Что такое конфликт интересов на госслужбе и как его избежать

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Что такое конфликт интересов на госслужбе и как его избежать" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

магистрант, кафедра конституционного и финансового права юридического факультета, ПГНИУ,

На основе легального определения, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» [4], мы можем выделить основные признаки конфликта интересов на государственной службе: 1) наличие специального субъекта; 2) наличие личной заинтересованности субъекта; 3) влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных обязанностей.

Во-первых, следует определить субъекта отношений, в которых возникает конфликт интересов, и, соответственно, установить, на какой круг лиц распространяются данные нормы. Легальное определение не дает ответа на вопрос, замещение каких именно должностей предполагает обязанность по урегулированию конфликта интересов.

Законодателем была предпринята попытка внести ясность в данный вопрос путем введения ч. 3 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции», в которой перечислен круг субъектов, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Однако, данная норма имеет неисчерпывающий характер, поскольку предусматривает возложение обязанностей, связанных с конфликтом интересов, на «иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Следовательно, норма является бланкетной, отсылающей нас к федеральным законам в целом, не указывая конкретных законов, предусматривающих соответствующие категории лиц. Данная ситуация говорит о правовой неопределенности и способна, на наш взгляд, порождать противоречивую правоприменительную практику, связанную с различным толкованием федеральных законов.

Полагаем, что наиболее адекватным решением проблемы будет являться замена бланкетной нормы об иных категориях лиц на нормы, в которых будет исчерпывающим образом определен круг субъектов конфликта интересов, в результате чего будет устранена необходимость поиска норм в специальных федеральных законах.

Во-вторых, необходимо определить содержание понятия «личная заинтересованность». Исходя из буквального толкования закона, личная заинтересованность представляет собой возможность получения различных материальных выгод. Однако, в юридической литературе распространен более широкий подход: это основанное на должностных полномочиях намерение государственного служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ самим государственным служащим, членами его семьи или другой близкой ему социальной группы [1].

В уголовном праве личная заинтересованность также не рассматривается как носящая исключительно корыстный, материальный характер: разъясняется, что она может быть направлена и на получение нематериальных выгод [5].

Следует также заметить, что официальный представитель Правительства РФ Т.В. Блинова, отвечая на вопрос о том, почему в новой редакции ФЗ «О противодействии коррупции» не указано на получение нематериальной выгоды, сообщила следующее: «В Законе установлена именно личная заинтересованность, а то, какие у нас с вами есть имущественные и неимущественные права и чем они регулируются, — просто не нормы этого Закона. Да, безусловно, здесь может быть личная как материальная, имущественная, так и моральная заинтересованность соответственно, здесь просто «личная заинтересованность» [2].

Полагаем, что в данном случае закон подлежит расширительному толкованию. Исходя из значения понятия личной заинтересованности в уголовном законодательстве, разъяснениях Верховного Суда РФ, можно сделать вывод о единстве содержания данного понятия в различных отраслях законодательства. В противном случае уголовное законодательство устанавливало бы ответственность за то, что не предусмотрено законодательством о противодействии коррупции как нарушение.

Следовательно, под личной заинтересованностью должна пониматься как материальная, так и нематериальная заинтересованность. При этом, на наш взгляд, для исключения противоречивых толкований необходимо дополнить ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» указанием на то, что под личной заинтересованностью понимается также возможность получения выгод неимущественного характера.

Необходимо также обратиться к вопросу о том, какими лицами могут быть получены перечисленные материальные и нематериальные выгоды. Законодателем не разграничена прямая и косвенная личная заинтересованность. Однако, можно предположить, что критерием разграничения является именно субъект, получающий те или иные выгоды; в таком случае под прямой заинтересованностью следует понимать получение выгод самим должностным лицом, а под косвенной – всеми третьими лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

Говоря о получении выгод третьими лицами, отметим, что, на наш взгляд, круг лиц, охватываемых понятием личной заинтересованности, является весьма широким и недостаточно определенным. При установлении таких субъектов, как само должностное лицо и лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, неясности не возникает. Однако установить на практике, с какими гражданами или организациями указанные лица связаны «имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями», достаточно проблематично, учитывая обширность социальных связей между людьми, а также широкое содержание и открытый характер понятия «иные близкие отношения».

