Договор международной перевозки — чем регулируется

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Договор международной перевозки — чем регулируется" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Транзитные международные перевозки

Транзитные международные перевозки подразумевают под собой пересечение груза через несколько государств. Автотранспорт чаще всего используется для выполнения международных транзитных перевозок. Главными условиями успешной транзитной перевозки являются удовлетворение потребностей перевозчика (уменьшение количества мероприятий по проверке документов, исключение ожидания, платы гарантийных выплат, остановок и досмотров груза), а также правоохранительных органов. Для них крайне важно удостовериться в правомерности совершаемой поездки и безопасности груза для государства, при этом избегая лишних мероприятий.

Что собой представляют транзитные международные перевозки

Транзитные перевозки – перевозки, когда автотранспорт с грузом пересекает одно или несколько государств за всё время доставки. В качестве примера можно привести перевозку груза в Калининградскую область из Украины, пересекающую на своём пути Литву. Для Литвы такая перевозка будет являться транзитной.

Транзитная перевозка считается очень сложной операцией, особенно если отсутствуют отлаженные национальные и международные нормативные требования. Невыполнение требований ведёт за собой неприятные в финансовом и правовом плане для поставщика последствия:

Участие в транзите национальных перевозчиков (таможенных брокеров или национальных перевозчиков);

Использование местной инфраструктуры. Например, хранение товаров на таможенных складах перед их отправлением;

Смена транспорта в зависимости от погодных условий. В качестве примера можно привести осуществление транзитных перевозок в Альпах, там автотранспорт перевозят по железной дороге;

Нельзя осуществлять приём обратного груза в транзитной стране;

Дополнительные требования к оформлению документов в транзитных странах;

Неэффективность организации логистических процессов, приводящая к задержкам и необходимости применения новых действий.

Транзитные перевозки в Российской Федерации условно делятся на два типа. Первый представляет собой способ перевозки груза из одного зарубежного государства в другое, пересекая территорию РФ. В качестве примера для такого способа транзита можно привести перевозку из Латвии в Казахстан.

А в некоторых случаях под транзитными перевозками имеется в виду совсем иная операция. Вторым типом транзита является перевозка сразу через несколько государств. Например, маршрут Россия-Монголия-Казахстан.

Для осуществления этих типов перевозки необходимо иметь все необходимые документы и оплатить все таможенные пошлины, потому что за грузовыми перевозками осуществляется надзор.

Стоимость транзитной перевозки зависит от множества факторов, регулирующих маршруты. Но основополагающими являются маршрут следования и вид доставляемого товара. Также нужно понимать, что каждое государство в праве самостоятельно устанавливать требования на список документов, необходимых для осуществления перевозки, и тарифы.

Железнодорожный транспорт способен реализовать доставку груза из зарубежных государств по территории России, при этом экспортируя транспортные услуги.

Чем регулируются транзитные международные перевозки автомобильным транспортом

Основным средством регулировки транзитных перевозок являются трансграничные соглашения. Трансграничные соглашения – двусторонние или многосторонние соглашения, касающиеся вопроса доступа на рынок и режимов перевозок на территории того или иного государства. Эти соглашения необходимы для урегулирования системы таможенных проверок с помощью составления списка документов, тарифов перевозок, единой системы таможенных проверок, опломбирования и проверки грузов.

Конвенция МДП, составленная Комитетом ООН по внутреннему транспорту, является основой международного регулирования транзитных перевозок. Согласно положению Конвенции, товары, перевозимые в опечатанном виде, освобождаются от досмотра на всём пути следования. А таможенные пошлины оплачиваются по факту прибытия товара в пункт назначения. В настоящее время к Конвенции присоединились 68 стран, что делает её самым популярным способом регулирования транзитных перевозок.

Целью этой конвенции — упрощение международных транзитных перевозок и всех связанных с ними процессов, установление правовых норм и создание перечня документов, необходимых для их осуществления. Также Конвенцией была создана нормативно-правовая база, упрощающая международные транзитные перевозки:

В опломбированном состоянии;

С таможни одного государства на таможню другого государства;

Исключение постоянных пограничных проверок, занимающих большое количество времени у перевозчика;

По фиксированной доступной цене;

При этом таможенные органы имеют гарантии на целостность доставляемого товара и сроки его поставки.

