Фнс может использовать материалы полиции при проверках

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Фнс может использовать материалы полиции при проверках" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

ФНС может использовать материалы полиции при проверках

ФНС опубликовала информацию «По вопросу использования доказательств, полученных от органов внутренних дел, при принятии решения по выездной налоговой проверке», в которой сообщает, что при принятии решения по выездной налоговой проверке инспекция может использовать не только собственные доказательства, но и материалы органов внутренних дел.

Основанием для такого вывода послужило решение ФНС по жалобе налогоплательщика и практика КС РФ, основанные на п. 3 ст. 82 НК РФ.

Правовую позицию КС РФ по данному вопросу, которая выражена в определении КС РФ от 25.01.2018 № 14-О, ФНС РФ приводила в п. 4 Обзора правовых позиций…, направленного письмом от 11.04.2018 № СА-4-7/6940: право налоговых органов в рамках выездных налоговых проверок привлекать сотрудников органов внутренних дел направлено на качественный и полный сбор доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах в рамках межведомственного взаимодействия органов государственной власти, а следовательно, само по себе оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.

Для справки. В соответствии с п. 1 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ:

  • по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках;
  • налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

По данной теме рекомендуем ознакомиться со статьей «Оформление результатов выездной налоговой проверки» и другими материалами рубрики «Налоговые проверки».

ФНС может использовать материалы полиции при проверках

При принятии решения по выездной проверке инспекция может использовать не только собственные доказательства, но и материалы органов внутренних дел, сообщила ФНС. К такому выводу пришла ФНС России по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика.

Налогоплательщик указал, что инспекция документально не подтвердила налоговое правонарушение. Он пояснил, что в ходе выездной проверки налоговый орган использовал ненадлежащие доказательства, а именно материалы, полученные сотрудниками ОВД, а не налоговым органом.

ФНС указала, что при рассмотрении материалов проверки исследуются документы, полученные при проверке, и иные документы, которые есть в распоряжении налогового органа. При этом налоговые органы вправе привлекать сотрудников ОВД к проведению выездных проверок, а в соответствии с пунктом 3 статьи 82 НК налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях, а также могут обмениваться необходимой информацией.

Таким образом, сбор доказательств, в том числе с использованием материалов от органов внутренних дел, не нарушает права налогоплательщиков и нормы НК. Это подтверждается правовой позицией КС, отметила ФНС.

ФНС указала, в каких случаях к выездным проверкам надо привлекать сотрудников ОВД

Также ФНС рассказала, в какие надзорные органы налоговики могут сообщить о выявленных в ходе налоговой проверки нарушениях неналогового характера.

В письме № АС-4-2/[email protected] от 25.07.2013 ФНС изложила для территориальных налоговых органов рекомендации, подготовленные для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок (ВНП).

Предметом проверки должно быть выявление нарушений налогового законодательства. Нарушения других сфер законодательства отражаются в акте налоговой проверки только в том случае, если они являются причиной налоговых нарушений.

При этом о выявленных нарушениях неналогового характера ИФНС может сообщить в соответствующие органы. Межведомственные соглашения на этот счет заключены у ФНС с Банком России и с Росприроднадзором.

[3]

Реквизиты соглашений с этими двумя структурами приведены в письме после слова «например». Возможно, что существуют и другие соглашения с другими органами. Поэтому отсутствие их упоминаний в данном письме не означает, что не следует опасаться информирования налоговиками, например, органов стройнадзора или Росфинмониторинга.

Проверка соблюдения валютного законодательства, контроль выполнения кредитными организациями установленных НК обязанностей, контроль применения ККТ и другие контрольные мероприятия, не относящиеся к налоговому контролю, не являются целями выездной налоговой проверки, но при этом могут проводиться одновременно с ВНП.

На случай проведения ВНП с участием сотрудников органов внутренних дел имеется соответствующая Инструкция МВД. ФНС рекомендует привлекать сотрудников ОВД к выездным проверкам в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, указывающих на необоснованное возмещение (предъявление к возмещению) НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, в том числе:

  • если налогоплательщик пытается уклониться от проверки, затруднить ее или иным способом активно противодействовать ее проведению («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);
  • если в ходе предпроверочного анализа или проверки в цепочке контрагентов обнаружены фирмы-«однодневки», в том числе зарегистрированные на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированные по утерянным паспортам и пр.

