Действует ли мораторий на проверки малого и среднего бизнеса

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Действует ли мораторий на проверки малого и среднего бизнеса" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Принят закон, направленный на снижение административного давления на малый бизнес

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

[2]

В числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

[3]

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса

Законодательство о проверках малого бизнеса в 2018 году

Порядок проведения проверочных мероприятий в отношении компаний и частных предпринимателей со стороны организаций госконтроля урегулирован законом «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Порядок проведения контролирующих мероприятий со стороны госорганов в отношении мелких бизнесменов определяется ст. 26.1 указанного акта.

К мелким, согласно ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, причисляются фигуранты, соответствующие одному из критериев, предусмотренных п. 1.1 ст. 4, а также предприятия:

  • имеющие штат сотрудников не более 100 единиц;
  • получившие за предыдущий годовой период предпринимательский доход не более 800 млн руб.

Проверки малого бизнеса отложены на 5 лет или на 3 года? Действует ли мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году?

В соответствии с перечнем поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014 № Пр-2821 от 05.12.2014 был подписан закон «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 246-ФЗ, который внес крайне важные для малой коммерции коррективы в закон № 294-ФЗ. Так, ст. 26.1 определила, что в отношении мелкой коммерции, за исключением субъектов, о которых шла речь выше, запланированные проверки не проводятся с 01.01.2016 по 31.12.2018. Следовательно, общий период моратория составил 3 полных года.

Рассматриваемое правило породило ряд прав и обязанностей для обеих сторон проверочного процесса. Так, субъект вправе обратиться в контролирующие госорганы с заявлением об исключении из годичного графика проверок. Если информация подтвердится, то организация исключается из графика проверочных мероприятий.

В обязанность государственных органов входит проверка отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в том числе при структурировании ежегодных графиков проверочных мероприятий. Если в результате оказывается, что проверки в отношении организации проводить нельзя, такая фирма исключается из графика. Если же тот факт, что организация относится к субъектам малого предпринимательства, устанавливается в ходе проверочных мероприятий (то есть тогда, когда проверка уже начата), контролирующий орган обязан в силу ст. 26.1 ФЗ № 294 прекратить проверку.

Для всех ли случаев установлен запрет на внеплановые проверки малого бизнеса в 2018 году?

Несмотря на мораторий на проверки малого бизнеса, в некоторых случаях осуществление проверочных мероприятий допустимо. Так, согласно п. 2 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ, коммерческая структура может включаться в проверочный график, если имеются сведения о том, что в отношении субъектов, подпадающих под мораторий, не более 3 лет назад было применено административное наказание в виде:

  • дисквалификации;
  • приостановления деятельности;
  • приостановления/аннулирования лицензионной документации.

Либо такое наказание было назначено за серьезные административные нарушения.

Однако эти положения касаются лишь планового контроля. Если исходить из буквального толкования нормы п. 1 ст. 26.1 ФЗ № 294, то мораторий на проверочные мероприятия малого бизнеса внепланового контроля не коснулся вообще. Таким образом, если наличествуют основания, предусмотренные ст. 10 закона № 294-ФЗ, незапланированные контролирующие мероприятия могут и должны быть проведены, даже если фигурантом является субъект малой коммерции.

Как видите, существующее приостановление проверок в отношении мелких коммерсантов имеет большие ограничения в своем применении. При этом только факта принадлежности к категории малого бизнеса недостаточно для того, чтобы полностью исключить возможность государственного контроля.

Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса планируют продлить до 2022 года

sergign/ Shutterstock.com

В настоящий момент субъекты малого предпринимательства, не допускавшие нарушений в течение трех последних лет, имеют право на освобождение от плановых проверок с 1 января 2016 года до 31 декабря текущего года включительно. Исключение составляют предприятия и ИП, осуществляющие деятельность в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. д. (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Как сообщается на сайте Открытого Правительства, заместитель председателя правительства – руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Приходько поручил Минэкономразвития России и Генеральной прокуратуре РФ подготовить поправки в законодательство, продлевающие указанный мораторий до 2022 года по видам госконтроля, которые пока осуществляются без применения риск-ориентированного подхода.