Эта система влияет не только на автодорожные международные перевозки, но и на комбинированные способы доставки транспорта. Например, товар ехал в фуре, а потом был перегружен на баржу, чтобы пересечь реку, затем снова погружен в другой автотранспорт. Обязательным условием применения этой системы является то, что хотя бы один раз на пути груз должен быть помещён в автотранспорт.

Так, 2003 год принёс прорыв в сфере транзитных перевозок. Наконец-то открыли «проект электронной книги МДП», который по сути является всеобщей платформой обмена информации между всеми звеньями системной цепи транзитных перевозок. Проект получил название «международной электронной системы МДП». Основное предназначение этой системы – создать безопасную электронную сеть для обмена информацией между субъектами транзитных перевозок, а именно таможенными службами, перевозчиками и получателями. Система регулирует международные перевозки товаров, транспорт и опломбировку контейнеров, а также собирает данные о гарантийных талонах, которые выдаются гарантийными цепями компании.

Для того чтобы ускорить товарооборот, на территории государства возникают различные организации и союзы. В пример можно привести центр транзитных перевозок, предоставляющий огромный ассортимент услуг: начиная от дозаправки воздушных судов и заканчивая сортировкой различных грузов.

В связи с тем, что транзитные перевозки плохо организованы в настоящее время, Россия теряет до 15 млрд долларов в год (по мнению экспертов). Экономический разлад делает использование транзитных перевозок через РФ очень дорогостоящим и нецелесообразным, также немалый вклад вносит размер нашей страны, из-за чего транзитные перевозки занимают очень много времени.

Чем регулируются международные железнодорожные перевозки грузов

Для решения всех международных вопросов, в том числе и вопросов о транзитных перевозках по железной дороге, применяются международные соглашения. Основополагающей организацией, созданной для регулирования перевозок на железных дорогах СССР, стала Организация сотрудничества железных дорог социалистических стран (ОСЖД). На эту организацию было возложено множество обязанностей, в том числе и развитие дружеских отношений между входящими в соглашение странами в сфере использования железных дорог. Что касается соглашений, то первым соглашением в железнодорожной сфере в истории Советского союза стало Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), вступившее в силу 01.11.1951 г. В состав этой организации входили: СССР, Румыния и другие страны. СМГС являлось многосторонним соглашением и было заключено на уровне ведомства.

Но одним соглашением дело не закончилось, кроме основного текста страны-участницы приняли Единый международный транзитный тариф (ЕТТ). Он был необходим для исчисления общего тарифа на перевозку грузов по территориям этих стран. Основополагающие моменты, заключённые в тексте СМГС:

Читайте так же:  Как проходит регистрация авто по наследству в гибдд

Приняли возможность перевозки груза по территории нескольких стран с наличием одного документа — международной накладной. В таких случаях перевозки назывались «прямым международным сообщением».

Перевозки по железной дороге можно условно поделить на прямые и смешанные (когда в процессе участвует не только железнодорожный транспорт).

Прямые железнодорожные перевозки можно поделить на перегрузочные (груз перегружается из одного вагона в другой) и безперегрузочные.

Прямые международные перевозки могут быть бесперегрузочными при том условии, что ширина колеи государств одинакова.

Из СМГС можно понять, что это соглашение создано для урегулирования железнодорожных отношений между всеми странами участницами, когда перевозка происходит между двумя или более странами-участницами. Основной целью этого соглашения является урегулирование договоров, создание единой системы управления всеми процессами перевозок, рассмотрение прав и обязанностей каждой стороны и контроль их выполнения. Обязанность СМГС включает в себя не только железную дорогу, прописанную в договоре, а каждую из железных дорог прописанных в соглашении.

Какие действуют тарифы на международные транзитные перевозки железнодорожным транспортом

Транзитные тарифы – важнейшая часть международных транзитных перевозок. Вместе с первым транзитным соглашением был создан первый единый транзитный тариф, регулирующий цены на перевозки по территориям стран-участниц. Главной целью этого тарифа являлось обеспечение стран-участниц единой тарификацией на таможенные услуги и развитие благоприятных условий для перевозки по железным дорогам. Также он помогал рассчитать стоимость перевозки грузов в страны, не участвующие в соглашении.