Анализируя третий признак конфликта интересов, связанный с влиянием личной заинтересованности на исполнение полномочий, отметим, что при выявлении такой личной заинтересованности необходимо учитывать уровень интенсивности связей, отношений между лицами.

Наконец, необходимо определить, что представляет собой «надлежащее, объективное и беспристрастное» исполнение должностных обязанностей. Данное понятие является, безусловно, оценочной категорией, поскольку отсутствуют конкретные критерии объективности и беспристрастности.

В качестве одного из критериев в юридической литературе предлагается транспарентность – открытость, прозрачность решения, принимаемого должностным лицом. Однако, как отмечает А.Ф. Ноздрачев, транспарентность решения не во всех случаях дает основания оценивать его как объективное, необходимое, надлежащее и непредвзятое. Кроме того, не все решения в публичной сфере могут быть прозрачными, что связано с необходимостью защиты интересов государства и общества [3].

Следовательно, неизбежно наличие элементов субъективности в оценке действий (бездействий), решений должностных лиц. Для повышения объективности оценки действий должностных лиц необходимо основываться, как рекомендует А.Ф. Ноздрачев, только на реальности фактов, а не на том, что можно предполагать относительно возможности действий должностного лица.

Таким образом, признаки конфликта интересов на государственной службе недостаточно четко определены в ФЗ «О противодействии коррупции». Представляется необходимой конкретизация перечисленных признаков с целью достижения правовой определенности и единообразного понимания такого многоаспектного явления, как конфликт интересов.

Список литературы:

  1. Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 10. Т. 36. С. 157.
  2. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Т. 29 (244). 2014 г. Весенняя сессия. 23 апреля – 20 мая. М.: Издание Государственной Думы, 2016. С. 679.
  3. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 39.
  4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  5. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Выписка из трудовой - образец

Таким образом, государственная гражданская служба – это прежде всего профессиональная деятельность, под которой понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях, то есть гражданскими служащими.

Все должностные обязанности, которые возложены на государственных гражданских служащих нужны для достижения целей и решения задач поставленных государством. Если ГГС буду четко и правильно выполнять свои функции и обязанности, то это благотворно отразится на достижении целей поставленные государством.

Для государственных гражданских служащих существует большое количество различных нормативно правовых актов, где прописано: как должен вести себя государственный служащий, что входит в его компетенцию, что государственный гражданский служащий не должен делать, как карается любое его правонарушение, в т.ч. взятничество. Для борьбы с коррупцией существует отдельный Федеральный закон.

Конфликт интересов на государственной службе может быть вызван личной заинтересованностью гражданского служащего.

В таких случаях ГГС выбирает либо личную заинтересованность и извлечение выгоды, либо он нарушает Законодательство РФ и ставит под удар цели государства.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 02.07.2004 №79-ФЗ в статье 19 прописано как разрешается конфликт интересов на государственной гражданской службе.

Каждый кто знает о конфликте на государственной службе, должен незамедлительно сообщить в соответствующие органы. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов .

В процессе исполнения должностных обязанностей гражданский служащий должен постоянно оценивать свои действия , ситуации, условия, влияющие или могущие влиять на надлежащие исполнение их обязанностей. Государственный гражданский служащий ни одним своим действием не должен ставить под сомнение авторитет государственной власти.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ;

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ;

Глазарин, Т. С. Конфликт интересов на государственной службе, а также в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 224 с.: 60×90 1/16;

Братановский, С.Н. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля / Государство и право, №6, 2012;

Казаченкова, О. В. «Конфликт интересов на государственной гражданской службе».

Конфликт интересов на государственной службе

юридические науки

  • Филимонов Вячеслав Васильевич , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
  • ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Похожие материалы

Служение интересам общества — это основополагающая задача правительств и государственных учреждений. Граждане ожидают от должностных лиц государственных органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей. Общество все чаще ожидает, что правительства обеспечат условия, при которых частые интересы, деловые и иные связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или подорвать авторитет системы государственного управления. Требования общества к государственным органам постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.

