Дисквалификация как вид административного наказания

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Дисквалификация как вид административного наказания" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Дисквалификация как вид административного наказания

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

[1]

Что такое дисквалификация?

В зависимости от тяжести совершенного преступления, к наказанию в виде дисквалификации могут применяться как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства.

Дисквалификация, как вид административного наказания, может применяться исключительно для физических лиц, наделенных соответствующими полномочиями (работники органов местного самоуправления, участники совета директоров, или лицо, занимающие должность генерального директора).

Содержание:

  1. Что такое дисквалификация
  2. Контролирующий орган
  3. Смягчающие обстоятельства
  4. Отягчающие обстоятельства
  5. Сроки дисквалификации и порядок исполнения наказания
  6. Может ли применяться дисквалификация по отношению к юридическим лицам
  7. Дополнительные сведения

Что такое дисквалификация?

В административной сфере понятие дисквалификация расценивается как мера наказания, предусматривающая лишение должностных прав лица, пребывающего на службе в муниципальных, или исполнительных органах, а также занимающего место в совете директоров.

При этом, следует подчеркнуть, что для учредителей организаций, а также юридических лиц, владеющих любой формой собственности, подобная мера наказания не применяется.

Из всех возможных административных наказаний, дисквалификация считается крайней инстанцией, которая, чаще всего, вступает в силу при злоупотреблении должностными полномочиями, или злостном невыполнении должностных обязанностей. А особый контроль над физическими лицами наблюдается в следующих сферах деятельности:

    Здравоохранение (под данную категорию попадают те должностные лица, чья деятельность связана с: производством фармакологических средств, их реализацией, а также оказанием медицинских услуг);
  • Спорт (в сфере спорта дисквалификация может применяться только для лиц, отвечающих за тренировку спортсменов, и работников, занимающихся их медицинским обеспечением).
  • Сфера деятельности должностного лица, совершившего преступление, играет очень большую роль в установке срока длительности наказания. Поэтому, данный критерий часто учитывают во время судебного разбирательства.

    Контролирующий орган

    Ранее уже было сказано, что дисквалификация, как административное наказание, заключается в лишении должностного лица прав и полномочий, предписанных ему действующим законодательством. Поэтому, подобная мера наказания может устанавливаться для физического лица исключительно в судебном порядке, и только после объективного рассмотрения обстоятельств, при которых было совершено преступление.


    При объективном рассмотрении состава преступления, судья может вынести должностному лицу приговор, с учетом отягчающих, или смягчающих обстоятельств. А регулируется вынесение такого приговора действующим законодательством (а именно ст.5 КоАП РФ), которое запрещает судье устанавливать сроки дисквалификации, меньше, или больше предусмотренных. В противном случае должностное лицо, совершившее преступление, может оспорить вынесенный ему приговор в апелляционном суде.
    Смягчающие обстоятельства
    Как и при рассмотрении любого криминального, или административного нарушения, судья должен учитывать смягчающие обстоятельства обвиняемого, прежде чем принять решение о его дисквалификации. Согласно действующему законодательству, смягчение приговора может наступать лишь в тех случаях, когда:

      Лицо, совершившее преступление, искренне раскаивается в содеянном (при раскаянии обвиняемого суд может лишь уменьшить срок длительности его дисквалификации, но не отменить ее действие вообще);

    Виновный полностью, или частично возмещает ущерб, причиненный предприятию (а также его руководителю), или отдельным физическим лицам (при полном возмещении ущерба суд может не только уменьшить срок действия дисквалификации работника, но и вовсе отменить данную меру наказания.

    Однако, отмена административного наказания должна быть четко обоснована, так как пострадавшие лица (будь то участники ООО, или же третьи лица) оставляют за собой право подать заявление на повторное рассмотрение дела в апелляционном суде).

    Кроме двух вышеперечисленных ситуаций существует еще целый ряд смягчающих обстоятельств, способных повлиять на окончательный приговор судьи. Но, как правило, все эти обстоятельства несут личный характер, а их рассмотрение и принятие происходит строго в индивидуальном порядке.

    Отягчающие обстоятельства

    Помимо смягчающих обстоятельств, положительно влияющих на окончательный приговор, судья также может учесть и отягчающие обстоятельства виновного, приводящие к увеличению срока длительности его дисквалификации. Происходит это в следующих случаях:

      Должностное лицо, совершившее преступление, не впервые привлекается по данной административной статье (на практике, за повторное привлечение по одной, и той же статье, судья чаще выносит виновному наиболее строгий приговор о дисквалификации);

    Виновный неоднократно игнорировал замечания, касательно злоупотребления полномочиями, или злостного неповиновения (также, как и при повторном привлечении виновного по одной статье, за игнорирование замечаний полагается существенное увеличение длительности дисквалификации);

    Должностное лицо совершило неправомерное деяние, на фоне возникшей глобальной, или локальной катастрофы.