При разработке единого тарифа все страны-участницы принимали самый низкий тариф, существующий в настоящее время в одной из стран, входящих в соглашения. Также существовало условие, что если тариф одной из стран-участниц понизится, то соответственно понизится уровень тарифов всех стран. Так и произошло при присоединении КНР к соглашению.

С тех пор международные железные дороги пережили множество модернизаций, связанных с улучшением их качества, реконструкцией станций и строительства новых парков для вагонов. Естественно, для этого потребовались новые капиталовложения. Вследствие чего, увеличился ассортимент перевозимых грузов, повысились расходы на использование перевозок железнодорожным транспортом. Страны, входящие в соглашение, подумали о смене тарифа. В 1977 г. был подписан новый документ — соглашение о «Международном транзитном тарифе» (МТТ). В это соглашение вошли социалистические страны и Монголия, а сам тариф начал действовать 01.10.1977 г.

Оба тарифа продолжают действовать до сих пор, хотя перевозка грузов между странами СНГ или участниками СМГС осуществляется именно по международному тарифу. И если ранее стоимость тарифа исчислялась в рублях, то теперь она свободно конвертируется во всевозможные валюты.

При следовании груза из стран-участниц МТТ в третьи страны, когда транзит осуществляется только через одну страны, плата за перевозку может быть произведена как грузоотправителем, так и грузополучателем — в зависимости от условий внешнеторгового контракта. Так, при перевозке груза из России в ФРГ через Польшу за транзит по территории последней может платить либо российская организация, либо получатель груза в ФРГ.

Если же груз следует по двум или более транзитным дорогам, через несколько стран, платежи за транзит по железной дороге первой страны, по правилам МТТ (последнее время — это условие соблюдается не столь скрупулезно), должны производиться отправителем в стране отправления, а транзит по железным дорогам последующих может быть оплачен как отправителем, так и получателем в зависимости от условий внешнеторгового контракта либо в стране отправления, либо в стране получения. Произведенные при отправлении платежи отмечаются в накладной, ее дубликате и дорожной ведомости, прием отдельно за перевозку по дорогам страны отправления и по транзитным дорогам.

Какие документы потребуются для оформления транзита

Кроме основного пакета, который требуется и при внутреннем перемещении (товарно-транспортная накладная, договор поставки, санитарный сертификат и другие), транзитные перевозки требуют сопроводительной и пропускной документации от органов таможни. Пакет документов, необходимых для транзита груза, может включать и специфические акты, требуемые таможенным кодексом и законодательными нормативами отдельных государств.

Оформление транзитных грузов выполняется в таможенном департаменте или в транспортных компаниях, оказывающих комплексные услуги. Транзитные автоперевозки оформляются документально заранее, еще до того, как сделан заказ перевозки для отправки транзитного груза. Поэтому, выбирая логистическую компанию для выполнения перевозок, целесообразно поинтересоваться об оказании услуги таможенного оформления транзитных грузов.

Удобно получать все услуги в одном месте (погрузка, перевозка, оформление транзита, временное складирование). Обычно серьезная транспортная компания помогает:

Рассчитать всю внешнеэкономическую сделку;

Классифицировать груз по ТН ВЭД;

Оформить таможенную декларацию и транзитные документы;

Зарегистрировать участников ВЭД в таможенных структурах;

Подобрать оптимальный таможенный режим оформления грузов;

Проверить внешнеторговый контракт на соответствие таможенным правилам;

Оформить и получить сертификаты соответствия техническим регламентам, фитосанитарные сертификаты или справки от органов ветеринарного контроля.

Договор международной перевозки грузов (стр. 8 из 12)

Если экспортер применяет аккредитивную форму расчетов, он обычно передает все части коносамента вместе с другими необходимыми документами авизующему или номинированному банку, который затем направляет документы авиапочтой в банк-эмитент. Когда разные части коносамента находятся в руках разных лиц, судовладелец или капитан (действующий в качестве агента судовладельца) передать груз первому лицу, которое предъявило коносамент, при условии, что ему не известны другие претензии на товары или любые иные обстоятельства, дающие основания подозревать, что претендент не имеет прав на товары. Если он знает о таких претензиях или обстоятельствах, он обязан доставить товары на свой собственный риск их законному владельцу или предъявить иск с целью определения прав третьих лиц. Он не имеет права доставлять товары грузополучателю, указанному в коносаменте, без предъявления коносамента, и делает это на свой риск, если грузополучатель фактически не имеет права на товары».