Читайте так же:  Что входит в обязанности риелтора при продаже квартиры

Как предотвратить неправомерные действия трудовой инспекции в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право «

Также Открытое Правительство приводит данные статистики, согласно которым за время действия «надзорных каникул» от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тыс. субъектов предпринимательства. При этом риск-ориентированный подход уже применяется по более чем 40 видам и подвидам государственного контроля и надзора, в том числе по 7 видам регионального контроля. Подчеркивается, что в этом году плановые проверки не будут проводиться в отношении около 60% подконтрольных субъектов, которые по экспертным оценкам будут отнесены к низким категориям риска.

Напомним, что с 13 марта определена периодичность проведения плановых антимонопольных проверок в зависимости от категории риска проверяемых лиц. Так, организации, отнесенные к категории среднего риска, будут проверять не чаще одного раза в 3 года; организации, отнесенные к категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет; а организации, отнесенные к категории низкого риска, проверять не будут.

Мораторий на проверки малого бизнеса

Сейчас на территории Российской Федерации действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Что он собой представляет? Как им можно воспользоваться? О чем необходимо знать предпринимателям и структурам, которые решили отдохнуть от чиновничьей бюрократии? Об этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Государственный контроль, с которым многие встречаются в виде плановых проверок, часто становится сложным испытанием для тех, кто ведёт коммерческую деятельность. Поэтому не удивительно, что в Российской Федерации был введён временный запрет на это дело. Но здесь следует отметить один момент – защита обеспечена исключительно от плановых проверок со стороны государственных и муниципальных органов. Действует он в период с 2016 г. и по конец 2018 года. Мораторий на проверки бизнеса можно будет оценить после того, как закончиться весь отведенный срок. Но подвести промежуточные итоги можно уже сейчас.

Особенности

Следует отметить, что кричать «Ура!» могли не все предприниматели. Было несколько исключений. Так, не были отменены проверки в отношении лиц, что вели деятельность в сферах образования, здравоохранения и общественности. Также если раньше были допущены грубые нарушения с позиции КоАП Российской Федерации (и они были выявлены в предыдущем периоде), и при этом не прошло хотя бы трех лет, то субъект тоже не подпадает под защищенный режим.

Но бывает и такое, что было получено освобождение от надзора, но предприятие всё так же числится в числе тех, кого должны проверить. В таком случае оно может подать запрос на своё изъятие из этого списка. Следует отметить, что отмена проверок не была произведена и в нескольких стратегически важных направлениях вроде пожарного надзора, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений для субъектов, что эксплуатируют опасные производственные объекты.

Также при определённых условиях сохраняется экологический и радиационный контроль. Ещё не повезло тем, кто имеет доступ к государственной тайне, управляет многоквартирными домами и следит за аудиторскими организациями.

Если же субъект считается таковым, на которого распространяется мораторий на проверки, то проведение процедуры будет считаться грубым нарушением, и её итоги будут признаны недействительными.

Какие последствия?

Ещё больше года будет действовать мораторий на налоговые проверки. Малый бизнес, который смог в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, ощущал себя спокойно на протяжении длительного времени. Но позитивные сдвиги будут не только для субъектов предпринимательства, но и для контролирующих органов. В чем же дело?

Есть такой федеральный закон как 294-ФЗ, где было внесено такое понятие как «риск-ориентированный подход». Он предполагает оптимизацию ведения деятельности, что позволит снизить издержки во время осуществления проверок. Нормы, регулирующие риск-ориентированный подход будут действовать с 1-го января 2018 года. Поэтому когда субъекты предпринимательской деятельности, которых сейчас защищает мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, потеряют свой зонтик, они смогут оценить, насколько изменилось качество обслуживания со стороны государства.

Преследуемые цели

А что же должно получиться в итоге? Хотя о регулирующем ситуацию законе начали заботиться ещё в конце нулевых годов третьего тысячелетия, так уж вышло, что значительные подвижки произошли только в 2014, и он оказался очень к месту. Так, мораторий на проверки позволяет упростить работу малого бизнеса и поддержать его в тяжелой экономической ситуации, в которой сейчас пребывает Российская Федерация.