    (как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда сотрудники местных органов самоуправления наживаются на стихийном бедствии за счет растраты выделенного государством бюджета на собственные нужды)

    При вышеперечисленных отягчающих обстоятельствах, как правило, суд назначает виновному максимальный срок дисквалификации. Однако в случаях, когда виновное лицо раскаивается в содеянном, или же возмещает причиненный им ущерб, срок длительности наказания может быть несколько снижен.

    Сроки дисквалификации и порядок исполнения наказания


    В соответствии с законодательством, дисквалификация должна иметь строгие временные рамки, по истечению которых виновное лицо вновь получает разрешение заниматься прежней деятельностью. В зависимости от тяжести преступления эти рамки могут варьироваться от 6 месяцев (минимальный срок дисквалификации) до 3 лет (максимальный срок).

    Зависит срок такого административного наказания от сферы деятельности виновного, и от ситуации, повлекшей за собой его дисквалификацию.

    Такое административное наказание как дисквалификация применяется только для тех физических лиц, которые не являются владельцами организаций и предприятий. Поэтому первой мерой при вынесении такого наказания является расторжение трудового договора между организацией и обвиняемым должностным лицом.
    При этом на период дисквалификации виновному лицу запрещается:

    • Занимать руководящие должности на других предприятиях;
    • Состоять в совете директоров;
    • Трудоустраиваться в органы местного самоуправления.
    Читайте так же:  Как можно продать ооо с одним учредителем

    Однако, если дисквалификация устанавливается на срок более полугода, то уволенному должностному лицу разрешается трудоустраиваться на любую работу, не связанную с его предыдущей должностью (а также предусмотренными ею правами и полномочиями), или вышеперечисленными сферами деятельности.

    Может ли применяться дисквалификация по отношению к юридическим лицам

    Согласно действующему законодательству РФ, такого понятия как дисквалификация юридического лица в КоАП не существует. Однако для владельцев предприятий и организаций может применяться другая мера наказания, включающая в себя аналогичные ограничения. И называется она приостановление деятельности.


    Как и дисквалификация, данное наказание лишает юридическое лицо прав на дальнейшую деятельность в той сфере, в которой было совершено нарушение. Но в отличии от дисквалификации приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, в течении которых юридическое лицо должно будет устранить все выявленные нарушения.
    Если же за отведенный период предприниматель не сможет устранить нарушения, то по его делу будет проводиться повторное судебное разбирательство, по решению которого на штрафное предприятие может быть направлен арбитражный управляющий. На практике такие ситуации возникают достаточно редко. В большинстве случаев юридические лица исполняют судебный приговор.

    Дополнительные сведения

    Мы уже выяснили, что такая мера административного наказания как дисквалификация может применяться только для физических лиц, оформленных по трудовому договору, и только при следующих нарушениях:

    • Злоупотребление должностными полномочиями;
    • Незаконное получение кредитных отчетов;
    • Реализация товаров, качество которых не соответствует единому ГОСТу;
    • Несоблюдение ценовой политики;
    • Злостное невыполнение должностных обязанностей;
    • Растрата государственного бюджета на свои нужды и т. д.

    Однако подобная мера наказания за вышеперечисленные деяния может выноситься должностному лицу лишь в том случае, если факт совершенного им правонарушения был зафиксирован не позже одного года назад. В противном случае нарушитель может избежать ответственности.
    Что касается тех лиц, которым было вынесено административное наказание в виде дисквалификации, они обязательно вносятся в единый реестр, в котором указываются личные данные виновного, информация об организации, в которой он числился, а также данные судьи, ответственного за вынос приговора. И что интересно, этот реестр находится в свободном доступе, поэтому просмотреть его может любой желающий.

    95. Дисквалификация как мера административной ответственности.

    Дисквалификация заключается в лишении физического лица права

    замещать должности федеральной государственной гражданской службы,

    должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

    должности муниципальной службы,

    занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

    входить в совет директоров (наблюдательный совет),

    осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,

    осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

    либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг

    либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и

    организации и проведения спортивных мероприятий,

    либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,

    либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)

    Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.

    Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

    Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

    нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

    фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

    неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

    нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24)

    предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).

    незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29)

    манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2)

    заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности ( ст.14.32)

    повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4)

    нарушение порядка ценообразования (ст.14.6)

    недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33)

    непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36)

    нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47)

    предоставление недостоверных результатов исследований( испытаний) (ст. 14.48)

    грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55)

    нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14)

    нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3)

    Читайте так же:  Альтернативное разрешение трудовых споров (нюансы)

    нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4)

    нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5)

    нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12)

    нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13)

    Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.

    Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11).

    Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11).

    Согласно ч.3 ст.32.11в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

    Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

    Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

    Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети «Интернет». Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети «Интернет», не взимается.

    Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.

    Исключение из реестра производится:

    по истечении срока дисквалификации

    во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

    Одной из важных проблем, стоящих на пути эффективного применения дисквалификации является проблема конкуренции НП, регулирующих порядок рассмотрения дел о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации. Сущность ее заключается в том, что рассмотрение дел о о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации осуществлеется не только на основании положений КоАП РФ, но и на основании пар.1 гл. 25. АПК РФ. Данное положение противоречит ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, по которому адм. наказание назначается в соответствии с КоАП и ч.1 ст. 1.1 КОАП, согласно которой законодательство об адм. правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

    Суды не применяют дисквалификацию из-за отсутствия должного процессуального механизма. Проблемы обусловлены также несогласованностью этого наказания трудовым законодательством, законодательством регулирующим деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, не предусматривающим дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора.

    89.Дисквалификация как вид административного наказания и ее исполнение.

    Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

    Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания: к кому и за что применяется

    Если должностные лица разных частных или государственных предприятий нарушают требования законодательства, то они могут привлекаться к административной ответственности. Она представлена не только разными штрафами, обязательными работами, арестом, принудительными работами, но и дисквалификацией. Все эти виды наказания назначаются только после проведения судебного процесса. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания заключается в том, что граждане, занимающие высокие должности в разных организациях, теряют свое право работать по такой специальности.

    Читайте так же:  Определено, в каком случае ук получит сэкономленные средства

    Понятие данного наказания

    Статья 3.11 КоАП РФ регулирует правила применения такого вида наказания к должностным лицам разных учреждений. К нарушителям применяется только один вид наказания, поэтому если должностное лицо дисквалифицируется, то оно не уплачивает штраф и не привлекается к принудительным работам.

    Дисквалификация должностного лица за административное правонарушение представлена процессом, в результате которого человек теряет право занимать какую-либо должность или работать в конкретной сфере деятельности. Такое наказание является основным, поэтому не может выступать дополнением к другим мерам.

    К кому применяется?

    Назначение административного наказания считается эффективной мерой воздействия на должностных лиц, которые во время своей деятельности каким-либо образом нарушают требования законодательства. Используется это наказание ко многим людям, замещающим разные должности. К ним относятся:

    • должности федеральной государственной гражданской службы;
    • должности, имеющиеся в разных субъектах РФ;
    • должности, предлагающиеся в муниципалитетах;
    • иные лица, которые занимаются организационными, распорядительными, административными или хозяйственными функциями в разных организациях;
    • члены советов директоров;
    • лица, специализирующиеся на частной практике;
    • люди, работающие в медицинской или фармацевтической области.

    К вышеуказанным гражданам может применяться мера воздействия, представленная дисквалификацией. Но это возможно исключительно при выявлении административного правонарушения. Люди, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы, могут полностью лишаться возможности в будущем работать в прежней сфере деятельности. Точный срок такого отстранения зависит от решения судьи.

    Когда назначается?

    Существует только несколько оснований, при наличии которых может применяться такая жесткая мера наказания. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Для этого должны выявляться следующие обстоятельства:

    • имеются доказательства того, что конкретный гражданин является виновником административного правонарушения;
    • выявляются отягчающие обстоятельства;
    • те или иные действия, являющиеся нарушением законодательства, совершались намеренно;
    • целью их реализации выступало получение какой-либо выгоды.

    Все эти обстоятельства непременно изучаются судьей перед назначением наказания.

    На какой срок применяется наказание?

    Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Это прописывается в ст. 3.11 КоАП. Точная длительность данного процесса определяется только судом. Дисквалификация устанавливается на срок, который считается оптимальным для судьи. Он должен изучить все обстоятельства выявленного правонарушения, а также учесть смягчающие или отягчающие факторы.

    Срок исковой давности по таким делам составляет один год с момента совершения выявленного правонарушения. Если обнаруживается длящееся правонарушение, то срок давности представлен годом с момента его обнаружения.

    Кем назначается наказание?

    Наказание за административные правонарушения выбирается судьей. Именно он обладает соответствующими функциями, поэтому никакие другие государственные инстанции не могут дисквалифицировать какое-либо должностное лицо.