Два типа договоров морской перевозки, в частности договоры на основании коносаментов и договоры, сформулированные в чартерах, имеют несколько общих моментов.

Договоры о фрахтовании судна (чартеры) регулируются преимущественно нормами Common Law . К ним применяется принцип свободы договоров и судовладелец может по соглашению с фрахтователем изменить свою обычную ответственность перевозчика без всяких ограничений, кроме тех, которые определяются общими принципами CommonLaw. Договоры перевозки на основании коносаментов, с другой стороны, в значительной степени регулируются статутным правом, в частности Законом о морской перевозке грузов 1971 г., который определяет свободу договоров сторон, но ограничивает права судовладельца, вводит исключения в отношении его договорной свободы, выходящей за пределы, которые допустимы нормами о коносаментах (Правила Гаага-Висби).

Читайте так же:  Образец претензии по договору поставки

Договоры о фрахтовании судна представляют мало интереса для обычного экспортера, поскольку лишь в исключительных случаях появляется необходимость фрахтовать все судно. Экспортер, который зафрахтовал все судно, может выдать чартерные коносаменты, но если платеж производится банковским аккредитивом, банк примет коносамент с оговоркой, которая инкорпорирует условия чартера, только в том случае, если он уполномочен акцептовать чартерные коносаменты». Ниже речь идет только о договорах перевозки на основании коносаментов.

Ранее было отмечено, что договор морской перевозки заключается до выдачи коносамента и что в последнем просто фиксируются условия договора, который уже частично исполнен. Следовательно, специальное условие договора перевозки, даже если оно согласовано только устно, может превалировать над общими условиями, внесенными в коносамент. Это положение лучше всего можно проиллюстрировать ссылкой на дело Ardennes .

В этом деле поставщик мандаринов из Испании устно договорился с перевозчиком о том, что товар будет доставлен непосредственно в Англию и должен попасть туда до 1 декабря 1947 г.; с этого дня должны были увеличиться ввозные пошлины на мандарины. Коносамент содержал обычное условие, которое предусматривало, что перевозчик был свободен в выборе маршрута и перевозке груза прямо или косвенно в порт назначения. Судно сначала отплыло в Антверпен и затем в Лондон, но попало туда только 4 декабря. Лорд Годдард (судья) пришел к выводу, что договор перевозки был заключен до выдачи коносамента и в нем прямо гарантировалось, что перевозчик не будет полагаться на свободу действий, которая в другом случае была бы ему предоставлена, что эта устная гарантия превалировала над условиями коносамента и, соответственно, он присудил выплату ущерба грузоотправителю.

Если владелец перевозящего товары судна предоставляет его фрахтователю, который превращает судно в общецелевое, возникает вопрос, кем будет лицо, с которым грузоотправитель заключает договор перевозки, – судовладельцем или фрахтователем.

Когда судовладелец не принимает на судно товары грузоотправителя из-за недостатка места несмотря на то, что товары были отправлены в назначенное место погрузки до окончательной даты, следует различать два случая. Если, основываясь на данных карточки отплытия, грузоотправитель отправляет товары в доки без предварительной договоренности с судовладельцем, он не может претендовать на возмещение ущерба, поскольку договор не был заключен. Извещение в карточке отплытия является своего рода приглашением к оферте. Доставка товаров в доки является таким предложением, и судовладелец вправе выбирать: принять его или отклонить. Положение иное, если в соответствии с современной практикой отправитель заказал место для груза заранее; в этом случае «договор фрахтования безусловно нарушен, и судовладельцу можно предъявить судебный иск. Но даже в этом случае иски о возмещении ущерба, вызванного «отклонением», возбуждаются редко. Для этого есть несколько причин. Во-первых, извещения судовладельцев о заключительных датах обычно содержат оговорку, в которой указано, что последним днем для погрузки товаров является…, если только судно заранее не загружено до полной вместимости.

Во-вторых, в таком случае судовладелец обычно безоговорочно возмещает стоимость фрахта, если он уже оплачен, и упущенную выгоду за непринятые к погрузке товары обычно невозможно получить.