Это является составной частью плана об уходе от так называемой палочной системы, что предусматривает оптимизацию взаимодействия и расширение возможностей для апелляции по несправедливым решениям. Возможно, что в последующем отдельные положения, что имеет мораторий на проведение проверок, в будущем приобретут постоянный и системный характер.

На кого он нацелен?

В первую очередь необходимо понимать, что от проверок освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность в рамках закона и согласно установленным правилам. То есть для тех, кто не причинял государственным органам неприятностей и не вызывал интереса с правовой точки зрения, и были сделаны эти послабления.

При этом справедливо рассуждали, что если человек/организация не совершает нарушений, то зачем за ним следить? Но расслабляться всё же не стоит – ведь право на осуществление внеплановых проверок всё же осталось. Поэтому, если возникнет прецедент, грубо нарушающий установленные правила, и об этом станет известно контролирующим органам, то мораторий не поможет.

Возможность продления

Сейчас довольно часто можно услышать слова о том, что мораторий на проверки малого бизнеса необходимо продлить. Чаще всего о таком говорят из-за неутешительного положения дел в вопросе обеспечения правового взаимодействия представителей государственных органов и субъектов предпринимательства. Но это в большей мере относится к ситуации, когда сотрудниками соответствующих служб сознательно игнорируется закон.

В целом же сейчас благодаря повсеместной автоматизации процессов, субъекты экономической деятельности, действующие по серым и черным схемам довольно быстро выявляются. Так, для этого используется сопоставление значений деклараций, отдельных налоговых накладных и множество иных инструментов. В случае с честными субъектами экономической деятельности плановые проверки только отнимают время, хотя и являются обязательными. Тогда как в случае с преступными элементами — у государства есть множество иных доступных инструментов.

Читайте так же:  Доверенность на получение посылки на почте - образец

С позиции государственных органов

Ранее в статье излагалась точка зрения предпринимателей. А что по этому поводу думают государственные служащие? Начать можно с президента Российской Федерации В. В. Путина. Он ещё в 2014 году выражал неудовольствие от того, что послабление надзора за субъектами предпринимательской деятельности ведётся значительно медленней, нежели рассчитывалось первоначально. Поэтому он сообщает, что выступает за облегчение жизни рядовых граждан, в том числе и ведущих коммерческую деятельность.

Государственные служащие рангом поменьше тоже выступают за мораторий. Но причины такой позиции явно прозаичней и проще: им в таком случае придётся меньше работать. Не секрет ведь, что большинство людей хотело бы просто получать деньги и ничего не делать. Но в целом и общем они приветствуют систематизацию и актуализацию данных, которые предоставляются предприятиями. Мораторий же даёт определённую передышку для того, чтобы разобраться с накопившимися делами и провести подготовку государственных органов для выхода на новый уровень.

В заключение

И что же можно сказать напоследок? Подводя итог, следует отметить ещё раз, что хотя мораторий на осуществление проверок и является довольно позитивным моментом, но нам необходимо работать над улучшением ситуации на системном уровне. Ведь если всё будет нормально работать и функционировать, то не будет надобности и прибегать к определённым временным мерам. Хотя сказать о том, что удастся в ближайшее время достигнуть определённой идеальной ситуации, нельзя. И дело тут не только в государственных служащих и законах.

Наш мир постоянно изменяется, возникают новые условия, направления и многое другое. Поэтому, даже если бы мы имели самых совершенных государственных служащих и принимаемые ими законы – даже тогда вряд ли нам под силу было бы реализовать идеальную ситуацию, которая не требует вмешательства. Главное помнить – ничего не создаётся на ровном месте. Поэтому, если есть желание улучшать свою жизнь и существование близких людей, то над этим необходимо работать. Нужно взаимодействовать с органами государственной власти, предлагать им свои видения на различные вопросы, возможно – даже идти на конфликт, отстаивая свои интересы.