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Сотрудники ОВД могут быть подключены к проверке может быть как до ее начала, так и в процессе ее проведения. В этих случаях налоговики проводят совещание с полицейскими, на котором, среди прочего, обсуждается осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

[2]

Сотрудники ОВД могут привлекаться также не к проверке в целом, а для конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

Читайте так же:  Когда ооо обязано создать резервный фонд

При выездной проверке ИФНС вправе использовать материалы, полученные от полиции

При принятии решения по выездной проверке инспекция может использовать не только собственные доказательства, но и материалы органов внутренних дел, сообщила ФНС. К такому выводу пришла ФНС России по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика.

Налогоплательщик указал, что инспекция документально не подтвердила налоговое правонарушение. Он пояснил, что в ходе выездной проверки налоговый орган использовал ненадлежащие доказательства, а именно материалы, полученные сотрудниками ОВД, а не налоговым органом.

ФНС указала, что при рассмотрении материалов проверки исследуются документы, полученные при проверке, и иные документы, которые есть в распоряжении налогового органа. При этом налоговые органы вправе привлекать сотрудников ОВД к проведению выездных проверок, а в соответствии с пунктом 3 статьи 82 НК налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях, а также могут обмениваться необходимой информацией.

Таким образом, сбор доказательств, в том числе с использованием материалов от органов внутренних дел, не нарушает права налогоплательщиков и нормы НК. Это подтверждается правовой позицией КС, отметила ФНС.

Одна из ведущих международных консалтинговых компаний, предоставляющая услуги бизнес администрирования для иностранных и российских клиентов.

Наши офисы расположены в Москве

Вы можете отправить свои комментарии и вопросы через форму обратной связи.

Об участии органов внутренних дел в налоговых проверках (Репин А.)

Дата размещения статьи: 01.10.2015

В соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. В статье мы рассмотрим, в каких случаях органы внутренних дел могут привлекаться для участия в налоговых проверках, а также порядок назначения и оформления результатов таких проверок.

Каков порядок назначения и проведения совместных проверок?

Согласно п. 14 Инструкции о порядке взаимодействия в случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля.

В каких случаях должны привлекаться органы внутренних дел для участия в налоговых проверках?

Как оформляются результаты проверки?

Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в трех экземплярах и подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками полиции, за исключением сотрудников полиции, которые привлекались для участия в осуществлении конкретных действий по налоговому контролю в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Направление налоговыми органами материалов в следственные органы (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 06.11.2015

Действующим законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов в определенных случаях направлять имеющиеся у них материалы в следственные органы. Предлагаем в настоящей статье рассмотреть особенности исполнения данной обязанности с учетом имеющихся разъяснений компетентных органов.
Обязаны ли налоговые органы направлять материалы в следственные органы? В каком порядке направляются материалы? Возможно ли направление материалов в период действия обеспечительных мер? Подлежат ли направлению материалы в следственные органы в порядке применения ст. 32 НК РФ после частичной уплаты сумм налогов, указанных в требовании?

Обязанность по направлению налоговыми органами материалов в следственные органы

Порядок направления налоговыми органами материалов в следственные органы

В какой следственный орган направляются соответствующие материалы?

Вправе ли налоговый орган направить материалы в следственные органы в период действия обеспечительных мер?

Обратите внимание! Направление материалов налоговой проверки в следственные органы само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством.

Будут ли направлены материалы в следственные органы в случае частичной уплаты налогоплательщиком сумм налогов?

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании. В случае же частичной уплаты сумм налогов налоговые органы также обязаны направлять материалы в следственные органы.
По данному вопросу содержатся разъяснения в Письме ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 «О налоговых проверках». Так, согласно действующему налоговому законодательству обязательными условиями для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела являются:
— наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

В предусмотренных Налоговым кодексом случаях налоговые органы обязаны направлять имеющиеся у них материалы в следственные органы в целях возбуждения уголовных дел и реализации положений действующего законодательства.
Руководитель налогового органа или его заместитель лично представляют необходимые документы в следственные органы с сопроводительным письмом.
Материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направляются в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Если ранее ФНС утверждала, что обязанность налогового органа по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы не ставится в зависимость от принятия судами обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов государственных органов, то судебная практика, сложившаяся в последнее время, решает этот вопрос неоднозначно.
В случае частичной уплаты налоговые органы также обязаны направлять соответствующие материалы в следственные органы.

Выемка документов при выездной налоговой проверке

Условия, при которых выемка документов и предметов не допускается

Выемка — это изъятие налоговым органом документов и предметов у налогоплательщика по месту его нахождения. К указанной процедуре применяются также общие правила, определяющие порядок доступа на территорию проверяемого лица (ст. 91 НК РФ).