Фрахт представляет собой вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов. Он выплачивается только в случае безопасной и сохранной перевозки и доставки. Если грузы утрачены в процессе перевозки, фрахт не оплачивается. Это определение четко указывает на то, что по закону судовладелец не имеет права претендовать на фрахт, если только он не готов доставить груз получателю в порт назначения и ему не помешает в этом владелец груза. Отсюда следуют два правила. Во-первых, судовладелец не может претендовать на фрахт при утрате груза.

Если товары утрачены в пути независимо от причины, фрахт не оплачивается. Исключенные риски дают судовладельцу хорошее оправдание за недоставку товаров, но он не может получить фрахт на основании одного из таких рисков.

Если груз прибывает, хотя и поврежденный, судовладелец имеет право на фрахт, если только ущерб не является столь серьезным, что товары полностью утратили свой товарный характер.

Во-вторых, фрахт не оплачивается, пока товары не доставлены в порт назначения и пока судовладелец не готов доставить их. На практике оба правила постоянно нарушаются условиями договоров перевозки, что отражается в коносаментах.

2.3 Актуальные аспекты выполнения договоров о международной перевозке товаров по суше

Международная перевозка товаров по суше осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Оба вида перевозок регулируются международными конвенц иями.

Международная перевозка товаров по железной дороге регулируется Международной конвенцией о п еревозке товаров п о железной дороге (CIM) от 26 февраля 1961 г. В Великобритании, например, эта Конвенция была воспринята на основании Закона о перевозках по железной дороге 1972 г., однако он был отменен Законом о междуна родн ых тра нспортных конвенциях 198 3 г., который оставил в действии СIМ как часть Конвенции о м еждународных перевозках по железной дороге (COTIF , КОТИФ), подписанной в Берне 9 мая 1980 г. СIМ прилагается к э той Кон венции в качестве Ю диных п равил о договоре межд ународных перевозок по железной дороге.

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

§ 1. Общая характеристика договоров международной перевозки грузов и пассажиров

§ 2. Договор международной морской перевозки грузов и пассажиров.

§ 3. Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров.

Видео (кликните для воспроизведения).

§ 4. Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

§ 5. Договор международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров.

§ 6. Договор международной смешанной перевозки грузов и пассажиров.

Общего нормативного определения договора международной пе­ревозки в каком-либо акте не содержится. Поэтому воспользуемся определением, содержащимся в ГК РФ. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со ст. 786 по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. За определенными изъятиями данные определения применимы к международной перевозке.

Читайте так же:  С 14.05.2019 билет на поезд для новорожденного можно приобрести без свидетельства о рождении

Особенность международных перевозок состоит в том, что они осуществляются между двумя и более странами. При этом «для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступле­ния груза. на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть». Например, если груз был утрачен до пересечения границы, то перевозка не перестает считаться междуна­родной. Главное, что место отправления и место назначения, указан­ные в договоре, находятся в разных государствах.

Поскольку международные перевозки осуществляются между двумя и более странами, они регулируются сложным комплексом правовых норм, состоящим из норм международных соглашений, националь­ного законодательства и обычаев, сложившихся в области перевозок.

Первая группа международных соглашений касается условий перевозок.

[3]

Подобно национальному гражданскому законодательству, в таких соглашениях устанавливаются: 1) форма договора перевозки; 2) существенные условия перевозок; 3) права и обязанности, а также ответственность сторон — перевозчика и грузоотправителя; 4) претен­зии и иски, включая вопросы юрисдикции (как известно, в России вопросы юрисдикции и исков — сфера процессуального права).

[2]

В настоящее время международные соглашения об условиях пере­возок грузов, именуемые также транспортными конвенциями, явля­ются основным источником регулирования международных перевозок. По каждому виду перевозок (морская, воздушная, автомобильная, железнодорожная, смешанная) существует какая-либо «основная» конвенция (иногда и более). Положения транспортных конвенций носят в основном императивный характер, особенно в том, что ка­сается ответственности перевозчика.

Многие конвенции об условиях перевозок содержат в своем названии слово «унификация». Унификация — это приведение чего-то к единому знаменателю. Унификация в праве — создание единых правил, которых обязаны придерживаться государства в регулировании определенных общественных отношений, как правило, тех, которые связаны с международным торговым оборотом. По мнению А.Л. Маковского, «главное содержание обязательств, принимаемых в отношении друг друга госу­дарствами по международным договорам об унификации права, состоит в обязанности каждого государства-участника договора обеспечить пра­вовое регулирование определенных в этом договоре отношений установ­ленным в нем образом».