Энциклопедия решений. Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства

Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства

Закон N 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018 (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). А при подготовке планов проверок на 2017 и 2018 годы надзорные органы обязаны выяснить у Федеральной налоговой службы, не являются ли субъектами малого бизнеса те лица, которые эти органы собираются включать в свой План. ФНС России обязана отвечать на такие межведомственные электронные запросы в течение 5 рабочих дней (п. 3.1 Правил подготовки органами контроля и надзора ежегодных планов проведения плановых проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, далее — Правила подготовки планов).

Однако указанный запрет не является абсолютным. Более того, на практике мораторий коснется лишь небольшой группы проверок.

1. Мораторий не распространяется на внеплановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 и ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Запрет установлен в отношении исключительно плановых проверок, то есть таких, которые проводятся на основе заранее утвержденного плана с периодичностью не чаще чем 1 раз в три года (ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), либо чаще, если это предусмотрено федеральным законом, который описывает особенности проведения проверок в отдельной сфере государственного надзора (ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Внеплановые проверки в отношении малых и микропредприятий проводятся без ограничений!

2. Мораторий не распространяется на те виды проверок, которые не подчиняются требованиям Закона N 294-ФЗ. Следовательно, мораторий не коснется налоговых, полицейских (в рамках федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ), прокурорских, валютных, таможенных, страховых, банковских проверок, проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проверок деятельности организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением определенной информации, и т.п. (полный перечень см. в ч.ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

3. Мораторий не распространяется на некоторые виды проверок, которые специально указаны в п.п. 1-8 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. К таким, в частности, относятся проверки Госгортехнадзора и пожарных инспекторов в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; проверки обеспечения защиты гостайны; лицензионные проверки управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; проверки внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и т.д. (ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Важно обратить внимание на следующее: момент формирования плана (от которого и отсчитываются три года) — это такая дата, которая не установлена точно действующим законодательством. Правила подготовки планов предписывают только, что проекты планов должны быть представлены в прокуратуру для согласования не позже 1 сентября текущего года. Следовательно, формирование плана начинается раньше, а его конкретные сроки зависят от конкретного ведомства. Например, началом формирования плана по трудовым проверкам является 1 июля года, предшествующего году проверочных мероприятий (абз. 2 п. 2.2 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 N 455). Вероятно, по данному вопросу будет сформирована определенная судебная практика.

Как следует поступить организации или предпринимателю, если они считают, что подпадают под мораторий, однако из содержания ежегодного плана понятно, что в их отношении проверка уже запланирована?

Во-первых, они вправе подать заявление об исключении проверки в отношении их из ежегодного плана, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. Порядок подачи такого заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также порядок рассмотрения этого заявления определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция реорганизации ооо в форме выделения

Во-вторых, в момент начала плановой проверки можно представить проверяющим документы об отнесении к субъектам малого предпринимательства и указать на отсутствие основания для плановой проверки. Очевидно, что пакет документов может быть тем же, что и для заявления об исключении проверки из ежегодного плана (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). Если у проверяющих не будет данных о вышеуказанном административном наказании по итогам предыдущей проверки (см. п. 5), то проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки (ч. 7 ст. 26.1, ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Судебный вердикт: мораторий на проверки не мешает их проведению

Предмет спора: ФСС оштрафовал организацию за непредставление запрошенных в рамках плановой проверки документов. При этом организация была отнесена к субъектам малого бизнеса, и в отношении нее действовал запрет на плановые проверки в течение трех лет.

За что спорили: 36 600 рублей

Кто выиграл: ФСС

Оспаривая решение ФСС, юрлицо отмечало, что Федеральный закон от 13.07.15 № 246-ФЗ ввел ограничения на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Между тем, спорные документы были запрошены именно в ходе такой проверки. Организация направила в ФСС перечень документов, которые подтверждали, что она попадает под мораторий, и проверки в ее отношении проводиться не должны. Таким образом, ФСС не вправе проводить проверку и, тем более, штрафовать за непредставление запрошенной документации.

Суд кассационной инстанции отклонил данные доводы организации, признав законность решения ФСС.