Читайте так же:  Реестр требований кредиторов при банкротстве

Осуществление выемки документов при выездной налоговой проверке происходит на основании:

  • Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ);
  • приказа ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] в части используемых бланков;
  • письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622;
  • письма ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837;
  • приказа от 30.06.2009 МВД РФ № 495, ФНС РФ №ММ-7-2-347, утвердившего инструкции о порядке взаимодействия контролирующих органов, и др.

Выемка документов и предметов не допускается:

  • без вынесения соответствующего постановления, подписанного правомочным лицом (п. 1 ст. 94 НК РФ);
  • в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ);
  • в отсутствие понятых и представителя проверяемого лица (п. 9 ст. 94 НК РФ);
  • без ведения протокола (п. 6 ст. 94 НК РФ);
  • не относящихся к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
  • в период приостановления проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Производится ли изъятие по судебному решению

Постановление о совершении изъятия принимает сотрудник налоговой инспекции, проводящий выездную проверку. Далее оно утверждается руководителем налогового органа. В ходе проверки выемка документов по судебному решению не производится. В случае создания налогоплательщиком препятствий для проведения выемки руководителем проверяющей группы в присутствии понятых составляется акт (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Если спорные документы и вещи хранятся в жилом помещении, доступ в него, в том числе для получения информации, ограничен согласием лиц, проживающих в нем (п. 5 ст. 91 НК РФ). Однако суд может посчитать, что гарантии неприкосновенности жилища не распространяются на случаи использования квартиры в качестве офиса (постановление ФАС УО от 24.09.2013 по делу № А76-15115/2012).

Суд также не поддержит налогоплательщика в требовании ограничить доступ в нежилые помещения, используемые для проживания граждан в момент проверки (постановление 7-го ААС от 20.06.2017 по делу № А67-1833/2016).

ВАЖНО! Не следует путать выемку документов при выездной налоговой проверке со следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. В этом случае все операции в жилом помещении проводятся с разрешения суда. В исключительных случаях — на основании постановления следователя или дознавателя с последующим одобрением судом (ст. 165 УПК РФ).

На каком основании производится выемка

Налоговый орган вправе инициировать изъятие документов и предметов, если:

  • налогоплательщик нарушил сроки либо вовсе отказался от передачи информации проверяющим (п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • лицо обоснованно подозревается в намерении уничтожить, сокрыть, изменить доказательства, подтверждающие его виновность (п. 14 ст. 89 НК РФ);
  • налоговому органу необходимы оригиналы, а налогоплательщик может уничтожить, изменить, сокрыть их (п. 8 ст. 94 НК РФ).

В первом случае в качестве подтверждения законности своих действий инспекции достаточно сослаться на неисполненное требование. В остальных налоговому органу следует доказать необходимость принудительного изъятия.

ВАЖНО! Выемка документов и предметов на основании подозрений в намерении лица их повредить и уничтожить может проводиться без обязательного выставления требования.

По сложившейся практике оригиналы допустимо изымать для их экспертизы (постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 по делу № А67-20/2010). Если же методика проведения исследований не требует представления образцов подписи, бумаги, оттиска печати и целью контрольных мероприятий является только получение информации, содержащейся в документах, проверяющим должно быть достаточно представленных заверенных копий. Об этом указано в п. 9 постановления Пленума ВАС от 04.04.2014 № 23, разъясняющего порядок проведения экспертизы (постановление 19-го ААС от 30.01.2017 по делу № А14-11459/2016).

Полномочия налоговых органов

Контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика. Представитель налогового органа:

  • знакомит присутствующих с текстом постановления о производстве выемки;
  • разъясняет порядок действий;
  • сообщает о правах и обязанностях;
  • предлагает добровольно передать документы и предметы.

При получении отказа проверяющие переходят к процедуре поиска и принудительного изъятия доказательств (ст. 94, 99 НК РФ). К участию в контрольных мероприятиях могут быть привлечены эксперты и специалисты (ст. 95, 96 НК РФ).

Все действия по выемке совершаются в присутствии не менее 2 понятых (ст. 98 НК РФ). Подробный перечень, включающий индивидуальные характеристики каждого объекта (дату, номер, количество, стоимость и др.), может быть как частью протокола, так и отдельным приложением. Все документы должны быть сшиты, пронумерованы, а иные предметы — опечатаны, заверены подписями участников выемки (пп. 7, 9 ст. 94 НК РФ).