    Назначение административного наказания в виде дисквалификации возможно исключительно при условии, что оно является основным, поэтому не допускается дополнительно применять штрафы или другие меры воздействия на правонарушителя.

    [2]

    Штрафы и предупреждения могут назначаться не только судьей, но и должностными лицами определенных государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Они могут рассматривать только некоторые дела, касающиеся административных правонарушений. Например, к таким организациям относится Роспотребнадзор.

    Как исполняется наказание?

    Статьей 32.11 КоАП устанавливается порядок, на основании которого исполняется вынесенное наказание. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется судьями достаточно часто. Для этого выполняются следующие действия:

    • на судебном заседании оцениваются все обстоятельства совершенного правонарушения;
    • должностное лицо признается виновником данного события;
    • составляется постановление, на основании которого человек дисквалифицируется;
    • вступает в силу такой документ с момента издания, поэтому виновник должен сразу покинуть занимаемую должность;
    • для этого прекращается действие трудового договора или другого контракта, составленного между нарушителем и его работодателем.

    Дополнительно сведения о директоре ООО или другом должностном лице, признанном виновником, вносится в специальный реестр лиц, которые были дисквалифицированы с занимаемой должности.

    Какие учитываются смягчающие обстоятельства?

    Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания считается действенной мерой воздействия на нарушителей. Перед использованием данной меры судья должен оценить все обстоятельства, при которых было совершено то или иное нарушение. Они могут быть смягчающими, что приводит к значительному снижению наказания. К таким обстоятельствам относятся:

    • правонарушитель раскаивается в своих деяниях, причем в таких в случаях нередко уменьшается срок, на который назначается дисквалификация;
    • виновный возмещает ущерб, причиненный компании или частным лицам, причем он может выполнять этот процесс частично или полностью;
    • человек выполнил те или иные действия, не зная, что они являются нарушением законодательства;
    • директор ООО или другое должностное лицо, являющееся нарушителем, впервые привлекается к ответственности по какой-либо статье КоАП, так как обычно самое жесткое наказание назначается при повторных нарушениях;
    • гражданин находился под влиянием мошенников, поэтому неосознанно выполнял действия, которые привели к получению выгоды для этих людей.

    Каждый факт должен доказываться официальными документами или показаниями свидетелей. Эти факторы должны учитываться судьей в процессе вынесения приговора. Дисквалификация устанавливается на срок, который соответствует вине должностного лица и последствиям его действий. Нередко за счет наличия смягчающих обстоятельств значительно снижается срок, на который человек теряет право занимать определенную должность.

    Что относится к отягчающим обстоятельствам?

    Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания может назначаться даже на срок в три года. Такая длительность выбирается судьей, если действительно имеются какие-либо отягчающие факторы. К ним относятся:

    • виновник игнорировал многочисленные замечания или предупреждения, если ранее он превышал свои полномочия или другими действиями нарушал требования законодательства;
    • гражданин привлекается к ответственности по такой статье повторно;
    • совершаемое правонарушение происходило одновременно с какой-либо катастрофой, которая может быть глобальной или локальной.

    Если действительно выявляются вышеуказанные факторы, то это часто приводит к назначению судом самого жесткого наказания, представленного дисквалификацией на срок в три года.

    Читайте так же:  Поручитель, несущий субсидиарную ответственность по обязательствам должника, не отвечает солидарно в

    Как выполняется процесс?

    По КоАП дисквалификация должностного лица применяется только для физлиц, которые являются наемными работниками разных учреждений и компаний. Поэтому процедура заключается в том, что с человеком расторгается трудовой договор. Процесс делится на этапы:

    • выявляется какое-либо серьезное административное правонарушение;
    • в компании проводится расследование, которое может быть внутренним или внешним, причем во втором случае к этой процедуре привлекаются сотрудники правоохранительных органов или частные детективы;
    • собираются доказательства, подтверждающие, что конкретное должностное лицо является виновником определенного нарушения;
    • проводится судебное заседание, на котором рассматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имеющиеся доказательства;
    • назначается дисквалификация в качестве основного мера наказания, причем ее срок зависит от разных факторов, которые учитываются судьей;
    • с нарушителем расторгается трудовой договор.

    В течение назначенного судом срока гражданин не может становиться членом совета директоров, занимать руководящие должности в разных компаниях, а также работать в местных органах самоуправления.

    Если срок такого наказания не превышает 6 месяцев, то допускается устраиваться на работу на любую должность, которая не имеет отношения к прошлой работе.

    Используется ли такое наказание к юридическим лицам?

