исчисление земельного налога будет проводиться с учетом налогового вычета, предусмотренного ст. 391 НК РФ и дополнительно установленного на муниципальном уровне размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

2) Изменения в порядке применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 8, 12, 16 ст. 1) с 2018 года изменил порядок обращения физических лиц с заявлением о налоговых льготах по имущественным налогам.

Читайте так же:  Пересмотр гражданских дел в порядке надзора

Так, физические лица, имеющие право на льготы по транспортному налогу, земельному налогу или налогу на имущество, установленные законодательством о налогах федерального, регионального или муниципального уровня, по-прежнему, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе, т.е. могут по желанию (а не обязаны, как было ранее) представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в т.ч. не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Лицо, получившее такой запрос исполняет его в течение семи дней или сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Применение с 2018 г. указанной нормы потребовало утверждение новой формы заявления о предоставлении налоговой льготы, что реализовано приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

Кроме того, лицо, не являющееся пользователем личного кабинета налогоплательщика, может выбирать способ информирования о результатах рассмотрения его заявления: в налоговом органе, МФЦ, через который подано заявление, либо по почте.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика. Информация о наличии права на льготу по определённому налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn72/service/tax/).

3) Ограничено право на применение налоговых льгот для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.

Соответствующая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст. 346.1 НК РФ) устанавливала, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

С 2018 г. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (п. 57 ст. 2) в указанные нормы НК РФ внесены изменения, согласно которым индивидуальные предприниматели могут «льготировать» только имущество, используемое для предпринимательской деятельности при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Таким образом, законодатель продолжил тенденцию ограничения права на льготы при налогообложении имущества лиц, использующих специальные налоговые режимы, реализованную в Федеральном законе от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, а также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Источник: Администрация Нижнетавдинского муниципального района

Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале «Налог на движимое имущество отменили». То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

[2]

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Читайте так же:  Как проводится государственная экологическая экспертиза

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также «Движимое или недвижимое имущество: как определить?»

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Новая оценочная база налога на недвижимость в 2019 году

Налог на недвижимость 2019 года претерпел серьезные изменения. Причиной стал факт того, что принятая за основу, оценочная величина не отражает настоящей стоимость объекта. Ранее размер налога определяла цена, указанная БТИ.

Но проанализировав ситуацию на рынке недвижимости, законодатель пришел к выводу, что в бюджет не поступает внушительная сумма. Именно увеличение бюджетных средств стало причиной для внесения кардинальных изменений в формирование налога на недвижимость граждан.

Пилотный вариант уже прошел свои стадии. На основании выводов, сделанных по результатам проведения, гражданам предлагается вариант безболезненного перехода на новый формат налогообложения.

Новая оценочная база для налога

До этого года налог на недвижимость формировался исходя из стоимости, заявленной по БТИ. Инвентаризационная оценка принимала в расчет определенные факторы, из которых формировалась ставка:

  • год строительства;
  • тип перекрытий и вид конструкций;
  • затраты на строительные материалы и работы.

[1]

Однако в результате стоимость получалась критично далекой от реальной рыночной. Получалось так, что в казну бюджета поступали отчисления только от части стоимости. При этом расчеты производились именно по рыночной цене. На выходе создавались условия для того, чтобы успешно проводить различные манипуляции с недвижимостью.

По этой причине были внесены изменения, и теперь за исходную, определяющую величину принимается только кадастровая оценка. Кадастровая стоимость включает в себя все факторы, которые влияют на рыночную цену. Поэтому именно эта величина считается максимально отражающей действительную. В оценку входят много показателей, помимо тех, что учитывались по БТИ:

  • местоположение;
  • развитость самого района и места, где расположен дом;
  • наличие местных достопримечательностей, ценностей культуры;
  • присутствие паркинга, охраны, наблюдения.

То есть в расчет стоимости принимается каждый показатель. Кадастровая оценка обновляется раз в пятилетку. Это оговорено законодательством.

Основы новой реформы

Внедренная в полную силу реформа в налоговой ставке коснется любой недвижимости, распространяется и на вторую квартиру в собственности. Суть изменений в том, чтобы сделать сделки и операции с недвижимостью предельно прозрачными. Слишком много уходит материальных средств в карман мошенников, тогда как должны работать на блага граждан своей страны.

Поскольку разница между оценкой БТИ и кадастровой значительна, новый закон предусматривает щадящий режим для повышения. Нововведения разбиваются на 5 этапов с постепенным повышением налога на имущество.

Чтобы не обрушить ситуацию и не привести к материальному кризису граждан, налог будет расти раз в год на 20%. Через пять лет повышение должно быть прекращено как достигшее конечной отметки.

Такая осторожность необходима уже потому, что если внедрить налог на приватизированную квартиру в полном объеме, сумма окажется неподъемной. Даже для людей с достатком выше среднего такой размер нанесет серьезный урон материальному и экономическому положению. Поэтапное же увеличение не вызовет резонанса.

За что нужно платить

Нужно отметить, что налог в каждом регионе будет отличаться. Так, в обеих столицах он будет самым высоким уже потому, что в этих городах другой уровень жизни.

Однако закон установил рамки, выше которых исчисления не могут производиться: 0,1 % от конечной кадастровой стоимости недвижимости. Опять же в зону исключения за «коридор» попали Москва и Санкт-Петербург. Города особой насыщенности и повышенного комфорта, для них ставка может быть по значению выше.