За противодействие виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа до 1 000 руб. (должностное лицо — до 4 000 руб.) по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. В процессе выемки документов налоговые органы вправе вскрывать места, в которых хранится необходимая информация, при условии причинения взломом замков и запоров минимального ущерба.

Если в момент выемки отсутствует возможность оставить налогоплательщику копии изъятых документов, налоговый орган передает их не позднее 5 рабочих дней с даты изъятия (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Порядок участия следственных органов

Органы внутренних дел принимают участие в выездной проверке по запросу должностных лиц ФНС (п. 1 ст. 36 НК РФ). Сотрудники МВД могут присутствовать на контрольных мероприятиях после вынесения руководителем инспекции ФНС решения о включении их в группу проверяющих (п. 6 инструкции о порядке взаимодействия…, утв. совместным приказом от 30.06.2009 МВД РФ № 495, ФНС России № ММ-7-2-347, далее — Инструкция).

НК РФ не устанавливает отдельного порядка выемки документов следственными органами во время проверки. П. 8 Инструкции указывает на необходимость привлечения сотрудников МВД к производству конкретных действий, однако не дает им самостоятельного права на изъятие вещей от имени налоговой инспекции.

Следственные органы могут производить собственные мероприятия по сбору доказательств и передавать информацию сотрудникам ФНС (п. 3 ст. 82 НК РФ, постановление АС МО от 16.10.2017 по делу № А40-254586/2016).

Сотрудники правоохранительных органов руководствуются во время налоговой проверки законами «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ и отвечают за убытки, причиненные налогоплательщику в процессе выемки (ст. 37 НК РФ).

Оспаривание постановления о выемке и действий проверяющих

Налогоплательщик вправе обжаловать постановление о проведении выемки и действия сотрудников налогового органа при выемке. Оспаривание постановления производится с соблюдением досудебного порядка рассмотрения спора (ст. 138 НК РФ).

Читайте так же:  Место и время исполнения обязательств

Основаниями для оспаривания постановления о проведении выемки и признания ее незаконной (как правило, эти требования заявляются одновременно) могут служить:

  • отсутствие оснований для ее проведения (постановления ФАС ЗСО от 15.05.2013 по делу № А03-12548/2012, ФАС МО от 19.09.2013 по делу № А40-150985/12-140-1096);
  • получение предметов и документов, не относящихся к делу (постановление АС ЦО от 01.03.2016 по делу № А54-1021/2015);
  • формальный характер, несоответствие целям (постановление ФАС ВСО от 01.08.2014 по делу № А74-6105/2013);
  • нарушение порядка участия понятых (постановления ФАС ПО от 10.03.2011 по делу № А12-9423/2010, ФАС УО от 08.05.2013 по делу № А76-16385/2012) и др.
Видео (кликните для воспроизведения).

В удовлетворении требований может быть отказано при выявлении обстоятельств отказа в представлении документов, противодействия сотрудникам ФНС, затягивания сроков проверки (постановления АС ВВО от 21.05.2015 по делу № А31-7203/2014, 20-го ААС от 18.03.2016 по делу № А54-3168/2015).

Как видим, своевременное выполнение требований налоговых органов позволит избежать проведения выемки. Несоблюдение сроков, нарушение порядка изъятия и оформления процедуры со стороны проверяющих являются основаниями для оспаривания постановления о проведении выемки и действий проверяющих.

Основания для участия сотрудников полиции в налоговой проверке.

Законной совместная с сотрудниками МВД налоговая проверка будет в следующих случаях:

  • при наличии у сотрудников налоговых инспекций необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
  • при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые в налоговые органы направили органы внутренних дел;
  • при необходимости участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • при необходимости в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей;
  • при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость (далее — НДС), акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению.

К примеру, необоснованное возмещение НДС может быть выявлено в результате неправомерного заявления налоговых вычетов в более раннем по сравнению с налоговым периодом возникновения права на налоговый вычет;

  • при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:
  • если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);
  • при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.
  • при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Таким образом, выделяем две группы оснований:

1) совместное участие органов внутренних дел и налоговых органов в проведении выездных проверок по запросу последних;

2) при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, направление органами внутренних дел материалов в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В соответствии с названной выше Инструкцией сотрудники полиции принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Запросы в полицию должны представляться в письменном виде с указанием даты, времени и места проведения проверки, а также определять роль сотрудников полиции при ее проведении. В состав рабочей группы по проведению выездной налоговой проверки сотрудники полиции могут быть включены по решению начальника органа внутренних дел. Ими могут быть и лица, которые ранее привлекались к проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении проверяемого. (В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N ВАС-9906/10, судебные органы не исключают возможности участия такого сотрудника полиции в проведении выездной налоговой проверки).