Кассация указала, что названный закон действительно вводит мораторий на проверки малого бизнеса. Мораторий действует в период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Между тем, положения этого закона не применяются при осуществлении контроля над уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внебюджетные фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов, невзирая на введенный мораторий. В том числе, они могут запрашивать у плательщиков всю необходимую документацию, связанную с уплатой взносов. В свою очередь, непредставление документов дает право ФСС наложить на проверяемую организацию штраф.

В спорном случае организация не представила в ФСС комплект запрошенных документов в ходе проводимой проверки. Следовательно, заключил суд, у ФСС имелись все законные основания для привлечения организации к ответственности.

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Без Плановых Проверок До 2022 Года!

Приветствую, друзья! Здесь вас ждёт интересная новость касательно проверок ГИТ, РТН, РПН, МЧС и т.д. Читайте на здоровье

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько. Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019—2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и ещё больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан ещё один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришёлся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Читайте так же:  Акт приема-передачи недвижимого имущества образец

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введён с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счёт роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьёзную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объёме не более 30% от плановых, ранее подчёркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объёму штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

На этом всё. Если новость понравилась, ставим рейтинговые звёздочки и подписываемся на рассылку анонсов, чтобы ничего не пропустить 😉 Спасибо за поддержку!

Проверки малого бизнеса: мораторий продлен

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который должен был закончиться к 01.01.2019, продлили до конца 2020 года (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Освобождение не касается:

  • Проверок, для которых действует риск-ориентированный подход. Низкая степень риска и так практически гарантия того, что плановой проверки у вас не будет.
  • Видов деятельности из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (здравоохранения, образования, соцсферы, теплоснабжения, электроэнергетики).
  • Нарушителей — организаций и ИП, которые в последние три года привлекались к ответственности за грубые нарушения, лишались лицензий или были дисквалифицированы.

Есть ли мораторий на налоговые проверки, читайте здесь.

Действует ли мораторий на проверки налоговой малого предприятия и какие основания для проверки и/п?

Я и/п, занимаюсь строительством частных жилых домов по программе «молодая семья. Наёмных рабочих у меня нет и налоги по отчётам я отправляю и оплачиваю вовремя. Какие могут быть основания у налоговой чтобы проверить мою отчётность?

Спасибо, всё понял

Ответы юристов ( 2 )

Какие могут быть основания у налоговой чтобы проверить мою отчётность?

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора – это конкретные обстоятельства или экономические показатели, которые свидетельствуют о том, что организация находится в «зоне риска» и может быть потенциальным нарушителем налогового законодательства. Для инспекции такие факторы – это сигнал к тому, чтобы включить организацию в план выездных проверок. Например, основанием для выездной проверки могут стать частые переезды организации с места на место или убытки в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку, даже если этих критериев нет или есть один. Например, низкая налоговая нагрузка.

В вышеуказанной статье есть расчетчики «Риск налоговой проверки» и расчетчик налоговой нагрузки., которые помогут понять возможна ли у вас проверка

А как же мораторий?

закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).

В этот закон внесена новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.
https://www.garant.ru/news/118.

  • 8,5 рейтинг
  • 667 отзывов

Тот мораторий, который Вы имеете ввиду действительно существует, на основании Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года…

Но эти положения не касаются тех мер государственного контроля (надзора), которые не регулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, к коим относятся в том числе и налоговые проверки (как и прокурорские, полицейские, таможенные и ряд других).

Читайте так же:  Законопроект о криминализации увольнения лиц предпенсионного возраста

Поэтому, что касается мероприятий налогового контроля, то такого моратория нет.

Ваша отчетность по налогам, которую Вы подаете и так проверяется в рамках камеральных налоговых проверок. Если у налоговиков возникнут вопросы относительно достоверности сведений в представленных документах они могут вызвать Вас для дачи пояснений, могут запросить документы у Вас и Ваших контрагентов, могут провести и выездную проверку.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Калинина Светлана Александровна
Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.


Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

[1]

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  5. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
Действует ли мораторий на проверки малого и среднего бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here