Предотвращение и разрешение конфликтов интересов среди должностных лиц государственной службы являются одним из важных механизмов в сфере борьбы с коррупцией.

Термин «конфликт интересов» распространяется на публичные служебные отношения в сфере публичного управления и вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, могущих оказать влияние на исполнение его должностных обязанностей.

Под термином «конфликт интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. [1]

Данный фактор может спровоцировать столкновение интересов государственного учреждения либо государства, а также граждан, организаций, общества, на другой стороне будет личный интерес должностного лица в образе государственного или муниципального служащего. Следует отграничивать конфликт интересов от служебного спора, так как на основании последнего разрешаются трудовые правоотношения.

Под личной заинтересованностью мы понимаем возможность получить доход, который выражен в денежной или натуральной форме, в виде материальной выгоды, как для госслужащего, так и для членов его семьи, либо третьих лиц.

Также действующим законодательством на госслужащего возложена обязанность принимать действенные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.[2]

В случае возникновения конфликта интересов госслужащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Для предотвращения и урегулирования таких ситуаций непосредственным или вышестоящим начальником государственного служащего принимаются меры по отводу, которые заключаются в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных обязанностей. Кроме этого госслужащий может принять самостоятельные меры, выражающиеся в самоотводе или в отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. [3]

Под определение «конфликта интересов» подпадает большое количество типичных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Учитывая множество частных интересов, предоставить полный перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Однако мы отметим ключевые сферы, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Это в частности:

  • выполнение определённых функций государственного управления в отношении родственников или лиц, в отношении которых имеется личная заинтересованность государственного служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы, кроме (преподавательской, научной или творческой деятельности);
  • владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • получение ценных подарков и услуг;
  • имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • явное нарушение установленных запретов.

[1]

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, мер по его предотвращению или урегулированию, считается коррупционным правонарушением, которое влечёт утрату доверия с последующим увольнением виновного лица.

Поэтому, считаем важным принимать действенные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В этой связи необходим действенный контроль и надзор по исполнению законодательства о противодействии коррупции в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

Институциональные меры, такие как положительный внешний аудит или проверки, могут играть важную роль в управлении конфликтными ситуациями. Могут оказаться эффективными и другие меры, в том числе ограниченное или полное обнародование раскрытых интересов и/или формирование устойчивой культуры управления, поддерживающей добропорядочность.

Список литературы

  1. Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008;
  2. Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004;
  3. Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007.
Читайте так же:  Разъяснён вопрос о форме протокола разногласий по проекту контракта, размещаемого в еис

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, примеры

Российское законодательство содержит нормативы, призванные не допускать возникновения конфликта интересов на государственной службе, а также дает определение самому понятию рассматриваемого вопроса. Однако, конфликт интересов — достаточно сложный аспект нормативно-правового регулирования, особенно в отношении госслужащих, поэтому лучше всего рассматривать его существование и мероприятия по урегулированию на конкретных примерах.

Что такое конфликт интересов на государственной службе — понятие

Согласно нормативам российского законодательства, конфликт интересов на государственной службе — это ситуация, когда личная заинтересованность госслужащего в решении определенных задач, связанных с его должностными обязанностями, может повредить обществу или государству. Например, в случаях, когда при заключении договора на поставку государству какого-либо имущества или предоставление услуги у лица, ответственного за принятие решения, имеются родственники в компании-подрядчике или иные близкие лица.

В целом, с развитием антикоррупционных механизмов в российском законодательстве ежегодно принимаются дополнительные нормативно-правовые акты и принципы обеспечения прозрачности системы государственного управления. И именно вопросы, связанные с рассматриваемыми конфликтами, являются чаще всего основополагающими в разработке общегосударственной политики по борьбе с коррупцией.