Другая группа международных соглашений — договоры об общих принципах сотрудничества между странами по вопросам транс­порта. К этой группе относятся торговые договоры, договоры о тор­говле и мореплавании, соглашения о сотрудничестве в области конкретного вида транспорта. Они ориентированы в основном на межгосударственное регулирование перевозочной деятельности, со­держат положения достаточно общего характера.

Национальное законодательство в области международных пе­ревозок применяется субсидиарно по отношению к международным договорам. Иными словами, внутреннее законодательство подлежит применению к договорам международной перевозки в случаях, когда какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция (ее коллизионная норма) отсылает к национальному законодательству. Наибольшее практическое значение имеют две кол­лизионные привязки — закон страны отправления (в том, что касается предъявления груза к перевозке) и закон страны назначения груза (вопросы, касающиеся выдачи груза, составление актов о недоста­че). О применении национального законодательства в таких конвен­циях говорится, как правило, в связи с возможностью освобождения перевозчика от ответственности или ограничения ее, а также для решения процессуальных вопросов. К примеру: «Суд может на ос­новании постановлений своего собственного закона освободить пе­ревозчика от ответственности в случае, если в причинении вреда виноват отправитель (пассажир). » и т.д. При отсылке к какому-либо внутреннему праву необходимо последовательно применять:

1) спе­циальные нормативные акты, касающиеся международных перевозок;

2) нормы транспортного законодательства;

3) нормы общеграждан­ского законодательства.

Договор международной перевозки признается внешнеэкономи­ческой сделкой: перевозка выполняется за границу, и иностранный элемент в данном случае присущ процессу перемещения, составля­ющему суть транспортной деятельности. Раздел VI части третьей ГК РФ содержит ряд коллизионных привязок, которые применяются к внешнеэкономическим сделкам в случае, если отсутствуют специ­альные коллизионные нормы, содержащиеся в транспортном законо­дательстве. В соответствии со ст. 1210 ГК стороны вправе сами избрать применимое право к их договору международной перевозки. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве подлежит применению право перевозчика (п. 3 ст. 1211). При этом в приори­тетном порядке перед нормами ГК РФ и специального транспортного законодательства подлежат применению коллизионные нормы, со­держащиеся в международных соглашениях. Например, в соответ­ствии с п. «е» ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

Пункт 2 ст. 1206 ГК РФ содержит норму, которая также связана с перевозкой: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находя­щегося в пути движимого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Если отношения сторон выходят за рамки транспортных (например, вопросы правопреемства, порядок уступки права на предъявление требований к перевозчику), то необходимо обращение к специальным коллизионным правилам.

Одной из главных целей транспортных конвенций является опре­деление оснований ответственности перевозчика и ограничение ее размера за несохранность груза и просрочку в доставке, а также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В большинстве международных соглашений перевозчик несет ответственность при наличии вины, которая предполагается (то есть бремя доказательства отсутствия вины лежит на самом перевозчике). Отечественное зако­нодательство основано на тех же принципах (см. п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данном случае имеется изъятие из общего принципа ответствен­ности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В большинстве международных соглашений ответственность пере­возчика за несохранность груза ограничивается суммой объявленной стоимости груза. Если стоимость груза не объявлялась, ответствен­ность ограничивается определенной суммой, которая выражается во французских франках. Франки подлежат переводу в национальную валюту по определенной схеме (в зависимости от времени заключе­ния соглашения имеются в виду отсылки либо к старым франкам — франкам Жерминаль (10,31 г золота пробы 0,900) или к франкам Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). Протоколы, принимаемые к конвенциям начиная с 70-х гг. XX в., а также современные транспортные соглашения используют в качестве единицы измерения пре­дела ответственности СПЗ — расчетные единицы МВФ. Согласно транспортным конвенциям ограничивается ответственность перевоз­чика также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Гражданское законодательство России также ограничивает ответ­ственность перевозчика: при утрате (повреждении) груза — в размере стоимости утраченного (поврежденного) груза, а если стоимость груза объявлялась — в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Из этих же принципов исходят современные российские транспорт­ные уставы и кодексы.