Важно: Участие сотрудников полиции в выездной налоговой проверке является законным, если они будут указаны в решении о проведении проверки в составе бригады проверяющих.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и сотрудников оперативных подразделений;

2) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;

3) необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемки документов, проведения исследования, опроса, осмотра помещений и др.);

4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Налоговая проверка с участием полиции

Может так случиться, что ознакомившись с решением о проведении выездной налоговой проверки в отношении Вашей организации, Вы заметите, что в состав проверяющей группы включен сотрудник полиции. Имеет ли на это право налоговая инспекция, влечет ли это к каким-то особенностям в проведении выездной проверки, и что все это значит для Вашей организации. Читайте об этом в настоящей статье.

Мотивы налоговой инспекции на привлечение полиции

Согласно закону, чтобы привлечь полицию к участию в выездной налоговой проверке руководитель налоговой инспекции или его заместитель должен направить в отделение полиции мотивированный запрос (п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ст. 13 Закона о полиции). Предупреждать Вас заранее о проведении выездной проверки с участием полиции налоговые органы не обязаны, как не обязаны и знакомить с текстом запроса. Тем не менее, перечень мотивов, которыми могут руководствоваться налоговые органы, привлекая полицию, закрыт и регламентирован пунктом 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок:

Читайте так же:  Правительство утвердило порядок работы системы классификации гостиниц

1. Необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Выездная (повторная выездная) проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ.

3. Необходима помощь полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.).

4. Необходима помощь полиции в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Перечень составлен по степени убывания полномочий полицейских. Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. У полицейских, участвующих в конкретных мероприятиях налогового контроля чуть больше прав. Их действия ограничены поставленной задачей. Полицейские могут участвовать в выездной проверке и на равных правах с налоговыми инспекторами (пункты 1. и 2.).

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала выездной проверки, так и в процессе ее проведения. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление Решение о проведении проверки с изменениями в части, определяющей состав контролеров. Отмечу, что к участию в камеральных налоговых проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Оперативно-розыскные мероприятия

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Проведение таких мероприятий позволяет существенно повысить эффективность выездной налоговой проверки. Тем не менее, Вы должны знать, что применяются они не всегда. ФНС России в своем Письме от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 выделила три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции и использования ими оперативно-розыскных мероприятий:

1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.

2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 Уголовного кодекса РФ (например, «миграция» организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок»и т.п.).

3. При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

В целом, выездная налоговая проверка при участии сотрудников полиции проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная (ст. 100 НК РФ). Налоговые инспекторы составят три экземпляра акта. Акт должен быть вручен Вам под роспись в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Его подписывают все проверяющие (за исключением оперативников, которые участвовали в проведении конкретных действий или работали телохранителями). Первый экземпляр акта хранится в ФНС, второй — в полиции, а третий остается у Вас. При этом Вы имеете право в течение 15 рабочих дней после получения акта обжаловать его в общем порядке. Решение по результатам проверки принимает руководитель ФНС или его заместитель.

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1), Глава 14 «Налоговый контроль».
  • Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012).
  • Федеральный Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ.
  • Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. N 495/ММ-7-2-347 (Приложение №1).

ФНС может использовать материалы полиции при проверках

ФНС опубликовала информацию «По вопросу использования доказательств, полученных от органов внутренних дел, при принятии решения по выездной налоговой проверке», в которой сообщает, что при принятии решения по выездной налоговой проверке инспекция может использовать не только собственные доказательства, но и материалы органов внутренних дел.

Основанием для такого вывода послужило решение ФНС по жалобе налогоплательщика и практика КС РФ, основанные на п. 3 ст. 82 НК РФ.

Один в поле не воин? Может ли ИФНС привлекать полицию к выездной налоговой проверке?

Правовые основания налоговой инспекции для привлечения полиции к участию в выездных налоговых проверках.

В настоящее время бизнесмены сталкиваются с привлечением полиции при осуществлении мероприятий налогового контроля, в виде налоговых выездных проверок.

Сама по себе выездная налоговая проверка не сулит руководителю бизнеса ничего приятного, а порой и ставит под угрозу само существование бизнеса, а привлечение органов полиции и вовсе выводит ситуацию из- под контроля.