Законодательное регулирование конфликта интересов на государственной службе

К нормативным документам, влияющим на рассматриваемый вопрос, можно отнести в первую очередь:

  • Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Его положения регламентируют принципы осуществления гражданской госслужбы в принципе, а также частные ситуации, связанные с несением службы. Законом рассматриваются основные нормативные принципы принимаемых государством мер по урегулированию конфликта.
  • Федеральный закон №273 от 25.12.2008. Именно в данном законе впервые было введено в российскую юридическую сферу само понятие конфликта интересов, а также установлены основные принципы его недопущения и урегулирования в случае возникновения.
  • Статья 81 Трудового кодекса позволяет уволить трудящегося по инициативе работодателя, если он не предпринял мер по недопущению конфликта интересов в рамках осуществления трудовых взаимоотношений. При этом данная статья может применяться и в отношении лиц, работающих не на государство, а на частные субъекты хозяйствования.

Примеры возникновения конфликта интересов на государственной службе

Проще всего рассмотреть ситуации, считающиеся конфликтными, на отдельных наглядных примерах. Это позволит понимать, когда именно необходимо предпринимать определенные меры по недопущению возникновения подобных случаев и их урегулированию без нанесения вреда государству или какой-либо из сторон. Так, к видам конфликтов интересов на госслужбе можно отнести следующие случаи:

  1. Реализация профессиональных обязанностей в рамках госслужбы в отношении близкого лица. Например — участие в аттестационной комиссии, проверяющей результаты работника, который является родственником или свойственником самого члена комиссии, или же наличие среди конкурсной комиссии близких людей для конкурсанта.
  2. Наличие собственности контрагентов, связанных с профессиональной деятельностью госслужащего. Например — акций, вкладов иных обязательств от юридических лиц, с которыми по долгу службы работает госслужащий.
  3. Принятие подарков от людей, зависимых от госслужащего лиц — граждан, контрагентов.
  4. Выполнение иной возмездной работы, в том числе с использованием сведений, которые могли быть получены за счет несения государственной службы.

Как урегулируется конфликт интересов на госслужбе

Обязанность по предотвращению или урегулированию имеющегося конфликта возлагается в первую очередь на самого госслужащего. Если возникает ситуация, которая может считаться провоцирующей конфликт, госслужащий обязан уведомить об этом факте своего непосредственного руководителя или работодателя при помощи докладной записки.

В отдельных случаях, соответственно положениям Указа Президента РФ №821 от 01.07.2010, могут формироваться специальные комиссии по урегулированию конфликтов интересов, в полномочия которых входит принятие решений в рамках рассматриваемых вопросов в связи с состоявшимися действиями, в которых может иметь место конфликт интересов. Кроме этого, данные органы обладают полномочиями проверки сведений о доходах госслужащего, правдивости указанной им информации и именно в них направляются заявления от госслужащих, которые хотят сообщить о невозможности предоставления той или иной информации.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Воробьева Мария Викторовна, специалист-эксперт юридического отдела Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве; аспирант кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

В предлагаемой статье автор рассматривает проблемные вопросы понятия конфликта интересов на государственной гражданской службе, анализирует действующее законодательство о государственной гражданской службе и антикоррупционное законодательство. Автором формулируются предложения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, материальная выгода, урегулирование, предотвращение, противодействие коррупции.

Conflict of interests at the state civil service

The author of the article viewed problems of the institution of conflict of interests on state civil service, studies the current legislation about state civil service and legislation about corruption counteraction. The author suggested recommendations on prevention and regulation of conflict of interests on the state civil service.

Key words: state civil service, conflict of interests, interest, material benefit, regulation, prevention, corruption counteraction.

В социологии под интересом понимается предмет или благо, на который могут претендовать одновременно две или более стороны. У каждой стороны есть область своих интересов, при достаточной активности обеих сторон области интересов пересекаются, тогда и возникает конфликтная ситуация .

Социальная психология: Энцикл. слов.: В 6 т. / Под ред. Л.А. Карпенко, М.Ю. Кондратьева, А.В. Петровского. Т. 4. М., 2006. С. 223.