По новому закону налогообложению подлежат не только жилые квартиры и домовладения. Теперь платить придется за те объекты, которые находятся в стадии строительства. Налог предусмотрен и для тех комплексов, где есть площади жилого назначения. Обращается внимание на хозяйственные постройки метражом до 50 м на участках, которые предназначены для строительства, ведения своего хозяйства.

Садовые постройки, включая жилые дома, также относятся к категории облагаемой недвижимости. Однако по закону не все садовые дома окажутся под действием налога, поскольку есть ограничения по площади.

Если во владении несколько жилых объектов, налог может взиматься суммарно. Однако здесь уже может действовать налоговый вычет, налог на роскошь. То есть при владении множественной недвижимостью, необходимо отдельно проводить уточнения перед тем, как производить оплату.

Регионам дано право самостоятельно устанавливать налоговую ставку для каждого региона. Также самостоятельно власти управления устанавливают категории для льготных начислений.

Детальная лекция по налогам на имущество:

Льготные категории

Однако законодатель понимает, что даже щадящий подъем размера налога ударит по самым слабым и незащищенным категориям лиц. Поэтому предусмотрены послабления вплоть до полного освобождения от налога для:

  • инвалидов 1-2 групп;
  • малоимущих семей;
  • ветеранов ВОВ;
  • пенсионеров.

Для льготных групп введен норматив в виде обязательного метража для вычета из основной площади:

  • комнаты — 10 м;
  • квартиры — 20 м;
  • частные дома — 50 м.

Расчет проводится предельно просто: из общей площади вычитается норматив. И только после этого на остаток метража начисляется ставка. Так, если в собственности ветерана квартира 30 м, то он проводит расчет так: 30 м — 20 м = 10 м. Именно за эти 10 м собственник будет обязан оплатить налог. Если же после вычитания остается полный ноль, налог не уплачивается.

Новый закон внес много изменений, повлияв и на минимальный срок владения. Однако каждое изменение сопровождается поправками и оговорками с целью сохранения прав каждого собственника.

Читайте так же:  Центробанк ввёл новый механизм ликвидности для банков

Налог на имущество организаций с 2015 года: изменения в налогообложении движимого имущества

У многих организаций на балансе числятся объекты движимого имущества. С 2015 года внесено несколько важных поправок в порядок налогообложения такого имущества. О них аудиторы компании «Правовест Аудит» расскажут в данной статье.

Что такое движимое имущество?

Определение понятия содержится в статье 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Не относящиеся к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. При этом объектом налогообложения налогом на имущество признается только то движимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Все ОС 1 и 2 амортизационных групп — не объект налогообложения

Как известно, движимое имущество, принятое к учету в качестве ОС после 1 января 2013 года, до этого года не являлось объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 1 января 2015 года данный подпункт 8 полностью изменен — не являются объектом налогообложения ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. N 1.

Напомним, что к 1 и 2 амортизационным группам относятся объекты ОС со сроком полезного использования соответственно от 1 до 2-х лет включительно и свыше 2-х, но не более 3-х лет.

Таким образом, с 1 января 2015 года ОС, относящиеся к 3-10 амортизационным группам (в том числе движимое имущество), признаются объектом налогообложения.

Введена новая льгота — движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013

Однако включать в налоговую базу движимое имущество в большинстве случаев не придется. Поскольку одновременно с 1 января 2015 года появилась новая налоговая льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ). Под нее как раз попадает движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если при реорганизации (ликвидации) фирма получила движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года оно учитывается при расчете налоговой базы (письмо ФНС России от 20.01.2015г. N БС-4-11/503). До 2015 года при получении движимого имущества в результате реорганизации в период 2013-2014гг. данные ОС объектом налогообложения не являлись.

Что касается получения имущества от взаимозависимых лиц. Если от учредителя с долей в уставном капитале более 25% получено движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года данное имущество также подлежит налогообложению. Даже если оно принято к учету в 2013-2104 гг.

Любое другое движимое имущество 3-10 групп, принятое к учету после 1 января 2013 года, льготируется.

Нюансы заполнения расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2015 года?

Таким образом, не платят налог на имущество организации, у которых (п. 1 ст. 373 НК РФ):

— ОС только 1-2 амортизационной группы. При этом не важно: каким образом на баланс приняты данные ОС (получены при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации).

Такие фирмы не должны сдавать декларацию и авансовый расчет по налогу (ст. 373, 386 НК РФ).

Если же среди прочего облагаемого имущества у организации присутствуют ОС 1-2 амортизационной группы, то их стоимость нигде в авансовом расчете по налогу не показывается, поскольку такие ОС объектом налогообложения не являются.

Если же у организации имеется движимое имущество 3-10 группы, подпадающее под льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ), то его остаточная стоимость отражается в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения, а также льготируемого имущества.

Таким образом, если ранее движимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 года, не являлось объектом налогообложения и при камеральной проверке налоговым органом никак не проверялось, то с 2015 года налоговики вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие данную налоговую льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Итак, с 1 января 2015 года:

— любое имущество 1 и 2 амортизационных групп не является объектом налогообложения;

— движимое имущество 3-10 групп, принятое на учет с 1 января 2013 года, льготируется (за исключением полученного при реорганизации, ликвидации, от взаимозависимых лиц).

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на все интересующие Вас вопросы!

Источники


  1. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  3. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
Главные изменения в налогообложении имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here