    В КоАП отсутствует понятие, связанное с дисквалификацией должностного лица. Поэтому если нарушителем выступает владелец предприятия, то к нему должны использоваться другие меры наказания. Обычно при серьезных нарушениях применяется мера, называемая приостановлением деятельности. Она имеет много общих черт с дисквалификацией, так как на определенный срок прекращается деятельность компании.

    Такое наказание по срокам не превышает 90 дней, причем в течение этого времени владелец предприятия обязан устранить все выявленные проблемы и нарушения. Если за это время невозможно привести бизнес в порядок, то проводится повторное заседание суда, по решению которого в компанию направляется арбитражный управляющий.

    Важные факторы

    К основным нюансам назначения дисквалификации относятся:

    • обычно такая жесткая мера наказания используется, если выявляется повторное нарушение;
    • нередко она применяется, если должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, продают незаконно товары или подделывают документы;
    • используется такое наказание исключительно судом, поэтому никакие другие государственные органы не могут им воспользоваться;
    • сведения о лицах, к которым применяется дисквалификация, заносятся в специальный единый реестр, которым должны пользоваться руководители компаний при найме граждан на руководящие должности.

    Если люди, в отношении которых было применено данное наказание, все равно будут трудоустраиваться на руководящие должности, то к ним могут применяться более жесткие меры воздействия.

    Заключение

    Дисквалификация считается значимым и серьезным наказанием, которое может применяться к должностным лицам разных организаций. Она заключается в том, что в течение определенного периода времени виновник не может занимать руководящие должности. Такое наказание используется только для частных лиц, а вот для компаний применяется приостановка деятельности.

    Срок дисквалификации зависит от решения суда, для чего учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наиболее жесткое наказание выбирается при выявлении повторного нарушения.

    34.Дисквалификация и административный арест как виды административного взыскания.

    Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

    К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т. д. В частности, это

    1. оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27);

    2. неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

    3. мелкое хулиганство (ст. 20.1);

    4. демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3);

    5. нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5) и др.

    Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках.

    Административный арест назначается судьей.

    Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

    Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

    Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

    1) нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

    2) фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

    3) неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

    4) ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

    5) заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст. 14.22);

    6) предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).

    Читайте так же:  Образец возражения на иск в арбитражный суд

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

    Дисквалификация как вид административного наказания (стр. 1 из 9)

    1. Общая характеристика административных наказаний

    1.1 Понятие и цели административного наказания

    2. Дисквалификация один из видов административного наказания

    2.1 Понятие дисквалификации как ответственности

    2.2 Субъекты, к которым применяется дисквалификация

    2.3 Основания применения дисквалификации

    3. Применение дисквалификации

    3.1 Производство по делам о правонарушениях

    3.2 Исполнение постановлений суда о дисквалификации

    3.3 Ведение реестра лиц, в отношении которых применена мера дисквалификация

    Список используемой литературы

    В п. 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих гражданских прав и обязанностей. Права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а также занимать руководящие должности, для отдельных субъектов. Налоговая служба России так классифицирует существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности:

    — связанные с профессиональной деятельностью;

    — налагаемые в связи с совершенным правонарушением;

    — ограничения, с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным;

    — возрастные ограничения и ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;

    — применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.[1]

    Частным случаем подобного ограничения в правах физического лица в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация — принципиальная новелла в российском законодательстве.

    Она – дисквалификация, представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Например, судебным решением устанавливается запрет на осуществление:

    — организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

    — полномочий члена совета директоров;

    — предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

    Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление деятельности в области предпринимательства. Это показывает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Данный запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это взаимосвязано тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

    Первый раз понятие «дисквалификация» в современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 9 данного Закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.

    С вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее Кодекс административных правонарушений) дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания. По данному кодексу дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В настоящее время дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

    В представленной работе я намереваюсь рассмотреть вопросы, связанные с дисквалификацией как видом административного наказания, а именно:

    — показать субъекты административной ответственности, к которым может быть применено подобное наказание;

    — определить основания применения этой меры, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях РФ;

    — рассмотреть порядок рассмотрения дел об административных нарушениях, которые могут повлечь за собой наказание в виде дисквалификации;

    — рассмотреть, как происходит исполнение постановления суда о дисквалификации, обращая особое внимание на ведение реестра дисквалифицированных лиц;

    — на проблемах толкования и применения правовых норм остановиться, касающихся дисквалификации, и предлагаемых специалистами путях их решения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    1. Общая характеристика административных наказаний

    Источники


    1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

    2. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.

    3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
    4. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
    5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
    Дисквалификация как вид административного наказания
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here