В праве посредством данной категории выражаются притязания индивида, правовая и иная оценка явлений, действий в правовой сфере. Интерес выступает побудителем, своего рода ценностью и установкой действовать или не действовать. Проявляясь в правовой сфере, интерес становится признанным правом, им обеспеченным и охраняемым .

Тихомиров Ю.А. Интерес в публичном и частном праве: согласование и противоборство // Интерес в публичном и частном праве. М., 2002. С. 4.

Видео (кликните для воспроизведения).

В правовой сфере интересы принято делить в зависимости от субъектов: на частные и публичные. Стоит сказать о том, что любой интерес, независимо от его носителя, будет являться предметом правовой охраны. Частные и публичные субъекты в своей деятельности изначально преследуют различные цели, в связи с этим их интересы нередко сталкиваются друг с другом. В такой ситуации избежать в правовом регулировании конфликта между ними просто невозможно. Задача демократического правового государства состоит в том, чтобы насколько это возможно смягчить столкновения позитивных частных интересов и правовыми средствами способствовать компромиссному сближению публичного и частных интересов .

Данилов С.Ю. Соотношение публичных и частных интересов в деятельности государственных корпораций зарубежных стран // Там же. С. 64.

В конце XX века в нормативных правовых актах были предприняты первые попытки законодательно урегулировать конфликт интересов.

[3]

В российском законодательстве понятие «конфликт интересов» впервые появилось в законах о предпринимательской деятельности. В настоящее время данный термин используется в ст. 3 Федерального закона N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., в ст. 44 Федерального закона N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г., в ст. 35 Федерального закона N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. и др. При этом в некоторых из этих законов понятие «конфликт интересов» только присутствует, но не раскрывается его содержание, например в ст. 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В некоторых из законов дается полное определение этого понятия.

Читайте так же:  Образец протокола об уменьшении ук ооо

Применительно к государственной гражданской службе термин «конфликт интересов» начал применяться гораздо позже. Впервые об этом было сказано в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. В ней было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Как видим, изначально ключевым аспектом в разработке теории конфликта интересов на государственной службе рассматривалось противоречие между частными интересами государственного служащего и исполнением им его должностных обязанностей.

Позднее в ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было дано более развернутое определение конфликта интересов, но общий подход, принятый ранее в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, был сохранен. Стоит сказать о том, что в ранее действующем Федеральном законе о гражданской службе данный термин не использовался.

Так, согласно ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Постараемся раскрыть содержание этого понятия.

На наш взгляд, формулировка «объективное исполнение должностных обязанностей» в данном случае весьма оценочная. На практике возникает вопрос, кто на первой стадии возникновения конфликта интересов должен оценить, насколько гражданский служащий объективно исполняет свои обязанности. Представляется, что это должен делать либо сам гражданский служащий, либо его непосредственный руководитель. Тогда целесообразно было бы, на наш взгляд, в данном определении уточнить, что объективное исполнение должностных обязанностей гражданским служащим должно оцениваться в соответствии с положениями его служебного контракта и должностного регламента.

В соответствии с ч. 3 этой же статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (а именно лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с гражданским служащим: родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей и детей супругов), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

На наш взгляд, стоит подробнее остановиться на данном определении.

Во-первых, законодатель использует термин «материальная выгода», но в ст. 19 Федерального закона N 79-ФЗ не разъясняется, что именно следует понимать под материальной выгодой. В таком случае было бы полезно обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц пенсионного фонда РФ, членов общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений». В данном Постановлении под материальной выгодой понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Теперь обратимся к нашему определению личной заинтересованности гражданского служащего. В начале определения законодатель говорит о том, что под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо в натуральной форме, а затем использует формулировку доходов в виде материальной выгоды. Получается, что законодатель дважды говорит об одном и том же явлении. На наш взгляд, это некорректно. Необходимо либо убрать дублирующую формулировку из определения, либо указать в ч. 3 ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что именно следует понимать под материальной выгодой в данном Законе.