Читайте так же:  Упрощается процедура доступа к кредитной истории

Установление пределов ответственности сделано в целях защиты интересов перевозчиков от чрезмерных требований со стороны вла­дельцев утраченных (поврежденных) грузов и/или страховщиков. С другой стороны, согласно конвенциям всякое соглашение, отсту­пающее от установленного режима ответственности, в частности ис­ключающее ответственность перевозчика, недопустимо.

Договоры международной перевозки тесно связаны с иными до­говорами, прежде всего с договорами транспортной экспедиции, купли-продажи и страхования.

Так, количество товаров, подлежащих передаче покупателю, обычно определяется по документу, полученному продавцом от перевозчика (накладная, коносамент). Перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом им от продавца. В случае недостачи товара пре­тензию покупатель должен предъявлять непосредственно перевозчику. Продавцу же предъявляются претензии только в случае, когда будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место сме­шанная ответственность перевозчика и грузоотправителя.

Согласованные сторонами базисы поставки, традиционно использу­емые в договорах купли-продажи согласно обычаям или ИНКОТЕРМС, влияют на выбор конкретного вида транспорта, а также на распределение между сторонами обязанностей по заключению договора перевозки.

В частности, в сделках на условиях группы F (FCA, FAS, FOB) обязан­ность организации перевозки лежит на покупателе, а по условиям группы С (CFR, GIF, CPT, CIP) — на продавце. Соответственно расходы по перевозке в первом случае несет покупатель, а во втором — продавец (краткая характеристика группы F в ИНКОТЕРМС — «основная перевоз­ка не оплачена», а группы С — «основная перевозка оплачена»). Как отмечается в литературе, в тех странах, где у продавца имеются доста­точные возможности обеспечить морской транспорт, он может предпо­честь CFR или CIF. Если же такая возможность есть у покупателя, он, скорее всего, будет настаивать на выборе FAS и FOB.

Вместе с тем следует подчеркнуть обособленный характер отноше­ний из договоров перевозки и купли-продажи. О.Н. Садиков отмечает: «При урегулировании споров, возникающих из договора внешнеторговой купли-продажи, его участники нередко смешивают отношения купли-продажи и транспортировки и руководствуются при этом правовыми нормами, относящимися к договору перевозки, что не позволяет им надлежащим образом устранять возникшие разногласия».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Международные перевозки: понятие, особенности правового регулирования железнодорожных и автомобильных перевозок.

Договор международной перевозки представляет собой особый вид внешнеэкономических сделок. Специфика этого договора обусловлена особенностями транспорта как естественной монополии государства.

Договор международной перевозки включает в себя публично-правовой (определение статуса транспортной среды) и частноправовой (непосредственная организация самой перевозки) аспекты.

Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях заключенного между ними международного соглашения.

Специфика правового регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозки решаются в международных соглашениях (международных транспортных конвенциях), содержащих унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. При отсутствии международного договора перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством.

[1]

Договор перевозки – это вторичная внешнеторговая сделка, обслуживающая общую систему товародвижения. Виды международных перевозок: железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные (речные и морские).

Существует еще трубопроводный транспорт, но его использование не представляет собой договор перевозки (отсутствует центральная сторона этого договора – перевозчик). Серьезной спецификой обладают транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные международные перевозки.

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал.

Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.).

Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются, естественно, только на региональном уровне.

В Западной, Центральной и Восточной Европе действуют Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г. (СИВ). В 1980 г. была созвана специальная Конференция по пересмотру Бернских конвенций, которая завершилась принятием Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ). В качестве Приложения к КОТИФ разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение А – Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК принято специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения, представляющие собой служебную инструкцию к КОТИФ. Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом государственной территории.

Суверенитет государства полностью распространяется на принадлежащие ему территориальные образования и предопределяет специфику правового режима наземной перевозки.

Организация автомобильного сообщения самым тесным образом связана с нормами национального публичного права. Международное автомобильное сообщение, кроме того, обладает особой спецификой. Автотранспортное средство пересекает границы и следует по дорогам разных государств, т.е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

Международная автомобильная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения – на территории другого, а также перевозки транзитом.

Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА). Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).

Читайте так же:  Образец выписки из реестра недобросовестных поставщиков

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10255 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными. Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов. Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины. Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях. В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок. Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Источники


  1. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  4. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Договор международной перевозки — чем регулируется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here