Однако, кто предупрежден – тот вооружен! Постараемся осветить правовые основания налоговой инспекции для привлечения полиции к участию в выездных налоговых проверках.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового Кодекса РФ, п. 28 ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», привлечение полиции к участию в выездной налоговой проверке осуществляется на основании запроса руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Предупреждать налогоплательщика о совместной организации выездной налоговой проверки никто не обязан.

Однако, существует Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347, согласно которой налоговые органы могут привлекать полицию при организации и проведении выездных налоговых проверок в случаях, если:

— необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;

— выездная проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции (п. 2, ст. 36 Налогового Кодекса РФ);

Читайте так же:  Может ли поручитель отказаться от поручительства

— необходима помощь полицейского в проведении мероприятий налогового контроля: выемка документов, проведение осмотра помещения или здания, проведение исследования и т.д);

— необходима помощь полицейских в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала, так и в процессе проведения выездной проверки. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление решение о проведении проверки с изменениями, в части, касающейся состава контролеров.

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские вправе пользоваться всеми методами контроля, которые предоставлены им ФЗ «О полиции», а так же ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты все меры по сбору доказательств.

На этапе сбора доказательств налоговыми органами часто проводятся следующие мероприятия:

— проведение опроса сотрудников налогоплательщика и его контрагентов, в том числе и бывших (очень популярная у налоговых органов мера);

— запрос сведений о контрагентах;

— осмотр территории и помещения, используемых налогоплательщиком, а также документов и предметов;

— истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;

— истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц,

— проведение других мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

К материалам проверки могут быть приобщены документы, информация, предоставленные полицией.

Часто в ходе проведения осмотра и выемки налоговый инспектор использует видео-, аудио-, копировальную технику, что позволяет осуществлять полную фиксацию всего процесса проведения проверки, в том числе и действий налогоплательщика, направленных на воспрепятствование доступу налоговых органов в помещение, на сокрытие документов и предметов.

Если налогоплательщик или его представитель попробуют помешать проведению мероприятий налогового контроля, в отношении данных лиц может быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 19.4. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Данная статья КоАП РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица в виде наложения административного штрафа: на граждан – в размере от 500 – 1000 рублей; на должностных лиц – в размере от 2000 – 4000 рублей; на юридических лиц – от 5000 -10000 рублей.

В случае установления факта воспрепятствования налоговых органов на территорию налогоплательщика, сотрудниками налоговых органов будет составлен АКТ на основании п.3 ст. 91 Налогового Кодекса РФ, когда возможно начисление налогов расчетным путем.

Кроме того, на должностных лиц налагается административный штраф в размере 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Однако Федеральная Налоговая Служба России в Письме от 24.08.2012 г. « АС-4-2/14007 «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках», выделило три случая обязательного привлечения сотрудников полиции к выездной налоговой проверке:

1. при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС либо акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на НДС, акциза к возмещению;

2. при выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, ст. 198-199.2 Уголовного Кодекса РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонения от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки: «миграция» организации, смена учредителей, директора, реорганизация, ликвидация организации и т.д.;

при обнаружении в ходе проведения проверки наличия в цепочке приобретения товаров и услуг «фирм-однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей, руководителей, зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3. при выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства, ст. 196 Уголовного Кодекса РФ.

После проведения проверки с участием полиции, налоговые инспекторы составляют три Акта (для налогоплательщика, для полиции и для налоговой инспекции).

[1]

Акт выездной налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Он должен быть подписан всеми проверяющими, кроме оперативников, которые работали телохранителями и участвовали в проведении следственных действий.

Налогоплательщик имеет право обжаловать данный документ в течение 15 дней рабочих дней после его получения в общем порядке.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Документ вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка и направляется в 3-х дневный срок с момента вступления в законную силу в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.

Конечно, проведение совместных мероприятий налоговых органов и полиции позволяет многократно усилить эффективность выездной налоговой проверки, в том числе и за счет психологического давления на руководителей и, особенно, на сотрудников организации.

В связи с вышеизложенным, становится актуальной тема привлечения Адвоката, представляющего интересы налогоплательщика, специалиста в области налогов и права, способного профессионально представлять интересы налогоплательщика в досудебном урегулировании спора, а также на всех последующих этапах.

Видео (кликните для воспроизведения).

адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов И.А. Иголкина.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  3. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  5. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Фнс может использовать материалы полиции при проверках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here