Во-вторых, законодатель использует термин «неосновательное обогащение». Представляется, что это недопустимо в данной формулировке, поскольку это явление характерно для гражданского оборота. По этому поводу справедливо заметила О.В. Казаченкова: «Сторонами в обязательствах вследствие неосновательного обогащения могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Гражданский служащий в силу своего особого статуса не может являться участником гражданского оборота. В связи с этим распространение гражданских норм на отношения, регулируемые законодательством о государственной службе, представляется неправомерным» .

Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журн. рос. права. 2006. N 3. С. 27.

В-третьих, законодатель говорит о гражданах и организациях, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Данная формулировка весьма расплывчата и в то же время достаточно универсальна. Например, гражданский служащий может взять кредит в банке или заключить договор аренды или договор займа с другим гражданином. Будут ли тогда эти случаи подпадать под данную формулировку? В таком случае это может стать средством воздействия на гражданского служащего со стороны руководства.

Позднее термин «конфликт интересов» был использован в антикоррупционном законодательстве. Но здесь сущность конфликта интересов претерпела некоторые изменения.

Так, во-первых, в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» законодатель уточняет, что личная заинтересованность служащего может быть прямой и косвенной. Можно предположить, что в данном случае речь идет не только о непосредственном получении служащим дохода в настоящее время, но и о создании условий для получения возможного дохода им в будущем. Но, к сожалению, без разъяснений в Законе данная категория на сегодняшний день остается оценочной.

Во-вторых, законодатель заменил оспариваемую нами формулировку «объективное исполнение должностных обязанностей» формулировкой «надлежащее исполнение». Это кажется вполне обоснованным.

В-третьих, в данном Законе уточняется, что личная заинтересованность может влиять не только на надлежащее исполнение служащим его непосредственных должностных обязанностей, то есть обязанностей на конкретной должности, но и общих служебных обязанностей в том числе. При этом следует помнить, что основные служебные обязанности для гражданских служащих установлены в ст. 15, 18, 20 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Читайте так же:  Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности

Определение личной заинтересованности в этом Законе также претерпело некоторые изменения.

Во-первых, одной из новелл является то, что законодатель исключил из данного определения указание на неосновательное обогащение, тем самым разграничив сферу публичных отношений и сферу гражданского оборота.

Во-вторых, законодатель вместо общей ранее употребляемой формулировки «доходы в виде материальной выгоды» в данном определении конкретизирует, говоря о том, что речь может идти о получении гражданским служащим доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В заключение стоит сказать о том, что государственная гражданская служба — это одна из тех сфер жизни, которая обладает огромным конфликтным потенциалом, поскольку в данной сфере приоритет отдается публичным интересам, а не частным интересам отдельного государственного служащего. Государственная служба, являясь публичным видом профессиональной деятельности, заранее подразумевает определенный отказ государственного служащего от своих конституционных прав, что компенсируется предоставлением ему дополнительных гарантий .

Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов, 2008. С. 236.

Именно поэтому, на наш взгляд, в Законе о государственной гражданской службе должно быть четко сформулировано понятие конфликта интересов, чтобы не было возможности двойного толкования на практике. Непринятие законодательных мер по урегулированию конфликта интересов может привести к серьезным последствиям. Многие важные вопросы в таком случае станут решаться по усмотрению руководителей, а права подчиненных им гражданских служащих при этом будут ущемляться.

Также необходимо проводить экспертизу законов на коррупциогенность для того, чтобы устранить те положения, которые могут стать, в свою очередь, предпосылками возникновения конфликта интересов на государственной службе в дальнейшем после вступления закона в силу. Тогда в повседневной трудовой деятельности гражданских служащих будет возможность на ранней стадии предвидеть появление конфликта, препятствовать дальнейшему обострению конфликтной ситуации, впоследствии оперативно и грамотно суметь его урегулировать.

Что такое конфликт интересов на госслужбе и как его избежать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

[2]

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Читайте так же:  Что изменится с 1 мая - обзор главных новелл месяца

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Источники


  1. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Что такое конфликт интересов на госслужбе и как его избежать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here